Проповеди епископа Феофана Затворника

Об авторе

Святитель Феофан Затворник, Вышенский
Дни памяти:  Январь 10,  Июнь 16 (Перенесение мощей)


В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Файлы для загрузки

  1. Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту, и на седмицу первую Великого поста
    1. В неделю мытаря и фарисея (из чего слагается полная праведность, или всеобъемлющая добродетель)
    2. В неделю блудного сына (Покаяние — вот прямой и незаблудный путь спасения, а не праведность)
    3. В неделю мясопустную (О Страшном Суде)
    4. В неделю сыропустную (Основное чувство сердца есть грусть: природа наша плачет о потерянном рае)
    5. В среду седмицы первой Великого поста (умягчение и сокрушение сердца одно заменяет все правила и все руководства, как готовиться к покаянию)
    6. В пяток седмицы первой Великого поста (Полночное молчание устроим мы в душе и сретим так Господа)
    7. В субботу седмицы первой Великого поста (Мы приняли врача и вседейственное врачевство по Святом Причащении)
  2. Два слова о святом таинстве крещения
  3. Пять поучений о пути ко спасению
  4. Внутренняя жизнь [2]
    1. 1 Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело
    2. 2 Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему
    3. 3 Вводит внутрь и показывает, что там
    4. 4 Признак внутреннего благодатного оживления о Господе
    5. 5 Как блюсти, питать и возращать духовную жизнь, начатую в силу покаяния и святого причастия
    6. 6 Общее начертание течения духовной жизни по наведению от восхождения царей к воцарению
    7. 7 Жаждания нашего естества и верный способ утоления их
    8. 8 Чем и как питать душу, чтоб росла духовно
    9. 9 В силу Вознесения Господня надо нам сознавать себя вышними и вышних искать
    10. 10 Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении
    11. 11 Надлежит взять крест самоисправления; в чем он?
    12. 12 Завещание Господа со Креста: перечень христианских чувств и расположений
    13. 13 Главное - знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом
    14. 14 Свет ведения, свобода действий и покой сердца в Господе Иисусе Христе: к Нему и идите
    15. 15 Разные состояния и проявления благодати Божией в нас, верующих
    16. 16 Образ и подобие Божии в нас - в творении и восстановлении
    17. 17 Требуется самораспятие для восстановления нас в первобытное состояние
    18. 18 Брань со страстьми и опытность духовная
    19. 19 Монашество - жизнь страстеистребительная, путь к сердечной чистоте
    20. 20 Обитель в городе - открытая борьба с страстьми и похотьми мира пред лицом мира
    21. 21 Всеоружие для духовной брани
    22. 22 Как исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде?
  5. Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской
    1. 1. В неделю 12–ую по Пятидесятнице (Воодушевляясь примером Иова, благодушно перенесем постигшее нас бедствие. Покаемся – и будем пощажены)
    2. 2. В день Успения Пресвятой Богородицы (Вчерашний пожар подновил страх наш. Придите же, восплачемся пред Господом)
    3. 3. В день попразднества Успения Пресвятой Богородицы (Следует ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас)
    4. 4. В неделю 13–ую по Пятидесятнице (Спокойствие начинает осенять город наш. Устремляйте очи ума вашего в будущее, — в то благо, которое будет принесено нас скорбию)
    5. 5. В неделю 14–ую по Пятидесятнице (Что же это было с нами и что вышло из того, что было?)
    6. 6. В субботу седмицы 15–ой по Пятидесятницы (Милость и Суд у Господа скоры, или грозное внушение всем всюду покаяться)
    7. 7. В субботу седмицы 15–ой по Пятидесятнице (Господь хотел испытать, не привязаны ли мы к тленному)
    8. 8. В субботу седмицы 16–ой по Пятидесятнице (Бог есть Домовладыка в мире сем. Поразил – но и исцелит)
    9. 9. В неделю 17–ую по Пятидесятнице (Подражайте древним пророкам. Плачьте теперь и всё призывайте к плачу опять)
  6. Небесный Покров над нами
    1. Глава 1. Небесный над нами простерт Покров Святых; как сподобиться милостей их?
    2. Глава 2. Обозревая рай небесный мысленно, заимствуй от небожителей добрые качества их и прививай к себе.
    3. Глава 3. Небожители образовались для неба на земле, в Церкви Божией. Живи по духу Церкви, — и ты будешь принят в среду их.
    4. Глава 4. Богородице на праздники Ее какие подобает приносить цветы и букеты добродетелей.
    5. Глава 5. Божия Матерь примером своим учит всякой добродетели.
    6. Глава 6. Покров Божией Матери означает, что милости Ее к нам всегда готовы: когда и как удобнее сретать их.
    7. Глава 7. Какая бы не теснила нужда, притекай к Владычице Богородице. Опыты.
    8. Глава 8. Ум наш бывает или Михаил Архангел, или сатана.
    9. Глава 9. Имея вечно жить с небесными силами, надо здесь навыкать их нравам и делам.
    10. Глава 10. Как сделать, чтоб всегда сподобляться Ангельской помощи.
    11. Глава 11. Св. Предтеча всею жизнию своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем.
    12. Глава 12. Чему учат Петр и Павел значением имен своих и изменением прежних.
    13. Глава 13. Чему учит обилие св. мощей?
    14. Глава 14. Святой благоверный великий князь Александр Невский дает уроки твердости и постоянства в вере и в ревности о жизни по вере.
    15. Глава 15. Св. Александр Невский, как и все Святые, готов помочь; но надлежит нам и самим искать того, о чем просим.
    16. Глава 16. Путь духовного преуспеяния на примере св. Варлаама Хутынского.
    17. Глава 17. О тесном и прискорбном пути, с примера св. Варлаама Хутынского.
    18. Глава 18. С какими мыслями приходить на праздники Святых, и что износить от них?
    19. Глава 19. Урок от Благовещения: взойди в обрадованное состояние, и благовествуй, земле, радость велию.
    20. Глава 20. Урок от лица Божией Матери: украситесь добродетелями, как Она зрится преукрашенною ими, предстояще Богу.
    21. Глава 21. Урок всякому от лица Апостола Фомы: не буди неверен, но верен.
  7. Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни
    1. В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ (не надейся на свою праведность)
    2. В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ (самодовольство и самооправдание – это самая пагубная прелесть)
    3. В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ (убеждение усовестить душу возыметь стыд и омерзение ко греху и греховному состоянию своему)
    4. В НЕДЕЛЮ БЛУДНОГО СЫНА (Церковь хочет возвесть нас до воодушевленной решимости, оставляя грех, идти путем правым к Отцу Небесному)
    5. В НЕДЕЛЮ БЛУДНОГО СЫНА (что значит пробудиться от сна греховного)
    6. В НЕДЕЛЮ БЛУДНОГО СЫНА (О покушениях и уловках врага, ищущего поглотить всякого ревнителя добра и чистоты)
    7. В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ (Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшного и будем носить ее непрестанно)
    8. В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ (Тайна подготовления оправдательного решения на Страшном Суде)
    9. В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ (О Втором и страшном пришествии Господа нашего Иисуса Христа (сокращенно из слов святого отца нашего Ефрема Сирианина на второе пришествие))
    10. В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ (о деле памятования о том, откуда ниспали мы)
    11. В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ (в пост в последний раз дано нам время на покаяние)
    12. В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ (пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его)
    13. В СРЕДУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (главное для нас дело есть очищение совести)
    14. В СРЕДУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (О познании грехов и самопознании)
    15. В СРЕДУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Духовный отец – лицо всего человечества; не стыдись обличать себя на исповеди)
    16. В СРЕДУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Скорбь о грехах и решительное изменение на лучшее составляет сердце говения)
    17. В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (В сподоблении Святого Причастия не конец, а начало трудов и подвигов)
    18. В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (О духовном удовольствии молитвенного пребывания с Господом)
    19. В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Действительное изменение и исправление жизни – цель всего устроения нашего спасения)
    20. В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Сколько вас ни есть, у всякого есть весь Господь)
    21. В СУББОТУ СЕДМИЦЫ ПЕРВОЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу)
    22. В НЕДЕЛЮ ПЕРВУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Что должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа; и в ком нет Господа)
    23. В НЕДЕЛЮ ПЕРВУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Как надо держать себя, чтоб избежать новых падений во грехи)
    24. В НЕДЕЛЮ ПЕРВУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Если падешь снова, кто знает – встанешь ли?)
    25. В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Какие у нас части естества, какие на них нападения и какие против них орудия духовного нашего воинствования)
    26. В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Самые главные приемы, чтоб обеспечить за вами успех борения)
    27. В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Каким образом бывает, что когда мы губим себя, — не губим, а спасаем)
    28. В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Борцы страстей, не ослабевайте и льстивым речам их не внимайте)
    29. В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (что такое есть распятие мира нам и нас миру)
    30. В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (Или погибать, или быть на кресте самораспинания)
    31. В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (О трех видах крестов; о крестах внешних)
    32. В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (О трех видах крестов; о крестах внутренних)
    33. В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (О трех видах крестов; о кресте преданности в волю Божию)
    34. В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (Вы взошли на крест, давши противиться греху)
    35. В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Изображение жития Святого Иоанна Лествичника; как сделаться полным подражателем Святого Иоанна)
    36. В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Главное содержание «Лествицы» и краткое очертание всего пути нашего к Господу, под видом восхождений по лествице)
    37. В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (О лествице, возводящей на небо, и о непощадении плоти)
    38. В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Превосходная для всех азбука, или о трех рядах подвигов)
    39. В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Вот нам и урок: не присвоять себе царствия небесного)
    40. В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Как нам поучиться в обращении святой Марии Египетской или о покровах греха)
    41. В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (О трех классах грешников, или какой ключ от двери покаяния?)
    42. В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех)
    43. ВО ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ (Утруждая плоть, потрудите и душу)
    44. В СРЕДУ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ (Как избежать участи Иуды горькой)
    45. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (Господь в нас! Озаботимся навсегда удержать его в себе)
    46. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (Тело и кровь Господа есть великий дар)
    47. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (Как хочешь, но устройся так, чтоб ты всегда был, как будто только что причастился)
  8. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него
    1. 1. Слово на 50–летний юбилей Санкт–Петербургской духовной академии (в чем православие и как блюсти и поддерживать его)
    2. 2. При вступлении на Тамбовскую паству (Полное начертание Православной истины и указание уклонений от него)
    3. 3. Проповедь перед Моршанскою паствою (Указание, что у нас и исповедание веры, и правила жизни, и благодатное освящение, и пастырское руководство – те же самые, как учреждены Господом чрез Апостолов, и увещание не уклоняться от сего)
    4. 4. В неделю святых отцов первого Вселенского собора (Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом, волею и сердцем, и где нет этого, там арианство)
    5. 5. В день Пятидесятницы (В день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит им в Церкви Православной дыхание это полно. А у других не полно или совсем отсутствует)
    6. 6. Слово пред Липецкою паствою (Общий строй жизни, требуемой Православием как условие спасения)
    7. 7. Слово пред Козловскою паствою (Предостережение пред увлечениями новизнами)
    8. 8. В день Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Богословие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – норма православного исповедания)
    9. 9. В неделю святых отцов первого Вселенского Собора (покорение ума иго веры – охрана Православия)
    10. 10. В неделю 12–ую по Пятидесятнице (О неизменности Православного исповедания)
    11. 11. На прощание с Тамбовской паствою (Увещание стоять в Православной истине, несмотря на наплыв ложных воззрений)
    12. 12. При вступлении на Владимирскую пасту (Что значит в Православном христианстве – тещи и неподвижну быть)
    13. 13. В день тезоименитства наследника цесаревича Николая Александровича (Прочность благоденствия государства не в благонравии только, но и в Православии)
    14. 14. В неделю по Рождестве Христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)
    15. 15. В неделю торжества Православия (Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины)
    16. 16. Пред Судогодскою паствою (Раскол – не старина, а новшество)
    17. 17. Пред Ландехскою паствою (Предостережение от расколоучителей)
    18. 18. Пред Шуйскою паствою (Общие предостережения от соблазнов в деле веры, жизни и благочестия)
    19. 19. В неделю 9–ую по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)
    20. 20. В понедельник седмицы 12–ой по пятидесятницы (Вступили в Церковь? Держитесь Церкви; юного спасения нет)
    21. 21. Во вторник седмицы 12–ой по Пятидесятнице (Держитесь Церкви, живите в духе ее – и спасетесь, от льстивых же учителей отвращайте слух)
    22. 22. В неделю двенадцатую по Пятидесятнице (Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
    23. 23. В понедельник седмицы 13–ой по Пятидесятнице (Раскольники не могут исполнить условий спасения, а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет)
    24. 24. В неделю 16–ую по Пятидесятнице (Владимир как губернский город должен быть примером для всех в губернии – и в ведении истин христианских, и в доброй жизни христианской, и в благочестии христианском)
    25. 25. В неделю 17–ую по Пятидесятнице (Как всякий может уяснить себе догматы символа вера посредством чтения для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей)
    26. 26. В неделю 18–ую по Пятидесятнице (Как неумеющему читать можно успеть в уяснении догматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому)
    27. 27. В неделю 19–ую по Пятидесятнице (Пример, как из дневных чтений в церкви извлекать себе уроки ведения и жизни христианской)
    28. 28. В неделю 21–ую по Пятидесятнице (Другой подобный пример)
    29. 29. В неделю 32–ую по Пятидесятнице (Сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись)
    30. 31. В неделю 20–ую по Пятидесятнице (Наше отношение к слову Божию как несомненно истинному)
    31. 32. В неделю 21–ую по Пятидесятнице (Как усвоять Слово Божие)
    32. 33. В неделю 24–ую по Пятидесятнице. В день освящения нового семинарского корпуса (начала веры в жизни христианской должно хранить неподвижными)
  9. Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам
    1. 1. На освящение придела святой великомученицы Екатерины (Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого)
    2. 2. На освящение храма в честь мученика Максимилиана (О благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться)
    3. 3. На освящение храма (О значении храма для жизни христиан)
    4. 4. На освящение храма (Храм – воспитатель духовной жизни)
    5. 5. На освящение храма (Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница)
    6. 6. На освящение Предтеченского теплого храма (Как в храме обучаться истинной молитве)
    7. 7. На устроение храма (Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь)
    8. 8. На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен)
    9. 9. В неделю 2–ую Великого поста, по случаю шума в храме в неделю торжества Православия (О благоговеинстве в храме)
    10. 10. На освящение Крестовоздвиженского храма (О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками)
    11. 11. На освящение храма (О приближении к детям Господа и Божией Матери чрез храм, и как им вследствие того относиться к храму)
    12. 12. Молитва в конце молебна в день открытия училища (Благослови, Господи, детовоспиталище сие!)
    13. 13. На освящение Крестового Христорождественского храма (О построении внутреннего в себе храма с напоминанием, что это не делает, однако ж, излишними храмы внешние)
    14. 14. На освящение придела в честь Иверской иконы Божией матери (Отображение в душе устройства скинии, в чаянии сподобиться обетования, данного скинии)
  10. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни
    1. 1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих)
    2. 2. Слово на новый год (Что такое обновление? Когда будут новое небо и новая земля, которых мы чаем? Объяснение слов Апостола «еще кто во Христе, нова тварь»)
    3. 4. Слово на Крещение Господне (Господь повелел Своей Церкви светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только через суд совести)
    4. 5. Слово на Крещение Господне (Как подобает вести себя крещенным на Крещение Господне? Место языческих обычаев при встрече нового года. О ясновидящей. Надо осознать неотложность дела своего спасения и проявить решимость в устремлении к Господу)
    5. 8. Слово на сретение Господне (как достигнуть блаженства Сретения Господа?)
    6. 9. Слово на Сретение Господне (Сретают Господа только ревностным исполнением заповедей. Это плод многотрудной деятельности и награды за труды. Сретение Господа – явление внутренней жизни человека)
    7. 10. Слово на Сретение Господне (Песнь преподобного Симеона «Ныне отпущаеши» означает предел чаяний человека – встреча с Господом и что такое царство Божие, которое внутрь нас есть)
    8. 11. Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича (Не считайте совершенствованием и преуспеянием (прогрессом) того, что охлаждает к вере и отчуждает от Церкви, что может довести не только до нарушения уставов веры и Церкви, но и до желания и требования перемен и отмен в них, что совсем может затмить светлый лик веры и вытесняет из памяти всякое помышление о нашем конце и назначении)
    9. 12. Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича (Что такое благоденствие? Непрерывность Божия попечительного устроения нашей участи во благо. Чем привлечь к себе благоволение Божие? Что такое веротерпимость? В государстве выше всего должна стать святая вера, а все другое ею управляться)
    10. 13. Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича (Наше благоденствие зависит и от нас, но определяется верностью и непоколебимостью начал, которых держимся. Это понятие о Боге, о всем тварном, о человеке, о мире с его началом, продолжением и концом)
    11. 14. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (О радости. Что значит, что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста – времени плача и сетования? Как Сын Божий входит в общение в нашим естеством, которое он назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело его)
    12. 15. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Воплощение Сына Божия – начало всего домостроительства нашего спасения. Велия благочестия тайна приходит в явление, совет предвечный открывается, премудрость, сокровенная от века и родов, провозвещается. Но тайна не перестает быть тайной)
    13. 16. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них? Войди в Царство Христово дверью покаяния; вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозмутимая и нескончаемая радость
    14. 17. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Что принесем мы в дар Богородице, через которую излилась на нас радость жизни? – Надо усвоить дух жизни ее: творить волю Божию без рассуждения)
    15. 26. Слово на Вознесение Господне (радость Церкви, празднующей Вознесение Господне, которое есть величайшее Его прославление. Что значит Вознесение Господа для мира видимого и невидимого?)
    16. 27. Слово на Пятидесятницу (Что значит «празднуем Духа пришествие»? Дух Божий ведет приемлющих его к предназначенному совершенству. Начало всему – покаяние, средина – труды и подвиги в очищении сердца от страстей, конец – священнотайное Богообщение)
    17. 28. Слово на Пятидесятницу (Что принесем мы в дар Господу, ниспославшему нам дар Святого Духа? Если будем возгревать дар Божий – дух, он не угаснет, если не оскорбим его, он пребудет в нас. А с ним и все обилие и полнота жизни духовной. А для этого надо пребывать в молитвенном и подвижническом труде по чину и уставу Церкви)
    18. 29. Слово на Пятидесятницу (Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий? – Живет и действует, когда есть в нас жизнь духовная. Дух, сочетанный с телом, поставлен в мире Божием быть жрецом, чтоб не только самому жить в Боге, но и все вещественное ввести чрез себя в общение Божественной жизни)
    19. 31. Слово на Преображение Господне (Своим Преображением Господь показывает до какой славы возводит он в себе человеческое естество, но преображение внутреннего человека невозможно без Божественной благодати, которая дается в святых таинствах)
    20. 32. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (Почему смерть Богоматери называется успением? Как подготовиться к исходу, чтобы встретить его не только без страха скорби, но и с охотою?)
    21. 33. Слово на успение Пресвятой Богородицы (Земная жизнь наша есть начало нашей бесконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. В каком бы виде жизнь не являлась на земле, всякая ведет к сей цели)
    22. 34. Слово на успение Пресвятой Богородицы (Успение Богоматери – упование перехода к жизни вечной. Смерть – общий удел, а слава по смерти – достояние веры чистой и живой)
    23. 35. Слово на коронацию (Что означает венчание царя – царское помазание? Хранение, возвышение и укрепление добрых расположений, составляющих истинную и благонадежную общественную жизнь, есть главное и всегдашнее наше дело)
    24. 37. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича (Чем мы можем удержать за собой милость Божию, чем продлить и упрочить благосостояние своего отчества? – Благодарным исповеданием милостей Господних; всецелою преданностью святой премудрой воле Божией; исполнением заповедей Божиих)
    25. 38. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича (Два празднества: предмет первого – начало исполнения надежд рода человеческого, второе – основание благих надежд нашего отечества. Порядок Божий требует, чтобы мы трудились до поту, устрояя свой быт и благоприятное нам течение дел наших, а успеха трудов своих ожидаем единственно от благословения Божия)
    26. 39. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича (Что такое три коренные стихии жизни русской: православие, самодержавие, народность?)
    27. 40. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Господь наш Иисусу Христос, крестом упразднив смерть, даровал нам в нем жизнь вечную, и всякий человек, желающий приобщиться этой жизни, должен подъять некоего рода крест. Вот сокращенное учение о жизни, даруемой Крестом)
    28. 41. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Крест Христов был лествицей восхождения из ада в рай для тех, которые жили до Господа Иисуса Христа. Для нас он есть лествица восхождения на небо тотчас про разрешении души от тела, но восходят по ней только те, которые обыкли ходить под крестом в настоящей жизни)
    29. 42. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Как от креста Господня – спасение всему миру, так от распятия нашего на своем кресте – спасение наше. Особенности иноческого креста)
    30. 43. Слово на введение во храм Пресвятой Богородицы (Верующие по следам Богоматери должны восходить во внутренний храм – пред лице Самого Царя и Бога. Ступени умного восхождения к Богу)
    31. 44. Слово на введение во храм Пресвятой Богородицы (Пред самым явлением Христа прекратились пророчества. Родившаяся и введенная во храм Пречистая Отроковица возвещает Христа. Что такое свет Христов и кто входит в него?
    32. 48. Слово на Рождество Христово (Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу. Кто вступил в общение с Господом, не может не радоваться)
    33. 49. Слово на Рождество Христово (В самый час рождения Христа всякая тварь, и разумная, и неразумная, славословила Христа. Радующиеся этой святой радостью не захотят знать других радостей. О современных увеселениях на Рождество)
    34. 50. Слово на второй день Рождества Христова (Как достойно встретить рождшегося Господа? – Вместе с пастырями – желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью – благоговейным упокоением в нем, вместе с волхвами – охотным шествием вслед Его, вместе с ангелами – благодарным славословием Ему)
  11. Сборник слов на разные случаи
    1. 1. Речь при наречении во Епископа Тамбовского (Возмогу ли оправдать надежды? Да даст Господь благодать и дар Духа!)
    2. 2. К воспитанницам Тамбовского института благородных девиц, после панихиды по благочестивейшей государыне императрице Александре Федоровне, в сорокой день (Что могли бы услышать из уст умирающей государыни, матери вашей)
    3. 3. К новоизбранным деятелям общественным (Хотите ли создать благо народно прочно – возгревайте в нем дух христианства)
    4. 4. На отпевание генерала В. А. Колобова (Подвигом добрым подвизался ты)
    5. 5. При отпевании господина почтмейстера П. П. Никольского (Ни одна жизнь не остается без следа)
    6. 6. Речь к воинам, только что обученным и отправляющиеся к месту назначения (Вручаем вас покрову и заступлению Владычицы Богородицы!)
    7. 7. На отпевание купца П. В. Козлова (В час сей мы – ученики, а ты – учитель)
    8. 8. На освящение водопровода в г. Муроме, в день венчания на царство государя императора Александра Николаевича (Вода естественная и вода духовная)
    9. 9. На погребение игумении женского Владимирского монастыря Серафимы (Смерть напоминает нам, что мы не дома)
    10. 10. На пострижение в монахи отца протоиерея г. Шацка, нареченного в монашестве Германом и предназначенного быть архимандритом Черниева монастыря (Существо иночества – быть едину с Единым Богом непрестанно)
    11. 11. На выбор членов земства, в день сретения иконы Боголюбской (Устроять порядки земства следует в духе христианском)
    12. 12. В день тезоменитства наследника цесаревича Николая Александровича (Три зла – настоящие, три зла – ожидаемые, и откуда нам ждать от них спасения)
    13. 13. Пред панихидою о наследнике цесаревиче Николае Александровиче (Скорбно, братие, глубоко скорбно!)
    14. 14. Пред прочтением манифеста о назначении нового наследника, ныне о Бозе почившего Александра Александровича (Царь правит царством. Сам же управляется сердцем, коим правит Господь)
    15. 15. На прощание с владимирскою паствою (Что будет впереди, кто определит? Спасайтесь о Господе!)
  12. Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще[3]
    1. И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают
    2. Благодарение и преданность Богу и заповедей Его хранение суть источники благоденствия народа
    3. Как добрая жизнь, исправная, есть крестоношение спасительное.
    4. Благочестие и добродетель–свидетельство присутствия в нас Св. Духа.
    5. Порядок преуспеяния в добродетелях.
    6. Движение веры в иерихонском слепце.
    7. Правило веры: познание ее, восприятие ее сердцем и введение в жизнь.
    8. О любви к Богу: какие признаки ее.
    9. Св. Иоанн Евангелист не позволяет говорить: веруй, как хочешь, только люби.
    10. Любовь — венец подвижнических трудов, — из тесного пути широкий.
    11. Побуждение любить Господа, и чем свидетельствуется сия любовь.
    12. Как научиться любить Господа.
    13. Признаки любви к Господу, и как преуспеть в ней?
    14. О милостыне, — что она сеятва, и что чем больше кто посевает ее, тем больше пожнет.
    15. Неосновательность отговорок от подаяния милостыни, и добрые мысли, побуждающие творить ее.
    16. Прощение долгов ближнему— спасение.
    17. Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост.
    18. Четыре слова о молитве
    19. Жизнь в Боге и с Богом
    20. Любовь - венец жизни христианской
  13. Примечания
  14. 1
  15. 2
  16. 3