Нынешнее апостольское чтение побуждает нас, братие, свою мысль, обыкновенно обращающуюся в области дольней, в области житейских страстей и земных помышлений, вознести в область высшей философии жизни размыслить о том, чем должны быть мы, именуемые христианами.
«Божие есмы творение, создани во Христе Иисусе», — говорит апостол. Итак, наша жизнь подчинена иным порядкам и законам, нежели жизнь прочих существ мира, да и не только существ мира вообще, но даже и всех людей, находящихся вне Церкви Христовой.
Доселе, говорит апостол, мы были жертвы по преступлениям и грехам нашим, жили по обычаю мира сего, исполняя желания плоти и помыслов. по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Ныне же
«Бог, богат сый в милости... сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи Христом» (
Еф. 2:1-5). Отныне над этой естественной жизнью с ее плотскими страстями созидается в нас новая духовная жизнь, чрез веру во Христа действием благодати Святого Духа. Основанием этой жизни, начало которой полагается чрез семя слова Божия, павшее в нашу душу, является любовь Божественная (
Лк. 8:10-15). Она, соединяя всех между собою, образует здание Церкви Христовой, которое, имея Христа краеугольным камнем,
«слагаясь стройно, возрастает в святый храм о Господе, на котором и мы
устрояемся в жилище Божие Духом. Ныне соделалась известною чрез Церковь даже
начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия», которая проявилась в спасении омертвевшего мира в стенах Церкви (
Еф. 2:20-22, 3:10).
Но как далек современный мир от разумения этой премудрости! Какое пустое и бессодержательное понятие о жизни хочет противопоставить он жизни, созидаемой в Церкви! Отказавшись от высших стремлений души на том основании, что они будто бы неосуществимы и мечтательны, он хочет остаться при одной физической жизни. В здоровой физической жизни, непрестанно вновь возникающей и обновляющейся, хочет он видеть неисчерпаемый источник творчества и сил, способных обновить духовную и физическую природу, залог непрестанного усовершенствования человечества. Так мыслит о жизни современное человечество в лице Золя («Плодовитость»), Ницше и других мыслителей, забывая, что если даже умножение живых существ и происходит непрестанно, если жизнь и не перестает производить все новые и новые явления, однако не может обновиться сам собою зараженный поток, когда заражен источник. И откуда могли бы возникнуть все более и более увеличивающиеся жалобы на «вырождение» современного человечества, если источник его жизни неистощим? Отчего усиливается на земле
«уныние народов и недоумение» (
Лк. 21:25), как найти выход из современного печального положения вещей, если творчество жизни продолжает быть, как прежде, неиссякаемым?
Впрочем, оставим этих людей современного века и обратимся к себе самим. «Сия слава есть церковная», говорили нам, собирающимся в этом храме. И подлинно, мы были отобразом этой славы древней Церкви, когда, слушая ее дивные напевы и проникаясь их назиданием, сами уподоблялись этой Церкви древних времен.
«Вам есть дано ведати тайны Царствия Божия» (
Лк. 8:10), еще говорили вам. И действительно, кто ближе нас стоит к источнику жизни Слову Божию, данному для обновления жизни людей? Кто более нас имеет средств узнать законы, по которым побеждаются страсти, и сделаться добрыми воинами Христовыми, чтобы вести брань не
«к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (
Еф. 6:12)?
И неужели мы исполним на себе слова, сказанные чрез древнего пророка:
«Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя» (
Иер. 2:13)? Неужели уподобимся жителям полуязыческой страны Гадаринской, которые просили Великого Чудотворца отойти от пределов их? Или, напротив, уподобимся тому исцеленному от бесов, который, нашедши великое благо в общении с Божественным Врачом человеческих страстей, просил быть с Ним и сидел у ног Его, желая быть Его учеником (
Лк. 8:35-38)?
Духовное состояние людей, подвизающихся во имя Христово, кажется современным людям пустынею, какою оно и было, по словам Священного Писания, когда пред пришествием Христовым явился
«глас вопиющего в пустыне» (
Мф.3:3), Предтеча Христов. Но этой пустыне даны великие обетования, что
«возвеселится пустыня... земля... необитаемая» и что
«проторжется... дебрь... в пустыне», то есть откроется в ней обилие духовной жизни и радости о Духе Святом (
Ис. 35:1, 6). Не такова духовная пустыня мира сего. Ибо она подобна скорее обиталищу бесов, которыми и бесноватый был гоним в пустыне (
Лк. 8:29), это пустыня бесплодного и безотрадного сомнения, тлетворного духа страстей, веющего в ней и водворяющего в душе уныние. И не будет ли концом подобного опустошения души та
«великая скорбь, какой не было от начала мира» и которая будет только в конце времен (
Мф. 24:21)? Аминь.