В величайший праздник Господень, хотя здесь, на один час, братие, приникнем всею мыслию к таинству спасения нашего, в которое
«желают проникнуть Ангелы» (
1 Пет. 1:12), славословящие ныне «Бога в вышних». Подобно волхвам, принесшим свои сокровища, отверзем и мы сокровищницы душ наших для Христа или, если скудны и пусты эти сокровищницы, то хотя, подобно пастырям, с любовию воззрим на Рожденного в вертепе и Лежащего в яслях.
Как близко подходят вышеприведенные слова нынешнего апостольского чтения к так называемому освободительному движению, которое происходит в настоящее время в России!
«Когда пришла полнота времени, — говорит апостол, —
Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (
Гал. 4:4-5). Как по исполнении времен, то есть по окончании времени подготовления людей к пришествию Искупителя, явился на землю Единородный Сын Божий и устроил Царство Свое, так и в России сам Государь заявил, что она уже переросла существующую форму государственной жизни и поэтому настало время для введения новой формы правления. Апостол говорит, что до Христа люди были в состоянии подзаконном, исполняли волю Божию, как рабы, боящиеся господина, а не как сыны, во всем доверяющие отцу и искренне любящие его. Так и русские люди руководились доселе в жизни своей всецело как бы предписаниями власти, которой боялись, но часто не доверяли и не любили, теперь же сами, как свободные сыны отечества, приглашаются Государем в его Думу для совместного с ним устроения земли Русской. Апостол говорит, что, получив свободу, искупленные Христом восприяли Духа Святого и вместе с тем начаток новой, совершенной, духовной жизни, для которой не давало свободы состояние подзаконное; так и сыны России, освобожденной от так называемой бюрократической стеснительной опеки, надеются на духовное оживление своей страны, которое задерживалось, как говорят теперь весьма многие, прежними, устаревшими формами государственной и общественной жизни.
Но при таком видимом сходстве происходящего теперь в России общественного движения с великим делом искупления, совершенным Самим Христом, можно ли говорить о глубоком внутреннем сходстве того и другого? Можно ли говорить, что благодаря освободительному движению общественная жизнь России стала ближе к Евангелию Христову, что Христос, родившийся в Вифлееме, и ныне, как говорят некоторые, живет в России? Чтобы ответить на эти вопросы, вникнем глубже в слова святого апостола о дарованной людям свободе во Христе и в характер современного освободительного движения. Апостол существо свободы христианской полагает в искуплении людей от рабства суеты и страстей, совершенном чрез явление Сына Божия во плоти, а современное освободительное движение, ставя в стороне явление Бога во плоти, стремится прежде всего к так называемому восстановлению «прав человека» и под именем последних узаконяет весьма многие из страстей, от которых освободить людей пришел Христос. Апостол говорит, что для дарования нам свободы от рабства греха, или искупления нашего, необходимо было уничижение и смирение Сына Божия, Который, будучи Богом, родился от жены, то есть подобно всем людям, и, будучи Творцом закона, Сам подчинился закону иудейскому; а поборники современного общественного движения скорее проникнуты гордым сознанием достоинства человеческого и более любят говорить о подъеме и возвышении личности, которая не должна быть, как было доселе, подавляема отжившими будто бы свое время авторитетами и правилами. Апостол говорит, что сынами Царствия Христова люди делаются чрез вселение Духа Святого в сердца их и что это Царствие есть
«правда
и мир и радость во Святом Духе» (
Рим. 14:17); но таковы ли в существе своем стремления поборников современного освободительного движения?
Конечно, о правде и они говорят весьма много, но водворяется ли чрез это царство правды на земле? Смотрите, сколько клевет и лжи попадается постоянно на страницах даже так называемой передовой, либеральной печати. Смотрите, как люди постоянно, считая что-либо недозволенным для других, особенно для правительства, считают дозволенным для себя и прямо провозглашают постыдное правило: «цель оправдывает средства», считают необходимыми ради успехов мнимого освободительного движения убийства и грабежи, проявляют безжалостное и зверское отношение к больным и голодным, причиняют разорение и делают насилия над целою страною, не говоря уже об отдельных людях, почему-либо неугодных мнимым поборникам свободы, и т. д.! Это ли водворение на земле царства правды? Мир, возвещенный Христом и составляющий предмет упований так называемого культурного человечества, водворился ли он ныне в обществе, когда партии усиленно борются одна с другой и люди, стремясь к свободе,
«угрызают и снедают друг друга», по апостолу (
Гал. 5:13-15); когда как бы вопреки пророку, предсказывавшему прекращение с пришествием Христовым братоубийственной вражды между Ефремом и Иудою (
Ис. 11:13), считают братоубийственную войну необходимою для достижения общей свободы; когда, опять как бы вопреки пророку (
Ис. 11:6-7), не только «волк и ягненок еще не пасутся вместе», но и сами люди считают для себя вполне естественною происходящую в мире животных борьбу за существование? Если правда Христова и мир совершенно не водворились в обществе, а скорее умалились, то, конечно, не остается в нем места и для радости о Духе Святом, которая знаменует наступление Царствия Христова: какая может быть радость вообще, тем более о Духе Святом, в обществе, члены которого враждуют и истребляют друг друга, заставляют постоянно беспокоиться за самую жизнь? Ведом ли даже Дух Святой современному обществу? О Христе оно еще знает, но знает ли о Духе Святом, Господе Животворящем, и Его действиях? Правда, часто говорят теперь о духе животворящем, о духовном росте общества, повторяют даже апостольское изречение:
«Духа не угашайте» (
1 Сол. 5:19); но не от духа ли мира сего большею частию исходит подразумеваемое в данном случае духовное оживотворение общества, не из круга ли понятий и настроений мира, далекого от истинного Первоисточника жизни духовной Духа Христова? На что мы говорим: «Далеко отстоит современное общество от Христа и Духа Его? Не противно ли и не враждебно ли оно в значительной части своей Христу и Его Духу?» Ведь некоторые безумные поборники свободы провозглашают борьбу Богу и Церкви Христовой. Правда, они не всегда явно провозглашают это и пытаются представить себя даже учениками Христа, Который будто бы, что ужасно и сказать, был первым революционером, социал-демократом и т. п. Но это присвоение себе имени Христова свидетельствует лишь о коварстве крайних безумных поборников ложной свободы: как они для большего успеха объявляли себя народу исполнителями воли Царя, как землю называли «Божией» лишь для того, чтобы успешнее склонить народ на насилие и грабеж имений помещиков, так приемлют всуе имя Христово; и к ним нужно относиться, как к тем ложным пророкам, о которых сказал Господь:
«Скажут вам: вот, здесь, или: вот, там [Царство Христово],
не ходите и не гоняйтесь» (
Лк. 17:23).
Услышав все это, многие из здесь стоящих могут сказать, что они далеки от содействия, даже от сочувствия крайним поборникам свободы, идущим против Самого Христа и Церкви Его. Пусть так, пусть нет ни в ком из нас явного сочувствия подобным людям, но многие ли не имели сочувствия тайного, не были ли многие в тайниках души одновременно со Христом и Велиаром, и втайне не изменяли ли мы Ему, хотя бы для того, чтобы избегать гонений за преданность свою Христу?
Испытаем же, братие, себя тщательнее, есть ли в нас Христос,
«в вере ли мы» (
2 Кор. 13:5). И тогда только, когда будет общество наше самым делом, а не по имени только христианским, могут возрасти в России плоды свободы и наступит то умиротворение, которого все так жаждут, ибо
«нечестивым нет мира», говорит Господь чрез пророка (
Ис. 48:22, 57:21). Уже одно приближение праздника Рождества Христова скольких людей побудило, если не во имя любви к Самому Христу, то к своим семьям, оставить пагубное безумие и обратиться к мирной трудовой жизни! А кто знает, сколько бед отвратила бы всенародная молитва Христу, с искренней любовью совершаемая, осуществление в жизни общественной заветов Его! Без напоминания же о Христе тщетны были бы все речи о мире и попытки умиротворения бушующих страстей общества. Для водворения мира нужно, чтобы всех членов общества что-либо объединяло. Какая же может быть более общая и прочная основа для единения всех, кроме Христа? Не Его ли учение всем понятно и для всех увлекательно? Не Его ли только именем можно увлечь массы простого русского народа и даже образованного общества? Не заветы ли Христовы лежат и в основе умиротворяющих общество манифестов благочестивейшего Государя нашего, в том числе манифеста 17 октября? Чем, как не любовию Христовою, может смириться столь возрастающее всюду своеволие и непокорность, разделяющие общество на враждебные одна другой части? Что может объединить богатых и бедных, смягчить первых, умиротворить страсти последних? Насильственное ли равномерное распределение между людьми земли и прочих благ земных? Конечно нет, но только христианское общение любви, побуждающей к щедрой общительности богатых, к смирению и терпеливому довольству своим жребием бедных.
Итак, потщимся сделать Христа лучшим украшением нашей общественной жизни, «освятим» Его в сердцах своих (
Ис. 8:13), безбоязненно и с любовию будем Его исповедовать, хотя бы и не видели мы вокруг себя множества Его верных последователей.
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (
Лк. 12:32). Как обуреваемая более других городов мятежническою борьбою и смутою Москва обратилась с торжественными молениями ко Господу, хотя уже увидев облегчение, так и мы всякое дело по устроению земли Русской будем неуклонно предварять искреннею, не из уст только, но и из сердца исходящею молитвою к Богу, Спасителю нашему. И тогда только даст нам Господь мир, избавит Россию от ополчившихся на нее не двадесяти языков, как в 1812 году, но, что еще ужаснее, от множества врагов, возросших в собственных недрах ее. Тогда опять великие праздники Господни будут являться не временами гнева Божия, но милости Божией к земле Русской, знаменем наступающего в ней истинного мира, взаимного благоволения между разделенными частями русского общества! Аминь.