Эти слова исполнились, братие, на нас и на других народах, которые вместо Израиля унаследовали Царствие Христово. Нам вверено неисследимое богатство, какое заключается в открывшейся чрез Христа, Спасителя нашего, новой жизни и в соединенной с нею непрестанной радости о Дусе Святе.
И, действительно, как видоизменилось лице земли Русской с тех пор, как осветил ее свет Христов и горы Киевские осияла благодать Духа Святаго! Тотчас явились духовные вертограды, рассадники высшего духовного совершенства, монастыри, основанные великими подвижниками преподобными Антонием, Феодосием и их учениками; из монастырей же духовно-благодатная жизнь преизобильно изливалась на всех, искавших духовного совершенства, и перевоспитывала людей, живущих в мире. И вот уже более 900 лет прошло с тех пор, но жизнь эта в тихих обителях монашеских не оскудевает, назидая всех, кто, будучи объят суетою и заботами мира сего, не может устремиться ко Христу всем сердцем и всеми мыслями своими. Израиль же, отвергшийся Христа, не только лишил себя блаженства жизни в общении со Христом, но и подчинил себя новому рабству вместо прежнего ассирийского и вавилонского: он находится в угнетении и презрении у всех народов и, желая господствовать над ними путем приобретения серебра и золота, лишь еще более сковывает дух свой крепчайшими всех прочих цепей узами страстей. Так исполнились слова Христовы, сказанные относительно Израиля по поводу обнаружения твердой веры римского сотника-язычника
219 (
Мф. 8:5-10)..
Блаженны мы, братие, изведенные из этой духовной темницы Христом, Спасителем нашим, на свободу и вступившие в
«лето Господне, благоприятное» (
Лк. 4:18-19) для спасения. Непрестанно должны мы благодарить Бога за неизреченный дар Его благодать, данную во Христе Иисусе, и жизнь вечную, которой еще на земле делаемся причастниками! Но, унаследовав это богатое и славное достояние от Израиля, храним ли мы его тщательно, чтобы оказаться делателями благими, которые отдают плоды виноградника Христова
«во времена свои» (
Мф. 21:41)? Остаемся ли мы
«среди строптивого и развращенного рода» человеческого
«неукоризненными и чистыми», сияя в нем,
«как светила в мире» (
Флп. 2:15)? Не только миряне, у которых нередко вера Христова прикасается как бы только к поверхности души, даже мы, иноки, призванные всегда
«мертвость Господа Иисуса Христа носить в теле нашем», чтобы
«открылась и жизнь Его
в смертной плоти нашей» (
2 Кор. 4:10-11), носим ли достойно звание свое, чтобы быть
«семенем святым», стоянием нового Израиля, то есть Церкви Христовой (
Ис. 6:13)? Не посещает ли и нас нередко охлаждение ревности духовной, невнимание к явлениям благодати, действующей в душе, утрата духа молитвы, вводящей в непосредственное общение с Богом?
«Аще же соль обуяет, чим осолится» (
Мф. 5:13)? Если в наших тихих обителях начнет веять тлетворное дыхание страстей, где будет находить источник уврачевания от них мир?
Посему, возлюбленные братие, всякий раз, замечая падение свое, будем всегда воспроизводить в памяти своей слова Господа, сказанные Ангелу, то есть епископу церкви Ефесской:
«Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися» (
Откр. 2:5). Впрочем, вспоминая эти слова, не будем приходить в уныние при мысли о своих немощах и многих падениях, ибо Христос Спаситель наш, в начале подвига нашего восприявший заблудшее овча на рамена свои, оставит ли когда нас, со смиренным покаянием прибегающих к Нему? Нет, он всегда для обращающегося блудного сына уготовит тельца упитанного, устроит вечерю тайную в душе его и даст душе простой и смиренной снова радоваться и веселиться о Господе. И так приготовивши нас еще в здешней жизни, ведет нас Милосердый Отец в небесный чертог Свой, дабы «возлечь нам
с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном» (
Мф. 8:11). Аминь.