Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, отпечатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.
Оба одинаково «предали
души свои» (
Деян. 15:26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый
«утвердил братию» (
Лк. 22:32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (
Деян. 15:7, 11). Другой, будучи
«избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (
Деян. 9:15) народам, которые еще не слышали о Христе (
Рим. 15:20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную, чтобы
«возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (
Гал. 4:27;
Ис. 54:1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (
Ис. 35:1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (
1 Пет. 4:12, 5:8), чтобы исполнить сказанные ему слова Христовы:
«Иди за Мною» (
Ин. 21:19). Другой, призванный из гонителей, все
«вменял в
уметы», чтобы приобрести Христа (
Флп. 3:6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти Израиля (
Рим. 9:3), пока мученически не скончал своего течения, чтобы получить
«венец правды» (
2 Тим. 4:6-8). Оба оставили последующим церквам, имевшим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (
1 Пет. 4:12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство
«премудрости и ведения», заключенное во Христе для всех народов (
Кол. 2:3;
Еф. 3:8).
Очевидно, братие, должны бы быть всегда живы в нас эти образы апостолов, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы, следовательно и нас, ко Христу приведших». Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы
«слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (
Евр. 4:12-13), и обращаемся к мудрости земной,
«по стихиям мира» (
Гал. 4:9;
Кол. 2:8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни человечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвергается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других городах (
Деян. 17:18, 32-33, 18:1;
1 Сол. 3:1-7)? Не подвергаются ли и ныне проповедники слова этих апостолов стеснению,
«даже до уз», подобно великому апостолу Христову Павлу (
2 Тим. 2:9)? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного откровения (
Мф. 16:17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого
«уста были всегда
отверсты и
сердце расширено» (
2 Кор. 6:11), чтобы нежною любовью объять всех, кого
«родил он
благовествованием Христовым» (
1 Кор. 4:15)? Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на
«двенадцати основаниях», которые суть
«двенадцать апостолов» Христовых (
Откр. 21:14;
Еф. 2:20). Но если вместо того, чтобы приступать ко Христу, Камню краеугольному, и подобно камням живым устроять из себя дом духовный и
«священство святое» (
1 Пет. 2:5), будем мы строить на ином основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то испытанию огня подвергнется дело каждого подобного строителя (
1 Кор. 3:11-13) и огонь, от которого погибнет настоящий мир (
2 Пет. 3:7-12), все более и более будет разрушать его, чтобы явились
«новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (
2 Пет. 3:13).
Итак, пока медлит еще Господь Своим пришествием, исполнимся страха пред Ним, чтобы хотя он побуждал нас к благочестивой и святой жизни (
2 Пет. 3:9-11), если уже не побуждает любовь к Искупителю нашему, принесшему Себя в умилостивление о грехах наших (
Рим. 3:25), Господу Иисусу Христу. Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой, доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их». Аминь.