^ V. О ВИДАХ И ФОРМАХ ПРОПОВЕДИ.
Основным предметом проповеди является раскрытие учения Священного Писания о нашем спасении в истинах вероучительныхи нравоучительных.
В первые века христианства проповедь была простой безискусственной сердечной беседой, напоминающей беседу любящего отца со своими детьми
15).
Многое в этих проповедях – беседах давалось воздействием даров Святого Духа, которыми были богаты первые века христианства.
Эти беседы по своему содержанию и способу изложения были двух видов:
1) Беседа на текст Священного Писания в виде анализа его содержания (главы, зачала и пр.);
2) Поучения на определенную тему и раскрытие ее на основе Слова Божия.
Рядом с этими безыскусственными формами проповеди стала складываться и третья более сложная форма со своими особенностями.
Причиной ее возникновения явилось то обстоятельство, что, начиная с III – IV веков, среди христиан несколько ослабели вера и любовь, поэтому уменьшались и действия благодати, что создало потребность для проповеди черпать дополнительные силы в труде, усилиях ума и в светском ораторском искусстве.
Под воздействием всего этого и выработалась новая ораторская форма проповеди – СЛОВО и установился взгляд на церковную проповедь, как на один из видов ораторского искусства. Этот взгляд сохранился до самого последнего времени, найдя свое выражение и в самом наименовании гомилетики, как науки о церковном красноречии.
Этому взгляду противостоит другой взгляд, по которому проповедь не искусство, а живая, идущая из горячего сердца, безыскусственная речь. Этот взгляд опирается, главным образом, на тот простой и общедоступный характер проповеди, который существовал в Церкви в первые века христианства.
Из двух вышеуказанных первоначальных видов выработалось две ее формы.
• Экзегетико-аналитическая беседа, последовательно изъясняющая Слово Божие: стих за стихом, главы, зачала и проч.
16).
• Синтетико-тематическое поучение, в котором подбирается и систематически излагается учение Слова Божия на какую-либо определенную тему.
Анализ и синтез – это два основных метода, способа изложения мыслей. Анализ – разложение путем расчленения на составные части (например: главы на стихи) и объяснение каждой в отдельности. Синтез – изложение путем собирания, объединения в одно целое отдельных мыслей на определенную тему (так пишутся сочинения и тематические проповеди).
3. Третий вид проповеди – Слово сложился и развился из второго (из тематического поучения), превосходя его совершенством формы. Слову свойственна строгая и полная систематизация содержания, логическая последовательность изложения и богословско-отвлеченное раскрытие и освещение предмета.