^ Истины догматические как предмет проповеди.
Догмат (греч. δογμα ) – учение, установленное мнение, основное положение вероучения, являющееся непреложной истинной и обязательное для принятия всеми верующими
30). Изучение этих истин обязательно для каждого христианина, об этом говорит Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть кто- либо будет скуден в слове и состав его речи прост и не искусен, но он не должен быть невеждою в познании и верном разумении догматов»
31).
Значение христианского учения и вера в истинность догматов являются основой мировоззрений, религиозной жизни и практической деятельности каждого члена церкви.
Догматические истины (о Боге, о Храме, о искуплении, о церкви, о будущей жизни и пр.), изложены и в Священном Писании, и в курсах, в системах богословия.
Храм – школа благочестия, а не школа богословствования. Поэтому догматические истины, например, о Боге, нужно предлагать в храме, исходя непосредственно из учения Священного Писания, где это учение дано, как благая весть о живом Боге и Его участии в судьбах человека.
«Я – Бог Авраама и Исаака, отца твоего» (Быт. 28:13), -сказал Бог Иакову, явившись ему в ночном видении.
«Оказывая благодеяния твоим предкам и отцу твоему, Я окажу их и тебе» – как бы так говорит Господь любимому рабу Своему.
С теми же словами обратился Бог к Моисею, явившись ему в купине (Исх. 3:6).
«Блажен ты, Израиль, – говорит Моисей, – кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя и меч славы твоей» (Втор. 33:29).
Еще более полное, живое, благостное и во многом новое учение о Боге дано в Новом Навете, в Евангелии.
«Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8) – вот новое откровение в учении о Боге Нового Навета, – эта любовь, как и все в Божестве, безгранична, простираясь до предания на смерть Сына Божия, ради спасения людей и вечной жизни для них (Ин. 3,6)
32).
В трогательных, наглядных и утешительных словах излагается в Новом навете учение о боговоплощении и спасении людей земной жизнью, крестных страданиями, смертью, воскресением и вознесением Господа Иисуса Христа.
Тайна нашего спасения раскрывается здесь в действии, в наглядных картинах и образах, воздействующих на все существо человека: ум, сердце и волю. Также живо и действенно должно излагаться и догматическое учение в проповеди.
Знание, каких догматических истин наиболее потребно в наше время?
Истины о Боге и боговоплощении, о грехе и покаянии, о Церкви и ее таинствах, о будущей жизни и пр. Излагать их нужно, то приурочивая к евангельским и апостольским чтениям, то к особым церковно-богослужебным временам (праздникам Рождества Христова и Богоматери, дням Великого поста, и особенно Страстной седмицы, и дням св. Пасхи и др.).
Догматические истины содержат в себе немало таинственного, принимаемого нами на веру. Раскрывая догматическую истину, не следует пытаться изъяснить ее таинственную сторону: догматы – это нормы и основы веры. это пределы для__ христианской мысли, это. наконец, источник и основа для всей христианской нравственности.
Важнейшее значение догматических истин в жизни христианской требует и особого подхода к раскрытию их. Это раскрытие должно происходить на основе Слова Божия, с указанием значения для живой веры и нравственной жизни христианина.
Образцом правильного и действенного раскрытия догматических истин может служить Слово Митрополита Филарета в Великий Пяток «Тако возлюби Бог Мир». Здесь в художественной форме раскрыты истины о Боге, в самом возвышенном, доступном человеческому пониманию изложении («Бог есть любовь и все Его свойства – облачения любви, и все Его действия – проявление любви»), и о спасении мира крестной смертью Его Единородного Сына.