I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42)

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении первой недели, посвященной памяти всех святых, ветхозаветных и новозаветных, изображаются свойства истинного последователя Христова. Он должен:
а) с верой сердца соединять исповедание веры, как необходимое ее выражение (ст.32–33);
б) иметь любовь к Господу, аки смерть крепку, чтобы ни родство и дружба, ни радости и удовольствия не могли охладить этой любви(ст. 37);
в) нести крест свой с терпением ради Господа и по Его примеру (ст.38);
г) утешать себя надеждой на Бога, Который сторицей может вознаградить всякие для Него пожертвования и лишения, как в настоящей, так и в будущей жизни (Мф. 19:27–29 [1]); но при этом
д) не превозноситься своими подвигами и совершенствами, помня, что «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).
Анализируя каждый стих дневного Евангелия, в частности, проповедник может извлечь следующие темы для церковного собеседования:
Ст. 32. — О недостойных исповедниках Христовых. О недостатках мужественного исповедания веры, замечаемого между христианами.
Ст. 33. — Отвержение Христа не редкость между нынешними христианами.
Ст. 37. — Любовь к Богу должна быть выше всякой любви.
Ст. 48. — У каждого из нас есть свой крест. Гл. 19:27–29. О великой награде благочестия.
Ст. 30. — Не должно провозноситься своими добродетелями.
Укажем здесь несколько тем с более или менее развитыми планами для проповедей:

Что обнаруживает отвергающийся Иисуса Христа

«а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ст.33).
Нет на земле ничего достойнее, как быть достойным слугой Христовым, и нет, напротив, ничего бесславнее, как стыдиться служить Иисусу Христу или «отрекаться от Него перед людьми.» Неудивительно, что есть лицемеры, которые, скрывая в себе порочную душу, надевают личину благочестия, ибо это для них выгодно и почетно; но удивительно, если есть люди, которые стыдятся быть явными последователями Христовыми, хвалятся тем, что они не верят в Евангелие и издеваются над теми, которые простосердечно верят евангельским истинам, — потому что во всем этом нет ни выгоды, ни почета, напротив, здесь обнаруживается недостойная трусость, жалкое и пагубное ослепление.
Что обнаруживает отвергающийся Иисуса Христа?
1. Недостойную трусость.
Отвергаются Иисуса Христа не те только, которые прямо восстают против Христа, но и те, которые не со Христом или не за Христа (Лук. 11:23 [2]); в том и другом случае обнаруживается недостойная трусость. Примеры:
а) Как бы вы смотрели на своего слугу, который бы стыдился служить вам или страшился бы раскрыть уста свои, чтобы сказать о вас доброе, когда другие говорят о вас дурное? Что подумали бы вы о сыне, который стыдился бы своего отца, матери и считал бы за бесчестие называться вашим сыном? Как смотрели бы вы на вашего друга, если бы он не осмелился признаться, что он вам друг; если бы он позволил себе молчать, когда другие, в его присутствии, чернят ваше доброе имя и честь? Понятно еще, если человек, из ничтожества достигший почестей, стыдится своих бедных и незнатных родителей; но как понять, что вы стыдитесь быть Божьими чадами и истинными слугами Христовыми? Что вы нашли в таком Отце и в таком Господине, за что можно было бы их стыдиться? Не есть ли это самая недостойная трусость?!..
б) Слуга великого господина славится своей услужливостью; он считает за честь носить свою одежду; он везде превозносит знатность или богатство своего господина; он только и говорит о своем господине. A вы, слуги Христовы, вы, которые запечатлены печатью даров Святого Духа, для которых Иисус Христос предал Свою жизнь, которых Он называет Своими друзьями и чадами — вы стыдитесь открыто принадлежать Ему, не осмеливаетесь поднять вашей главы в защиту Того, Кто составляет вашу славу! Не низкая ли это трусость?!..
в) Иисус Христос не стыдился поднять на Себя позорный крест из любви к вам — а вы стыдитесь коснуться подножия креста Его. Ради вас Он пролил Свою кровь — а вы, от одного страха из-за пустых насмешек, не осмеливаетесь раскрыть свой уста в Его защиту, когда осмеивают Его Евангелие, глумятся над Его учением, издеваются над Его таинствами!
Как назвать такую трусость?
г) Отказываетесь ли вы быть честными людьми, не хвастаетесь ли, напротив, своей честью и честностью? Почему же вы отказываетесь быть и являться во всем христианами? Благочестие есть ли преступление? Набожность есть ли бесславное и бесчестное пятно для людей?
2. Жалкое и пагубное ослепление.
Вы позволяете себе издеваться над человеком, который искренне верует в Евангелие, усердно исполняет церковные обряды и т. д.; — скажите: почему вы издеваетесь над таким человеком? Одно из двух: или вы смотрите на него, как на лицемера; или вы негодуете на него за то, что он поступает лучше вас.
а) Но судить о лицемерии человека можно было бы только тогда, когда вы могли бы проникнуть в его сердце и совершенно убедились бы, что вся его набожность есть один вид благочестия; иначе, если внешность добрая, то естественно думать, что и внутренность такова. Вы, напротив, глядя на добрые проявления, заключаете, что внутренние побуждения никуда не годятся. Разум старается извинять зло, если оно проистекает из доброго намерения; а вы, видя добро, судите, что намерение — злое. Вот, говорят, хороший плод, дерево, вырастившее его, должно быть доброе дерево; а вы, напротив, говорите: плод добр, но дерево худое.
Не ослепление ли это?
б) С другой стороны, вы не издеваетесь над благочестием в той мере, в какой вы сами его соблюдаете. Вы не смеетесь над человеком, если он молится, потому что и вы сами молитесь, — если он исповедуется и причащается, потому что и вы сами исповедуетесь и причащаетесь. Но вы смеетесь над ним, если он часто молится, часто исповедуется и причащается и т. д. Таким образом, вы смеетесь над ним потому, что он благочестивее и совершеннее вас. Издеваясь над его добродетелями, вы стараетесь заглушить ваш собственный стыд, происходящий от недостатка добродетелей. Его поступки — для вас укор. Как нередко случается, что извиняют в других пороки, которыми сами страдают, так же нередко, к несчастью, осуждают в других добродетели, которых сами не имеют. Не жалкое ли это ослепление?
в) Это ослепление не только жалкое, но и пагубное. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится» (Лук. 9:26); и «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ср. 2 Тим. 2:12 [3]). Здесь можно привести слова Тертуллиана: «мое спасение несомненно, если я не стыжусь моего Бога.»

О достойных Христовых последователях

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (ст.38).
Путь крестный — путь узкий и тернистый, но единственный для спасения. Мало таких, обретают его (Мф.5:7-14 [4]), но только идя этим путем мы делаемся достойными последователями Христовыми.
О достойных Христовых последователях:
1. Достойные последователи Иисуса Христа приемлют свой крест.
а) Лжеименные христиане не возлагают на плечи свои креста: слово «крестное» кажется им «юродством» (1 Кор. 1:18 [5]), или по крайней мере «странными словами» (Иоан. 6:60 [6]), которого они «не могут разуметь» (1 Кор. 2:14 [7]).
а) Они не могут понять, чтобы человек приходил в мир для чего-либо другого, а не для того, чтобы наслаждаться только дарами Божьими; они думают, что все существует для их своекорыстия, радости и удовольствий, и этой мерой определяют ценность или негодность вещей. Они ищут на земле своего высочайшего блага и если, как часто случается, обманываются в своих рассчетах, то предаются ропоту или сомнению в Божьем Промысле.
б) Труды, скорби и страдания, неразлучные с человеческой жизнью, имеют для них только одну мрачную сторону и, когда они подвергаются этому общечеловеческому жребию, тогда их жизнь, по истине, не представляет никакой отрады. Тогда они охотно ищут утешения в вере и желали бы следовать крестным путем за Господом: но этот путь для них непривычен и тяжел.
в) Напротив, истинные христиане приемлют свой крест — когда они не принужденно, а добровольно, не с ропотом, а с охотой приеюмлют и переносят все, что Господь на них возлагает.
а) Путем крестным шли все, воспоминаемые ныне Церковью святые: ветхозаветные (Евр. 11:35–38 [8]) и новозаветные (Апок. 7:13–14 [9]). Времена мученичества прошли, но путь остался тот же для всех, желающих спасения.
б) Бог, разделив наш жребий и обязанности, сообразно с высшими целями, возложил на каждого из нас и свой крест, который хотя и различен по своему свойству, однако же для всех одинаков в том отношении, что нужно его нести.
в) Кто отказывается от своего креста или приемлет его с ропотом и негодованием, тот отвергается Христа и христианства, ибо достойные последователи Христовы приемлют крест свой: это — начало крестного пути!
2. И потом — грядут вслед Его: это — продолжение и окончание крестного пути!
Впереди идет сам Иисус Христос с победным знамением и взывает к своим последователям: «кто хочет идти за Мною, … и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Mар. 8:34).
а) За Иисусом Христом грядут все те, которые в мудрости мирской не находят никакого утешения, и в земных благах — никакого удовлетворения, но с сердцем сокрушенным и смиренным ищут высшей мудрости, небесных сокровищ. Голос доброго Пастыря слышат заблудшие овцы, которые тщетно искали в пустыне мира источников воды живой и тучных пажитей, и теперь, утомленные от жажды и долгого блуждания, обращаются к истинному Вождю своему, чтобы более не уклоняться от Его пути.
а) Возникают ли какие-либо сомнения мудрых мира сего касательно высших вопросов веры? Они следуют за Христом, Который есть «свет мира.»
б) Появляются ли какие-либо бедствия и сокрушают надежду многих?
Они следуют за Христом, Который «дал им мир,» какого мир не дает.
в) Смущает ли их мрачная мысль о загробной жизни? Они не перестают следовать за Христом, Который есть «воскресение и жизнь» и т. д.
6) Так достойные последователи Христовы «грядут» за своим Господом, и никто из них не спрашивает: куда Он идет или куда ведет; ибо они — уверены, что с ними идет Он Сам и непременно приведет их к блаженной цели, хотя бы они шли посреди сени смертной. Посему:
а) Они охотно оставляют обыкновенные пути, которыми обыкновенный человек стремится только к обыкновенным выгодам, к чувственным удовольствиям и суетности.
б) Они охотнее следуют за Христом путем крестным, потому что этот путь, хотя узок и тернист, однако же приводит к жизни и славе (Рим. 8:17 [10]).

Путь христиан есть путь к небу

«Будьте святы»
(1 Петр. 1:16).
Сегодня Церковью совершается празднество в честь всех святых. Мы должны не только удивляться святым и почитать их, но и подражать им. Мы должны идти их путем, а этот путь есть путь к небу.
Путь христиан есть путь к небу. [11]
1. Великая цель на этом пути.
Неба достигают только святые, следовательно, совершенно чистые, или очищенные покаянием, или такие, которые имеют в себе одно доброе и ничего злого. Кто поставил такое великое требование? Кто говорит об этом?
а) Бог в Священном Писании. К Аврааму: «ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1), к Моисею и Аарону: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45). Христос: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Апостол Петр: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1:15). Апостол Иоанн: «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Апок. 21:27).
б) Церковь, которая с этою целью и установила праздник святых, чтобы мы, видя «имея вокруг себя такое облако свидетелей» сами «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» святости (Евр. 12:1).
в) Разум человеческий. Кто не победил, тот неможет удостоиться венца. Кто не чист, следовательно, не свят, тот не может зреть всечистейшего Бога. Кто не решил заданной ему задачи, тот не может участвовать в вечных радостях. Кто не отрешился от мира, тот не имеет в себе условия для восхождения к небу, тот не годен для неба.
Святость, как способность для неба, составляет, таким образом, нашу великую цель. Многие с ужасом убегают от нее!
2. Великие препятствия на этом пути.
Препятствия эти заключаются:
а) В гордости. Хотят часто по своему высокомерию идти собственным путем, пренебрегая путем, предназначенным Богом. Боятся поруганий, если захотят благочестно жить, а их самолюбие не хочет переносить поруганий. Не хотят каяться, потому что для этого нужно смирение.
б) В чувственных удовольствиях. Ссылаются на слабость. Плоть восстает со своими непреодолимыми требованиями. Другие люди искушают к чувственным похотям. Нецеломудренность, пьянство и т. п. оскверняют и закрывают вход на небо.
в) В корыстолюбии. Земные блага очевидны и близки, поэтому ищут их и пренебрегают невидимыми и вечными. Зависть, хищничество, обман, жестокосердие совершенно заключают небо. «Взалкахся, и не дасте Ми ясти» и т. д.
Задержанные такими препятствиями многие не достигают цели!
3. Великие поощрения на этом пути.
Сколько с одной стороны в достижении этой великой цели скрывается препятствий, столько с другой — заключается поощрений:
а) Посредством благодати Божией. «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9).
б) Посредством примера святых. Они были такие же люди и в одинаковых условиях, как мы, и достигли цели.
в) Посредством обещанной награды. Небо зовет и манит нас к себе: последуем этому зову. «Не видел того глаз, не слышало ухо» (1 Кор. 2:9) т. д. Как много человек делает ради земной награды: не тем ли более ради небесной?
Заключение. Будем стремиться к нашей цели, не смотря на препятствия. Более всего радует то, что с трудом достигается. И при этом — какие поощрения! Не должны ли они нас возвышать и укреплять! Цель — великая и славная!

Справедливо ли, что человек не в состоянии противиться влечению к греху?

«Будьте святы»
(1 Петр. 1:16).
Таково требование самого Бога! (ср. Мф. 5:48; [12] Ефес. 2:10 [13]).
Но что я слышу? Говорят, что человек не может не грешить, что он не в состоянии противиться греховным влечениям, что он должен грешить и т. д.
Справедливы ли такие изветы и извинения?
Нет, почему?
1. Человек очень часто сам создает себе это влечение.
Конечно, и после крещения остается еще наклонность ко греху, но она — не грех и может быть побеждена. Конечно, стремление грешить может превратиться в некоторого рода необходимость; но во то же время все могут и должны ей противиться, а это можно и должно делать уже теперь.
а) Почему ты сильно мучишься нечистыми пожеланиями?
Ты некогда находил в них удовольствие, а теперь, когда они опротивели тебе и когда ты против лучшей своей воли впадаешь в грех и проч., — они не оставляют тебя. Не сам ли ты виною этого? Нужно противиться вначале. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24 [14]).
б) Почему пресыщаешься ты пищей и почему известные напитки имеют на тебя столь сильное влияние?
Ты сам из своего горла и желудка сделал хищного ворона. «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).
в) Почему гнев и нетерпение причиняют тебе так много огорчения и беспокойства?
Ты уже в своей юности делал многое наперекор родителям, принуждал братьев, сестер и товарищей исполнять твои прихоти. Теперь страсть твоя уносит тебя, и из твоих уст слышатся проклятия, ругательства и проч. Однажды юноша сел на бешеную лошадь, которая понеслась с ним через камни и рвы. «Куда это?» — спросил другой. «Куда угодно лошади.» Твой гнев — твоя дикая лошадь: не садился ли ты когда-нибудь на нее? Слезь с нее, хотя это стоит тебе величайших усилий.
2. Погрешающий человек сам чувствует, что он грешит более по воле, чем по необходимости.
а) Откуда иначе раскаяние и угрызение совести?
Это чувствуют все те, которые говорят, что они не могут иначе поступать, что они должны, напр., лгать, предаваться любострастию, пьянству и проч. Чего будто бы невозможно избежать, то ни в ком не возбуждает раскаяния. Примеры.
б) Откуда иначе поиски извинения согрешений, напр., при исповеди?
Бедные люди не извиняются в том, что они не подают милостыни, так же как и больные, что не могут помогать другим в работе.
в) Откуда иначе, далее, страх будущего?
Есть, пить, дышать, спать мы должны. Без этих потребностей мы не могли бы жить. Противиться их удовлетворению, если это бывает нужно, мы едва в состоянии и только на короткое время. Но из-за удовлетворения этих насущных потребностей никто не страшится Божьего суда. Следовательно, только из-за греховных удовольствий!
3. Святые были такие же люди, а они могли противиться греху.
Представляют себе святых, как бы они от начала были какими-то особенными существами, отличными от нас. Но они были подобные нам люди. Их тело было не чувствительне, их обращение в мире не лучше нашего. Не под другим каким-либо солнцем они жили, — не другим каким-либо воздухом дышали; они исполняли одинаковые с нами занятия! Также и не одна благодать Божья подавляла в них влечение к греху; они сами должны были содействовать благодати — как они делали это?
а) Как те, которые хотят усовершенствоваться в ремесле или искусстве.
Они учатся у искусных мастеров: точно также и святые. Они замечают собственные недостатки и исправляют их: точно так и святые.
б) Как те, которые хотят обогатиться.
Для ищущих обогащения нет ничего незначительного — точно так и для святых. Они не страшатся никакого труда — точно так и святые. Избежание греха и стяжание добродетели есть самое лучшее богатство.
в) Как те, которые домогаются чести и почестей.
Эти люди не прощают себе никакой слабости: так и святые. Они показывают дружелюбие к ближним: так и святые, только в бескорыстном смысле. Они стараются превзойти своих противников и соперников; святые были в этом случае исключением и стояли выше обыкновенных людей.
4. Мысль, что человек не может противиться греху, противоречит святости, Божьему правосудию и благости.
а) Святости Божьей. Говорится: «веруй, не клянись, не кради, люби врага, будь кроток, чист сердцем, милосерд» и проч. Таким образом, если это невозможно, а по указанным заповедям должно, то Бог несвят и т. д.
б) Правосудию Божьему. Мы бываем уже в этой и несомненно будем в другой жизни наказаны Богом, если делаем зло и оставляем добро. Но мог ли бы правосудный Бог наказывать нас за это, если бы мы не могли поступать иначе?
Что сказали бы мы о человеческом судье, который стал бы нас наказывать за то, что мы не питаемся одним только воздухом, не удерживаем земли или солнца в их течении, не пожинаем ничего на каменистой почве?
Мы назвали бы его несправедливым, потому что это действительно невозможно.
в) Благости Божьей. Человек угнетаемый какой-либо страстью: гневом, ненавистью, завистью, корыстолюбием, сластолюбием и проч., есть несчастный человек. Мог ли теперь всеблагой Бог призвать в бытие лучших из Своих тварей для несчастья? И не даст ли Он нам по Своей благости обильную помощь благодати, если мы о ней просим, ей содействуем; не даст ли Он ее всегда более и более?

Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ст.32–33)
1. Как мы исповедуем Иисуса Христа перед людьми?
а) Посредством искреннего и открытого признания Его, как нашего Спасителя и Господа, в Котором в одном заключается наше спасение.
б) Посредством благочестивой и святой жизни по Его примеру (Мф. 5:16 [15]).
в) Посредством благодушного перенесения всех скорбей, постигающих нас ради Него.
2. Как мы отвергаемся Иисуса Христа перед людьми?
а) Если стыдимся Его и Его учения, дабы избежать ненависти или насмешек мира.
б) Если ходим в похотях плоти и таким образом вновь распинаем Его.
в) Если предаемся отчаянию в бедствиях и не утешаем себя надеждой на Него.
3. Почему мы должны исповедывать Иисуса Христа перед людьми?
а) Потому, что наша благодарность обязывает нас свидетельствовать о Нем, как нашем Искупителе.
б) Потому, что братская любовь побуждает нас привлекать к Нему тех, которые еще далеки от веры в Него.
в) Потому, что Господь тогда только хочет исповедать нас перед Отцом Своим небесным, когда мы сами исповедуем Его и словами и делами. [16]

Самое высокое достоинство состоит в том, чтобы быть достойным Христа

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (ст.37)
1. Как это достоинство приобретается?
а) Если мы веруем в Иисуса Христа и исповедуем его пред людьми (ст.32).
б) Если мы из любви к Нему жертвуем всеми предметами мира, родством и дружбой, радостями и удовольствиями, коль скоро они препятствуют нам любить Господа (ст.37).
в) Если мы несем крест свой и следуем за Ним до смерти (ст.38).
2. Такое достоинство составляет, по истине, высочайшее из всех земных достоинств, ибо:
а) оно освящает и облагораживает всякое другое достоинство, которое без него — ничто (Псал. 48:21 [17]);
б) человек через него удостаивается чести быть исповеданным перед Отцом Небесным (ср. Апок. 3:5 [18]) и
в) права носить «венец жизни

Крест христиан имеет с собой великое обетование

«Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27)
1. В чем состоит этот крест?
а) Не в каждом страдании.
а. не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, каковы, напр., болезни, несчастья, смерть и проч.;
b. не в самоизмышленных лишениях или в ложном мученичестве, которому недостает истинного признака последования Христу.
6) Но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Сюда относятся:
а. отвержение чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует; (Мф. 19:29 [19]).
b. оставление самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности одному Иисусу Христу (Мф. 19:29).
2. Какое обетование имеет с собой такой крест?
Великое и языком человеческим невыразимое, которое —
а) будет состоять в живейшем и теснейшем общении с Христом, превосходящем всякую радость:
а. своей славой (ст.28): «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
b. своей нескончаемой блаженной вечностью: «наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29)
б) Но все это дастся только тем, которые несут свой крест со всяким смирением и не превозносятся своими добродетелями (Мф. 19:30 [20]).