II. Апостольское чтение. Зачало (330): Евреям 11:33–40 и 12:1–2

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении этой недели, примером ветхозаветных праведников, Святая Церковь побуждает нас к приобретению той нравственной силы, при помощи которой каждый христианин может осуществить свое спасение, именно — силы веры.
а) Силой веры христианин в состоянии совершать величайшие подвиги благочестия вообще (ст.33);
б) побеждает силы природы (ст.34–35);
в) переносит преследования неверующих даже до смерти (ст.36–37);
г) сопротивляется всевозможным лишениям и озлоблениям (ст.37–38);
д) и все это делает он, «не получив еще обетования,» а только в надежде получить его. Тем не менее, он имеет такую уверенность, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим (ст.39–40): " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства." — требуют объяснения. Все ветхозаветные святые, хотя и угодили Богу своей верой, однако же не получили еще "обетования," не наслаждаются еще вполне божественной славой и блаженством: почему? Потому что Бог предуготовал для нас, потомков их, нечто "лучшее" и совершеннейшее, которое они получат вместе с нами, а не "без нас." Но не обидно ли для праведников ожидать столько веков совершенного себе мздовоздаяния? "Бог сделал это так, отвечает святой Иоанн Златоуст, не для того, чтобы обидеть праведников, но чтобы нас почтить; они сами с радостью ожидают братий своих. Ибо ежели все мы составляем одно тело, то для тела всего гораздо более удовольствия, когда оно наслаждается им вдруг, во всех частях, а не в каждой порознь" (См. Тол. Никиф. in. h. l). [21]).
Извлечем отсюда несколько частных тем с планами для проповедей, которые, по воле проповедников, могут быть так или иначе изменяемы и раскрываемы:

О необходимых свойствах спасающей веры

«Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования» (ст.33).
Bера — вот та нравственная сила, посредством которой вспоминаемые ныне Церковью святые, ветхозаветные и новозаветные, достигали своего спасения, содеяли правду, получили обетования!
Вера и для нас составляет необходимое условие спасения. Но не все однако веруют так, как следует; не все знают — о необходимых свойствах спасающей веры.
1. Вера должна быть всецелая.
Мы должны веровать во все богооткровенные истины вообще и в каждую в частности, не отвергая и не сомневаясь ни в одной.
а) Кто требует этого?
а. Сам Бог. «Учаще игь, сказано, блюсти вся, елика заиоведах вамъ» (Мф. 28:20), — «вся,» а не так, чтобы один народ учить одному, а другой — другому.
b. Святая Церковь. Она учит всему, преподает все вероучение, все Священное Писание. В проповедях касаются мало по малу всех истин веры.
с. Свойства дела. Если не веруют всему слову Божию, то не веруют наконец ничему, потому что отвергают подлинность всего Откровения, верность Апостолов, непогрешимость Церкви. Можно лишиться части имущества, не потеряв однако же всего имущества; но в деле веры не так: кто лишается части веры, тот не имеет более никакой веры. Если фундамент здания подгнил, то разрушается все здание. Точно также бывает с корнем и деревом. Не иначе бывает и с добродетелью.
б) Кто не требует этого?
а. Неправославные. Они веруют, но не всему, о чем говорит слово Божье, принимают Святые Таинства, но только некоторые и т. д.
b. Сомневающиеся, колеблемые всяким ветром учения. Сегодня они принимают одно, а завтра другое; то сомневаются, то отвергают и т. д.
с. Вольнодумствующие миролюбцы. Они принимают из христианского вероучения только то, что им нравится. Они верят, напр., во всемогущество и любовь Божьи, в бессмертие, в мздовоздаяние; но не верят в тайну Святой Троицы, в Божество Иисуса Христа, в богоучрежденность иерархии, в силу Святых Таинств, в вечные муки.
2. Вера должна быть твердая.
Ничто в мире не должно колебать нашей веры, даже в самом малейшем.
а) Кто требует этого?
а. Иисус Христос, «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:33). Требование сильное и справедливое! Тот не может назваться христианином, кто исповедует Иисуса Христа устами, в домашнем кругу, перед людьми благочестивыми, а публично отвергается Его перед миролюбцами, вероотступниками. Не многие ли из христиан поступают так?
b. Святые. Одни из них ради веры «были побиваемы камнями,» другие «перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» и т. д. (ст.35–37).
Почему мученики всех времен и во всех странах жертвовали ради веры всем, что было для них дорого в жизни? Почему они не довольствовались одним устным исповеданием Иисуса Христа?
с. Честность. Каким именем называем мы тех, которые в своих частных занятиях, или в своей должности и т. д., боятся всякого труда и усилия, не приносят никакой жертвы?
б) Что может поколебать твердость нашей веры?
а. Новое учение в книге, или из уст учителя, быть может даровитого, но неправославномыслящего. В таких случаях легко колеблется наша вера, если мы забываем слова писания: «все испытывайте» и проч. (1 Фесс. 5:20–21 [22]).
b. Корыстолюбие. Ради веры мы должны отказываться от земных благ и выгод. Но какое должно быть для нас высшее благо?
с. Ложное честолюбие. Ради веры могуть подвергаться насмешкам и издевательствам, ненависти и презрению. Но кто единственно заслуживает чести и уважения?
3. Вера должна быть живая и деятельная.
Мы обязаны исповедывать нашу веру и словами и делами. Здоровый корень производит ствол, ветви, плоды и т. д.
а) Κто требует этого?
а. Иисус Христос и Апостолы. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное» (след., имеющий мертвую веру) и т. д. (Мф. 7:21). «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Вера» должна быть «действующая любовью » (Гал. 5:6). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
b. Честь и совесть. Какое безчестное и для совести мучительное противоречие, когда поступают не так, как веруют? Кто хочет нераскаянно пребывать во грехе, тот должен публично отречься веры и выйти из общения с Церковью.
с. Любовь к ближним. Если кто-либо называет себя православным, а живет вовсе не по-православному, то его подчиненные, слуги, дети и проч. будут соблазняться. Греховной жизнью язычника никто не соблазняется. Но если выражают свою веру в благочестивых поступках и речах, то назидают и исправляют многих!
б) Приложение, примеры.
а. Ты веруешь во Святую Троицу; поступай так, как веруешь. Твори на себе крестное знамение, молись Отцу небесному, соблюдай свято праздники, установленные в честь Его Сына, следуй внушениям Святого Духа и т. д.
b. Ты веруешь в Святые Таинства: ходи охотно к богослужению, к Святому причащению, к исповеди; приготовляй себя целомудренной и честной жизнью к таинству брака; не отказывайся на смертном одре от елеосвящения и т. д.
с. Ты веруешь в богоучрежденность иерархии: почитай священника, не оскорбляй и не уничижай его и т. д.
в) Ты веруешь в достоинство человека: не унижай самого себя, не презирай низших, не соблазняй немощных и проч.
Заключение. Такова должна быть наша вера, если и мы подобно празднуемым ныне святым, желаем достигнуть спасения, творить правду, получить обетования и т. д.

Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия

«Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» и т. д. (ст.37).
Изумительны были подвиги этих праведников. Как они терпели, страдали, умирали!
Но что заставляло их так терпеть, страдать, умирать? Какая это была сила, которая вселяла в них это неустрашимое мужество, этот истинно геройский дух! Этой силой была — «вера» (ст.33).
Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия.
1. Непоколебимо-твердое убеждение.
Геройский дух благочестия основывается на непоколебимо-твердом убеждении в истинах веры.
Никто не сражается с самоотвержением за дело, в сущности и достоинстве которого не уверен или сомневается.
Истинно и непреложно должно быть то, за что хотят жертвовать жизнью.
Так истинна, несомненна, непреложна вера христиан.
а) Истины, учения и обетования христианства основаны «не на мудрости человеческой, но в силе Божией» (1 Кор. 2:4–5 [23]), происходят не от разума человеческого, а от Бога, и основываются на божественном авторитете. Иисус Христос, Начальник и Совершитель Христианской веры, поступал с божественным полномочием; это Он Сам говорит (Иоан. 5:19–20; [24] 30–32; [25] 7:16–17 [26]) и Его апостолы (2 Кор. 5:19; [27] 1 Иоан. 1:1–2; [28] Евр. 1:2; [29] 2:4 [30]).
Кто, следовательно, принимает Христианскую религию, как божественную, того вера непоколебимо тверда, защищена от сомнений и колебаний.
Только на такой вере может основываться геройский дух благочестия.
б) Посему христианская вера во все времена одушевляла своих исповедников неустрашимым духом мужества и самоотвержения.
Проникнутые убеждением в божественности своей веры, одушевляемые мыслью о Боге и Иисусе Христе, они не щадили никаких трудов, не страшились никаких препятствий, переносили все с геройским самоотвержением (Деян. 5:41–42; [31] 2 Кор. 4:8-10; [32] 6:4 [33]).
И не только дух их укреплялся и одушевлялся мужеством, но и сердце; потому что христианская вера вселяет в своих исповедников —
2. Непобедимую любовь.
Любовь к Богу, обязанностям и добродетели.
Надежда на земную славу и честь может также воодушевлять людей неустрашимым духом мужества. Но эти блага — земные и преходящие, и дух, возбуждаемый ими, не есть дух благочестия.
Этот последний может быть только там, где любовь к Богу крепче всякой другой любви, могущественнее всякого другого желания.
Такова именно и есть любовь, насаждаемая и освящаемая христианской верой в сердце человеческом.
а) Она дает воле крепость и силу, которой ничто не может противиться; она служит источником неустрашимого мужества, которое остается неизменным при всех обстоятельствах, возрастает в опасностях, препобеждает самые трудные препятствия.
б) Для христианина, пламенеющего любовью к Богу, истина и долг, добродетель и спасение дороже всего на свете. Ради их он жертвует жизнью.
Но одушевляя своих исповедников к такой борьбе за истину, христианская вера вселяет в них также —
3. Неослабное упование на Бога, потому что она обещает им в этой борьбе Божью помощь и защиту. Кто мужественно сражается за земные интересы, тот стоит одиноко в мире, полагаясь только на свои силы без упования на Бога. Если даже другие люди и помогают ему, то их помощь слаба и бессильна.
Но кто подвизается за истину и добродетель, тот знает, что он не один, что с ним — Бог, сила Которого в немощи совершается. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» и т. д. (Ис. 40:31).
а) «И не бойтесь убивающих тело» воодушевлял Иисус Христос своих исповедников (Мф. 10:28 [34]). «Не бойся, малое стадо» (Лук. 12:32 [35]). «Волос с головы вашей не пропадет» (Лук. 21:17–19 [36]).
Апостолы точно также ободряли Христиан обещанием божественной защиты и помощи: «страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:14–19 [37]).
б) Это упование на Божью помощь воодушевляет христианина геройским духом благочестия. Он говорит: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). «Кто отлучит нас от любви Божией?… Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35–37 [38]).
Геройский дух подвижников благочестия еще более укрепляется тем, что Христианская вера обещает им —
4. Славную награду в будущей жизни.
Возвещая Своим ученикам печальную участь страдания и преследования, Иисус Христос обещает им за это великую награду.
а) «Блаженны вы, когда будут поносить» (Мф. 5:11). «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:13; Иоан. 1:12; [39] Апок. 2:10 [40]).
б) Награда будущей жизни одушевляла всех ветхозаветных праведников, о которых говорится в дневном апостоле (ст.35), — всех христианских мучеников!
Как эти примеры посрамляют нас! Ради веры мы не подвергаемся ныне гонениям и смерти. Нам предстоит теперь брань с другими врагами: неверием, легкомыслием, чувственными удовольствиями и проч. Тут мы должны проявить геройский дух благочестия: но проявляем ли мы его?

Примеры святых — сильнейшее для нас побуждение быть твердыми в вере благочестии и уповании христианском

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (ст.1)
Апостол Павел, побуждая современных ему христиан к неослабному дерзновению в вере и добродетели, указывает им на пример ветхозаветных праведников.
С такой же целью и Святая Церковь совершает ныне память всех святых, не новозаветных только, но и ветхозаветных, и их примером побуждает нас к подвигам веры и благочестия.
1. В вере.
Недуг нашего времени — вольномыслие. Люди, так называемые, образованные считают себя великими мудрецами и хотят сами все испытать и постигнуть. Богооткровенные истины они подвергают своему суду и исследованию — все, что в них есть таинственного и чудесного, ими отвергается или перетолковывается по их узким понятиям.
Вследствие этого происходит охлаждение и сомнение в вере, или совершенная потеря всякой веры.
Чем Святые Отцы утверждают нас в вере?
а) Тем, что они всем сердцем и душей принимали то, чему учит слово Божье и Святая Церковь.
б) Тем, что многие из них даже мирской мудростью превосходили нынешних мудрецов, напр., Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.
в) Тем, что запечатлели истину Христианской веры своей жизнью и кровью, каковы мученики, исповедники и проч.
Поэтому «имея вокруг себя такое облако свидетелей,» отложим ", свергнем с себя всякое бремя," которая не хочет видеть истины; и "и запинающий нас грех," который препятствует видеть истину.
2. В благочестии или любви.
Христианин должен не только веровать, но и вести жизнь свою "по вере, споспешествуемой любовию" (Гал. 5:6). Но здесь, как и в вере, есть для Христиан камень преткновения: одни охотно веруют в Евангелие, но неохотно поступают по Евангелию; другие говорят, что Евангелие требует невозможного, и потому беззаботно пребывают в грехе.
От чего это происходит? От той же "гордости и удобообстоятельного греха," от которых страдает и вера. Ηо как сонм святых утверждает нас в благочестии?
а) Святые были подобные нам люди, с той же плотью и немощами.
б) Они испытывали такие же соблазны и препятствия, если еще не большие. (Рим. 7:23 [41]).
в) Мир, как теперь, так и тогда, одинаково — "во зле лежит."
г) Между святыми, ублажаемыми ныне Святой Церковью, были не одни отшельники, но и миряне: мужи и жены, старцы и юноши, богатые и бедные, господа и слуги, воины и мирные поселяне.
Посему никто, ни в каком звании и состоянии, не может уклоняться от дел благочестия под каким бы то ни было предлогом: всесильная благодать и теперь не оскудела.
3. В уповании и терпении.
Труден путь подвижников веры и благочестия (Деян. 16:22; [42] 2 Тим. 3:12 [43]), но этим путем шел:
а) Сам Начальник веры и Совершитель нашего спасения Иисус (ст.2; ср. Фил. 2:6–8 [44]).
б) Все ветхозаветные праведники (ст.33–38) и все ублажаемые ныне святые (Апок. 7:13–14 [45]).
в) Их пример должен утверждать и нас в уповании и терпении.
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще…"

Обязанность быть святыми. [46]

"Будьте святы"
(1 Петр. 1:16).
Кому это сказано? Всем нам, без различия пола, званий и состояний (1 Петр. 1:15; [47] Ефес. 2:10; [48] Мф. 5: 48 [49]).
Чтобы сделаться святым, для сего требуется:
1. Пламенное желание святости (Прем. 2:17–20 [50]).
а) Тот опасно заблуждается, кто довольствуется своим духовным состоянием и не желает вящшего преуспевания в благочестии. "Если ты не идешь вперед, то непременно подвигаешься назад." [51] Невозможно, чтобы человек оставался в том же нравственном состоянии (Иов. 14:2 [52]). Для достижения истинного венца нужно бежать, пока не достигнем того, к чему стремились: "бегите, чтобы получить" (1 Кор. 9:24 [53])! Кто перестает бежать, тот теряет свой труд и венец.
б) "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф. 5:6); только души, "алчущие" святости, Бог "исполнил благ" (Лук. 1:53 [54]). Заметим эти выражения: "алчущие и жаждущие:" для достижения святости требуется не простое, но сильное и пламенное желание, как бы голод и жажда. Кто чувствует в себе этот спасительный голод и эту святую жажду, тот не идет, а бежит по пути добродетели с быстротой пламени, охватившего сухой тростник (Премуд. 3:7 [55]). Итак, кто делается святым? Тот, кто хочет быть святым (Мф. 19:21 [56]).
в) Нетрудно, при помощи всесильной благодати, сделаться святым тому, кто пламенно желает святости (Премудр. 2:12–13; [57] Мф. 7:7-11 [58]). "Если я хочу быть другом Божиим, то довольно мне только захотеть теперь — и я делаюсь им." [59]
2. Делать все из любви к Богу и для угождения Богу (1 Кор 10:31 [60]).
а) Наши слова, мысли, желания и действия должны быть постоянным выражением любви к Богу. Невеста Христова, по изображению Песни Песней, занималась ли охотой, была ли на войне, собирала ли виноград, — во всех этих различных состояниях была всегда любима, потому что она все делала из любви к своему Жениху. Так и каждый Христианин, в каком бы звании ни находился, какими бы делами ни занимался, должен все делать из любви к Богу и для угождения Ему. "Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло" (Мат 6:22 [61]). Под оком некоторые из Святых Отцов разумеют намерения. "Добрые дела ценятся по намерению." [62] Наше намерение чисто, когда оно имеет своим предметом или славу Божью, или назидание ближних, или собственное высшее благо. "Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7 [63]). "Дела без доброго намерения то же, что жертва без тука или тело без души; Бог их отвергает." [64]
б) Но как редко мы делаем добро единственно из любви к Богу и для угождения Богу? Не большая ли часть из нас, если и делают добро, то или из личной славы, или для достижения земных целей?
Многие из христиан скажут в день суда: "Господи! не от Твоего ли имени… многие чудеса творили" (Мф. 7:22 [65])? И однако же Господь скажет им: "Я никогда не знал вас" (ст.23), потому что вы делали не для Меня, а для вашей славы и ваших интересов. "Что может быть безумнее, как искать своими делами похвалы от подкупных и бессильных людей, и презирать похвалою Того, Кто силен воздать за дела, угодные Ему" (Мф. 6:3 [66]). [67]
3. Нести крест свой с терпением ради Господа (Мф. 10:38 [68]).
а) Кто хочет достигнуть святости, тот должен все переносить с терпением ради Господа: и бедность, и скорби, и поношения, и болезнь (2 Кор. 6:4; [69] 2 Тим. 3:12; [70] Иоан. 15:20 [71]). "Посмотрите на кого угодно из святых, и вы увидите, что все они терпели скорби и страдания. Один Соломон, может быть, составляет исключение, но в этом скрывается также и причина, почему он пал." [72]
"Безумно было бы думать, — что можно наслаждаться с миром и царствовать со Христом." [73]
"Скорби — наша школа, где мы учимся." [74]
Посему все, что ни случится с нами в жизни, мы должны переносить с терпением и покорностью воле Божией, подобно Иову (2:10; [75] 1:21 [76]).
б) Нам позволено обращаться с молитвой к Богу об облегчении нашего креста или об освобождении от несчастий, по примеру самого Иисуса Христа, Который также молился: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия;" но при этом мы всегда должны прибавлять: "впрочем не как Я хочу, но как Ты!" (Мф. 26:39).
Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.

Причины, почему мало святых между людьми

"Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими"
(Псал. 11:2)
Давид жалуется, что в его время оскудели святые и уменьшилось число истинно-верующих между сынами человеческими, — и в этой жалобе обращается к Богу и молит Его о своем спасении, когда так трудно было спастись среди всеобщего оскудения веры и благочестия.
Но один ли Давид имел причину так жаловаться Богу? Не можем ли тем более принести такую жалобу мы, для которых возсиял уже свет "просвещения язычников" (Лук. 2:32) и которым даны могущественнейшие средства спасения?…
Причины, почему мало святых между людьми:
1. Есть много людей, считающих себя благочестивыми и святыми, каковы фарисеи и лицемеры, люди с ложной набожностью (Кол. 2:18 [77]); но истинно-святых — мало, это мы знаем:
а) Из слова Божьего (Псал. 11:2; [78] Мф. 7:14; [79] Лук. 12:24; [80] Мф. 22:14; [81] Гал. 3:3 [82]).
б) Из повседневного опыта.
в) Истинно святые есть и теперь, но их сравнительно мало.
2. Отчего же так?
Причин на это много, как общих, так и частных.
а) К общим причинам относятся:
а. Врожденная всем людям греховная порча (Быт. 8:21; [83] Рим. 7:23 [84]), которая особенно обнаруживается в упорном сопротивлении разума Божьему слову и в происходящей отсюда духовной слепоте, вследствие которой естественный человек считает дело святости ненужным, или понимает святость по своему.
b. Опасное развращение мира, проявляющееся в обольстительных речах и соблазнительных примерах.
с. Сила греха и греховных привычек (Прит. 18:3; [85] 10:23 [86]).
d. Требования закона Божьего, которые для плотского человека кажутся строгими и не исполнимыми, и потому оставляются без исполнения.
б) Между частными, наиболее действующими, причинами мы указываем:
а. На дух времени, по которому небрежение к благодати, распущенность нравов, привязанность к земному и чувственному, достигли страшных размеров.
b. Небрежность воспитания детей в духе благочестия.
с. Разнообразные ученые нелепости и заблуждения, которые охватывают нас вокруг и совращают многих с пути истины и благочестия.

О почитании святых

"Хвалите Бога во святыне Его"
(Псал. 150:1).
1. Почему нужно почитать святых?
а) Ради Господа, который хочет быть прославляем во святых (Зах. 2:8 [87]).
б) Ради их самих, их высоких совершенств и добродетелей.
в) Ради нас. Они молятся за нас. "Уверенные в своем вечном блаженстве, святые непрестанно молятся о нашем спасении." [88]
"Святые поддерживают мир своими молитвами. Сила их молитв так могущественна, что отклоняет гнев Божий." [89]
2. Как нужно почитать святых?
а) Сердцем. "Кто удивляется святым с благочестивой любовью и почитает их, тот должен также и любить их." [90]
б) Устами, прославляя их подвиги.
в) Делами, или подражанием их добродетелям. "Почитание святого состоит в подражании ему." [91]