I. Евангельское чтение. Зачало (9): от Матфея 4:18–23

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Из призвания рыбарей к апостольскому служению, о котором говорится в евангельском чтении этой недели, мы усматриваем как Господь избирает себе учеников.
1. Каких людей Он ищет, наиболее способных быть Его ученикам?
а) людей простых, чуждых суетности и неиспорченных тлетворных духом времени (рыбарей ст. 18).
б) Двух братьев (Симона и Андрея, Иакова и Иоанна), которые трудятся вместе, след., людей, доступных для общей братской любви (ст.18, 21).
2. Где Он находит их?
а) При море Галилейском, а не среди шумной толпы Иерусалима, не на торжищах мира.
б) При их занятиях, "закидывающих сети," т. е. усердно трудящихся в своем звании; "починивающих сети свои," т. е. использующих с пользой дорогое для них время.
3. Как они принимают Его призвание?
а) с готовностью, ибо "последовали за Ним" (ст.20, 22);
б) с радостью, ибо "оставив сети," что было для них средством добывания пропитания в жизни (ст.20, 22).
Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным зачалом, могут быть следующие:

О взаимной родственной любви между родными

"Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы" (ст.18)
Два брата трудятся вместе помогают друг другу в своих занятиях. Tо же самое мы видим и на других друх братьях, Иакове и Иоанне, которые вместе с отцом своим сидят на корабле и починяют сети (ст.21). Какой прекрасный пример братского согласия и любви!
Между нами не всегда бывает так. Иной брат охотнее обращается с другими, чем с родными братьями. Иная сестра охотнее помогает всем прочим, только не своим кровным сестрам и родственникам. Иной оставляет родину, чтобы только жить вдали от семьи родных и т. д.
Но часто, благодарение Богу, встречается и истинно родственное отношение между родными: вместе трудятся, вместе плачут и радуются, помогают друг другу взаимно. Так должно быть везде…
О взаимной родственной любви между родными.
1. Она необходима.
Где нет родственной любви между родными, там жизнь мрачная и тяжелая, нравственность низкая. Посмотрим ближе.
а) Часто имеют нужду в помощи, поддержке, совете и утешении. К кому тогда обратиться? Иной, конечно, охотнее исходил бы весь мир, чем обратился бы к своим родственникам; но это — несправедливо и неестественно. Сострадание и участие ближе всего к сердцу родных. Они не только наши ближние, но и самые ближайшие. Этому ясно поучает нас слово Божие: "Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его" (Лев. 25:25). "Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем — всегда. Братья и покровители — во время скорби" (Сир. 40:23–24).. "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8).
б) Часто нуждаются в увещании и предостережении, потому что все мы грешим. Кто лучше и прежде может предостеречь и наставить нас, как не брат, отец, родственник?
Нередко вступают в спор и тяжбу не по праву, а думают, что правы и т. д. Родственник может вразумить.
"Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:20).
в) Очень часто грешат дети, — и родители ничего о том не знают. Так сыновья и дочери, без ведома отца и матери, завели непозволительные знакомства. Тут они своевольничают, в другом месте вредят себе и своему доброму имени и т. д. Скажут ли об этом чужие? При чрезмерной запальчивости людей и при излишней любви большей части родителей к своим детям, вмешательство сторонних подало бы только повод к огорчениям и вражде; а этого сторонние люди боятся. Такой долг любви обязаны принять на себя родственники. Они знают лучше, как уладить дело, — и, при взаимных постоянных сношениях, всякое огорчение скоро удаляется.
2. Она достойна почтения.
Если со своими родными и родственниками находятся в добрых отношениях, то и сами вообще добры, а это служит к чести. Через избежание многих мелочей, могуших подать повод к нарушению родственной любви, обнаруживают доброжелательный характер. Укажем случаи, где родственная любовь заслуживает полного уважения и почтения.
а) Родные имели некогда общее имущество, когда оно находилось в руках их отца или деда. При разделе имущества часто возникает вражда, переходящая на детей и потомков. Малая частица земли для иного дороже любви всех родных.
Как поэтому достойно уважения, если ценят семейное согласие и любовь выше имущества и денег, если следуют словам Апостола: "Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1 Кор. 10:24).
б) Родные знают друг друга наилучшим образом. Если теперь твои близкие родные прерывают всякое сношение с тобой, то они тем показывают, что ты не добрый человек, а это не служит к твоей чести. Но если ты находишься в добрых отношениях с родной семьей, то у тебя доброе сердце, и ты можешь тогда жить в мире и согласии со всеми другими людьми. Твое благородное сердце — твоя честь и слава.
в) Безумная зависть взирает только на ближних и никогда на дальних. Братья и родственники имеют обыкновение, по большей части, завидовать братьям и родственникам. Если теперь, несмотря на их неравное счастье, они находятся в согласии с этими родными, то значит, что они свободны от самого обыкновенного греха: недоброжелательства и мелкой зависти, а это делает им честь перед Богом и людьми.
г) Наконец, достойно почтения, когда сохраняют и увеличивают то, что даровал нам Бог и природа. Но Бог дал нам в семейных родных первых, ближайших и самых естественных друзей. Следовательно, хранить их, как друзей, и увеличивать их взаимную любовь достойно почтения и уважения.
3. Она полезна.
Говоря о пользе взаимной любви между родными, мы разумеем здесь не временную пользу, но душевную. Временная польза очевидна сама собой; она состоит во взаимном утешении, совете, помощи, сострадании, участии и проч. Мы обратим здесь внимание на пользу, какую родственная любовь доставляет для спасения души.
а) Небо, по учению Иисуса Христа, достигается преимущественно посредством любви и добрых дел, если они происходят от веры. Но где имеют более случаев к оказанию любви, как не среди своих родных? Как часто отношения наших присных по плоти требуют нашей христианской любви?
Конечно, мы обязаны любить всех людей, но сотням и тысячам других людей мы никогда не имеем случая оказать нашу любовь. Следовательно!
б) Для неба необходим мир, потому что на небе царствует только мир, небо есть страна мира. Там нужно будет иметь мир со всеми людьми, которых мы прежде не знали, с которыми у нас не было никаких общих интересов: не с соседями только, товарищами, родными. Там все близки друг к другу, все знают друг друга, все имеют общие интересы. Поэтому мир с ними имеет высокое достоинство для достижения неба; он ведет к небу. Если Апостол заповедует иметь мир со всеми людьми, то это особенно относится к миру с родными.
в) Свобода от греха ведет к небу. Если любят родных, то из любви к ним остерегаются многих грехах. "Что скажут мои братья и сестры; как будет печалиться вся моя семья; что должны будут подумать все мои родные, если я сделаю то или это?" Такие вопросы устраняют многих от греха, и многие из этих вопросов были бы ступенью на лестнице к небу.
Заключение. Кровь исходит от сердца, идет обратно к сердцу, принадлежит сердцу. Если мы соединены с нашими родными союзом крови, то должны быть также соединены с ними и союзом сердца!

Для достижения нашего назначения мы не должны щадить никаких жертв и трудов

"И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним" (ст.19–20).
Как только рыбари услышали о своем назначении к апостольскому служению, тотчас оставляют мрежи, корабль, отца (ст.22), — оставляют все, что несовместно было теперь с их новым призванием и назначением.
И каждый из нас, как человек, имеет определенное Творцом назначение. Слово Божье говорит нам, что человек создан по образу Божьему и должен быть совершенным, как совершенен Отец Небесный.
Но не многие из христиан достигают своего назначения и призвания, потому что страшатся труда и жертвы, борьбы и самоотвержения, без которых невозможно достигнуть нашего спасения.
Для достижения нашего назначения мы не должны щадить никаких жертв и трудов.
Потому что:
1. Это назначение — великое и высокое.
Человек состоит из тела и души.
а) Тело служит жилищем и орудием для души, пока она живет на земле. Видимое, земное, преходящее удовлетворяет потребностям телесным. Нам дозволено искать этого удовлетворения. Мы можем в известной степени удовлетворять чувственные наклонности и пожелания, в рамках необходимо требуемого устройством нашей природы.
Но чувственное благосостояние, земное счастье, обладание внешними преимуществами не может составлять нашего назначения; все это зависит не от нас, непостоянно, как тело, которое изменяется с годами и превращается, наконец, в прах.
б) Душа составляет благороднейшую часть человека. Ее силы и способности возвышают нас над всеми тварями земными и дают нам надежду на вечную, нетленную жизнь.
Непрестанное усовершенствование души, непреодолимое стремление к истине и добродетели, к побеждению чувственности, к уподоблению Богу — вот что составляет наше назначение. Но как оно велико и высоко! Будем ли мы страшиться труда и жертв, если желаем его достигнуть? Будем ли опускать время, пренебрегать случаями и средствами к преуспеванию в духовном совершенстве?
Нет, для достижения нашего назначения мы не должны щадить труда и жертв, потому что
2. Наши силы слабы.
а) Бог, конечно, дал нам силы и средства для достижения нашего назначения.
Разум учит нас различать истину от лжи, добро от зла.
Совесть предостерегает от греха, поощряет к добру, награждает за добрые, наказывает за худые поступки.
Нам дан закон, что нужно делать и чего избегать. Эти силы души укрепляются, вызвышаются христианской верой.
б) Но как слабы эти силы у многих людей, к христианскому воспитанию которых было пренебрежительное отношение в лета детства и юности!
Даже и y тех, которые получили доброе христианское воспитание, разум часто помрачается заблуждениями, воля ослабляется суетными положениями, совесть притупляется и погрешает.
в) При такой немощи, свойственной каждому человеку, мы никогда не достигли бы нашего назначения, если бы не употребляли труда и усилия к укреплению себя в добре с помощью благодати. В борьбе укрепляется всякая сила (2 Тим. 2:3–5 [105]) утверждается вера и убеждение, возрастает мужество и упование на Бога.
В необходимости труда и борьбы для достижения нашего назначения мы не можем сомневаться, если подумаем, что —
3) Препятствия и опасности — многоразличны и велики.
Многие люди не достигают своего назначения, потому что не думают о препятствиях, искушениях и опасностях, какие они должны преодолеть. Требуется много предусмотрительности и внимания, чтобы отдалить или преодолеть все, что угрожает опасностью нашей добродетели и благочестию.
а) С одной сторовы угрожают нам предрассудки и заблуждения, которые препятствуют познанию истины и добра, делают нас нерешительными и колеблющимися в выборе того, что нужно делать или что оставить.
С другой стороны плоть восстает против духа, чувственные наклонности и пожелания — против внушений разума и совести, чтобы мы не делали того, что хотим.
Tо честь, богатство, удовольствия мира отвлекают нас от пути добродетели.
дурные примеры соблазняют нас.
тяжкие страдания, трудные обстоятельства жизни ослабляют нашу веру, поражают наш дух и надежду.
Кто перечислит все опасности и искушения, с которыми должен бороться человек благочестивый!
б) Но если препятствия велики и многообразны, то наша ревность должна быть еще больше, наша бдительность и усилие еще сильнее и постояннее.
Если мы знаем, что тесные врата и узкий путь ведут к вечной жизни, то мы должны вооружаться для борьбы, укреплять наши силы, оживлять надежду на Бога и упование на Его всесильную помощь. "Так бегите, чтобы получить" (1 Кор. 9:24).
4. Жизнь наша — коротка.
Цель нашей жизни состоит не в ином чем, как в том, чтобы достигать назначения, указанного Творцом. Поэтому жизнь имеет величайшую важность.
а) Но как скоро проходит жизнь! Как быстро исчезают дни и годы! Как часто без нашей вины теряется много времени, которое мы могли бы употребить для нашего назначения, если бы это время было в нашей власти!
Наконец, смерть может застигнуть нас внезапно и представить на суд!
б) Поэтому мы должны употреблять все усилия, не щадить никаких трудов и жертв для достижения нашего назначения.
Каждый день, каждый час дан нам Богом для нашего усовершенствования в добродетели.
Наша цель — вечность, и никто не может сказать, чтобы он довольно уже научился, потрудился, достиг цели.
Будем, поэтому, делать добро неослабно, пока еще день; прийдет ночь, — тогда никто не может делать!

Три класса учеников Иисуса Христа

"И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним" (ст.22).
Таковы были те, которые хотели быть учениками Иисуса Христа!
Если от этих первых учеников Христовых обратимся к нынешним христианам, то мы найдем между ними три класса учеников Иисуса Христа.
Исследуем, к какому из этих классов принадлежим мы?
1. К первому классу относятся те, которые хотят только называться учениками Иисуса Христа.
а) Объяснение. Сюда принадлежат все те христиане, которые убеждены в истине веры, в правах и господстве Бога над человеком, во всеобщем греховном растлении, в необходимости спасения и проч. Они, по их словам, желают спастись, покаяться, но на этом желании и останавливаются. Они оставляют в стороне все необходимые средства обращения и спасения. Эти христиане подобны тем больным, которые желают выздоровления, но не хотят пользоваться никакими лекарствами.
б) Приложение.
а. Испытайте свою совесть: не находитесь ли вы в таком духовном состоянии? Вы желаете обратиться ко Христу и спастись, но обращение и спасение требуют труда, жертв, победы над самим собой, укрощения страстей и греховных привычек, — а хотите ли вы всего этого?
b. Если ваше духовное состояние таково, то посмотрите, как оно опасно. Поступать так не значит ли злоупотреблять благодатью и всеми божественными силами, данными нам к жизни и благочестию? Сознавать обязанность следовать за Христом, чувствовать во глубине души желание предаться Ему, находить вокруг себя все средства к обращению и спасению, и, между тем, довольствоваться только одним бесплодным и мертвым желанием спасения, — это такое состояние, о котором сказал Иисус Христос: "если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем" (Иоан. 15:22).
2. Второй класс составляют те, которые хотят служить Иисусу Христу известными делами.
а) Объяснение. К этому классу принадлежат те христиане, которые хотят исправиться, обратиться, спастись; но не хотят пользоваться более верными или всеми средствами обращения, спасения и освящения. Они подобны тем больным, которые желают выздоровления, но принимают только известные лекарства и отвергают другие, вернейшие для восстановления здоровья.
6) Приложение.
а. Обратитесь к самим себе. Не требует ли Иисус Христос от своих учеников известных жертв, как необходимого условия спасения, — и, между тем, всегда ли вы готовы на такие жертвы? Не скрывается ли в вашем сердце какая-либо господствующая страсть, которая служит основанием всех прочих и причиной всех ваших падений, — и, между тем, заботитесь ли вы об ее совершенном искоренении, при помощи благодати Божией? Ваше преуспевание в добродетели может ли обойтись без подвигов христианского самоотвержения, а, между тем, не отказываетесь ли вы от них? Легко делать кое-какое добро, но для истинного ученика Христова этого мало; здесь требуются борьба и жертва.
b. Оставаться в таком духовном состоянии значит:
— не признавать достоинства добродетели и благ, с ней соединенных;
— подвергаться потере вечного спасения, ибо Бог не оставляет без наказания тех, которые противятся Его зову, лишая их Своей обильной благодати, которой Он вознаграждает жертвы благочестивых душ;
— увеличивать трудность спасения, вместо того, чтобы ее облегчить, ибо чем более мы хотим сберечь в себе какую-либо страсть, тем с каждым днем становится для нас тяжелее расстаться с ней.
3. Третий класс составляют те, которые всецело предаются Иисусу Христу.
а) Объяснение. К этому классу принадлежат исключительно души, пламенно жаждущие своего спасения и достигающие его, чего бы оно ни стоило и каких бы жертв ни требовало. Эти души подобны тем больным, которые для поправления, своего здоровья жертвуют всеми средствами и совершенно предают себя в распоряжение опытного врача.
б) Приложение. Обдумайте побуждения, заставляющие вас оставаться неизменно в этом последнем классе.
а. Пример миролюбцев: они безраздельно приносят себя в жертву миру, и какому еще миру? Не сделаете ли вы для Бога того, что они делают для людей?
b. Пример диавола: есть ли хоть одно средство, которым бы он пренебрегал, хоть какая-либо трудность, перед которой бы он отступал, когда он ищет погибели только одной души? Будем же по крайней мере иметь такую ревность к нашему спасению, какую он имеет к нашей погибели.
с. Блага, соединенные с благочестием: приумножение благодати, внутренний мир, услаждающий все жертвы, обетование жизни настоящей и будущей. Поэтому решимся следовать за Иисусом Христом в этом третьем классе его учеников!

Глас Божий для большей части людей остается гласом в пустыне

"И говорит им: идите за Мною" (ст.19)
Так говорил Господь, ходя при море Галилейском и приглашая следовать за собой простых рыбарей, — и Его голос не остался голосом в пустыне: рыбари тотчас оставляют все и следуют за Иисусом Христом.
Глас Господа, призывающего ко спасению, не умолк и до ныне; Иисус Христос и теперь ходит везде и взывает ко всем: идите за Мною! Но все ли мы легко и охотно внимаем этому зову? К сожалению, мы должны признаться, что — глас Божий для большей части людей остается гласом в пустыне.
1. Глас Божий многократно и многоразлично призывает нас ко спасению.
а) Он вещает в природе к нашему уму (Рим. 1:19–20 [106]). Когда встречаются поразительные явления природы, или возникают общественные треволнения, или другие тяжкие бедствия, поражающие страны и народы: тогда человек, внимающий течению мира и судьбам Божьим, не может не заметить во всем этом Божьего голоса, призывающего к покаянию (Псал. 2:5-10 [107]).
б) Он вещает в совести к нашему сердцу, действуя на нас помыслами обвиняющими, или оправдывающими (Рим. 2:14–15 [108]).
в) Но особеннно голос Божий вещает нам в слове Божьем. Когда человек читает слово Божье, тогда сам Бог говорит его сердцу и призывает ко спасению (2 Тим. 3:15 [109]). Когда слово Божье проповедуется в церкви, тогда ты слышишь голос Божий, побуждающий тебя к добродетели и отвращающий от порока. Так раздается голос Господа: "идите за Мною!"
2. Но этот голос Божий для большей части людей остается голосом в пустыне.
Не всегда и не везде, ибо многие внимают ему и приходят к познанию истины и к обращению на путь спасения. Но однако для большинства людей этот голос Божий, особенно в наше время, более чем когда-либо, остается голосом в пустыне.
а) Многие слышат этот голос, но однако же по-прежнему остаются в своей беспечности, в неизменной привязанности к миру, в плотском огрубении (Деян. 28:26–27 [110]).
б) Другие слышат голос Божий и внимают к нему, но на этом и останавливлются (Лук. 8:6 [111]).
в) Иные слышат голос Божий и обращаются на путь истины, но потом идут назад, впадают в прежние грехи и теряют благодать (2 Петр. 2:20–22 [112]).
г) Некоторые слышат голос Божий, но после внимают голосу духа льстивого и впадают в ложную духовность (Гал. 5:7 [113]).
д) Не мало есть и таких, которые, которые, слыша голос Божий, ожесточаются и дерзко спрашивают: "кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? я не знаю Господа… " (Исх. 5:2).
Так голос Божий для большей части людей остается голосом в пустыне! (Лук. 8:18; [114] Иак. 1:22–24 [115]).

Средства к уловлению душ для царствия Божьего

"И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (ст.19)
Мы знаем из истории, как простые рыбари исполнили это свое назначение, возложенное на них Господом. Уловленные сами мрежей Христовой, они действительно сделались ловцами человеков, и привлекли ко Христу всю вселенную.
Долг уловления душ для Христа не возложен ли, в некоторой мере, и на каждого последователя Христова, особенно на родителей и учителей, домовладык и воспитателей (Зах. 8:20; [116] Иезек. 3:18 [117])?!
Средства к уловлению душ для царствия Божьего:
1. Иметь добрые мрежи и добрые удицы, т. е. запастись надлежащими познаниями в вере Христовой и уметь благоразумно прилагать их к делу.
2. Употреблять при уловлении добрую приманку, т. е. проповедывать истинное, чистое и увлекательное учение Христово, и подкреплять его своим собственным примером.
3. Избирать для уловления благоприятное время, т. е. пользоваться наиболее удобными случаями для действия на ум и сердце человека.
4. Ожидать с терпением успеха улова, по примеру рыбарей.
5. Закидывать мрежи во имя Господа.

Как изменяется вся наша жизнь вследствие решимости следовать за Господом?

"И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним" (ст.22)
Из примера рыбарей мы видим: как изменяется вся наша жизнь вследствие решимости следовать за Господом.
1. Наши земные дела и занятия.
а) Иисус Христос не запрещает нам заниматься житейскими делами, сообразно с нашим званием; напротив, Он одобряет добросовестное их исполнение (ст.18–21).
б) Он требует только посвящать их в служение Богу и охотно подчинять каждое земное занятие высшему долгу (ст.20).
в) Когда мы таким образом исполняем наши земные дела, тогда Он обещает нам такой успех, какой превосходит всякие человеческие силы и надежды (ст.19): "сделаю вас ловцами человеков."
2. Наши отношения к людям.
Христиане любят друг друга во Христе, в Котором для них все общее; вследствие этого происходит то,
а) Что всякий уже состоявшийся союз любви делается еще теснее и крепче. Братья по плоти связываются двойным братством, сделавшись истинными последователями Христовыми.
б) Что даже и те, которые были прежде разъединены, теперь соединяются. Два брата: Симон и Андрей соединяются с чуждыми им прежде двумя братьями: Иаковом и Иоанном.
в) Что каждое препятствие на пути спасения препобеждается, так что даже кровный союз не в состоянии удержать того, кто твердо решился следовать за Господом: "оставив лодку и отца своего" (ст.22).