I. Евангельское чтение. Зачало (18): от Матфея 6:22–33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Как христианин должен поступать в отношении к материальным нуждам жизни
В евангельском чтении третьей недели Иисус Христос учит: как христианин должен поступать в отношении к материальным нуждам жизни. Показав сначала (ст. 22, 23), что для правильного взгляда на материальные потребности и для надлежащего попечения о земном, нужно иметь чистое око, или неомраченный страстями ум, который служит светильником для прочих способностей, [155] — Иисус Христос вслед затем предостерегает нас от излишней заботливости о земном на следующих основаниях:
а) мы должны безраздельно предать наше сердце Богу (ст.24);
б) Бог, Который дал нам важнейшее, может и хочет дать нам также и малозначащее (ст.2);
в) Его всепромышляющая любовь простирается на ничтожнейших из тварей Его, тем более на нас (ст.26);
г) самонадеянная забота о земном безрассудна (ст.27);
д) что может быть ничтожнее полевого цветка, который сегодня растет, а завтра бросается в огонь? Однако же Бог печется с любовью и о нем, — не тем ли более о нас, о маловеры (ст.28–30);
е) чрезмерная забота о земном — излишня при уповании на Божий Промысел (ст.31–32);
ж) через изыскание царства Божьего и правды Его мы приобретаем все (ст.33).
Каждый стих этого зачала заключает богатые темы для церковного собеседования.
Ст. 22–24: — О достоинстве разума, озаренного светом веры, или наоборот: Какое несчастье иметь ум, помраченный страстями?
Ст. 24: — Служитель мамоны грешит против Бога, ближнего и самого себя. Как можно соединить служение общественное со служением Богу?
Ст. 25, 31,32: — Несчастье души, обремененной излишними житейскими заботами. Как нужно заботиться о земном? Правильные заботы о земных нуждах благодетельны для нас.
Ст. 26: — Птицы небесные — наши учителя. Чем более мы познаем Бога из природы, тем более веруем Ему в Его слове. Об особенном промышлении Божьем о человеке. Чем мы можем подкреплять в себе веру в Промысел Божий?
Ст. 28–30: — Человек в одном отношении первый, а в другом — последний между тварями земными, или: Пристрастие к земному подавляет все доброе в человеке. О высоком достоинстве человека.
Ст. 33: О едином на потребу и т. п.

Что обязывает нас служить Господу Богу?

"Не можете служить Богу и маммоне" [156] (ст.24).
Напрасно многие люди думают соединить служение Богу со служением миру; совесть со страстями, Христа с Велиаром, утро в Церкви с вечером в приятных излишествах и развлечениях, — это несовместимо. Текст! Мы обязаны служить только одному Богу.
Этого требует:
1. Наша честь и слава.
Нет ничего на земле славнее и почетнее, как быть слугой Божьим. Какая слава может сравниться с той, которая соединена со служением Богу? Если почетно служить великому монарху; если за честь считают занимать незначительные должности в царских палатах, то в сколько крат почетнее служить Царю царей (Апок. 17:14 [157]), от Которого исходит всякое величие и могущество (Прит. 8:15–16 [158]), Который одним словом сотворил все из ничтожества (Псал. 32:9 [159]), Который тремя перстами держит землю, перед Которым все племена и народы как бы ничто (Ис. 40:17 [160])? и т. д.
а) Можем ли мы отказаться от служения такому великому Богу? Не обязаны ли мы Ему беспредельной благодарностью уже за одно то, что Он хочет принять нас в число Своих слуг, не нуждаясь в нашем служении? Царица Савская, пораженная великолепием Соломонова дворца и мудростью царя, воскликнула: "блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою" (2 Пар. 9:7)! Не несравненно ли более должны считать себя счастливыми мы в служении такому Царю, мудрость, могущество и величие Которого бесконечно превосходят мудрость и могущество всех царей, какие когда-либо существовали и будут существовать (Ис. 40:13–14 [161])?
б) Но как бывает на деле? Для большей части людей суетная честь мира лучше истинной чести Божьей. Славу служить великим мира предпочитают славе служить Богу; для угождения господам земным не страшатся оскорблять Господа неба и земли; всецело раболепствуют ничтожной твари, не имеющей в себе никакого другого достоинства, кроме того, какое дано ей Творцом. Но как обманчива и ничтожна честь слуг мира? Истинная и прочная честь и слава принадлежит верным Божьим слугам (Рим. 2:10; [162] Сир. 23:37 [163]). Они славны при жизни; их слава сияет и по смерти из века в век, из рода в род.
2. Самая строгая справедливость и необходимый долг.
Есть ли на земле право справедливее и необходимее того, которое обязывает нас служить Богу? Если бы мы даже ничего не получили от Бога, то и тогда одно Его бытие и Его бесконечные совершенства требовали бы всего нашего служения Ему, — и мы не могли бы отказаться от этой обязанности, без нарушения справедливости. Но посмотрим на отношение Бога к нам, на то, что мы получили от Него в творении, в промысле, в искуплении и освящении, — не обязаны ли мы за все это всецело предаться и служить Ему?
а) В творении. Кто нас сотворил и поставил в этом мире? Не всесильная ли рука Господня, которая вызвала из ничтожества всю вселенную и которая сотворила все для нашей собственной пользы и для того, чтобы дать нам возможность служить Ему? Для чего дано нам бытие, движение, жизнь? Для чего эта разумная душа, созданная по Его образу, как не для того, чтобы служить Его славе? Спрошу ли я самого себя: кто я? Я отвечаю, что я человек разумный и смертный; а кто нашел себя таким, тот немедленно обращается к Богу и т. д.
б) В промысле. Промысел не только не меньше творения, но, в некотором смысле, важнее его, потому что есть как бы постоянно продолжающееся творение. Не обязаны ли мы Богу за то, что Он промышляет о нас столько же, как если бы Он сотворил нас или как если бы Он сотворил новый мир в одно мгновение? и т. д.
Но нельзя ли и ныне сделать упрека, как некогда он сделан был Богом одному гордецу: "говоришь: "моя река, и я создал ее для себя"" (Езек. 29:3–6 [164])? Не верх ли слепоты и безумия отвергать Творца и Промыслителя? Но не так ли поступают те, которые говорят, что весь этот прекрасный мир есть произведение одной необходимой, бессознательной природы, которая не требует от людей никакой признательности и т. д.
в) В искуплении. Чтобы еще более убедиться в несправедливости людей, пренебрегающих служением Богу, обратим внимание на плоды искупления. Здесь довольно припомнить, что мы куплены ценой крови Сына Божьего. Какие блага нам дарованы? От каких зол мы освобождены?…
3. Наше благо и счастье.
Ни один господин не награждает своих слуг так щедро, как Господь Бог награждает своих на земле и на небе.
а) На земле. Бог говорит через Моисея: "служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою" (Исх. 23:25. 22; [165] Псал. 143:15 [166]). Только те люди могут быть истинно счастливы, которые служат Богу.
б) Н а небе. "Не видел того глаз, не слышало ухо…" (1 Кор. 2:9 [167]) и т. д.
Заключение. Вы конечно, не отвергаете обязанности служить Богу и, может быть, убеждены, что исполняете ее; но так ли на самом деле? Все ваше благопочитание не ограничивается ли только урочным молитвословием, посещением Богослужения в дни воскресные и праздничные? Не соединяете ли вы служение Богу со служением мамоне? и т. д. (Осии 10:2; [168] Нав. 24:14–16. [169] 24 [170]).

Почему мы всегда должны служить Богу с радостью?

"Никто не может служить двум господам" (ст.24).
Мы не должны отдаваться всецело служению миру, потому что это служение скоро ослабляет и устраняет служение Богу. Мы обязаны служить Богу с радостью и от всего сердца. Есть много побуждений, заставляющих нас служить Богу и неизменно пребывать в этом служении. Здесь мы укажем только два побуждения, которые основываются на Божией благости и щедрости.
1. Потому что Он благ и так мало от нас требует.
Бог благ и требует от нас только малого. В чем состоить это малое и легкое?
а) Он требует только любви. В этом единственном и не многом требовании заключается все. "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37–40).
"Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5:3).
б) Эту любовь легко найти и исполнить. Она находится не на небе и не за морями. Она скрывается в нашем собственном сердце, мы можем выражать ее собственными устами и руками. Сердцу врождена любовь, сердце само имеет потребность любви, влечение к любви. Как легко, следовательно, найти ее и исполнить?
в) К исполнению заповеди любви призываются слабые, изнуренные, утомленные. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:28–30). Если обремененные могут любить, не тем ли более крепкие и сильные!
г) Любовь будет нас возвышать, облегчать, осчастливливать. Крылья не составляют тяжести для птицы. Они ее возвышают, носят, дают ей свободу. Так и любовь. Напротив, служение миру похищает всякую свободу, грех налагает оковы и подавляет дух.
д) В исполнении заповеди любви укрепляет нас Бог своей благодатью. Человек слаб, но сила Божия в немощи совершается. "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2:13).
е) Иисус Христос предшествует нам Своим примером. Как Он любил всех людей? Что Он сделал из любви к нам? Как он любил врагов? Он поступал, как Его Отец небесный, Который посылает свою благодать на праведных и неправедных.
2. Потому что Он щедр и богато награждает.
Где и как награждает Бог малое?
а) Он награждает уже часто на земле. За молитву, добродетель, борьбу и победу Бог дает уже здесь временное благосостояние, счастливый успех в предприятиях. И всегда дает Он мир сердца и внутреннее довольство. Доказательства и примеры!
6) Но главным образом награждает Бог в небе. "Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф. 25:21), т. е. за "малое" награждает "многим."
а. Бог дает самого себя в награду. "Я буду твоею наградою," говорит Бог Аврааму, "не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика" (Быт.15:1). Обладать Богом — высочайшее благо: что может быть выше этой награды?
b. Другие награды. За печаль получать радость; за труды — успокоение; за борьбу и победу — венец; за терпеливое перенесение говений — мир; за умерщвление страстей — жизнь.
с. И вся эта награда будет продолжаться вечно. Много ли таких господ, которые дают своим слугам пожизненное содержание? Бог дает Своему верному слуге вечную, нетленную награду. Как следовательно много за малое?

Сердце, разделенное между служением Богу и миру

"Никто не может служить двум господам" (ст.24).
1. Есть у нас два господина, между которыми люди "разделяют свое сердце" (Осии 10:2 [171]): это — Бог и мамона. Оба эти господина:
а) Взаимно противоположны. Бог есть основание, источник и виновник всякого добра.
Мамона, или мир вообще со всей его похотью (1 Иоан. 2:16 [172]) — богатством, славой, удовольствиями и надменностью — есть гнездилище и притон всякого зла.
б) Взаимно враждебны.
Мир воюет против Бога, а все, что делает Бог, направлено к тому, чтобы привлечь живущих в нем и исхитить их из рук князя мира.
в) Оба господина требуют, каждый для себя, безусловного и нераздельного послушания. Каждый из них дает своим слугам довольно работы. Посему Спаситель говорит: "Никто не может служить двум господам."
2. Но что Иисус Христос называет невозможным, то некоторые люди стараются совместить; они разделяют свое сердце, а с тем вместе, как они думают, и своё услужение. Это происходит таким образом:
а) Милосердый Господь (Лук. 19:10; [173] Езек. 33:11 [174]) ищет заблудшего грешника и напоминает ему многократно и многообразно о едином на потребу, — но грешник не хочет оставить своих грехов, расстаться с любовью к миру и с мамоной неправды. Иго Христово кажется ему неприятным и бремя Его тяжелым. Он боится ненависти и презрения, которыми всегда сопровождается истинное благочестие, или опасается, чтобы не потерпеть лишения в земных благах, если начнет искренне заботиться о спасении своей души и т. д.
б) В грешнике возникает тогда борьба между духом и плотью, между Богом и миром. Бог влечет сердце его к Себе, возбуждая в нем искреннее раскаяние: но мир хочет удержать над ним свое давнишнее крепостное право. Он стоит как бы на распутии и недоумевает, на что решиться.
в) Что же он теперь предпринимает? Он разделяет свое сердце. Ему не хочется лишиться неба, но не хочется также и отвергнуться мира — налицо хромание на обе ноги. На помощь к нему приходит суетное мудрование, и он бессознательно и необдуманно старается служить так, чтобы и не ссориться с духом мира и не мириться с ним. Он начинает быть несколько спокойнее и честнее, благотворительнее и набожнее; но мир все-таки первенствует в его душе; сердце его разделено.
3) Каковы теперь свойства разделенного сердца?
а) Разделенное сердце овладевается заботой об этой жизни, о земном (ст.25. 31), и простирает свою заботливость до дней, какие, быть может, никогда для него не настанут (ст.34). По свойству заботы можно судить и о свойствах сердца; эта забота:
а. отягощает сердце (Лук. 21:34);
b. языческая (ст.32);
с. бесполезная или напрасная (ст.27) и
d. недовольная (ст.32).
б) Разделенное сердце в лучших случаях есть маловерное сердце (ст.30).
а. Если оно и верует вообще, что Бог промышляет о всех тварях, и в особенности о людях; но этой веры оно не принимает на свой счет, что и оно также находится под особенным попечением Божиим.
б) Пока у него есть тут перед глазами достаточный запас для удовлетворения жизненных потребностей, до тех пор держится и его вера, — но не в Бога, а в эти запасы; с уменьшением этих последних, в нем тотчас возникает отчаяние.
в) Случится ли убыток, потеря, несчастье, — и разделенное сердце видит в этом только наказание и гнев, быть может, неправосудие; ропщет и теряет терпение. Коротко: разделенное сердце не может переносить какого-либо испытания с пользой для души.
4. Но разделенным сердцем Бог не довольствуется, — это для него мерзость (2 Кор. 6:15 [175]).
а) Бог любит нас всей высочайшей любовью.
б) Он хочет и от нас иметь все сердце (Притч. 23:26 [176]). Разделенное сердце — ни теплое, ни холодное, о котором говорится (в Апокалипсисе 3:15 [177]).
в) Кому же на самом деле принадлежит разделенное сердце? — Миру.
5. Если ты, христианин, находишь, что не следует более разделять свое сердце и хочешь отдать его всецело Богу, то послушай следующего совета:
а) Огради твое сердце молитвой от безвременных забот. ст. 31.
б) Заимствуй подкрепление для твоей веры из рассматривания сотворенных тварей, о которых Промысл так печется, хотя они хуже тебя (ст.26. 28).
в) Ищи прежде всего, ищи усердно и постоянно царства Божьего и его правды (ст.33) — (1 Кор. 7:31 [178]).

Бог требует от нас для Своего служения менее, чем мир — для своего

"Никто не может служить двум господам" (ст.24).
1. Чего требует Бог? Бог требует от нас немногого для служения Ему; можно сказать, что Он хочет спасти нас за ничто. Всякий день чего Он требует? Одного, максимально — двух часов; остальное время Он предоставляет нам для наших нужд и занятий, для нашего тела, даже для наших невинных развлечений.
Из наших благ Он спрашивает только излишка для уделения бедным, которые суть наши же братья.
Из наших дел, оставляя нам всю их выгоду и достоинство, Он предоставляет себе только их славу.
Из наших удовольствий Он требует в жертву себе только те, которые для нас гибельны или опасны; прочие Он нам дозволяет.
От всего человека чего Он спрашивает? его сердца и любви: "люби и делай, что хочешь" [179] (Прит. 23:26 [180]). Поистине не слишком ли мало Бог требует от нас, или лучше — не стыдно ли нам, что от нас требуется так мало?!
2. Чего требует мир?
Мир не так легко разделяется с нами. Ибо чего только он не требует от нас?
Этот, напр., человек старается удовлетворить своему честолюбию и достигнуть почестей и славы: каких забот и огорчений, страха и беспокойства стоит ему это искательство? Он должен жертвовать своим временем, спокойствием, здоровьем, удовольствиями, имуществом и часто даже своей совестью, своей душей и своей вечной участью.
Эта женщина хочет нравиться миру; для этого надобно ей принуждать свой ум, свое тело, свой нрав, свою свободу; надобно поставить себя, насколько это нужно, в зависимость от людей, которым хотят нравиться, и жить в постоянном рабстве, в надежде какой-то безумной свободы. Дни кажутся недостаточно длинными для народов, чтобы угодить этому миру. Богатства, самые громадные, едва могут покрывать прихотливые издержки. Здоровье, самое крепкое, с трудом переносит пытки, каким нужно подвергаться для угождения миру. Поистине не слишком ли много спрашивает мир?
3. Миру ни в чем не отказывают.
Бог требует так мало, и Ему отказывают во всем; мир требует всего, и ему не отказывают ни в чем. Какое обольщение! и, между тем, что нам обещает мир за служение ему?
Блага, желание которых нас мучит, обладание которыми нас беспокоит, потеря которых приводит нас в отчаяние, — блага суетные, кратковременные, ничтожные, — блага, которые для нас часто гибельнее, чем самое лютое зло, — блага, которые не делают нас лучшими, которые часто делают нас преступными, но никогда не делают совершенно довольными, — блага, которые тотчас похищает у нас смерть. Вот все, что мир нам обещает и чего часто даже не дает, и однако же ему все уступают.
Бог обещает нам неизъяснимое и нескончаемое блаженство, и между тем Ему не уступают ничего. Если после этого Он откажет нам в рае, будет ли это Его вина, и можем ли мы иметь право жаловаться на свою погибель?…

Решение некоторых возражений против дневного Евангелия

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (ст.33).
Истинный христианин служит только Богу, любит только Бога. Что несовместно с этой любовью, того он удаляется; избегает всякого самолюбия, плотских похотей и корыстолюбия.
Он трудится, заботится, приобретает, сберегает, но последствия и успех он предоставляет на волю Божью, ожидает от Него всего необходимого для жизни, и даже среди нужд и неудач не предается излишней печали и отчаянию, потому что он знает, что Тот, Кто дал тело и жизнь, даст также пищу и одежду. Об одном только он всегда заботится: как бы ему войти в Божье царство (ст.33).
Против сказанного и против всего наставления нынешнего Евангелия мы слышим различные возражения. Решим их! Какие это возражения?
1. Бог не заботится о людях, — они должны сами заботится о себе.
Есть не христианская мудрость, которая обо всем судит только поверхностно и поэтому нравится поверхностным умам. Но есть также глубоко проницательная христианская мудрость. Что говорят обе эти мудрости?
а) Не христианская: "Бог не заботится, потому что иначе горы не низвергались бы так часто, города и местности не разрушались бы, животные и люди не умирали бы от холода и голода."
Напротив, христианская мудрость: "Некогда все сотворенное, по Божьему допущению и содействию, прийдет в разрушение. Между тем, мир в великом и целом еще существует; он совсем исчез бы, если бы Бог только на мгновение отвратил от него Лицо Свое. Если животное или человек умирает рано, или вследствие неожиданного случая, то цель его жизни для Бога достигнута, хотя кажется, на первый взгляд, как будто бы оно или он умерли от естественной болезни."
б) Не христианская мудрость: "Но почему умирает иногда самый деятельный отец семейства, самое лучшее дитя, величайший благодетель и т. д.?"
Христианская мудрость: "Невозможно и не должно всегда исследовать. Бог знает это. Быть может, Бог хочет этим показать, что Он в состоянии без тех и этих пропитать людей.
Круглые сироты часто становились более лучшими и счастливейшими людьми, чем если бы они имели родителей и проч."
в) Не христианская мудрость: "Самые счастливейшие из людей приписывают весь успех единственно себе."
Христианская мудрость: "Такие люди ослеплены; но бедные знают и убеждаются в том, что каждая кроха хлеба приходит от Бога, что Бог ближе всего там, где нужда и проч."
г) Не христианская мудрость: "Люди должны трудиться и работать, если не хотят голодать!"
Христианская мудрость: "Конечно; но однако же Бог делает и дает все самое лучшее. Что?"
Примеры: Иосиф Египетский и семейство Иакова. Учение Иисуса Христа о воробье, о птицах, о лилии. Сколько отцов семейств должны сознаться, что один только Бог спас их и вывел из нужды!
2. Если Бог когда-либо и заботится, то однако же упование на Него не помогает и ни к чему не служит.
По учению Иисуса Христа, мы должны трудиться и заботиться, но не с самонадеянным чувством, а с полным упованием на Бога, предоставляя в Его волю всю нашу земную участь. Что говорят не христианская и христианская мудрость об этом уповании?
а) Не христианская мудрость: "Бог знает наши потребности, поэтому не следует выражать нашего упования в молитвах, в крестных хождениях по полям, в испрашивании благословения погоды."
Христианская мудрость: "Мы молимся не для того, чтобы высказать наши нужды, которые Бог знает прежде нашего прошения, а для того, чтобы посредством молитвы сделать нас самих способнее, восприимчивее и достойнее к принятию даров Божиих."
б) Не христианская мудрость: "Поля не молящихся так же благословенны, как и молящихся."
Христианская мудрость: "Если бы Бог сообщал свое благословение по мере молитвы, то мы были бы тогда принуждены к молитве, а принуждение противоречит самой природе Божества. Бог благословляет всех ради молящихся Ему и уповающих на Него. Kонечно, лучше, если Бог благословляет нас после того, как мы помолились, чем если бы Он своим благословением посрамлял нашу неблагодарность."
в) Не христианская мудрость: "Почему у худых людей все часто идет хорошо, а y добрых худо?"
Христианская мудрость: "Это вообще не совсем верно. Знаем ли мы добрых и злых? Не имеют ли и злые чего-либо доброго в себе, что должно быть награждено временным счастьем? Полное уравнение настанет только по ту сторону жизни."
г) Не христианская мудрость: "Если впадают уже в несчастье, то часто скорее освобождается от него тот, кто не молится и не уповает. Из двух больных часто скорее выздоравливает немолящийся."
Христианская мудрость: "Очень сомнительно. Не уповающий на Бога не признает Божьего посещения и испытания. Бог освобождает его, чтобы этим уничтожить соблазн относительно его нетерпения. A другой и лучший должен созреть для неба и быть в этом случае примером и светильником."
Каждое предприятие лучше удается, если прежде с упованием помолятся. Это мы сами можем довольно часто испытать. Святой Иоанн Златоуст: "молитва есть источник и корень неисчислимых благ. Она угашает силу огненную, помогает на войне, отвращает грозу, разрывает узы смерти и прогоняет болезни." [181]
3. Нравственная высота, требуемая дневным Евангелием, не достижима ни при каких трудах.
Совершенно справедливо, что требования христианства высоки и возвышенны. С прискорбием могут быть спрошены даже самые лучшие из людей: христиане ли они? Где кроткие, смиренномудрые, миролюбивые, чистые сердцем? Кто любит ближнего, как себя? Кто прощает до седмижды семидесяти раз? (Мф.18:22) Кто прощает и забывает?
И потом особенные требования нынешнего Евангелия! Кто служит одному Богу? Кто излишне не заботится о поддержании жизни? Кто ищет только царства Божьего и ожидает остального, как придачи! Возможно ли быть христианином?
Что отвечает на это христианская мудрость?
а) Если бы было невозможно, то Бог не дал бы этих заповедей.
б) Забота о временных нуждах не запрешена, а запрещена только забота языческая. Кто не в состоянии, напр., после сделанной работы сказать: "теперь предоставляю я все дальнейшее Богу?!"
в) Святые могли исполнять требования христианства, следовательно, можем также и мы, при помощи благодати Божией.
г) Кто усердно стремится к нравственной высоте и не достигает ее совершенно: y того недостающее восполняется бесконечными заслугами Иисуса Христа.

Изречения Иисуса Христа против излишней заботливости о земном

"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (ст.25).
Не всякую заботу о земном запрещает Иисус Христос, а только заботу излишнюю, языческую, и предлагает свои наставления во многих изречениях. Как гласят эти изречения?
1. Душа больше пищи и тело одежды (ст.25).
Кто употребил на дело много искусства и труда, тот не будет оставлять без внимания мелочей. Кто устроил великолепные палаты, тот заботится также о прекрасных дверях и окнах.
Кто дает большее, тот не отказывает и в меньшем. Бог дал большее, и лучшее, душу и тело; Он даст также меньшее и ничтожнейшее, пищу и одежду.
2. Бог печется о птицах, а человек лучше птицы (ст.26)
а) Птицы гораздо ничтожнейшие творения, чем люди, которые суть чада в доме Божием. Если Бог питает ничтожных птиц: не тем ли более людей, чад своих, созданных по Его образу?
б) Птицы бывают сыты, хотя они не трудятся и не заботятся; не тем ли более будем сыты и одеты мы, которые обладаем имуществом и смеем стремиться к обладанию!
Есть крайний, позволительный предел забот, трудов и обладания. Кто его преступает и заботится излишне, или становится жадным — тот не имеет никакой части в царстве Божьем.
3. Никто не может, при всей своей заботливости, прибавить себе росту и на один локоть (ст.27).
След., беспокойная и самонадеянная забота ни к чему не служит.
а) Бог без нашей помощи дал телу его размер. Мы никогда и никак не можем прибавить и одного дюйма к росту нашего тела; Бог дозволяет ему расти, пока Он хочет. Беспокойная забота не доставляет также никакой пищи и одежды; Бог дает то и другое.
б) Бог заботится. Если бы Он этого не делал, то мы со всеми заботами и усилиями не приобретали бы себе ни пищи, ни одежды. "Ни насаждаяяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог" (1 Кор. 3:7).
в) Бог дал телу возраст, следовательно, Он даст ему также и пищу. Возложим заботу на Бога!
4. Скоропреходящие лилии свидетельствуют, что Бог печется об одежде (ст.28).
а) Кто дает большее, дает также и меньшее. Дающий тело, дает и одежду. Бог облек нас плотью и кожей: Он даст также и необходимую одежду для прикрытия тела.
б) Он одевает так прекрасно полевые лилии — эту траву, которая растет, а завтра бросается в печку: Он оденет также и лучшие существа — людей. Он дает лилиям не нужное им: не тем ли более даст Он необходимое — одежду, которая уже ради скромности для нас неизбежна.
в) Но не пышных одежд мы можем желать. Сам Соломон во всей своей славе не был так пышно одет, как каждая из полевых лилий. Проста и чиста да будет наша одежда.
5. Только язычники имеют тягостные заботы о земном (ст.32).
Когда христианин отличается от язычника?
б) Если он предоставляет заботу о своем успехе всеуправляющему Божьему Провидению. Бог христиан печется, как о великом, так и о малом. Но язычники веруют в богов, которые мало заботятся о людях.
б) Если он считает достижение неба главной заботой, а заботы земные — делом второстепенным.
в) Если он на пути к небу, указанном Иисусом Христом, освобождает себя от всякого ненужного бремени, т. е. от подавляющих житейских забот. Что делает благоразумный странник со своей поклажей, особенно если он идет крутым и опасным путем? Буть к небу крут и опасен!
6. Отец небесный знает наши нужды (ст.32).
а) Земной отец доставляет своим детям пищу и одежду. Он не оставляет никого из них голодным или нагим. Бог — наш лучший Отец.
Он дает хлеб и одежду. Мы должны только, как прилежные дети, трудиться, и Бог даст нам тогда благословение и награду.
б) Пища и одежда — необходимые для нас потребности; мы нуждаемся в той и другой. Бог это знает и дает то и другое. Он дает уже лилиям то, что им вовсе не нужно!
в) Бог хочет дать нам небо. Его мы должны стараться купить добрыми делами. Если мы делаем это, ищем царства Божьего, то Он даст нам впридачу меньшее — удовлетворение телесных нужд, как купец, y которого покупают что-либо значительное (ст.33).
Заключение. Что мы должны читать, на что взирать, к чему стремиться, если малодушие одолевает нас?

Мы должны искать царства Божьего усиленно, целенаправленно и постоянно

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (ст.33).
Есть три Божьих царства: царство природы или творение, царство благодати или Церковь, и царство славы или небо. По учению Спасителя, царство Божье в последнем смысле нудится, приобретается с усилием, следовательно с трудом, напряжением и усердием.
Мы должны искать царства Божьего усиленно, целенаправленно и постоянно
1. Усиленно.
Мы должны стараться достигать неба с усилием, с безраздельным чувством и вниманием. К этому побуждают нас примеры:
а) Миролюбцев. Как усердно стремится промышленник к приобретению, честолюбец — к чести? Не должны ли мы, христиане, еще усерднее стремиться к небу?
Не посрамление ли для нас, что чада мира гораздо ревностнее и упорнее домогаются благ временных и тленных, чем мы небесных и вечных?
Необходимо усилие, чтобы отречься от чрезмерных мирских благ, любить врагов, и пр.
б) Святых. Если бы они не употребляли усилия, то не достигли бы неба. Но они усердно молились и усовершенствовались в подвигах благочестия. С усилием распинали свою плоть. С усилием старались исполнять дела любви к ближним. С усиленной заботливостью приготовлялись к смерти, и проч.
в) Иисуса Христа. Он нестяжателен. Целые ночи проводил в молитве. Постился 40 дней. Три года провел в беспрерывных трудах, возвещая евангелие, утешая и исцеляя. A его страдания и смерть?
Без усилия не удастся нам достигнуть неба.
2. Целенаправленно.
Мы должны целенаправленно стремиться к царству Божьему, не растрачивая силы в чрезмерной погоне за имуществом и деньгами, за мирской славой и почестями, за нашими радостями и удовольствиями. Поясним это примерами и сравнениями:
а) Царь Давид желал одного: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его" (Пс. 26:4).
Если бы мы вздумали говорить, что наше ремесло, наши занятия, наши общественные дела и т. п. препятствуют нам стремиться к небу, как единой главной цели всех наших забот и стремлений, то это были бы одни пустые отговорки. Давид был царь, имел множество занятий, вел многие войны, и однако же единственная его забота была о том, как бы достигнуть царства Божьего.
Утром иметь благие намерения, вечером приносить все в жертву Богу, в продолжение дня, при трудах и страданиях, взирать на Бога и т. д. — вот что значит единственно стремиться к небу.
б) Полководец хочет завоевать город или крепость. Если он мудрый полководец, то все его мысли, планы и распоряжения направлены к этой единственной цели. Он встает, пьет, почивает, но только для того, чтобы подкрепить себя в своем предприятии. Он беседует с другими, работает, разъезжает. Но все это направлено к одной главной задаче — завоеванию. Когда мы уподобляемся ему в достижении царства Божьего?
в) Жених занят единственно своим будущим счастьем и днем своей свадьбы, и однако не оставляет своего ремесла, беседует с другими, отбывает свои гражданские повинности и т. д.
Так и мы можем трудиться, наслаждаться, покупать и продавать, и при всем том иметь небо единственной целью наших стремлений.
3. Постоянно.
Мы должны искать царства Божьего с постоянством. Где недостает постоянства, неизменного продолжения, там цель не достигается. "Претерпевший же до конца спасется" (Мф.10:22).
а) Надо хорошо начинать. Кто не начал стремиться к царству Божьему с ранней юности, что было бы всего удобнее и лучше, тот пусть начнет теперь, начнет сегодня. Хорошее начало — половина дела. Или ты думаешь начать это под старость?
Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю твою жизнь, а не худшую часть ее.
б) Надо хорошо продолжать. Многие воображают, что стремиться усиленно и единственно к небу в продолжение всей жизни — слишком много. Кто так думает, пусть вспомнит, как коротка земная жизнь и что другая жизнь продолжется вечно.
в) Надо хорошо кончать. Конец венчает дело. Соломон хорошо начал и долго оставался мудрым и благочестивым, но кончил худо. Как ужасно было бы для человека, который хотя и долго упражнялся в благочестии, но под старость, в болезни и на смертном одре, позабыл Бога и небо?!

Мы должны искать единого и важнейшего, чтобы достигнуть прочего, маловажного

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (ст.33).
В этих словах Иисус Христос дает последователям наставление и обет: наставление — какой должен быть высший и важнейший предмет их забот и стремлений ("ищите … Царства Божия и правды"); обет — что они вместе с этим высшим и важнейшим, чего прежде искали, получат и прочее, низшее и маловажнейшее ("и это все приложится вам"). Итак — мы должны искать единого и важнейшего, чтобы достигнуть прочего, маловажного.
1. Единое, чего мы должны искать — Царства Божьего и правды Его!
Это не значит, что мы всеми нашими мыслями должны устремлятся только к небесному и не думать о земном, или возненавидеть мир. Мы должны ненавидеть только грех, оставить безвременные заботы и презирать суетность. Мы должны стремиться прежде всего к истинному и небесному. Нам нужно сознать и никогда не забывать, что "благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей" (1 Тим. 4:8).
а) Мы должны искать царства Божьего и правды Eго. Должны — всегда, можем — везде. A это бывает тогда, когда мы позволяем Ему одному управлять нашим сердцем и умом, желаниями и делами; когда во всем нас окружающем находим не только повод для своекорыстия, самолюбия и чувственного удовольствия, но прежде всего для повиновения, веры, терпения или благодарности; когда вне и внутри нас исполняем волю Всевышнего, требующую чистоты и сердца и проч.
б) Когда мы так думаем и поступаем, тогда царство Божье не далеко от нас. Тогда оно, как благодатное в нас Божье присутствие, не составляет уже предмета ожиданий, но действительно в нас находится. Тогда мы знаем не только то, что мы живем и движимся в Том, Кто все оживляет и наполняет, но и то, что Он живет и движется в нас. Отсюда происходит —
в) Правда, которую Господь дает и принимает, которая не есть принуждение закона, но исполнение закона и называется любовью (Рим. 13:10 [182]), поскольку она действует в мире и радости, не ищет своего, не трудится из-за награды, но возлагает все свое упование на Того, Кто уже здесь на земле дает нам всякий благой дар, если мы сами не отвергаем его, — облекает нас Своим божественным покровом, если мы сами не избегаем его, — доставляет нам прибежище во всякой нужде, утешение во всякой скорби, если только мы сами не оказываемся недостойными того.
2. С этим единым мы получаем прочее, маловажнейшее.
Когда мы таким образом ищем "царства Божия и правды его," тогда мы не должны слишком заботиться о прочем, необходимом для нас в жизни, ибо об этом печется Господь (ст.32).
Наши земные нужды могут быть различные, большие и меньшие, или совершенно иные, чем мы представляем их себе. Они не зависят от нашего ограниченного разума, и слава Богу, — иначе мы часто погрешали бы в выборе, недоумевали бы в средствах, подвергались бы тоске, огорчению и отчаянию. Мы знаем теперь, что нам необходимо в жизни только одно, самое простое и в то же время самое великое, самое неизбежное и в то же время самое лучшее, именно — искание царства Божьего, а с ним мы приобретаем все (ст.33).
а) Таков был и есть опыт всех истинно верующих чад Божиих.
б) Таков он будет и для тебя, который с таким беспокойством спрашиваешь: "что нам есть? или что пить? или во что одеться?" (ст.31)? Спроси лучше с достойной заботливостью: "что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Mар. 10:17 [183])?
в) На каком бы месте Господь ни поставил тебя, будь верен в малом, только под этим условием Он обещает тебе помочь. Молись и трудись — вот золотое правило, обнимающее всю мудрость земной жизни. Исполняй свои обязанности, ограничивай свои пожелания и довольствуйся Божьей благостью. Не разлучайся никогда с рукой Промысла, которая ведет тебя везде, пока ты сам не оставляешь ее. Если ты забыт всеми — не говори, что Господь забыл тебя. Если ты отец семейства, окружен толпой детей и учишь их словом и примером искать царствия Божия: то будь спокоен и не спрашивай, при взгляде на скудный кусок хлеба: "что это для такого множества?" (Иоан. 6:9)? или при мысли о будущем: "что будет младенец сей" (Лук. 1:66 [184])?!
Заключение. О, подумайте об этом вы, которые стремитесь только к приобретению земных благ! Смотрите, чтобы ваше изобилие не было бесполезно в жизни и тяжело в смерти.

Три сильных средства против излишних мирских забот

"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (ст.31–32).
Неудивительно, если язычники спрашивают только о том, что есть, пить и чем одеться? и в решении этих вопросов поставляют всю цель жизни; ибо они "народ, сидящий во тьме" (Мф. 4:16 [185]) и "не имели надежды" (Ефес. 2:12 [186]): но удивительно, если христиане так заботятся о земном, как будто бы все их блага только на земле и в земле…
Три сильных средства против излишних мирских забот:
1. Всмотритесь в горький источник, откуда истекают ваши заботы — из любви к миру, из рабского служения мамоне (ст.24).
2. Подумайте, сколько для вас побуждений к радостному упованию на Бога.
а) Посмотрите на самих себя: в чем вы можете иметь успех без помощи Божией (ст.25)?
б) Посмотрите на окружающую вас природу (ст.26–30).
в) Подумайте, что дано вам во Иисусе Христе (ст.31–32): вы имеете Отца на небе, Который печется о вас, вак о детях.
3. Ищите прежде всего царства Божьего и правды его, и тогда вы собственным опытом убедитесь, что "все приложится вам" (ст.33–34)

Что делает христианина свободным от земных забот, хотя он, как человек, имеет земные нужды? (ст.31.)

1. Его усиленное искание Царства Божьего; ибо он
а) не привязывается всем сердцем к земным благам, что было бы служением мамоне (ст.24–25);
б) но имеет царство Божье предметом своих первейших мыслей и стремлений, — служение Богу (ст.33).
2. Его сознание собственного бессилия (ст.27).
а) Он знает по опыту, что он собственными силами ничего не может достигнуть;
б) но он не впадает через это в отчаяние, а с покорностью предается воле Божией.
3. Его упование на Бога, Который
а) заботится о всем творении, а тем более о людях, которых Он поставил владыками земли и ради которых не пощадил даже единородного Сына Своего (ст.26. 28–30; Рим. 8:32);
б) как всеведующий, Он знает наши нужды, и как всемогущий, может помочь (ст.31–32).