II. Апостольское чтение. Зачало (88): к Римлянам 5:1-10
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении третьей недели говорится
о плодах оправдания верой в Иисуса Христа. "
Оправдавшись верою," мы имеем:
а)
мир с Богом (ст.1). Пока человек не усвоил оправдания Христова живой и деятельной верой, до тех пор он не имеет никакого мира с Богом (Ефес. 2:3;
[187] Ис. 59:2
[188]); но, усвоив оправдание, он знает Бога, как Бога мира (Рим. 15:33;
[189] Деян. 10:36
[190]) и ощущает мир и спокойствие в своей совести (Рим. 8:1
[191]).
б)
Сыновний доступ к Божьей
благодати, всегда и везде (ст.2). Истинно верующий христианин не имеет нужды бояться Бога, как раб боится своего господина, но взирает на Него, как на своего возлюбленного Отца.
в)
Несомненную надежду на будущую вечную славу и блаженство (ст.2; ср. Мф. 13:43;
[192] 1 Иоан. 3:2;
[193] 2 Тим. 4:7–8
[194]), так что никакие временные скорби и бедствия не только не в состоянии поколебать этой надежды, но даже служат для верующего предметом
благодарения Бога и радости (ст.3–4; ср. Иаков. 1:2
[195]). Внутреннюю уверенность в этой надежде дает христианину Божья любовь, излиянная в сердце его Святым Духом (ст.5). Такие драгоценные плоды оправдания основываются на крестных заслугах Иисуса Христа и на любви Божьей к человеческому роду, обнаруживающейся особенно в том, что Он предал единородного Сына своего на смерть не за
праведников, а за грешников — за самых заблудших детей своих, забывших его (ст.6-10).
Анализируя зти главные мысли апостольского чтения, мы можем извлечь следующие темы для проповедей:
Имеем ли мы веру, которая оправдывает нас перед Богом?
"
Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (ст.1).
Павел изображает высокое счастье христиан, оправданных перед Богом верой в Иисуса Христа.
Поэтому весьма необходимо испытать: имеем ли мы веру, которая оправдывает нас перед Богом?
Это мы можем узнать:
1
. По благочестивому настроению нашей души и сердца. Вера, от которой происходит оправдание Богом (Рим. 1:17
[196]), служит основанием благочестивого чувства и источником всех добродетелей.
а)
Верующий почитает Бога, как Святого Законодателя. Он принимает учение Евангелия, как учение божественное, и не тлько твердо уповает на заслуги Иисуса Христа, но также и сам старается деятельно следовать по их примерам,
соизмеряя свою жизнь с жизнью и деятельностью Христа. Таким образом вера, которая может оправдать нас перед Богом, должна облагородить наши мысли, изгнать из души все, противное Богу, должна привести все наши поступки и жизнь в согласие с Божьей волей и мало-помалу сделать из нас "нового человека, созданного по Богу в правде и святости."
б) Если мы не достигли еще такого благочестивого настроения; если мы не сбросили ещё с себя вретище ветхого человека с его делами; если наша душа порабощена греху и проч., то мы не имеем веры, оправдывающей нас перед Богом; мы не можем еще утешаться примирением с Богом через Иисуса Христа.
2. По спокойствию и преданности, с которыми мы переносим скорби и страдания.
Действие оправдывающей веры обнаруживается, по учению апостола, в мире с Богом, т. е. в утешительном убеждении, что Бог любит нас, как Отец, — в детском уповании на Его милость и благость, и в радостном ожидании всякого блага от Него во времени и в вечности.
а)
Христианин, оправданный верой, рассуждает так с самим собой: если Бог "
Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего" (Рим. 8:32)? Он прощает нам наши грехи, если мы веруем и каемся во грехах, и дарует нашему сердцу спокойствие и мир. Не будет ли этот мир и это спокойствие обитать в нашем сердце и среди скорбей и страданий, если мы, как христиане, уверены, что ничто не происходит с нами без воли всеблагого и премудрого Отца; если мы смотрим на скорби, как на спасительное средство к нравственному совершенству и во всех обстоятельствах уповаем на благость и любовь Божью? При такой вере мы "
хвалимся" с апостолом "
скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и проч. (ст.3–5). Так как "
любовь Божия излилась в сердца наши" (ст.5), то мы бестрепетно идем на встречу всяким бедствиям (Рим. 8:31–36
[197]).
б) Если мы имеем такую веру и такой дух во всех скорбях; если мы с непоколебимым спокойствием и преданностью воле Божией переносим все превратности судьбы — то мы оправданы верой и имеем мир с Богом. Но где малодушие, сомнение в Божьей любови к нам, недовольство, ропот, жалоба на судьбу — там нет еще веры оправдывающей, нет и мира с Богом.
3. По радости, с которой мы ожидаем вечности.
а) Вера, оправдывающая не только в настоящей жизни, служит нашим щитом и защитой против греха, скорбей и бедствий; но помогает нам также побеждать смерть и пролагает путь к лучшему миру, потому что "через Господа нашего Иисуса Христа, … верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (ст.2). Но этой будущей славы никто не ожидает радостнее христианина, оправданного верой перед Богом. Живя на земле, он живет на небе. Его душа уже здесь соединена с Богом. Поэтому ничто не в состоянии поколебать его надежды на будущее блаженство.
б) Если мы не чувствуем еще такого действия веры в нас, если наша душа не проникнута еще надеждой будущей славы Божией: то нам недостает истинных плодов веры, оправдывающей перед Богом.
Плоды живой веры в сердце верующего
"
Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (ст.1).
Христианская вера не есть, как многие думают, одно только согласие ума в божественных истинах, не есть даже одно только убеждение в их несомненности и важности, — христианская вера проникает все существо человека и выражается в сладостных плодах, ощущаемых сердцем верующим.
1. В нашем отношении к Богу (ст.1–2) вера дает нам:
а)
Сладостный мир с Богом, происходящий от оправдания верой и от деятельного усвоения крестных заслуг Христовых (Рим. 15:33;
[198] 13:1;
[199] Фил. 4:7
[200]); — в противоположность безмирию чад мира (Ис. 57:20–21;
[201] Ефес. 2:3
[202]).
б)
Сыновний доступ в молитве и уповании к Богу, как нашему всеблагому и любвеобильному Отцу (ст.2; Мф. 6:9
[203]); — в противоположность отдалению чад мира от Бога (Ис. 59:2
[204]).
в)
Несомненную надежду на вечную славу и блаженство, происходящую от той же веры в благость Божию во Христе (2 Тим. 4:7–8;
[205] Мф. 13:43;
[206] 1 Иоан. 3:2
[207]); — в противоположность безутешной надежде чад мира (Рим. 8:18;
[208] 2 Кор. 4:17
[209]).
2.
В нашем отношении к миру и его скорбям и лишениям (ст.3–5) вера сообщает нам:
а)
Спокойный и радостный дух среди беспокойств и треволнений жизни (ст.3); — вместо печали и огорчения чад мира (2 Кор. 7:10
[210]). Скорбь христианина есть скорбь покорная и смиренная, сладостная и терпеливая, потому что она имеет свой источник в Божьей любви и носит в себе плоды Святого Духа. Скорбь не христианина — мрачна, нетерпелива, жестока, ропотлива, бесплодна и близка к отчаянию.
б)
Духовное приобретение даже от таких скорбей и бедствий, в которых чада мира видят для себя только погибель и потерю (ст.3–4; 2 Кор. 7:10); именно:
а. укрепление духа терпения,
b. опытную уверенность в божественной помощи;
с. твердое упование на спасительный исход всех трудных обстоятельств жизни, в которых мы поставлены (Рим. 8:28
[211]).
в) Сознание любви Божьей, излиянной в наше сердце Духом Святым, среди самых скорбей (ст.5), — вместо ощущения Божьего гнева, испытываемого чадами мира.
В чем обнаруживается в нас мир с Богом?
"
Мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (ст.1).
Мы некогда "
будучи врагами," теперь "
примирились с Богом смертью Сына Его" (ст.10); вместо проклятия "
получили мы доступ к той благодати" (ст.2); вместо гнева "
любовь Божия излилась в сердца наши" (ст.5). И все это Господь даровал нам по единой любви своей (ст.8, 5; Ефес. 2:8–9
[212]), — даровал всем без изъятия: "
имеем мир с Богом!"
Но все ли из нас наслаждаются этим благодатным миром? Чтобы узнать это, посмотрим — в чем обнаруживается в нас мир с Богом?
1. В терпении в скорбях (ст.3).
а) Во всех внешних скорбях и бедствиях, постигающих нас в жизни. Если мы имеем мир с Богом, то во всех наших страданиях мы видим только спасительное испытание для нашей веры, а не наказание за грехи. Посему мы не только не предаемся отчаянию, а напротив — хвалимся и скорбями.
б) Во внутренних скорбях, причиняемых грехом. Мир с Богом внушает нам уверенность, что грех побежден уже Христом; поэтому мы, хотя и скорбим печалью яже по Бозе, видя что в нас постоянно возникает борьба между плотью и духом; однако же мы не перестаем вести этой борьбы и не отчаиваемся в Божьем милосердии.
2. В уповании или надежде (ст.2. 5).
Надежда, неразлучная с миром Божиим, проявляется в нас:
а) Как ожидание славы Божьей (ст.2) уже здесь на земле, хотя бы мир, на первый взгляд, и торжествовал.
б) Как ожидание будущей, вечной славы, возвышающее нас над всеми земными преградами и влекущее к высшей, славной цели. Кто стяжал эту надежду, тот хотя и живет еще на земле, однако жизнь его на небесех; для него и временные страсти, и удовольствия — ничто.
3. В любви (ст.5). Любовь, даруемая нам вместе с Божьим миром, обнаруживается в нас:
а) По своему свойству, как любовь излиянная в сердца наши Святым Духом, а не как такая любовь, которую мы естественно питаем друг к другу и которая по своим свойствам не всегда чиста: любит только любящих и презирает врагов.
б) По своим действиям эта любовь печется не только о себе, но и о вечном благе ближним.
Для чего Бог посылает нам скорби?
"
Хвалимся и скорбями" (ст.3)!
Итак, значит, скорби имеют не одну только мрачную сторону, как многие думают; ибо апостол хвалится не только упованием славы Божией, но и в скорбех. Что же в них достойного хвалы или радости, как выразился другой апостол (Иак. 1:2. 3)? Какое они имеют значение в нашей жизни? Или, что тоже, — для чего Бог посылает нам скорби?
Бог, от которого посылаются всякие скорби (Амос. 3:6
[213]), действует в этих случаях:
1.
Как друг, который хочет нас испытать.
а) Объяснение. Если бы мы не подвергались никаким страданиям, то что стоило бы нам сказать Богу, что мы Его любим? Что значило бы привязаться к Нему всем сердцем, получая от Него одни благодеяния? Можно ли не лобызать благодеющей десницы?
Но хотите ли узнать: искрення ли ваша любовь, крепка ли ваша привязанность к Нему, — посмотрите на ваши поступки во время несчастий. Вот камень испытания: благослóвите ли вы Бога в бедствиях? Сатана хорошо знает, что только в скорбях познается добродетель. "Разве даром богобоязнен Иов?" говорил сатана Богу. "Но простри руку Твою и коснись всего, что у него:" будет ли Он тогда благословлять Тебя (Иов. 1:9.11)?
б)
Возражение. Но разве Бог не знает расположения нашего сердца, не подвергая нас испытанию? Без сомнения знает; но этого недостаточно, чтобы только Он Сам знал его; наша польза требует, чтобы и мы также знали самих себя и исправляли свои недостатки и несовершенства. Для нашей славы Он подвергает нас испытанию, чтобы наша добродетель открылась перед людьми и ангелами. Без испытания какая была бы добродетель Иова? В испытании же она сделалась удивлением для неба, примером для всех веков и залогом совершенства, достойного вечной и славной награды. Если бы целомудрие Иосифа, если бы твердость мучеников и проч. не подвергались испытанию, то что значила бы их добродетель (Прем. 3:5
[214])? Таким образом, испытание и скорби суть выражение дружбы, какую Господь питает к ним.
2.
Как врач, который печется о здоровье наших душ.
а) Объяснение. Посещая нас скорбями, Господь содействует здоровью нашей души, как врач здоровью нашего тела. Мы сами не знаем, что собственно полезно для нас; мы желали бы обладать сокровищами, здоровьем, жить спокойно и беззаботно и проч. Один хотел бы иметь детей, другая желала бы чтобы Бог послал здоровье мужу, сыну и т. д. Мы часто стремимся к тому, что для нас гибельно, почти так, как больной, который желает того, что вредит его здоровью. Что же делает Господь? Он удаляет все то, что может нас погубить.
б) Πримеры. Вот дитя — предмет вашего обожания; Бог для его и вашего блага похищает его из этого мира, прежде чем оно успело вырасти и, быть может, совратиться.
В то время, когда вы наслаждаетесь избытком сил и здоровья, или огромными богатствами, вы питаете презрение к равным себе и немилосердие к бедным. Обладая сокровищами, вы употребляете их на безумные удовольствия, для тщеславия и суетности. Бог, желая вашего спасения, похищает у вас эти сокровища против вашей воли и поставляет вас в необходимость прекратить ваши неправды, ваше невоздержание, вашу роскошь и т. д.
Вы пользуетесь славой у людей и этим питается ваша гордость; Бог низвергает вас с высоты величия, чтобы научить вас смирению и проч.
Сколько людей погибло в изобилии! Несчастье — великое врачество против греха, гасящее огонь страстей, притупляющее жало удовольствий…
3. Как отец, который нас исправляет.
а)
Объяснение. Когда Бог наказывает нас скорбями, то Он поступает в этом случае, как Отец, наказывающий сына своего, для того, чтобы обратить его на путь долга. В счастье забывают Бога; пример представляют нам иудеи, Антиох, Манасия и друг. В несчастье, напротив, крепко думают о Боге и прибегают к Нему. О, как громко скорби напоминают нам о забытых нами обязанностях! "
Ты наказал меня, и я наказан" (Иерем. 31:18
[215]). Этот, напр., молодой человек теперь усердно молится, не думает более о постыдных удовольствиях, не произносит уже дерзких речей, чтит своих родителей и проч. Кто напомнил ему об этом? Удручение, болезнь, горе и т. д.
б) Возражение. Но кто-нибудь скажет: "я не такой преступник перед Богом, чтобы исправлять меня скорбями. Я вижу людей грешных более меня, и, однако же, они не подвергаются таким страданиям, какие испытываю я." Подобные мысли приходили некогда и царственному пророку: "едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам" (Псал. 72:2–5). Но как он смотрел на это благоденствие неправедных (ст.5 и др.)?
Проникните и вы с Давидом в тайны Провидения и не ропщите на Божий Промысел. Нет ни одного грешника, который не сделал бы какого-либо добра; Бог, который не оставляет ничего без награды, допускает ему благоденствовать, наслаждаться здоровьем и проч. Нет ни одного праведника, который не впал бы в какой-либо грех; Бог наказывает его в этом мире, чтобы избавить от наказания в другом.
Почему истинные христиане радуются в скорбях?
"
Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (ст.3–5).
Скорби естественно возбуждают в нас сетование и слезы, которых не избежали самые великие праведники (Псал. 21:2–3;
[216] Иов. 3:20;
[217] Мф. 26:38
[218]). Но не для всех скорби имеют одинаковое значение: одни плачут — и отчаиваются, другие плачут — и
радуются (Иак. 1:2–3
[219]),
хвалятся в скорбех, т. е. как бы почитают себя счастливыми, подвергаясь им. Для кого же скорби составляют хвалу и радость? Для тех только, кто уверен, что "
любовь Божия излилась в сердца наши" (ст.5), т. е. для истинно-верующих христиан.
Потому что они знают, что:
1. Скорбь закаляет терпение, т. е. воспитывает в них дух терпения, проявляющийся:
а) в благодушном, безропотном несении креста, который необходимо нести всем истинным последователям;
б) в полной уверенности, что крест посылается им свыше от Отца небесного. Вот основание христианского терпения, которое отличается от всякого другого терпения, свойственного иногда язычникам и последователям известной школы (стоической)!
2. Терпение же — искусство или опытность, т. е. делает их духовно-опытными:
а)
в познании их духовного состояния, насколько они достигли нравственного совершенства, — это огонь, искушающий и очищающий нашу веру и любовь, подобно золоту в горниле (Премуд. 3:6;
[220] Иак. 1:12
[221]);
б)
в сознании любви Божьей, открывающейся им в их собственной жизни и явно присущей их сердцу; поэтому некоторые из праведников сами испрашивали у Бога испытания (Псал. 25:2
[222]), как бы опасаясь, чтобы Бог не оставил их среди счастья и чтобы им не потерять духовной опытности.
3.
Искусство же оживляет и укрепляет упование или надежду грядущих благ, надежду:
а)
не праздную или безотчетную, но живую (1 Петр. 1:3), покоющуюся на основании
искусства или духовной опытности, где христианин показал себя, как он искусился в нравственном совершенстве и чего достоин у Бога (2 Тим. 4:7–8
[223]).
б)
Эта надежда сознается в сладостном предвкушении блаженной вечности, вследствие которого христианин "
имею желание разрешиться и быть со Христом" (Фил. 1:23); стремится горé и воздыхает о небесном отечестве (2 Кор. 5:2
[224]), подобно
оленю, жаждущему водных источников.
4. И такое "упование не посрамит" (1 Иоан. 3:2; 2 Кор. 5:1 и др.)
Приложение к нашему времени, когда скорби и страдания ближних хотят облегчить только материальными средствами, не прибегая к духовным, не воспитывая духа христианского терпения и упования; ибо скорби, не смотря на все материальные врачевания, всегда были и будут неизбежны для человека. Похвально и то, что делается для облегчения страданий, но надобно, чтобы мы, по Апостолу, "хвалились в скорбех."
Значение скорбей в жизни христиан
"Хвалимся и скорбями!"
Сравнивают скорби с водой.
1. Они ослабляют вино счастья, чтобы оно не горячило нас слишком, не опьяняло и не сделалось вредным.
2. Они погашают пламя удовольствий и страстей.
3. Они потопляют наших врагов, каковы наши наклонности ко греху.
4. Они питают нас, как верных рыб, во мреже Христовой.
5. Они несут корабль нашей жизни к пристани совершенства.
6. Они — наше духовное крещение.
О Божьей любви к людям
"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (ст.8).
1. Проявление этой любви (ст.6–8).
а) Смерть Иисуса Христа последовала в такое время, когда в высшей степени необходимо было спасти падший род человеческий (ст.6; Гал. 6:4. 5).
б) Смерть Иисуса Христа по ее высочайшему достоинству: не за праведников или благодетелей, тогда было бы еще понятнее, но за нечестивых грешников Он " умер за нас"(ст. 7–8).
2. Плоды этой любви (ст.9-10).
а) Спасение от Божьего гнева (ст.9).
б) Примирение с Богом (ст.10).
в) Надежда на вечную жизнь (ст.10).