I. Евангельское Чтение. Зачало (28): от Матфея 8:28–34; 9:1

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении пятой недели, передающем историю о чудесном исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской, [297] изображается величие человеческих бедствий.
1. Оно открывается:
а) в мучительном чувстве временных страданий, испытываемых грешником (ст.28);
б) в тягостном беспокойстве его о грядущем дне Божьего суда (ст.29).
2. Оно уничтожается только Иисусом Христом, Который благодатью своей искупляет от всякого зла (ст.30–32):
а) телесного и
б) духовного.
3. Несмотря на это, многие, однако, не хотят пользоваться искупительными заслугами Спасителя:
а) они слышат о возвещаемой им власти и благости Иисуса Христа (ст.34); Но
б) не хотят пользоваться возвещаемым им спасением (ст.33);
в) следствием этого бывает то, что Спаситель оставляет их и идет к своим, которые приемлют Его ("в Свой город" 9:1).
Частные темы, предлагаемые этим зачалом для гомилетической разработки, весьма немногочисленны. Некоторые из проповедников, сравнивая бесноватых с пьяными, говорят о пьянстве. Гораздо с большей назидательностью и богатыми нравственными применениями можно рассматривать отношение гергесинских жителей к Иисусу Христу. Здесь ст. 34 дает повод говорить проповеднику о том, что невежество есть источник неверия; что корыстолюбие ослепляет духовные очи и ожесточает сердце; что Господь всегда близ, но мы не всегда принимаем Его посещение, или о том, как несчастные люди, неразумеющие времени Божьего посещения и т. п. Со своей стороны предлагаем следующие темы с планами для проповедей:

О существовании злых духов

"Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов" (ст.28).
а) Вольнодумцы не верят в бытие злых духов и в их влияние на человека. Они говорят: "ни мы, ни наши знакомые никогда не видали дьявола и не испытывали его влияния."
Но он есть дух и действует невидимо, духовно и проч.
б) "Бог есть всеблагий Отец. Он конечно не допустит, чтобы злые духи мучили нас и вредили нам." Действительно, Бог — всеблагий Отец. Но злые люди всякого рода, как и падшие ангелы, имеют свободную волю и могут делать всевозможные злодеяния. A свободный человек может или противиться или уступать внушениям и нападениям злых духов.
в) "Иисус Христос разрушил власть диавола; христианам вредить он не может." Правда, истинным христианам, диавол, при всем своем влиянии, вредить не может; даже христианское дитя, с помощью христианских средств может прогонять от себя злого духа, но власть его еще не уничтожена окончательно, а только ослаблена (Ефес. 2:2 [298]).
О существовании злых духов.
В этом мы убеждаемся.
1. Из Божественного Откровения. Много доказательств о существовании и действии злых духов мы могли бы привести из Божественного Откровения, из Священного писания и предания: но ограничимся только главными.
а) Свидетельства ветхого завета. Грехопадение наших прародителей совершилось по влиянию злого духа, при их согласии и по Божьему допущению, и из-за этого весь род человеческий подвергся всевозможным бедствиям. Искуситель был одним из многих падших ангелов. Каждая почти книга Ветхого Завета говорит о диаволе, о злых духах. Как весь языческий, так и весь иудейский мир до Иисуса Христа веровал во влияние диавола.
б) Свидетельства Нового Завета. Иисус Христос пришел для разрушения дел диавола. История искушения Спасителя в пустыне. Бесноватые в нынешнем евангелии. Иуда предатель.
Апостол Петр сказал Анании: "для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?" (Деян. 5:3 [299])? Он же пишет: "трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5:8).
в) Свидетельства Священного Предания. Все отцы и учителя Церкви, вероучение всех христиан единогласно говорят: "есть царство сатаны, есть падшие ангелы. Они не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям. Они стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться и проч."
г) Свидетельства из церковной практики. Различные молитвы и заклинания, напр., при освящении воды, при крещении и т. д.
Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола. Кто верует в Бога и в Божественное откровение, тот верует также и в существование злых духов.
2. Из человеческого опыта.
Бывают у иных людей такие душевные настроения, которые могут быть объяснены только действием злой силы. Вот опытные доказательства.
а) Бывали уже люди, которые совершали убийства, учиняли клятвопреступление, с невозмутимым хладнокровием, как бы делали что-либо совершенно безразличное. Они не думали о последствиях, но, по совершении преступления, чувствовали тотчас полное отвращение к нему. Кто ослепил их душу, как не диавол?!
Многие из таких злодеев сознавались перед судом и говорили правду, что какая-то тайная сила влекла их руку, внушала им: "сделай это! соверши то!"
Кто впал во грех и не сопротивляется известным страстям, тот действительно подпадает под власть злого духа и теряет господство над самим собой.
б) Встречались уже мужья, которые, имея прекрасных благовоспитанных, достойных уважения и любви жен, предпочитали им других бесчестных и безобразных женщин. Это было уже не человеческое влечение, а диавольское. Точно также бывает с сребролюбием, мстительностью и т. д.
в) Самые лучшие из людей чувствовали уже влияние злого духа. Они хотели усердно молиться, но их развлекала мысль о хозяйстве, о занятиях, радостях и удовольствиях, или им представлялись отвратительные, греховные образы.
Откуда у многих возникают богохульные мысли перед Святым причащением?!
Заключение. Мы должны верить в существование злых духов! Будем сопротивляться им и с Божьей помощью побеждать их!

О чудесах Иисуса Христа

Чудо, о котором говорится в дневном Евангелии, дает нам повод говорить о чудесах Иисуса Христа.
1. Их возможность.
В наш век неверия возможность чудес сильно оспаривается. Чудо, говорят, было бы нарушением или уничтожением законов природы. Но эти законы даны Самим Богом, следовательно, Он не может разрушать их и т. д. Что скажем мы на это?
а) Бог есть Бог живой и свободный. Разве Он может оставаться в бездействии, когда живет природа и действует человек?
б) Он есть Бог любвеобильный и благой. Так мы представляем Его себе, и молим Его об удалении бедствий и т. д. Если это совершается, то происходит чудо.
в) В природе ежедневно совершаются Богом тысячи чудес. Земная влага обращается в виноградной лозе в вино, хлеб на нивах умножается и т. д. Собственно, так называемые чудеса отличаются от этих только тем, что совершаются на короткое время и на известном пространстве. Если возможны чудеса продолжительные или постоянные, то возможны также и мгновенные.
г) Иисус Христос не уничтожал естественных законов, а только изменял время их осуществления. Волны, воздвигнутые бурей улегались мгновеннее. Смоковница засохла скорее и т. д. Только внешность вещей чудесно изменялась, но божественный порядок оставался нерушимым.
д) Иисус Христос часто восстанавливал первоначальный, предуказанный Богом порядок. Бог сотворил человека без болезни и смерти; диавол и грехи внесли их в мир. Иисус Христос, удаляя болезнь и смерть, только восстанавливал таким образом изначальный порядок.
2. Их действительность.
Чудеса Иисуса Христа были действительно.
а) Иудеи видели их. Они совершались публично перед всем народом. Исцеление слепорожденного было тщательно исследовано. Воскресение Лазаря обратило тысячи людей к вере и ускорило предание Спасителя на смерть. Самые ожесточенные враги — фарисеи не могли ничего сказать, как только то, что Он "изгоняет бесов силою князя бесовского" (Мат.9:34)и проч.
б) Язычники римского царства не отвергали чудес. Они умерщвляли христиан, но не опровергали их. Они хотели унизить уважение к Иисусу Христу тем, что приписывали подобные же чудеса Аполлонию Тианскому, жившему за 200 лет до того, чудесам которого, впрочем, никто не верил.
в) Христиане веровали чудесам. Учение Иисуса Христа требовало тяжких жертв для веры и нравственности. Если бы божественность этого учения не была засвидетельствована, то исповедники его не положили бы своей жизни за него. Без Христовых чудес мученичество, возрастание и распространение Церкви было бы величайшим и непостижимейшим чудом.
3. Их доказательность.
Непоколебимейшие доказательства истинности и божественности Христова учения заключаются, конечно, в нем самом, в его спасительном влиянии на жизнь людей и народов. Но и чудеса также служат несомненным доказательством истины Евангелия.
а) Кто творит чудеса, с тем — Бог. Бог по выражению слепорожденного, грешников не послушает. Что говорит Чудотворец, то истинно. Если пророк, апостол совершает чудеса; если чудо происходит от мощей святых угодников — то мы имеем перед собой истинного пророка, апостола и мощи святого. Иисус Христос совершал чудеса и говорил, что Он сын Божий, следовательно, Он действительно был им.
б) Чудеса Христа суть дела божественные. Бог правосуден, — и Христос проклял бесплодную смоковницу. Бог милосерд, — и Спаситель прощал грехи и затем чудесно исцелял. Бог в высшей степени благ, поэтому Спаситель врачевал больных и т. д.
Таким образом, в чудесах открывались действия Божьей десницы.
в) Чудеса Иисуса Христа совершенно соответствовали Его учению и были необходимым его дополнением. Христос учил, что Он пришел разрушить власть диавола, — и изгонял бесов. Он учил, что Он свет мира, — и отверзал зрение слепым. Он проповедовал, что Он есть жизнь, — и воскрешал мертвых. Так было со всеми чудесами Спасителя.

О человеческих страданиях

"Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые" (ст.28).
Невыразимо несчастны были эти бесноватые: "вышедшие из гробов," следовательно, не имели общения с людьми, "весьма свирепые," терзаемые своими злыми мучителями (ср. Лук. 8:26–29; [300] Мар. 5:3–5 [301]). Мир и доныне еще полон страданиями. Мало теперь, слава Богу, бесноватых: но довольно и ныне всякого рода страждущих и недугующих.
1. От кого происходят страдания и к чему они служат.
а) Страдания посылаются от Бога, или допускаются Богом, или не отвращаются Им. Исследуем подробнее это троякое различие. Тогда мы будем иметь ответ на первую часть вопроса: от кого происходят страдания?
а. Многие страдания прямо посылаются Богом. Бог посылает болезни, опустошения градом и молнией, смерть и разлуку, или недопускает нам избежать многих бед. "Все от Бога."
b. Многие страдания допускаются Богом. Примеры этого — честолюбец, или корыстолюбец испытывает неудачу; человек расточительный становится бедным; празднолюбец и пьяница презирается; преступник открыт и наказан: то Бог попускает такие страдания.
с. Многие страдания не отвращаются Богом. Бог неоднократно уже предотвращал многие страдания, которые люди хотели причинить другим; удалял препятствия, удерживал удар, даже творил чудеса. Но Он также не отвращал и ныне еще не отвращает многих клевет, лжи, оскорблений, потери собственности, клятвопреступления, прелюбодеяния, смертоубийства и проч., потому что человек имеет свободную волю.
б) Страдания служат: к наказанию, или исправлению, или назиданию ближнего.
а. К наказанию. Мы бываем беспечны в деле нашего спасения и спрашиваем часто с легкомыслием: "Чем я заслужил то или другое несчастье?" Все мы — грешники, часто оскорбляем Бога грехами, а каждый грех должен быть наказан.
b. К исправлению и усовершенствованию. Люди добрые большей частью подвергаются поношениям, оскорблениям и преследованиям. В их жилищах нередко живет несчастье и плач, многое им не удается. Почему? Бог хочет, чтобы они были еще лучше, хочет вести их путем креста, терпения, смирения, упования, чтобы они достигали высшего совершенства.
с. К назиданию ближнего. При взгляде на слепого, глухонемого, изувеченного, гонимого, несчастного — в нас возбуждается сострадание; мы заботимся о подании помощи, живее сознаем наше собственное счастье и усерднее благодарим за него Бога.
2. Как мы должны переносить их, чем смягчать их и уменьшать?
а) Страдания всякого рода мы должны переносить со смирением и терпением.
а. "Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6 [302]). Иов: "Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!" (Иов.1:21). Подумай, христианин, об этих словах, если терпишь потерю!
b. "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил" (1 Кор. 10:13 [303]). Размысли об этом, христианин, если скорби, несчастья, болезни отягчают тебя!
с. "Раб не больше господина своего" (Иоан. 15:20 [304]). Помни это, христианин, если ты подвергаешься оскорблениям, преследованиям, клевете!
d. "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5:12 [305]). "Аще со Христом страждем, с Ним и прославимся" (Рим. 8:17). Незабывай этого, христианин! После терпеливо перенесенных страданий следуют небесные радости!
б) Мы смягчаем и уменьшаем меру страданий, если внимательно обдумаем, взвесим и верим:
а. Что страдания служат для нас праведным наказанием или спасительным исправлением.
b. Что Иисус Христос предшествует нам в страданиях.
с. Что Иисус Христос имеет к нам сострадание. Всякое сострадание утешает и облегчает, в особенности сострадание Спасителя.
d. Что страдания, перенесенные с терпением, ведут к небу.

Явление странное, но оно нередко повторяется и между нами

"И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их" (ст.34).
Иисус Христос исцеляет двух бесноватых, весьма свирепых, изгнав из них бесов. И вот "весь город вышел навстречу Иисусу" — не для благодарности, что Он исцелил бесноватых, не давших покою всей стране (ср. выше Лук. 8:26–29), не для выражения благоговейных чувств перед великим Чудотворцем, но с просьбой, "чтобы Он отошел от пределов их."
1. Как объяснить поступок Гергесян?
а) Святой Лука, повествуя об этом чуде, замечает, что они потому молили Господа удалиться от них, "потому что они объяты были великим страхом" (8:37 [306]). Действительно, где являются Божьи величие и сила, там человек не может не ощущать страха в сердце. Но этот страх бывает двух родов: один приятен и угоден Богу (Притч. 1:7 [307]); другой неприятен и недостоин Бога (Псал. 13:5 [308]); первый происходит в сердце человека от глубокого сознания его недостоинства перед Богом и есть плод веры; второй — происходит от малодушия (Причт. 28:1 [309]) и есть следствие неверия; пример первого представляет Апостол Петр. (Лук. 5:8 [310]), пример второго — жители Гергесинской страны.
б) Что же устрашило Гергесян.
Не страх веры, в котором выражается любовь к устрашающему нас силой и величием Божьим, но страх неверия и невежества, вследствие которого они стараются, как можно скорее, удалить от себя устрашивший предмет. Гергесяне, как видно, так предались обыкновенным своим заботам, что вовсе не думали о своем духовном просвещении и спасении.
Чудо, соединенное с вещественной для них потерей, возбуждало в них опасение, что в присутствии такого лица никто не мог считать себя безопасным. Не имея в себе желания и потребностей истинной веры, они не заботились узнать — Кто этот Чудотворец и с какой целью посетил их? и потому "просили, чтобы Он отошел от пределов их."
2. Как поступок Гергесян, хотя не так явно, повторяется между нами?
а) Мы так иногда привыкаем к жизни плотской и чувственной, что делаемся совершенно равнодушными ко всему, не касающемуся наших вещественных нужд. В этом состоянии мы думаем только о том: "что нам есть? или что пить?" (Мф. 6:31 [311]), а не о том, "что … делать, чтобы наследовать жизнь вечную" (Мар. 10:17 [312]).
б) Для пробуждения нашей души от такого усыпления Господь сам посещает нас и совершает над нами, или перед нами чудеса своего всемогущества.
в) Во всех этих случаях мы нередко встречаем посещение Господа также, как и Гергесяне. Трепет объемлет наши сердца, но в этом трепете нет истинного страха Божьего. Нам тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает нашей обычной беспечности, или заставляет нас изменить заведенный порядок греховной жизни. Посему мы не желаем, чтобы посещение Господа продолжалось и, не испытав цели Его пришествия, молим, "чтобы Он отошел от пределов их."
г) Следствием такого нашего отношения к Иисусу Христу бывает то же самое, что и с Гергесинскими жителями. Спаситель, по замечанию Евангелиста, услышав просьбу Гергесян об удалении, "переправился обратно и прибыл в Свой город" (гл. 9:1). Он оставляет нас и идет к своим, которые приемлют Его.

Мрак духовного невежества

"И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их."
Такую встречу оказывают Иисусу Христу жители гергесинского града! Встреча, по-видимому, торжественная ("весь город"), но на самом деле печальная ("чтобы Он отошел…") Видно, что Гергесяне не уразумели спасительного для них Божьего посещения: над ними тяготел мрак. Мрак духовного невежества.
1. В чем это невежество обнаруживается?
а) В непонимании духовных нужд, выходящих из круга обыденных житейских потребностей. В пределах Гергесян воссиял великий свет, явился Христос и своим чудом показал: кто Он и как нужно Его встретить; им возвещают об этом другие (ст.33 [313]); сами, наконец, увидели исцеленного бесноватого (ср. Лук. 8:39 [314]) и могли убедиться в истине, но они не поняли всей важности этого события.
б) В нежелании знать ничего другого, кроме того, что относится к обыденному образу жизни.
Чудо Спасителя должно было вывести гергесинских жителей из этой мертвой тишины и греховной беспечности; но их духовное невежество не желает этого, не смотря даже на чудеса; оно страшится света и старается скорее закрыть глаза от его благодетельных лучей.
Так поступил некогда Феликс (Деян. 24:25 [315]). Так поступают и теперь многие из христиан, которые не хотят знать здравого Евангельского учения, не могут сносить живого и действенного Божьего слова, и если, против воли, бывают тронуты им, то стараются скорее изгладить всякий след этого впечатления.
Но не так поступают истинные христиане, жаждущие духовного просвещения (Лук. 24:29; [316] Иоан. 4:40 [317]).
2. От чего происходит?
а) От излишнего и безумного пристрастия к земному вообще и
б) От корыстолюбия в особенности. Потеря имущества (стада свиней), хотя и чудесная, не вразумила, а ожесточила и как бы раздвоила сердца жителей Гергеса: с одной стороны, они не могли не видеть здесь явной, сверхъестественной силы, но с другой, — жалость о понесенной потере закрывает их духовные очи от надлежащего уразумения истины.
Не корыстолюбие ли и ныне служит корнем и пищей духовного невежества о единственно необходимом? Не оно ли отвращает наш слух и очи, чтобы, видя, не видеть и, слыша, не слышать глаголов вечной истины? Если для кого это и так, то именно для корыстолюбцев Евангельская истина — жестокое слово. "Иуда всякий день находился при Том, Кто не имел где главы подклонити; и всякий день слышал от Него, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни богатых одежд: однако ж не предохранил себя от корыстолюбия," [318] и потому отвергся Иисуса Христа.
3. Чем оно сопровождается?
а) Удалением света, просвещающего всякого человека: "переправился обратно и прибыл в Свой город." Мы не видим из Евангелия, чтобы Иисус Христос посетил в другой раз страну Гергесинскую.
б) Еще более глубоким мраком (Мф. 23:37–38; [319] Лук. 18:41 [320]).

Действие дьявола в чадах неверия

"Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые."
Многие не веруют в бытие злых духов, но нынешнее Евангелие неопровержимо доказывает эту истину; а в другом месте прямо говорится, что дьявол и ныне еще действует в чадах неверия (Ефес. 2:2 [321]).
1. Как далеко простирается это действие?
а) Не только тайно — в сердце людей неверующих:
а. в их высокомерии,
b. в постыдных мыслях (Иоан. 13:2 [322]),
с. в ожесточении сердца (2 Кор. 4:4 [323]).
6) Но и явно:
а. в срамных словах и речах (Ефес. 5:4 [324]);
b. в богомерзких делах и поступках (Гал. 5:19 [325]).
2. Как оно может быть разрушено? (Ис. 49:24–25 [326]).
а) Это зависит по преимуществу от Бога (Евр. 2:14 [327]);
а. для этого не нужно чудес, какие совершались прежде над бесноватыми (Марк. 1:25–26 [328]);
b. тут требуется крещение, слово Божие (Ефес. 6:11 [329]).
б) Впрочем, и человек должен в этом случае делать свое дело:
а. не противиться действию силы Божией (Деян. 26:18 [330]);
b. взяться за оружие для сопротивления диаволу (Иак. 4:7 [331]).
с. Это происходит вследствие истинного и чистосердечного обращения к Богу. Молиться от сердца (Мф. 17:21 [332]). Отложить дела тьмы (Рим. 13:12 [333]).

Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине

"Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город."
Гергесяне в своем отношении к Иисусу Христу — истинному Свету, просвещающему всякого человека, представляют нам замечательный пример нравственной слепоты при очевидной истине.
Мы живем во времена Евангельского света, и однако ж еще многие ходят во мраке (Ефес. 4:18; [334] 1 Кор. 2:14; [335] Гал. 3:1 [336]).
Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине:
1. Их ослепление.
а) Некоторые из них не видят истины и не признают ее (Ис. 42:19; [337] Деян. 19:2 [338]).
б) Другие хотя и видят истину, но не принимают ее и не повинуются ей (2 Петр. 2:12; [339] Рим. 1:32 [340]).
в) Иные хотя и принимают истину, но опять ее оставляют (Апок. 2:4; [341] 1 Тим. 1:19–20; [342] 2 Петр. 1:8–9 [343]).
2. Их несчастное состояние, вследствие такого ослепления.
а) Они состоят под властью диавола (Кол. 1:13; [344] 2 Кор. 4:4 [345]).
б) Они чужды благодатного царства Божьего (Ефес. 2:12 [346]).
в) Они должны ожидать себе тем большего осуждения (2 Петр. 2:20–21; [347] Псал. 118:18 [348]).