II. Апостольское чтение. Зачало (103): к Римлянам 10:1-10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении пятой недели святой Павел продолжает доказывать, что причина отвержения Израиля заключается в слепоте его неверия.
1. Израильтяне слепы в самой ревности своей по закону (ст.1–4). За свою ревность по Богу они заслуживают сердечного благожелания и молитв, вместо ненависти и презрения (ст.1, 2); но эта ревность их не разумна, ибо они:
а) "не разумеют правды Божией происходящей от благодати чрез веру" (Толк. Феодорита. in h. 1);
б) думают оправдаться своей собственной правдой — делами закона и поэтому "не покорились праведности Божией" (ст.3);
в)
никак не хотят согласиться, что "
конец закона — Христос" (ст.4) в том отношении, что Он упразднил закон, который служил для Него только приготовлением и воспитателем (ср. Гал. 3:24
[349]), и следовательно с пришествием Его окончил свою цель и назначение; и что Он один теперь дарует оправдание и спасение "
всякого верующего" (ст.4).
2. Израильтяне слепы, считая оправдание, получаемое верой во Христа, недостаточным для спасения (ст.5-10).
а) Они не хотят понять, что исполнение дел закона, без оправдания во Христе, не может их спасти, и потому остается для них напрасным и недостижимым усилием и стремлением (ст.5–7);
б) Они не хотят пользоваться легко доступным источником, из которого могли бы почерпнуть уверенность в этой истине (ст.8);
в) они должны, если желают спасения, непременно веровать в Господа Иисуса и исповедывать Его сердцем и устами (ст.9-10).
Как ни частны эти истины, высказанные Апостолом по отношению к ветхому Израилю, однако они заключают в себе достаточноо поучительного и для нового Израиля. Извлекаем отсюда несколько общеназидательных тем, подробное развитие которых предоставляем самим проповедникам.
Обязанность христиан по отношению к заблуждающимся в вере
"
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение" (ст.1)
Мысль об отвержении Израиля была особенно прискорбна для христолюбивой души Апостола. Вкусив сам сладость спасительной Христовой веры, он желал бы, чтобы и все его братья по плоти приобщились этой веры: об этом он глубоко скорбит, этого он сердечно желает, об этом пламенно молится (ст.1; ср. Рим. 9:2–3
[350]).
Скорбь о заблудших в вере свойственна и всякому истинно христианскому сердцу (Псал. 118:139;
[351] Мф. 23:37
[352]).
1.
Кто эти заблудшие, о спасении которых мы должны заботиться?
а) Вообще все те, которые пути истинного не познали, не повинуются Божьей правде (ст.3), ходят во тьме неверия и беззаконий.
б) В особенности наши братья и родственники по плоти, которые живут с нами под одной крышей, разделяют с нами один хлеб, но души которых далеки еще от Бога и вечного спасения
2. В чем должны состоять наши обязанности по отношению к заблудшим?
По примеру Апостола:
а)
В благоволении или благожелании нашего сердца к ним: в искреннем и глубоком сожалении о них, как о несчастных братьях, в сердечном желании спасения им, а не в ненависти и презрении к ним (Рим. 15:7;
[353] Кол. 3:12
[354]).
б) В молитве за них к Богу. "
Молитва веры исцелит болящего" (Иак. 5:15
[355]). "
Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16
[356])
в)
Во вразумлении их словом и примером своим. "Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?"
[357]
"Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудших."
[358]
"Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила на тверди небесной; вы можете возжигать еще светлейшие светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным."
[359]
Обративший, хотя одну душу, угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным.
Недостаток ревности к православной Вере и Церкви
"Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (ст.2).
Неразумна была ревность израильтян по славе Божьей, но однако — ревность; как при апостоле, так и доныне они твердо держатся своего закона и своих обетований.
Но то ли мы видим в новом Израиле, между православными христианами? Ревнуют ли они по своей Вере и Церкви?
К прискорбию у нас замечается крайний недостаток ревности к православной Вере и Церкви.
1. В чем это обнаруживается?
Везде и во всем, тайно и явно.
а) В неведении спасительных истин Православия:
а. как мы сами изучаем свою веру и:
b. как воспитываем в ней своих детей?! A иногда даже в перетолковании и отвержении этих истин.
б) В нехранении уставов и обрядов церковных:
а. в несоблюдении постов;
b. в пренебрежении многими обрядами, якобы излишними и бесполезными.
с. В неуважении к православным пастырям и учителям (1 Кор. 4:13).
2. Как это опасно?
См. притчу о злых делателях в винаграднике Христовом (Мф. 21:33–42).
Христианское учение согласуется с самыми святейшими требованиями нашей природы
"Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем" (ст.8).
Говорят: евангельское учение не согласуется с требованиями нашей природы. Но иначе говорит об этом тот, кто сам испытал силу этого учения; иначе свидетельствует об этом Святой Дух устами апостола: "близко к тебе слово." Глаголы Евангелия столь близки нашему уму, так родственны нашей душе, что достаточно самого поверхностного взгляда, чтобы убедитъся в том, что — христианское учение согласуется с самыми святейшими требованиями нашей природы.
1. Христианское вероучение не согласно ли с самыми высшими стремлениями ума человеческого к истине?
2. Христианское нравоучение противоречит ли самым лучшим стремлениям воли к добру?
3. Христианские обетования о блаженстве и бессмертии не удовлетворяют ли самым святейшим требованиям сердца, жаждущего блаженства?
Исповедание веры
"
Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (ст.10).
Кто из христиан признает истины веры одним холодным умом, но не верует сердцем, не выражает и не исповедует своей веры устами и делами, тот не может назваться истинно верующим христианином, не может надеяться и на спасение. Текст. Для спасения непременно требуется — исповедание веры.
1. Исповедание есть необходимое выражение веры.
а) Все, что человек живо чувствует внутри себя, непременно выражается и вовне.
б) В особенности это бывает с такими внутренними движениями души, которые пронзают и наполняют все существо человека, и которые совершенно изменяют образ его жизни.
в)
Если вера в человеке действительно так жива, то она не может не выражаться в исповедании (Мф. 12:34
[360]).
2) Доблестное исповедание есть необходимое испытание веры.
а) Пока вера остается внутри человека, до тех пор и ее действия только внутренние, касающиеся единственно его самого.
б) Слабая вера не в состоянии выступить с твердым и открытым исповеданием, и через это обнаруживает свое несовершенство, что она не достигла еще до полного сознания о спасении.
в) Только вера, испытанная в искушениях и устоявшая против напастей, сопровождается полным упованием, что мы с такой верой не постыдимся (ст.11).