Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю по Троице

Никанора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского сочинения. Спб. 1857. т. I, стр. 306.
Леонтия, митрополита Московского. Слова и речи.
Димитрия, архиепископа Херсонского. Полное собрание проповедей, т. III, стр. 171, 177.
Евсевия, арх. Могилевского. Проповеди, т. I, 1870 г.
Иоанна Сергиева (Кронштадтского) прот. Полное собрание поучений, т. II, 363, 367.
Белоцветова,Сборник поучений, стр. 55.
Шумова, свящ. Сборник общепонятных поучений. М. 1888 г. стр. 123.
Дьяченко.Ежеднев. поучения в Слове Божием, стр. 133.
Кременецкого, свящ. Глас пастыря.
[155] Так изъясняют это место святой Иоанн Златоуст и блаженный Иероним in h 1.
[156] Мамоной назывался у сириан бог богатства, отсюда слова мамона и богатство получили тождественное значение.
[157] Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
[158] Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
[159] ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.
[160] Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
[161] Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
[162] Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину!
[163] Великая слава — следовать Господу, а быть тебе принятым от Него — долгоденствие.
[164] Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя". Но Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным. И узнают все обитатели Египта, что Я Господь; потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою.
[165] Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу тебе, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
[166] Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
[167] Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
[168] Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их.
[169] Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!
[170] Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать.
[171] Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их.
[172] Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
[173] ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
[174] Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
[175] Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
[176] Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои.
[177] знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
[178] и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
[179] Блаженный Августин.
[180] Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои.
[181] Беседа 30 на кн. Бытия.
[182] Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
[183] Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
[184] Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
[185] народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
[186] что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
[187] между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.
[188] Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
[189] Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
[190] Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
[191] Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу.
[192] тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
[193] Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
[194] Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
[195] С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения.
[196] В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
[197] Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
[198] Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
[199] Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
[200] и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
[201] А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
[202] между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.
[203] Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
[204] Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
[205] Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
[206] тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
[207] Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
[208] Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
[209] Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
[210] Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
[211] Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
[212] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
[213] Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
[214] И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
[215] Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой.
[216] Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
[217] На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею.
[218] Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
[219] С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение;
[220] Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
[221] Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
[222] Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое.
[223] Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
[224] Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище.
[225] Белоцветова, прот. Круг поучений. Санкт-Петербург. 94 г., стр. 64.
[226] Греческое выражение в 6:27 может означать и то, и другое: удлинение и роста, и жизни.
[227] Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.
[228] В рассказе Святого Евангелиста Матфея об этом событии встречаются некоторые разности с рассказом Святого Евангелиста Луки (Лук. 7:1-10). У Евангелиста Матфея говорится, что сотник сам лично явился к Иисусу Христу с просьбой об исцелении своего слуги (ст.5. 6), между тем как, по сказанию Луки (ст.3), он просил об этом через посредство старейшин иудейских. Кроме того, y Луки излагаются еще некоторые подробности, которых нет у Матфея. Но эта видимая разница между сказаниями двух Евангелистов, по замечанию святого Иоанна Златоуста (бесед. на Евангелие от Матфея, 26), объясняется тем, что оба они, говоря об одном и том же событии, касаются различных обстоятельств дела и взаимно пополняют друг друга. Нет несообразности в том, если сотник из благоговейного уважения к Иисусу Христу (4:7), которое впоследствии так ясно высказал, не решался сам просить Его, но употребил к тому посредство единоплеменных Спасителю старейшин; а потом, видя снисходительную предупредительность Его, счел долгом лично явиться к Нему.
[229] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
[230] Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
[231] Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
[232] А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
[233] А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем.
[234] Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
[235] перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
[236] Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
[237] Святой Климент Александрийский в сочинении: "Кто из богатых спасется."
[238] И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
[239] И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!
[240] суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом.
[241] От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
[242] Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
[243] А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья.
[244] и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
[245] Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое.
[246] И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
[247] Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.
[248] Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе.
[249] Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
[250] ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
[251] Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
[252] Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
[253] Святой Bасилий Великий в слове на Гордиана.
[254] Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
[255] Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
[256] Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
[257] а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
[258] Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
[259] Святой Иоанн Златоуст бесед. 30 на Деян.
[260] Святой Bасилий Великий с. 17 соnst. mоnаst.
[261] Святой Bасилий Великий suрr. аsсеt.
[262] Блаженный Августин на Иоан. г. 12.
[263] Святой Иоанн Златоуст бесед. 15 на Мат.
[264] и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
[265] Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
[266] Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа.
[267] Святой Амвросий dе соnst.
[268] Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
[269] Подражание Иисусу Христу. Книг. 2, 2.
[270] возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
[271] Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
[272] Блаженный Августин dе аgоniа Сhrist. 11, 12.
[273] Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
[274] Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
[275] Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
[276] И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза.
[277] потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
[278] И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.
[279] но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
[280] ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
[281] Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
[282] Филарета. арх. Черниговского. Слова и беседы, ч. IV стр. 82.
[283] Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
[284] Мф.8:5-13, зач. 25 (сравн. Лук. 7:1-10).
[285] Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
[286] Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
[287] Самое название его означает "деревня Наума."
[288] Сотник — сеnturiо — по первоначальному своему смыслу означал начальника сотни воинов, но впоследствии это понятие расширилось, и сотником вообще назывался начальник небольшого отряда, независимо от его численного состава.
[289] Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
[290] Instrumеnti gеnus vосаlе, по выражению Варропа (Dе Rе Rustiса I, 17) или Sеrvus vеl аnimаl аliud, по Ульпиану (Dig. VI, I, 15, § 3).
[291] Саt. Dе Eе Rustiса III.
[292] Лук. 7:3–5. В этом нункте замечается существенное различие в рассказе о событии у Евангелистов Матфея и Луки. По рассказу первого, сотник сам лично просил Христа о своем слуге, а по рассказу второго за него просили иудейские старейшины. Но это разногласие не есть противоречие, а указывает лишь на то, что евангелисты передают в своем повествовании разные моменты события: Евангелист Лука — начало события, когда действующими лицами были иудейские старейшины, а Евангелист Матфей — конец его, когда и сам сотник, при приближении Христа к его дому, вышел лично на встречу удостоившему его своего посещения божественному Учителю и естественно мог повторить лично ту же самую просьбу, с какой он раньше обращался к Нему через своих иудейских ходатаев.
[293] Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег… И далее.
[294] Небезинтересно отметить также черту глубокого смирения римского сотника. Иудейские старейшины говорят о нем Христу, что "он достоин," а он сам по своему смирению говорит нак раз наоборот: "я не достоин."
[295] В изречении: "многие прийдут с востока и запада" нельзя не видеть некоторого отголоска древнего географического кругозора, который наибольшую протяженность земли знал именно по направлению от востока к западу, что отчасти сохранилось и доселе в известном географическом выражении — восточная долгота (в противоположность северной широте).
[296] Замечательно, что в Евангелии передаются только два случая, при которых Христос выражал удивление: Он удивился вере римского сотника (Мф. 8:10) и дивился неверию жителей своего родного Назарета (Мар. 6:6).
[297] В сказаниях Евангелистов (Марк. 5:1-20. Лук. 8:26–39) об этом чуде встречаются некоторые разности. Святой Матфей говорит об исцелении двух бесноватых, между тем как другие называют только одного, потому без сомнения, что этот один был в особенно сильной степени подвержен мучению злых духов. Кроме того, Евангелист Матфей называет место события страной Гергесинской, а Марк и Лука — Гадаринской. Но это не противоречие: Гадара и Гергесса (I. Нав. 24:11; Втор. 7:1) были два сопредельные между собой города, в следствие чего страна эта называлась, то гергесинской, то гадаринской. Жители, населявшие этот край, состояли большей частью из язычников, — этим объясняется, почему у гергесинских иудеев могли быть животные (свиньи), запрещенные законом Моисеевым.
[298] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
[299] Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
[300] И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
[301] он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
[302] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
[303] Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
[304] Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
[305] Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
[306] И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
[307] Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
[308] Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
[309] Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
[310] Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
[311] Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
[312] Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
[313] Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
[314] возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
[315] И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
[316] Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
[317] И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
[318] Святой Иоанн Златоуст, бесед. XI на Евангелие от Матфея.
[319] Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.
[320] чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
[321] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
[322] И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его.
[323] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
[324] Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.
[325] Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство.
[326] Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу.
[327] А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.
[328] Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
[329] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.
[330] открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.
[331] Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
[332] сей же род изгоняется только молитвою и постом.
[333] Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
[334] будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
[335] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
[336] Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
[337] Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
[338] сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
[339] Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
[340] Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
[341] Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
[342] имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
[343] Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
[344] избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
[345] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
[346] что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
[347] Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
[348] Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
[349] Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.
[350] что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти
[351] Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.
[352] Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
[353] Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
[354] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
[355] И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
[356] Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
[357] Святого Иоанна Златоуста бесед. 16 к ант. народ.
[358] Святого Иоанна Златоуста оrаt. б аdv. Jud.
[359] Святого Иоанна Златоуста бесед. 3 на Быт.
[360] Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
[361] Полн. собр. соч. протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), т. II.
[362] объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш
[363] И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
[364] Сравни— Марк. 5:1-20; Лук. 8:26–39.
[365] Интересно отметить сообщаемую путешественниками особенность этой местности, именно, что там и до сих пор бедные жители находят себе кров в этих именно пещерах, приспособив их к своему убогому домашнему обиходу. Некоторые из этих пещер настолько обширны, что в них может помещаться до двадцати человек. Эта черта живо воспроизводит перед нами рисуемую евангелистами картину обитания в гробничных пещерах. Жалкая деревня на месте древней Гадары называется теперь Ум-Кейс, и имеет до 200 человек пещерного населения.
[366] Этим естественно объясняется тот факт, что евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а евангелисты Марк и Лука тольво об одном.
[367] Эти подробности передаются евангелистом Марком и Лукой.
[368] Некоторые толкователи затрудняются объяснить себе, каким образом могло оказаться там столь многочисленное стадо свиней, на которых всякий истый иудей смотрел как на самых грязных и нечистых животных, так что самое существование их было вопиющим оскорблением для почитателей Иеговы и закона Моисеева. Но затруднение легко устраняется предположением, что это стадо могло принадлежать языческим жителям города, или если даже и иудеям, то не для их собственного употребления, а в качестве предмета промысла, — в качестве продовольствия для стоявшего в этой области римского легиона. Последнее предположение, если бы оно имело какое-нибудь основание, пролило бы тем больше света на душевное состояние этих древних иудеев — "интендантов," которые, лишившись в своем стаде целого капитала, грубо просили Христа, причинившего им такой большой убыток, поскорее оставить их страну.
[369] Известны спучаи, когда больные, страдавшие от ложного воображения, что они болеют вследствие залетевшего им в грудь и бившегося там воробья, освобождались от этого мучительного воображения, когда искусный врач умел убедить их, что незаметно выпущенный им воробей и есть тот, который находился и трепетал в груди больного.
[370] Этот рассказ передают только святые Марк и Лука, которые вообще говорят только об одном бесноватом. Так как евангелист Матфей, рассказывающий об исцелении двух бесноватых, ничего не говорит об этой последней симпатичной черте, то не имеем ли мы здесь одного из тех чудовищных, но, тем не менее, не невероятных фактов, что действительно только один из исцеленных бесноватых и оценил всю силу дарованного ему блага духовной свободы от обуявшего его адского рабства? Если из десяти прокаженных только один возвратился возблагодарить своего Избавителя от ужасной телесной болезни, то нет ничего невероятного и в том предположении, что один только из двух бесноватых гадаринцев возблагодарил Его за свое исцеление от ужасного духовного недуга, а другой, быть может, присоединился к остальным своим соотечественникам и вместе с ними просил Христа, чтобы Он поскорее удалился от их прецелов… Увы, сердце человеческое способно к такой черной неблагодарности, что возможно даже и это предположение.
[371] Позже в Гадаре была даже епископская кафедра, о судьбе которой однако не имеется достаточных сведений.