I. Евангельское чтение. Зачало (33): от Матфея 9:27–35

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении седьмой недели говорится о чудесном исцелении двух слепых и одного немого-бесноватого.
А. Из подробного рассмотрения всех обстоятельств, сопровождавших возвращение зрения слепым, мы извлекаем урок о постоянстве в вере. Постоянство в вере:
1. Приобретается:
а) часто вследствие постигающих нас нужд и скорбей, которые невольно влекут нас к Богу (ст.27, 28);
б) нередко вследствие неоднократных свидетельств Божьей доброты, явленной над нами или над другими (ст.27)
в) а иногда вследствие взаимного поощрения к вере в общих нуждах (ст.27).
2. Проявляется:
а) в смиренных, молитвенных воплях в нужде (ст.27);
б) в полном уповании на Бога и в приближении к Нему (ст.28);
в) в открытом исповедании своей веры (ст.28).
3. Сопровождается исполнением просимого:
а) мы испытываем над собой благодатную Божью помощь (ст.28, 30);
б) наше сердце тогда исполняется благодарности, которая неудержимо влечет нас к прославлению Божьей доброты перед всем миром, несмотря ни на какие запрещения и угрозы (ст.30, 31).
Б. Из чуда, совершенного над бесноватым немым, мы усматриваем, что помощь Иисуса Христа:
а) ищется с верой (ст.32);
б) получается от Его любви (ст.33);
в) торжественно прославляется многими (ст.33);
г) хулится другими по злобе и ожесточению сердца (ст.34).
Кроме этих двух главных истин, нынешнее Евангелие заключает в себе не мало частных тем, которые могут быть извлечены или по аналогии или через анализ текста.
Так, например, проповедник может беседовать:
(Ст. 27); О духовной слепоте или, вообще, о несчастьях человеческих.
(Ст. 28); Об испытании веры, как необходимом условии для получения помощи от Бога.
(Ст. 31); За благодеяния должно воздавать славу Богу или благодарности Богу.
(Ст. 32); О духовной немоте. Но особенно богатым предметом для гомилетической разработки может служить отношение фарисеев к Иисусу Христу.
(Ст. 35); Тут мы видим, что для неверующего нет чудес; что злонамеренный человек всегда называет доброе худым; что клевета и злословие есть самый страшный грех; что зависть ненавидит добро в других.
(Ст. 35) Что клевета не должна раздражать и удерживать нас от добра и т. п.

Слепота нравственная или духовная

"Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов" (ст.27)!
Слепота телесная составляет, поистине, одно из величайших несчастий для человека и мы вполне понимаем вопль этих двух слепцов, взывающих о помиловании.
Но есть слепота другого рода, от которой люди страдают гораздо более, чем от телесной, но которую мало замечают и в себе и в других, и о врачевании которой не думают и не заботятся, это —
Слепота нравственная или духовная
1. В чем она состоит?
а) Слепота телесная происходит от потери или повреждения зрения телесного; слепота духовная от повреждения и как бы потери зрения духовного: ума и совести.
Без глаз, но со здравым умом и доброй совестью, человек остается человеком.
С глазами, но без ума и совести, человек только по имени человек.
б) Для слепоты телесной как бы не существует солнца; для слепоты духовной не светит и как бы не существует "солнце правды" — Христос (Мал. 4:2 [410]).
а. Пораженные духовной слепотой не наслаждаются животворными лучами благодати, "не принимают того, что от Духа Божия, … и не может разуметь" (1 Кор. 2:14 [411]), не веруют в "свет истинный" (Иоан. 1:9 [412]), и потому во тьме ходят (Иоан. 12:35 [413]).
b. Не освещаемые светом Евангелия, они могут знать до подробностей все, что есть на небе и на земле, на высотах гор и в глубине морей: но что значат все их обширные познания?
Без мысли о Творце нельзя понять начало и конец сотворенного.
с. Не озаряемые Тем, в свете Которого можно узреть свет непреложной истины, они много пишут и говорят о различных предметах: но доставляют ли они тем отраду себе и другим?
Что для них закон и совесть? — Слова без значения.
Что для них человек с беспрестанной в нем борьбой закона плоти с законом ума (Рим. 7:23 [414])? — Загадка неразрешимая.
Какое истинное назначение человека и что ожидает его после смерти? — До этого нет им и нужды.
Жизнь для жизни — вот их любимое положение (Премуд. 2:6-10 [415])! "Называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:22).
в) Слепота телесная происходит, большей частью, от причин, не зависящих от нас; но слепота духовная совершенно зависит от нашего произвола.
Никто не рождается без духовных очей: ума и совести, и ни для кого не закрыт источник духовного просвещения (Иоан. 1:9; [416] Иоил. 2:28 [417]). Ум и совесть мы повреждаем и как бы теряем сами:
а. когда самовольно уклоняемся от света истины Божией во мрак плотского мудрования и, таким образом, "отчуждены от жизни Божией" (Ефес. 4:18 [418]);
b. когда нами овладевает какая-либо страсть, под влиянием которой мы, имея очи, ничего не видим и ничего не понимаем (Ис. 6:10 [419]);
с. когда вообще ведем порочную жизнь, которая делает для нас нестерпимым духовный свет (Иоан. 3:20 [420]).
2. Слепота духовная несравненно пагубнее слепоты телесной.
а) Слепота телесная заменяется отчасти остротой других чувств; но слепота духовная не только не заменяется, но и распространяется на прочие способности (Мф. 6:22–23 [421]).
б) Слепой по телу сознает свое несчастье, — но кто убедит незрячий ум в духовной слепоте?
в) Слепые телесно не спорят с видящими о том, чего не могут ощущать зрением и охотно вверяются руководству других: но незрячие духом, хотя у них "пути кривы, и … блуждают на стезях своих" (Притч. 2:15), никогда не сознают, что они слепы, напротив, в слепоте своей говорят: "ни в чем не имею нужды" (Апок. 3:17 [422]).
г) Страждущий телесной слепотой никогда не берётся быть руководителем других и потому никого не вводит в заблуждение: но так ли поступают пораженные слепотой духовной?
д) Все несчастье для слепых телесно ограничивается только временем настоящей жизни; но для духовно слепых ни в жизни нет отрады, ни после смерти (Иоан. 3:36; [423] Мф. 10:33; [424] Иоан. 11:9 [425]).

Об освящении наших главнейших чувственных органов

"Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых" (ст.27).
Евангельское чтение представляет нам двух несчастных слепцов и одного немого (ст.32).
Бог попускает некоторым людям быть слепыми и глухонемыми для того, чтобы, большей части остальных людей выразительно напомнить, какое великое благо составляет для нас зрение, слух и язык. Существованием слепых и глухонемых Бог увещевает нас к доброму употреблению этих трех благороднейших чувств, к посвящению их на служение добродетели, — Богу.
Об освящении наших главнейших чувственных органов.
1. Очей.
Мы освящаем око, если:
а) Заключаем его для зла, могущего повредить нашей душе. "Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице" (Иов. 31:1). "Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую" (Сир. 9:8–9). "Закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, … убежище его — неприступные скалы…" (Ис. 33:15–16 [426]). "Смотрет не грешно, но остерегайся, чтобы это не послужило случаем ко греху. В глазах — зрение, в сердце — грех." [427]
"Хочешь ли сохранить свое сердце, остерегайся взират на то, чего непозволительно желать." [428]
б) При взгляде на зло отвращаемся зла. Рассмотри хорошо мерзость зла и отвращайся от него. Посмотри, как пьяница шатается во все стороны; как разгневанный отравляет самого себя и теряет человеческое достоинство; как бледен и страшен завистливый и т. д.
в) Останавливаем глаза на добрых впечалетниях. Посмотри на прекрасное творение, на согласие частей с целым и старайся привести сердце в согласие с Богом. Взгляд на солнце, цветы, пусть настроит тебя к невинной радости. Посмотри на трудолюбие пчел и позавидуй их трудолюбию. Взгляд на солнце, цветы, пусть настроит тебя к невинной радости. Взгляд на чествых людей да одушевляет тебя к добру.
г) Сами глаза блестят невинностью и любовью. "Светлый взгляд радует сердце" (Притч. 15:30). "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера" (Гал. 5:22). Храни любовь и невинность в сердце и твое око будет отражаться той и другой. Доброта сердечная выражается в глазах и взгляде. "Глаза — окна души." [429]
2. Ушей.
Наше ухо мы освящаем, если:
а) Заключаем его для неправды. "Мерзость пред Господом — уста лживые" (Притч. 12:22 [430]). Заграждай слух от всего, чем ослабляется вера в христианскую истину, уничтожается любовь к ближнему и т. д.
б) Отвлекаем его от всякого соблазна. Соблазнительные речи звучат сладко; сердце так легко ими воспламеняется и оскверняется.
в) Преклоняем его для истины. Мы должны охотнее всего бывать там, где раздаются речи веры, любви и надежды. Новые научения, наставления и укрепления в вере мы должны принимать с восторгом.
3. Языка.
Язык, дар слова, освящается, если мы:
а) Владеем в речах самими собой. Кто при огорчениях и неприятностях никогда не извергает гневных речей; кто при клевете удерживается от клеветы; кто всегда говорит непритворную правду и никогда не прикрывает своих погрешностей ложью — тот силен и показывает, что он владеет собой. "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный" (Иак. 3:2 [431]). "Свяжи серебро твое и золото, и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор" (Сир. 28:28–29). "Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить." [432]
б) Назидаем речами других. "Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу" (Ефес. 4:25). "Доброе слово развеселяет" человека (Притч. 12:25 [433]). "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Ефес. 4:29). "От греховных бесед мы должны всячески воздерживаться; а тем, которые ведут подобные речи, мы обязаны заграждать уста." [434]
в) Хвалим велегласно и благодарим Бога. Бог оказал нам неисчислимые благодеяния. Он предал ради нас на искупительные страдания Единородного Сына. Его путь — милость и истина. Не должны ли мы прославлять Его в семье, в Церкви? Дерзнем ли мы заключать нашу благодарность только в сердце?

Язык человеческий имеет великую силу

"Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле" (ст.32).
Как только немой был исцелен Иисусом Христом, язык его тотчас обнаружил благодетельную силу на его уши, и через это на его сердце и душу. Он мог теперь сам посредством речи действовать на ближних: "проглагола немый, и дивишася народи."
Язык человеческий есть сила. Хорошо употребляемый, он приводит других к добру; худо употребляемый, он причиняет много вреда другим.
Язык человеческий имеет великую силу.
1. Во зле.
При сильной наклонности человеческой природы ко злу, человек охотно слушает худое; легко дозволяет злу входить в душу, пускать корни и приносить злые плоды.
а) Гневные речи крайне опасны. И тот, кто их слушает, и тот, кто их произносит, бывает большей частью в высшей степени возбужден и расстроен. Такие речи уважают, как Ева речи диавола, и находят грех всегда более привлекательным. Сказанные перед молодыми людьми, они надолго дают юному воображению кость, которую они грызут и отравляются.
В этом отношении грех имеет силу, вредящую не только душе, но и телу. Через подобные речи предают душу на несчастье и погибель.
б) Речи, сеющие подозрительность к добрым людям доставляют великий вред. Лица правительственные, духовные, начальники всех родов должны жить доверием и могут действовать только через доверие. Если их начинают подозревать, то их доверие и круг их деятельности сокращается или суживается.
Таким подозрениям верят охотно, потому что многих радует, если они слышат, что те, которые выше их, нисколько не лучше их самих.
в) Речи, приводящие к возмущению людей могут принести неисчислимо много зла. В беспокойные времена верят самой крайней нелепости, напр., что мир уже близок к разрушению, что враждебный народ уже желает воевать с вами, что правительство занято планами к подавлению гражданской свободы и т. д. Верят этому и часто крайне безумно действует в этой вере.
г) Речи против сильных мира сего находят отклик отзываются большей частью у бессильных. Как несправедливо обвиняют иногда правительственное лицо; следствие не открыло ничего, а подчиненные должны страдать?!
Не затевали ли часто заговоров и революций вследствие слова и проч.? Как рабочие люди, подстрекаемые ложью, восставали против своих домовладельцев и проч.?
д) Речи против Бога и религии легко воспламеняют умы — это едва ли нужно доказывать. Союз веры и справедливости налагает благодетельные оковы на безнравственность, и этот союз усиленно стараются расторгнуть.
Врожденное высокомерие людей охотно поддается сомнениям; речи против веры подрывают веру и вместе с тем вносят в душу пустоту, сомнение и неверие.
2. В добре.
Как ни плох человек и как ни охотно слушает он злые речи, однако есть много людей, которые смотрят на зло, как на зло и охотно слушают доброе. Или доброе слово и истина имеют уже сами в себе такую привлекательность, внушают такое уважение, что они оказывают великую силу на человека:
а) Если одно лицо говорит наедине с другим. Как много уже произошло доброго от благонамеренных совещаний глаз на глаз?
Доброе слово находит и доброе место. Увещание и предостережение! Роль посредничества и проч.
б) Если говорится в кругу семейном. Не буду ничего здесь говорить о том, как родители хорошо действуют на детей посредством слова; уже слова дитяти, молитва и проч. оказывают могущественное влияние на других.
в) Если говорится в кругу общества. Если тут находится только один, который имеет христианский дух и чувства, то невинность бывает защищена, добру открыт путь, и многие бывают удержаны от зла, возбуждены к добрым предприятиям.
г) Если говорится перед всем народом. Все дремало для выполнения какого-либо добра; одушевленная речь вносит жизнь в жилы, мозг в кости, дух в сердце.
д) Если говорится с церковной кафедры. Сколько добра сделано проповедями? Если бы не проповедывали, то мир был бы еще в десять крат хуже!

Страсть делает человека слепым

"А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (ст.34).
Иисус Христос совершил великое чудо (ст. 32, 33). Но фарисеи не веровали и представляли самый безумный предлог в оправдание своего неверия (ст.34). Они были вооружены против Господа и страсть ослепляла их очи. Страсть делает также часто слепыми и нас!
Страсть делает человека слепым.
1) В суждении о высших, даже божественных распоряжениях.
Если гражданское правительство выносит совершенно правильное решение и это решение не нравится тому или другому, то часто без дальнейшего обсуждения поносят его и злословят. Страсть ослепляет!
Если иной перед судом потерял процесс или был штрафован, тогда он редко думает, что так и должно быть, что это справедливо; но охотнее клевещет и злословит. Страсть ослепляет!
Впадает ли кто-либо по собственной вине в бедность и нужду, так что другие должны за него нести бремя, горько жалуется, что не все приходят к нему на помощь. Страсть ослепляет!
Многие грешники приписывают вину греха Богу, потому что Он не уничтожил сильных греховных влечений. Безумные, они не думают о помощи благодати, о том, что другие в состоянии были преодолеть грех. Страсть ослепляет!
Великое различие в мире, напр., между богатыми и бедными весьма благодетельно. Иной не рассуждает об этом, жалуется на это, потому что страсть делает его слепым.
2. В суждении о ближних и о себе самом.
Иудеи находили хорошим, что "сыновья их изгоняют бесов," но об Иисусе Христе думали иначе: "Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (ст.34). "Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Иоан.3:19 [435]). "Ошиблись; ибо злоба их ослепила их" (Премуд. 2:21 [436]).
Если друг расточает слишком много — это ничего; а если делает это другой, к которому не благоволят, то считают его наравне с мотом и негодяем. "А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Иоан. 2:11).
Одеваются ли родственники выше своего состояния, это — прекрасно; а если делают это другие, то приписывают это гордости, глупости и хвастовству.
Погрешают ли дети других людей, это — несносно. A если свои делают еще хуже, этого не видят и не слышат.
В чем прежде сами весьма грешили, того не могут ни видеть, ни сносить в других. Поэтому самым безжалостным образом осуждают других.
Иной богатый, разбогатевший от наследства, или слепого счастья, думает и говорит, что и другие также могли бы сделаться богатыми.
Tе, которые, вследствие доброго воспитания защищены от многих грехов, нелегко прощают несчастным, получившим худое воспитание.
4. В собственных поступках.
В опьянении люди ослепляются и делают то, чего не должно. Но каждая греховная страсть есть духовное опьянение. Как безрассудно поступают во гневе и как вредят себе? Гнев есть опьянение.
Скупость — безумие, опьянение, ослепляющее человека.
Неосновательная ревнивость есть опьянение, которое делает человека безумным и слепым.
Чувственная любовь уже по известной поговорке ослепляет.
Кто ходит в потемках, тот смыкает свое зрение, делает себя слепым. Он не замечает того, что другие замечают и знают, потому что никто не осмеливается представить ему его дело прямо в лице. "Как тьма смыкает очи телесные; так пороки смыкают очи души и недопускают видеть, ни света, ни себя самих." [437]

О зависти. [438]

"И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (ст.33–34).
Одно и то же чудо, — но какое различное впечатление производит оно на очевидцев? Народ удивляется, фарисеи — хулят.
Отчего это? Оттого, что первые смотрели очами веры или, по крайней мере, очами здравого смысла; вторые — очами зависти. Зависть вооружает фарисеев против чудес Христовых; это они буквально высказали при другом случае (Иоан. 11:47–48; [439] Мф. 27:18 [440]).
1. Что такое зависть?
а) Это — скорбь о благополучии ближнего.
"Урожай ли на поле у ближнего, дом ли его изобилует всеми житейскими потребностямя, или нет у него недостатка в радостях, — все это пища зависти. Мужествен ли кто или хорошо сложен телом? это поражает завистливого. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами и обращает на себя внимание, другой богат и славится щедростью подаяний, — все это удары и раны, наносимые в самое сердце завистнику." [441] Одним словом: "благо другого — мучение для завистливого; а его собственное благо кажется ему ничем, пока он не увидит других несчастными." [442]
б) Это — сатанинская радость, при виде несчастья ближнего.
"Завистливый ждет одного утешения — видеть падение того, кто возбуждает зависть. С веселящимися не веселится вместе, но с сетующими проливает слезы, — не из человеколюбия или сострадания, но чтобы сделать более тягостным для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нем слова. Как скоро видит, что многие вместе с ним начинают хвалить, опять переменяется и начинает завидовать умершему. Дивится богатому по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье превозносит уже после их потери. Вообще он враг того, что есть, и друг того, что погибло." [443]
2. Что может быть пагубнее зависти?
"Другой страсти более пагубной и не зарождается в душах человеческих"(ibid).
а) Завистливый вредит ближним:
а. Словом: "Как коршуны, пролетая множество приятных и благоуханных лугов, стремятся к чему-либо зловонному и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной: так завистливые не смотрят на святость жизни, на величие заслуг, а нападают на одно гнилое, и, если случится кому-либо провиниться, они разглашают это всюду и хотят, чтобы по одному тому судили о человеке. Их язык искусен сделать презренным похвальное, оклеветать добродетель, представив ее в виде порока, ей противоположного. Мужественного называет дерзким, целомудренного — бесчувственным, справедливого — жестоким, благоразумного — коварным, щедрого — расточительным, бережливого — скупым (Мф. 11:18–19 [444])." [445]
b. Делом. Чтό вооружило Каина против Авеля, Исава против Иакова, Саула против Давида, братьев против Иосифа, фарисеев против Иисуса Христа? Зависть. Не напрасно Апостол, по замечанию святого Василия Великого, сочетает зависть и убийство, как родственные между собою беззакония, сказав: "исполнены … зависти, убийства" (Рим. 1:29 [446]). "Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают несколько кроткими благотворения, но завистливый еще более раздражается оказанным ему добром. Он более оскорбляется силой благодеяния, чем чувствует благодарность за благодеяния." [447]
"Завистливые хуже зверей, ибо сии нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище, или прежде бывают раздражены нами; а те, быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями, как с врагами." [448]
б) Еще более, чем ближним, завистливый вредит самому себе.
Другие страсти доставляют, по крайней мере, хоть мгновенное удовольствие предававшемуся им; но завистливые, напротив, мучат самих себя всяким беспокойством и скорбью, мучат:
а. Душу. "Как ржавчина разъедает железо, как червь растлевает плод — так зависть — душу, в которой она живет. Или, лучше сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится." [449]
б) Тело. Внутренняя, поистине, адская мука, терзающая завистливую душу, выражается и во вне. "Завистливых можно узнать по самому лицу; глаза их сухи и тусклы, щеки впалы, брови невеселы." [450] Премудр был тот, кто сказал: "Ревность и гнев сокращают дни" (Сир. 30:26; [451] Прит. 17:22 [452]).
3. Еак можно избежать зависти?
а) "Если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных." [453]
б) Если мы будем стараться о приобретении любви к ближним.
в) Если будем чаще размышлять о том, что все блага и совершенства ближних дарованы им от Бога.
г) Если будем во всем подчиняться премудрой и благой воле Божией.

Единое, в чем мир всегда постоянен!

"Фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (ст.34).
Иисус Христос одним прикосновением возвращает зрение двум слепым, — и они "разгласили о Нем по всей земле той" (ст.31). Тут же Он чудесно исцеляет немого беснуемого, — и "народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле" (ст.33). Одни только фарисеи остаются постоянны и неизменны в своей злобе, никакие знамения и чудеса не пробуждают их от греховного ослепления; они упорно остаются при том мнении, какое составили себе об Иисусе; они ненавидят Его и выражают это везде и во всем. Вот — единое, в чем мир всегда постоянен!
1. Единое, в чем мир всегда постоянен, это ненависть к Богу.
а) Под миром, о котором мы здесь говорим, разумеются люди, всецело преданные миру, для которых земля и все, что на земле и в земле, составляет высочайшее благо и единственный предмет их стремлений.
б) Мир всегда ненавидит Бога, ибо он всегда против Бога в своем сердце и делает противное Богу в своей жизни, а это есть ненависть (Рим. 8:7 [454]). Ненавидя Бога, мир ненавидит также:
а. Слово Божье; нападает на него, спорит, порицает или отвергает его, особенно если он не находит в нем опоры для своей беспечности и ложного успокоения (Амос. 5:10 [455]);
b. служителей Божьих, возглашающих: "примиритесь с Богом" (2 Кор. 5:20 [456]);
с. последователей Христовых "за правду" их (Мф. 5:10–11 [457]).
в) Мир не может не питать ненависти к Богу, ибо он весь лежит во зле (1 Иоан. 5:19 [458]), холоден, мертв и слеп, так что он не знает ни Бога, ни Кого Он послал.
а. Он находится в том положении, как бы Христос и не приходил в мир, даже в более несчастном положении, ибо свет пришел в мир, а он возлюбил тьму (Иоан. 3:19 [459]).
b. Злые дела мира бывают обличаемы, когда они представляются во свете, поэтому он ненавидит свет и Отца света (Иоан. 3:20 [460]).
с. Лучшие между чадами мира ненавидят Бога из слепой ревности к своим собственным мнениям, которые они выдают за непреложную истину.
Некоторые имеют ревность к закону, как фарисеи, вооружившиеся против Христа.
Другие возносят Евангелие до ложной благодати и свободы, и отвергают закон, не понимая истинного смысла, когда говорится, что Христос освободил нас от закона (Мф. 5:17–18 [461]).
г) Чем выше благо, предлагаемое миру, тем больше его неблагодарность, тем неизвинительнее его ослепление и ненависть.
Бог послал Сына Своего, Его распяли. Христос послал апостолов и с ними Евангелие: апостолов преследовали, Евангелие отвергли.
д) Так было всегда со словом Божьим и с теми, которые возвещали это слово в его духе и силе. И в этом мир всегда и везде постоянен.
В любое время и в каждом месте, куда проникает свет Божьего слова и пробуждает людей от греховного сна, там упорный и жестокий мир всегда старается погасить этот свет или, по крайней мере, стать к нему спиной.
Это явление достаточно показывает, что весь род человеческий, происшедший от одной крови, причастен одной и той же естественной порче (Рим. 3:23 [462]).
2. Вот то единое, в чем мир всегда постоянен!
а) Во всем прочем он удивительно как изменчив и непостоянен.
б) Чада мира ненавидят или любят друг друга, смотря потому, какую выгоду они могут извлечь себе, но в этом одном они делают общее дело.
в) Мера и степень их ненависти к Богу не у всех их одинакова, но однако они все ненавидят Его.
г) Пока они не веруют во свет и не озаряются светом, ненависть дремлет в их сердце; их слепота не прекращается и не прекратится до тех пор, пока они сами не сознают своей болезни и не обратятся, подобно слепцам, к Иисусу Христу, дабы отверзлись "глаза их" (ст.30).
3. Если ты хочешь быть истинным последователем Христовым, то будь готов к ненависти мира (Иоан. 15:18–20; [463] Мф. 10:25 [464]).
а) Стань на страже своей души и охраняй ее от нападений злого мира.
б) Если подвергаешься гонениям, переноси их терпением.
в) Иисус Христос победил мир! "Дерзай" (Мф. 9:22 [465]).

Нужно делать добро не для своей славы, а для Божьей

"Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал" (ст.30).
Для чего Иисус Христос запрещает слепым рассказывать о Его чуде, хотя самая видимость чуда не могла остаться в тайне? Этим Господь, по замечанию Златоустого, научает нас избегать славы человеческой, коль скоро она касается нашего личного прославления, а не прославления Бога, действующего через нас (Иоан. 5:41 [466]).
Христианин! научись отсюда, что — нужно делать добро не для своей славы, а для Божьей.
1. Если мы желаем стяжать себе истинную, неувядаемую славу, то должны снискивать — ее добродетелями от одного Бога, а не от людей (Мф. 6:1; [467] 9:30 [468] и др.).
а) Что делается для Бога и для славы Божией, за то от Бога и честь (Иоан. 12:26 [469]).
б) Что делается для славы человеческой, за то и похвала человеческая (Мф. 6:2 [470]), — и какая похвала? (Ис. 40:6; [471] Сир. 34:2 [472]).
в) Истинный христианин делает добро единственно из любви к Богу и ближним, а не из выгод суетной славы, и предназначает его для Бога, чтобы люди, видя его добрые дела, прославили не его, а Отца небесного (Мф. 5:16 [473]).
2. Если мы стараемся своими добрыми делами приобрести славу от людей, а не ищем славы от Бога; то этим мы показываем, что мир для нас выше Бога, и слава человеческая — лучше славы Божьей (Иоан. 12:43 [474]).
а) Поступая так, мы не можем назваться истинно-верующими христианами (Иоан. 5:44 [475]); мы нарушаем обет крещения, которым обещались служить одному Богу; не удостоимся славы Божьей (1 Царст. 2:30 [476]).
б) Поэтому и заповедано христианам не сообразоваться с духом мира сего (Рим. 12:2 [477]).
3. Кто своими добрыми делами домогается единственно славы от людей, тот не может быть истинно добрым человеком и становится лицемером.
а) Предназначая свое дело не для Бога, а для людей, такой человек делает добро более всего там, где могут о нем узнать, и менее всего или даже вовсе не делает его там, где оно может остаться втайне.
б) Не имея истинной любви к добру, человек, живущий напоказ, приучается, незаметно для самого себя, к лицемерию и обману. A какой приговор изрекает Господь лицемерам?! (Мф. 23:27; 5:20).

Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34)

Мы рассматриваем:
1. Как это бывает.
Человек ожесточается против истин евангелия:
а) посредством упорного коснения в грехе, когда он не ищет и не принимает сердцем и душей возвещаемого ему спасения (Мф. 23:27; [478] Деян. 28:27; [479] Прит. 23:35;[480] Прит. 18:3 [481]);
б) посредством открытой вражды, когда он становится явным или тайным врагом евангелия (ст.34; [482] ср. Исх. 5:2; [483] Иоан. 6:60; [484] l Kор. 1:18 [485]).
2. Как это опасно.
Презрение к истинам евангельским сопровождается следствиями:
а) что человек не принимает, наконец, очевиднейших доказательств откровенных истин Божиих (фарисеи — в тексте);
б) что он начинает богохульствовать над всем священнейшим;
в) что он подвергается временной и вечной погибели.
3. Как можно предостеречь себя от этого.
а) Подчиниться в всем слову Христа, ибо оно есть слово Божие;
б) повиноваться во всем Святой Церкви;
в) пользоваться с верностью приобретенной нами или другими духовной опытностью и познаниями.