II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении настоящей недели святой Павел продолжает раскрывать наставления, высказанные им в предыдущей главе (14:17–24
[486]),
об отношении сильных в вере к немощным в вере.
"
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных," заповедует Апостол (ст.1). Истинный христианин должен вести свою жизнь так, чтобы его поступки не только удовлетворяли его
собственной совести, но и назидали или исправляли
других; ибо он живет не один, а в обществе с другими, нередко
немощными совестью братьями, о спасении которых он не может не заботиться, как член о членах одного и того же тела Христова.
1. В чем же должно состоять отношение сильных в вере к немощным?
а)
Сильные должны иметь терпение, а не презрение к немощным (ст.1; ср. 1 Кор. 9:22;
[487] Гал. 6:1
[488]);
б)
избегать всякого самоугождения или самолюбия, потому что самолюбивый, любя только себя, не может терпеть ничего, противного своему самоугодию: он не печется ни о ком, кроме самого себя;
в)
с любовью и мудростью угождать ближнему, но угождать во благое, т. е. содействовать всеми средствами к назиданию и спасению своих немощных братий (ст.2; ср. l Kор. 10:33;
[489] 9:19;
[490] Гал. 1:10
[491]).
2.
Основанием такого снисхождения сильных к немощным служит для нас пример Иисуса Христа (ст.3), Который во всех своих делах не искал своего, но ради нас отверг всякую славу и переносил всякие
поношения, преследования и самую смерть, как
написано было о Нем еще пророками, ибо все, что передано нам в Священном Писании прежде, нежели совершилось, преднаписано для нашего
научения и наставления, дабы, мы, видя в Священном Писании предсказанные пророками поношения, какие Христос претерпел из любви к нам, сами также переносили великодушно всякое поношение и скорбь из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Писания, возлагали бы всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира (ст.4; ср. Толк. Никиф. in h. 1.).
Необходимость быть терпеливыми к немощным и служить им "
во благо, к назиданию" открывается из того, что, только при такой братской взаимности, можно сохранить святое согласие о Христе Иисусе, соблюсти единение духа, иметь единое сердце и единую душу (ст.5), — а это дает нам возможность
едиными устами славили Бога, Который есть Бог терпения и утешения,
и Отца Господа нашего Иисуса Христа (ст.6). "
Посему, заключает апостол,
принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (ст.7) Господь Христос не праведников возлюбил нас, но оправдал нас, приняв грешниками. Так и вы должны сносить слабости ваших братий и все делать для их спасения."
[492]
Извлекаем отсюда следующие темы с планами для проповедей:
Сильные должны носить немощи немощных
"
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных"(ст. 1)
Как в добром семействе один член заботится о другом, старший помогает младшему и все живут друг для друга: так и в обществе христиан, составляющих единое семейство единого Отца небесного, каждый из членов должен заботиться не о себе только, но и о других (Фил. 2:4;
[493] Гал. 5:13;
[494] 6:2
[495]).
Сильные должны носить немощи немощных.
1. Что это значит?
а) Силен ли кто властью, пусть пользуется ей:
а. не для своих выгод и интересов;
b. но для блага вверенных его власти, помня слово Господа (Марк. 10:43;
[496] Премуд. 6:6
[497]). Кратко: пусть будет
слугой Божиим во благое для своих подчиненных (Рим. 13:4
[498]).
б)
Силен ли кто богатством, пусть употребляет его:
а. не для своих только нужд и не для удовлетворения своим прихотям;
b. но для призрения неимущих (1 Тим. 6:18;
[499] Тов. 4:7–8
[500]). Вообще: пусть будет
смотрителем Божьим над сокровищами, а не их господином (Лук. 12:48
[501]).
в)
Силен ли кто мудростью и познаниями, пусть:
а. служит с любовью своими советами и познаниями ближним;
b. помнит, что между его ближними есть много младенцев, которых нужно питать еще молоком, а не твердой пищей.
г) Силен ли кто верой и благочестием, пусть носит немощи немощных в вере:
а. не презирает и не чуждается их, но с любовью терпит (Кол. 3:13;
[502] Рим. 15:7
[503]) и со кротостью врачует их недостатки (Гал. 6:1
[504]);
b. наблюдает с мудрой осмотрительностью, чтобы не быть преткновением для немощных в вере, отказываясь иногда от позволительного по божескому и человеческому закону (1 Кор. 9:4;
[505] 8:13
[506]). Одним словом, как мудрый отец поступает в отношении к малолетним детям, так и сильный в вере должен поступать в отношении к немощным в вере.
а) Так научил нас Иисус Христос и словом и примером своим (ст.3; Марк. 10:45
[507]).
б) Только при таком отношении сильных к немощным возможно "
вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса " (ст. 4, 5), — а как это необходимо:
а. для нашего земного странствования (1 Кор. 12:26;
[508] Притч. 17:19
[509]) и
b. для нашего вечного спасения (1 Иоан. 3:22;
[510] 4:20;
[511] Гал. 5:15
[512])? "Братство во Христе гораздо теснее братства кровного, ибо одно состоит часто только во внешнем, телесном сходстве, а другое доходит до единства души и сердца, как это было между первыми христианами (Деян. 4:32
[513])."
[514]
Как много выигрывает наша надежда, если мы основываем ее на научении и обетованиях Священного писания?
"
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду " (ст.4).
При мраке, в котором скрывается от нас будущее, мы всегда однако стремимся разгадать и узнать его.
Но в этом познании нам отказано. Вместо знания Бог дал нам способность надеяться на то, чего мы не знаем.
Надежда — дорога для человека; без нее его состояние было бы безотрадно. Но часто он обманывается в своей надежде, потому что надеется без основания, неразумно, без веры и упования на Бога, — надеется только на земное.
Наша надежда только тогда может успокаивать, укреплять и оживлять нас, если она основывается на научении и обетованиях писаний (ст.4).
Она выигрывает:
1. В чистоте. Надежда очищается от суеверий и от земных только и чувственных ожиданий.
а) От суеверий. Чем мрачнее и неизвестнее будущее, тем более человек употребляет усилий постигнуть его, тем беспокойнее он старается предугадать свою судьбу.
Это особенно бывает в несчастьях или если предстоит ему тяжелая участь.
Чего не может он узнать естественным путем, то он старается узнать через чудеса.
Он верит гаданьям, ворожбе; через это обманывается, унижает свой разум, оскверняет сердце и делается еще безнадежнее и несчастнее.
Но, если вы основываете вашу надежду на Священном писании, то она очищается от предрассудков, потому что слово Божье запрещает такие безумные предугадывания будущего (Лев. 19:31;
[515] 20:6;
[516] Мих. 5:12
[517]).
Такое предугадывание противоречит тому благоговению и упованию, какими мы обязаны Богу.
Суеверный хочет уничтожить Божий порядок, по которому будущее должно оставаться скрытым для людей, и поступает против Божьей воли. Он не верит в мудрость и благость Божью, устраивающую всё, а также будущее, к благу людей.
Кто следует научениям Священых Писаний, тот ожидает с терпением, смирением и упованием, пока угодно будет вечной мудрости открыть будущее и исполнить нашу надежду.
б) От земных, чувственных желаний. Надежда мудрого христианина никогда не направляется исключительно к земным благам. Он знает природу и свойство таких благ, — знает, как они непостоянны и как мало доставляют истинного удовлетворения.
Он ищет обладания ими, как средства к осчастливанию себя и других. Но он желает и ожидает их с умеренностью и сознанием, что он в состоянии обойтись без них, не чувствуя себя несчастным. Он знает высшие благороднейшие блага, к которым направлены его желания. Так надежда его становится чистой от неумеренных земных желаний!
Такую чистоту будет иметь наша надежда, если мы основываем ее на Священных Писаниях.
Они учат нас знать свойство земных вещей и направляют наше стремление к благам нетленным. Они указывают всем людям на высшее призвание и обещают тем, которые живут сообразно с этим призванием, исполнение их земных желаний, в той мере, в какой они согласуются с мудрыми Божьими целями.
2. В уверенности. Как сомнительны и неверны бывают обыкновенные человеческие надежды! Как многие жалуются на суетность их, на обольщение, испытанное ими! Как иной предается совершенно безнадежности, погружается в самое мрачное состояние, какое только может быть! Отчего происходит это?
Это было бы гораздо реже, если бы люди основывали свою надежду на изучении и обетованиях писаний. Тогда она приобретала бы уверенность и твердость.
Уже через то, что она очищается от суеверий и земных желаний, она реже подвержена обольщению и суетности. Но кроме того, она приносит с собой в сердце уроки мудрости и житейского благоразумия, которые предохраняют нас от легкомыслия, непостоянства, необдуманности, робости и уныния.
Она просвещает разум, учит нас различать добро и зло, предохраняет от обмана, заблуждения и чувственности, от гордой самонадеянности, от излишнего упования на людей и на земные сокровища.
Она направляет нашу душу к Богу, от мудрости, всемогущества и благости Которого мы можем ожидать всякого блага, Его помощи, защиты и благословения.
Примеры благочестивых мужей, которых надежда непосрамлена: Авраам, Иов, Давид, Павел.
3. Во влиянии на наше успокоение и осчастливливание:
Надежда дана смертным для успокоения и осчастливливания. Она должна несколько озарять мрак будущего и представлять его нам в тихом свете; — уменьшать страх будущего. Она должна оживлять и укреплять дух, подавленный тяжелой судьбой; — успокаивать в лишении дорогих благ жизни; — одушевлять к деятельности, к мужественному освобождению от опасностей.
Так действует она на наше осчастливливание.
Но она не может иметь этого влияния, если не основывается на писаниях, если через них не становится твердым благочестивым упованием на Бога.
Легкомысленный, нечестивый, порочный также надеется, но его надежда становится неумеренным пожеланием, которое мучит; о ней говорится (Притч. 10:28;
[518] 11:7
[519]).
Он в своей надежде сомневается, тоскует, боится, потому что то, на что он надеется, зависит от случайных обстоятельств, непостоянно или ищется им неправильным путем.
Кто основывает свою надежду на слове Божьем, тот находит в ней источник успокоения и довольства.
Как бы ни было для него мрачно будущее, радостный луч надежды озаряет его будущее, представляет ему его судьбу в лучшем виде и в случае несчастий и опасностей, не допускает его до отчаяния в помощи и спасении в надлежащее время.
Он знает, что "любящим Бога вся споспешествуют во благое," что скорби и страдания приносят ему великую пользу (2 Кор. 4:17–18
[520]). Бог его Избавитель, свет и спасение, чего же ему страшиться?
Упование благочестивых не посрамит (Рим. 5:3–5
[521]).
Высокая цель христианского общества — прославлять Бога своими делами и жизнью
"
Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (ст.6).
1. Как эта цель достигается?
а) Через неослабное стремление к истинному познанию и достойному прославлению Бога.
Цель, которой хочет достигнуть христианское общество, — не земная и тленная.
Оно есть христианское общество, потому что исповедует учение Христа, верует по этому исповеданию в единого истинного Бога и Его же Он послал.
Если общество желает, чтобы люди истинно познавали и почитали Бога, оно само должно неослабно стремиться к такому Богопознанию и Богопочитанию.
Для этого имеет оно средства и благодатные учреждения: Библию, общественное богослужение и таинства.
Если христианское общество пользуется верно и благоговейно этими средствами, то уменьшаются невежество, суеверие, заблуждения, предрассудки: оно будет возрастать в познании Бога и Иисуса Христа.
Тогда будет распространяться сокровище спасительных познаний, а с ними уважение к вере, надлежащая оценка ее высокого достоинства и превосходства.
Не будет ли через это прославляться Бог?
Истинное Богопознание ведет также к достойному Богопочитанию. Оно состоит не в одном только участии в общественном Богослужении, не в соблюдении только внешних религиозных обрядов и постановлений; но и во внутреннем, глубоком благоговении перед Богом, в сердечном, постоянном послушании Его закону, в споспешествовании Его святым целям, в обнаружении пламеннейшей любви и благодарности к Нему.
Такое почитание есть вместе и прославление Бога. Оно есть громкое и публичное признание Его высочайшего величия и нашей зависимости от Него, сознание Его бесконечного совершенства и нашего смиренного стремления благоугождать Ему.
б) Через единство в вере и любви. К этому увещевает Апостол христианское общество (ст.5, 7)
а. Единая вера соединяет всех членов христианского общества. Поэтому не должно быть между христианами единой Церкви никаких споров и разногласий в вере, никакой ненависти и вражды. Через это Бог не прославляется.
Мы имеем одну веру в Бога в Иисуса Христа; исповедуем одну матерь — Церковь (Ефес. 4:2–6
[522]). Но в этой вере мы должны стоять твердо и непоколебимо, исповедывать ее сердцем и устами, отстаивать ее против насмешек и нападений неверующих. Через такое исповедание христианское общество прославляет Бога.
b. Единство в вере производит также единство любви — "
принимайте друг друга, как и Христос принял вас" (ст.7), с такой же сердечной любовью и благожеланием, как Иисус Христос.
Он не делал никакого различия между иудеями и язычниками, но всех принимал в свое царство (Иоан. 11:52
[523]).
В христианском обществе должно господствовать единение в любви, которое не должно быть нарушаемо, а оно уничтожается различием звания и состояния, происхождения и образа жизни.
Единым сердцем, полным любви, скромности и услужливости должны обладать те, которые разрознены гражданскими отношениями; — знатный и богатый должен относиться с почтением и человеколюбием к бедному и незнатному; — этот в свою очередь отплачивать тому доверием, чтобы сердца всех были едины в любви, чувства всех были едины в любви, чувства всех выражались в радости об общем благе, и стремления всех направлялись к тому, чтобы осчастливить друг друга.
Вот достойнейший образ прославления Бога!
Где господствует такое единство веры и любви, там все христиане будут "единодушно едиными устами прославлять Бога" за то, что Он соединил их во Христе.
2. К чему приводит эта цель?
а) К истинному благочестию и добродетели. Благочестие есть плод истинного Богопознания.
В нем, т. е. в благочестии, выражается самым достойным образом прославление Бога (Мф. 7:16,
[524] 21
[525]).
В обществе, члены которого всегда стремятся к истинному познанию и почитанию Бога, всякое добро находит славную и плодоносную почву; там лежит зародыш ко всякой добродетели; там развиваются мало по малу все великие преимущества и прекрасные качества духа и сердца, которыми отличается истинный христианин. Чистота сердца и поступков, верное исполнение обязанностей, деятельная ревность ко всякому добру, бескорыстное братолюбие, смирение, упование на Бога и т. д.
Плевелы неверия и порока туда не вторгаются, не находят никакого питания и должны мало по малу сами собой погибнуть.
Члены такого общества дают друг другу поощряющий пример и образец каждой добродетели.
В нежном детстве и юности насаждается, питается и образуется благочестивое чувство, чтобы оно созревало до совершенства.
б)
К миру и радости. Такое общество всеблагий Бог исполняет миром и радостью о Духе Святом (ст.13).
[526]
Под этим понимаются высочайшие блага и благодеяния, которые Иисус Христос обетовал и приобрел, и к обладанию которых приводит цель христианского общества, прославляющего Бога единодушно и едиными устами.
Потому что там, где беспрестанно действует Святой Дух, через учение и таинства, и где умножается вера и любовь; — там радость, чистейшее довольство сердца, величайшее, продолжительнейшее счастье и мир с Богом, с самими собой и ближними, — надежда блаженного бессмертия и вечной жизни.
К этим духовным благам ведет высокая цель христианского общества, если оно прославляет Бога единодушно и едиными устами.
Какая высокая цель! Не должно ли христианское общество стремиться к её достижению?
Не должно ли христианское общество со всей ревностью содействавать улучшению и исправлению в этом обществе, посредством благочестивого воспитания детей, через добрый пример и увещание, — чтобы оно действительно могло прославлять Бога едиными устами и единым сердцем!
Ненависть и вражда непристойны христианам
"
Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (ст.7).
Как Христос принял нас в славу Божью, оправдав нас перед Богом, хотя мы были грешниками и не заслуживали Его любви — так и мы должны принимать друг друга, терпеть недостатки наших собратий, облечься в "
милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3:12–13
[527]).
Но то ли мы видим на деле? Слабости других возбуждают в нас язвительный гнев и громкое осуждение; за мнимое оскорбление платим ненавистью или мщением; даже за добро воздаем нередко злом и т. д. Пристойно ли это?
1. Приемлите друг друга.
Этому научает нас сама природа.
а) Посмотрите на животных: они живут большей частью в мире с подобными себе; слон ходит со слоном, овца с овцой, все птицы летают стаями; журавли пробуждаются во время ночи, чтобы охранять безопасность своих товарищей. То же самое явление наблюдается между аистами, ланями, дельфинами и другими животными. Кто не знает единства и гармонии, царствующих между муравьями и пчелами? Даже между кровожадными зверями замечается согласие: свирепость льва укрощается перед подобными ему, вепрь не враждует против вепря, дракон против дракона.
Наконец, сами духи злобы, первые виновники нашей вражды, соединены между собой союзом согласия для выполнения своих злобных намерений. Одни только люди, для которых мир и согласие составляют первую необходимость и первый долг, представляют отвратительное зрелище разногласия и вражды.
б) Πрирода снабдила всех животных орудиями защиты; она дала для этого ноги лани, рога быку, зубы вепрю, жало пчеле, даже между слабейшими из насекомых нет ни одного, которое не имело бы своего защительного орудия. Один ты, человек, приходишь в мир обезоруженным: не рожден ли ты для мира и согласия? Итак смотри, как вражда противна твоему назначению, как ты удаляешься от природы, воздавая злом за зло и отыскивая вне себя, для удовлетворения слепой мести, орудия, в которых отказано тебе самой природой…
Но для христианина есть еще высшие побуждения к взаимному миру и согласию, именно:
2.
Приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Кол. 3:13;
[528] Ефес. 4:32
[529]).
а
) Ваш ближний оскорбил вас? А вы разве не оскорбляете его?
Ваш враг не заслуживает прощения! А вы заслуживаете ли, что Бог прощает вас?
Вы желаете, чтобы Бог был милосерд к вам, а сами в отношении к вашему ближнему хотите оказывать самую строгую несправедливость!
Ваш враг недостоин прощения! Но Иисус Христос разве недостоин того, чтобы вы из любви к Нему простили оскорбившего вас ближнего?…
б) И кто этот человек, против которого вы дышите ненавистью и враждой? Одно из двух: или он праведник или грешник. В первом случае не жестоко ли считать врагом того, кто угоден Богу и есть друг Божий?
Во втором, не более ли достойно сожаления, что вы, мстя за озлобление другому, становитесь сами злыми и принимаете на себя обязанность судьи в вашем собственном деле, наказывая одну несправедливость другой? (Рим. 12:19,
[530] 17
[531]).
в)
Блажен тот, кто может сказать со святым Григорием Нисским "Господи, делай то, что я делаю. Я мог бы отмстить за себя, но не мщу, не мсти и Ты. Я предварил моего врага, предвари меня и Ты Своею благодатию. Я забыл зло, которое он мне сделал; забудь и Ты мои грехи. Я люблю его, как любил и прежде, когда он не оскорблял меня; люби и Ты Боже, если я когда-либо оскорблю Тебя. Поступай со мною так, как я поступаю с ним. Я сделал то, что Ты повелел; делай и Ты то, что обещал: "
прощайте, и прощены будете" (Лук. 6:37)."
[532]
Как многое обязывает нас иметь терпение к немощным братьям нашим?
"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (ст.1).
1) Мысль о Боге, Который, со столь великим терпением и долготерпением, переносит немощи человеческие.
2) Сознание наших собственных немощей.
3) Опыт, что человеческие немощи соединяются часто с высокими преимуществами ума и сердца.
4) Всевозможные нравственные выгоды, которые мы приобретаем через терпение и снисхождение к немощным: усовершенствуемся в любви, благости, милосердии и проч.
Апостол приписывает Священным Писаниям утешительную силу
"А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (ст.4).
Евангелие — самая утешительная книга для нас, а именно:
1. Посредством наставлений, которые оно предлагает:
а) что каждый человек составляет предмет божественного промышления;
б) что невинные страдания служат мудрым средством воспитания в добродетели и благочестии;
в) что каждый грех, как бы он ни был велик, прощается при известных условиях.
2. Посредством примеров, в которых оно наглядно представляет свое утешительное учение:
а) пример Иисуса Христа, Который вообще выражает истину, что цель и мрак страданий рано или поздно разъяснятся;
б) отдельные примеры для особенных родов страданий, напр., при несправедливых гонениях, болезнях, бедности и т. д., на которые священное Писание представляет многие образцы.
3. Через мудрые изречения, которые проливают великое утешение в скорбное сердце:
а) через краткие, но сильные изречения;
б) через отдельные прекрасные, изящные образы и т. д., напр., в притче о блудном сыне и подоб.
Христианское благочестивое чувство есть союз согласия между людьми
"Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса" (ст.5).
Потому что, где господствует это чувство, там:
а) признание взаимных прав и обязанностей;
б) готовность помогать и служить друг другу;
в) терпение и снисхождение;
г) миролюбие и братолюбие.
Как мы все вместе можем составлять во Христе едино сердце и единые уста?
"Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (ст.6).
1. Единодушно.
В сердце всех да будет:
а) единая вера;
б) единая любовь;
в) единое упование!
2. Едиными устами.
В устах всех да будет:
а) единое исповедание;
б) единое прославление;
в) единая молитва ("да приидет царствие Твое")!