I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 14:14–22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Практический очерк содержания рядового чтения

Главная истина нынешнего чтения из Евангелия, передающего историю чудесного насыщения пяти тысяч народа, заключается в том, что Иисус Христос есть хлеб жизни, как Он Сам именует Себя, давая высшее значение этому чуду (ср. Иоан. 6:34–35 [536]). Тут Иисус Христос показал нам:
а) что никто, кроме Него, не может удовлетворить всех нужд, ст. 14 16;
б) что никто, кроме Него, не может дать совершенного удовлетворения, ст. 17;
в) что Он приготовляет все к принятию от Него истинной пищи, ст. 18, 19;
г) что Он насыщает нас совершенно посредством своих учеников ст. 19;
д) что Он заповедует нам высоко ценить небесные дары и не расточать их ст. 20 ср. Иоан. 6:12;
е) что мы должны признавать Его, как Единого для всех Спасителя и Господа ст. 21.
Всматриваясь глубже во все частности дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы:
Ст. 14. О милосердии к бедным.
Ст. 17. О том, что благословение Божие делает и ма лое достаточным для многих.
Ст. 19. С какими чувствами нужно принимать насущный хлеб? Как и в какой мере нужно раздавать милостыню бедным? Достойное причащение Святых Тайн делает нас счастливыми даже во временном отношении.
Ст. 20. О христианской бережливости. О двоякой пище человека. О чудесном в нашем питании.
Ст. 21. Не все, следующие за Иисусом Христом, следуют по святейшим побуждениям. Здесь же мы указываем следующие темы с планами для проповедей:

С какими чувствами должны мы возлагать наши земные нужды на Бога?

"У нас здесь только пять хлебов и две рыбы" (ст.17).
Множество народа, — и мало хлеба! Пять тысяч мужей, кроме жен и детей, — и только пять хлебов и две рыбы!
Какая горькая нужда! Но мы знаем из Евангелия, как Иисус Христос помог этой нужде.
И между нами есть люди, которые более или менее подвергались или подвергаются нуждам в жизни.
С какими чувствами должны мы возлагать наши земные нужды на Бога?
1. С чувством собственного бессилия и ничтожества.
Первое чувство, которое должно пробуждаться в душе, когда мы взываем к Богу о помощи в нуждах, это — чувство нашего бессилия и ничтожества.
а) Каждый из нас должен сознать свою совершенную зависимость от Бога. Мы ничего не имеем, чего не получили бы от Него; мы ничего не можем ожидать, приобрести и заслужить, если Он нам этого не даст. Без Него мы напрасно гоняемся за счастьем, которое манит нас, подобно блуждающему огню во мраке ночи.
Мы планируем нашу жизнь, перечисляем наши жертвы, стремимся, работаем до изнеможения, — и что же мы успеваем? Можем ли мы прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6:27 [537]), или продлить нашу жизнь, хотя на одно мгновение? Мы не можем полагаться с уверенностью и на завтрашний день, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем и каждый день имеет свою непредвиденную, неизбежную заботу. Не должно ли это возбуждать в нас прежде всего чувство нашего бессилия, когда мы дерзаем возлагать наши житейские печали на Бога?
б) Но это чувство не должно однако усыплять нас в беспечности и бездействии. Творец не без цели даровал нам силы и возложил на нас обязанности: только при употреблении этих сил, при исполнении этих обязанностей можно надеяться на Его помощь. Мы должны трудиться весь день и в поте лица приобретать хлеб: вот условие, без которого нельзя ожидать никакого благословения Божьего в наших заботах! Истинно, что один Бог взращивает семя; но если мы пренебрегаем посевом, то как мы можем ожидать какой-либо жатвы? Несомненно, что если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Псал. 126:1); но если мы сами не созидаем и не печемся с христианской заботливостью о счастье своем и других, то нам не обещано никакого успеха. Поэтому мы должны трудиться с усердием и верностью в делах своего звания, представляя себя во всем слугами Божьими и не зарывая в землю вверенных нам талантов. Если мы стараемся исполнять то, чего требует от нас Бог; то во всем прочем, превышающем наши понятия и силы, мы с уверенностью можем предаться Его благому попечению.
2. С чувством твердого и благочестивого упования на Божий Промысел.
С чувством сознания нашего бессилия, если только оно искренне, соединяется другое утешительнейшее чувство, именно: твердое и благочестивое упование на Бога.
а) Отец небесный знает наши нужды (Мф. 6:32 [538]). Бог, Который с любовью печется о ничтожнейших тварях, питает птиц, одевает полевые цветы, — Бог говорит вам, люди: "вы не гораздо ли лучше их" (Мф.6:26 [539])!
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33). Старайтесь сами быть верными Божьими чадами, тогда и Отец ваш, знающий лучше ваши нужды, не откажет вам в своей защите или помощи. Не мучьте себя беспокойными заботами о неизвестном будущем. Встречайте с христианским упованием, употребляйте с христианской заботливостью каждый даруемый вам день; пусть его скорби, как и радости, служат к вашей пользе, к вашему научению и приготовлению к вечности, — и после этого будьте уверены, что без воли Отца небесного и волос не упадет с вашей головы.
Непоколебимое упование на Бога успокаивает среди всех житейских бурь!
б) Но если мы называемся Христианами, то почему наше упование на Бога так не верно? От чего земные нужды так сильно гнетут нас?
Ах, человек! Ты хочешь делить твое сердце между Богом и миром; ты хочешь служить двум господам: за награду ты хочешь служить Богу, а когда ожидаемая награда медлит, тогда ты поступаешь в услужение другому господину, который на ближайшем расстоянии показывает тебе жалованье.
Ты исповедуешь Христа устами, и отвергаешься Его сердцем. Ты вопиешь к небу: Господи, Господи! Но твой господин — мир, твое небо — земля.
Ты признаешь общие требования христианства и, быть может, исполняешь их в той мере, в какой они согласуются с твоими естественными наклонностями. Ты прославляешь бескорыстные добродетели у других, а если от тебя потребуется жертвовать выгодой в пользу долга, тогда ты отказываешься от добродетели и охотно служишь корыстолюбию и похоти. Тогда ты с насилием захватываешь то, чего не мог приобрести справедливостью, с дерзостью разрываешь то, чего не мог разрешить с честью; тогда ты продаешь свою добрую совесть за ничтожную вещь.
Как же ты хочешь утешаться упованием на Бога и ожидать от Него помощи в нуждах?

О застольной молитве

"И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам" (ст.19).
Иисус Христос, прежде чем роздал хлеб, благословил его. Это была Его "застольная молитва." Таким образом, садился ли Иисус за стол, или вставал из-за него, Он читал молитву. О последней Его вечери прямо говорится: "воспев, пошли"(Матф.26:30). Христос во всем наш образец; Он дал нам пример, чтобы мы подражали Ему; поэтому и мы также должны читать застольную молитву. Это — святой обычай. Некогда господствовал он во всех христианских семействах, а теперь исчез из многих семейств вместе с христианским духом. В доме еще держатся, большей частью, этого обычая; но вне дома совершенно оставляют его. И там, где он еще остался, не всегда совершается в истинном духе. Чтобы вновь оживить и подкрепить это старинное, святое обыкновение, мы будем беседовать сегодня — о застольной молитве.
1. Её глубокое основание и источник.
Как всякое другое благо, любовь, справедливость, молитва вообще, богослужение и прочее исходит от веры; так и молитва застольная исходит также от веры. Христианская вера ввела обычай молиться перед и после еды. Где в семействах и y отдельных лиц эта вера потеряна, там не молятся перед и после принятия пищи, или молятся неправильно. Но где христианская вера еще живет, там и застольная молитва совершается правильно и неопустительно. Послушаем неверующих и верующих.
а) Неверие говорит: "Земля дает хлеб и всякую другую пищу. Поэтому не следует просить об этом Бога и за это благодарить Его." Так вещает неверие!
Но вера говорит: "Бог, и именно Бог, по бесконечной любви, — Бог, Податель всякого блага, дает и всякую пищу из земли. Он дает возрастание и успех. Он благословляет. Поэтому надобно Его просить и благодарить. Кто не делает этого, тот подобен самым низшим животным." Поэтому говорится также: во время вставай (от стола) и о сих благослови Сотворшего тя, и Упоевающего тя от благ Своих (Сир. 32:15–17).
"Стол, где не бывает никакого помина о Боге, ничем не отличается от стойла животных." [540]
б) Неверие говорит: "Человек сам себе приобретает хлеб, своим усердием и трудами своих рук."
Но вера говорит: "Конечно Бог не дает никакого хлеба без труда, без надлежащего приготовления полей и проч. Но Бог дает понятливость и силу к труду. Человек только может сеять и поливать, но Бог дает успех. Поэтому следует молиться, просить и благодарить."
в) Неверие говорит: "доброта пищи, насыщение и подкрепление зависит от надлежащего выбора, приготовления и состава пищи, от предварительного труда и своевременного употребления пищи."
Но вера говорит: "доброта пищи приходит от Бога." Многие люди не подкрепляются самой лучшей и здоровой пищей. Если бы от людей зависела польза пищи, то не говорили бы так часто: "никакая пища мне не впрок!"
— Поэтому вера совершает застольную молитву!
2. Её свойство и составные части. Молитва застольная состоит собственно из прошения перед и благодарения после принятия пищи, сопровождаемого крестным знамением.
а) Молитва просительная заключается в словах: "очи всех на Тебя уповают" и проч. или: "хлеб наш насущный даждь нам днесь."
Благодарственная: "благодарим Тебя, Христе Боже наш и т. д." Но следует действительно просить и благодарить! Tа и другая молитва, по древнему обычаю Церкви, должна сопровождаться крестным знамением.
б) Относительно необходимого свойства застольной молитвы заметим, что она должна совершаться не в доме только, но и вне дома; не одними только нами, но и со всем семейством.
3. Её влияние на жизнь.
Жалуются на столь многое и не знают, как помочь. Истинно христианская застольная молитва прекратит многие жалобы.
а) Жалуются, что слуги и дети часто так грубы, бесчувственны, неблагодарны. Кто киноват? Совершайте надлежащим образом застольную молитву, благодарите, как следует Бога, научите других благодарить Его, и вам также будут благодарны!
б) Жалуются, что бедные принимают подаяния как бы по праву, и не хотят ни о чем более просить. Не делаем ли и мы точно также в отношении к Богу?
в) Жалуются, что в мире так много чревоугодия и неумеренности. Это происходит от того, что мало молятся, что для людей нет ничего выше телесного насыщения.
г) Жалуются на столь великое недовольство. Зарабатывающий тяжелым трудом скудный кусок хлеба завидует тому, кто имеет лучший, при меньшем труде. Пусть только надлежащим образом молятся: "хлеб наш насущный даждь нам днесь…" И: "благодарим Тебя, что насытил нас. " и т. д.
Заключение. Совершая застольную молитву, мы выражаем нашу веру, что Бог дарует нам всякое благо. Но это бывает только тогда, когда мы молимся истинно, чистосердечно и благоговейно. Тогда мы делаемся благороднее, смиреннее, умереннее и довольнее.
Возможность молиться отличает нас главным образом от всех тварей земных, а совершение застольной молитвы — от домашних животных. Будем стоять выше их! Однажды простой и благочестивый крестьянин вкушал пищу в гостиннице и творил застольную молитву. Над ним стали смеяться и спрашивать: неужели на его родине все так суеверны? Он отвечал, что у него дома есть многие, которые не суеверны и не молятся, это — "свиньи и домашние животные."

О пище и жизни

"И ели все и насытились" (ст.20).
Иисус Христос напомнил Сам своим слушателям о требованиях желудка (ср. Иоан. 6:5–6 [541]). Он хотел, чтобы они вкусили пищи, дабы лучше затем исполняли свои обязанности и с большей готовностью могли слушать Его. Он дал им пищу: И ели все и насытились.
Духовное и телесное насыщение составляют полное насыщение. Пища и жизнь находятся в самой тесной, взаимной связи. Об этом сегодня наше слово! Мы хотим показать святое значение принятия пищи.
1. Что была бы наша жизнь без потребности пищи?
Многие люди думают, что если бы не было потребности в пище, то жизнь была бы лучше и счастливее. Тогда не грабили бы и не обманывали, имели бы мало забот и печали о себе и о своих и проч. Но тогда:
а) Наша жизнь была бы не деятельна. Голод побуждает к труду и деятельности. Без вопроса о хлебе не знали бы никакого ремесла, никакого искусства и науки. Люди под счастливейшими климатами — самые не деятельные.
б) Наша жизнь была бы без радостей. Без потребности пищи предавались бы ленности. A ленивые люди — беспокойны и сами себе в тягость. Трудолюбие и удача труда дают напротив радостное, веселое, возвышенное сознание. Счастье деятельного земледельца, ремесленника, художника, чиновного человека.
в) Наша жизнь была бы без любви. Ради пропитания богатые и бедные, рабочие и наниматели, связываются тесным взамным союзом. Бедным помогают по преимуществу жизненными припасами. За трапезой проявляется особенная любовь. Пища, необходимость пищи побуждает к потребности, даянию и благодарению, — побуждает к любви.
г) Наша жизнь была бы ненравственна. Это была бы жизнь праздная, следовательно, ненравственная. Мысль "я могу лишиться куска хлеба!.." оттесняет некоторые страсти назад и препятствует многим грехам. Сколько добра приносит с собой необходимая бережливость!
д) Наша жизнь была бы безбожна. Если бы не имели никакой нужды в хлебе и не заботились о благословении полей, то мы мало молились бы и редко думали бы о Боге.
2. Как пища и жизнь должны соотноситься между собой?
Есть в этом случае два рода отношений:
а) Многие живут только для того, чтобы есть. Эти люди подобны животным. Они живут без любви, без нравственности, без Бога. Они не имеют никакого права на небо, потому что не исполняют Божьей воли.
б) Многие, и именно добрые христиане, едят для того, чтобы жить. Они прилежны, деятельны и исполняют данное Богом призвание. Они умеренны и довольны, потому что только умеренное употребление пищи подкрепляет силы. Только такие люди стремятся горé.
в) Таким образом, святая обязанность требует есть только для того, чтобы жить. Обратное отношение недостойно человека.

Обязательность соблюдения бережливости

"И набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных" (ст.20).
В нынешнем Евангелии мы видим прекрасный пример бережливости. Народ был сыт и Господь мог в другой раз дать хлеб: однако собирают оставшиеся куски и хранят их. Это дает нам случай беседовать о бережливости и представить на это христианские основания.
Добродетель бережливости стоит между двумя пороками: расточительностью и скупостью; правильную, золотую средину между ними трудно встретить у людей. Иной — не домохозяин, чтобы не казаться скупым; иной скряжничает, чтобы не быть расточительным.
Обязательность соблюдения бережливости можно выразить в двух кратких правилах:
1. Сберегай весьма правильно!
Сберегай, чтобы иметь или получить средства для высших целей.
Что имеют, следует тщательно хранить; а что используют, следует стараться честно приобретать.
Не считай малого ничтожным. Многие через благоразумную бережливость делают из малого великое. Апостолы хранили крупицы и оставшиеся куски хлеба.
Уже древние римляне говорили: "что остается в запасе, то копейкою дороже."
Но должно сберегать не для того, чтобы иметь и обладать, а для того, чтобы приобретенное и сбереженное употреблять. Для чего же, главным образом, нужно приобретать и сберегать в указанном смысле?
а) Для употребления своего и своих. Иной терпит недостаток в старости, потому что в юности не достаточно сберегал или расточал свое имущество. "Ты худо обедаешь, потому что слишком хорошо позавтракал" — сказал один древний (греческий) мудрец. Иной в одну ночь истратит столько, что достаточно было бы для пропитания нескольких бедных и для него самого на долгие дни. Нужно сберегать в добрые годы и во время хорошей прибыли: потом настанут другие годы и другие времена. Иосиф Египетский в семь урожайных лет собрал на семь неурожайных.
Быть в долгу у семейства или в тягость обществу христианин не захочет никогда!
б) Для приобретения полезного влияния. Голос бедняка или обедневшего от упадка хозяйства не имеет большой силы. Часто уже жаловались, а иной с грустью и, по-видимому, основательно задавал вопрос: неужели в самом деле деньги дают и приносят ум?
Но так уже ведется в мире, и в этом есть своя доля правды. Кто не имеет известной доли независимости, не обладает некоторым состоянием и имуществом, тому мир отказывает в знаниях, необходимых для того, чтобы давать совет другим и заправлять общественными делами. Α кто совершенно зависит от других, тот не может дать надлежащего веса своему мнению. Впрочем, это правило имеет исключения.
в) Бережливость избегает зла и сопровождается прекрасными добродетелями. Может ли бережливый быть неумеренным? Будет ли он когда-либо предаваться ленности? Захочет ли удовлетворять прихотям? Станет ли терпеть и требовать роскоши в одежде своей и своих близких? Нет! Напротив, бережливый упражняет богодарованные ему силы, образовывает и усовершенствует свои способности и т. д.
Едва ли нужно упоминать о том, что только бережливый в состоянии благотворить.
а) Бережливостью питается благочестие и уважение к Богу. Благочестивый и религиозный человек не пренебрегает ни одной крохой, не оставляет без внимания невидных остатков, не бросает ничего, что может пригодиться на что- нибудь, не издерживает ни копейки на излишние и вредные вещи, не наслаждается ничем без меры. Почему? Он не может и не хочет злоупотреблять Божьими дарами.
2. Не злоупотребляй бережливостью!
Имущество, состояние, деньги не составляют цели жизни, а являются только средством. Есть высшие блага, которые не могут стоять ниже приобретения и имущества, а, напротив, имеют преимущество. Какие это блага?
а) Здоровье и жизнь. Без надлежащего питания человек не может продолжать телесной жизни. Чем более трудится и напрягает силы, тем более здоровой пищи требует тело человека. Но иной трудится, и отказывает своему телу в самом необходимом, не из бедности, а из жадности и скупости. Долгое время, и пока еще в цветущих летах, такое самолишение проходит, по-видимому, без вреда: но позже горько отзывается и, во всяком случае, приносит плачевную старость. Большей же частью такие люди не достигают старости и опускаются в преждевременную могилу, наравне с людьми невоздержными, которых жизнь сокращается от противоположного порока. Жизнь дана Богом; надобно сколько возможно сохранять ее.
б) Честь. Как могут иметь честь перед Богом, если продают свою душу из-за скупости, из-за земных благ? Какую честь и доверие можно приобрести от людей, если только жнут, а не сеют, если только хотят получать, а не платить? Как могут пользоваться значением у честных людей, когда закрывают ухо и сердце от нужды, которую могли бы смягчить, быть может, ничтожной жертвой?
Скупец подвергается многоразличным колкостям, насмешкам и издевательствам. Радуются, если могут лишить его чего-нибудь.
Честь принадлежит тому, кто вовремя умеет давать и тратить.
в) Радостное настроение и свободное, высшее расположение духа. Видели ли вы хотя бы однажды скупца веселым? Он не может быть таким; минуты веселости он употреблял бы охотнее на приобретение денег. Его мучает, если даже другие тратят что-либо для веселья.
Кто хочет только получать и не может также весело тратить, — тот раб золота; его сердце привязано к земле; высший полет духа невозможен для него.
Кто считает деньги, тот пачкает руки; а кто любит деньги из-за денег, тот оскверняет свою душу. Кто любит серебро, тот не насытится серебром. (Екклез. 5:9).
г) Добродетель и вечное блаженство. К добродетели вообще принадлежит также и благотворительность; ей по преимуществу обещано небо. "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня" (Мф. 25:35) "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут" (Мф. 6:19).
Но кто слишком бережет, тот не может быть благотворительным.
Для оживления христианской жизни необходимо посещать Богослужение; но скряга редко это делает.
При жадности к приобретению исчезает христианский взгляд на жизнь.
В состоянии христианского домовладыки должен быть всегда запас для бедных. Мы должны по преимуществу, "богатеть в Бога."

Истинно добрых христиан совсем немного

"А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей" (ст.21).
Между пятью тысячью насыщенных было, естественно, только немного добрых людей (как это видно из Иоан. 6:26 [542]). Между сотнями тысяч, которые слушали учение Иисуса Христа и видели Его чудеса, только некоторые изменили свою жизнь. Из многих приверженцев Иисуса Христа только немногие следовали за Ним на Голгофу. Так и теперь еще — истинно добрых христиан совсем немного.
1. Это действительно так.
Один древний мудрец (Диоген) долго ходил по многолюдному городу с фонарем в руках, чтобы найти человека, — и не нашел его, т. е. человека благородного. То же самое испытал бы он и между нами.
а) Где истинная любовь к Богу? Что Бог есть наш лучший Отец, с этим мы согласны. Но кто любит Его более всего, более своего собственного я, более чести, денег и имущества? Не чаще ли наши мысли направлены к земле, чем к Богу?
б) Где истинное упование на Бога? В счастье охотно признают, что Бог управляет всем справедливо, при громовых ударах, в положении Иова — иначе. Как немногие говорят тогда: " Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!?" (Иов.1:21).
в) Где истинное самообладание? Чувственные наклонности должны быть всегда подчинены разуму, а рузум Богу. Но как бывает это при плотских движениях? Как — с чревом в отношении пищи и питья? Язык всегда ли в надлежащей власти? Кто закрывает постоянно свои уши от зла?
г) Где истинная любовь к ближним? Что заповедал Спаситель? Редко прощают, как следует, а еще реже забывают обиды. Редко дают и помогают ради Господа, если только дают и помогают. Редко сострадание. Теряют охотно палец, если только другой потерял руку. Зависть столь всеобща, что какое-либо счастье доставляет радость только одному, а тысяче других — скорбь.
Многие из нас, быть может, еще и не видели ни одного, истинного христианина. Самые лучшие из христиан едва приближаются к христианскому совершенству.
2. К каким печальным заключениям могло бы это привести нас?
Все указанные недостатки приводят часто к мрачным заключениям. Говорили уже и могут еще сказать:
а) "Нет вовсе никакой добродетели. Внутренне все одинаково худы, только более развитый разум у некоторых делает то, что они несколько преодолевают страсти, из уважения к вредным их последствиям."
Это заключение несправедливо, потому что высокодаровитые люди — часто суть самые худые люди. Это зависит от "сердца и воли." Простые люди довольно часто исполнены глубокой веры, упования и любви.
б) "Если есть какая-либо добродетель, то она происходит только от внешних обстоятельств. Воспитание, посредственное благосостояние, хорошее общество делает человека хорошим; противоположное положение делает дурным."
Но хорошо воспитанные были уже не раз истинно худыми. Совершенно богатые и совершенно бедные были в тоже время героями добродетели.
Многие уже оставались невредимыми в самом худом обществе.
в) "Христианство потеряло свою облагораживающую силу."
Это заключение — ложно. Если есть только некоторые добрые, то могут быть такими и все. Оно — то же самое христианство, как и во времена мученичества. Вина столь великой греховности лежит в нас.
г) "Кто однако войдет в небо?" Со всей важностью мы должны, задавать себе этот вопрос и стараться борьбой за добродетель, любовью и победой завоевать небо, по крайней мере, для нас.
3. Что же при всем том должно нас утешать?
Нас утешают следующие мысли:
а) Собственно злых людей относительно немного. Грешат большей частью по небдительности, слабости, необдуманности. После — раскаиваются во зле. Бог будет судить милостиво, и только нераскаянно-злобных отошлет к диаволу.
б) Во многих случаях обнаруживается однако много доброго. Многая и различная помощь при градобитии и пожарах и проч.
На смертном одре редко встречаются нераскаянные, а только тот, кто умирает нераскаянно, идет во ад.
в) К небу ведут два пути. Путь чистоты и святости, конечно, лучше, чем путь очищения или омовения в таинстве покаяния.
г) Высочайшее утешение — Божье милосердие и смерть Иисуса Христа. Христос умер, чтобы мы жили!

О неумеренности в пище и питье

"И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных" (ст.20).
Иисус Христос насытил множество народа. При этом насыщении происходило все очень чинно, с бережливостью и умеренностью. В противном случае, если бы происходило тут так, как при многих нынешних пирах, то Христос удалился бы и не оставался так долго.
Умеренность в пище и питье — драгоценная добродетель. Чтобы нам охотнее приобрести ее, я покажу, до чего доводит неумеренность в пище и питье.
До чего доводит этот грех?
1. В телесном и общественном отношении неумеренность и обжорство приводят:
а) К бедности. Потребляют более, чем приобретают, и тогда разрушают семейное счастье, причиняют домашний раз дор и несогласие, и, наконец, должны сами терпеть недостаток. Как иной старый человек вынужден теперь переносить нужду, которой он мог бы избежать? Или иной богатый обжора истрачивает все, что имеет и не может оказать никакого добра ни для людей, ни для чести Божьей.
б) К недомоганиям и болезни. Пищеварительные органы ослабевают; пища не переваривается, как следуеть; кровь не получает более надлежащего питания, — и хворают. Страсть к напиткам приготовила многим ранний гроб. Пусть не возражают, что есть пьяницы, достигшие старости. При умеренном образе жизни они достигли бы еще более глубокой старости; и теперь они только лишь тень, так как им во всяком случае недостает сил духа.
в) К позору и сраму. Потому что в пьяном виде совершаются иногда самые безобразные дела.
Что пьянство доводит до насмешек и срама, это испытал уже Ной, об этом знали даже язычники (спартанцы), которые для отвращения своих юношей от пьянства заставляли напиваться рабов.
Почему так смешны пьяные? Именно потому, что открывают самые задушевные тайны и хотят быть то сильными, то богатыми, то искусными, то красивыми.
г) К ослаблению и нерасположению к труду. После этого греха человеку нездоровится, он расслаблен и не в состоянии работать. Как много дорогого времени тут теряется?
2. В духовном и нравственном отношении — неумеренность приводит:
а) К огрубению сердца. Бедным не хотят ничего дать и отгоняют их от себя, потому что слишком много сами для себя истрачивают. С родственниками живут не мирно, и мало по-малу ненавидят их и обманывают. Если не могут удовлетворить своей страсти, то приходят в раздражение. В хорошем обществе быть не могут, а водиться с худыми людьми считают низким.
б) Kо всяким тяжким грехам. Грехи: сладострастие, распри, ссоры, побои, убийства, бывают очень часто следствием пьянства. (Притч: 20:1 [543]).
"Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия" [544] "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного" (Притч. 23:29–30). Изображение уличной драки!
в) К духовному рабству. Склонность к спиртным напиткам обращается в привычку; сильна становится потребность, чтобы ее опять заглушить. "Что может быть несчастнее, как находиться под владычеством пьянства, давать чреву более, чем оно в состоянии снести?" [545] Пристрастившиеся к опиуму.
г) К унынию и отчаянию. Какие чувства обуревают тебя, если ты проспал хмель?
Ты стыдишься своей слабости, всякое безобразие приходит тебе в голову! Какое состояние?
Не иди же опять для подкрепления к рюмке, иди как можно скорее к покаянию!
3. В отношении к жизни будущей.
Невоздержный, если не исправляется, идеть в ад.
а) Он может, хотя с большим трудом, исправиться при помощи благодати Божией. Кроме других средств к излечению от этого недуга, советуют следующие:
а. Ежедневно лишать себя понемногу вина. "Люди не делаются в один день пьяницами. Таким образом, и тот, кто хочет освободиться от этого зла, должен мало по малу лишать себя и через это возвращаться к свету трезвости" [546]
b. Торжественное обещание не употреблять более крепких напитков, и даже в слабых не преступать известной меры. Если это не помогает, пьяница идет в ад.
б) Туда идет он потому, что слабый, побежденный страстью, человек, не может достигнуть "венца победы." Притом невоздержный не молится, плохо воспитает детей и проч. Следовательно —
в) " Невоздержанные — враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном" (Фил. 3:18–19). Следовательно!
"Обжорство заключает вход в царствие Божие." [547] Следовательно!..
г) Роскошный богач! Как он страдал от жажды? Как ужасно было его мучение?

О вере из-за хлеба

"А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей" (ст.21).
Иисус Христос чудесно насытил многие тысячи народа в пустыне. Он наградил их терпение. Насыщенные веровали в Него, любили и благодарили Его. Да, они охотно хотели провозгласить Его царем, но Иисус Христос уклонился от этого, сказав: "ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Иоан. 6:26). Таким образом, многие из тех, которые были насыщены Спасителем, имели веру только из-за хлеба. Об этом будет наше слово!
1. Что такое вера из-за хлеба?
а) Понятие и примеры. Вера из-за хлеба состоит в том, если при всякой своей вере, надеждах, страхе, молитвах, любви и поступках взирают только на хлеб, пропитание, временную выгоду и т. д. Это яснее видно из примеров. Такую веру имеем мы:
а. Если любим тех людей, от которых получаем пользу: много таких!
b. Если мы подаем милостыню для того только, чтобы Бог мздовоздаяний послал богатое благословение в дом! По каким побуждениям должно подавать милостыню?
с. Если мы при всех общественных или общеполезных предприятиях спрашиваем: "сколько принесет это нам прибыли? Не получат ли соседи и товарищи по сословию более выгоды, чем мы?"
d. Если мы в молитве Господней только и знаем о четвертом прошении. К чему же тогда другие прошения?
е. Если мы молимся, ходим в церковь, украшаем храмы, строим богоугодные заведения, предпринимаем путешествие к святым местам только для того, чтобы быть пощаженными от повального бедствия, неурожая, падежа скота.
f. Если мы воссылаем молитвы ко святым только за дом, за скот и поля.
g. Если родители и родственники нам в тягость, когда они не зарабатывают столько, сколько потребляют.
h. Если мы более радуемся званному обеду, чем святому причащению.
k. Если мы более любим Бога, когда Он благословляет, чем когда наказывает.
б) Низость и пагубность такой веры. Кто имеет веру только из-за хлеба, тот должен выслушать над собой следующий приговор:
а. Он низкое существо и мало отличается от животного. Неужели человек имеет только одно тело, а не и душу также? Разве есть только одна земная жизнь?
b. Он ижет мздовоздаяния и всегда спрашивает: "что я за это получу?" Спросите лучше: "что сотворю, чтобы жизнь вечную наследовать?"
с. Он имеет расплывчатое представление о Боге, на которого он смотрит только, как на Подателя благ его чреву.
d. Он вовсе чужд духа учения Христова: "что вам есть и что пить" (Матф.6:25) "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:33) "Царство Небесное силою берется" (Матф.11:12).
е. Он никогда не бывает весел в жизни, потому что его постоянно мучит забота о хлебе. Как иначе бывает с истинным христианином?
f. В нем никогда не пробуждается истинное и сильное раскаяние ради великих грехов, а только ради великой потери временных благ.
g. Он охотно продал бы свою веру, свое благочестие за ту сумму, которой он мог бы продлить свой век.
2. Что такое вера не из-за хлеба, или высшая вера?
а) Можно и должно заботиться о земных благах и просить Бога о насущном хлебе. Но ради этого наша вера не будет еще верой из-за хлеба. Всякое благословение исходит от Бога, Он посылает солнце и дождь; мы должны это знать и просить Бога о хлебе, как научил Иисус Христос. Потребность пищи должна быть удовлетворяема нашей деятельностью: можно и должно трудиться для хлеба.
Но мы должны трудиться, работать, молиться:
а. Не единственно ради хлеба. Есть еще другие высшие блага. Пять тысяч пришли в пустыню не ради хлеба, но ради научения.
b. Не всегда. При крестных ходах по полям, во время сильной засухи и непогоды можно по преимуществу молить Бога о хлебе, но в другое время должно преимущественно молиться о высших и других предметах. В рабочие дни должно заботиться главным образом о хлебе, но в воскресные и праздничные дни следует стремиться к благам духовным и небесным.
с. Не как о самом высшем. Как небо выше земли, и душа достойнее тела; так и мы должны "искать прежде царствия Божия" и проч.
d. Не с чрезмерной заботливостью. Наша главная забота — спасение души, а забота о хлебе — второстепенна. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" и проч. (Матф.16:26).
б) С величайшей заботливостью, со святым рвением должны мы стремиться, трудиться и просить о высших благах: о просвещении духа, об отпущении грехов, о благодатном укреплении, о хлебе ангельском и о царствии небесном. Если мы делаем это, то наша вера — не из-за куска хлеба. Таким образом, будем стараться посредством молитвы и собственного содействия приобрести:
а. озарение духа, истину. Она лучше солнечного света, который развивает жизнь в земле и на земле.
b. Отпущение грехов. Оно лучше очищения деревьев и полей от плевел, гусениц, червей и камней.
с. Благодатное укрепление для слабой воли. Оно лучше хлеба, укрепляющего телесные силы.
d. Хлеб вечной жизни в Святом Причащении. Он лучше всякого насыщения, потому что мы причащаемся тут самого Христа, а не земной вечери.
е. Небесное блаженство, потому что оно достойнее всякой земной жатвы, посредством которой поддерживается домашнее и временное благосостояние.
Если мы стремимся к высшему, тогда наша вера не есть вера из-за хлеба.

Попечение благости Божьей о наших земных нуждах (ст.16)

1. Как Бог печётся о наших земных нуждах?
а) Он снабжает всех людей необходимыми потребностями жизни.
б) Он снабжает в надлежащее время.
в) Его любовь дарует нам гораздо более, чем требуют наши нужды.
г) Он дает нам пользоваться Своими вещественными дарами по мере нашего нравственного совершенства.
2. Какие обязанности налагает на нас такое любвеобильное Божье попечение о наших нуждах?
а) Чтобы мы с детским упованием взирали на Бога, как на Отца, который всегда дает нам то, что находит нужным для нас.
б) Чтобы мы с благодарностью принимали и наслаждались даже Его земными дарами.
в) Чтобы мы с бережливостью распоряжались ими и сообразно с волей Божией употребляли их.
г) Чтобы мы тем с большей ревностью стремились к приобретению небесных даров.

Как нужно принимать материальные дары Божьей доброты

1. Принимать — с благодарностью ст. 19.
2. Употреблять — с мудростью ст. 20.

Хлеб насущный следует принимать с благодарением

"И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу"(ст. 19 ср. 1 Тим. 4:4 [548]).
Он принимается с благодарением:
а) Теми, которые принимают его с сознанием отеческого попечения Божия о них и своего недостоинства к тому.
б) Теми, которые пекутся о нем со святой бережливостью, чтобы его не расточать.
в) Теми, которые, принимая его, раздробляют также и другим.

Как малое может быть достаточно для многих (ст.17)

1. Когда взирают более на великого Подателя, чем на малый запас.
2. Когда принимают малое с благодарением Господа.
3. Когда делятся с верой и малым.
4. Когда собирают остатки, как драгоценность, как бы они ни были ничтожны.