II. Апостольское чтение. Зачало (182): 1-е послание к Коринфянам 1:10–18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении этой недели предлагается важное наставление о том, что религиозные несогласия, как бы они маловажны ни были, несовместны с духом христианской веры и любви.
1. Разногласия в вере противоречат сильным увещаниям Апостола к единению (ст.10, 11). Эти увещания:
а) даются именем Господа нашего Иисуса Христа, Который завещал нам любовь и установил союз любви (ср. Иоан. 13:34–35; [549] 15:12–14; [550] 17:20–23 [551]);
б) требуют полного и совершенного согласия не только в буквальном исповедании веры, но и в том же понимании и в той же мысли относительно внешних выражений веры (ст.10. ср. Рим. 12:16; [552] Ефес. 4:3 [553]);
в) не одобряют решительно никаких разногласий (ст.11).
2. Разногласия в вере вовсе несовместны с верованием христиан, признающих своим Главой и Господом одного и того же Иисуса Христа (ст.13–16). Такие разногласия:
а) происходят всегда от неодобрительной привязанности, или к авторитетам лиц, или к человеческим интересам (аз Аполлосов, аз Кифин ст. 12 ср. Мф. 23:8-10);
б) производят раздробление и раскол в одном и том же теле Христовом ("разве разделился Христос?" ст. 13);
в) отнимают славу, принадлежащую единому Иисусу Христу, и приписывают ее человеческому орудию ("разве Павел распялся за вас?" ст. 13).
Но внемлют ли этому апостольскому наставлению те из нас, которые, именуя себя старообрядцами, отторгаются от лона Православной Церкви под самыми ничтожными предлогами и, вместо святого единения с ней, усиливают только вражду к ней? Все дневное зачало, от начала до конца, представляет особенно поучительные темы для тех проповедников, которые вращаются в среде раскольников. Сами черты коринфского раскола могут быть с назидательностью применены к нашим старообрядцам, y которых привязанность к лицам (я филипповец, я федосеевец) едва ли не такая же, какая была у Коринфян (аз Аполлосов, аз Кифин). Здесь же мы предлагаем только общеназидательные темы.

Против чего главным образом вооружаются современные лжеучители?

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений" (ст.11).
Узнав о разделениях и распрях из-за веры, внесенных в коринфскую церковь лживыми учителями, апостол Христов отвечает на них словом обличения.
Прошли века; истина Евангелия громко засвидетельствована. Но лживые учители еще не умолкли и не перестают еще и ныне возбуждать рвения и распри к соблазну немощных и нетвердых в вере братий.
Что это за лживые учители и какие это рвения, которые они возбуждают втайне, а иногда и явно?
1. Против исконно-древней веры.
а) "Ты не должен веровать в то, что превышает твое разумение. Кто осмелится положить оковы на свободную мысль разума? Кто заставит меня веровать больше, чем я хочу? Не за мысли, а за дела Бог будет судить нас; все зависит от честного образа поступков и т. д." Так взывают лживые учителя.
Но, как говорит напротив Христос? "А сомневающийся … осуждается, потому что не по вере" и т. д. От веры зависит всякая богоугодная нравственность и справедливость; напротив, "все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23).
Как будет и должен жить тот, кто не верит ни в Бога, ни в Иисуса Христа, ни в будущую жизнь? Почему иудейская, языческая и магометанская вера не произвели ни одного Василия Великого, ни одного Макария Египетского и подобных им?
б) Другая партия лжеучителей говорит: "все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех."
Но как говорит Христос? "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное" (Матф.7:21) и т. д. "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан.4:8). "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (Иак.2:17–18) и т. д.
2. Против строгой нравственности.
Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества, заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете.
Христос говорит: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Петр. 2:21).
3. Против должного послушания.
"Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям," говорят лживые учители.
"Свобода и равенство" привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: "почитай отца твоего и мать твою" (Исх. 20:12) и т. д. (Сир. 7:29; [554] Сир. 3:16; [555] Притч. 30:17; [556] 28:24 [557]). И: "рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Ефес. 6:5–8 [558]). И: "нет власти не от Бога" Рим. 13:1 [559] и т. д.
4. Против стремления к небесному.
"Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!" говорят лживые учителя нашего материального века.
Но как говорит Христос? "Жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лук. 12:15 [560]) и т. д. "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут"(Мф. 6:19) и т. п. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6:33) и т. д.
5. Против целомудрия и супружеской верности.
"Не нужно идти в монастыри. Если Бог дал побуждение, то следует также удовлетворять его. Удовлетворение — совершенно естественное дело. Этот грех не велик. Через него никому не вредят. Супружеская верность смехотворна!"
Конечно — это побуждение, требование и удовлетворение которого есть нечто естественное. Но нам заповедано сопротивление; Бог требует борьбы. Гнев и зависть суть также совершенно естественные движения. Но позволено ли быть гневливым и завистливым? Не должно ли противодействовать всеми силами этим движениям? Не то же ли самое относительно того побуждения, о котором идет речь? Почему Бог так страшно наказывает прелюбодеяние?
Не есть ли прелюбодеяние — убийство, клятвопреступление, воровство?

О знамении Святым Крестом

"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия" (ст.18).
Так было во времена апостола; так и ныне еще слово крестное для многих кажется юродством, безумием: но для верующих заключается в нем сила Божия. Эту веру в слово крестное мы свидетельствуем и выражаем, между прочим, крестным знамением.
Крестное знамение:
1. Имеет доброе основание и глубокое значение.
Что человек чувствует внутри, то необходимо, по самой природе человека, выражается во вне. Такими внешними выражениями всегда сопровождаются страх, радость, любовь, отвращение, холодность и т. д. Точно также и в деле веры: наши коленопреклонения, наклонения головы, поднятие рук и очей к небу служат внешним выражением внутренних мыслей и чувствований. Что же выражает теперь обычай знаменоваться Святым Крестом?
а) Веру в триединого Бога. Триперстное сложение креста служит знамением православного исповедания Святой Троицы. В трех святейших именах заключается вся наша вера. Но эта вера должна иметь свое выражение — не только в праздниках, но и в известных знаках; вот почему мы знаменуемся Святым Крестом! Нет сомнения, что во времена апостольские употреблялось такое знамение. По крайней мере уже ученик апостольский святой Игнатий пишет: "крестное знамение есть знамение победы против власти князя мира; если он его видит, приходит в ужас; если о нем слышит, трепещет." [561] Тертулиан указывает различные обстоятельства, в которых христиане знаменовались Святым Крестом: при входе в дом, садясь за стол, отходя ко сну и проч.
б) Веру в наше искупление, совершенное на кресте. Святой Иоанн Златоуст: "Это — знамение нашего спасения, нашего общего освобождения и милосердия Божия." [562]
Вера в крест тверда и жива в душе христианина и должна выражаться вовне. Почему же непременно крестным знамением, а не линией, кругом, дугой?
"Мы знаменуем знамением креста тех, которые возложили свое упование на Иисуса Христа." [563]
2. Приносит благословение и благотворные плоды. Знамение святым крестом доставляет многоразличные благословения и благодетельные плоды. Не говорим здесь о том, что высокие и неоцененные сокровища благодати Святых Таинств раздаются большей частью в соединении с крестным знамением. Умалчиваем и о том, что крестным знамением совершались уже великие чудеса и чудесные исцеления, хотя в подтверждение этому можно было бы привести множество свидетельств. Оставляем подробно говорить и о том, что крестным знамением отражается влияние сатаны, как говорит святой Кирилл Иерусалимский: "Это знамение — ужас диавола и победа верных; оно исцеляет болезни, противодействует чарам." [564] Мы укажем здесь только на ближайшие и обыкновенные благословения и плоды, доставляемые крестным знамением.
а) Посредством него оживляется и укрепляется вера, надежда, любовь и благоговение к Богу
а. Крестное знамение, положенное с чувством, проистекает из веры и укрепляет взаимно веру. Что происходит от радости, то возвышает радость, и что проистекает от веры, то укрепляет веру. Вера в триединого Бога, в искупление на кресте всегда через это оживляется и освежается. Не стыдиться креста, значит не стыдиться и веры. Показывают публично и видимо свою православную веру и укрепляются в ней.
b. Так точно и с надеждой, которую мы возлагаем на Отца, ради Сына, по внушению Святого Духа.
с. Не иначе и с любовью, которая есть Отец, которая обнаружилась в Сыне и продолжается в Святом Духе.
d. Так и с почтением к Богу. Как я мог бы не почитать триединого Бога, Которого ежедневно чту и Которому поклоняюсь с осенением крестным знамением?
б) Достигаются многие другие благословения и плоды
а. Начиная молитву с крестным знамением, пощряют себя через это к почтительной и важной беседе с Отцом, как научил этому Сын и как внушает это Святой Дух, след., с Его помощью.
b. Читается ли Евангелие или начинается проповедь, — осеняют себя крестом. Это побуждает нас к внимательному слушанию того, что три лица Святой Троицы делали и делают для нашего спасения.
с. Употребляется ли крестное знамение при пресуществлении Святых Даров, — тогда мы, осеня себя крестом, думаем с внутренним волнением о святости и правосудии Отца, о жертве любви Сына, о силе Святого Духа, Который в Церкви не перестает творить столь великие чудеса.
d. Родители благословляют детей; в церкви часто преподается благословение. Мы радуемся мыслью, что тогда благословляет нас Отец, ради заслуг Сына, в силе Святого Духа.
е. В опастностях, искушениях, при начале важных предприятий, точно так же и т. д.
Так мы выражаем веру в слово крестное, которое для нас спасаемых есть Божья сила!

"Умоляю вас, братия, чтобы не было между вами разделений."

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений" (ст.10.)
Именем Господа апостол умоляет коринфских христиан, чтобы они хранили единство веры и избегали всяких распрей, противных духу веры и ее Божественному Основателю.
Между нами, слава Богу, нет распрей из-за веры; все мы одно говорим — исповедуем одну и ту же православную веру: но это единство в вере предохраняет ли нас от раздоров и несогласий в жизни? Смотря на повседневные почти наши ссоры и вражду, можно ли думать, что мы члены одной Церкви, дети одного Отца, ученики одного Христа?
От лица апостола обращаюсь к вам и "умоляю вас, братия, чтобы не было между вами разделений".
1. От чего происходят ссоры и вражда?
"Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?" (Иак. 4:1–2 [565]). Вот общий источник раздора между христианами:
а) Сребролюбие, которое не пренебрегает никакими средствами к осуществлению своих намерений, к достижению своих целей.
б) Зависть, которая не только сама враждует, но и возбуждает к вражде других.
в) Гордость, которая во всем хочет иметь решительный голос и не терпит противоречий.
г) Недоброжелательность, которая пользуется всяким случаем, чтобы раздуть искру вражды и т. д.
2. Чем они сопровождаются?
Следствиями самыми печальными;
а) Для нашего временного блага:
а. нарушением душевного спокойствия, которое так дорого для нас в жизни (Ис. 57:20 [566]), и даже умалением дней, по замечанию премудрого (Сир. 30:26 [567]);
b. расторжением дружеских отношений, препятствующих развитию нашего внешнего благосостояния (Гал. 5:15; [568] Мф. 12:25; [569] Иак. 3:16 [570]).
б) Для нашего вечного спасения:
а. потерей христианской любви и Божьего благословения (Псал. 132:1; l Иоан. 3:15; 4:20);
b. привлечением праведного Божьего гнева (Иак. 1:20; Мф. 6:15).
3. Как мы можем избежать их?
Посредством постоянного поддерживания наших хороших отношений:
а) К Богу.
Бог сам милостив к нам и долготерпелив (Мф. 5:45 [571]), хотя мы часто оскорбляем Его. Он возлюбил нас прежде, чем мы родились; призвал нас к миру с Собой, когда мы были еще Его врагами. Он милостиво приемлет кающихся грешников, восстанавливает падающих, укрепляет ослабевших. Его беспредельная любовь объемлет всех и всегда и т. д.
б) К ближним.
Не должны ли и мы питать такой же любви к людям? И кто эти люди, по отношению к которым мы должны подражать любви и долготерпению Отца небесного? Это — наши братья по природе (Деян. 17:26 [572]), и еще более по благодати (Рим. 12:5; [573] 1 Кор. 12:26 [574]).
Они также несовершенны, как и мы, с теми же слабостями и недостатками.
Судьба наша тесно связана с их судьбой; они столько же нуждаются в нашей помощи, как и мы в их.(Ефес. 4:26, [575] 32; [576] Иоан. 13:35).

Нет греха более общего и более несправедливого, как ссора и вражда

"Умоляю вас, братия, … чтобы … не было между вами разделений" (ст.10).
1. Это — грех общий.
Им страдают все, великие и малые, богатые и бедные, ученые и простые и т. д.
2. Это — грех самый несправедливый.
Вражда, как она ни оправдывается, несправедлива:
а) в своем основании: часто какая-нибудь безделица, одно слово или даже одно подозрение возбуждает вражду в человеке;
б) в своих поступках: лечат ли зло злом? Исправляют ли легкое, часто воображаемое оскорбление, оскорблением действительным и самым тяжким?
в) в своей предполагаемой цели: думаете ли вы, что ваш враг, которому вы хотите мстить за обиду, не отомстит и вам когда-нибудь такой же обидой?
г) в своих последствиях, нисколько не соразмеряя наказания с виной, если только эта вина действительна. Аман в гневе хочет истребить всех иудеев, потому что Мардохей ему не поклонился.
Саул приказывает умертвить всех священников, потому только, что один из них дал хлеба Давиду. Какая несоразмерность! Справедливо говорят, что гнев есть некоторого рода духовное опьянение.

Для кого слово о кресте — юродство и для кого — Божья сила и Божья премудрость?

"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия" (ст.18).
1. Юродство — для премудрых и разумных мира сего. (Мат.11:25; [577] 1 Кор. 1:19–24; [578] 26–29; [579] 1 Кор. 15:33–34; [580] Кол. 2:8 [581]).
2. Божия сила и премудрость:
а) для кающихся и сокрушающихся грешников. (2 Кор. 1:5 [582]);
б) для верующих, которые отвергаются себя (Иоан. 12:25 [583]); несут свой крест (Гал. 5:24 [584]) и следуют неуклонно за Господом до смерти (Иоан. 12:26; [585] Евр. 12:2–3 [586]).

Евангелие Христово не имеет нужды бояться за свою устарелость, при всех успехах человеческого образования

"Слово о кресте для погибающих юродство есть" (ст.18).
Неудивительно, что так было во времена апостола — слово крестное было тогда еще новостью; но удивительно, если и ныне есть люди, для которых слово крестное кажется юродством. Евангелие, говорят, есть устарелая мудрость, которая не может более стоять наравне с успехами нынешнего образования, и поэтому должно потерять свой авторитет в глазах так называемых образованных людей. Такое заявление лишено всякого смысла. Евангелие — первое дало толчок всестороннему человеческому развитию; оно не имеет нужды страшиться за свою устарелость, как бы ни были громадны успехи образования.
1. Потому, что Евангелие всегда находилось и находится под особенным Божьим покровительством.
а) Оно проповедуется по Божьему повелению (ст: 17 [587]), поэтому оно с самого начала никогда не находилось под покровительством силы и образованности человеческой, но распространялось Божьей силой.
б) Оно всегда посрамляло только ложную человеческую мудрость (ст.19 [588]).
Привести доказательство, что мудрость, противящаяся Евангелию, должна быть ложна; что только одно Евангелие сообщает истину.
в) Оно и до сих пор, при всех переворотах мира, оказывало такое действие (ст.20–21 [589]).
2. Потому, что Евангелие приводит к сознанию и удовлетворяет нужды сердца, которых человеческое образование не понимает и которых оно не в состоянии удовлетворить.
а) Оно не поощряет и не удовлетворяет стремлений к пустым знаниям.
б) Оно по своему содержанию кажется соблазном для грубой или тонкой чувственности, и безумием — для ложной образованности (ст.23 [590]).
в) Но для душ, жаждущих и ищущих спасения, оно всегда было и будет Божией силой и Божией премудростью (ст.24 [591]).
г) Этого оно достигает своей особенной простотой и безыскусностью (ст.25 [592]).