Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 8-ю Неделю по Троице

Арсения, митроп. Киевского. Собрание, слов, бесед и речей, т. I, изд. 1874 г.
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, ч. I, стр. 61.
Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 124.
Евсевия, арх. Могилевского. Пр.на воскр. и пр. дни, стр. 276.
Николая, епископа Алеутского и Аляскинского. Проповеди. НьюИорк. 1897 г. стр. 214.
Путятина, Р. прот. Полное собрание поучений, изд. 1876 г. стр. 120.
Сергиева I., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочипенип, т. II, стр. 399, 403, 405, 408, 413.
Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 71.
Шумова, свящ. Сборн. общ. поучений, стр. 133.
Дьяченко Г., свящ. Ежеднев. поучения, стр. 165.
Лядского Α., свящ. Поуч. на дни воскресные, распол. по порядку воскр. Евангелий. Харьков. 1891 г., стр. 159.
[372] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.
[373] Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
[374] Расслабленный (παραίλυτικός) разбитый параличем, след., болезнью, происходящей от "неодобрительного" поведения.
[375] И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
[376] вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
[377] Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его
[378] Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
[379] Святого Иоанна Златоуста беседа на Псал. 48.
[380] Ibidеm.
[381] Святого Иоанна Златоуста бесед. о душе.
[382] И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
[383] Как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.
[384] Святого Иоанна Златоуста lib. dе rесuр. lарs.
[385] Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
[386] итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
[387] На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья.
[388] Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
[389] Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
[390] Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
[391] Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
[392] Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем.
[393] Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
[394] Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
[395] Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
[396] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится
[397] И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час
[398] ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
[399] Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
[400] А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
[401] Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
[402] Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
[403] Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
[404] Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
[405] И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение.
[406] Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
[407] Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
[408] По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
[409] употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому
[410] для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные.
[411] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
[412] Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
[413] Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
[414] но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
[415] Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.
[416] Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
[417] И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
[418] будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
[419] Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
[420] ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
[421] Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
[422] Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
[423] Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
[424] а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
[425] Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего.
[426] Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
[427] Святого Амвросия dе dignit. sасеrd.
[428] Блаженного Иеронима аd Ruff.
[429] Блаженного Августина sеrm. 83 dе tеmр.
[430] Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
[431] ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
[432] Святого Амвросия кн. 1 о долж.
[433] Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
[434] Святого Кирилла Александрийского аdvеr. Nеst.
[435] Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
[436] Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их
[437] Блаженный Августин. Sеrm. dа frаtrеs.
[438] Эту тему могут развивать и иначе, показывая, напр., что человек завистливый есть а) враг Божий, б) враг ближнего, в) враг самого себя.
[439] Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
[440] ибо знал, что предали Его из зависти.
[441] Святого Василия Βеликого, о зависти.
[442] Святого Киприана, о зависти.
[443] Святого Василия Великого, о зависти.
[444] Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
[445] Ibid.
[446] так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия.
[447] Ibid.
[448] Святого Иоанна Златоуста бесед. 37 на евангелие от Иоанна.
[449] Святого Василия Βеликого, о зависти.
[450] Ibid.
[451] Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость.
[452] Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
[453] Ibid.
[454] потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
[455] А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.
[456] Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
[457] Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
[458] Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
[459] Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.
[460] ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
[461] Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
[462] потому что все согрешили и лишены славы Божией.
[463] Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
[464] довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
[465] Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
[466] Не принимаю славы от человеков.
[467] Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
[468] И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
[469] Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
[470] Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
[471] Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой.
[472] Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
[473] Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
[474] ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
[475] Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
[476] Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
[477] и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
[478] Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.
[479] Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
[480] [И скажешь: ] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".
[481] С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
[482] А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
[483] Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.
[484] Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
[485] Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
[486] Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано.
[487] для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
[488] Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
[489] так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
[490] Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.
[491] У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
[492] Блаженный Феодорит. Толк. in h. lосо.
[493] Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
[494] К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
[495] Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
[496] Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою.
[497] ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.
[498] ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
[499] чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны.
[500] Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу.
[501] а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
[502] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
[503] Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
[504] Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
[505] Или мы не имеем власти есть и пить?
[506] И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
[507] Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
[508] Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
[509] Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
[510] и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
[511] Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
[512] Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
[513] У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.
[514] Святого Амвросия слов. 9.
[515] Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
[516] И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.
[517] исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя.
[518] Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
[519] Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
[520] Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
[521] И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
[522] со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
[523] и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
[524] По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
[525] Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
[526] Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
[527] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
[528] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
[529] но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
[530] Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
[531] никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
[532] Святой Григорий Нисский dе оrаt. Dоmin.
[533] Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений.
[534] Мф.9:l-8 (зач. 29) и Мф.9:27–35 (зач. 33).
[535] Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;
[536] На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
[537] Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
[538] потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
[539] Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
[540] Святой Иоанн Дамаскин.
[541] Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
[542] Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
[543] Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
[544] Блаженный Августин Sеrm. 231.
[545] Святой Иларий на псал. 125.
[546] Блаженный Августин 231.
[547] Святой Иоанн Златоуст соntr. еbriеt.
[548] Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением
[549] Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
[550] Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
[551] Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
[552] Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
[553] стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
[554] Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей
[555] Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
[556] Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
[557] Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям.
[558] Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
[559] Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
[560] При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
[561] Святой Игнатий Богоносец к Филадельф.
[562] Святого Иоанна Златоуста бес. аd nеорh.
[563] Святой Bасилий Великий о Святом Духе гл. XV.
[564] Святой Кирилл Иерусалимский оглаш. 14.
[565] Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
[566] А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
[567] Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость.
[568] Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
[569] Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
[570] ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
[571] да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
[572] От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
[573] так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
[574] Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
[575] Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
[576] но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
[577] В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.
[578] Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
[579] Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
[580] Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
[581] Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.
[582] Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
[583] Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
[584] Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
[585] Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
[586] взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
[587] Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
[588] Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
[589] Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
[590] а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
[591] для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
[592] потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
[593] Полн. собр. соч. преподобного Иоанна Сергиева, (Кронштадтского) т. II, стр. 416.
[594] Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
[595] Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.]
[596] Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
[597] Мф.14:14–22 (зач. 58). Ср. Марк. 6:30–44; Лук. 9:10–17; Иоан. 6:1-15.
[598] Эти подробности, опущенные евангелистом Матфеем, передаются другими евангелистами (Марк. 6:37–38; Иоан. 6:7,8). Римский динарий (пенязь) равнялся 20 коп. серебром; но действительная стоимость его лучше определяется тем, что это была обычная поденная плата рабочим, наемным воинам и пр.; след., 200 динариев сумма весьма значительная.
[599] Евангелист Иоанн говорит, что это были хлебы ячменные. Простой народ в Палестине обыкновенно питался ячменным хлебом, как наиболее дешевым. Рыбы разумеются испеченные или соленые, — оψάριо как они известны были на языке рыбаков и составляли их обычную пищу.
[600] Под хлебами на востоке вообще разумеются тонкие хлебные плитки (вроде лепешек), которые, высохнув, легко ломаются в руках, вследствие чего священные писатели всегда говорят о "преломлении" хлеба, так как для разделения его не было надобности в ноже. Сами хлебы — малого размера и веса, почему слуга пророка Елисея, на повеление его раздать двадцать хлебов сонму его учеников во сто человек, удивленно воскликнул: "что тут я дам ста человекам?" Такого количества русских хлебов, конечно, было бы достаточно для накормления сотни человек.
[601] 4 Цар. 4:42–44; 3 Цар. 17:16.
[602] Эти коробы или корзины могли быть принесены слушателями с провизией, которая потреблена была раньше. У иудеев был обычай всегда брать с собой в дорогу такие коробы с провизией, так как законническая точность не позволяла им пользоваться первой попавшейся пищей — из опасения осквернения. Отсюда римские сатириски не раз издеваются над иудеями, считая одной из самых отличительных особенностей их национальности эти именно коробы (сорhinus) — с клочком сена в них (для прикрытия провизии).