I. Евангельское чтение. Зачало (69): от Матфея, 14:22–34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Практический очерк содержания рядового чтения

Из евангельского чтения девятой недели, где говорится о плавании апостолов по бурному морю, мы усматриваем: в каких случаях беды и напасти жизни особенно опасны для нас? Это бывает тогда, во-первых, когда мы подвергаемся обуреванию волн житейского моря одни, без общения с Господом, Который оставляет нас (ст.22, 24); во-вторых, когда среди бед и напастей мы предаемся крайнему смущению и страху, не прибегая к молитве и Божьему заступлению (ст.26); в-третьих, когда оставляем корабль, несущий нас по житейским волнам, т. е. Церковь, (ст.29, 30); в-четвертых, наконец, когда предаемся сомнению и неверию в Божий Промысел (ст.31).
Как ни однообразны с первого взгляда кажутся предметы, предлагаемые проповеднику этим евангелием; однако ж, при внимательном рассмотрении, он может и здесь найти множество разнообразных и поучительных тем для гомилетической разработки.
Буря и тишина, каждая отдельно, дают повод к назидательным размышлениям и богатым нравственным приложениям.
(Ст. 23) представляет случай беседовать о молитве.
(Ст. 24) — о том, что жизнь есть море, обуреваемое волнами.
(Ст. 26) — о причинах смущения и страха в нравственной жизни.
(Ст. 27) — о том, что малодушие в бедствиях не свойственно истинным христианам.
(Ст. 30 и 31) — как мы должны поступать в опасностях жизни?
Не следует предаваться отчаянию в бедствиях. Вопль нужды, возносимый от земли, слышится на небе. О маловерии в опасностях жизни. О нехристианском взгляде на разрушительные явления природы. К чему должно служить воспоминание о том, что Господь спасал нас из нужд и опасностей? Где велика нужда, там близка небесная помощь. Корабль на море — образ Церкви Христовой в мире. И т. п.

Что побуждает нас к молитве?

"И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине" ст. 23.
Проведя день в трудах, Иисус Христос заканчивает его молитвой и этим примером учит нас молиться…
1. Первое, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье повеление.
а) Бог не напрасно заповедал нам молиться. Не Он имеет нужду в наших молитвах, но мы нуждаемся в них.
Он знал ограниченность нашей природы, которая так легко теряет из виду свою высшую цель, и потому дал нам заповедь чаще возносить свой ум и сердце от земли к небу, непрестанно молиться (1 Фес. 5:17 [603]), "и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Псал. 49:15), "молитесь во всякое время духом" (Ефес. 6:18 [604]).
б) Можем ли мы безнаказанно нарушить заповедь Премудрого?
Можем ли не повиноваться благой и угодной воле Всеблагого (Добрейшего)? Подчиненный исполняет волю земного царя, и называется тогда верным подданным; сын следует совету родного отца и называется тогда послушным сыном; слуга внимает приказаниям господина и называется тогда усердным слугой. Как же мы хотим называться христианами и не внимать воле Христа, не следовать Его примеру? Его воля не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо!
2. Второе, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье обещание об услышании молитв.
а) "О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Иоан. 16:23), — сказал Иисус Христос и дал нам этим не только радостнейшую уверенность в успехе наших молитв, но и лучшее наставление, как мы должны молиться. Ибо молиться во имя Иисуса Христа значит просить Бога о причастии всех благ, даруемых нам во Христе; просить Его помощи и утешения во всех наших добрых предприятиях, во всех нуждах материальных и духовных, и вверять нашу судьбу и жизнь в руки Отца, Который вблизи всех, призывающих Его.
б) Возражение. Может быть, кто-нибудь думает: "неужели Творец ради меня нарушит великий и постоянный порядок творения? Что моя жизнь в цепи необъятной вселенной, как не одна капля в океане? В состоянии ли мой молитвенный вздох изменить решение Неизменного, поколебать или поправлять всеобщие законы, искони начертанные для неба и земли?"
Нет! Бог не нарушает великого порядка, не изменяет, согласно с ограниченными и часто суетными желаниями людей, законов, однажды Им определенных; но Он, от вечности все Ведающий, как сотворил все, так и промышляет обо всем. Прежде сотворения Он держал уже в Своей руке судьбы всех людей и определил их, сообразно со Своим правосудием и благостью. Он тогда уже видел всех нас, все наши дела, нужды, молитвы. Он предвидел, чего мы будем желать и что нам полезно; но Он предвидел также и то, как мы будем молиться, и, сообразно с нашей волей и Своей всеблагой мудростью, определил наш жребий.
Будем ли мы после этого пренебрегать молитвой? Не все ли наши молитвы бывают услышаны, когда мы молимся по воле Божией? В этом уверяет нас слово Божие (Псал. 6:10; [605] Мф.7:7, [606] 11; [607] Лук. 18:6–7; [608] Псал. 33:16, [609] 18 [610] и др.)
3. Третье, что должно побуждать нас к молитве, это — наши нужды.
а) Слабы и ограничены мы и наши ближние. Мы не можем, при всей нашей заботливости, определить участь завтрешнего дня; при всей нашей силе — отклонить удара, который, быть может, в эту минуту готов поразить нас; при всем нашем искусстве — продлить жизнь на мгновение или прибавить к росту один дюйм.
Если мы надеемся на "князей," то скоро испытаем, что в них "несть спасения." Если ты полагаешься на свою собственную силу, мудрость, славу. то когда-нибудь непременно сознаешься с премудрым, что и это — суета (Еккл. 1:14 [611]). Скажешь ли: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды?" Но в другое время ты узнаешь, что ты "жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Апок. 3:17) и т. д.
б) Один Бог, от Которого исходит всякое благо (Иак. 1:17 [612]), может помочь нам в нужде. Он может и хочет помочь. Ему мы должны молиться и в Нем искать прибежища, — и Он избавит нас от всякой скорби и нужды (Псал. 54:18; [613] 45:2; [614] 21:6; [615] 109:1; [616] 120:8 [617]).
4. Четвертое, что должно побуждать нас к молитве, это — сила молитвы, дающая покой и надежду нашему сердцу. Кто не знает этой силы, тот никогда усердно не молился.
а) Когда среди трудов и забот земных наши взоры обращаются к небу; когда в минуты нужд, скорбей, опасностей, искушений наше сердце вопиет к Богу о помощи и утешении — не изливается ли тогда мало по малу высшее успокоение в наши души?
б) Почему мы так мало находим утешения в скорбях, помощи в нуждах, спасения в опасностях, надежды в трудах? Потому что не молимся, как следует?
Истинный Божий молитвенник никогда не остается без божественного утешения и помощи. "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4:8).

Христианское наставление о молитве

"Взошел на гору помолиться" (ст.23).
1. Молись.
а) Научись знать высокую важность и значение молитвы.
Один разум говорит уже тебе, что ты совершенно зависишь от Бога, Виновника твоего бытия, что у тебя нет ничего истинно доброго, чего не дал бы тебе твой Творец.
То же самое говорит тебе еще яснее слово Божие (Иак. 1:17 [618]).
Но это слово Божье говорит тебе также и о том, что Всеблагой (Добрейший) Отец Небесный, Который охотно хочет дать тебе все истинно доброе, желает, чтобы ты молился Ему об этом. (Мф.7:7 [619]).
Познай отсюда высокую важность и значение молитвы! Бог хочет дать тебе всевозможное благо временное и вечное, но условием с твоей стороны должна быть молитва.
б) Не пренебрегай молитвой.
Каждый своим духовным опытом может убедиться, что, по мере того, как пренебрегается молитва, душа становится беспечнее, недовольнее и неспособнее к духовным занятиям.
Поэтому не пренебрегай молитвой, как бы ни было у тебя много других занятий, не требующих отлагательства.
Если ты правильно пользуешься временем, то можешь делать одно и не оставлять другого.
в) Молись в особенности тогда, когда Дух Божий движет твое сердце и, таким образом, побуждает тебя к молитве.
Дух Божий есть не только Дух благодати, но и молитвы. (Зах. 12:10 [620]).
Когда Он движет твоим сердцем, когда Он влечет тебя к молитве — особенно тогда Молись. Ибо именно тогда ты можешь по настоящему молиться: Дух Божий молится тогда за тебя и в тебе (Рим. 8:26 [621]).
2. Молись правильно.
а) С благоговением и от сердца.
Остерегайся быть в числе тех молящихся, о которых говорит Исаия (29:13 [622]).
Помни, напротив, как Сам Иисус Христос учит молиться (Иоан. 4:24 [623]).
б) Молись во имя Иисуса Христа.
Когда твое собственное имя грешника приводит тебя в страх и трепет и ты не осмеливаешься приблизиться к Богу; то пусть имя Спасителя дает тебе дух бодрости.
Сам по себе и по своим собственным заслугам ты не можешь ничего испросить себе от Бога, но по заслугам Иисуса Христа — всё. (Иоан. 16:23 [624]).
в) Молись без вражды и сомнения (Mар. 11:25; [625] 1 Тим. 2:8; [626] Иак. 1:6 [627]).
г) Молись с покорностью.
Молись, а не требуй.
Молись и выражай в молитве твою волю, но подчиняй эту твою волю воле Отца небесного, по высокому примеру Иисуса Христа (Мф. 26:39 [628]).
3. Молись часто.
а) Отделяй ежедневно для молитвы несколько часов, в особенности утро, полдень, вечер.
Прекрасный образец в этом отношении мы видим у Даниила (6:10 [629]).
б) Молись так часто, сколько позволяет тебе твое время и твои, свободные от занятий, мысли.
Хорошо уже и то, если мы определяем особенные часы для молитвы; но молитва не должна ограничиваться только этими случаями.
Нет, молись так часто, как только могут тебе позволить твоя душа и твои мысли; ибо они никогда не могут иметь лучшего предмета для себя, кроме Бога (1 Фес. 5:17; [630] Ефес. 6:18 [631]).
в) Воздыхай из глубины сердца к Богу даже и тогда, когда ты не имеешь времени выразить ясными словами твою молитву.
Бог не имеет нужды в твоей молитве, чтобы узнать о твоих нуждах. Он знает их лучше тебя самого.
Но для тебя благодетельно — выражать их в молитве.
Когда для этого недостает у тебя свободного времени, то знай, что один благоговейный вздох к Богу есть уже для Него молитва.
4. Довольствуйся тем ответом на молитвы, какой Господь дает тебе испытывать при каждом отдельном случае.
Видение результата молитвы есть славное преимущество истинных христиан (Мф.7:7–8 [632]).
Оно состоит обыкновенно в исполнении просимого (Иоан. 16:23 [633]).
Но это исполнение может иногда замедляться, иногда состоять в том, что Бог дарует иное, чем чего просят, иногда даже в отказе молитвы, но, однако, всегда во внутреннем утешении и успокоении.
Будь доволен каждым из этих результатов молитвы, какой Господь по Своей премудрости дает тебе испытывать!

Три вещи, необходимые чтобы направить плавание нашей жизни с Христом

"А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный" (ст.24).
И наша жизнь есть плавание по морю. На этом море бушуют бури и волны. Всякий кормчий, при своем плавании, полагается главным образом на кормило, на полярную звезду (компас) и на якорь. Эти три вещи необходимы также и нам.
1. Кормило — Крест.
Наше кормило — крест, тогда мы плаваем безопасно.
а) Если нас преследуют, или если зависть, ненависть и гнев нас обуревают: мы взираем на Крест Христов. Крестом спасется тот, кого невинно преследуют злобные враги: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук.23:34).
б) Тоже самое, если гнетут нас труды жизни и мы изнемогаем под их тяжестью. Как труден был Крест Спасителя? "Если кто хочет идти за Мною … возьми крест свой, и следуй за Мною" (Матф.16:24) и т. д.
в) Точно так же, если удручает нас бремя грехов. Христос умер за наши грехи. "На кресте разорвано рукописание наших грехов."
г) Точно так же, если мы терпим страдания и болезни. Божественный Страдалец переносил с терпением жесточайшие страдания на Кресте. Кто хочет не унывать в страданиях, пусть взирает на Голгофский Крест.
д) Точно так же, если приближается к нам смерть. Крест прогоняет злого врага; Крест дает утешение, отверзает небеса.
2. Полярная звезда — совесть. Кормчий при управлении кораблём смотрит на определенную звезду. Тогда он не ошибается в своем направлении. И мы также не ошибаемся, если всегда взираем на совесть.
а) Совесть говорит: "делай то, что добро, оставляй то, что зло!"
Ты хочешь присвоить себе чужое добро; ты видишь нужду и т. д. следуй голосу своей совести! "Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей" (Сир. 32:24),
б) Совесть награждает и наказывает. Делай и впредь всегда то, за что ты получил от совести столь радостную награду; оставляй всегда то, за что был ею наказан. "Совесть — истинное домашнее судилище." [634]
"Спокойствие злых уже при их жизни погребено во аде. " [635]
в) Вледствие продолжительного греха совесть может притупиться и заснуть. Если ты можешь делать зло без упреков совести, то это очень худо.
г) Но совесть может также обостряться. Мы должны быть всегда внимательны к нашим мыслям, словам и поступкам. Это — наша главная задача.
д) Подавленная совесть может наконец еще пробудиться. Внимай такому голосу и спасай еще покаянием твою душу в последний час. Это — зов благодати.
3. Якорь — надежда. Если какой-либо кормчий опасается, чтобы его судно не раздробилось об скалы, подводные камни или мель, то он забрасывает якорь. Так и мы: надежда — наш якорь, который спасает корабль.
а) Если возникают искушения к чувственным удовольствиям, к несправедливым выгодам, к непозволительным радостям; то это — наша скала. Почему нужно преодолевать, не пользоваться, оставить прибыль другому? Тут спасает только надежда, что победа вознаградится на небе высочайшими радостями.
б) Не удастся иной раз нам труд, тогда является великое искушение к унынию, зависти и т. п.; это — наша скала. Тут спасает только надежда на небесную награду. "Обыкновенно труд бывает легок, если думают о награде; надежда на награду служит поэтому утешением при труде." [636]
в) Часто встречают от людей за все свои подвиги оскорбительную неблагодарность. Это — скала и искушение; нечего более делать. Надежда на небесную награду должна тут воспламенять нас к дальнейшей деятельности для блага людей.
г) Точно так же, если гнетет нас бедность и нужда: небо — богато.
д) Точно так же, если мы должны плакать о жалком состоянии мира: слезы осушатся.

Кто правит кормилом великого корабля, именуемаго миром?

"А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный" (ст.24).
1. Причины, побуждающие нас предложить такой вопрос.
Вопрос: кто правит кормилом мира? возбуждается в нас при взгляде на нынешний особенный, знаменательный и беспокойный дух времени.
а) Если посмотрим на нынешнее время, как оно представляется само по себе, то увидим, что это есть время всеобщего движения и перехода к чему-то другому непонятному и неразгаданному, — время страшной вражды и великих заблуждений и т. д.
б) Если посмотрим на то, что в этом времени происходит, то найдем новые поводы к беспокойству и опасениям.
а. В каком состоянии находится теперь христианская Церковь вообще? Что она представляет нам в настоящее время, как не "лодка … на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный," — ветер неверия и религиозных прений; ветер ложной религиозной свободы или религиозного космополитизма; ветер не христианской веротерпимости или индеферентизма?
b. В каком положении находятся гражданские общества? Как заботятся здесь о том, чтобы законы имели свою силу? Каковы общественные нравы и жизнь? И что делается для их очищения и облагорожения и т. д.
в) Если посмотрим на все это, то не без причины возникает вопрос: кто правит кормилом мира среди этих волн и смятений.
2. Ответ на него.
Указав повод к вопросу: кто правит кормилом мира? постараемся также и ответить на него.
а) Правящий кормилом мира есть Иисус Христос.
Если это так, то никто другой, кроме Него, не может укротить ветры и море (Мф. 8:26 [637]), и водворить тишину, как в природе, так и в сердцах своих учеников (Марк. 4:39 [638]).
а. Хотя и кажется, будто не Христос правит кормилом, будто Он спит (Мф. 8:24 [639]), и между тем, как Он спит, возрастает буря за бурей, одна сильнее другой; в этих волнах ученики Христовы действительно находятся в опасности погибнуть (ср. Мф. 8:25; [640] Mар. 4:38 [641]).
b. Хотя и кажется, будто бы князь мира сего держит в руках своих кормило; ибо дела его всюду входят в моду, распространяются с быстротой молнии, приобретают всесветное одобрение и защищаются с безрассудной отвагой; чада мира сего, мудрые и могущественные, делаются его орудиями к исполнению его предприятий.
с. Но это только так кажется, а на самом деле правит кормилом Иисус Христос. Конечно, исконный враг наш не перестает еще и ныне быть богом нераскаянного мира (2 Кор. 4:4 [642]); но однако, как он, так и мир, находится под властью Иисуса Христа. Только один Иисус Христос правит кормилом, ибо все подчинено Ему (28:18; [643] Евр. 2:8 [644]); Он не терпит, чтобы кто-либо разделял власть с Ним, ни даже чтобы кто-либо был Его советником (Рим. 11:34 [645]).
б) Но если Иисус Христос держит кормило мира, то как Он тогда правит им?
а. Что Он правит с мудростью даже там, где мирская мудрость видит буйство, об этом знают, в этом уверевы все.
b. В этой неисследимой мудрости Своей Он попускает злу, враждующему против Его царства, достигать крайнего разлива, хотя Он и ненавидит зло.
с. Этому злу Он полагает пределы, далее которых оно не прейдет.
d. Он охраняет и защищает своих верующих, то предостерегая их от опасностей, то умножая их благодатные силы в уме и сердце.
в) Когда таким образом сам Иисус Христос правит кормилом мира; то верующие в Него могут оставаться в совершенном спокойствии.
а. Они должны только крепко держаться Его, как во время тишины, так и во время бури.
b. Они не должны только оставлять корабля, несущего их по житейским волнам, т. е. Церкви.
с. Во время нужд и опасностей они должны взывать к Нему с несомненной верой и упованием (ст.30).
d. Обращать Его наказание к прославлению Его чудес (ст.31. 33).
Заключение. Иисус Христос правит кормилом мира! Да послужит эта истина предостережением для тебя, дерзающего понять разум Божий.
Но для тебя, маловерный, эта истина должна служить утешением: "не бойся; Я есмь Первый и Последний" (Апок. 1:17–18 [646]).

Иисус Христос спасает нас от всех бурь

"Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня!" (ст.30).
Буря бушевала на море; Петр вопиет в страхе. Но Спаситель простирает утопающему руку — и он спасен.
Часто и вокруг нас свирепствуют бури; мы взываем в страхе: Господи спаси нас! Является Спаситель, — и мы спасены. А именно:
1. При волнующих сомнениях.
а) Сомнения в Божественном откровении, в истинах и правилах веры, происходят или от высокомерия, или от заблуждающегося разума. Высокомерный не хочет подчиниться Богу и Его приговорам, он хочет быть равен Богу.
Великий грешник старается, но напрасно, успокоить себя, и сомневается в бытии Божием, правосудии, бессмертии, суде и наказании.
Заблуждающийся разум не хочет верить тому, чего не может понять, чувственно испытать или доказать.
б) Такие сомнения низвергают в великие грехи. Они беспокоят и волнуют. Великая была буря сомнений у Савла, y блаженного Августина, y всех новообращенных. Только если Христос является нам в истинном виде, мы бываем спасены.
в) Христос принес истину и учение именно с неба, следовательно, они должны превышать наше разумение. Он засвидетельствовал свое учение чудесами. Он под клятвой сказал, что Он есть Сын Божий, следовательно, Он учит истине, а такие свидетельства мог дать только высочайший праведник или истинный Сын Божий. Его апостолы положили за Него свою жизнь. Но самым очевидным доказательством служит основание, продолжение и слава Церкви. Кому, следовательно, Иисус Христос истинно является, тот спасен от сомнений.
2. При обуревающих страстях.
Часто волнуются и свирепствуют в нас страсти. Мы погибаем, если они доходят до исступления, если они неукрощены. Но является во время Христос и мы спасены.
а) Мы бываем оскорблены. Мы хотим разразиться гневом, и чего мы тогда не в состоянии сделать? Но является Христос, и нам приходит на мысль; "благословляйте проклинающих вас," "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим," "Прощайте до седмижды семидесяти раз!" (Матф.18:22) — Мы спасены.
б) При обуревании плотской похоти — для охранения от нее мы подумаем только о Христе, как Он распял за нас свою плоть, как Он искупил нас бесценной кровью; как Он недопускает нам искушаться выше сил и проч.
в) Волнует ли нас жажда корысти к похищению чужой собственности — мы вспомним только Христа, Который был беден, ничем не обладал и говорил: что пользы, если вы приобретете весь мир и проч.?
Так со всякими страстями.
3. При обрушивающихся на нас нуждах.
Нужды и горе приводят многих к зависти, исступлению, богохульству, отчаянию и т. д. Если постигает нас такой случай, мы погибли нравственно и вечно; но является Христос, и мы спасены. Примеры:
а) Мы бедны. Иисус был также беден. Он дал нам право на благодеяния богатых, сделал всех братьями между собой, и обещал и бедным и богатым небо.
б) Мы страдаем болезнями. Но что пострадал Иисус Христос и с каким терпением? Путь к небу идет через Голгофу.
в) Мы терпим потери. Если только не теряем души и спасения, то в небе будет награда.
г) Нас удручает совесть. Прибегнем к покаянию! Иисус Христос спасает нас тогда своими заслугами.

Как Иисус Христос помогает нашей слабой воле и укрепляет ее?

"Господи! спаси меня" (ст.30)
Апостол Петр, обуреваемый волнами моря, взывает о помощи.
Mоре есть человеческая жизнь, то тихая, то бурная! Бури — внутренние страсти. Волны — злые подстрекательства извне. Ученики — борющиеся люди. Корабль — слабая воля человеческая. Иисус Христос — всегдашний Спаситель в нужде. Он укрепляет волю. Каким образом?
1. Своей благодатью.
Иисус Христос приобрел нам благодать, ниспослал Святого Духа, установил Святые Таинства, как проводники благодати. "Не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога" (2 Кор. 3:5 [647]).
Когда мы достигаем этой благодати?
а) Если мы просим об ней: "призови Мя и изму тя." (Псал. 49:15 [648]). Мы просим благ временных, почему же мы не просим благодати? "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16). "Близок Господь ко всем призывающим Его" (Псал. 144:18).
Делай это, кто расположен к гневу и т. д.
б) Если мы крепко держимся Церкви. В ней хранилище благодати. Отделяясь от Церкви, мы отделяемся от Христа и непричастны Его благодатным сокровищам. "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5).
в) Если мы достойно принимаем Святые Таинства. Что производит в нас таинство причащения, брака и т. д.?
г) Если мы усердно содействуем благодати. Божественная благодать и человеческое усилие должны действовать вместе. Поле приносит плоды только тогда, когда Бог благословит, а мы трудимся "Споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам" (2 Кор. 6:1 [649]).
2. Своей верностью, примером и любовью.
а) Иисус Христос верен. Он исполнил свое Слово, что мы не будем искушены выше сил, — и эта верность поощряет и укрепляет нашу волю.
б) Пример Иисуса Христа в пустыне научает, как мы не должны допускать себя до греха, но тотчас отвращаться от него. Вначале мы еще довольно крепки.
в) Иисус Христос бесконечно любит нас: мы должны платить Ему той же любовью в опасностях и искушениях. Эта любовь Иисуса Христа к нам и наша кНему может сделать весьма многое. Чего не в состоянии сделать уже человеческая любовь, например, любовь матери, если дитя в опасности, — дочери, если мать лежит больна, — друга в отношении к другу?!
3. Своими угрозами и обетованиями.
Угрозы и обетования — самые обыкновенные средства воспитания. Чем угрожают родители? Что обещают они? И что делают потом дети, если они не испорчены и не поступали до сих пор несправедливо? Эти средства помогают?
Иисус Христос угрожает нам адом и обещает небо: не должно ли это помогать нам, поощрять и укреплять нас? Как бы мы оставляли зло, если бы не было страшной угрозы?
Бог угрожает нам не из ненависти, а из любви; Он угрожает, потому что любит. Чего мы не в состоянии были бы сделать, если бы нам за особенное усилие предложили кучу золота?! Мы могли бы сделать необыкновенно много; мы преодолели бы величайшие трудности. Но небо более золота.

Только в общении с Христом мы можем найти добрый покой в беспокойствах жизни

"И, когда вошли они в лодку, ветер утих" (ст.32.)
Мы видим из нынешнего Евангелия, в каком смущении и страхе находились апостолы среди бурного моря, когда не было с ними Господа. Но — явился Иисус Христос, и Своим словом ободряет их (ст.27), а когда Он взошел к ним на корабль, то море тотчас успокоилось: "ветер утих".
Отсюда мы можем видеть: где нам нужно искать покоя в беспокойстве жизни, именно, — только в общении с Христом мы можем найти добрый покой в беспокойствах жизни.
1. Если мы находимся в общении со Христом, то можем спокойно встречать все бури и невзгоды жизни, ибо тогда с нами Тот, Которого и ветры и море послушают (Мф.3:27 [650]).
2. Если мы находимся в общении со Христом, то можем быть спокойны среди беспокойной жизни, ибо мы знаем тогда, что ничто не случается с нами без воли Отца небесного.
3. Если мы находимся в общении со Христом, то можем быть спокойны среди беспокойной жизни, ибо тогда наше сердце делается чище и лучше, душа спокойнее и довольнее; тогда укрощаются самые страшные бури и самые грозные волны, таящиеся в нашей собственной груди, в наших страстях и похотях. A если только они перестают свирепствовать в нас, то и вне нас все бывает спокойно.
4. Если мы находимся в общении со Христом, то можем спокойно продолжать беспокойную жизнь; ибо тогда озаряет нас блаженная надежда будущей славы и, подобно приветливой путеводной звезде, рассеивает временную мглу скорбей и указывает на славную цель.

Корабль на море — образ церкви Христовой в мире.(ст. 24)

1. Против нее восстают многие и грозные волны.
2. Маловерные души взывают со страхом и смущением: Господи, спаси ны, погибаем! (ст.30 ср. Мф.8:25 [651]).
3. Господь укрощает бурю и спасает Своих верующих (ст.32).

Бури сердца благодетельны, как и бури природы (ст 21)

1. Буря очищает воздух, скорбь — сердце.
2. В буре укрепляется корень дерева, в скорби — сила сердца.
3. После бурь небо становится яснее и земля покойнее; после бури смерти настанет новое небо и новая земля, где будет свет, незаходимый и покой непрестанный.

Крест и молитва

"Господи! спаси меня" (ст.30).
1. Крест учит нас молиться.
2. Молитва помогает нам побеждать крестные страдания.