II. Апостольское учение. Зачало (103): 1-е Послание к Коринфянам 3:9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Практический очерк содержания рядового чтения

Апостольское чтение этой недели изображает высокое достоинство пастырей и учителей Церкви. Каждый пастырь церкви есть "споспешник" (соработник) Божий, которому вверено Божье достояние (поле), — архитектор, которому поручено созидать Божье "здание" (ст.9-10). Его обязанность — закладывать твердое основание в сердцах своих пасомых, назидая их не на другом каком-либо основании, а на Χристе, поэтому каждый из них смотри, как строит (ст.10). Сообразно с великим значением пастырей Церкви, велика будет и ответственность их перед Богом. День второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа явит, что каждый из пастырей, как архитектор, назидал на этом основании: из золота, серебра, драгоценных камней, т. е. чистое и правое учение, или же из дерева, сена, соломы, т. е. учение еретическое и неправославное. Если дело его выдержит испытание, то он получит награду (ст.13). Если же оно найдено будет еретическим, то сгорит, т. е. будет осуждено, а сам он спасется, не огнем, а как бы огнем, ежели только покается (ст.15). (Толков. Никифор. in h. 1. ср. Златоуст, Феодорит). Поэтому какими премудрыми архитекторами должны быть пастыри Церкви в назидании Божьего храма — душ верующих? "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (ст.16, 17).
Главнейшие темы, предлагаемые этим зачалом для церковных поучений, могут быть следующие:

Что такое пастырь Церкви и за кого нужно его почитать?

"Мы соработники у Бога" (ст.9).
1. Что такое пастырь Церкви?
Ответим на этот вопрос яснее.
а) Пастырь Церкви есть соработник Божий (ст.9), служитель Христов, строитель Божьих тайн (1 Кор. 4:1 [652]).
Пастырское звание — не от человек и не человеческого происхождения, но от Бога и божественного, ибо сказано (1 Кор. 12:28; [653] Ефес. 4:11 [654]).
Для получения такого звания пастырь Церкви облекается силой свыше, через святительское рукоположение, сообразно с Божьим повелением (1 Тим. 4:14; [655] 5:22; [656] 2 Тим. 1:6 [657]).
Когда внутреннее и внешнее призвание так соединяются вместе, тогда пастырь Церкви является соработником Божьим, возделывающим Божье поле, архитектором, созидающим Божье здание (ст.9, 10).
б) Для надлежащего исполнения своих святейших обязанностей, пастырь Церкви снабжается необходимыми дарами, — естественными: учением, познаниями и проч. и благодатными, сообщаемыми ему в таинстве священства, без которых он никак не мог бы быть способен "к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова." (Ефес. 4:12 [658]).
в) Как такой служитель Христов, как строитель тайн Божиих и соработник на пажити Христовой, — пастырь Церкви имеет великую власть — не мирскую, а духовную, данную ему Верховным Пастыреначальником и возгреваемую в его сердце благодатью Святого Духа. Он имеет право:
а. учить своих пасомых вере;
b. совершать для них богослужение;
с. руководить их на пути благочестивой жизни; и
d. вязать и разрешать, отпускать грехи и удерживать (Иоан.20:23 [659]).
2. За кого нужно почитать его?
Узнав, что такое пастырь Церкви, спрашиваем теперь: за кого нужно почитать его?
а) За кого почитают его вообще? Ответ на этот вопрос слышится различный, смотря по степени просвещения или невежества, господствующих в народе.
а. Некоторые смотрят на на него, как на человека крайне неприятного и докучливого, одно появление которого производит какое-то замешательство, стеснение и в мыслях, и в чувствах, и в словах. Так смотрели на Иисуса Христа гергесяне (Мф.8:34 [660]).
b. Другие считают его за своего подчиненного, если не за своего слугу, который будет служить им, когда угодно и в чем угодно.
с. Иные смотрят на него, как на какое-то зловещее лицо, которым они пугают себя и своих детей и встречи с которым всячески избегают.
d. Есть и такие, которые считают его не более, как за притчу во языцех и, как против такого, могут направлять все стрелы язвительных насмешек.
е. Только немногие смотрят на него, как на служителя Христова, как на споспешника Божия, и оказывают ему вследствие этого подобающее уважение.
б) За кого же нужно его почитать?
а. Естественно за того, кто он есть на самом деле, ни более ни менее.
b. Воздавать ему должное: честь и уважение, как его сану, так и его личным достоинствам (Лук. 10:16; [661] 1 Тим. 5:17 [662]); "кто почитает священника, тот почитает Христа; а кто обижает священника, тот обижает Самого Христа;" [663] — мзду за труды (1 Тим. 5:18; [664] Гал. 6:6; [665] 1 Кор. 9:13 [666]).
с. Если почитают пастыря Церкви за того, кто он действительно есть, и воздают ему должное, то и повинуются ему, поскольку он имеет власть повелевать и поскольку он повелевает не что другое, а то, что повелевает Бог в Своем Слове и что служит к пользе и благу душ! (Евр. 12:7, [667] 17; [668] Иоан. 13:20 [669]).

Нет ничего ужаснее и достойнее великого наказания, как христианин — соблазнитель

"Каждый смотри, как строит" (ст.10). [670]
Каждый христианин, кто бы он ни был, и в каком бы звании ни состоял, должен так вести свою жизнь, чтобы его поступки не только удовлетворяли его собственной совести, но и назидали других. Посему "каждый смотри, как строит" (ср. Фил. 2:4; [671] Рим. 15:2 [672]).
Но что сказать о тех христианах, которые не только не назидают своими поступками ближних, но, напротив, соблазняют их?
1. Нет ничего ужаснее христианина соблазнителя.
Чтобы получить полное отвращение к соблазну, достаточно иметь правильное о нем понятие.
а) Что такое соблазн? Это всякое дурное слово и дело, которое может служить для ближнего источником нравственного растления.
б) Что такое соблазнитель? Величайший враг Божий, жесточайший убийца своих братьев, сообщник диавола, антихрист, как называет таких людей Слово Божие (1 Иоан. 2:18 [673]).
в) Что может быть ужаснее соблазнителя? Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отравителей, но какого ужаса достоин христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь, предает их в рабство диаволу, низвергает в ад?
Достаточно иногда иметь одного такого человека или такую женщину, чтобы Церковь лишилась многих своих верных членов. Сколькие между нами сохранили бы до сих пор обеты крещения, если бы не встречались с соблазном и соблазнителями!
Но что можно подумать о тех, которые делаются виновными в этом грехе? Могут ли они вспомнить без содрогания о своем преступлении, особенно, когда они обязаны были самым положением своим давать добрые примеры, как например, отец, мать, руководитель и т, д.?!
2. Нет ничего более достойного великого наказания, как соблазн.
Каких наказаний должны ожидать себе соблазнители?
а) Наказания временного: презрения, бесславия, Божьего проклятия. Могут видеть пример на змее, который был орудием соблазна прародителей. Бог проклял его, осудил пресмыкаться по земле, сделал его предметом отвращения всех людей (Малах. 2:8–9 [674]).
б) Наказания духовного: увеличивается тяжесть грехов, которых почти невозможно загладить всецело. Как вы исправите вину, которую вы причинили вашему брату, лишив еге невинности, научив его злу? и если он умрет в этом состоянии, не вы ли низвергли его в ад? Голос его крови не будет ли сильнее крови Авеля непрестанно взывать об отмщении вам?
в) Наказания вечного. Каких наказаний вы должны ожидать себе в другой жизни? Если вы встретитесь в аду с той же самой душой, которая вами низвергнута туда — какое для вас мучение в вечности? A если вы найдете там многих, быть может, ваших собственных детей, слуг — каково тогда будет ваше положение? "Кто вовлекает во грех, тот совершает большее преступление, чем тот, кто грешит только за себя." [675]
Заключение. Что же? Неужели соблазнителям нет надежды на спасение?
Есть. Нет греха, побеждающего Божье милосердие. Примером служит Давид (Псал. 50).

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог

"Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог"(ст. 17).
Храм, за растление которого апостол угрожает Божьей карой, есть вы — слушатели. "Разве не знаете, что вы храм Божий?"(ст. 16, ср. 2 Кор. 6:16; [676] 2 Кор. 1:21–22; [677] Ефес. 2:22 [678]). Поэтому, с какой благоговейной осторожностью христианин должен обращаться с христианином? И чего достоин тот, кто расхищает это Божье достояние, разрушает Божье здание, растлевает Божий храм, который есть вы (ст.9, 17)?
1. Как мы делаемся виновным в этом ужасном преступлении?
а) Когда намеренно вовлекаем ближнего во грех, желая сделать его соучастником наших беззаконий. Сюда относятся:
а. все лжеучители, которые не только не являются премудрыми архитекторами, созидающими дело спасения ближних на едином основании — Христе, но напротив стараются разрушать Божье здание, растлевать Божий храм в сердцах верующих, распространяя между ними мрак лжи и заблуждений, обольщая их своими нечестивыми правилами и учением. О них говорит апостол (2 Петр. 2:17–19 [679]).
b. Похотники и развратники, поправшие стыд и совесть, которые "не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1:32), привлекая к себе других обещанием греховного удовольствия (Премуд. 2:6-12 [680])!
A сколько есть таких между именующими себя христианами! Каким именем назвать их (1 Иоан. 2:18 [681])!
б) Когда ненамеренно вводим ближнего во грех, не из желания его погибели, а по своей опрометчивости, легкомыслию и неосторожности в словах и поступках. Таковы:
а. Tе "люди, которые, довольствуясь собственной совестью, нимало не заботятся о внешней стороне своих действий, поскольку они не думают о том, что их ближние судят их гораздо чаще по их внешним делам, чем по их совести. Ибо наша совесть — перед Богом, а наши внешние дела — перед людьми." [682] Об этом говорится у апостола (Рим. 14:13; [683] 1 Кор. 8:9-13; [684] Фил. 2:4 [685]).
b. Праздные слова и беседы злы; они, по нашей опрометчивости и легкомыслию, чаще всего служат камнем преткновения для немощных братий. Такие речи слушают с вниманием, как Ева речи диавола.
с. Беспорядочное поведение, которое не может не действовать разрушительно на совесть людей, нас окружающих. Пример завлекает.
2. Какое наказание ожидает нас за такое преступление?
а) Того покарает Бог! Это значит: "кто растлевает душу ближнего своего, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим и попустит ему оставаться вечною развалиною жизни, попираемою темными сялами." [686] (Ср. Рим. 1:25–26; [687] 2 Петр. 2:12 [688]).
а) но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, сказал Иисус Христос (Мф.18:6–7 [689]).
"Вовлекая других во грех, вы будете вдвойне наказаны" [690] (1 Kор. 10:12 [691]).

Ничем так люди не пренебрегают, как своей душой

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (ст.16)?
Какое высокое достоинство приписывается нашей душе? Душа названа храмом Божиим!
Не должно ли это возбуждать в нас особенной заботливости о чистоте, благолепии и украшении души?
И однако — ничем так люди не пренебрегают, как своей душой.
1. Неудивительно, если вы пренебрегаете души других, ибо вы нерадеете в первую очередь о своей собственной душе. "Что касается до меня, говорит блаженный Августин, то я желал бы быть лучше лошадью и всякой другой вещью большей части христиан, чем их душей; ибо они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе." [692]
Нельзя ли сказать этого и о вас? Сколько раз в неделю вы даете корм вашей лошади? — В неделю? Спрашиваете вы; я был бы очень плохим хозяином, если бы не давал корму два раза в день.
A сколько раз вы даете пищи вашей душе, не говорю в день, в неделю, в месяц, но в целый год?…
Я лучше желал бы быть вашей лошадью, чем вашей душой и т. д.
2. Взгляните на всю вашу жизнь, посмотрите на то, что вы делаете с утра до вечера, от начала до конца года, — и вы увидите, что ни о чем так мало вы не заботитесь, как о вашей душе и служении Богу, для Которого она создана.
Утром вы молитесь небрежно, иногда даже одеваясь или прохаживаясь. Вечером вы читаете молитвы, полуспя и полусидя, с таким же почтением, как если бы вы разговаривали со своим слугой. Остальное время дня вы не думаете более о Боге и не говорите о Нем. В воскресные и праздничные дни вы приходите в церковь, но душу оставляете дома, — и так проходит год за годом, до смерти.
Но скажите по совести: так ли вы обращаетесь с другими вещами, которые вас интересуют?
3. Если вы имеете поле, не обрабатываете ли вы его с утра до вечера, не удобряете ли, не пашете ли, не сеете ли? С какой заботливостью вы печетесь обо всем, что есть в вашем доме? Сколько раз вы посещаете свои житницы, чтобы там ничего не пришло в беспорядок, не затерялось, не испортилось? Ваша бережливость простирается даже до ничтожного огарка свечи. A душа — это Божье поле, Божье здание, Божий храм оставляется вами в крайнем небрежении!
Не безумно ли так много заботиться о том, что куплено ценой крови Сына Божьего? Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (Марк. 8:36 [693]).

О высоком достоинстве нашей души

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (ст.16).
Как низко иные лжеучители ценят душу человека!
Но не так ценит ее Слово Божье, не так говорит о ней Дух Святой, устами апостола: текст!
1. Откуда мы узнаем это достоинство?
Наша душа создана Богом Отцом, искуплена Богом Сыном, освящена Богом Духом Святым. В этом заключается ее величайшее достоинство.
а) Она создана Богом.
а. "Человек! ты образ, нарисованный самим Богом; ты начертан великим Художником и Живописцем." [694]
Высоко ценят произведение искусства, нарисованное кистью знаменитого художника. Не нужно ли высоко ценить душу уже потому, что она происходит от Самого Бога?
b. Если художник трудится с особенным старанием, то говорят: он выразил в своем произведении свою душу. Но наша душа сотворена Богом непосредственно, по образу Божию; она есть Божье дыхание. Как велико ее достоинство?!
с. Земля, солнце, звезды суть прекрасные творения Божьи. Но они — преходящи, следовательно, не имеют такого достоинства, как бессмертная душа.
б) Она искуплена Богом Сыном.
а. Его слезами. Он плакал. Α о чем плачут, то дорого.
b. Его потом. Для спасения души Он обливался кровавым потом на горе Елеонской.
с. Его кровью. "Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но сам Бог был ценой нашего выкупа." [695]
в) Она освящена Духом Святым.
а. Через Крещение. Порча первородного греха уничтожена. Оставшаяся наклонность ко греху не есть грех, но может служить поводом к добродетели, к победе через борьбу.
b. Через миропомазание душа запечатлена дарами Духа Святого, а мы ценим очень высоко то изображение, в котором, по-видимому, живет дух художника.
с. Через доступ к Богу в молитве. Через это душа озаряется истинным светом, а приятный свет придает художественному произведению великое достоинство. Молящийся дух дает душе истинный блеск. Дух Божий, по апостолу, помогает нам молиться.
d. Через крещение, миропомазание и освящение душа становится храмом Духа Божия. Какое величайшее достоинство!
2. Еак мы можем ценить это достоинство?
Мы ценим душу, как храм Божий и образ Божий, если не оскверняем ее грехом, очищаем от греха и украшаем добродетелями.
а) Если мы не оскверняем души.
а. Когда император Феодосий узнал, что жители Антиохии влачили по грязи статую его супруги, то он приказал разрушить город. Что сделает Бог нам, если мы оскверняем Его образ и храм?
b. Мы держим наше тело в чистоте и не терпим грязи на лице и т. д. Какой разумный человек может осквернять свою душу?
с. Владетель прекрасных картин прогоняет слуг и служанок, если они осмеливаются намеренно портить и грязнить изображения.
б) Если мы опять очищаем душу от нечистоты.
а. Изящные произведения искусства чистят время от времени: почему же не очищают души?
b. Одежду, руки, лицо и прочее моют часто: почему же не омывают души?
с. Когда загорелся дом Зевкса, он сказал: "пусть горит все, спасите только мне моего Адониса!" Так и мы должны лучше потерять все, лишь бы только спасти нам прекраснейший образ, нашу душу, через святое покаяние.
в) Если мы украшаем душу добродетелями.
а. Наши дорогие картины мы ставим в золотые рамки и т. д. Для чего? Какой здесь скрывается урок относительно наших душ?
b. Апеллес говорил: "ни одного дня без одной черты!" Так и мы должны ежедневно исправлять свои души.
с. Один знаменитый художник сказал, что он для того так усердно трудится над картиной, чтобы увековечить ее. Но, картина не существует вечно, а душа.

Высокое счастье душ, в которых живет Дух Божий

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (ст.16)?
Многие на этот вопрос апостола, отвечают утвердительно и ссылаются на свое крещение (Иоан. 3:5 [696]), на миропомазание (2 Кор. 1:21–22 [697]).
Но живет ли Дух Божий в вас еще теперь? На это есть несомненные признаки. Вы должны о них знать (Рим. 9:1 [698]). Если вы храм Божий, то все, о чем вы думаете, что говорите и делаете, должно происходить перед Богом, с Богом и в Боге. Благо вам, если это так (Рим. 14:17 [699]); если вы имеете Духа с Его семью дарами, с Его святыми плодами (Ефес. 5:9 [700]).
1. Там — правда.
Не какая-либо только гражданская правда, которую может иметь и язычник. Не фарисейская также (Мф.5:20).
Правда, создаваемая в нас Духом Святым, состоит в том, если мы прежде всего отвергаемся собственной правды (Исаии 64:6 [701]) и ищем нашего оправдания и спасения во Христе (Исаии 45:24 [702]), если мы потом стараемся исполнять то, что праведно и благочестно перед Богом (Рим. 8:14 [703]).
Так возникает в нас правда, имеющая силу перед Богом (2 Кор. 5:21 [704]). И если мы чувствуем еще в себе немощи, то Дух Божий способствует нам в наших немощах (Рим. 8:26 [705]). Как велико счастье такого сердца! (Псал. 31:1–2 [706]).
2. Там — мир.
Как дорог мир для страны! И однако это только тень в сравнении с миром сердца.
Не мир, который дает мир, который держится только на деревянных подставках.
Мир сердца, в котором живет Дух Святый, выше всякого разумения. (Филип. 4:7 [707]).
Мир с Богом (Рим. 5:1 [708]). Без этого мира Бог постоянно держал меч и лук в Своей деснице (Псал. 7:13 [709]). Никто тогда не осмеливался взывать: Авва Отче! Каждый удар молнии был стрелой, направленной против грешника. Но Дух Божий во Христе разрушает стену между нами и Богом.
Этот мир не на бумаге только подписан и скреплен печатью. Совесть чувствует его. Где была буря (Псал. 37:2 [710]), там водворилась тишина, подобно тому, как больной, по прошествии мучительной болезни, погружается в успокоительную дремоту.
Хотя диавол и не оставляет нас в покое, но удваивает свои нападения; однако: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан.14:30). Дух Божий защищает храм, в котором Он живет. Конечно, бывают минуты скорби, но мир не нарушается (Исаии 54:10 [711]). Осаждаемая крепость должна выдержать много нападений, но она отражает штурм. Врата адова не одолевают мира души, в которой живет Дух Божий.
3. Там — радость.
Где мир, там и радость (Псал. 84:9 [712]). Дух Святой есть дух радости (Псал. 50:14 [713]), — не мирской, но о Господе. Эта радость остается и в печали. (Иоан. 16:22 [714]).
Где Дух Божий, там все служит радостью, все утешением, что другим, не имеющим Его, служит бременем: божественные истины, Евангелие, богослужение (Псал. 121:1; [715] 72:28 [716]), трапеза Господня, труд, звание, крест (Псал. 41:12 [717]), смерть. С миром и радостью предает дух свой Богу христианин, в котором живет Дух Божий.
Заключение. Вы уверены в своей правде, мире и радости о Духе Святом; остерегайтесь говорить: мир и нет опасности (1 Фес. 5:3 [718]). Капля удовольствия приносит бездну неприятностей.
Не заключайте врат души своей для Духа (1 Фес. 5:19 [719]).
Ты имеешь уже Духа Божьего и однако не чувствуешь вполне своего счастья? Знай, что Дух раздает свои дары различно (2 Кор. 7:11 [720]). Тогда я скажу тебе: ты имеешь правду и мир также, только твоя радость еще несовершенна. Терпи! она придет (Иов. 8:20–21 [721]).

Невыразимое горе душ, от которых удаляется Дух Божий

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (ст.16)?
Все мы прияли Духа Святого в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. Но сохранили ли мы то, что прияли?
Давид молит Бога, чтобы Он не отнял у него Духа Своего (Псал. 50:13 [722]); —значит, Духа Святого можно лишиться. Пример Саула (1 Царс. 16:14 [723]).
Да не подумает кто-либо, что Дух Святой действует в этом случае, подобно страннику, который останавливается, где и пока ему угодно, и идет, куда ему вздумается. Дух Божий пребывает в нас до тех пор, пока мы не допускаем в свою храмину духа нечистого (Лук. 11:24–25 [724]). Тогда ясно замечается Его удаление, как больной замечает, что его силы потеряны. И горе тем, от которых Он удаляется (Осии 9:12–17 [725]).
1. Души, от которых Он удаляется.
а) Вообще — грешники, которые оказываются недостойными Его присутствия, — которые не веруют во имя Единородного Сына Божия, — выражается ли это в открытом презрении (1 Кор. 1:23 [726]) или в тайной нераскаянности и злобе.
Далее те, которых "дела злы" (Апок. 3:15 [727]). Христос и Велиар не могут жить вместе. Дух Божий удаляется мало по малу и, наконец, совершенно оставляет душу.
б) Особенно это бывает с грешниками ожесточенными и закоренелыми, которые ненавидят свет. Дух Божий еще сильно действует на них (Иоан. 16:8 [728]), но все напрасно; они противятся (Деян. 7:51 [729]), не хотят исправиться (Быт. 6:3 [730]). Тогда сыноположение Духа обращается в ярость и гнев. "Но они," говорится об израильтянах, "возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них" (Исаии 63:10).
2. Горе, испытываемое такими душами.
а) Благодатные действия Духа Божия оставляют их. Он не действует в них уже так сильно, как прежде. Свет становится тьмой (Рим. 1:28). Он оставляет их, как Христос гергесян (Мф.8:34), как оставляют бесплодное поле, если видят, что всякий труд потерян.
б) Дух нечистый вступает в обладание такими душами. Где удаляется Дух света, туда вступает князь тьмы. Когда Дух Божий отступил от Саула, то вместо него пришел дух злой. Иуда Искариотский (Иоан. 13:27 [731]). Тогда бывает с такими людьми хуже, чем прежде (Лук. 11:26 [732]).
в) Страдают непрестанным угрызением совести. Злой дух не давал покоя Саулу (1 Цар. 16:15; [733] 23 [734]). Можно заглушить иногда голос совести, но она снова пробуждается и вопиет еще сильнее. Такой человек уже осужден.
г) В таком состоянии нет надежды на спасение. Он не приходит к свету, и не обличатся дела его. Бесплодная смоковница теперь проклинается (Мф.21:19 [735]).
Заключение. Пусть не говорят: Бог не может совершенно оставить души; Он долготерпелив, но есть конец Его долготерпению (Иерем. 15:6 [736]). Не обращен ли в пустыню Святой град, Иерусалим?
Но должен ли я, после этого, предаваться отчаянию? Нет, Дух Божий опять приходит, если ты молишь Его. Пусти Его в свою храмину!