II. Апостольское чтение. Зачало (141): 1-е Послание к Коринфянам 9:2-12

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Практический очерк содержания рядового чтения

В нынешнем чтении из апостола указываются права пастырей Церкви на материальное вознаграждение со стороны пасомых.
1. На чем они основываются?
а) На том, что пастыри Церкви суть провозвестники Евангелия, назидающие Церковь Божью вообще и в частности каждого пасомого (ст.2), и притом избравшие такое звание со свободным нравственным самоопределением, а не принужденно, следовательно, имеют право за свой свободный труд есть и пить (ст.3–5).
б) На естественном законе справедливости (ст.7–8).
в) На ясном Божьем повелении (ст.9-10 ср. ст. 13, 14).
2. Как должны смотреть на них пасомые?
Пасомые не должны тяготиться такими правами пастырей, ибо вещественные дары, которые они им дают, ничего не значат в сравнении с духовными дарами, которые они от них получают (ст.11-3). Как должны пользоваться ими пастыри? Несмотря на всю законность прав питаться от алтаря, пастыри Церкви должны пользоваться ими с христианским благоразумием и, где это нужно, лучше отказаться от них, чем, пользуясь ими, повредить святому делу своего служения (ст.12).

Христианские основания, по которым каждый человек имеет не только обязанности, но и известные законные права

В ныне читаемом послании апостол Павел говорит собственно о правах и преимуществах пастырей Церкви в отношении к внешним житейским пособиям со стороны пасомых. Но из его слов мы учимся также соблюдать и ограждать законные права и преимущества, которые предоставляются всякому труждающемуся на поприще жизни, к какому бы кто званию и состоянию ни принадлежал.
1. Право на честь (ст.1–3).
а) Каждый человек имеет достоинство человеческое и христианское, которое должно быть уважаемо:
а. потому, что все люди созданы по образу Божию, хотя конечно это высокое достоинство часто ими унижается;
b. потому, что, вследствие искушггельной жертвы Богочеловека, им приобретено всыновление у Бога.
б) Каждому человеку в его честном звании принадлежит известная, приличная его должности или ремеслу честь.
2. Право на свободу (ст.4–6), нарушение которой было бы тиранством, именно:
а) Законную свободу личности и имущества или собственности.
б) Свободу избирать каждому честный род жизни или занятий, к которому он наиболее чувствует себя способным и наклонным (ст.4–5).
в) Свободу заключать такие обязательства и входить в такие отношения, которые могут способствовать его временному и вечному благополучию (ст.5).
3. Право на награду (ст.7–8).
а) Такое требование основывается на естественном законе справедливости, по которому каждый честный труженик за свою верность и способность может питаться от своего звания. Посему
а. каждый в праве занятиями своего звания приобретать себе средства к жизни(ст. 7);
b. труды делателей должны быть вознаграждаемы теми, которые пользуются их искусством и трудами (ст.8-12).
б) Такова ясная заповедь Господня, нарушение которой не может остаться безнаказанным (Мф. 10:10; [845] Лук. 10:7 [846]).

Как нужно пользоваться законными правами?

"Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью" (ст.12).
Из любви к коринфским христианам и для достижения высшей цели, апостол отказывается от своих низших прав на вещественное вознаграждение за труды благовестия. Научимся и мы из этого примера.
Как нужно пользоваться законными правами?
1. По законам Божеским и человеческим мы имеем право на честь, как люди и члены гражданского общества, и как христиане, купленные дорогой ценой. Никто не может лишить нас этой чести, пока мы сами не теряем ее и не делаемся притчей во языцех.
Но как мы должны пользоваться этим правом, как христиане? Бывают случаи в жизни, когда самая высокая честь христианина состоит в том, чтобы отказатъся от права на честь:
а) когда мы, покровительствуемые гражданским законом, могли бы подвергнуть суду нашего личного оскорбителя, но мы охотнее прощаем, из христианской любви, чем судимся;
б) когда мы, облеченные властью и внешними преимуществами, имели бы полное право подвергнуть наказанию своих подчиненных за их неуважение к нашей личности, то мы этого не делаем или ограничиваемся отеческим увещанием и угрозами и проч.
2. По законам Божеским и человеческим мы имеем право на свободу в своих действиях и предприятиях, в употреблении своего времени, в распоряжении своим имуществом. Никто не может отнять у нас этой свободы, пока мы сами не нарушаем свободы других и не делаемся тюремными узниками.
Но случается в жизни христиан, когда высшая их свобода требует отказаться от этой законной свободы.
Разве мы не имеем права в законное время есть и пить, что нам угодно? Однако же: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор. 8:13).
Разве мы не имеем права законно обладать и распоряжаться своим имуществом? Однако рыбаки, когда услышали призвание Господа к высшему служению, где требовалась совершенная нестяжательность: "И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним" (Мф. 4:32).
Разве мы не имеем права законно пользоваться временем для своих дел и занятий? Но однако, когда мы видим несчастного, требующего немедленной помощи, не должны ли пожертвовать своим временем в пользу другого? и т. д.
3. По законам Божеским и человеческим мы имеем право на награду за свои честные труды, за исполнение возложенных на нас Церковью и обществом обязанностей.
Никто, без нарушения справедливости, не может лишить нас этого права, пока мы сами не теряем его вследствие своей беспечности, злоупотребления и недобросовестности.
Но всегда ли христианин должен пользоваться этим правом?
Когда мы, под покровительством гражданского правосудия, могли бы выжать последнюю копейку у несостоятельного должника, когда мы имели бы право взыскать нашу плату за труды с тех, для кого трудились, но которые, по каким-либо обстоятельствам, не могут нам заплатить, когда мы требованием законной награды могли бы повредить высшей цели, для которой трудимся и т. д., тогда высшая награда христианина требует отказаться от права на награду.
Так поступал апостол Павел (ст.12, [847] 17, [848] 19 [849]). Так должны поступать в иных случаях и мы, для которых слава Божья и благо ближних должны быть выше всех прав.

О жертвах для добра

"Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову" (ст.12).
Апостол Павел, хотя имел полное право получать от коринфян все, для него нужное к содержанию, однако не хотел ничем пользоваться от них, но терпел всякую бедность и нищету, лишь бы только не произошло какого-либо препятствия в проповедании Евангелия (ст.12).
Таким образом, для дела Божьего он охотно жертвует всеми временными благами, позволительными по законам Божиим и человеческим.
1. Что разумеется под жертвами для добра?
а) Это лучше всего объясняют примеры. Апостолы имели святое призвание распространять Евангелие. Это не могло обойтись без борьбы, сопротивления и проч. Но так как учение Иисуса Христа и их обязанность были для них дороже всего на свете, то они охотно отказывались от чести и имущества, терпели всевозможные лишения, чтобы беспрепятственнее служить благовествованию Христову.
Мать жертвует покоем, здоровьем и жизнью, чтобы спасти больного ребенка от смерти.
Отец для блага семейства приносит в жертву свои силы, здоровье и имущество, лишается всего, чего он может лишиться, чтобы осчастливить тех, благо которых дороже для него его собственного блага.
Честные труженики, которые из ревности к благу и славе отечества жертвуют своими силами, имуществом, жизнью и т. д.
Друзья, подвергающие опасности свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого и т. д.
б) Жертва для добра состоит, таким образом, в том, если мы добро, т. е. истину, веру, добродетель, благо людей, считаем выше всех земных благ, выше чувственного удовольствия, здоровья, богатства и чести.
Жертвы для добра суть такие поступки, при которых мы отвергаемся самих себя, отказываемся от выгод, удовольствий, временного блага, чтобы исполнить наш долг, быть добродетельными и споспешествовать добру.
2. Такие жертвы для добра необходимы, потому что иначе:
а) Мы не можем быть добродетельными. Добродетель есть готовность к исполнению добра и обязанностей из любви к Богу. Если мы делаем добро только из-за земных выгод и расчетов, то мы поступаем корыстолюбиво и самолюбиво, и, следовательно, не имеем никакой истинной добродетели.
Ты хочешь достигнуть совершенства в добродетели: делай добро и тогда, когда оно не обещает тебе никаких выгод, или противно твоим чувственным наклонностям.
Ты должен засвидетельствовать истину, но ты боишься навлечь на себя вражду людей: если ты жертвуешь их благорасположением для своего долга, то ты поступаешь справедливо и добродетельно.
Ты можешь помочь несчастному, спасти нуждающегося от смертной опасности — но только с пожертвованием твоего спокойствия и с опасностью твоей собственной жизни — не страшись жертвовать всем! и т. д.
Такова истинно-христианская добродетель!
б) Мы не можем не содействовать добру. Для успеха истинного добра и для побеждения зла необходима жертва. Добро всегда должно бороться со злом, истина — с забуждениями и предрассудками, добродетель — с пороками, общественное благо — с замыслами частного корыстолюбия.
Без напряженного усилия всех добрых людей, без ревности, не пугающейся никакой жертвы, можно ли победить зло и достигнуть добра?
Иисус Христос хотел посредством Своего учения распространить истину и добродетель, искупить и осчастливить всех людей, — и принес Самого Себя в жертву.
Апостолы, проповедуя Евангелие иудеям и язычникам, должны были решиться претерпевать гонения и преследования, отречься от всех земных благ, пожертвовать собственной жизнью, чтобы содействовать успеху Евангелия.
"Все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову," (ст. ср. 1 Кор. 4:11–13 [850]).
3. Такие жертвы богато награждаются Богом.
а) Апостолы за все скорби и лишения благ земных были обильно награждены уже здесь сознанием, что они делают великое Божье дело, что благодаря их усилиям весь мир просветился светом Евангелия и т. д. Так будем радоваться и мы, если не щадим жертв для споспешествования добру, как родители — для блага наших детей, как люди — для блага наших собратий.
В этой радости об успехе добра, в этой любви и благодарности тех, для которых мы его делали, мы чувствуем себя счастливыми и награжденными.
б) Но еще большая награда за жертвы для добра ожидает нас в другой жизни. "Очи Господа обращены к праведным" (1 Пет. 3:12). Он знает, с каким усилием и самоотвержением мы делали добро. Не будет ли Он праведным мздовоздаятелем?
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь" (1 Петр. 3:14. Мф. 5:10–12 [851]).

Истинно-христианская любовь неутомима в делании добра

"Все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову" (ст.12).
Апостол Павел представляет собой пример неутомимой любви в делании добра.
Делать добро, содействовать духовному и материальному благу людей составляет обязанность каждого человека.
Но большая часть людей скоро утомляется в делании добра, в исполнении своих обязанностей к другим. Они боятся труда, усилия, лишений, жертв, неблагодарности. Их любовь охлаждается, ревность проходит, если они не пожали тех выгод, на какие рассчитывали от добра. Может ли такая любовь назваться христианской?
Истинно-христианская любовь неутомима в делании добра.
1. Свойство этой любви.
Любовь, неутомимая в делании добра.
а) Не прекращается и не ослабевает до тех пор, пока не достигнет чего-либо доброго. Необозримо велик круг деятельности христианской любви. Она обнимает вещественное и духовное благо людей, благо всего человечества. Поэтому она не перестает споспешествовать добру, пока находит случай к тому, — пока есть хотя один человек, требующий участия, помощи, милосердия.
A когда и где не было таких людей? Посмотрите вокруг себя, — и вы всегда найдете печальных и озабоченных, требующих утешения, бедных и нуждающихся, умоляющих о номощи, отвергнутых и угнетенных, чающих защиты и поддержки, заблудших и порочных, требующих исправления и т. д. Какой обширный круг для деятельности христианской любви!
Конечно, она не может помогать всем. Силы человека ограничены, он зависит от обстоятельств, должен сообразоваться с различными отношениями, думать при употреблении своих сил и средств прежде всего о ближайшем. Но при всем том истинный христианин неутомим в своей любви к деланию добра. Он — не наемник, действует не по расчетам своекорыстия и самолюбия, но по сердечному благожеланию, увлекаемый святой ревностью к добру.
б) Остается той же самой, несмотря на препятствия, опасности и страдания, претерпеваемые ею на пути добра.
С какими трудностями и препятствиями должен был бороться апостол Павел при распространении Евангелия! Однако ж он говорит: "все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову" (ст.12 ср. 1 Кор. 4:12; [852] l Фес. 2:2 [853]).
Так и наша любовь к добру не должна утомляться при затруднениях и препятствиях, не должна страшиться опасностей и страданий. Нередко случается, что лучшие намерения бывают заподозрены, благороднейшая ревность оклеветана, величайшие благодеяния преследуемы неблагодарностью.
Но, несмотря на эти печальные опыты, любовь истинного христианина не изнемогает в своей ревности к оказанию добра другим. Посмотрите на мать, которая, из любви к своим детям, лишается всего, терпит и переносит все, не страшится никакого труда и опасности! Посмотрите на доброго отца, как он заботится, напряженно трудится, жертвует покоем, удовольствиями, состоянием, чтобы содействовать благу своих детей!
Такова христианская любовь, неутомимая в добре! Она все переносит, все терпит, чтобы осчастливить других.
2. Достоинство такой любви.
Эта любовь имеет великое достоинство, потому что:
а) Она дает человеку самое высокое достоинство. Достоинство человека зависит от того употребления, какое он дает своим силам, способностям и благам, — от расположения, какое руководит им при этом, — от свойства поступков, к которым направлено его расположение. Но y кого все это более согласно с законами добродетели, как не у истинного христианина, которого любовь к добру никогда не утомляется?
Его расположение чисто от зависти, недоброжелательства, своекорыстия, самолюбия, ленности. Он господствует над своими пожеланиями и страстями, чтобы они не препятствовали ему в исполнении обязанности к ближним. Что он делает для блага других, то происходит не из тщеславия, а от сердца, полного любви. Не достоин ли такой человек величайшего уважения, хотя бы он принадлежал к низшему сословию!
Любовь, неутомимая в добре, уподобляет нас Богу, Которого добродетель каждое утро нова. Она уподобляет нас Иисусу Христу и возвышает нас до высочайшего достоинства.
б) Она также весьма благодетельна. Уже каждое обнаружение любви к добру — благодетельно. Каждый частный поступок справедливости, доброты, милосердия содействует благосостоянию людей и приводит к добру.
Но что значит это добро в сравнении с добром любви, неутомимой в добре? Как солнце всегда светит и всюду лучи свои разливает для блага всего творения: так действует христианин, любовь которого никогда не истощается и не прекращается, пока ее деятельность не достигает блага своих братий.
Как многие находят в нем мудрого советника, участливого друга и утешителя, мужественного покровителя, добровольного помощника!
в) Она богато награждается. "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Добро, которое мы делаем, есть семя, за которым следует жатва, часто уже здесь, но непременно в будущей жизни.
Как награждает уже нас сознание, что мы исполнили свое назначение, уподоблялись Богу и содействовали Его целям! Воспоминание о добре, оказанном нами, делает нас счастливыми и доставляет нам отраду и утешение даже в минуты скорби.
Любовь и благодарность тех, для которых мы трудились, уважение всех добрых и честных людей, которые нас знали, следует за нами до гроба и прославляет наше имя даже после смерти.
Но высшая и совершеннейшая награда будет для неутомимой любви в той жизни. Каждое ничтожное семя добра, посеянное нами, даст плод сторицей. A "кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9:6). Поэтому не будем скорбеть, делая добро: "в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал. 6:9).

Как христианин должен относиться к несправедливым суждениям людей о нем?

"Вот мое защищение против осуждающих меня" (ст.3.)
Между христианами коринфской церкви появились лжеучители, заподозрившие апостольское достоинство святого апостола Павла и утверждавшие, что он не видел Господа и не был послан Им на проповедь, подобно прочим апостолам.
На клеветы врагов святой апостол Павел отвечает опровержениями. "Если для других я не Апостол," говорит он, "то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе" и т. д. (ст.2, 3)?
Таким образом, апостол защищается против обвинений. Это дает нам случай ответить на вопрос: Как христианин должен относиться к несправедливым суждениям людей о нем?
1. Иногда он не должен ни говорить, ни действовать.
Христианин не должен иной раз обращать никакого внимания на неблагоприятные о нем отзывы людей.
а) Люди часто судят, вовсе не понимая дела. Примеры! С непонимающим нечего спорить и искать права, пусть себе говорит и рассуждает!
б) Люди думают часто вовсе не так злобно. Примеры! Они часто судят из ветренности и легкомыслия. Пусть себе говорят. Им часто не верят.
в) Молва часто не так велика, как нам кажется. Сказанные слова нередко опять возвращаются к тому, кто их произнес. Если бы мы захотели тут защищаться и жаловаться, то сделали бы из ничтожного дела великое.
Вообще, если в этих и других случаях не говорят и не действуют, то это служит признаком доброй совести и христианского великодушия.
2. Иногда он должен говорить и по обстоятельствам действовать.
Должны часто говорить и действовать по примеру Иисуса Христа и апостолов. В каких случаях защищался Иисус Христос? Как делал это апостол Павел?
а) Если оскорбление касается должности или деятельности, то следует говорить. Апостол Павел. Начальник не может позволить сказать себе столько неприятностей, сколько частное лицо, отец семейства — сколько сторонний человек.
б) Если оскорбляется истинная честь. Это не всегда бывает на деле.
Если не защищают своей чести, то теряют честь, и тогда каждый осмеливается касаться ее.
в) Если дело касается чести Божьей. Добро, как добро, исполнение обязанностей, совершение воли Божьей часто подвергается оскорблениям и ложным пересудам. Тогда ревнуют по Боге и показывают, что честно и достохвально.
3. Но всегда он должен строго испытывать себя.
При всех обстоятельствах необходимо испытывать себя, нет ли чего-либо справедливого в невыгодном суждении людей о нас. Великое несчастье для многих людей заключается в том, что они не хотят видеть и примечать своих недостатков. Тогда большей частью оправдывают сами себя и обвиняют других. Но часто правда бывает наоборот. Что должны мы тут делать?
а) Всегда просить Бога об истинном самопознании. "Познай самого себя!" Тогда не будет ложного суждения.
б) Если зложелательные люди произносят неблагоприятное мнение, то нужно верить, что они имеют отчасти право на это. Ты, быть может, был неосторожен, неблагоразумен и т. д.
Родителям, братьям, жене и т. д. ты должен верить вполне, почему же тогда те, которые любят тебя, должны неблагоприятно судить о тебе?
в) После первого самоиспытания человек должен исправиться и прибегнуть к покаянию. Тогда неблагоприятные отзывы уменьшатся, а, может быть, совершенно прекратятся.

Значение надежды в религиозно-нравственной жизни

"Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое" (ст.10).
Земледелец пашет землю, в надежде сбора колосьев; молотящий прикасается к своей надежде, видя в руках долгожданное жито. [854] Так в вещах житейских, так и в вещах духовных.
Надежда побуждает к деяльтельности. Но она также и остается, если не остается ничего другого. Она побуждает и остается; она есть первое и последнее.
1. С одной стороны первое — надежда побуждает.
Отнимите надежду, и все человечество погрузится в беспечность. Отнимите надежду, и все науки, искусства и добродетели прекратятся. Почему кормчий вверял бы свою судьбу морю, если бы не имел никакой надежды на прибыль? Почему земледелец повергал бы свои семена в землю, если бы не надеялся на жатву? Почему христианин веровал бы в своего Искупителя, если бы не питал надежды на вечное блаженство?
Надежда, следовательно, не есть что-либо праздное, она побуждает к добру, к разнообразной деятельности. К чему именно?
а) Она побуждает к земным делам. Надежда на жатву побуждает земледельца взяться за плуг, сеять и вообще трудиться. Надежда на успех побуждает учащих и учащихся. Посему и говорит псалмопевец: "Уповай на Господа и делай добро" (Пс. 36:3).
б) Она побуждает к получению земных благ. Без надежды на выздоровление больной не обращался бы к врачу. Без надежды стяжать себе долгую жизнь через добродетель, иной вовсе оставил бы добродетель. Без надежды на признательность со стороны людей, многие не посвящали бы себя высоким стремлениям. Все это, конечно, самолюбивые побуждения, но однако лучше какое- нибудь добро, чем никакого!
в) Она побуждает к снисхождению к грешникам. Ни в одном грешнике не подавлена совершенно надежда на исправление. Мы питаем надежду, что все грешные люди могут еще легко исправиться, и потому не обвиняем их, так как они еще в состоянии быть лучше нас и взойти прежде нас на небо.
г) Она побуждает к лишениям. Почему столь многие люди так легко лишаются многого? Они в состоянии это делать только в надежде, что будут обильно вознаграждены на небе!
д) Она побуждает содействовать исправлению других. Если бы во всех нас господствовала худая мысль: "ничто не принесет пользы, все напрасно: кто хочет быть плохим, того нельзя удержать и проч." — тогда учителя, воспитатели, Церковь и правительство прекратили бы всякую воспитательную деятельность.
Но надеются: "не всякое семя падает на худую почву." "Доброе воспитание, думают, принесет много пользы," — и в соответствии с этой надеждой трудятся.
е) Она побуждает нас к самоисправлению. Человек падает и восстает, опять падает и поднимается. Если бы он думал, что это падение для него последнее, после которого он не в состоянии встать, тогда он шел бы в ад. Но он надеется, наконец, одержать победу над собой — и идет к небу. "Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое" (Псал. 26:14). "Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него" (Дан. 13:60).
2. С другой стороны последнее — надежда остается.
Скорби всех родов постигают странников земных. Но надежда не проходит. Она остается у нас, как последнее, несмотря на все скорби и лишения.
а) Надежда остается у бедного и оставленного. "Не все будет так худо, Бог и люди смилосердятся, настанут лучшие времена, в богатом небе я получу возмездие, бедность исчезнет!" Так надеется самый беднейший.
б) Она остается у каждого несчастного. В горе и болезни, в преследованиях и озлоблениях думает и надеется христианин: "не долго будет это продолжаться, моя невинность станет известной, на небе ожидают радости!"
в) Она живет в немощном. "Бог не попустит искушения выше наших сил. Мы побеждаем ради Возлюбившего нас, ничто не может разлучить нас от любви Божьей." "Дух подкрепляет нас в немощах наших" (Рим. 8:26 [855]).
г) Она живет в грешниках. "Госполь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет.3:9) "Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою" (Лук.15:18). "Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника" (1 Иоан. 2:1).
д) Она остается у умирающих. "Я иду в лучшую жизнь, о моих позаботится Бог!"
е) Она остается у осиротелых. "Мы опять увидим друг друга и возрадуется сердце наше" и т. д.