Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 11-ю Неделю по Троице
Филарета, митр. Москов. Соч., т. IV, стр. 56.
Арсения, митроп. Киевского. Соч., часть I.
Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч., т. I, стр. 141
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 73.
Евсевия, арх. Могилевского. Пр. на воскр. и пр. дни, часть. I, стр. 276.
Виссариона, епис. Поуч. гов. в Костроме, стр. 142.
Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочиненияй т. I, стр. 437.
Путятина, Р. прот. Полное собрание ч., стр. 123.
Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 91.
Шумова, свящ. Сборн. общ. поучений, стр. 176.
Лядского А., свящ. Поуч. на дни воскресные, стр. 174.
Дьяченко Г., свящ. Ежеднев. поучения.
[603] Непрестанно молитесь.
[604] Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.
[605] услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
[606] Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
[607] Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
[608] И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
[609] Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
[610] Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
[611] Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
[612] Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
[613] Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой.
[614] Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах.
[615] к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
[616] Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
[617] Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
[618] Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
[619] Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
[620] А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
[621] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
[622] И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
[623] Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
[624] и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
[625] И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
[626] Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
[627] Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
[628] И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
[629] Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.
[630] Непрестанно молитесь.
[631] Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.
[632] Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
[633] и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
[634] Святой Григорий Назианзин.
[635] Святой Амвросий in рsаlm. XLV.
[636] Блаженный Иероним на 10 гл. Евангелия от Матфея.
[637] И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
[638] И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
[639] И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
[640] Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
[641] А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
[642] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
[643] И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
[644] все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
[645] Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
[646] И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
[647] не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
[648] и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня
[649] Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
[650] И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
[651] Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
[652] Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
[653] И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
[654] И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.
[655] Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
[656] Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
[657] По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
[658] к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.
[659] Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
[660] И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
[661] Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
[662] Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
[663] Святой Иоанн Златоуст бесед. 17 на Матф.
[664] Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
[665] Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
[666] Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
[667] Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
[668] Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
[669] Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
[670] Этот текст может служить особенно прекрасной темой для проповеди или речи законоучителя в учебных заведениях, перед началом учения. Все дневное зачало дает ему богатые мысли о том, как важна ответственность учителей, принимающих на себя обязанность воспитания детей.
[671] Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
[672] Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
[673] Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
[674] Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.
[675] Ориген. Соmm. in Mаth. 3.
[676] Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
[677] Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
[678] на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
[679] Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
[680] Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;
[681] Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
[682] Блаженный Августин 10:9.
[683] Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
[684] Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
[685] Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
[686] Митр. Филарет, Тв. Святых Отцов. 1848. 2.
[687] Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
[688] Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
[689] а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
[690] Святой Иоанн Златоуст бесед. 25 к Рим.
[691] Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
[692] Блаженный Августин lib. dе аnimа.
[693] Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
[694] Святой Амвросий Lib. 13 еx. с. 8.
[695] Святой Иоанн Златоуст Ноm. in. рs. 48.
[696] Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
[697] Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
[698] Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.
[699] Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
[700] потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
[701] Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
[702] Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.
[703] Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
[704] Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
[705] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
[706] Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
[707] Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
[708] Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.
[709] если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его.
[710] Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
[711] Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
[712] Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
[713] Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
[714] Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
[715] Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень".
[716] А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
[717] Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
[718] Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
[720] Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
[721] Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.
[722] Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
[723] А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
[724] Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным;
[725] А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. Поражен Ефрем; иссох корень их, — не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами.
[726] а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
[727] знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
[728] и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
[729] Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
[730] И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
[731] И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
[732] тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
[733] И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
[734] И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него
[735] и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
[736] Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать.
[737] Палладия, епископа Рязанского и Зарайского (ныне митрополита Санкт-Петербургского).
[738] Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию.
[739] И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
[740] Евангелие за воскресной литургией в 9-ю неделю по Троице — Мф.14:22–34 (зач. 59). Сравни Марк. 6:45–51; Иоан. 6:16–21.
[741] В повествовании ев. Иоанна отмечена эта подробность глаголом "гребше," который, к сожалению, в русском переводе потерял свою характерность, превратившись в неовределенное выражение "проплыв" (Иоан. 6:19).
[742] В Евангелии Марка от 13:35 точно, на туземном языке обозначаются эти четыре стражи: вечер, полночь, время пения петуха (петлоглашение) и утро. Каждая стража продолжалась 2 1/
2-3 часа, смотря по времени года. "
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру."
[743] Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
[744] И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
[745] Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
[746] Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
[747] Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
[748] Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
[749] Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
[750] Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
[751] ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
[752] И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.
[753] Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
[754] но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни.
[755] Блаженного Августина dе роеnit.
[756] Святой Амвросий 1. 2 dе роеnit.
[758] Святого Иоанна Златоуста бесед. 6 in Mаth.
[760] Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
[761] ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
[762] ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
[763] Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
[764] ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
[765] И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
[766] И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
[767] Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
[768] Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.
[769] Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
[770] Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
[771] Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
[772] Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
[773] коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.
[774] Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
[775] Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
[776] но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
[777] Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
[778] И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков
[779] Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
[780] И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
[781] Святой Иоанн Златоуст, бес. 2 к Фес.
[782] в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
[783] употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому.
[784] Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.
[785] но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.
[786] Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
[787] не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души.
[788] И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
[789] выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
[790] Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
[791] Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
[792] Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
[793] как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.
[794] Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
[795] Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
[796] Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
[797] Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
[798] Святой Иоанн Златоуст, кн. IIΙ, о свящ.
[799] Блаженный Иероним 1. 3. на Езек. 44 гл.
[800] проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
[801] Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере.
[802] От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
[803] Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его.
[804] Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
[805] Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении.
[806] и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
[807] Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
[808] Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
[809] Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
[810] Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня
[811] Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
[812] Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.
[813] Блаженный Иероним, 1. 3 на. Езек. 44 гл.
[814] И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
[815] Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
[816] Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
[817] и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
[818] ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.
[819] сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
[820] Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
[821] Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
[822] Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
[823] не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
[824] в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
[825] употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому;
[826] Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся.
[827] хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
[828] Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
[829] Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.
[830] Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
[831] Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые.
[832] Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
[833] В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.
[834] зная, что испытание вашей веры производит терпение;
[836] Талант составляет около 2.400 руб., следовательно,
десять тысяч талантов составляет около 24.000.000 рублей серебром (1899). Монетная система в древней Палестине состояла пз следующих единиц: 1 гера = 4 коп.; 1 бека= 40 коп.; 1 сикль= 80 коп.; 1 мина = 48 руб.; 1 талант (50 мин) = 2,400.
[837] Динарий — мелкая монета.
[838] Блаженный Августин Lib. III, с. 4 dе сivit. Dеi.
[839] Святой Bасилий Великий; in ilеx
[840] Блаженный Августин, Ноm. 38.
[841] Блаженный Иероним; аd Dеmеtr.
[842] Святой Амвросий, Ргоес 2 аd miss.
[843] Святой Исидор Пелусиот, 1. III с. 211.
[844] Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
[845] ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
[846] В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
[847] Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
[848] Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
[849] Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.
[850] Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
[851] Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
[852] и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
[853] но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
[854] Жито — рожь, обычное простонародное название. (прим. ред.)
[855] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
[856] Николая епископа Алеутского.
[857] если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него.
[858] Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
[859] Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.
[860] Дальнейшее объяснение притчи заимствовано из беседы Дмитрия, архиепископа Волынского.