II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 15:1-11

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении этой недели Святой Апостол Павел напоминает христианам
1) о необходимости твердого убеждения в истинах Евангелия (ст.1. 2) и
2) о возможности такого убеждения посредством уверенности в воскресении Иисуса Христа (ст.3-11).
1. Для каждого необходимо иметь спасительное убеждение в истинах Евангелия вообще.
Мы должны знать твердое основание того учения, в котором наставлены (Лук. 1:4 [918]) для того, чтобы всегда быть готовыми к ответу всякому, вопрошающему нас о нашем уповании (1 Петр. 3:15 [919]). Поэтому обязанности пастыря Церкви — указывать твердое основание истин веры, дабы привести своих пасомых к спасительному убеждению, удалить и опровергнуть всякие сомнения, нападения и недоумения в деле веры, а обязанность каждого пасомого — стремиться к этой непоколебимой уверенности в спасительных истинах.
а) "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам," говорит апостол (ст.1). Я снова хочу предложить вам благовествуемую истину, новым основанием подкрепить ее, новыми доказательствами убедить вас в ее важности и несомненности. Такое напоминание необходимо, ибо мирская суета, житейские заботы и естественная наклонность ко греху часто отодвигает божественную истину на задний план, мы совершенно забываем ее, или не с полной живостью и ясностью сознаем ее.
"Евангелие … которое вы и приняли, в котором и утвердились" (ст.1), но между вами теперь появились лжеучители, которые хотят поколебать ваши убеждения, возбудить сомнения и увлечь вас от истины к заблуждению, посему напоминание об евангельских истинах тем более необходимо, чтобы вы опять ясно сознавали их, и оставались в непоколебимом убеждении. Первый враг Евангелия — надменный разум, если он не сознает своей ограниченности и не хочет подчиниться Божьему Откровению, о котором он сам по себе не имеет никакого понятия. Сомнения кичливого разума, равно как и нападения развращенного сердца, можно поражать только Словом Божьим, на котором должен основываться и которого должен держаться тот, кто хочет приобрести непоколебимое убеждение, как в истинах божественных вообще, так и, в частности, в истине воскресения Иисуса Христа, которое служит основанием всего Евангелия (ст 14).
б) "Напоминаю вам, братия, Евангелиекоторым и спасаетесь" (ст. 1, 2). Евангелие есть не только божественная, но и спасительная истина, отсюда мы усматриваем новую для нас необходимость прочного в нем убеждения. Никакая другая истина, кроме евангельской, не обладает такой спасительной силой (Рим. 1:16; [920] Иоан. 7:16–17 [921]); поэтому она перед всеми прочими заслуживает нашего изучения. Каждый деятель, художник и ученый, каждый, имеющий какое-либо ремесло, должность или звание, заботится о приобретении необходимых для него познаний и посвящает на это время, силы, усердие и труд. Мы, как христиане, имеем общее звание — быть последователями Христовыми и наследниками вечной жизни; евангельская истина есть совокупность всего, что нам нужно знать для спасения, поэтому и необходимо и неизбежно запастись твердым убеждением в этой истине. Не заботиться о таком убеждении было бы преступным легкомыслием, гибельным равнодушием в отношении к Богу и нашему собственному спасению. Как верно то, что каждый хочет спастись и что только один Иисус Христос спасает, так несомненно и то, что мы не должны заблуждаться в познании об Иисусе Христе, или пренебрегать этим познанием. Ибо божественная истина тогда только может быть "сила ко спасению всякому верующему" (Рим. 1:16), если мы знаем Евангелие и соответственно с ним поступаем — но только так и в таком смысле, как и в каком оно нам предано, следовательно, только по изъяснению Церкви и в общении с Церковью, — о чем и говорит апостол: словом, "которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали (ст.2). Как апостолы благовестили нам, так мы должны и хранить, т. е. правильно понимать благовествование Христово, чтобы тщетно веровать. Правильное понимание божественной истины и надлежащее соблюдение ее зависит от того, когда мы, при руководстве Церкви, стараемся приобрести себе спасительное убеждение. Чем яснее мы понимаем Евангелие, чем глубже изучаем его, как оно нам передано и как оно хранится в единой, истинной Церкви: тем тверже мы сами становимся в нем. Стойкость в вере зависит, таким образом, от силы убеждения в евангельских истинах вообще, и след., иметь это убеждение необходимо.
2. Твердое и непоколебимое убеждение в истинах Евангелия возможно только лишь при уверенности в воскресении Иисуса Христа, которое служит основаним всех истин и которого достоверность выше всякого сомнения.
Эту достоверность апостол доказывает многими и многоразличными, в высшей степени несомненными доказательствами.
а) "Я первоначально преподал вам, что и сам принял," говорит он (ст.3), т. е. все учение евангельское, которое вы приняли от меня и сущность которого заключается в двух пунктах: "что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (ст.3, 4), — все содержание этой христианской истины не мной выдумано, не человеческой мудростью изобретено или внушено и, следовательно, неверно; напротив, я первоначально преподал вам, что и сам принял, по особенному откровению Самого Господа, и несомненность преданного мной учения о смерти и воскресении Иисуса Христа утверждается на Писании; все, что я предал, предал по Писаниям и сообразно с Писанием, и, следовательно, имеет свидетельство само в себе. Учение о воскресении Иисуса Христа основывается не менее на Писаниях ветхозаветных, как и новозаветных: там пророчества, здесь история, там обетования, здесь исполнение, там оно представлено в символах и образах, здесь в действительных, уже совершившихся событиях (ср. Деян. 2:22–32 [922]). Кто испытывает Писания, тот убедится в истине бывшего уже воскресения Христова. Эта несомненность основывается на несомненности и действительности смерти Христа Спасителя; как верно, что Он умер, следовательно, и Его воскресение столь же истинно, как и действительно, и, кроме этого, подтверждается еще многими другими свидетельствами.
б) Если уже свидетельства Писаний ставят воскресение Иисуса Христа вне всякого сомнения, то в достоверности этого события мы еще более убедимся посредством различных явлений воскресшего Господа Своим верующим. Некоторые из этих явлений приводит апостол (ст.5–7); о многих других говорит Евангелие. Вспомним об еммауских учениках, о Фоме, как он пришел к вере в воскресение Иисуса Христа, о событии (Лук. 24:36–43 [923]), где Спаситель убеждает сомневающихся в действительности Своего совершившегося воскресения. Соединим вместе все, что говорит нам евангельская история о явлениях Воскресшего, — и Его воскресение представится нам выше всякого сомнения, ибо Он являлся по воскресении не однажды, а многократно, не одному, а многим, являлся не вдали только, но говорил с ними, разделял с ними трапезу, они осязали Его руки и ноги, — одним словом, Он, после Своих страданий и смерти, "которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием" (Деян. 1:3). A однажды, говорит апостол, он явился более чем пятистам братиям (ст.6); из которых большая часть доныне в живых, вы можете спросить их, и они уверят вас в воскресении Христа, а некоторые уже почили с верой в Господа, воскресение Которого было также и для них свидетельством, что Он был воистину Сын Божий. За веру в воскресшего Господа были воздвигнуты гонения, которые со своей стороны служат наисильнейшим доказательством истинности воскресения Распятого и Погребенного.
в) Третье свидетельство истинности воскресения Христова, приводимое апостолом, это — "его собственное обращение ", о котором он говорит с глубочайшим смирением, при мысли о своей прежней вражде к Евангелию (ст.8-10). Перед неистовым и ожесточенным Савлом является Сам Господь (Деян. 9:1 [924] и проч.). говорит с ним, облекает его в звание своего апостола, удостаивает его неоднократных явлений. Святой Павел знает, чем он был, и чем стал, и кто произвел в нем такую перемену; его собственный опыт был для него непреодолимым свидетельством, что распятый, погребенный и воскресший Иисус живет, сидит одесную Бога Отца, а не остался во гробе.
Воскресший Господь и ныне также содействует нашему спасению, управляет своей Церковью, — и кто следует Его учению, кто обращает внимание на судьбы своей жизни, тот убедится во вседействующей Христовой благодати, ищущей и влекущей его на путь спасения. Сделавшись истинными учениками Христовыми, мы живо ощущаем в себе Его действие в нас и, таким образом, убеждаемся собственным опытом в жизни Воскресшего; такой опыт, в соединении со свидетельством Слова Божьего, уничтожает в нас всякое сомнение в действительности воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Что же касается благодати, даруемой нам Воскресшим, то мы никогда не должны забывать, что это есть благодать, которая даруется нам без всяких заслуг с нашей стороны. Поэтому мы должны с особенным тщанием и верностью хранить ее. Если мы преуспеваем в добродетели или совершаем что-либо истинно великое, то должны приписывать это не себе, а Божьей благодати: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (ст.10). Нам даруется благодать, пока мы находимся в общении с Церковью, поэтому будем заботиться, чтобы быть верными и живыми членами тела Церкви Христовой, будем с ревностью трудиться ради царства Божьего и смиренно сознавать, что не мы совершили это, а "благодать Божия, которая со мною"(ст. 10). "Мы так проповедуем, и вы так уверовали" (ст.11)!

Что производит в нас вседействующая Божья благодать

"Благодатию Божиею есмь то, что есмь" (ст.10).
Все свои добродетели и подвиги апостол приписывает не себе, а вседействующей Божьей благодати. Tа же самая благодать помогает и нам делать всякое добро. Все, что мы есть, благодатью Божьей есть; все, что ни есть у нас доброго, совершили не мы, но благодать которая с нами. Чтобы подробнее узнать эту истину, посмотрим — что производит в нас вседействующая Божья благодать.
1. Она пробуждает и возбуждает совесть, побуждает к покаянию и обращению на путь истины и добродетели.
а) Примеры. Блудный сын, апостол Петр, святая Мария Египетская, блаженный Августин. Тысячи других людей точно таким же образом обратились на путь истины, хотя история и начало их обращения остались в неизвестности. Эта благодать стучит в двери нашего сердца и влечет всех к покаянию.
б) Возражение. Иной скажет: "я не ощущаю в себе и и следов этой благодати; я еще не чувствовал никаких действий ее и т. д." Это ложь! Откуда же происходит иной раз раскаяние, благородная решимость к обращению? Откуда — пустота и отвращение к любимому греху, страх и тоска? Конечно, не чувствуют этого голоса благодати, если преданы чувственным похотям, заглушили совесть страстями, обременены житейскими заботами. Кто не хочет слышать и чувствовать, тот не слышит и не чувствует.
в) Заставим себя пробудиться от греховного сна, — и благодать Божья поведет нас на путь покаяния и обращения. Если мы отвечаем на зов благодати, содействуем ей в вере, страхе, надежде, любви — тогда мы ради заслуг Иисуса Христа освобождаемся от греха, вины и наказания! Тогда всеосвящающая Божья благодать дается нам в оправдание.
2. Она озаряет наш ум.
От этого озаряющего действия благодати зависит дальнейшее наше спасение. Без божественного озарения мы никогда не найдем пути нашего спасения.
а) Бог со своей стороны дает нам благодать. "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою" (Псал. 31:8).
"Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф.16:17).
"Если душа не знает, что ей должно делать, то это происходит от того, что ей еще не дано знать." [925]
"Необходима помощь свыше и небесное научение, чтобы мы в состоянии были итти путем, ведущим к добродетели." [926] Апостолы в день Сошествия Духа Святого. Великие учителя Церкви. Тысячи других людей уже озарены Божьей Благодатью и обрели истинный путь. Наверняка и между нами не мало есть таких, которые получили от Бога совет, поучение и указание на истинный путь. Благодать Божья есть солнце, освещающее духовную тьму.
б) Но мы сами должны также просить у Бога благодати. "Близь Господь всем призывагощим Его, но призывающим во истине" (Псал. 144:18 [927]). Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта — так и благодать не озаряет души, если она не раскрывается в молитве. Молитва низводит озарение с неба. Если ты не знаешь никакого совета в важном деле, недоумеваешь, что делать, или что лучше делать при многих одновременных обязанностях, то молись. Иной не знал вечером, как помочь себе, но он молился — и утром его мысль озарилась. Иной был нерешителен: но он истинно молился в церкви, и озарение пришло ему.
3. Она утешает и согревает сердце.
Действующая благодать утешает и согревает сердце.
а) Это необходимо. Сердце человеческое часто так жестоко, самолюбиво, завистливо, холодно. Мы имеем столь многие и столь частые скорби, мы чувствуем себя так часто несчастными, а человеческое утешение так недостаточно для уязвленного сердца и т. п.
б) Приходит душевное тепло и утешение. Иной любил только землю и не желал ничего от Бога. Позже он научился любить Бога, любить более всего, научился молиться! Кто сделал это?
Святые апостолы пламенели любовью к Богу, когда приняли благодать. Кто содействовал этому?
Иной был безутешен и ни о чем не знал, как только о своем горе. Как иной видел в гробе возлюбленного только свое несчастье и свою потерю — и чудесное утешение проникло в сердце! Откуда пришло это утешение?
Как огонь согревает и бальзам исцеляет, так и божественная благодать.
в) Но наша обязанность — дозволять себя согревать и утешать. Что Бог нам предлагает, то мы должны принимать!
4. Она укрепляет свободную волю.
Действующей благодатью укрепляется свободная, но слабая воля. Это самое главное действие благодати.
а) Мы имеем нужду в этой благодати, и Бог дает нам ее. "Невозможное человекам возможно Богу" (Лук. 18:27). "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2:13). "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4:13). "Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе" (2 Кор. 2:14 [928]).
"Господь помогает нам во всех наших поступках и поддерживает нас." [929]
Мы слабы и мы это сознаем — поэтому Бог не может нас оставить. Он поддерживает и укрепляет нас.
б) Но мы должны содействовать благодати.
"Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами" (2 Кор. 6:1). "Не неради о пребывающем в тебе даровании"(1 Тим. 4:14). "Иже имать, дастся ему и преизбудет ему" (Мф. 13:12 [930]).
"Бог, Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою!" [931]
По учению святого Василия Великого Бог совершенно оставляет тех, которые пренебрегают Его благодатью. Как врач ничего не может сделать с больным, который не содействует ему, так и Бог и т. д. Но если мы содействуем (а это мы можем и должны), тогда нам удается добро. Сила Божья и человеческие усилия могут все! "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).

Какое влияние имеет вера в божественную благодатную помощь на нашу нравственную жизнь?

"Благодатию Божиею есмь то, что есмь" и т. д. (ст.10)
1. Она вселяет в нас самоуважение.
а) Не гордость и высокомерие возбуждается учением о благодатной помощи, потому что мысль о необходимости благодати ведет нас напротив к смирению, так как мы должны подумать: "как глубоко пало человечество, что мы, несмотря на высокое учение Иисуса Христа и на Его привлекательный пример, не можем делать добра без благодатной помощи! Как мы слабы, что сами по себе и без содействия благодати не в состоянии совершить ничего доброго!"
б) Но с этим смирением соединяется однако истинное чувство самоуважения. "Благодатию Божиею есмь то, что есмь" — говорит апостол с сознанием своего достоинства. Это самоуважение вытекает из мысли, что мы — храм Святого Духа, что Дух Божий живет и действует в нас, что Бог непрестанно печется о нас, что не только Бог Отец сотворил нас и принял в Свои чада, — не только Бог Сын искупил нас и сделал нас Своими братьями и сестрами, но и Дух Святой непрерывно руководит нами, охраняет и освящает нас.
в) Что же производит это самоуважение? Tо, что не предаются греху, избегают всякой нечистоты, всякой скверны плоти и духа. Может ли тут быть плотоугодие, невоздержание, ложь, обман, жестокосердие?!
2. Она возбуждает упование на Бога.
а) Не малодушие возбуждает в нас вера в помощь благодати, так как мы должны подумать, что мы сами по себе не в состоянии сделать ничего доброго. Недоверие к собственным силам не есть малодушие, а только повод искать помощи где-либо в другом месте и надеяться на высшую силу, которая "в немощи совершается," которая возбуждает в нас и "еже хотети и еже деяти" (Фил. 2:13).
б) Какую силу духа обнаружили робкие прежде апостолы в их проповеди в день Сошествия Святого Духа, в их подвигах, перед судилищами, при стольких препятствиях?
Такой дух и такое упование вселяет и в нас вера в благодатную помощь, если нас устрашает мысль, что мы одни мало можем что-либо сделать.
в) Если родители беспокоятся о своих благовоспитанных детях, чтобы они, несмотря на доброе воспитание, не испортились в дурных сообществах, если добрые юноши и девы думают о многих нравственных опасностях, если мы все, при нашей склонности к греху и злых привычках, помним наши немощи, если мы видим многих на злом пути и т. д. — то всемощная Божья благодать будет помогать нам!
3. Она побуждает к содействию ей.
а) Бог подкрепляет нас Своей благодатной помощью, но мы должны содействовать Ему. Он побуждает, возбуждает и влечет нас, а мы должны следовать по указанному им пути. Он умножает Свою благодать, если мы ревностно ей содействуем. Бог и человек, благодать и свободная воля совершают вместе добро. "Не я, впрочем" один сделал это, говорит апостол, "но благодать Божия, которая со мною" (ст.10).
б) Вера в такую благодатную помощь понудит нас к содействию. Если я знаю напр., что мне помогает кто-нибудь сильный в моих трудах в поле или дома, тогда я охотно тружусь с ним. Если я надеюсь на верную помощь от какого-либо врача, то я охотно следую его предписаниям. Так и здесь. Кто истинно верит в помощь благодати, тот охотно действует с ней!
в) Что я должен делать, чтобы получить отпущение грехов и затем остаться в состоянии благодати? Как мне поступать, если я хочу получить укрепление в подвигах благочестия, или уже получил его? Как мы должны обращаться со Словом Божиим, которое Дух Святой несет в наше сердце или уже принес?

Прогрессисты нынешнего времени, не забегайте слишком далеко!

"Напоминаю вам, братия, Евангелие … в котором и утвердились"(ст. 1).
1. Есть старая вера, в которой мы должны стоять неподвижно (ст.1, 2).
2. Есть старая книга, которой мы ни теперь, ни никогда не можем выбросить вон! "По Писаниям" (ст.3, 4).

Евангелие не есть что-либо выдуманное, но Богоданное

"Я первоначально преподал вам, что и сам принял" (ст.3).
1. Это действительно так. Апостол Павел: "преподал вам, что и сам принял."
Само содержание Евангелия таково, что никакой ум человеческий не в состоянии дойти сам собой до того, чтобы открыть советы Божьи об искуплении грешного рода человеческого.
Бог запечатлел его (Евангелие) великими делами и чудесами.
2. Что отсюда следует?
Евангелие есть нечто твердое и законченное.
Как и в каких словах оно предано, так и в таких мы должны принять его с благодарностью и смирением (ст.4).

Как спасительно частое воспоминание о наших прежних грехах?

"Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию" (ст.9).
1. Оно возбуждает смирение.
2. Оно напоминает о бдительности.
3. Оно побуждает к теме большой ревности для добра.