Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 14-ю Неделю по Троице

Арсения, митроп. Киевского. Собр. слов, бесед и реч., часть I.
Григория, архиеп. Казанского. Слова и беседы на все воскр. и праздн. дни, т. I, стр. 191.
Евсевия, архиеп. Могилевского. Беседы на воскр. и праздн. чтения из Апост. и Евангелия, часть I, стр. 348.
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 86.
Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочинений, т. II, стр. 473, 478.
Белоцветова прот. Круг поучений, стр. 102.
Шумова, свящ. Сборн. общепон. поучений, стр. 187.
Лядского Α., свящ. Поуч. на дни воскресные, стр. 191.
Кудрицкий В., свящ. Внебогослужебные беседы. Киев 1867 г., стр. 48.
Новгородский.Многоплодное семя. Сборник поучений на все воскресн. праздн. дни, стр. 203.
Дьяченко Г.,свящ. Ежеднев. поучения, стр. 235–245.
[861] Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
[862] Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.
[863] пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
[864] Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
[865] низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем.
[866] Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
[867] Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
[868] Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
[869] потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.
[870] Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
[871] А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
[872] дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
[873] а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
[874] А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
[875] Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
[876] Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
[877] Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
[878] Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
[879] но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
[880] Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
[881] Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
[882] потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
[883] Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
[884] Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
[885] Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
[886] Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни.
[887] Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес.
[888] Благо человеку, когда он несет иго в юности своей.
[889] Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это — суета!
[890] Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан.
[891] Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан.
[892] Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218.
[893] Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.)
[894] Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни.
[895] Блаженный Иероним посл. к Лете
[896] Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188.
[897] Святой Иоанн Златоуст: т. V изд. Бенед.
[898] Блаженный Иероним к Лете.
[899] Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес.
[900] Ibid.
[901] Блаженный Иероним посл. к Лете.
[902] Блаженный Августин; Ноm. 50 Suр. Iооnn.
[903] Святой Амвросий; Sеrm 2 in рs. 118.
[904] Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр.
[905] Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал.
[906] Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат.
[907] Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
[908] Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
[909] В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.
[910] Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
[911] А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
[912] Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
[913] Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
[914] Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения
[915] чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
[916] Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
[917] И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
[918] чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
[919] Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
[920] Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
[921] Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
[922] Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
[923] Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.
[924] Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
[925] Блаженный Августин; dе nаnt. еt grаt с. 18.
[926] Святой Иоанн Златоуст; бес. 19 на Mат.
[927] Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
[928] Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
[929] Блаженный Иероним; ор. IV, 99.
[930] ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
[931] Святой Иоанн Златоуст; бес. 37 на Мат.
[932] Прот. Белоцветова.
[933] И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
[934] Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
[935] См. на эту тему прекрасное рассуждение святого Кирилла Александрийского: "Какой богач спасется?"
[936] Речь первомученика Стефана (Деян. VII) представляет подробное историческое доказательство истины, о которой кратко сказано в этой притче. Иудейскому народу вверен был "виноградник" — истинная вера и Церковь (Исаии. 5: l-6); "оплот" виноградника — закон, данный на Синае (Втор. 7:8 и проч. Ефес. 2:14); "точило" — алтарь ветхозаветных жертв, точащий кровь животных; "столп" — храм с его святыней (Исх. XVIII. Втор. 1:9-18) Так изъясняют эту притчу святой Иоанн Златоуст, Дмитрий Ростовский и друг.
[937] Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
[938] Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
[939] Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны.
[940] Точило — приспособление для получения виноградного сока на виноградниках (прим. ред).
[941] Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
[942] и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
[943] Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
[944] Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
[945] Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
[946] Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
[947] Блаженный Иероним; бес. in Mаth. 26:41.
[948] Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
[949] Lib. l qе орif. munqi.
[950] посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
[951] От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
[952] Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
[953] И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
[954] Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
[955] Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
[956] На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
[957] то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
[958] ух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.
[959] Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
[960] а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
[961] И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света.
[962] Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
[963] и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
[964] Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
[965] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
[966] Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
[967] Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
[968] а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
[969] Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
[970] Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
[971] а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
[972] Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!
[973] С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
[974] Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.
[975] Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
[976] И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
[977] И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
[978] для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
[979] Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
[980] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
[981] Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
[982] Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
[983] Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
[984] Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
[985] Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
[986] Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
[987] Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее;
[988] Святой Иоанн Златоуст; in h. lосо.
[989] Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.
[990] Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
[991] Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
[992] Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
[993] Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении.
[994] Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
[995] Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
[996] Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.
[997] Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
[998] Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
[999] Так как в неделю 13-ю и 14-ю по Троице содержанием евангельских чтений служат притчи Христа Спасителя, то кроме частного изложения предлагается здесь еще общее рассуждение о притчах, могущее служить материалом и пособием для внебогослужебных собеседований. Предлагаемая беседа сказана в "Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви," и напечатана в "Церк. Вестнике" в 1893 г.
[1000] Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленных островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны.
[1001] И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
[1002] Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
[1003] Филарета, архиепископа Черниговского.
[1004] В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны. И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время.
[1005] И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться, и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.
[1006] И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя [Иоаса], на дворе дома Господня.
[1007] таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе.
[1008] Святой Иоанн Златоуст в 68 бесед. на Матф.
[1009] Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
[1010] И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу.
[1011] Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
[1012] Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению.
[1013] Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу.
[1014] а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
[1015] Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
[1016] Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
[1017] Спаситель указывает здесь на восточный обычай, по которому царь, приглашая на брачное торжество, заготовляет каждому из гостей торжественные одежды, в которые они должны одеться, прежде, чем приступат к самому торжеству. Таким образом, если человек в тексте не был одет в брачное одеяние, то это зависело: не от недостатка, ибо и для него, как принадлежавшего к числу званных, царь велел заготовить одежды, — не от неведения, ибо при самом входе к брачному пиршеству он был предуведомлен слугой царя о царской щедрости и в этом отношении, — но от упрямства со стороны приглашенного: он, или не хотел подвергнуться омовению, которое должно было предшествовать облачению в брачные одежды, или считал свое собственное одеяние приличным и достойным, и потому считал за унижение одеться в царские одежды, хотя бы они были еще драгоценнее и лучше. Виновность такого человека и нравственный смысл отсюда понятны сами собой.
[1018] Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
[1019] Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
[1020] И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
[1021] О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.
[1022] Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
[1023] и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
[1024] чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мир
[1025] Святой Амвросий; in рs. 45.
[1026] и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
[1027] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
[1028] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.
[1029] Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
[1030] Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
[1031] Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
[1032] Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
[1033] Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
[1034] как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве.
[1035] Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
[1036] А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
[1037] Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
[1038] Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
[1039] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
[1040] сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
[1041] Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
[1042] а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
[1043] ибо много званых, а мало избранных.
[1044] Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
[1045] Произнесено в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе свящ. М. Архангельским.
[1046] Из "слов" прот. Санкт-Петербургского унив. П. Солярского. См. "Церк. Вестник" № 33 за 1893 г.
[1047] Халупа — ветхое, убогое жилище (прим. ред.).
[1048] Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
[1049] Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
[1050] ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.
[1051] не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
[1052] Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
[1053] Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию.
[1054] а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец —
[1055] Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?
[1056] и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
[1057] Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
[1058] И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
[1059] Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня…
[1060] Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
[1061] Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.