II. Апостольское чтение. Зачало (181): 2-е послание к Коринфянам 6:1-10

1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении шестнадцатой недели говорится: О небесполезном употреблении Божьей благодати:
1. Что побуждает нас к небесполезному употреблению благодати (ст.1–2) и
2. В чем обнаруживается это небесполезное употребление (ст.3-10)?
1. К небесполезному употреблению Божьей благодати нас побуждают:
а) Настоятельные увещеваания Слова Божьего: "как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами" (ст.1), — увещевает апостол коринфских христиан. Коринфяне, как уверовавшие в Иисуса Христа, получили уже Божью благодать; радостная весть об отпущении грехов им возвещена; агнец Божий, вземлющий грехи мира, им проповедан; они уже усвоили верой и делами крестные заслуги Спасителя. Но при искушениях к отпадению от веры, при опасности сделаться опять холодными и равнодушными к делу спасения, Господь не останавливается на том, что коринфяне пришли уже некогда в общение с Ним, а присовокупляет устами апостола к первому благодатному призванию дальнейшие увещевания к верному хранению благодати.
Так Господь поступает и ныне со всеми нами; Он убеждает также и нас к небесполезному принятию благодати; все увещевания, какие исходят из уст пастырей, суть увещевания Самого Бога, посему апостол и говорит: "я, по данной мне от Бога благодати" (1 Кор. 3:10), "как мудрый строитель, положил основание" по Его призванию, в Его имя. Мы говорим вам не другое что, а Его слово, которое Он заповедал нам. Вы без сомнения внимаете голосу вашего земного отца, вы со вниманием запечатлеваете в сердце наставления или предостережения вашего доброго друга: не тем ли более вы должны внимать внушениям вашего Небесного Отца, вашего Спасителя, Который увещевает вас не бесполезно принять благодать Божью. Конечно, вы слышите эти увещевания из уст людей, но эти люди соратники Божьи; как верно то, что они проповедуют вам Слово Божье, так несомненно и то, что устами их проповедует Сам Бог (Лук. 10:16 [1175]). Поэтому не взирайте предвзято на лица пастырей, внимайте только их слову; они молят вас не бесполезно принять благодать, — и вы должны их слушать.
б) Tа истина, что Бог Сам с особенной заботливостью заьртится о нашем спасении. "Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе" (ст.2. ср. Исаии 49:8 [1176]). Во время бедствий Господь не оставлял Своего ветхозаветного народа, но избавлял его от врагов, освобождал от плена; помощь, которую получал Израиль во время благоприятное и в день спасения, была помощь от Господа. И вот этот Самый Господь для нашего спасения и избавления от греха, проклятия и смерти пришел на землю, Сын Божий сделался человеком (Иоан. 1:14 [1177]). Не ангелу или архангелу Бог поручил великое дело искупления, но Сам явился во плоти. Бог был во Христе и примирил мир с Собой (2 Кор. 5:21 [1178]). Для доставления нам благодати нужно было смирение и уничижение Богочеловека, послушание Его даже до смерти, — значит, благодать стоила Богу гораздо больше, чем творение всего мира. Можем ли мы, поэтому, бесполезно принимать или злоупотреблять благодатью, когда она куплена для нас ценой крови Сына Божьего (1 Кор. 7:23 [1179])?
в) Наконец-то, что для нас теперь истинное время благодати. "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (ст.2), — взывает апостол! Ныне то время, когда приемлется всякое прошение верующего (Иоан. 15:16 [1180]); ныне тот день спасения, о котором предсказывали пророки, и в который всякий, кто призовет имя Господне спасется (Иоиль 2:32 [1181]). Еще живем мы на земле, еще Евангелие царствия проповедуется, еще мы можем со страхом и трепетом совершать добрые дела для спасение, еще мы имеем время запастись, подобно мудрым девам, елеем любви для наших светильников, еще мы можем облекаться в брачные одежды заслуг Христовых. Но это благодатное время уходит с каждым днем, с каждым часом и может внезапно прекратиться для нас. Таким образом, и кратковременность жизни, и неизвестность смертного часа побуждает нас к небесполезному употреблению благодати.
2. В чем же обнаруживается у христианина небесполезное употребление Божьей благодати? (ст.3-10)
Во всей его жизни, в его поступках и словах, в его действиях и страданиях, в его борьбе и победе — что он есть, то есть он по благодати, что он делает, к тому он становится способным при помощи благодати, что он терпит и как страдает, в том он утешается и укрепляется благодатью, и чем более он предается благодати Божьей во Христе, тем яснее открывается, что он не бесполезно принял благодать.
а) Пользуясь надлежащим употреблением благодати, христианин всячески остерегается, чтобы "никому ни в чем не полагать претыкания" (ст.3). Как он захотел бы подать повод для согрешения или соблазн брату своему, за которого умер Иисус Христос? Он тщательно избегает пустословных бесед, легкомысленных суждений, соблазнительных поступков, ибо Он знает свое призвание, чтобы светом своей веры светить другим, чтобы поступать всегда "праведно и безукоризненно" (1 Фес. 2:10 [1182]) и во всей своей жизни возвещать добродетели Христовы. С другой стороны, захочет ли он постыдиться Иисуса Христа и Его Евангелия перед теми, которые не веруют во Христа и отвергают Его Евангелие? Следуя неуклонно по стопам распятого Господа, он распинает плоть свою и, не взирая ни на какие прельщения и угрозы, твердо хранит благодать, "чтобы не было порицаемо служение (благодати)" (ст.3 ср. 1 Кор. 9:12 [1183]).
б) При небесполезном употреблении благодати христианин "во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении" (ст.4) или в терпеливом перенесении всевозможных обид и оскорблений; в скорбях или бедствиях (Деян. 9:24–25 [1184]), в бедах или нуждах; в тесных обстоятельствах жизни; в ранах, в темницах, в неудобствах (Деян. 16:23 [1185]), постигающих за имя Христово; в трудах, чтобы послужить нуждам своим и ближних (Деян. 20:34 [1186]); со смиренномудрием и многими слезами (Деян. 20:19), , в бдениях, в постах (ст.4–5 [1187]).
в) Небесполезное употребление благодати обнаруживается у верующего, с другой стороны, во всех добродетелях, отличающих и украшающих истинного христианина, как слугу Божьего — в очищении или целомудрии (2 Кор. 7:1 [1188]); в разуме или в благоразумном христианском поведении (Рим. 12:2 [1189]); в долготерпении или в великодушном снисхождении к слабостям ближних; в доброте или в кротком со всеми обхождении (Рим. 2:4 [1190]); "в Духе Святом, в нелицемерной любви" (ст.6; 1 Иоан. 3:8; [1191] 1 Петр. 1:22 [1192]).
г) Силой Божьей благодати христиане утверждаются в слове истины, т. е. в Слове Божьем, в которое они веруют, как в слово истины (2 Кор. 2:17 [1193]), и в котором заключается для них сила Божья — этот обоюдуострый духовный меч, против всех врагов их. Они употребляют это Слово, как оружие правды для дела Господня, для распространения Его царства, для отражения диавольских нападений, — употребляют в правой и левой руке, для защиты и нападений, для сопротивления злу и охранения добра, и во всем этом успевают при помощи благодати (ст.7 [1194]).
д) В небезуспешном употреблении благодати христиане находят, наконец, величайшее для себя утешение при ненависти мира, при несправедливостях и притеснениях врагов. Сила благодати охраняет, поддерживает, укрепляет и исполняет их блаженным миром, даже и тогда, когда для мира кажется, будто они погибают (ст.8-10 [1195]). Как бы ни было жалко внешнее положение христианина, он всегда, при помощи благодати, радуется; при самой крайней нищете и бедности он богат небесными сокровищами и обладает всем необходимым для спасения своей души. Когда христианин так поступает, живет, страдает и радуется: тогда он не небесполезно принял благодать.

Как тяжело грешат те, которые не пользуются Богодарованными средствами для своего спасения и исправления?

"Как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами" (ст.1).
Апостол умоляет христиан, чтобы они небесполезно приняли благодать, чтобы старались об исправлении и усовершенствовании в добродетели.
Бог не только указал человеку высокое и великое назначение, но и дал ему также силы, средства и случаи к достижению этого назначения. Эти силы и средства называются благодатью, потому что она дается нам безвозмездно, по единой беспредельной Божьей любви к нам.
Кто не пользуется благодатными средствами для своего спасения, тот тяжко грешит.
Как тяжело грешат те, которые не пользуются Богодарованными средствами для своего спасения и исправления?
1. Они грешат против Бога.
Кто не пользуется благодатными средствами спасения, тот грешит против Бога, потому что обнаруживает этим свою неблагодарность Богу.
а) Коринфяне были язычники, жили в неверии и суеверии, в грехах и пороках. По воле всеблагого Провидения, они огласились благовестием Христовым, узнали о своем назначении и обязанностях и получили силы и средства к исправлению и освящению своих мыслей и жизни.
Это было для них "время благоприятное… день спасения" (ст.2).
Они должны были воспользоваться этим временем для своего спасения.
Они должны были припомнить то время, когда они и их отцы "жили в мире безбожни, без упования" (Ефес. 2:12 [1196]), без света, во тьме и сени смертной.
Они должны были оценить Божьи благодеяния и выражать свою благодарность небесполезным употреблением благодатных средств спасения.
Не тяжко ли согрешили бы они против Бога, если бы пренебрегали Божьей благодатью?
б) И нам также Иисус Христос дан от Бога в оправдание премудрости (Матф.11:19 [1197]), освящение и избавление.
Его Евангелие учит нас о нашем назначении и показывает, как мы можем его достигнуть.
Для нас также было "время благоприятное, день спасения," когда мы сделались чадами православной Церкви.
Через нее Бог посылает нам добродетель к нашему уму и сердцу; увещевает нас к исправлению, укрепляет нас в борьбе с плотью, дает силы к побеждению искушений. Он обещал нам благодать и прощение грехов.
Какое великое "облако свидетелей" Он дал нам для предостережения нас от греха и для укрепления в добре! (Евр.12:1 [1198]). Как мудро вел Он нас в течение всей нашей жизни!
Какими благодеяниями осыпал Он нас от самого детства, чтобы преклонить нас к послушанию Его воли!
Не должны ли мы за все эти доказательства Его доброты, за все эти средства и случаи к нашему исправлению, оказывать Ему благодарность небесполезным употреблением благодати?
в) Но испытай себя, христианин! Рассмотри твою жизнь и поступки.
Пользовался ли ты верно и добросовестно всеми случаями и средствами, какие Отец Небесный указывал тебе для твоего исправления? Если нет, то какая неблагодарность к Вседобрейшему? Какое презрение благодати? Какой грех против Бога?
2. Они грешат против самих себя.
Самолюбие побуждает каждого человека заботиться о своем благе и счастье, не только вещественном, но по преимуществу духовном.
Оно основывается на образовании и усовершенствовании духа, на добродетели и доброй совести.
а) Обязанность к самим себе требует заботиться о сохранении нашего тела, о приобретении доброго имени.
Но еще святейшая обязанность к самим себе побуждает нас быть добродетельными, искать царства Божьего и правды его, умереть для греха и ожить для правды, отвергаться нечестия и мирских похотей; целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке (Тит. 2:12 [1199]). К исполнению этой обязанности по отношению к самим себе Бог не только дал нам лучшее руководство в Своем Слове, в нашем разуме и совести, но и побуждает и поощряет нас к тому многочисленными случаями и обстоятельствами жизни.
Он представляет нам такие случаи, где мы можем приобретать познания, исполнять важные обязанности, быть лучшими и совершеннейшими.
Но если мы пренебрегаем этими случаями к нашему духовному преуспеванию — мы грешим против самих себя, делаем себя несчастными на всю вечность.
б) Многие люди пренебрегают этой святейшей обязанностью к самим себе, предпочитают чувственные радости и удовольствия духовным благам, спасению души.
Но если они думают быть счастливыми без добродетели, без исправления жизни, то они обманываются.
Внешнее благочестие, одно только наружное исполнение обрядов, не заменит недостатка внутреннего благочестия и добродетели.
Оно не дает никакого мира, никакого утешения в скорбях, никакой твердости духа в трудах и борьбе жизни.
Это бывает только наградой благочестивого сердца и жизни. Но "нет мира нечестивым, говорит Бог мой" (Исаии 57:21). Могут ли наслаждаться счастьем те люди, которые не пользуются временем и средствами к своему исправлению и спасению? A каждое самовольное пренебрежение добра есть грех против нас самих, который некогда накажется геенной.
Поэтому не будем бесполезно принимать благодать, пренебрегать днем спасения!

Никто не находит больше поощрений к терпению, чем христианин

"Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах" (ст.4).
К терпению во всех скорбях и бедствиях увещевает апостол.
Не все люди считают терпение добродетелью. Для многих оно кажется слабостью, а не добродетелью, потому что обнаруживается не в великих, блистательных делах, а в тихой покорности сердца.
Оно не встречает никаких похвал от мира, но бывает часто не узнано, не замечено, жалко.
Оно мало находит внешне заметных замечаний и поощрений, а должно все заимствовать из себя самого.
Поэтому мы находим так мало терпеливых между чадами мира.
Но истинный христианин терпелив, и никто не имеет большего поощрения к терпению.
Никто не находит больше поощрений к терпению, чем христианин.
Он находит их:
1. В учении и предписаниях своей веры.
Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры.
а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению.
"Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Евр. 10:36). "Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны" (Рим. 12:12). "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний" (Иак. 5:7). "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лук. 21:19). "Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью" (Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12; [1200] 2 Петр. 1:6; [1201] Сир. 2:1–5 [1202]).
б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому, христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться.
Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что "все содействует ко благу." (Рим. 8:28).
Христианин должен прощать, если его оскорбляют (Мф.5:39; [1203] Рим. 12:17, [1204] 19, [1205] 21 [1206]).
Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту (Мф.5:40; [1207] Иов. 1:13–15 [1208]). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем (Тит. 3:2 [1209]).
Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения?
Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению!
2. В примере Иисуса Христа и апостолов.
Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.
Потому что для каждого, живо чувствующего свои страдания и горе, терпение — тяжелая добродетель.
Но христианин имеет в своем Спасителе славный образ терпения во всех скорбях.
а) Иисус Христос переносил с величайшей покорностью и безропотно всю тяжесть Своего земного служения, все жестокости Своей земной участи. Он подвергался поношению и поруганию, и не воздавал поношением за поношение (1 Петр. 2:23 [1210]).
Он Сам имел мало радостей жизни, но однако помогал всем несчастным, чтобы сделать их счастливыми. "Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест" (Евр. 12:2 [1211]).
б) Подобно Ему и апостолы оказывали также величайшее терпение во всех скорбях и бедствиях: "нас огорчают, а мы всегда радуемся" (ст.5-10 [1212]). Они находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но не погибали (2 Кор. 4:8–9 [1213]).
Будучи укоряемы, они благословляли, будучи преследуемы, терпели (1 Кор. 4:12 [1214]). Если христиане представят себе эти примеры терпения в скорбях, не должны ли они тогда сами ободряться духом терпения? (Евр. 12:1–2 [1215]).
3. В обетованиях, какие христианская вера дает терпеливым.
В этих обетованиях находит христианин ободрение к терпению. "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иаков. 1:12). "Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас" (2 Тим. 2:12). "Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью" (Псал. 125:5).
"Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф.5:4) — Так обещает Слово Божье тем, кто с терпением переносят скорби и искушения. И Бог исполнит то, что обещал.
а) Терпение награждается уже в этой жизни. Оно облегчает страдания, смягчает всякое горе, препобеждает даже величайшие несчастья.
Как много выигрывает терпеливый в нравственной силе, в крепости духа через самообладание, через упование на Бога и любовь к людям!
б) Но славнейшая награда ожидает его в той жизни.
Не напрасно мы претерпеваем труды и скорби жизни, переносим оскорбления и преследования!
Бог — нам Мздовоздаятель.
"Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8:17–18 [1216]).

Кто вовлекает других в грех, тот оказывает:

"Мы никому ни в чем не полагаем претыкания" (ст.3), т. е. не подавая ни малейшего случая к соблазну.
Кто вовлекает других в грех, тот оказывает:
1. Дерзость против Бога.
Подавая ближнему повод для преткновения и соблазн, оказывают дерзость против Бога:
а) Против Бога Отца. Человек есть Божье творение, собственность Божья, Его образ и чадо. Если теперь вовлекают человека в грех, то похищают у Бога Его собственность, Его чадо и т. д. Какая дерзость похищать даже собственность людей! A собственность Божью!?
б) Против Иисуса Христа. Он пролил за нас Свою кровь, страдал и умер за нас. Мы — Его собственность, купленная дорогой ценой. Как дерзко теперь исторгать y Него то, что так дорого куплено? "Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа" (1 Кор. 8:12).
в) Против Святого Духа. Святой Дух очистил и освятил нас в таинстве крещения, запечатлел нас Святыми Дарами в таинстве миропомазания и проч. Кто теперь соблазняет ближнего, тот разрушает это дело Святого Духа.
2. Несправедливость против ближних.
а) Счастье их жизни разрушается. Как несчастливы те, которые больше не верят и не надеются? Которые не любят больше трудится, но предаются праздности, пьянству? Которые не оказывают повиновения родителям и властям? Которые меняют честь на позор? Которых преследуют угрызения совести и упреки родных?
б) A, быть может, и их вечное счастье уничтожено. Соблазнитель, конечно, может спасти еще свою собственную душу покаянием, но в состоянии ли будут сделать это соблазненные? "Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех… Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности." [1217]
в) A быть может соблазненные соблазняли и соблазняют еще других. Грех ищет сообщников, грех есть заразительная язва. "Кто подает соблазн, тот вовлекает многих с собою в погибель." [1218]
3. Жестокость против самого себя.
а) Его вина увеличивается. Не довольно ли уже своих собственных грехов? Должны ли еще прибавиться к ним чужие грехи? "Кто вовлекает во грех, тот совершает большее преступление, чем тот, кто грешит только за себя." [1219] Соблазнитель даст отчет перед Богом не за себя только, но и за соблазненных.
б) Его покаяние затрудняется. При покаянии надобно все привести в прежний добрый порядок. Но в состоянии ли будут это сделать, когда соблазненные имеют свободную волю?
в) Готовит себе тяжкое наказание. "Соблазняя других во грех, вы будете вдвойне наказаны." [1220]

Необходимость не бесподного принятия благодати

(Ст. 1).
1. Старайтесь не бесплодно принять благодать, ибо она совершенно необходима.
"Как глаз самый здоровый не может видеть, если не озаряется никаким лучом света — так и человек, как бы ни был по-видимому честен, не в состоянии, без благодати Божией, проводить добродетельной жизни." [1221] Или, "как корабль с расстоенными снастями наклоняется сюда и туда по произволу бури — так и душа, лишенная Божьей благодати, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее туда, куда направит ее демон." [1222]
Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет. К ней можно отнести слова Иова: 28:15–17. [1223]
2. Но она не действует без содействия человека.
"Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен, точно так же и благодать не действует без содействия самого человека, ни воля человека — без содействия благодати." [1224]

Как можно узнать, не бесплодно ли мы приняли Божью благодать?

1. Если мы понимаем и ценим дарованное нам во Христе спасение (ст.1. 2).
2. Если наша жизнь — без преткновения во грехе и наше служение — беспорочно (ст.3).
3. Если мы во всех случаях и обстоятельствах жизни представляем себе, как Божьи слуги (ст.4).
4. Если мы ради веры и спасения безропотно переносим скорби, гонения и преследования (ст.6-10).

О соблазнах

"Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение" (ст.3).
Часто внушает апостол христианам эту истину и словом своим и примером (1 Кор. 10:32–33; [1225] 8:13; [1226] Рим. 14:13 [1227]). Если мы вспомним при этом страшную
угрозу Спасителя всем соблазнителям (Мф. 18:6 [1228]), то поймем, почему апостол Христов так часто заповедует верующим не подавать ни в чем повода к соблазну, дабы их служение было беспорочно.
1. Гибельные следствия соблазна:
а) для общества вообще (1 Кор. 5:6. Сир. 11: 32);
б) для соблазнителя (1 Кор. 8:12. Лук. 17:1. 2);
в) для соблазняемого.
2. Средства к избежанию соблазна.
а) Любовь к Иисусу Христу, Который ценой крови искупил души наших братий, — можем ли мы после этого соблазнять их?
б) Частое размышление о своих грехах.
в) Христианское благоразумие и осмотрительность в словах и поступках (1 Кор. 10:23–24; [1229] 8, [1230] 13 [1231]).

Как необходимо для человека являть себя во всем слугой Божьим?

(Ст. 4).
1. Что значит являть себя во всем слугой Божьим?
а) Относить все, случающееся с нами в жизни, Божьей воле, по прекрасному изречению Иосифа (Быт. 45:8 [1232]) и Иова (1:21 [1233]). "Бог благ (Пс. 144:4 [1234]), следовательно, и все то, что Он делает с нами, должно быть также благим. Муж мой умер: я оплакиваю его; но поскольку так угодно Богу, то я переношу это несчастье с терпением. Мой единственный сын оставил меня: это без сомнения горестно, но вместе и утешительно, потому что его взял Тот, Кто и дал мне его." [1235]
б) Поступать во всем в соответствии с Божьей волей. (Иоан. 4:34; [1236] 6:38; [1237] Рим. 12:2; [1238] Ефес. 5:10, [1239] 17 [1240]).
2. Почему необходимо являть себя во всем Божьим слугой?
Этого требует:
а) Наша благодарность Богу, как Творцу, Промыслителю, Искупителю и Освятителю.
б) Наше собственное счастье и благо, как временное так и вечное: ибо сущность нашего блага и в этой и в будущей жизни состоит в совершенном согласии нашей воли с Божьей волей (Исх. 23:25, [1241] 22;[1242] Псал. 143:15; [1243] Сир. 23:27; [1244] 1 Иоан. 2:17 [1245]).