Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 16-ю Неделю по Троице

Филарета, архиеп. Черниговского. Слова и беседы. Част IV, стр. 113.
Григория. арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 210.
Евсевия, арх. Могилевского. Проп. на воскр. и празд. дни.
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 94.
Димитрия, арх. Херсонского. Полн. собр. проп. Том III.
Августина, еписк. Екатеринославского. Сборн. слов, поуч., бесед и речей.
Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Полн. собр. сочинений, т. I, стр. 494.
Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 119.
Путятина, Р. прот. Полное собрание ч., стр. 128.
Кудруцкого, В., свящ. Внебогослужебные беседы, стр. 111.
Шумова, свящ. Сборник общепонят. поучений, стр. 193.
Дьяченко, Г. свящ. Ежед. поучения.
[1062] Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
[1063] Блаженный Августин; бес. 38.
[1064] Ibid.
[1065] Святой Василий Bеликий in Неx.
[1066] Святой Иоанн Златоуст; бес. 14 к Евр.
[1067] И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
[1068] ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.
[1069] каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
[1070] Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
[1071] с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.
[1072] Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
[1073] Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были.
[1074] скудельные — простые, глиняные.
[1075] Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.
[1076] Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
[1077] мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
[1078] так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
[1079] Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
[1080] но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону.
[1081] Святой Иоанн Златоуст. бес. 64 к нар.
[1082] Блаженный Августин. hоm. 1 in Tr. 50.
[1083] Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
[1084] Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
[1085] утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
[1086] Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
[1087] Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
[1088] Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
[1089] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого.
[1090] Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
[1091] и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
[1092] Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
[1093] И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
[1094] ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.
[1095] А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
[1096] совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
[1097] я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.
[1098] Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.
[1099] На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.
[1100] Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
[1101] Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.
[1102] нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
[1103] Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.
[1104] И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
[1105] и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
[1106] Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
[1107] Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
[1108] Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
[1109] сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
[1110] Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
[1111] Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
[1112] Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому.
[1113] Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
[1114] Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.
[1115] Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы.
[1116] Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет;
[1117] Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
[1118] Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
[1119] Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем.
[1120] Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда.
[1121] Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
[1122] ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
[1123] Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.
[1124] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе.
[1125] И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 4Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
[1126] Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
[1127] Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
[1128] Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
[1129] Святой Иоанн Златоуст; бес. 8 на 2 Кор. in. h. 1
[1130] Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
[1131] Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей
[1132] так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим.
[1133] зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
[1134] Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
[1135] Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
[1136] когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
[1137] тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
[1138] и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
[1139] Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
[1140] Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
[1141] Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое.
[1142] и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
[1143] Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
[1144] По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
[1145] И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
[1146] Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
[1147] Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал.
[1148] Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
[1149] Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
[1150] Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал.
[1151] негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
[1152] посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.
[1153] итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов.
[1154] ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
[1155] а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
[1156] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
[1157] И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
[1158] И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
[1159] в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
[1160] Святой Иоанн Златоуст бес. на Быт.
[1161] и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
[1162] Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое.
[1163] Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
[1164] Блаженный Августин; sеrm. 69 dе vеrb. Εv.
[1165] Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок.
[1166] Ibid ср. свстой Василий Βеликий, mоnit. сар. 24; святой Иоанн Златоуст. бес. 42 на Быт.
[1167] А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
[1168] И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
[1169] И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
[1170] Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
[1171] Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою.
[1172] итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
[1173] а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
[1174] Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
[1175] Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
[1176] Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные.
[1177] И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
[1178] Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
[1179] Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
[1180] Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
[1181] И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
[1182] Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.
[1183] Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
[1184] Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
[1185] и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
[1186] сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
[1187] но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.
[1188] Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
[1189] и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
[1190] Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
[1191] Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
[1192] Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца.
[1193] Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
[1194] в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке.
[1195] в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
[1196] что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
[1197] Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее
[1198] Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.
[1199] научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.
[1200] Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
[1201] в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие.
[1202] Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.
[1203] А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
[1204] никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
[1205] Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
[1206] Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
[1207] и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
[1208] И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
[1209] никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
[1210] Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
[1211] взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
[1212] под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
[1213] Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
[1214] и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
[1215] Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
[1216] А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
[1217] Блаженный Августин; 10:9.
[1218] Святой Киприан; dе sing. сlеr.
[1219] Ориген in. с. 30 Иов.
[1220] Святой Иоанн Златоуст; бес. 25 на Рим.
[1221] Блаженный Августин; dе nаt еt qrаt. еxр. 18.
[1222] Святой Иоанн Златоуст; бес. 37 на Мат.
[1223] Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
[1224] Святой Иоанн Златоуст; бес. 13 на Мат.
[1225] Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
[1226] И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
[1227] Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
[1228] а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
[1229] Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
[1230] Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
[1231] Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
[1232] Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
[1233] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
[1234] Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
[1235] Блаженный Иероним; аd Pаul.
[1236] Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
[1237] ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
[1238] и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
[1239] Испытывайте, что благоугодно Богу.
[1240] Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
[1241] служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни..
[1242] [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
[1243] Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
[1244] и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца.
[1245] И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
[1246] Прот. И. Сергиева (Кронштадтского).
[1247] Монетная система в древней Палестине состояла пз следующих единиц: 1 гера = 4 коп.; 1 бека= 40 коп.; 1 сикль= 80 коп.; 1 мина = 48 руб.; 1 талант (50 мин) = 2,400.
[1248] "Торжникам" по-славянски, — тем менялам, которые в древности, как и теперь занимаются торгом деньгами, принимая их за известный процент, и отдавая нуждающимся в капитале за больший процент. Если раб был уже настолько ленив, что сам не мог совершить промышленного оборота с вверенным ему серебром, то он мог бы отдать это серебро менялам, и от них получил бы хоть какую-нибудь прибыль, вместо того, чтобы бесполезно зарывать его в землю.
[1249] Апостол Павел перечисляет эти дары в посл. к Ефес. 4:7, 11 и 12; 1 Κор. 12:7-11.