II. Апостольское чтение. Зачало (182): 2-е Послание к Коринфянам 6:16–18; 7:1
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
…
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении семнадцатой недели предлагаются:
1) побуждения к святости (ст.16–18) и
2) способ к ее достижению (7:1).
Итак:
1. Что побуждает нас быть святыми?
а)
Вселение Божье в нас, в которых Он живет, как в своих храмах: "
вселюсь в них и буду ходить в них" (ст.16 ср. l Кор. 3:16;
[1281] Иоан. 14:23
[1282]). A если мы — храмы живого Бога, то какое может быть общение между нами и грехом? (ст.14–15
[1283]).
б) Спасение и слава, которые приготовлены для святых людей Божиихъ: "и буду им Бог, и тии будут Ми людие" (ст.16), — не должно ли это заставлять нас выйти из среды людей неверующих и развращенных, и не прикасаться нечистоте их мыслей и поступков? (ст.17).
в) Великий дар усыновления Богу: "и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (ст.18): а этот дар разве мал, чтобы ради него не отказаться от временной сладости греха и не жить свято?
2.
Как же, спрашивается теперь,
мы можем достигать святости? На это отвечает апостол словами: "
очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (7:1). Так как человек состоит из тела и души, то и грехи его бывают плотские и душевные. Блудодеяние, обжорство, пьянство и всякое другое злодеяние суть грехи плотские; неверие, отчаяние, гордость, памятозлобие и всякий другой лукавый помысл, суть грехи душевные. Если мы искренне желаем быть святыми, тогда мы тщательно удаляемся от грехов, оскверняющих тело и душу, тогда мы сотворяем святыню (ст.1). Вот способ, посредством которого, по учению апостола, мы делаемся святыми! Но так как некоторые из христиан удаляются от грехов не из страха Божьего, а из боязни наказания или ради похвалы и славы человеческой: то апостол и прибавил —
совершая святыню в страхе Божием, дабы показать, что те только делаются святыми, которые творят дела добродетели ради страха Божьего.
[1284]
Перейдем теперь к частным нравственным истинам, предлагаемым дневным чтением.
Христиане — храм Бога живого
"
Ибо вы храм Бога живаго" (ст.16).
1. Когда они делаются такими?
а) Они
становятся такими с самой купели крещения, когда приняли обручение Духа в сердца свои (2 Кор. 1:21–22
[1285]) и когда Бог Своей благодатью вселился в них (ст.16).
б) Они постоянно
остаются такими, когда соблюдают Слово Божье (Иоан. 14:23
[1286]), руководятся Духом Божьим (Рим. 8:14
[1287]) и, пользуясь всеми благодатными средствами, созидаются в жилище Божье Духом (Ефес. 2:22
[1288]).
2.
Какие отсюда вытекают для них обязательства?
а)
Чтобы не иметь никакого общения с людьми неверующими, не разделять их мнений и убеждений, протявных чистоте веры и нравственности христиан, как храмов живого Бога; ибо "
какое общение праведности с беззаконием" и проч. (ст.14–16
[1289]).
б)
Чтобы не разделять доверчивой дружбы с людьми развращенными и не прикасаться к их нечистоте и порокам (ст.17
[1290] ср. 1 Кор. 5:11;
[1291] 2 Фес. 3:6
[1292]).
"Человек благочестивый между нечестивыми, как изумруд в грязи, как драгоценный камень в навозе."
[1293]
"Когда человек добродетельный сходится с развращенным, то необходимо, чтобы они или сделались подобными друг другу, или разошлись друг с другом; ибо в дружбе или ищут равного себе, или делают равными всех тех, которые были неравны."
[1294]
"Такова ужо немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым, между тем как эти редко делаются добрыми."
[1295]
Болезнь всегда легче сообщается, чем здоровье: так и в нравственном отношении. Болезни часто бывают эпидемические, а здоровье никогда.
"Кто ищет общества злых, тот достаточно показывает свою собственную злость."
[1296]
в)
Чтобы внутренне очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (ст.1), как прилично храмам Бога живого, как подобает сынам и дочерям Отца небесного (ст.18
[1297]).
Напрасная надежда людей, преданных греху, на обетования христианства
"
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием"(ст. 1).
Неизъяснимо велики и славны обетования христианства (ст.16–18;
[1298] ср. 1 Иоан. 3:2
[1299]).
Но они даруются только тем, которые очищают "
себя от всякой скверны плоти и духа" (ср. Апок. 21:27
[1300]), следовательно, только людям святым и добродетельным.
Как, поэтому, напрасна надежда грехолюбцев на обетования христианства!
1. Почему эта надежда напрасна?
а) Потому, что она основывается па ложном понятии о Боге и о благах, обещаемых Им. Для правильного понятия об обетованиях христианства и для надлежащего приложения их к себе, мы должны иметь правильное понятие о Боге и о свойстве благ, какие Он обещает. Бог может обещать только то, что само в себе свято и благочестно — Он может сообщать людям Свои обетования только в той мере, в какой они заслуживают их. Но как превратно думает в этом отношении о Боге и об Его обетованиях человек грехолюбивый!
а) Христианство обещает людям Божье благоволение и усыновление в Иисусе Христе (ст.18). Но человек, преданный греху, ожидает только благ земных и материальных, которые он мог бы использовать для своего удовольствия. Не напрасна ли его надежда?
б) Христианство обещает всем людям отпущение грехов. Грехолюбец также питает эту надежду. Он думает: Бог благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив; Он простит мне грехи и не погубит меня ради их.
Но какие ложные понятия о Боге имеет грехолюбец, который питает такую надежду, не думая о своем раскаянии и исправлении.
в) Христианство обещает вечную, блаженную жизнь. Человек, преданный греху, надеется также на это обетование. Но он составляет себе часто совершенно ложное понятие о будущем блаженстве и об условиях, под которыми оно даруется людям. Страх смерти он отгоняет мыслями, что Христос умер за него, приобрел ему отпущение грехов и вечное блаженство; что ему самому теперь остается только приступить в урочное время к исповеди и причастию, чтобы можно было умереть с несомненной надеждой на будущее блаженство.
Но как не основательна и эта надежда грехолюбца! Какое обманчивое представление о заслугах Иисуса Христа и о характере будущей жизни!
б) Потому что люди, преданные греху, легкомысленны и беспечны.
С каждым грехом соединено некоторое легкомыслие, забвение долга и назначения, отсутствие самопознания и серьезного углубления в свое нравственное состояние.
Но грех ослабляет также деятельность разума, силу воли, и делает человека ленивым и беспечным к добру, с которым его греховные привычки и наклонности находятся в противоречии. Если он и сознает иногда свои заблуждения и погибель, то у него не хватает сил и духа, чтобы прибегнуть к богодарованным средствам исправления и спасения.
Он знает, что сила Божья в немощи совершается, надеется на помощь свыше, но сам со своей стороны ничего не делает, чтобы быть достойным этой благодатной помощи.
Не самообольщение ли — надежда человека, преданного греху? Потому что, пока не сделано начало к исправлению, пока он сам не старается очищать себе от всякой скверны плоти и духа — до тех пор он не может иметь никакой надежды на Божью благодать, на прощение грехов, на блаженную вечность (Иер. 15:6
[1301]).
2. К чему должна побуждать нас эта истина?
а) К самоиспытанию. Самое несчастное состояние для человека то, когда он не имеет более никакой надежды, когда все для него потеряно. Иной живет в опасной уверенности, что он чист, безгрешен и достоин неба, между тем, как семя зла пустило уже глубокие корни в его сердце и обнаружило свои пагубные действия.
Поэтому будем часто и серьезно испытывать, не овладело ли нашим сердцем какое-либо греховное пожелание, которое легко может превратиться в неисправимый порок, если мы во время не противились ему.
Со строгостью и беспристрастием будем производить такое нравственное самоиспытание, чтобы не обольщать себя ложной надеждой на обетования христианства.
б) К тому, чтобы не падать духом и не предаваться отчаянию, если самоиспытание откроет нам нашу греховную скверну плоти и духа. Конечно, Бог правосуден и воздаст каждому по делам, но только закоренелый грешник не может надеяться на обетования христианства.
Но для того, кто кается в своих грехах, и обещает исправление, Бог милосерд и благ. Для спасения заблудших Он послал в мир Сына Своего.
Будем сознавать наше недостоинство, припоминать с сокрушенным сердцем прежние заблуждения, но не отчаиваться в Божьем милосердии, а с детским упованием надеяться на Его отеческую любовь. Он не хочет смерти грешника.
в) К неотложному исправлению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа. Серьезная решимость умереть для греха и ожить для правды, — вот единственное средство предохранить себя от напрасной надежды на обетования христианства! Не медли с такой решимостью. Не обманывай себя больше ложной надеждой на обетования Божественной благодати, но начни дело исправления мыслей и чувств! Очищай себя от всякой скверны плоти и духа, и твори святыню в страхе Божьем (ст.1).
Чем тверже ты решишься на это, чем постояннее будешь преуспевать в святости, тем более будешь иметь надежды на обетования Слова Божьего.
Ложные извинения тех, которые предаются чувственным влечениям
"
Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (ст.1).
Христианская вера требует от своих последователей совершенной чистоты плоти и духа, полного господства над чувственностью. Текст (ср. Мф.5:29–30;
[1302] Рим. 8:12;
[1303] Гал. 5:16,
[1304] 24;
[1305] 1 Петр. 2:11
[1306]).
Даже разум внушает нам преодолевать чувственные наклонности, потому что этого требует достоинство, совершенство и счастье человека.
Многие сознают это, но, не имея достаточно сил и духа для противодействия чувственности, стараются извинять себя разными предлогами и оговорками.
Какие это извинения?
1. "Чувственность дана мне Богом."
"Мое тело со своими естественными наклонностями, влечениями, потребностями есть творение Божье. Творец так устроил мою природу, чтобы я мог желать и наслаждаться тем, что нравится моим чувствам, без удовлетворения которых я не мог бы быть здоровым. Он сам дал мне средства к удовлетворению моих чувственных влечений и побуждений. Можно ли назвать грехом то, к чему влечет меня моя природа?" и т. д.
Так думает и оправдывается сластолюбец, обжора, плотоугодник и т. д. Но как не основательны эти извинения?
а) Конечно, Бог — создатель нашей природы и дал нам чувственные желания, но не для того, чтобы мы делались их рабами, а для того, чтобы, побеждая их, восходили к совершенству и возвышались к свободе славы чад Божьих.
б) Если бы мы были только чувственные творения, подобно животным: то такие извинения имели бы основания. Но мы — существа разумные, одаренные бессмертным духом, для которого тело служит только жилищем и оружием. Поэтому должны ходить не по плоти, но по духу. Такова Божья воля.
в)
Кто предается чувственности и теряет из виду свое высшее назначение к добродетели и святости, тот грешит против себя и воли Божией (Рим. 6:7–8
[1307]).
2.
Нужно наслаждаться жизнью.
Так говорят многие, которые всю цель жизни и всю деятельность видят в том, чтобы доставить себе как можно более средств к удовлетворению своих чувственных похотей. Они считают позволительным наслаждаться каждым удовольствием, пользоваться каждым средством к его достижению, лишь бы только от этого не страдало внешнее благосостояние и честь.
Это называют наслаждением жизнью и считают себя вправе, ради этого, жертвовать всем. Но какое ослепление и самообольщение!
а) Нам дозволено, конечно, наслаждаться удовольствиями жизни. Добрейший Творец не запретил этого никому из людей. Он дает для этого всем многоразличные средства и случаи в нас самих, в природе, в сношениях с людьми.
Но раб чувственности не может этим оправдываться. Он вовсе не наслаждается своей жизнью, потому что неумеренность не есть удовольствие, но болезнь; причиняет огорчение и раскаяние, и притупляет способность к истинному наслаждению.
б) Как обманывается сластолюбец, если он воображает себя счастливым в удовлетворении своих неумеренных пожеланий! Он не знает высших и благороднейших радостей и удовольствий, к ощущению которых он не способен, и потому сам себе закрывает источник наслаждения жизни. Кто предается чувственности, тот делает самого себя жалким и несчастным.
3. "Я слишком слаб и не в состоянии противиться чувственным влечениям и наклонностям."
Иной, к несчастью, до такой степени раболепствует страстям, что не имеет сил освободиться от них. Это происходит, частью вследствие дурного воспитания, а частью от соблазна и злых примеров. Чувственные побуждения и наклонности уже сами по себе имеют великую власть над человеком, но если они подкрепляются еще внешними обстоятельствами, соблазнами, злыми примерами — как трудно бывает противиться им!
Однако ни один раб чувственности не может и не смеет оправдываться этим.
а)
Не говорит ли тебе твой разум, что ты бесчестишь самого себя, если предаешься чувственным похотям и поступаешь вопреки твоего высшего назначения? Не взывает ли к тебе Слово Божье: распни плоть твою со страстьми и похотьми? (Гал. 5:24;
[1308] Сир. 18:30;
[1309] 1 Пет. 2:11
[1310]).
б) Если ты хочешь, то можешь противиться чувственным влечениям. Имей только дух и твердо решись отказывать себе в удовлетворении похотей. Каждая победа над самим собой укрепит твои силы, очистит твое сердце, ослабит силу чувственности и сделает тебя способнее к борьбе со страстями!
в) Ты имеешь многие примеры победы над чувственностью у святых. Могли они, можешь и ты.
г) Представляй себе славные обетования, уготованные тем, которые очищают себя от всякой скверны плоти и духа, — и ты победишь чувственность.
4. "Я имею при этом многие добрые качества и делаю некоторое добро."
Случается иногда, что человек похотливый, сластолюбивый, обжорливый бывает при известных обстоятельствах милосерден, благотворителен, услужлив, сострадателен, или обнаруживает другие добрые качества, согласные с нравственным законом. Но часто такие поступки бывают действием темперамента или слабости характера и потому не могут иметь нравственной заслуги.
Если бы даже это были действительно добрые качества и добродетели, то ими никак не следует оправдывать действительных пороков и страстей. Истинная добродетель состоит не в отдельных похвальных качествах, не в отдельных проявлениях сердечной добры, но в том, что дух Христос живет в нас и управлят нами, что вся наша жизнь проводится в этом духе.
Заключение.
Будем же очищать себе от всякой скверны плоти и духа, не оправдываясь никакими извинениями!
О средствах к предохранению себя от господства чувственных пожеланий
"
Очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (ст.1).
Велика власть чувственности над человеком. Рано пробуждаются нечистые пожелания плоти и духа, прежде чем разум достаточно окрепнет для преобладания над ними. Неисчислимые предметы извне возбуждают их, многие люди совращают других своим примером.
Вследствие этого сила чувственных наклонностей укрепляется, а силы ума и совести слабеют, и человек подвергается опасности. Посему апостол заповедует: очистим себя от всякой скверны плоти и духа. Но как это сделать? Как предохранить себя от скверны плоти и духа?
1. Думай чаще о пагубных следствиях, происходящих от преобладания чувственности.
Как опасны эти следствия, об этом говорит апостол (Рим. 8:6-13
[1311]), это подтверждает и результат.
Конечно, человек чувственный не всегда тотчас ощущает последствия своих беспорядочных похотей. Он старается скрывать эти последствия, чтобы невозмутимо предаваться удовольствиям, представляет их себе незначительными, надеется избежать их, или в свое время изменить чувственный образ жизни, пока всем насладится. Но чем долее он предается чувственности, тем она опаснее для него.
Если он даже успеет избежать вреда телесного: расстройства здоровья, болезни, убытка в имуществе, потери чести, неспособности к делам своего звания — то никак не избежит вреда, причиняемого душе, которая вследствие преобладания чувственности становится невежественной, грубой, неспособной ни к какой добродетели (Гал. 5:19
[1312]), недостойной небесного блаженства.
Если мы часто и усердно размышляем об этих печальных плодах чувственности, то мы постараемся очищать себя от всякой скверны плоти и духа.
2. Упражняйся с юных лет в борьбе с чувственными пожеланиями.
Чувственные влечения возникают прежде, чем мы научимся правильно различать добро и зло. Едва только разум начинает проявлять свои силы, как чувственность уже сильна, надобно начинать и упорно продолжать борьбу, чтобы не поддаться чувственности (Сир. 18:30–31
[1313]).
Многие родители при первоначальном уже воспитании детей закладывают основание жгучим, чувственным желаниям, с которыми они должны бороться всю жизнь. Вместо того, чтобы укреплять детей, приучать к лишениям и самообладанию, они расслабляют их дух, удовлетворяют их прихоти, не отказывают им ни в чем. Благодетельное искусство лишений и самообладания — тяжело, но оно облегчается частым упражнением. Будем добровольно отказывать себе в исполнении какого-либо желания, тогда легко нам будет отказаться от него, если оно даже не противно долгу.
3. Старайся оживлять в себе сознание своего христианского достоинства.
"Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог… буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" и т. д. (ст.16–18). Какое высокое достоинство!
Всякое земное величие, могущество и честь ничего не значат в сравнении с достоинством христиан — храмов живого Бога, сынов и дочерей Отца небесного.
Если сознание такого достоинства живо в нас, то не будем ли мы отвращаться от всякой скверны плоти и духа? Как мы можем тогда оскверняться низкими похотями и пожеланиями, — предаваться невоздержанию, обжорству, любодеянию и прочим греховным нечистотам?
4. Упражняйся чаще в чтении Слова Божьего и в благочестивых размышлениях.
Слово Божье есть хлеб, сшедший с неба и дающий духовную жизнь миру. "Кто питает свой дух этой пищей, тот не будет ощущать в себе сильной потребности к тленным вещам, возбуждающим чувственность."
[1314] Если мы часто читаем и размышляем об истинах, учениях и обетованиях Евангелия, и наше сердце посредством этого укрепляется в вере, надежде и любви, тогда не почувствуем ли мы в себе новой силы к преодолению чувственных наклоннностей, к очищению от всякой скверны плоти и духа? и т. д.
Сильные побуждения к очищению себя от всякой плотской и духовной скверны
"Очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (ст.1).
1. Вы, говорит нам апостол, храм Бога живаго (ст.16 ср. 1 Кор. 3:16).
2. И буду их Богом, и они будут Моим народом (ст.16–17).
3. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями (ст.18).
Заключение.
"Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (ст.18)ю
Опасность обращения с людьми дурной нравственности
"
Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому" (ст.17).
При обращении с дурными людьми мы приучаемся:
1. Сначала к охлаждению в добродетели.
2. Потом к пренебрежению внушениями совести.
3. Далее к участию в их скверных делах.
4. Наконец, к тому, что сами начинаем грешить.