I. Евангельское чтение. Зачало (17): Евангелие от Святого Апостола Луки 5:1-11
1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Практический очерк содержания рядового чтения
Главная нравственная истина, внушаемая нынешним Евангелием, повествующим о чудесной ловле рыб, это — Божье благословение в земных трудах.
1. Условия, при которых ниспосылается это благословение:
а) внимательное слышание слова Божьего (ст.1–3);
б) неутомимая деятельность даже при неудачных последствиях труда (ст.4–5);
в) усиленная ревность к труду, оживляемая верой и упованием на Бога (по слову Твоему) (ст.5).
2. Плод этого благословения: необычайный успех даже при таких обстоятельствах, когда по обыкновенным человеческим соображениям нельзя было ожидать никакого успеха (ст.6).
3. К чему побуждает нас такое благословение?
а) к общей, дружной деятельности с другими людьми (ст.7);
б) к глубочайшему смирению и живейшему сознанию нашего недостоинства (ст.8, 9, 10);
в) к полному упованию на Господа и на Его помощь в более обширном круге деятельности (ст.10) (не бойся и т. д.);
г) к совершенной преданности одному Господу (ст.11).
Немало в этом Евангелии и частных, назидательных мыслей, из которых каждая может служить богатой темой для гомилетических исследований, именно:
Ст. 1–3: Дают случай проповеднику беседовать: О религии, как врожденной потребности человека. О жажде к слушанию слова Божьего, замечаемой в простом народе. Как нужно слушать слово Божье? Как легкомысленно поступают те, которые избегают церковных поучений?
Ст. 5–6.: При неудаче в трудах не следует падать духом. Почему Бог не всегда благословляет наши труды так, как мы желаем? Нет труда без плода. Каков труд, такова и награда. Освящай труд молитвой. О бесполезных тружениках.
Ст. 7: О взаимной братской услужливости. Как важно то обстоятельство, что исполнение весьма многих занятий возможно только при общем, дружном содействии?
Ст. 8: Благодеяния Божьи должны возбуждать в нас чувство смирения и сознания нашего недостоинства. Ежедневная исповедь человека: я человек грешный, Господи!
Ст. 10: О деле ловли душ для царствия Божьего.
Ст. 11: О христианском самоотвержении. Все у Иисуса Христа и т. п.
Как мы должны поступать, если наши земные труды не увенчиваются ожидаемым успехом?
“Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали” (ст.5).
Премудрый и вседобрейший Творец устроил так, чтобы каждый человек посредством труда и деятельности в своем звании добывал себе необходимое пропитание, достигая своевременного счастья и довольства. Каждый честный и верный труженик по праву ожидает, чтобы его трудолюбие было награждаемо Богом.
Но это ожидание не всегда исполняется. Являются обстоятельства, ослабляющие успех нашей деятельности и повергающие нас в затруднение и нужды. Для многих это — скала, о которую сокрушаются их честь и добродетель.
Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?
1. Мы должны испытать себя, не мы ли сами являемся виною этого.
а) Если наше трудолюбие и усердие в земных делах не увенчиваются ожидаемым успехом, то мы должны испытать, — все ли мы сделали, что от нас требуется? Ожидая вознаграждения наших трудов, мы должны прежде заслужить его. Наше звание тогда лишь может доставлять нам необходимое пропитание и быть источником некоторого благосостояния, когда в нас самих нет недостатка ни в чем, что требуется нашим званием.
Поэтому, не жалуйтесь тотчас, если не получаете ожидаемой награды, но испытайте себя, — не недостаток ли искусства, не ленность ли или небрежность в исполнении занятий служат виной ваших неудач? Если к вам не имеют никакого доверия, не оказывают никакой помощи и поддержки — не повредили ли вы себе неразумными и неосмотрительными предприятиями, не навлекли ли на себя худой молвы нечестностью, корыстью и обманом?
Иной, конечно, в этом не сознается и воображает себе, что он все делает отлично. Другой слишком много доверяет своему знанию и искусству, и думает, что не имеет ни в чем недостатка.
б) Но если ты даже и доволен самим собой, своим усердием и деятельностью — то могут ли быть довольны другие, более сведущие и более строгие в своих требованиях?
Ты считаешь свои труды безукоризненно-честными — но так ли думают о них другие люди, так ли взирает на них всеведущий Бог?
Ты слишком много доверяешь своим знаниям и уму — но достаточно ли этого ума и знаний при неблагоприятных обстоятельствах?
Весьма необходимо, при неудаче наших трудов, испытывать самих себя. Это самоиспытание, полезное везде, откроет нам наши недостатки и опущения.
2. Мы должны быть скромными и умеренными в своих ожиданиях.
а) Мнения людей о достоинстве и пользе своих трудов и деятельности бывают иногда преувеличенны, и вследствие этого их ожидания — нескромны и неумеренны. Они ропщут тогда на несправедливость Бога и людей, не награждающих их по заслугам.
Они не довольствуются прибылью, полученной от исполнения обязанностей своего звания, хотя бы его достаточно было для поддержания их и их семьи; они хотят большего — приобретать имения, собирать богатства, и смотрят завистливо на других.
Но справедливо ли это? Можем ли мы когда-либо быть довольными при таких притязаниях?
б) Только человек скромный и умеренный в своих желаниях и ожиданиях будет довольствоваться малым вознаграждением своего труда, умеренной прибылью, особенно при неблагоприятных обстоятельствах и скудных временах.
Он бережет время, ограничивает свои потребности, охотно отказывается от того, чего не может иметь. Благоразумной бережливостью собирает он себе запас на черный день и благодаря этому избегает гнетущей нужды в худые времена.
Его сердце при этом свободно от зависти и недовольства, чуждо неправды и обмана, участливо и сострадательно к нуждам ближних. Какой прекрасный пример в этом случае подает нам апостол Павел! “
Я научился быть довольным тем, что у меня есть” (Фил. 4:11–12
[1]).
3. Мы не должны сомневаться в отеческом Божьем попечении.
а) Такое сомнение легко возникает в те времена, когда самый трудолюбивый труженик принужден бывает терпеть горе, нужды и лишения, — при несчастных случаях, всеобщих бедствиях. Тогда иной готов отвергнуть мудрое и благое промышление Божие о благе людей.
Дни скорби, конечно, тяжелые дни, если мы не подкрепляем себя верой в отеческую любовь Божию и упованием на Его помощь.
В религии мы должны искать этого подкрепления. Она научает нас усматривать во всем следы всеблагого Промысла, побуждает нас принимать несчастья из рук Отца Небесного и употреблять их к нашей пользе.
б) Благо нам, если мы обнаруживаем такое настроение мыслей и чувств в неблагоприятных обстоятельствах. Благодаря этому мы удалим многие причины нужд и недовольств нашим положением, предохраним наше сердце от излишних забот и сомнений, и укрепимся духом и силами к исполнению наших обязанностей. Тогда Бог, никогда не оставляющий чад своих, благословит наше трудолюбие и усердие, и пошлет свою помощь.
Об ожидании успеха в нашей деятельности
“Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали” (ст.5).
Каждый человек вправе ожидать плода от своих честных и усердных трудов. Безумно было бы трудиться, не рассчитывая на благоприятный успех. Только люди, привыкшие напрасно тратить время, занимаются без цели, без ожидания успеха.
Другие напротив слишком много ожидают от своих трудов и нередко обманываются.
Так как подобные неудачи имеют сильное влияние на нашу деятельность, то мы должны иметь надлежащее понятие об ожидании успеха в нашей деятельности.
1. Наши ожидания нередко бывают обманчивы.
Трудясь в своем звании, мы желаем и надеемся достигнуть чего-либо такого, что служит к благу нашему или наших ближних. Без такой надежды мы не напрягали бы наших сил и не делали бы ничего. Но наши ожидания иногда не сбываются.
Вы занимаетесь земледелием, делаете все в надлежащее время и надлежащим способом, и ожидаете счастливого успеха ваших трудов. Но непогода и другие обстоятельства разрушают ваши надежды, и вы видите себя обманутыми.
Вы трудитесь в другом каком-либо звании. Ваш труд хотя и удается, однако ж вы не находите, чтобы он вознагражден был по справедливости.
Родители посвящают свою заботливость и усердие на воспитание детей, и ожидают радости и чести. Но ах, как часто они обманываются! Как ничтожен часто бывает успех их неутомимой деятельности для блага детей!
Пастыри, учителя прилагают свое старание, свои познания, способности, опыты для образования людей, для воспитания их в христианской мудрости и благочестии. Но как редко иной раз увенчаются их труды счастливым успехом!
Такие опыты весьма неприятны. Они подавляют в нас дух, возбуждают ропот, ослабляют любовь и доверие к людям и упование на Бога. Этого мы должны остерегаться, и в этом отношении не только доискиваться причин несбыточности наших ожиданий, но и вообще поступать так, чтобы реже обманываться в своих ожиданиях.
2. Наши ожидания, вследствие этого, должны быть скромны и непреувеличенны.
а) Иные люди ожидают слишком большого успеха от своей деятельности, потому что имеют преувеличенное мнение о своих познаниях, искусстве и прилежании.
Как много во всех званиях и состояниях можно встретить несведущих, неспособных, беспечных, ленивых труженников, которые не знают своей слабости и неспособности! Как велико у всех самомнение и самонадеянность, с которой они рассчитывают на счастливый успех!
Но ожидания такого успеха должны быть тем скромнее, чем более мы усматриваем, что в нас самих заключается причина их несбыточности.
Испытайте себя, обладаете ли вы необходимыми познаниями и способностями, чтобы ваш труд вышел удачным? Достаточно ли у вас усердия и постоянства? Приспособляетесь ли вы ко времени и обстоятельствам? Посредством такого самоиспытания многие убедились бы, что они напрасно рассчитывают на большой успех, что они по нескромности и неумеренности ожидают большой награды.
б) Мы должны быть скромными в своих ожиданиях даже и тогда, когда причина неудачи заключается не в нас, когда мы сделали все необходимое для успешного труда. Почему? Успех не всегда зависит от нас, от наших познаний и трудолюбия, но от обстоятельств, которые не в нашей воле. Мы должны, следовательно, свыкнуться с мыслью, что не все происходит так, как мы ожидаем, что даже при самом неутомимом усердии, при самой тщательной предусмотрительности, наши планы и предприятия могут не удаваться.
Такие мысли побудят нас быть умеренными в своих ожиданиях и скромными в своей деятельности, потому что, если бы даже наша деятельность имела счастливый успех, то это — не наши заслуги, а дело Бога, благословившего наш труд. Кто был ревностнее и деятельнее апостола Павла? И однако он сознает: “
не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога” (2 Кор. 3:5; Иак. 4:13–16
[2]).
3. Мы должны быть неутомимы в своей деятельности.
а) Есть люди, которые тотчас теряют дух и надежду, коль скоро успех их деятельности не соответствует их ожиданиям. Разумно ли это? Что подумали бы вы о том земледельце, который не захотел бы обрабатывать своего поля, потому что жатва одного или нескольких лет была неудачна? Или о том отце, который, не видя в своих детях никакого послушания своим увещаниям и наставлениям, отказался бы от воспитания их? и т. д.
Нет, мы должны неутомимо трудиться в своем призвании, пока Бог дает нам силы, средства и случай делать добро и пользу.
б) Пусть кажется, будто ты трудишься напрасно, будто не ожидает тебя никакой успех твоей деятельности. Ты обманываешься. Если даже не достает тебе земного благословения, не сделаешься ли ты благодаря неутомимой деятельности в своем звании богаче в познаниях и опытности, искуснее в исполнении обязанностей, постояннее в перенесении трудностей, совершеннее в духе, способнее к добру? Продолжай свой труд с бодростью и не страшись трудностей и препятствий. Неутомимый труженик преодолевает наконец все. Обстоятельства не всегда против твоей деятельности. Они меняются, будут опять тебе благоприятствовать и содействовать успеху твоих трудов. Как неутомимо деятельны были апостолы в нынешнем Евангелии!
4. Мы должны с полным упованием предоставлять Богу успех нашей деятельности.
Не будем никогда забывать Того, Кто дает нам силы, средства, случай, чтобы сделать что-либо в нашем звании; Кто управляет всеми обстоятельствами, которые могут содействовать или препятствовать нашей деятельности; Кто посылает солнце, и дождь, и времена плодоносные.
Он, как мудрый Правитель мира, как правосудный и благой Мздовоздаятель добра, не благословит ли каждого верного и добродетельного труженика? Не по Его ли воле удается всякое добро? Может ли Он лишить нас своей помощи и благословения, если мы исполняем Его волю и уповаем на Его благословение?
С полным упованием предоставим Ему успех нашей деятельности. Он знает лучше нас, когда и как наградить наш труд. Он может даровать необычайный успех даже там, где мы не могли надеяться. Апостолы в тексте.
При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?
“Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали” (ст.5).
Апостолы, протрудившись всю ночь над рыболовством, ничего не поймали.
Неудачи в трудах испытываем также и мы.
При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?
1. Если мы заботимся прежде всего о благе духовном, ищем Царства Божьего и Его правды, не опускаем ни одного случая к слышанию слова Божьего и к исполнению Божьей воли.
Как ясно изображается эта истина в дневном Евангелии!
а)
Когда Иисус Христос, при виде столпившегося на берегу народа, жаждавшего послушать Его учения, вошел в лодку Петра “
и, сев, учил народ из лодки” (ст.3), тогда ни Петр, лодка которого занята была Иисусом, ни другие ученики, которым нужно было вымывать свои сети (ст.2
[3]), не пришли с замечанием к Спасителю, что они ничего не поймали, и не выражали своего негодования на то, что Его проповедь задерживает их от приготовления к рыболовству на следующую ночь. Вместе с собравшимся народом они дорожили случаем послушать Слово Божье, считая это важнее всяких земных занятий.
И конец дела показал, что они даже в земной прибыли ничего не потеряли.
б) Так и для нас, если желаем получить успех и благословение в житейских делах, первое условие состоит в том, чтобы мы заботились прежде всего о духовном, — так, чтобы никакой земной труд, как бы он ни был лучше, или ни казался выгоден, не отвлекал нас от драгоценных случаев к услышанию Слова Божьего и к исполнению Божьей воли.
Напротив, если мы считаем земные выгоды важнее духовного приобретения, то мы — не слуги Божьи, а рабы мамоны. Тогда мы не можем надеяться на Божье благословение в наших делах. Видимую прибыль мы, конечно, можем до времени получать и от жалкого служения мамоне, но — не благословение.
Этого последнего мы можем ожидать только в том случае:
2. Если с упованием и верой предаемся тому, в котором одном Бог хочет благословить нас, и если затем, по Его глаголу, предпринимаем все дела нашего земного служения.
а)
Один Иисус Христос есть Тот, в Котором Бог хочет ущедрить и благословить нас (Ефес. 1:3;
[4] Рим. 3:25:
[5] 2 Иоан. 1:9
[6]). Через Него мы должны прежде всего искать, чтобы Бог благословил нас в великом, т.е. даровал Свое
духовное благословение (оправдание, всыновление), если желаем получить Его благословение в малом, т.е. в житейских делах.
б) Получив такое благословение, мы будем стараться, чтобы даже земные наши дела предпринимать
по слову Господа.
Этому учимся мы из текста (ст.4–5
[7]). Промысел, которым занимались Петр и его товарищи, производился в Иудейской стране с большим успехом
ночью. Когда они, протрудившись всю ночь, ничего не поймали: то, по обыкновенному порядку, еще менее можно было ожидать успеха
днем. Но, с твердым доверием к Иисусу Христу и с охотным послушанием Его повелению, Петр закидывает сеть
по слову Господа, — и конец дела показал, что его предприятие не было напрасно.
Тут мы видим поучительный пример, которому должны подражать все, ищущие успеха и благословения Божьего в своих трудах.
Этого мы можем с упованием ожидать:
3. Если не унываем в наших трудах, как бы они ни казались нам напрасными, и не привязываемся всем сердцем к вещественным благам до такой степени, что не в состоянии пожертвовать ими или отказаться от них, коль скоро требует этого от нас Господь. Тому и другому мы научаемся из дневного Евангелия (ст.5, 6, 7, 11).
а) Рыбари, потрудившись всю ночь, ничего не поймали, но от безуспешной работы не падали духом, не предавались отчаянию или жалобам и ропоту, а продолжали свои приготовления к рыболовству на следующую ночь.
И когда Петр, по слову Спасителя, закинул сеть, и последовало такое обильное и неожиданное благословение, о котором говорится в 6 и 7 ст., тогда рыбари от такой необыкновенной прибыли не увлеклись жадностью и любостяжательностью. Напротив, говорится: “оставили всё и последовали за Ним.”
б) Благо нам, если и мы поступаем подобно апостолам, как в первом, так и во втором отношении!
Тогда мы можем надеяться, что Бог благословит наши труды: иногда
видимо, иногда
сокровенно (Псал. 126:2
[8]).
Взаимная помощь в нужде между соседями
“И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки” (ст.7).
Рыбаки принимают дружное участие в ловле. Одни зовут, другие спешат на лов. Одни участвуют в труде, другие принимают добычу. Без зависти и недоброжелательства поддерживают они друг друга: они достойны были апостольского призвания в том царстве, где любовь — главный закон.
Между нами, к сожалению, редко бывает, чтобы сосед с соседом, товарищи с товарищами по ремеслу находились между собою в добром согласии и оказывали друг другу взаимную помощь. Напротив, можно сказать, что между ними-то особенно и проявляется взаимная зависть и злорадование. Но это — неестественно и противно вере. Соседи должны оказывать друг другу взаимную помощь.
1. Она необходима.
а) Если несчастья обрушиваются над домом, и в нем растерялись и не знают, что делать — как необходима тут помощь других!
Но кто тут ближе, кто лучше знает обстоятельства и скорее может прийти на помощь, как не сосед? “
Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали” (Прит. 27:10
[9]).
б)
Часто попадают в затруднительные обстоятельства. Бедный крайне нуждается в деньгах и, быть может, с малой ссудой выпутался бы из беды или нужды. Богатый имеет нужду в рабочих силах или в помощи других. Кто видит и знает такие затруднения лучше соседа?
“
Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается” (Втор. 15:8; 1 Кор. 12:21–22
[10]).
в) Нередко угрожают великие несчастья: дому угрожает огонь, имуществу — опасность и т. д. Кто может вначале помочь лучше соседа?
Тут нужно забыть самого себя. “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Филип. 2:4–5).
2) Она имеет высокое достоинство.
Как граждане Царства Божьего на земле, мы составляем одно целое, следовательно, должны любить друг друга и с любовью помогать друг другу.
а) Отец Небесный — Владыка этого царства. Он всех любит и всем оказывает добро, Его щедродательная десница простирается на все миры.
Мы должны уподобляться Ему: “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48). Наша рука не простирается так далеко. Сделаем, что можем, окажем помощь ближайшему к нам — соседу! Тогда мы удобляемся Отцу Небесному.
б) Иисус Христос — Основатель этого царства на земле. Он основал его на любви. Мы должны любить и с любовью помогать! Кому же? Наши силы далеко не простираются, но до соседа они достигают. Следовательно! — Нужно, конечно, действовать и вдали, но в обыкновенных случаях дальние имеют своих собственных соседей.
в) Дух Божий управляет церковью. Он есть Дух любви, и мы непричастны Ему, если не любим всех людей и не помогаем с любовью тем, которым можем помочь, следовательно, главным образом соседям.
г) На небо приходит только тот, кто имеет любовь, потому что там — только любовь. Но если не хотят помогать соседу, где могут помочь лучше всего и более всего имеют к тому случаев, то обнаруживают недостаток любви: такие не годятся для неба!
Заключение. “Станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1 Иоан. 3:18).
В неудачах не отчаиваться, в удачах не превозноситься
“Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (ст.8).
Петр, после неудачи труда, не предавался малодушию и отчаянию, иначе он не повиновался бы повелению Господа закинуть снова сеть. A после богатого улова — не возгордился, но называет себя грешным мужем, недостойным находиться вблизи Спасителя. Будем подражать этому примеру Петра:
1. При неудаче в труде не отчаивайся!
Что должен думать человек, которого труды, несмотря на все усилия и ревность, не увенчиваются ожидаемым успехом?
а) Так угодно Богу, да будет Его воля! Он хочет, быть может, испытать нас и т. д.
б) Малодушием или отчаянием не поправишь дела, а напротив ухудшишь! “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?” (Лук.12:25).
“Каждый род малодушия омрачает ум и препятствует нам делать добро.”
в) Со временем опять поправится дело. Так не будет продолжаться всегда, Бог поможет!
г) Во всяком случае труд не потерян. Не награждается здесь, вознаградится там — на небе.
2. При удаче труда не надмевайся!
Что должен думать человек счастливый в своих трудах и предприятиях?
а) Если другие люди и не так счастливы, и не так способны, зато они, быть может, добродетельнее, а добродетель имеет гораздо более достоинства, чем земное счастье.
б) Временное счастье зависит не от нас, но от Бога.
в) Вполне может быть, что Бог награждает человека за малое добро временным счастьем, для того, чтобы лишить его небесной награды.
г) Счастье переменчиво, может меня оставить и перейти к другому.
Главнейшие причины отпадения от веры детства
“И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним” (ст.11).
Апостолы видели Господа, слышали Его учение, были свидетелями Его чудес, — и веровали в Него. В этой вере они “оставили всё и последовали за Ним”. С этого времени не имеют более никакого родства на земле, ни покоя и удовольствий, ни собственной воли и чести, — не имеют ничего из всего того, чего другие люди так усердно ищут и чем так охотно обладают. С верой идут они жестким, тернистым путем, подвергаются насмешкам и издевательствам, живут в скорбях и бедствиях.
Такая вера редко встречается теперь, хотя мы живем верой. У многих едва можно найти какую-либо веру. Они отпали даже от той, какую некогда имели в своем детстве. Почему? Какие главнейшие причины отпадения от веры детства?
1. Невежество в религиозных предметах — немаловажная причина отпадения от веры или неверия. Если бы мы могли слышать все нападения, какие делаются против Христианской веры, то нашли бы, что они большей частью происходят от незнания.
а) Чему учатся в школе? Тут любят Бога и веруют в Него. Уповают на Него в скорби. Думают о небе и страшатся ада. Но все это понимают только, как дети, не знают связи, глубины и высоты христианского вероучения, не приспосабливают его в связи с человеческими потребностями.
б) Как идет это далее? По выходе из школы попадают нередко в общества, где не слышится ни одного слова о Боге, редко посещают церковь, никогда не читают религиозных книг. Но изучают светские науки, занимаются каким-либо ремеслом, слушают мирские рассказы. Скоро начинают толково рассуждать о потребностях времени, цивилизации, промышленности, земледелии и т. д. Но религиозное образование не идет вровень со светским, не делает ни шагу вперед. Являются возражения, которых не в состоянии опровергнуть. Наконец, сами задают себе возражения, и рассуждают также нелепо о высших предметах, как слепец о красках, между тем, не хотят более учиться.
в) Чем это оканчивается? Мало-помалу забывают религию — основание всякого истинного знания. Становятся светскими людьми и живут совершенно для света. Не имеют более ничего за собою: забыто и то, чему учились в юности. Не имеют более никакого Бога над собою. Не знают более ничего перед собою: никакой вечности. Умирают, приумножив состояние, но в вере оказавшись банкротами. Так бывает это со многими полуобразованными людьми. “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лук.23:34).
Не больше ли и не лучше ли знает в вере простой селянин, который усердно посещает храм Божий и умеет истинно молиться? Иной, отпавший от веры в Бога, изумляется его простосердечной вере и вспоминает прежнее счастье своего детства. Сколько ума обнаруживает верующая жена в воспитании детей! Сколько обильных утешений в страданиях, потерях, смерти находит религиозно-мыслящий человек!
2. Надменность или высокомерие и гордость — вторая главная причина отпадения от веры детства.
а) Хотят быть выше детского состояния. Как игры юности не занимают более, потому что сделались большими, так не хотят ничего более знать и о вере в юности. Эту веру бросают, предоставляя ее няням и детям. Но всего детского не следует оставлять. В известном смысле мы всегда остаемся детьми, и не должны этого стыдиться. По отношению к Богу мы никогда не можем быть великими и высокими.
б) Не хотят подчиняться. Не повинуются родителям и воображают себя выше их. Не почитают властей, считая самих себя властью. A по отношению к Богу и вере? Тут высокомудрствуют, сомневаются, перетолковывают. “Такому крепкому уму, думают, вовсе не следует подчиняться Божественному откровению”. Но смиренный человек знает свои немощи, не создает себе собственной веры и охотно подчиняется учению и порядку, данному Богом.
в) Хотят чего-то особенного, хотят делать иначе, чем другие делают. “Пусть христианская вера будет хороша для народа, но не для меня,” думает иной. Но ученый и мудрец также принадлежат и народу, и для них вера — не лишнее дело. “Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего” (Прем. 13:1).
После такого отпадения от веры, вследствие надменности, редко вновь обращаются к ней. Гордые фарисеи не пришли к вере. “Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!” (Ис. 5:21).
Как счастливо дитя, верующее в простоте сердца? Какую радость находит смиренно-верующий юноша в своем труде, в семействе, при Богослужении? Его брат, отпавший от веры, находит удовольствие только в пустых беседах, в обществах, где глумятся над всем священным.
3. Грех — последняя и самая важная причина неверия.
Когда начал ты сомневаться? Почему тот или другой упорно отвергает всякое учение веры?
а) Сначала грех вступает в борьбу с верой. Несмотря на любовь ко греху, совесть еще бодрствует. Иногда вспоминают о молитвах и наставлениях матери, или доброго учителя, о невинности и счастьи верующего детства. Благодать Божья действует. Испытывают даже минуты благоговения. Но грех имеет сильную власть, которую стараются оправдывать. Еще принимают то, во что могут веровать в грехе и вместе со грехом. Если бы в этой борьбе победила вера, то расстались бы со грехом.
б) Но грех одерживает верх. Становятся невоздержанными, предаются самому неестественному сластолюбию, расторгают брак, прекращают связи с родными, живут во вражде, ненависти и зависти. Грех мало-помалу наполняет всю душу, где не остается уже более места для веры. Старая вера совершенно оставляется; и, по внешнему виду, спокойны, потому что не боятся ни Бога, ни суда, ни ада. Какое опасное спокойствие!
в) Наконец, наступает отчаяние. Многие уже обращались, оставляли грех, и возвращались к вере юности. Многие издевавшиеся в сомнениях над всем священным, торжественно отрекались неверия при конце жизни. Иные еще на смертном одре призывали одного из служителей алтаря, которых они прежде презирали. Но многие не имели столь великой благодати. Вера, конечно, пробуждалась со всей силой, но грех был сильнее, и они отчаивались. Вольтер!
Когда вы видите и слышите неверующего человека, то можете по крайней мере думать, что он грешник. Быть может, благодать и долготерпение Божье спасет его. Быть может, он не допустит спасти себя.
Заключение. Умножим наши религиозные познания! Они должны возрастать вместе с годами и другими познаниями. Будем и останемся смиренными. Не станем предаваться греху, и мы будем веровать, и эта вера спасет нас!
Ежедневная исповедь христианина: я человек грешный
“Я человек грешный” (ст.8).
Все мы без исключения грешники (Рим. 3:23;
[11] Псал. 50:7
[12]). Вообще легко это говорится, но трудно применяется к делу и еще труднее признаться перед самим собой: “я один из них!” Многие не признают за собой никакого греха (Лук. 18:11
[13]). Другие называют себя грешниками в модном смысле и для извинения своих глупостей. Но не в таком смысле говорит себе христианин: “
я человек грешный.”
1.
Не только в несчастье. (Сир. 17:31
[14]). Как много у меня недостатков! Как мало я могу! “
Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий” (Псал. 38:6). Откуда мое несчастье? (Иер. 2:19;
[15] Мих. 7:9;
[16] Плач. Иер. 3:44
[17]). Теперь я вижу, что время обратиться (2 Цар. 12:13;
[18] Лук. 15:24
[19]). О счастливое несчастье, обращающее грешника на путь покаяния!
2.
Но и в счастье. Будет ли богатый человек считать себя наравне с бедным грешником, когда поля его цветут, дом — в полном изобилии и пр.? Это — жестокое слово для естественного самолюбия, которое тогда по преимуществу надмевается (Ис. 19:11
[20]). Но Христианин думает совершенно иначе. Почему я так счастлив? Не сам собою (Иов. 25:6
[21]), но от Бога (Псал. 126:1;
[22] Иоан. 3:27
[23]). “
Благодатью вы спасены” (Еф.2:5; Быт. 32:10;
[24] Мф. 8:8
[25]).
8.
И говорит это весьма серьезно. Петр, сказано, “оставил всё”. Пусть в особенности заметит это условие лицемер (Втор. 29:19
[26]). Тогда только думают серьезно о своей греховности, если чувствуют всю тяжесть своих грехов (Псал. 37:5
[27]), считают себя первыми из грешников (1 Тим. 1:15;
[28] Лук. 18:13
[29]); если называют Иисуса Христа своим
Господом (
Господи! … я человек грешный) (ст.8), веруют в Него, отвергаются мира (Псал. 38:2
[30]) и исправляют свою жизнь.
Заключение. Пусть каждый думает прежде всего, что он — человек, смертный человек! (Иов. 14:1;
[31] Прем. 7:1
[32]). Или ты, отъявленный грешник, отвергаешь это?
Я конечно грешник, говорит он, но еще не великий.
Вы, которые находитесь в несчастьи, “стремитесь на глубину” (ст.4,
[33] Иер. 31:9
[34]). Если Вы — счастливые, то множество рыб, которое вы едите, призывает вас к покаянию.
Будем ежедневно сознавать, что мы — великие грешники (Рим. 7:24;
[35] Псал. 18:13
[36])!
Необычные счастливые или несчастные случаи есть как бы особенная связующая нить любви Божьей к сердцу грешника
“Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных” (ст.9).
Все приходит от Бога, счастье и несчастье (Сир. 11:14;
[37] Амос. 3:6
[38]).
Бог не делает ничего напрасно, но все направляет к нашему благу.
1. Что разумеется под необычными счастливыми или несчастными случаями?
а)
Такие чрезвычайные события, которые постигают неожиданно, и потому приводят нас в раздумье. Ловля Петра (Псал. 70:7;
[39]. Лук. 1:79
[40]).
б)
Величина счастья или несчастья, поражающего нас. Вдруг делаются богатыми или нищими (Быт. 32:10;
[41] 3 Цар. 3:13;
[42] Иов. 1), — подобно губке, которая одной рукой наполняется совершенно водой, а другой выжимается до последней капли (Быт. 42:36
[43]).
в) Вообще
если происходят вещи, превышающие наш разум и приводящие нас в недоумение и ужас (Лук. 5:26;
[44] Иов. 3:26
[45]; Ефес. 3:20
[46]).
2.
Как эти случаи становятся как бы особенной связующей нитью любви Божьей к сердцу грешника?
а)
Бог через них направляет нас. Петр видит, что рыбная ловля — не его дело (Псал. 126:1
[47]). Карлики, которые считают себя великанами. “
Я человек грешный” (ст.8; Быт. 32:10;
[48] 2 Цар. 7:18;
[49] 20;
[50] Ис. 6:5
[51]).
б)
Он влечет через них к Иисусу Христу. Петр припал к ногам Иисуса (ст.8;
[52] Рим. 5:17
[53]). Блудный сын возвращается к Отцу (Лук. 15:16–18
[54]).
в)
Он влечет нас через них от мира к небу. Рыбари
оставили всё и последовали за Ним и т. д. Живут в мире, но не от мира. Земное становится прахом. Довольны Богом (Филип. 4:12
[55]). Блаженное влечение благодати (Иер. 31:3
[56])!
Заключение. Человек, — глубоко павший! чувствуешь ли ты над собой связующую нить Божьей любви, влекущую тебя из греховной бездны? Иной чувствует это, но не обращает внимания, отталкивает от себя (Фил. 2:3
[57]) и мало-помалу превращается в камень, которого ни солнце, ни дождь не размягчает.
Благотворное действие слова Божьего на тех, кто внимают ему
“И, сев, учил народ из лодки” (ст.3).
1. На их жизнь.
а)
Оно возбуждает в слушающих святую жажду к духовной истине (ст.1–3; Амос. 8:11;
[58] Псал. 118:103;
[59] Мф. 4:4;
[60] Иоан. 6:63
[61]). “Мы называем именем человека не того, кто питается только хлебом, но того, кто вкушает духовную пищу слова Божьего, по словам Иисуса Христа: “
не хлебом одним будет жить человек.”
[62] “Чувство голода есть знак телесного здоровья. Кто нуждается в слове Божьем, тот наслаждается здоровьем души. Желудок без аппетита — знак серьезной болезни: если вы имеете отвращение к слову Божьему, то ваша душа подвержена тяжкой болезни.”
[63]
б)
Оно укрепляет в них непоколебимое упование на Бога, несмотря на все неудачи, скорби и бедствия (ст.4–5;
[64] ср. Псал. 118:105;
[65] Прем. 16:12
[66]).
в)
Оно доставляет благословение и успех даже в земных делах (ст.6–7;
[67] Псал.1: 1–3
[68]).
а)
Оно пробуждает в них чувство глубокого сознания своей греховности и раскаяние (ст.8-10;
[69] Евр. 4:12
[70]). “Слово Божье не льстит ничьему самолюбию, как и чистое зеркало. Оно представляет и добрые и мерзкия дела такими, как они есть.”
[71] Здесь “неведущий находит, чему он должен поучиться; вольнодумец — чего бояться; уязвленный грехом — врачевство покаяния, содействующее его вечному выздоровлению.”
[72]
б)
Оно очищает их сердце от всякого пристрастия к земному и делает их способными к отвержению всех временных выгод, если они препятствуют им следовать за Господом (ст.11;
[73] Псал. 18:11
[74]).
Почему Бог не всегда благословляет наш труд, как мы желаем?
“Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Ст. 5.
Мы хотим:
1. Показать, как часто бывают с нами такие случаи в жизни.
Неудачи, испытанные рыбарями, несмотря на самый усиленный труд, известны и нам по личному опыту.
2. Указать причины, почему это так бывает.
Бог делает это для того, чтобы мы:
а)
убедились в том, что успех всякого нашего труда зависит единственно от Него (ст.6;
[75] Матф. 6:27;
[76] Псал. 126:1
[77]);
б) посему во всем полагали свою надежду на Него.
3. Научиться, как должно поступать нам в таких случаях.
а) Не падать духом и не отчаиваться в успехе наших трудов;
б) напротив, тем с бóльшим терпением и упованием на Бога продолжать свои занятия (ст.5–7), и если Господь благословит тогда наш труд, то
в) сознавать со смирением наше недостоинство и прославлять благость Божию (ст.8).
О бесполезных тружениках
“Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Ст. 5.
Это:
1.
Те, которые трудятся ночью, т. е. имеют совесть, омраченную тяжкими грехами, ибо в таком состоянии труд их не имеет никакой заслуги перед Богом (Ис. 55:2
[78]).
2. Те, которые трудятся со злым намерением или, по крайней мере, не из любви к Богу, ибо намерение, по выражению св. Отцов, есть око души, а если это око слепо, то и наши труды никогда не увенчаются полным успехом.
3. Те, наконец, которые трудятся без призывания помощи Божией и которые в своей гордости воображают, что они могут все сделать сами собой (Псал. 126:1).
Способ трудиться с успехом
“Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Ст. 5.
1. Трудиться по глаголу Божьему, сообразно с волей Его и с желанием угодить Ему.
2. Закидывать сети в благоприятное время (а не по Воскресеньям и Праздникам), с добрым намерением и благоразумием.
3.
Приписывать успех труда не себе, а Богу, по слову пророка (Псал. 113:9
[79]).