II. Апостольское чтение. Зачало (188): 2-е послание к Коринфинам 9:6-11
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении этой недели, под образным изображением сеющего и семени, святой Павел побуждает христиан к делам общественной благотворительности и учит их:
1) в какой мере (ст.б) и
2) по каким побуждениям следует благотворить (ст.7),
3) не опасаясь оскудения своих средств (ст.8-11)?
1. Что касается
до меры нашей благотворительности, то она должна быть щедрая и обильная: ибо “
кто сеет скупо, тот скупо и пожнет” (ст.6). Семя, если скудно сеется, дает скудную жатву, а если остается не посеянным, то не приносит никакого плода. Так и богатство, если не раздается другим, или раздается только в малой мере, то остается или вовсе бесплодным, или же приносит лишь малый плод. Отчего же это? Оттого, что малым сеянием дел милосердия мы обнаруживаем с одной стороны недостаток христианской любви к ближним, а с другой — неблагоразумное употребление земных благ, которые даны нам Творцом как для удовлетворения нашим необходимым потребностям, так и для нужд наших ближних. Кроме того, подавая милостыню скудной рукой, мы показываем незнание нашей собственной, очевидной пользы. Пока мы живем в изобилии, никакие житейские нужды не тяготят нас — но что будет с нами, если мы сами впадем в нищету, как нередко случается в жизни? То, чем угрожает немилостивым Слово Божье (Прит. 21:13;
[80] Матф. 6:2
[81]). По истине “сеяй скудостию, скудостию и пожнет!” Напротив “
кто сеет скупо, тот скупо и пожнет” (ст.6). Посмотрите на трудолюбивого земледельца. Он не жалеет повергать семена в землю, когда сеет, ибо он знает, что посеянное принесет ему впоследствии плод в пять, десять крат и более, — и он охотно сеет много, чтобы после собрать обильнейшую жатву. Так точно бывает и с милостыней. Кто помогает нуждающимся, призревает бедных, тот сеет семена, которые произрастят для него жатву; и чем кто более сеет, для того и жатва обильнее. Какая же жатва получается, какие плоды собираются от сеяния дел милосердия? Жатва обильная, плоды желанные — милостыня очищает грехи (Сир. 3:30
[82]), избавляет от вечной смерти (Тов. 12:9;
[83] Дан. 4:24
[84]), делает Бога нашим должником (Прит. 19:17;
[85] Мф. 10:42;
[86] 25:40
[87]), служит защитой в годину каких-либо напастей и бедствий (Сир. 29:15–16;
[88] Еккл. 11:2
[89]). Так “
кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (Ст. 6).
2. Но чтобы наша благотворительность действительно приносила такую обильную жатву, для этого мы должны благотворить
по христианским побуждениям, от чистого сердца и с охотой. “
Каждый,” продолжает апостол, должен оказывать дела милосердия, “
по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением” (ст.7). Какая польза для нас, если мы, хотя благотворим и в изобилии, но благотворим только там, где надеемся собрать обильную жатву временных почестей и славы, как делают честолюбцы, — только тем, от ждут возврата, как поступают сребролюбцы, — только потому, что вынуждены бываем подать, хотя наше сердце исполнено огорчения, наша рука дрожит от скупости, как это бывает с людьми скупыми? Нет, “
доброхотно дающего любит Бог” (ст.7). Подай милостыню, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая (Матф. 6:3
[90]); благотвори и взаймы давай, ничего не ожидая (Лук. 6:35
[91]); “
при всяком даре имей лице веселое” (Сир. 35:8;
[92] Рим. 12:8;
[93] 1 Пет. 4:9
[94]). “Расположение сердца делает дар великим или малым: оно одно дает предметам их цену. Вот почему овол, поданный бедняком, имеет более значения в очах Божиих, чем дукат богача.”
[95]
3. Благотворя щедрой рукой и отверстым сердцем, не будем опасаться собственного обнищания и
оскудения наших земных сокровищ. “
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью,” уверяет апостол, “
чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело” (ст.8).
Вы, благотворя обильно другим, боитесь собственной нищеты. Но “Бог, будучи всесилен, может подать вам все дары в изобилии, дабы вы, имея всегда и во всем всякое довольство, необходимое для ваших потребностей, приумножали все ваши добродетели.”
[96] Кто оказал помощь бедным, и сам в нуждах своих не получал помощи от Бога? Или кто пропитал нищего и сам томился от голода? (Псал. 36:25;
[97] Прит. 28:27
[98]). “Колодцы, беспрестанно вычерпываемые, дают воду обильнейшую и чистейшую, а те, из коих редко почерпается вода, загниваются и портятся. Так и богатства, разделяемые бедным, не умаляются и приносят обильный плод разделяющему, а сберегаемые только в хранилищах богача. блюдутся на свое истление и на душевную пагубу обладателя.”
[99] Не от щедрого раздаяния милостыни многие богатые разоряются и приходят в бедность, а от того, что, жалея малого для бедных, не жалеют ничего для своих прихотей. Удивительно ли, после этого, если над такими жестокосердыми богачами исполняется иногда слово Божье: “
кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий”. (Прит. 28:27). Но этого никогда не может случиться с милостивым, “
как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (ст.9). Не бойтесь же оскудеть вы, творящие милостыню щедрою рукою и отверстым сердцем: “
дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей” (ст.10). Он вознаградит ваше щедролюбие обилием временных благ и умножит плоды вечной правды вашей,
дабы вы, таким образом, имея средства и побуждения продолжать благотворительность,
всем богаты были на всякую щедрость, которая, кроме того,
послужит для многих поводом
к благодарению Бога за ваше христианское милосердие: “
так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу” (ст.11).
Таким образом, благотворительность со всеми ее оттенками и нравственными применениями составляет главный и единственный предмет, предлагаемый дневным зачалом для проповедника. Все другие частные темы, избираемые проповедником, должны служить только подробным раскрытием темы общей, но отнюдь не помимо последней, если проповедник хочет остаться верным букве и духу дневного текста. Для примера укажем на следующие темы.
Милостыня есть заповедь, обязательная для всех и благотворная по своим плодам
“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (ст.6).
Апостол говорит здесь о милостыни. Как понимать эти слова? Есть ли это заповедь, обязательная для всех, или совет, который можно исполнять и не исполнять?
1. Милостыня не есть совет, но одна из существенных обязанностей любви к ближнему.
а) Основания этой истины в Священном Писании.
Обязанность милостыни так ясно выражена в священном писании, что не оставляет в ней никакого сомнения. Пока в мире существуют бедные, на богатых лежит непременный долг помогать им; Господь поставил их, так сказать, вместо Себя, для утешения нуждающихся: служение почетное! Быть приставником Божьим — что может быть достойнее этого?
“Если вы цените богатства ради той чести, какую они вам доставляют, то подумайте, во сколько крат более для вас славы называться отцем тысячи бедных, чем считать тысячи монет в вашем кошельке!”
[100]
Но поскольку эта честь мало трогает сердца, привязанные к земным сокровищам, то Господь дает богатым положительную заповедь об их благотворении нуждающимся братьям. Так как, говорит он, “
ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей” (Втор. 15:11).
“
Ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем”. (Сир. 29:12; Сир. 4:4;
[101] Прит. 24:11
[102]). Таким образом, милостыня не есть только совет, но
заповедь; вы непременно обязаны отдавать бедным золото, которое расточаете на свои прихоти, “не давать бедным значит то же, что похищать чужое добро.”
[103]
Посему-то и постигнет “
суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13), как читаем у Мф. 25:41–43.
[104] Спросите, быть может, за что такой жестокий суд над немилостивыми? За то, отвечает слово Божье, что они не имели в себе любви Божьей, ибо если бы они любили Бога, то из любви к Нему любили бы и ближних. “
Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?” (1 Иоан. 3:17)?
б)
Извинения в неисполнении ее.
Как ни обязательна для всех заповедь о милостыни, однако некоторые стараются ослабить ее силу многими ложными извинениями. Говорят: “я не имею излишка, у меня большое семейство, мы живем в трудные времена и сами едва можем просуществовать; есть, прибавляют к этому, довольно нищих празднолюбцев, многие бедные могли бы трудиться, впрочем, я, время от времени, оказываю хотя малую милостыню.”
а. Не говорите, богатые мира, что у вас нет излишка, все, что остается у вас после необходимого к поддержанию вашей жизни и к благоприличию вашего звания, составляет излишек, который вы должны передать бедным. Отделите то, что вы жертвуете тщеславию, прихотям, роскоши, соразмеряйте ваши издержки с требованиями Евангелия, — и вы всегда найдете излишек.
“Вы получили блага не для того, чтобы расточать их на удовольствия, а для того, чтобы творить милостыню.”
[105]
b. Вы имеете много детей, о воспитании и благоустроении которых должны заботиться? Заботьтесь об их нуждах и устроении — это ваш долг, но “вы, имеющие детей, считайте их одним больше и дайте что-нибудь Иисусу Христу. Если бы вместо четырех детей вы имели пятерых, оставили ли бы вы этого последнего без всякого попечения? Дайте же бедным хлеб, который вы дали бы этому пятому дитяти, которого Иисус Христос посылает вместо Себя, в ваше семейство. Какая честь для ваших детей считать в числе своих братьев Иисуса Христа!”
[106]
с. Не говорите, что настали трудные времена. Если они трудны для вас, то во сколько крат они труднее для бедных! Если во времена бедствий нужды бедных становятся до крайности тяжкими, а иногда невыносимыми: то не должны ли богатые сократить меру необходимых потребностей своего состояния?
d. Что касается до празднолюбия известных бедных, то мы не имеем права отказывать в подаянии всем безразлично. Может быть тот, кому вы не подали милостыни, находится в вопиющей нужде. Любовь христианская требует, чтобы мы имели доброе мнение о своих братиях. Иисус Христос принимает на Свой счет всякое даяние, оказываемое меньшим Его братиям.
е. Не оправдывайтесь, наконец, легкой милостыней, которую вы раздаете бедным, время от времени; ваши подаяния должны быть соразмерны с количеством благ, ниспосылаемых вам Провидением (Тов. 4:7-11). “Не уделять бедным из того, что остается сверх ваших нужд, значит похищать чужое добро”
[107]
f. Не представите ли еще, быть может, в ваше оправдание непредвиденных нужд, которые могут постигнуть вас самих? Излишняя забота, осужденная Иисусом Христом и не освобождающая богатых от обязанности уделять излишек бедным!
2. Милостыня благотворна по своим плодам.
Священное Писание наполнено самыми высокими обетованиями людям милосердым, — обетованиями “благ временных, духовных и вечных”:
а) Благ временных.
“
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его”. (Прит. 19:17; 28:27;
[108] 2 Кор. 9:8;
[109] Псал. 36:25;
[110] Сир. 29:15–16
[111]). Опыт подтверждает это. Сколько семейств живут в довольстве, обязанных своим благосостоянием обилию своей милостыни!
“
Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто”. (Лук. 11:41). Милостыня очищает грехи (Сир. 3:30;
[112] Тов. 12:9;
[113] Дан. 4:24
[114]), служит вернейшим средством к привлечению милосердия Божия (Пс. 40:2
[115]), и к избавлению от напрасной смерти (Тов. 14:10
[116]).
“Вы проданы вашими грехами, искупите себя вашим золотом.”
[117]
“Я не помню, видел ли я в жизни хоть одного благотворительного человека, который умер бы несчастною смертию. И как он может иметь несчастную кончину, когда у него столько посредников, молящихся об его спасении!”
[118]
Они выше всякого выражения, см. Мф. 25:34–40.
[119]
“Идите и наследуйте царствие Божие, скажет Господь милостивым, — не потому, что вы не согрешили, а потому, что милостынями очистили грехи свои.”
[120]
“Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже только врат царствия небесного.”
[121]
Свойства Богоугодной милостыни
“Доброхотно дающего любит Бог” (ст.7).
Говоря, что только доброхотно подающий милостыню любезен Богу, апостол тем самым указывает на свойства Богоугодной милостыни:
1. Первое условие богоугодной милостыни состоит в том, чтобы уделять ее из собственного имущества, а не из имущества других.
“
Из имения твоего подавай милостыню” (Тов. 4:7
[122]), —
твоего, а не чужого. Какое заблуждение, когда воображают, будто можно умилостивить Бога даром, нажитым неправдой! “
Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых” (Сир. 34:19
[123]).
Приносить жертву Богу из имений, отнятых у бедных, значит то же, что закалать сына в глазах отца (Сир. 34:20
[124]). Господь “
ненавидит грабительство с насилием” (Ис. 61:8
[125]).
Здесь можно указать на пример Закхея для тех, которые нажили себе имение грабительством и неправдой (Лук. 19:8
[126]).
2.
Второе условие богоугодной милостыни — подавать ее с поспешностью и радостью.
“
Не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся” (Сир. 4:3). Заставлять бедных покупать милостыню ценой продолжительного и обидного ожидания, значит терять достоинство своей милостыни. Такие люди обыкновенно заботятся более о том, чтобы освободиться от докучливости несчастных, чем о том, чтобы помочь им в нужде. “Если ты дал хлеб требующему, а между тем изнурил его медлительностью, то ты потерял и хлеб и заслугу.”
[127]
Берегитесь доводить меньших братий Христовых до ропота и нетерпения, не отсылайте их на завтра, когда можете помочь им сегодня; “не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити” (Прит. 3:28
[128]). Не огорчайте вашим отлагательством нуждающихся: “
не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости” (Сир. 4:2). Не допускайте, чтобы они в горести и в ожидании вашей помощи проклинали вас: “
когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его” (Сир. 4:6).
Давайте милостыню со святой радостью и от чистого сердца: “при всяком даре имей лице веселое” (Сир. 35:8; 1 Пет. 4:9;
[129] 2 Кор. 9:7
[130]).
3.
Третье условие богоугодной милостыни — чтобы она была благоразумна или сообразна, как с нашим состоянием, так и с нуждами требующих. Тут можно указать на 2 Кор. 14, где апостол предписывает христианам правила, какие они должны наблюдать при оказании милостыни. Он хочет, чтобы они давали с избытком, но и с благоразумной умеренностью (Тов. 4:7-11
[131]). Надобно также обращать внимание на нищету бедных, предпочитая более нуждающихся менее нуждающимся.
4.
Четвертое и самое главное
условие богоугодной милостыни, чтобы подавать ее ради Иисуса Христа и из любви к Нему.
Берегитесь лицемеров, которые сами трубят о своих добрых делах; они уже получили мзду свою. Господь награждает только ту милостыню, которая творится из любви к Нему. Смотрите на бедного, как на самого Иисуса Христа. “Если бы вы жили в то золотое время, когда Иисус Христос видимо обитал между людьми, не приготовили ли бы вы для Него ложа в вашем доме, не подали ли бы милостыни, не оказали ли бы услуги, не посадили ли бы Его за стол? Вы заслуживаете более, если делаете это бедному, ибо сияние Его приятного лица и черты Его благости невольно привлекали к Нему сердца всех, следовавших за Ним. Но если вы оказываете Ему милостыню в лице бедного, оборванного, обнаженного, грязного и гнойного, то ваша вера — более живая, ваша любовь — более благородная и ваше благочестие — более бескорыстное, потому что самолюбие тут не имеет никакого расчета”.
[132]
Но таковы ли свойства нашей милостыни? Разбирают каждое из указанных свойств и делают приложение к слушателям.
Сходство между семенем и милостыней
“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”. (ст.6).
Не напрасно апостол сравнивает благотворительность с семенем. Свойства семени и милостыни имеют много сходства между собой.
1. Как семя сеем мы в землю, так и милостыню влагаем в руки нищего, и как сеем одно зерно, а пожинаем многие, так один динарий даем нищему, а получаем сто.
2. Семя в том только случае приносит плод, когда бывает зарыто в землю: так и милостыня тогда только плодоносна, когда подается втайне и укрывается от взоров человеческих.
3. Семя не бросают в песок, но в землю хорошо приготовленную: так и милостыню не следует подавать тем, которые не имеют в ней действительной нужды и даже злоупотребляют ею, но только истинно бедным.
4. Семя для своего возрастания нуждается в орошении и поливании: семя милостыни для своего оплодотворения должно быть орошаемо слезами покаяния.
5. Семя не прежде может развиваться, как когда оно умерло в земле: умрите и вы для земных сокровищ, если желаете, чтобы они принесли вам плод в другом мире.
Щедрая милостыня приносит и щедрые плоды
“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”. (ст.6).
Как трудолюбивый земледелец, чем более сеет семян, тем обильнейшую собирает жатву: так и милосердный, чем более дает милостыни, тем более получает от нее плодов.
1. Какая милостыня называется щедрой?
а) Та, которая подается щедро (ст.6);
б). Та, которая подается доброхотно (ст.7): не с огорчением, не по принуждению, не в ожидании мирских похвал и одобрений, но от чистого сердца, иначе одна лепта, поданная бедняком неимущему, будет иметь несравненно более цены, чем огромные сокровища, потраченные богачем на бедных.
2. Какие щедрые плоды приносит щедрая милостыня?
Она дает доброхотному дателю (Лук. 6:38
[133]):
в)
Меру утрясенную — приумножение благодати и добродетелей с ней соединенных (ст.10;
[143] Прит. 3:3
[144]);
г)
Меру переполненную — вечную награду, которая безмерно превосходит все, что человек может дать или желать (Мф. 25:34–40;
[145] Евр. 6:10
[146]).
Справедливы ли те извинения, какими люди оправдываются иногда в неподаянии милостыни?
“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”. (ст.6).
Сравнивая милостыню с семенем, апостол тем самым показывает уже, как плодоносна милостыня, и действительно, жатва милостыни — богата, плоды — вожделенны (какая жатва и какие плоды)?
Однако, несмотря на великие блага, доставляемые милостыней, некоторые из христиан отказываются от нее под различными предлогами.
1. Говорят, что сами не имеют излишка и терпят нужды:
Часто эти оправдания ложны (см. выше тема I), а если даже и справедливы, то и тогда не могут служить в наше извинение, ибо кроме милостыни вещественной, есть милостыня духовная, которую всякий в состоянии подать (Тов. 4:7-11
[147]).
2
. Многие боятся сами прийти в нищету от щедрой благотворительности.
Но этого не может случиться, когда пользуются своей щедростью благоразумно и по-христиански, за это ручается сам Бог (ст.8,
[148] 10; Прит. 28:27; Псал. 36:25).
3.
Не видят, чтобы их милостыня приносила им благие плоды, каких они ожидали уже здесь на земле.
Но это — не цель милостыни. Кто прежде всего рассчитывает в благотворительности на награду, тот теряет ее; надобно благотворить так, как учит Иисус Христос (Мф. 6:2) и апостол Павел (ст.7), и тогда награда несомненна.
4. Надобно, говорят, прежде всего подумать о своих детях.
Что это значит — подумать о своих детях? Кто умеет правильно отвечать на этот вопрос, тот знает, что благотворительность есть вернейшее средство обеспечить интересы свои и своих детей, ибо тогда приобретают не только Божье благословение, но и благоволение людей (Прит. 19:17;
[149] Сир. 29:15–16.
[150] Псал. 40:2;
[151] Еккл. 11:1–2
[152]).
5.
Думают о бедных, когда пишут свои предсмертные завещания.
Почему же не прежде? Какая заслуга давать в минуты последнего издыхания, когда по необходимости расстаются со всеми сокровищами своими? Поступать таким образом значит, по мысли Василия Великого, хотеть быть милосердным к людям не прежде, как когда перестают между ними жить!!
[153]