Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю 18-ю по Троице
Арсений, митр. Киевский. Сочинения (1874 г.), ч. I, стр. 475.
Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения (1872 г.) т. I, 525–534.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (1863 г.), ч. II, 97.
Димитрий, арх. Херсонский. Пол. собр. проповедей (1890 г.), т. III, 275.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (1898 г.), 102.
Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. евангелия (1863 г.), ч. I, 472.
Его же.Бес. на воскр. и праздн. чтения из апостола (1867 г.), ч. I, 412.
Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (1869 г.). 23, 466.
Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. Сочинений (1894 г.), т. II, 508–528.
Путятин Р., прот. Поучения (1893 г.), 114.
Белоцветов Α., прот. Круг поучений (1894 г.), 144.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (1895 г.), 350–353.
Лядский Α., свящ. Поучения (1870 г.), ч. II, 255.
Дьяченко Γ., свящ. Ежедневные поучения (1897 г.), 282–294.
[1] Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке
[2] Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло
[3] увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети
[4] Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах
[5] которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежд
[6] Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына
[7] Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть
[8] Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон
[9] Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали
[10] Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужне
[11] потому что все согрешили и лишены славы Божией
[12] Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя
[13] Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь
[14] За силами высоких небес Он Сам наблюдает, а люди все — земля и пепел
[15] Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф
[16] Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его
[17] Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша
[18] а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь
[19] ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться
[20] Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: "я сын мудрецов, сын царей древних?
[21] Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль
[22] Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж
[23] Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба
[24] Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана
[25] Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой
[26] такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным
[27] ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне
[28] Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый
[29] Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику
[30] Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною
[31] Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями
[32] И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного
[33] Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова
[34] Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой
[35] Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти
[36] Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
[37] Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа
[38] Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы
[39] Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда
[40] просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира
[41] Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана
[42] и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои
[43] И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня
[44] И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне
[45] Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье
[46] А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем
[47] Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж
[48] Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана
[49] И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи [мой], Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил
[50] Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи
[51] И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа
[52] Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный я человек грешный
[53] Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа
[54] и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
[55] Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке
[56] Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение
[57] ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
[58] Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних
[59] Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим
[60] Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
[61] Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь
[62] Святой Иоанн Златоуст; Том V, бесед. 47
[63] Святой Ефрем, Том I, о духов. жизни
[64] Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть
[65] Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей
[66] Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово
[67] Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть
[68] Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет
[69] Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков
[70] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные
[71] Блаженный Августин, Lib. ХХII, соntrа Fаust
[72] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 24 на Мат
[73] И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним
[74] они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота
[75] Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась
[76] Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть
[77] Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж
[78] Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком
[79] Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей
[80] Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан
[81] Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою
[82] Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи
[83] ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать
[84] Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой
[85] Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его
[86] И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей
[87] И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне
[88] заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага
[89] Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
[90] У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая
[91] Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым
[92] при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину
[93] увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием
[94] Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота
[95] Святой Амвросий, Lib. l dе оffiс
[96] Толкование Никифора, in h. 1
[97] Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба
[98] Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий
[99] Святого Василия Великого, бес. 13 о милост
[100] Святой Василий Великий бесед. 13 о милост
[101] не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего
[102] Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение
[103] Блаженный Августин, in Рs. 147
[104] Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня
[105] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 34 к народ
[106] Блаженный Августин, Еnаt. in. Ρs. 38 р. 14
[107] Блаженный Августин, in Рs. 147
[108] Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий
[109] Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело
[110] Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба
[111] заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага
[112] Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи
[113] ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать
[114] Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой
[115] Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь
[116] Похорони меня прилично, и мать твою со мною, и потом не оставайтесь в Ниневии. — Сын мой, смотри, что сделал Аман с Ахиахаром, который воспитал его: как он из света привел его в тьму и как воздано ему. Ахиахар спасен, а тот получил достойное возмездие — сошел во тьму. Манассия творил милостыню, и спасен от смертной сети, которую расставили ему; Аман же пал в сеть и погиб
[117] Блаженный Августин, Sеrm. 16 dе vеbо Dоmin
[118] Блаженный Иероним, Ерist. аd Nероt
[119] Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне
[120] Блаженный Августин, Еnаr. In Рs. 128
[121] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 22 на Иоан
[122] Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие
[123] не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их
[124] Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных
[125] Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними
[126] Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо
[127] Блаженный Августин, in Рs. 103
[128] Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.
[129] Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота
[130] Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог
[131] Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним
[132] Святого Иоанна Зпатоуста, бесед. 34 к народ
[133] давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам
[134] Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело
[135] Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей
[136] Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий
[137] Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его
[138] Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи
[139] Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
[140] Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой
[141] ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать
[142] Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто
[143] Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей
[144] Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего
[145] Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне
[146] Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым
[147] Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним
[148] Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело
[149] Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его
[150] заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага
[151] Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь
[152] Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
[154] Димитрий , арх. Херсонский. Полн. собр. поучений (90 г.), т. III, стр. 275