II. Апостольское чтение. Зачало (200): к Галатам 1:11–19
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении недели святой апостол Павел, отвечая на клеветы врагов, уверявших, будто бы его благовествование есть дело человеческое, а не Божье, доказывает
божественность проповедуемого им учения.
“Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое” — не человеческое есть дело и не человеческие мысли содержит в себе. Чем же он доказывает это?
1. Тем, что он призван был к апостольскому служению самим Иисусом Христом, как Петр, Иаков, Иоанн и прочие апостолы (ст.11–12; ср. Деян. 9:3–5
[339]).
2. Тем, что он, до обращения к Иисусу Христу, был жесточайшим врагом Евангелия (ст.13–14), а по обращении стал великим его провозвестником (ст.16); прежде — превосходил всех своих единоплеменников в неразумной ревности по отеческим преданиям (ср. Деян. 8:3;
[340] 9:1–2
[341]), теперь — немедленно изменить прежний образ мыслей и жизни (ст.16). Следовательно, откуда могла произойти в нем такая дивная перемена, такое непостижимое знание тайн веры, если бы сам Бог не научил его истинам Евангелия?
3. Тем, что он никого из апостолов не видел и следовательно не мог научиться от них истинам веры, но тотчас, после первого явления Иисуса Христа, отправился проповедывать Евангелие, и потом уже через три года встретился с апостолом Петром, не для того, чтобы научиться от него, а чтобы “
видеться” с ним, т. е. “видеть его жизнь, дела и чудеса” (ст.17–18; ср. Толк. Никиф. in. h. l). “
Другого же из апостолов, заключает святой апостол Павел,
видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (ст.19).
[342]
Как важно для нас твердое убеждение в высоком достоинстве христианского учения?
“Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое” (ст.11).
Для убеждения галатских христиан в истинах веры и для предохранения их от заблуждений, апостол Павел напоминает им о высоком достоинстве проповеданного им учения. Текст!
Убеждение в истинах веры необходимо и для нас.
Оно важно:
1. Как верный признак образованного ума.
Опыт учит, что многие люди весьма сильно домогаются преимуществ образованного ума и никогда не чувствуют себя так глубоко оскорбленными и пристыженными, как если обнаруживают в своих мыслях и суждениях явные промахи. И однако, если мы посмотрим на таких людей в области религиозно-христианского знания, то окажется, что они здесь обнаруживают часто величайшие погрешности. Иначе, откуда между, так называемыми, образованными людьми встречается столько легковерных, колеблющихся и неверующих?
Совершенно другое явление представляет человек глубоко убежденный в высоком достоинстве христианского учения!
Истины, проповедуемые христианством, равно как их свойство, назначение и божественное происхождение, обдуманны им со всех сторон, приведены во внутреннюю взаимную связь и порядок. Поэтому такой просвещенный христианин уверен в своей вере, убежден в ее основаниях и, при всех переменах явлений в области религиозно-нравственной, остается верен своим убеждениям и не принадлежит к числу тех, которые увлекаются
учениями различными и чуждыми (Евр. 13:9
[343]). Как, следовательно, важно для нас постоянно исполняться духовной премудростью и разумом, приобретать твердое убеждение в истинах веры!
2.
Как богатый источник благороднейших радостей.
Твердо должно быть в вере наше сердце, дабы оно могло с благоговением, любовью и упованием возвышаться к Высочайшему Существу, — дабы оно могло с благодарностью радоваться тем светом и успокоением, какие приобретены нам Иисусом Христом. Это благоговение, возвышающее мыслящий ум человека над всем земным, эта любовь, служащая источником всякого добра, это упование на водительство Единого Мироправителя — составляют плод непоколебимой веры в Бога и Его провидение.
Но таких высоких чувств не имеет человек, не твердый в вере, потому что “
сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой”. (Иак. 1:6
[344]). Он не в состоянии сохранить своей веры в Вечную Мудрость, если встречает столь много странного и непонятного в ходе человеческой судьбы, он не имеет никакого твердого основания для своей надежды на бессмертие и праведное мздовоздаяние, его религиозные убеждения так слабы, что каждый иномыслящий, каждая смелая речь неверующего легко вводят его в заблуждения, тогда религия не служит более для него отрадой жизни, становится бесплодной и засыхает подобно растению, лишенному корня. Как важно, следовательно, иметь твердое убеждение в истинах Евангелия!
3. Kак крепкая защита для нашей добродетели.
A как сильно нуждается человек в такой защите! Наша воля, хотя и легко преклоняется к добрым намерениям и предприятиям, но так же легко и колеблется, коль скоро возникает искушение, прельщает соблазн.
Опыт говорит нам, что только непоколебимо-твердая вера в состоянии совершать истинно великие подвиги. Не видим ли, что самые лучшие люди находятся всегда между истинно-верующими христианами? Если посмотрим, какие прекраснейшие нравственные плоды приносят верующие в своей жизни, если убедимся, что они готовы на все лишения, требуемые долгом и даже среди самых тяжких жертв хранят добрую совесть: то не можем не сознаться, что твердое религиозное убеждение служит опорой всякого добра.
Красноречивым доказательством этого может служить апостол Павел. Как неутомима была его ревность по долгу, с каким самоотвержением переносил он труды и лишения, как чисты были его намерения, как беспорочно было его служение! Кто не почтит того непреклонного убеждения, с которым он исповедывал: “нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись,” (Деян.4:12), кроме Имени Иисуса Христа, — убеждения, из которого он черпал силу ко всякому добру? Он говорил и действовал так, как веровал. Как важно поэтому твердое убеждение в истинах веры для нашей добродетели!
4. Kак отрадное успокоение при всех превратностях судьбы.
Благосклонность судьбы непостоянна, и много есть путей, которыми несчастье вторгается в нашу хижину и поражает нас чаще всего с той стороны, с которой мы менее всего ожидали. Примеры!
Но откуда несчастные заимствовали силу, с которой они переносили величайшие страдания? Кто воодушевлял апостола Павла в его скорбях и гонениях?
Откуда все мы черпали утешения, когда должны были испытать превратности судьбы?
Не от убеждения ли, что всеблагой и премудрый Промысел управляет всем? Не от мысли ли, что земля не есть место невозмутимого мира? Не уверенность ли, что “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. (Рим. 8:28)?
Отнимите это убеждение, замените веру неверием, — и ваша жизнь будет безутешна. Но горе тому, кто говорит о таком утешении только до тех пор, пока не забыл своего несчастья!
Польза серьезного размышления о нашей прошлой жизни
“Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее” (ст.13).
Апостол Павел напоминает христианам о своей прошедшей жизни. Мысль, что он был некогда гонителем христианства и разрушителем церкви Божией, никогда не выходила из его памяти (ср. 1 Тим. 1:13; 1 Кор. 15:9; Фил. 3:9).
Каждый разумный человек считает своим долгом время от времени обозревать пройденное им поприще жизни.
Но все ли мы делаем это?
Как многие проживают дни и годы, не обращаясь назад, не задавая себе вопроса: что я испытал или чему научился в течение моей жизни? что я сделал для себя и других? какую извлек для себя пользу из счастья или несчастья и т. д.?
Такое размышление весьма необходимо.
1. Оно укрепляет нашу веру в Божественный Промысл.
а) Разум и Откровение заставляют нас верить в благое и премудрое Провидение. Но этой вере часто недостает силы и твердости.
То люди с уверенностью признают, что они находятся под водительством Промысла, то сомневаются в этой истине: в счастьи обыкновенно веруют, в несчастьи отвергаются.
Потому что они рассматривают случаи и обстоятельства только с одной стороны, а не в связи со всей своей жизнью и Божьими целями.
Считают злом добро, жалуются на страдания и бедствия, посредством которых Бог содействует их благу.
б) Но если бы люди чаще и внимательнее рассматривали явления и перемены своей жизни, то увидели бы несомненные следы Божьего Промысла, заботящегося о нас, бодрствующего над нами и управляющего нашей участью.
Вспомним ли счастливые обстоятельства нашей жизни или несчастные, — те и другие укрепят нашу веру в Провидение и убедят, что “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28).
Но эти опыты может извлечь только тот, кто часто размышляет о путях своей жизни. Пример апостола Павла.
2. Оно содействует нашему счастью и довольству в жизни.
а) Как много есть людей, вечно недовольных своей участью! Но на самом ли деле все идет для них так худо, как они воображают? Действительно ли все, что их окружает, — все, что они получают в награду за свои заслуги, так ничтожно и недостаточно, что они не могут этим довольствоваться?
Нет, причина недовольства заключается в них самих. Они не имеют правильного понятия о достоинстве вещей, о цели своей участи и обстоятельств жизни.
Им недостает опытности, житейской мудрости, которая умеет сообразоваться со всеми обстоятельствами (Ефес. 5:15–16), извлекать из всего пользу к улучшению своего внешнего положения, к отвращению зла и бедствий, к достижению счастья жизни.
б) Этому недостатку может помочь размышление о нашей прошедшей жизни.
Кто часто думал о пройденном им поприще жизни и пользовался опытами прошедшего, тот обладает необходимыми условиями для того, чтобы быть довольным в жизни, потому что наша прошедшая жизнь учит нас — как непостоянны все земные блага, и как безумно поступают те, которые ставят свое существование в зависимость от этих благ, — учит, что несчастья нередко происходят от нас самих, наших ошибок и заблуждений, и что мы только должны удалить эти ошибки, чтобы быть довольнее и счастливее.
Размышление о протекшей жизни научает нас также и тому, что все случающееся с нами происходит от Бога и служит к нашему благу. Следовательно, мы имеем достаточно причин мириться со своей участью, не роптать в бедствиях и довольствоваться Божьими судьбами (Прит. 29:26
[345]).
3.
Оно побуждает к раскаянию и исправлению.
а) Без частого самоиспытания и самопознания невозможно раскаяние во грехах и усовершенствование в добродетели.
Как спасительно и благодетельно в этом отношении размышление о прошедшей жизни! Оно напоминает нам прежние грехи и заблуждения, указывает причины наших недостатков и несовершенства, учит нас познавать искушения, опасные для нашей добродетели.
Оно побуждает нас к покаянию и исправлению (Рим. 6:21
[346]).
б) Не потому ли многие люди откладывают свое исправление, что они никогда не обращали серьезного внимания на прошедшую жизнь, никогда не думали, как много они имеют причин поспешить раскаянием, прежде чем окончилась их жизнь?
Мы не знаем, конечно, как долго продолжится еще наше земное странствование, но потому-то и должны быть всегда готовы считаться с жизнью. Никто не должен опускать случая к размышлению о своей прошедшей жизни.
Как мы можем оказывать живейшее участие в дальнейшем распространении Евангелия в наше время? —
“Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью” (ст.15–16).
Известно из истории, как апостол Павел выполнил это высокое избрание Божьей благодати. Богу угодно было явить Сына Своего Павлу, да благовествует Его среди язычников (Деян. 9:3–5;
[347] 26:15–17
[348]), — и не он ли более всех потрудился во благовестии Христове?
Но то, что говорит апостол о себе, относится некоторым образом и ко всем нам (1 Пет. 2:9
[349]).
Как мы можем оказывать живейшее участие в дальнейшем распространении Евангелия в наше время? — Мы оказываем такое участие:
1. Если сердечно радуемся, что с распространением Евангелия распространяется более и более истинное Богопознание и любовь к добродетели между людьми.
а)
Такова была цель, которой старались достигнуть апостолы при проповедании Евангелия (Мф. 28:19–20;
[350] Деян. 3:19;
[351] 14:15
[352]).
Эта цель должна быть и ныне при распространении Веры Христовой и ее Богоустановленных учреждений. Что пользы, если язычник, с переменой своего языческого имени на христианское, не изменяет прежнего образа мыслей и жизни?
Главное дело состоит в том, чтобы с распространением Евангелия распространялось истинное Богопознание, сокрушалось идолослужение, уменьшались суеверие и невежество, — чтобы истинный Бог был почитаем, как Отец всех людей, Его святая воля, как вечный и всеобщий закон нравственной деятельности и благочестия, — чтобы все люди и народы с непоколебимой верой и любовью исповедывали Иисуса Христа, как Единого Спасителя, Искупителя и Примирителя всех людей и народов и т. д. Вот святейшая и высочайшая заботливость при распространении Евангелия и потому также достойнейший предмет радости для благочестивых христиан!
б)
Будем искренно радоваться, коль скоро слышим или читаем, что и ныне еще люди, исполненные веры и ревности к истине, странствуют в отдаленные страны земли для проповедания Евангелия язычникам, “да будет приношение еже от язык благоприятно и освящено Духом Святым” (Рим. 15:16
[353]), — или что сила Божественного слова спасительно действует на умы и сердца тех, которые, хотя и крещены во Имя Христа, но до сих пор отвергались Его неверием и пороками.
Какая радостная, возвышенная мысль для истинного христианина — “хвалите Господа, все язычники” (Рим. 15:11), что свет Веры Христовой озарит всю вселенную!
Не служит ли это доказательством божественности Евангелия?
2. Если мы, для дальнейшего распространения Евангелия, пользуемся каждым обстоятельством, чтобы всюду приобретать ему более и более истинных поклонников и почитателей.
а) Вера Христова, при всех несомненных признаках своего Божественного происхождения, служит однако часто камнем преткновения для многих.
Были и есть еще между нами люди равнодушные, которые относятся к ней с холодностью, оспаривают ее достоверность и ее благотворное влияние на благо человека и человечества, смотрят на нее, как на вынужденное средство для обуздания народов.
Есть люди легкомысленные, которые хотя и не отвергают достоинства христианства и обязательности его правил, но которые, однако, никогда не заботились об исполнении его предписаний.
Если мы принимаем искреннее участие в распространении христианства, если оно, по нашему убеждению, составляет важнейшую и святейшую потребность рода человеческого: то мы должны также заботиться о том, чтобы прекратилась всякая вражда и равнодушие к нему, чтобы оно более и более приобретало истинных друзей между людьми.
б) Мы должны пользоваться каждым случаем, чтобы убедить наших собратий в том, что христианство есть дело Божье, что только в нем находят человек и человечество все необходимое для своего блага и счастья.
Мы можем обратить их внимание на великие и важные выгоды, которыми род человеческий, во все времена и при различных внешних обстоятельствах, обязан Вере Христовой, — указать им на Божественную защиту, под которой оно возрастало и распространялось, не смотря на все нападения врагов.
Этим можем мы одних привлечь к Вере — другим внушить высокое уважение к ней.
Так мы принимаем свое участие в распространении Евангелия, особенно если сами также питаем к нему высочайшеее уважение!
3. Если мы сами по возможности содействуем тому, чтобы Евангелие служило силой Божьей во спасение людей.
а) Действие Евангелия еще и ныне не так велико и обширно, как оно должно быть.
Еще живут неисчислимые народы во тьме языческого суеверия, неведующие истинного Бога.
Мы не чувствуем в себе призвания, чтобы идти к ним с евангельской проповедью. Но есть в наше время другие, более отважные и благочестивые мужи, которые решились оставить свое отечество, пожертвовали всеми выгодами, удобствами, радостями и удовольствиями, доставляемыми общественной жизнью, чтобы всецело посвятить себя подвигам благовествования Веры Христовой между язычниками.
Христиане всех наций и сословий соединились между собой, чтобы доставить этим мужам необходимую помощь и поддержку в исполнении их великого предприятия. Не можем ли и мы, со своей стороны, оказать к тому содействие? Не наш ли это долг?
б) Мы можем опосредовано или непосредственно содействовать улучшению образования, чтобы из школ выходили люди благовоспитанные, верные сыны Церкви, доблестные граждане отечества, мудрые отцы домашней семьи.
Если мы таким образом способствуем действию Христовой Веры вблизи и вдали, то мы оказываем деятельное участие в ее распространении. Каждое известие о благословенных плодах христианства между язычниками должно доставлять нашему сердцу внутреннюю радость и побуждать нас к искреннему и деятельному участию в распространении Евангелия.
Сходство между призванием Павловым и нашим
“Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью” (ст.15–16).
Это сходство мы заметим, если обратим внимание:
1. На Призвавшего, который есть Тот же самый и для нас, как для него, т. е. Иисус Христос, только
а) мы призваны опосредовано, через слуг Христовых, возвещающих нам слово Божье и совершающих таинства;
б)
апостол Павел призван непосредственно самим Господом (ср. Деян. 9:26
[354]).
2.
На следствия призвания, которые должны быть те же самые и для нас, как и для ап. Павла.
а) Апостол, из жесточайшего врага Евангелия, становится, по призвании, ревностнейшим его проповедником и совершенно изменяет прежний образ мыслей и жизни.
б)
Так и мы, призванные из тьмы в чудный свет, должны возвещать добродетели Призвавшего нас и ходить в обновлении жизни (Рим. 6:4;
[355] Ефес. 4:24;
[356] l Пет. 2:5;
[357] 2 Кор. 6:14–16
[358]).
Как мы можем убедиться в Божественности Евангелия?
“Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое” (ст.11).
1.
Из его происхождения (ст. 11, 12
[359]).
а)
Евангелие не есть дело человеческой мудрости, но Божественной.
б) Бог не только даровал нам его, но и охраняет его против всех врагов, сопутствует ему везде и всегда Своей силой.
2.
Из его спасительного содержания (Рим. 1:16
[360]).
а)
Евангелие предлагает людям такие нравственные требования, которые совершенно согласны с высшими стремлениями и нуждами нашего духа.
б) По мере того, как человек исполняет Евангельские предписания, в нем возрастает нравственная сила, при помощи которой добродетель становится для него более легкой и приятной.
в)
Вследствие такого возрастания в добродетели возрастает также в человеке удовлетворение его глубочайших нужд и пробуждается сознание и предвкушение грядущих благ, чистое сердце понимает и принимает небесные истины (Иоан. 7:17
[361]).
3.
Из высокого достоинства его первых проповедников.
а) Апостолы были простые рыбаки, не книжные, не мудрые: однако победили Евангелием весь мир.
б)
Некоторые из апостолов (Павел)
, до обращения ко Христу, были жесточайшими гонителями христианства (ст.13–15
[362]): но по обращении и опытном дознании божественности Евангелия, они засвидетельствовали истинность проповедуемого ими учения, как своей жизнью, так и своей смертью (ст.15–16).