I. Евангельское чтение. Зачало (35): от Луки 8:5-15
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Практический очерк содержания рядового чтения
Евангельское чтение этой недели о Сеятеле и семени объясняет нам, где нужно искать причины не одинакового действия Слова Божьего на умы и сердца людей, — а именно:
различные действия слова Божьего зависят от различного свойства человеческих сердец.
1.
На многие сердца слово Божье не оказывает никакого действия, ст. 12:
[366] они слышат его хорошо, но не спасаются от такого слышания, — почему?
а)
Внутренние причины, поскольку эти сердца грубы и бесчувственны (ст.5 “
при дороге”):
а. они не понимают его (ср. Мф. 8:9
[367]) и
b. не веруют в него, ст. 12.
б) Внешние обстоятельства, которыми пользуется враг душ, чтобы воспрепятствовать действию слова:
а. сторонние впечатления подавляют слово (ст.5 “было потоптано”);
b. враждебные силы похищают его из сердца (ст.5. “птицы небесные поклевали”).
2.
На другие сердца слово Божье действует только поверхностно и потому не продолжительно. Они слышат его (ст.13
[368]), приемлют его тотчас с радостью (ст.13, ср. Мф. 13:20
[369]), но слышат и приемлют поверхностно: веруют в него до времени (ст.13), но легко соблазняются и во время напасти отпадают от него (ст.13. ср. Марк. 4:6;
[370]. Мат.13:21
[371]), — почему?
а. Они не принимают Божьего слова всей глубиной сердца (ст.6. ср. Мф. 8:5),
b. поэтому семя слова Божьего не может в них укорениться (ст.13; ср. Мф. 13:6; “не имело корня”).
б) Внешние причины:
а. оскорбления и преследования (ср. Мф. 13:21
[372]);
b. искушения, сомнения в вере и нападения против веры (ст.13)
3.
На иные сердца слово Божье действует с примесью человеческой чувственности и потому не сильно: они слышат его (ср. Мф. 13:22
[373]), и оно производит на них впечатление (ст.7
[374]), но они допускают своим похотям возрастать вместе со словом (ст.7), и, таким образом, действие слова Божьего наконец подавляется (ст.14;
[375] ср. Мф. 13:22). Причины этого:
б) обольщение богатства;
в) удовольствия мира (ст.14; ср. Мф. 13:22).
4. На некоторые сердца действие слова Божьего бывает весьма плодотворно.
а) На кого оно действует плодотворно? На тех, которые:
а. слушают слово Божие (ст.15;
[376] ср. Мф. 13:23
[377]);
b. приемлют его, т. е. понимают и веруют в него(ср. Мар. 4:20;
[378] Мф. 13:23), в противоположность сердцам первого рода;
с. хранят его всем добрым сердцем (ст.15), в противоположность сердцам второго рода;
d. приносят плод в терпении (ст.15), в противоположность сердцам третьего рода.
б) Как оно плодотворно действует? Иное приносит плод во сто крат, в шестьдесят, в тридцать (ср. Мф. 13:23).
Частные темы, предлагаемые проповеднику этим Евангелием, можно выразить так:
Ст. 5, 11: “Сходство между семенем и словом Божьим. Плоды слова Божьего также различны, как и его принятие. Не вина слова Божьего, если многие из христиан не исправляются.”
Ст. 5, 12: “О религиозной грубости и очерствении. Кто не размышляет о вере, тот не может испытать на себе ее силы. Увещание к тем, которые могут действовать на религиозное образование ума и сердца других.”
Ст. 6, 13: “О религиозном легкомыслии. Благочестивые движения сердца не служат еще признаком благочестия. Без самоотвержения невозможно быть истинным христианином. Как преступно поступают те, которые в счастье веруют в Бога, а в напасти отвергаются Его?”
Ст. 7, 14. “О житейских заботах, как главной причине, почему Вера так мало действует между людьми. О злоупотреблении богатством. О грубых чувственных удовольствиях.”
Ст. 8, 15. “Когда семя слова Божьего находит в нас добрую землю? Воздаяние сторицей — плод слова Божьего. Жалобы проповедников на слушателей и слушателей на проповедников.”
Различные впечатления евангельской истины на различные сердца людей
“Вышел сеятель сеять семя свое” (ст.5).
Семя слова Божьего живое и действенное, оно сеется щедрой рукой великого Сеятеля: почему же оно не везде восходит? Почему истины Евангелия не одинаково приемлются людьми (Гал. 5:7
[379])?
Семя божественной истины падает без плода:
1. На невнимательное сердце человеческое: “иное упало при дороге и было потоптано” (ст.5). Глубокая мысль скрывается под этим образом!
а) Многие люди не избегают случаев, представляющихся им к назиданию и поучению в законе Господнем.
Рано и часто возникают благие пробуждения в их сердце. Они слышат слово Божье, — но так, как бы никогда его не слышали.
Они ходят в храм Божий, — но по привычке. Когда эта обязанность по внешности исполнена в свое законное время и своим обычным порядком, то и все кончено. Иной раз слово истины затрагивает их сердце. Они находят, что оно хорошо сказано, сознают это, одобряют, — но всегда без надлежащего применения к самим себе. Если и бывает иногда применение, то самое легкое, не касающееся глубины души, перемены мыслей, исправления воли.
б) Между тем, пагубные привычки, овладевши душой, заглушают всякий благой отросток, а предвзятые отношения, выращенные в сердце, подобно “хищным птицам,” похищают каждое зерно небесного семени, прежде чем оно укоренится.
Что другое остается тогда, как на жесткий путь, где ничто не может расти или цвести, потому что он для этого не обработан и не огражден? “А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись” (ст.12).
Наш враг, если мы не противимся ему с Божьим оружием, внедряется в таких людей, под видом, например, корыстолюбия и самолюбия, которые вытесняют всякое добро из сердца и препятствуют всякому исправлению жизни. Затем утрачивается вера и спасение (“чтобы они не уверовали и не спаслись”).
2. На поверхностное человеческое сердце: “а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги” (ст.6). Тонка и не глубока земля, покрывающая скалу. Что на ней сеется, принимается хорошо и растет быстро, но также быстро увядает и засыхает, потому что нет достаточного количества влаги.
а) Многие отличаются живостью, чувствительностью и “когда услышат слово, с радостью принимают” (ст.13).
Каждое благое впечатление принимается ими с легкостью, но также легко и изглаживается, потому что “не имеют корня” (ст.13).
Ты сам, слушатель, испытал это собственным опытом. Ты был также некогда оживлен любовью к небесной истине, но таков ли ты теперь? Ах, “доброе семя взойдя, засохло!”
Много раз занимала тебя мысль о красоте добродетели, ты хотел осуществить ее на деле, но встретились препятствия, и ты пал духом: “доброе семя взойдя, засохло!”
В счастливые минуты жизни, когда все шло для тебя хорошо, ты был доволен судьбами Божьими, но произошла перемена в твоем внешнем положении, и ты начинаешь роптать: “доброе семя взойдя, засохло.”
б) Такова поверхностная душа!
Чувствительно, тепло и быстро принимает она мгновенные впечатления, но они остаются на поверхности, не проникают в глубину сердца, потому что встречают тут бесплодный камень.
“А упавшее на камень, это те, которые … во время искушения отпадают” (ст.13).
3. На приземленное человеческое сердце: “а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его” (ст.7).
а) Так бывает с душой, которая, хотя и довольно приготовлена к принятию слова Божьего, однако не очищена от земных пожеланий или, по крайней мере, не освобождена от раболепства им.
Она открыта иногда для сеяния слова Божьего, принимает его и хранит, она — плодоносное поле. Но корни терний, сокрытые семена плевел, не были исторгнуты прежде посева. Почему они возрастают при том же солнце и дожде, как и доброе семя.
“А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода” (ст.14).
б) Семя слова Божьего не может возрастать и приносить плод на такой почве. Тут оно должно подавиться заглушающими терниями, суть которых:
а. частью печали или заботы житейские, которые, овладев душой, не оставляют в ней места для заботы о едином на потребу;
b. частью богатство, которое, когда составляет высшую цель стремлений человека, вытесняет всякое стремление к небесным сокровищам;
с. частью сласти житейские — эта ненасытная жажда к чувственным удовольствиям, притупляющим в человеке всякий вкус к духовным наслаждениям.
Где же семя истины растет и приносит плод?
4. Только в благочестивом сердце человека: “а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный” (ст.8).
а) Благочестивая душа не рассеяна, а всегда внимательна к своим духовным нуждам и к деятельному удовлетворению их.
б) Благочестивое сердце не поверхностно, а глубоко восприимчиво, оно не только с радостью и впечатлительностью приемлет небесную истину, но и хранит ее и приумножет с каждым днем.
в) Благочестивое сердце не земное, а небесное, оно с благодарностью принимает и временные блага, если Господь посылает их, но оно охотно обходится и без них. Оно без сожаления оставляет тягостные заботы, разлучающие его от Бога, неверные богатства, не ведущие в царство Божье, чувственные удовольствия, расслабляющие силы духа и отвлекающие душу от высших предметов.
г) Такое сердце есть
добрая земля, на которой семя небесной истины восходит и приносит плод сторицей (ст.15
[380]).
Как поучительна притча Иисуса Христа о сеятеле и семени для проповедников и слушателей слова Божьего?
“Вышел сеятель сеять семя свое” (ст.5).
В притче о сеятеле и семени Иисус Христос, с одной стороны, показывает, что в Церкви Его всегда будут проповедающие и слыщащие слово Божие, а с другой — дает тем и другим весьма важные наставления.
1. Для проповедников, к которым притча взывает:
а) Ищите входновения для вашего звания по преимуществу в святом и высоком вашем призвании.
Сеятелем слова Божьего называет себя Иисус Христос. Легко понять, какое высокое значение и достоинство заключается в этом названии.
То же самое следует сказать и о всяком православном проповеднике.
Каждое звание в жизни общественной имеет свое высокое значение, но нет ни одного, которое могло бы равняться со званием учителя Церкви. Истины, им возвещаемые, самые возвышенные; цели, которых он должен достигать, самые святые; надежды, которые он может питать, самые спасительные.
Сколько побуждений к святому вдохновению для проповедника заключается в его высоком призвании!
б) Ознакомьтесь заблаговременно с великими и особенными препятствиями и трудностями вашего звания.
Что сеятель Божественного слова не всегда может иметь успех, это ясно показал Спаситель в притче (ст.5–7
[381]). Невежество, легкомыслие и превратная любовь к миру служат еще и ныне, как во времена Иисуса Христа, могущественными врагами христианской истины и добродетели.
К этому приходит еще то, что проповедник истин евангельских трудится в невидимой, духовной области, где он редко может усматривать плоды своей деятельности и утешать себя очевидной наградой, как это часто бывает в других званиях и должностях.
Горе проповеднику, если он заблаговременно не сообразит всех этих трудностей и особенностей своего звания! Как часто будет он впадать в уныние и т. д.!
в) Оживляйте себя надеждой, что при ревностном сеянии слова Божьего непременно последует успех.
С видимой радостью заключает Спаситель свою притчу, выражая полную надежду и уверенность, что семя Божественного слова падет на добрую землю и принесет обильный плод (ст.8
[382]).
И каждый ревностный проповедник может питать эту надежду, ручательством которой служит для него вера в силу Слова Божьего, иногда его собственный опыт, и, наконец, убеждение в добрых качествах человеческого сердца.
2. Для слушателей божественного слова заключаются в притче также важные наставления, а именнно:
а) Остерегайтесь грубости и одичания, касающихся вашего религиозно-нравственного образования (ст.5-12).
В низших и бедных сословиях нередко встречаются люди, лишенные всякого воспитания и образования. Они выросли в совершенном невежестве или с весьма недостаточным обучением, ни окружающие их примеры, ни их ремесло не действовали благотворно на их религиозную жизнь.
Даже в высших сословиях находятся такие, которым преимущественно не достает религиозно-нравственного образования.
Вы, на долю которых выпала такая участь, делайте по крайней мере столько добра, сколько можете!
Мы живем в такое время, когда средства образования везде распространены и доступны каждому.
Все вы, которые занимаетесь воспитанием юношества, поймите важность религиозного образования и т. д.!
б)
Избегайте легкомыслия и превратной любви к миру, препятствующих благотворному влиянию Слова Божьего на ваш ум и сердце (ст.6, 13;
[383] 7, 14
[384])!
Можно иметь религиозное образование ума, можно обладать знанием истин и требований Евангелия и, при всем том, быть плохим христианином, вследствие недостатка убеждения и вследствие пристрастия к земному.
Не думай называться христианином ты, который не хочешь расстаться со своими любимыми грехами, — ты, который жертвуешь своим долгом и добродетелью для приобретения земных благ!
Семя Слова Божьего не может “приносить плоды” на такой почве, потому что встречает тут или камень или терние.
в) Делайте все, чтобы семя Божественного Слова нашло в вас добрую землю!
Принимайте его с охотой (“
в добром и чистом сердце” (ст.15), ср. Евр.10:22
[388]))!
Храните его со тщанием (“
услышав слово, хранят его” (ст 15), ср. Лук. 11:28
[389])!
Исполняйте его с неослабным усердием (“приносят плод в терпении”)!
Благо вам, если вы следуете этим требованиям Господа в дневном Евангелии, тогда вы собственным опытом узнаете плодотворное действие Слова Божьего на ваше сердце и жизнь!
О человеческой свободе
“Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге… —
иное упало на камень… — иное упало между тернием… —а иное упало на добрую землю”(ст. 5–8).
Каждый из нас, быть может, задавал себе вопрос, виновен ли человек в своих грехах и добродетелях или не виновен, свободен ли он или не свободен. Нынешнее Евангелие предполагает, по-видимому, несвободность человеческой воли, так как поле нисколько не виновато в том, что оно попрано, или каменисто, или плодоносно. Быть может, и человек также не виноват, если он бесчувствен или чувствителен, вырос между людьми добрыми или злыми и т. д. Следовательно: свободен человек в своей воле или нет?
1. Свободна ли человеческая воля?.
а) Опровержение возражений против свободы воли.
а. “Многие люди никак не могут расстаться со своим греховным состоянием, следовательно, они не свободны.”
Справедливо, но они сами себя добровольно довели до такого состояния и постоянно имели и имеют возможность спастись.
b. “Наклонности к добру весьма различны: у одних — легки, у других — трудны, следовательно, Бог предназначил одних к добру, а других ко злу.”
Нет. Добро вначале для всех тяжело, но оно облегчается вследствие упражнения и борьбы. Следовательно, от нас самих зависит сделать его трудным или легким!
с. “Грех первых людей сделал нас несвободными.”
Нет, этот грех ослабил только волю, но не уничтожил свободы, иначе Бог не давал бы Иудеям никаких заповедей и Иисус Христос не мог бы искупить нас. То, что некоторые приняли искупление, а другие нет, ясно доказывает, что Бог предоставил им свободу.
“Бог управляет миром, следовательно, все должно идти по Его воле и ничто по нашей.”
Да, Он управляет, добрые свободно повинуются Ему, но худыми мыслями злых людей Он не управляет, хотя и направляет их поступки к добру, как, например, продажу Иосифа, предательство Иуды, преследование Савла. Мы свободны, но однако Бог управляет.
б) Доказательства свободы воли.
а. Всесвободный Бог сотворил человека по своему образу, следовательно, человек свободен в своей воле. Бог “
от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его” (Сир. 15:14–17;
[390]. 2 Кор. 3:17
[391]).
b. Иисус Христос дал заповеди и запрещения: это доказывает, что им могут следовать и не следовать, что значит воля свободна.
с. Он обещал награду и угрожал наказанием, следовательно — свобода есть! “Где необходимость, там не может иметь места награда.”
[392]
d. Каждый грешник сознает, что он сам виной своего падения.
е. Мы раскаиваемся во грехах, а это показывает, что мы могли бы их не делать, что, следовательно, мы свободны.
2. Насколько свободна человеческая воля?
В своем внутреннем существе человек свободен, он может желать добра или зла. Но есть много причин и обстоятельств, противодействующих или содействующих добру или злу.
а) Один подчиняется телу, другой одерживает победу над ним и сохраняет свою свободу.
б) Иной характер содействует, а другой напротив препятствует доброй воле. Отсюда происходит различные свойства поля, т. е. сердца человеческого.
в) Весьма великое, противодействующее или содействующее влияние имеет воспитание.
г) Точно также звание — низшее, высшее.
д) Доброй воле содействует Бог своим ободрением, благодатью. У людей добрых самое бόльшее совершается божественной благодатью.
3. Какое влияние имеет истинное понятие о свободе и несвободе воли на наши нравственные поступки?
Каждое вероучение важно для жизни и деятельности, следовательно, также и учение о свободе. Отнимите свободу, и вся человеческая жизнь извратится, каждый след порядка исчезнет. Если люди не свободны, то добро не есть добро, и зло не есть зло, нет ни порока, ни добродетели. Тогда награды были бы смешными, наказания — несправедливыми, потому что каждый делал бы только то, что он должен делать по необходимости.
а) Мы свободны, следовательно, мы сами должны заботиться о временном счастье, чести, здоровье, долгой жизни, благосостоянии. Мы не обречены наперед на то или другое, мы можем часто сами достигать того или другого.
б) Мы свободны, следовательно, мы сами являемся виной наших грехов и не можем ничем оправдывать себя. Принесем лучше покаяние!
в) Мы свободны: не будем же злоупотреблять нашей свободой и терять ее!
г) Мы свободны, но наша свобода встречает многоразличные препятствия. Будем препобеждать их, чтобы достигнуть еще большей свободы.
д) Мы свободны, но только с помощью Божьей благодати можем совершать истинное добро. Поэтому будем молить о ней, будем смиренными и т. д.
Какие условия необходимы для плодотворного действия семени Слова Божьего в нашем сердце
“А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении” (ст.15).
1. Слышание или принятие.
Нужно слышать слово Божье, внедрять его в себя, принимать.
а) Многие вовсе не слушают и не читают его, редко ходят в церковь, или присутствуют в ней только телом, между тем как душа занята другими мыслями и заботами. Проповедь для них напрасна. Они не заботятся о спасении или измышляют свой путь спасения. Как ужасно то и другое?!
Но апостол говорит: “но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы?” (Рим. 10:14–15)?
Как, следовательно, много зависит от слышания!
б) Многие слушают, но по нечистым намерениям: чтобы слышать что-либо новое, открыть недостатки в проповеди, иметь случай посудить в обществе, сделать приложение к другим, но не к себе.
Эти люди имеют уши и не слышат.
“Нужно слушать слово Божие не ушами только, но и сердцем.”
[393]
в) Как нужно слушать? Подобно апостолам, которые тотчас последовали за Господом. Подобно Магдалине, которая с покаянием поверглась к ногам Иисуса. Подобно Савлу, когда Спаситель явился ему. “
Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут” (Рим. 2:13; Иак. 1:23–24
[394]).
Следовательно, нужно внимать внушениям слова Божьего и прилагать их к себе.
2. Хранение в добром и чистом сердце.
Следует бережно хранить принятое слово Божье, размышлять о нем и следовать ему.
а) Многие, слушая слово, трогаются им, сознают себя грешниками и т. д. Но, по выходе из церкви, становятся тем же, чем были и прежде, по-прежнему без меры наслаждаются, стремятся, грешат. Премудрый сказал: “сердце безумного подобно разбитому сосуду, оно не хранит никакой мудрости”. Тут ветер уносит доброе семя. Веруют, и не поступают по вере. Беспечность и легкомыслие забывают, а земные заботы заставляют забывать слово Божье.
б) Надобно размышлять, возобновлять в памяти, опять слушать. Наконец, оно остается. Это трудно. Но что дается без труда? Кто пожинает, не трудившись? Так и с семенем слова Божьего.
в) Надобно тотчас серьезно подумать об исполнении слышанного.
3. Возрастание в терпении.
Плод созревает не вдруг, так и семя слова Божьего, принятого в наше сердце. Требуется великое терпение для достижения неба.
а) Как много нужно терпения, чтобы исправить свои слабости и недостатки, подавить страсть, напр., к клевете, к зависти, к пьянству.
б) Сколько нужно терпения, мужества и силы, если, оставляя лучших пути, опять впадают в прежние грехи: в нецеломудрие, гнев и ложь и т. д.?
в) Несмотря на доброе начало, не всегда бывает услышана молитва. Как долго нужно бороться при помощи Божьей благодати, чтобы научиться истинно молиться? Сколько труда требует самоотвержение и прочее?
Какова сила слова Божьего!
“Семя есть слово Божие” (ст.11).
Она:
1. Велика. Это мы видим:
а)
Из притчи Спасителя. Сила семени (1 Пет. 1:23
[395]). Слово Божье просвещает разум, освящает и укрепляет волю ко всем добрым делам (Иак. 1:18;
[396] Кол. 1:10
[397]).
б)
Из ясных мест Священного Писания (Рим. 1:16;
[398] Ефес. 1:19;
[399] Иоан. 6:63
[400]). Слово Божье сравнивается часто с громом, светом, щитом, дождем и снегом, огнем и молотом, мечом обоюдуострым и проч. (Псал. 28:3;
[401] 118:105;
[402] Сир. 30:5;
[403] Ис. 55:10;
[404] Иер. 23:29;
[405] Евр. 4:12
[406]).
в)
Из того, что множество душ привлечено ко Христу силой Божественного слова. Савл. Петр. — 3000 верующих в один день и т. д. (Деян. 9; Мф. 26:75; Деян. 2: 41; 1 Сол. 2:13).
2. Однако не непреодолима.
а)
Человек бывает невнимателен, не хранит своего сердца, если слышит слово, дает тотчас повод диаволу похищать слово из сердца (ст.5, 12;
[407] Прит. 4:4;
[408] 2 Кор. 4:4
[409]).
б)
Человек, хотя и слушает иногда слово с радостью и благоговением, но во время напасти отпадает (ст.6, 13;
[410] Иоан. 16:31–32
[411]).
в) Люди слишком привязываются к земному, и потому сила Божественного слова не может действовать на них (ст.7, 14;
[412] [Димас] 2 Тим. 4:10;
[413] 2 Пет. 2:20
[414]).
Заключение. Возблагодарим Господа за столь сильное слово (Псал. 55:11;
[415] Мф. 10:29
[416]).
Как внимательны посему должны быть слушатели слова (Иоан. 12:48;
[417] Зах. 7:11–12;
[418] Втор. 18:19
[419])!
Как счастлив благоговейный чтитель слова, хотя он и не всегда чувствует его силу (Псал. 18:8;
[420] 93:19;
[421] 118:92
[422])!
Много проповедей и мало добрых христиан
“Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его” (ст.5–7).
1. От чего это происходит?
Причины этого заключаются
а)
не вне нас. Не в Боге (1 Тим. 2:4;
[423] Деян. 17:31
[424]). Обвиняют ли солнце, если оно одно поле согревает больше, чем другое?
Не в слове Божьем (Евр. 4:12;
[425] Рим. 1:16
[426]).
Не в сеятелях ли? Нет. (2 Кор. 4:5
[427]).
б)
Но в нас. Диавол (2 Кор. 4:3–4;
[428] Быт. 15:11
[429]). Чаще всего виновато поле (Псал. 94:10;
[430] 105:14
[431]). Легкомыслие (Ис. 42:20
[432]).
2.
Как помочь этому недостатку?
Нужно ли менее и реже проповедывать? Однако хотят охотнее быть богатыми, чем бедными. Долее проповедывать? Ученее проповедывать? (1 Кор. 1:22
[433]).
Это зависит от надлежащего отношения:
а)
Перед проповедью. Приготовление (Екк. 4:17
[434]). Жажда к слышанию слова (1 Пет. 2:2;
[435] Псал. 121:1
[436]). Заботы оставлять дома (Псал. 56:8
[437]).
б)
Во время проповеди. Спокойствие духа. “
Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Мат.11:15; Деян. 10:33;
[438] 16:14
[439]). Вера. Смотреть на проповедника не как только на человека, но и как на Божьего вестника (Ис. 53:1;
[440] Евр. 4:2
[441]).
в)
После проповеди. Хранить слово в добром и чистом сердце. Не допускать терниям подавлять семя слова Божьего (Иак. 1:23;
[442] Лук. 2:51
[443]). Приносить плод.
Открытое ухо и открытое сердце — два необходимые свойства истинно христианского слушателя
“Кто имеет уши слышать, да слышит!” (ст.15).
Почему проповедь имеет так мало успеха?
Есть необрезанные сердцем и ушами (Деян. 7:51
[444]), — ушами (Зах. 7:11
[445]), сердцем (Зах. 7:12;
[446] Иер. 23:29
[447]).
Сюда относится:
а)
Слушание слова. “
Кто имеет уши слышать, да слышит!” (ст.15), (Евр. 10:25
[448]). Можно и дома поучаться в законе Господнем, но общественное богослужение имеет преимущество; тут такое же различие, как между музыкой, которую видят в нотах, и музыкой, которую слышат. Сам Спаситель посещал храм (Лук 2:46
[449]).
б)
Слушание с вниманием и благоговением (Прит. 2:2
[450]). Не рассеиваться мыслями (1 Цар. 3:9
[451]). Жажда, голод к манне. Не затыкать ушей, если что-либо не нравится (Деян. 7:57
[452]).
в)
Правильное понимание слышанного. Что пользы, если бы слышали пение даже ангелов, не понимая их языка? “
Видя не видят и слыша не разумеют” (ст.10). Ученики спрашивали Господа, что значит притча (Деян. 17:11
[453]).
г)
Запечатление слышанного и понятого слова в памяти (Иер. 11:6;
[454] Ис. 29:18
[455]). Крупицы истины нести с собой домой.
а) Весьма несправедливо:
а. Если совершенно заключают сердце. Те, которые при пути (Иер. 32:33;
[456] Псал. 43:7
[457]).
b. Если открывают его только на короткое время. Те, которые на камне. Слегка трогаются (Деян. 26:28
[458]).
с. Если открывают его только на половину. Те, которые в тернии. Полухристиане (Лук. 21:34
[459]). Наружная вера.
б)
Сердце следует открывать:
а. Если глубоко к сердцу принимают слово Божье, — прилагают не к другим, а к себе, — слушают не как слово человеческое, но как голос самого Бога (Иоиль 2:12–13
[460]), — размышляют о проповеди, — держат слово в добром и чистом сердце, подобно плодоносящей жене, которая о том только и думает, что носит под сердцем (Втор. 6:6;
[461] Псал. 39:9
[462]).
b. Если предают тело и душу Господу (Иоан. 10:27
[463]); Плод (Ис. 50:4;
[464] Иоан. 3:11
[465]).
Заключение. Кто мы, если ни разу не открывали уха и сердца для принятия Божьего слова (Мф. 15:8)?
Будем молить Господа чтобы Он отверз наши сердца (Езек. 36:26;
[466] Деян. 16:14
[467]). Однако и мы со своей стороны должны помогать Ему (Апок. 3:20;
[468] — Иоан. 13:17
[469]).
Наблюдайте, как вы слушаете
“Наблюдайте, как вы слушаете ” (ст.18).
Такое наставление дает нам Иисус Христос. Важно оно при всяком случае в жизни, но особенно заслуживает оно вашего внимания ныне, когда вы слышите проповедуемое слово. Слабы и несовершенны, конечно, сеятели, сеющие перед вами семя слова Божьего — но истины, возвещаемые ими, исходят от Господа неба и земли (Ис. 1:2
[470]). Различны дары у различных служителей слова, но разделяет их один и тот же Дух. Слово Божье само по себе — живо и действенно, из чьих бы уст оно не исходило: но от вас самих, слушатели, зависит, чтобы оно не осталось без плода. Итак,
1.
Наблюдайте, как вы слушаете, дабы вашим легкомыслием и беспечностью не допустить врага душ похищать слово из ваших сердец, коль скоро оно принято вами.
а) Что такое бывает со многими слушателями слова Божьего, этому учит нас сам Иисус Христос (ст.5, 12
[471]).
Их сердце подобно
полю при пути, где посеянное семя попирается ногами путников или похищается птицами небесными.
Дурные мысли то выходят, то входят в их сердце, подобно странствующим прохожим, которые не всегда держатся прямого пути, но находят для себя удобнейшим переходить на близ лежащее поле.
Вследствие этого происходит, что они слушают слово с рассеянным вниманием, не могут понимать его или принимать в надлежащей связи и порядке (Мф. 13:19
[472]). Пользуясь таким случаем, “диавол приходит и вземлет слово от сердец их, да не веровавше спасутся” (ст.12).
б)
Заметьте это к вашему предостережению вы, которые до сих пор слышали слово Божье с
легкомыслием и беспечностью!
2. Наблюдайте, как вы слушаете, дабы вам не останавливаться при первом действии слова Божьего и не оставлять вашего сердца в нераскаянном состоянии.
а)
Что так бывает с некоторыми слушателями слова, это мы видим из притчи Спасителя (ст.6, 13
[473]).
б)
Да послужит это предостережением для вас, которые испытали в себе
движения слова, но еще не пришли к совершенному
пробуждению от греховного сна!
3. Наблюдайте, как вы слушаете, дабы слово Божье, принятое уже вашим сердцем, не заглушалось враждебными ему терниями.
а) Что так случается с иными слушателями слова, это показывает нам Иисус Христос (ст.7, 14
[474]).
б)
Заметьте это к вашему поощрению и утешению вы, которые так много
заботитесь о земном!
4. Наблюдайте, как вы слушаете, дабы слово Божье, которое уже приносит плод в вашем сердце, не переставало и впредь быть для вас живым и плодоносным.
а)
Что такое животворное действие слова Божьего бывает, по крайней мере, у
некоторых слушателей, в этом убеждает нас Иисус Христос (ст.8, 15
[475]).
б) Заметьте это к вашему поощрению и утешению вы, которые любите поучаться в законе Господнем и для которых слушание слова Божьего лучше меда для уст!
Сравнение слова Божьего с семенем
“Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие”(ст. 11).
Оно имеет с семенем:
а) одинаковые условия;
б) одинаковые опасности и
в) одинаковый плод.
Каждая проповедь есть сеяние
“Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие”(ст. 11).
Отсюда открываются:
а) обязанности проповедника;
б) обязанности слушателя.
Какие по преимуществу терния заглушают доброе семя слова Божьего?
“А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его”(ст. 7)
а) Житейские заботы.
б) Мирские удовольствия.
в)
Привязанность к богатству (ст.14
[476]).
Как мы можем ослабить в себе чрезмерную силу привязанности к земному
“А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его… а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода”(ст. 7, 14).
а) Думай чаще о том, как неудовлетворительно все земное!
б) Размышляй чаще о кратковременности жизни!
в) Вспоминай чаще о твоем вечном назначении.
Держись крепко веры и пользуйся теми средствами, какие она предлагает тебе для побеждения привязанности к земным вещам.