Образцы церковной проповеди. Поучение в Неделю 21-ю по Троице. [522]
“
А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении”
(Лук. 8:15).
Господь наш Иисус Христос, сказав притчу о сеятеле и семени ученикам и окружавшему Его в великом множестве народу, Сам же и объяснил ее по просьбе учеников, возгласив в заключение: “кто имеет уши слышать, да слышит” (Лук. 8:15)! Вот что значит притча сия: семя есть слово Божье. A упадшее при пути, — это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они уверовали и не спаслись. A упавшее на камень, — это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют и во время искушения отпадают. A упадшее в терние, — это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. A упадшее на добрую землю, — это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Кого же понимать надо под сеятелем? Без сомнения — Самого Спасителя, Божественного Учителя истины и затем — всех истинных проповедников Его учения, — пастырей и учителей Церкви.
В семени нет недостатка: слово Божье и в книгах Священного Писания, и в поучениях проповедников можно слушать в храмах Божьих и читать дома. Но нельзя сказать, чтобы почва, на которой сеется слово Божье, была везде хороша, — нельзя сказать, чтобы слушающие и воспринимающие учение божественное вполне соответствовали цели сеяния. Причины этому вы слышали из объяснения притчи Спасителем.
Как же достигнуть того, чтобы слово Божье в читателях и слушателях укоренялось и приносило плод? Для этого надобно читать и слушать его с охотой и вниманием, хранить в добром и чистом сердце и стараться исполнять его на деле.
Много есть христиан, которые в продолжении своей жизни перечитали множество книг, разного содержания, и полезных и пустых, а никогда не читали книг Священного Писания. Как же ожидать, чтобы слово Божье глубоко вошло в сердце, когда оставляют его без внимания, не хотят уделить для него и немного времени? Как ожидать, чтобы слово Божье заняло душу и пустило в ней корни свои там, где не имеют иногда при разнообразной библиотеке Библии и даже Нового Завета? Если бы кто стал отговариваться незнанием славянского языка, тому скажем, что в настоящее время не только Новый Завет, но и все книги Ветхого Завета переведены уже на чистый русский язык, — и приобретение, особенно Нового Завета, так легко, что всякому, кроме разве совершенно нищего, можно иметь его. И как не иметь и как не читать христианину книг, в которых изложено Божье учение, жизнь Спасителя нашего, Его завещание нам?
“Кто имеет уши слышать, да слышит!”
Чтение Евангелия и Апостола в храмах проходит мимо ушей большей части слушающих, иногда и потому, что их слушают без всякого приготовления. И святой Иоанн Златоуст не напрасно, еще в свое время — в IV веке, убеждал своих слушателей прочитывать у себя дома, хотя понемногу, Священное Писание, чтобы слышимое в Церкви сделалось более понятным и запечатлелось в душе.
A слова проповедников, в которых объясняется та или другая божественная истина? Увы, не всегда, не всеми и не от всех проповедников выслушиваются они со вниманием и с желанием получить назидание. Иные, при появлении проповедника, спешат из церкви, явно пренебрегая проповедью; другие слушают только для того, чтобы после произнести свой суд и заметить недостаток какой-нибудь; иные и увлекаются каким-либо местом, но только на самое короткое время; некоторые ищут в проповеди блестящего красноречия, забывая, что святая истина не нуждается в украшении их цветами красноречия, а требует простоты, силы, убедительности. Честь и похвала тем из вас, слушатели, которые внимаете проповедникам, как органам слова Божьего с единственной целью получить для себя назидание во спасение души. Не честь тем проповедникам, которые, замечая невнимательность, малопонятливость или рассеянность слушателей, вовсе оставляют свою паству без назидания словом. Наше дело сеять с терпением, как бы кто ни принимал семя, а взращивать — дело Божье (1 Кор. 3:6
[523]). И без сомнения Господь взращивает семена Своего слова Своей благодатью, хотя для нас часто это незаметно.
О, если бы “слово Божье” было во всех “живо и действенно” (Евр. 4:12
[524])! О, если бы оно проникало до глубины сердец наших! Тогда не оставалось бы оно без плода, тогда не засыхали бы ростки его в нас от зноя страстей, тогда не вывевались бы семена его ветром житейской суеты, и не было бы того легкомыслия и маловедения в священных истинах, какие встречаются между христианами в наше время, не было бы этой сухости сердца и того эгоизма, какие видим теперь между детьми Отца Небесного.
Добрая земля для земледельца сущий клад, она его кормит в изобилии и доставляет ему благосостояние без особенных усилий на обработку почвы. Раз хорошо вспаханная, она держит в недрах посеянные семена, и в свое время посеявшему возвращает плод сторицей. И с добрым сердцем слушающие слово Божье держат его, хранят как сокровище, которое приносит большую прибыль, потому что кто с благоговением и вниманием хранит в своем сердце слово Божье, тот непременно станет и плод приносить в терпении, — мало-помалу, беспрерывно наблюдая за самим собой, за своими действиями. И этот плод скоро делается видимым в благочестивом образе жизни, в исполнении заповедей Божиих, во всех отношениях своих к другим. Потому-то Господь называет “блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (Лук. 11:28).
“Кто имеет уши слышать, да слышит!” Аминь.