Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю 21-ю по Троице
Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 504.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, 108.
Димитрий, арх. Херсонский. Пол. собр. проповедей (90 г.), т. III, 316.
Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (69 г.), 53.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.)) 113.
Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. евангелия (63 г.), ч. II, 21.
Его же.Бес. на воскр. и праздн. чтения из апостола (67 г.), ч. II, 1.
Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I. 310–318.
Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи (79 г.), т. II, 162.
Виссарион, еп. Костромской. Поучения, говоренные в Костроме (99 г.); 247.
Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 554–563.
Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (92 г.), вып. I, 459–466.
Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г.), 155.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 369–374.
Лядский Α., свящ. Поучения (70 г.), ч. II, 272.
Бандаков В., свящ., Поучения (75 г.), вып. 3-й, 70–75.
Дьяченко Г., свящ. Ежедневные поучения (97 г.), 322–338.
[155] И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят
[156] И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают
[157] И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же
[158] Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым
[159] Блаженный Августин, Соnfеss
[160] Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину
[161] Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий
[162] Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его
[163] Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам
[164] и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил
[165] хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне
[166] И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь
[167] а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших
[168] Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его
[169] Святого Иоанна Златоуста, бес. 22
[170] Святого Иоанна Златоуста, бес. 18 на Иоан
[171] Святого Иоанна Златоуста, бес. 20
[172] Тертуллиан, аd Sсар. с. 1
[173] Блаженный Августин, in рs. 102
[174] И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]
[175] Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом
[176] Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром
[177] Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его
[178] А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих ва
[179] Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем
[180] Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас
[181] Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит
[182] Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня ег
[183] Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть. И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал? Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его. И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида
[184] ибо гнев человека не творит правды Божией
[185] Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым
[186] А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу
[187] Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его
[188] Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья
[189] да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных
[190] в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве
[191] За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое
[192] Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его
[193] И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный
[194] Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его
[195] ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих
[196] Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи
[197] и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои
[198] Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым
[199] Святой Кирилл Иерусалимский, Оглаш.2
[200] Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного
[201] А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
[202] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает
[203] Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас
[204] Помилуй, Господи, народ, названный по имени Твоему, и Израиля, которого Ты нарек первенцем. Умилосердись над городом святыни Твоей, над Иерусалимом, местом покоя Твоего
[205] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 34. к народ
[206] У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая
[207] Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым
[208] Святой Амвросий, 1. 2 in Luс. с. 1
[209] Блаженный Августин, бесед. 42 с
[210] Святой Иоанн Златоуст, бес. 20
[211] Блаженный Августин, in еnсhirid
[212] Святой Иоанн Златоуст, бес. 4 на Мат
[213] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 18
[214] Святой Амвросий, in. рs. 4
[215] Не будь побежден злом, но побеждай зло добром
[216] Блаженный Августин, Sеrm 168
[217] Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его
[218] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 22
[219] Святой Иоанн Златоуст, бесед. о кротости
[220] Блаженный Иероним, Ерist. 36
[221] Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых
[222] Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я
[223] Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти
[224] От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками … три раза я терпел кораблекрушение…много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде … часто в бдении … часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею
[225] Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими
[226] Под пакостником плоти (σχόλоφ τη σαρχι — жало в плоть), ангелом сатанином, о котором говорит апостол в 7 стихе, некоторые из св. толкователей (Тертул. Иерон.) разумеют тяжкую головную боль, которой страдал апостол по навождению сатаны. Другие — Феофилакт и Феодорит разумеют здесь тяжкие мучения тела, искушение и нужды. Но более всех заслуживает внимания объяснение святого Иоанна Златоустого, который пакостником плоти называет мучительный крест, причиняемый ап. Павлу ангелом сатаниным, т. е. всяким человеком, противившимся (сатана по-евр. противник, наветник) распространению его проповеди, особенно же Александром Ковачом (2 Тим. 4:14–15), который по преимуществу сопротивлялся Евангельской проповеди, и потому был пакостником — мучением, болезнью и крестом его сердцу, поскольку апостол ничего так не желал, как распространения и размножения веры Христовой. Многие откровения, которых удостоился святой Павел, могли располагать ум его к горделивым помыслам, но жесточайший враг его Александр, препятствуя Евангельской проповеди и оскорбляя его, побуждал его к смиренномудрию (“да пакости ми деет, да не превозношуся”). Ср. Толк. Никиф. in h. 1
[227] Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш
[228] Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой
[229] Хвалящийся хвались о Господе
[230] По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил
[231] Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
[232] Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. а они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине… Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс
[233] Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются
[234] Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей. 10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя
[235] А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их
[236] Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится
[237] Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова
[238] Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд
[239] Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
[240] Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов
[241] Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его
[242] Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный
[243] Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому
[244] В Священном Писании говорится о трех небах: одно — атмосфера или воздух, в котором летают птицы небесные (Псал. 13:9); другое — твердь (Быт. 1:6, 8); третье — небо небесе, в котором живет Бог, по свидетельству Давида (Псал. 67:33; 105:24)
[245] Святой Толков. Никиф. на Aп. in h. 1
[246] От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе
[247] А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
[248] но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь
[249] Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро
[250] И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня
[251] Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше
[252] Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа
[253] Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
[254] Арсений, митр. Киевский. Сочинения (1873 г.), ч. I, стр. 482
[255] Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя
[256] И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга
[257] По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
[258] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно
[259] И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит
[260] Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?
[261] Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище
[262] Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
[263] Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому
[264] Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный
[265] См. Акафист Иисусу Сладчайшему, конд. 2
[266] Святой Иоанн Златоуст, аd роеnit
[267] Блаженный Августин, in рs. V
[268] С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение
[269] Блаженный Иероним, in рs. VIII
[270] Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог
[271] Святой Кирилл Александрийский, Lib. VI in Gеn
[272] Святой Амвросий, Lib. VIII in Luс. с. 7
[273] Святой Амвросий, Lib. VIII
[274] Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми
[275] Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших
[276] досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых
[277] А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
[278] Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою
[279] От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится
[280] Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там"
[281] Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их
[282] называя себя мудрыми, обезумели
[283] Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога
[284] По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем
[285] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
[286] утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны
[287] А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой
[288] Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды
[289] Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь
[290] Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает
[291] но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света
[292] Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет
[293] Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его
[294] нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем
[295] Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое
[296] И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему
[297] Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?
[298] И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит
[299] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно
[300] Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть
[301] О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои
[302] И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Так, Я сказал тебе: "в кровях твоих живи!
[303] Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха
[304] но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет
[305] Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: "станем вместе на суд"
[306] оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его
[307] вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими
[308] Не вей при всяком ветре и не ходи всякою стезею: таков двоязычный грешник
[309] В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло
[310] Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его
[311] Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды
[312] Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими
[313] Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше
[314] Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его
[315] И вот, восстало все родство на рабу твою, и говорят: "отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил, и истребим даже наследника". И так они погасят остальную искру мою, чтобы не оставить мужу моему имени и потомства на лице земли
[316] Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и посыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти единственного сына, горько плачь; ибо внезапно придет на нас губитель
[317] А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце
[318] Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской
[319] Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили
[320] Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его
[321] Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог
[322] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно
[323] И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит
[324] так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек
[325] Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их
[326] Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых
[327] И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников
[328] И был он воспитателем Гадассы, — она же Есфирь, — дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери… И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования. И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицею на место Астинь
[329] Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище
[330] Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих
[331] Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову
[332] Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли
[333] А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их
[334] И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел
[335] А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне
[336] Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим
[337] Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у ва
[338] Блаженный Августин, dе disс. Сhristi. Lаtеt ultimus diеs, ut оbsеrvеtur оmnis diеs
[339] Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна
[340] А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу
[341] Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим
[342] Не следует думать, будто апостол Павел никогда не видел других апостолов, кроме Иакова. Он видел их тогда, когда Варнава представил его им (Деян. 9:28; 15:4). Но так как Павел многократно приходил в Иерусалим, то трудно с точностью определить, когда именно не видел он других апостолов, кроме Иакова: не тогда ли, когда, пришедши в Иерусалим из Милита, нашел там только одного Иакова, потому что прочие апостолы были рассеяны по разным странам мира для Евангельской проповеди (Деян. 21:18)? — Что же касается до братства Иакова с Иисусом Христом, то одни из святых толкователей (напр., Феофил и Златоуст) говорят, что он был сын Иосифа, мнимого отца Иисуса Христа, родившийся от него прежде обручения с Пресв. Девой; другие думают (Феод.), что он был сын Клеопы, родного брата Иосифа. Ср. Толк. Никиф. на Апостол. in h. l
[343] Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими
[344] Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
[345] Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа
[346] Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть
[347] Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня
[348] Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
[349] Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
[350] Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
[351] Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши
[352] мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них
[353] быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу
[354] Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик
[355] Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни
[356] и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины
[357] и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
[358] Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом
[359] Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа
[360] Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину
[361] кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю
[362] Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровь
[363] Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, стр. 543-54
[364] Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие
[365] Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру
[366] а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись
[367] ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает
[368] а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают
[369] А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его
[370] когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло
[371] но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется
[372] но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется
[373] А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно
[374] а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его
[375] а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода
[376] а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит
[377] Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать
[378] А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто кра
[379] Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине
[380] а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит
[381] вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его
[382] а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит
[383] а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги… упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают
[384] а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его… упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода
[385] а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит
[386] а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись
[387] Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь
[388] да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою
[389] А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
[390] Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему
[391] Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода
[392] Блаженный Иеронним, Ер. 14
[394] Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он
[395] как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек
[396] Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий
[397] чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога
[398] Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину
[399] и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его
[400] Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь
[401] Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими
[402] Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей
[403] Очи Господа — на любящих Его. Он — могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения
[404] Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест
[405] Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу
[406] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные
[407] вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его… упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись
[408] и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи
[409] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого
[410] а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги… упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают
[411] Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною
[412] а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его… упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода
[413] Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною
[414] Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого
[415] В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его
[416] Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
[417] Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день
[418] Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа
[419] а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу
[420] Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых
[421] При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою
[422] Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем
[423] Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины
[424] ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых
[425] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные
[426] Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину
[427] Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
[428] Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого
[429] И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
[430] Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих
[431] увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой
[432] Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал
[433] Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрост
[434] Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают
[435] как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение
[436] Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень"
[437] Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить
[438] Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога
[439] И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел
[440] [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня
[441] Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших
[442] Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале
[443] И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем
[444] Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы
[445] Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать
[446] И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа
[447] Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу
[448] Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
[449] Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их
[450] так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению
[451] И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем
[452] Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него
[453] видя не видят и слыша не разумеют
[454] И сказал мне Господь: провозгласи все сии слова в городах Иуды и на улицах Иерусалима и скажи: слушайте слова завета сего и исполняйте их
[455] И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых
[456] Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления
[457] ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня
[458] Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином
[459] Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапн
[460] Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии
[461] И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]
[462] я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце
[463] Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною
[464] Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся
[465] Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете
[466] И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное
[467] И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел
[468] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
[469] Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете
[470] Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня
[471] вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его… а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись
[472] ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге
[473] а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги… а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают
[474] а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его… а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода
[475] а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный… а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении
[476] а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода
[477] Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою
[478] См. Толков. Никиф. на Апостол этой недели
[479] и уже не я живу, но живет во мне Христос. а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня
[480] Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
[481] Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью
[482] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
[483] чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
[484] Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит
[485] Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии
[486] Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия
[487] А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает
[488] Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне
[489] Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь
[490] Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих
[491] Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
[492] Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать
[493] Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? а если получил, что хвалишься, как будто не получил
[494] Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
[495] Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть
[496] ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться
[497] Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти
[498] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера
[499] Святой Иоанн Златоуст, Том V, бесед. 47
[500] Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия
[501] Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так
[502] Непрестанно молитесь
[503] Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
[504] итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого
[505] Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды
[506] Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его
[507] Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения
[508] Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение
[509] Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом
[510] Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время
[511] Который воздаст каждому по делам ег
[512] Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями
[513] Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение
[514] Блаженный Августин, Sеrm. Маtth. 6
[515] Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих
[516] Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва
[517] Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только
[518] Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
[519] Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земл
[520] если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником
[521] И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою
[522] Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I, стр. 310–314
[523] Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
[524] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные