I. Евангельское чтение. Зачало (38): от Луки 8:26–39
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Практический очерк содержания рядового чтения
В евангельском чтении двадцать третьей недели из Евангелиста Луки излагается та же самая история, какую передает Евангелие пятой недели из Евангелиста Матфея (см. 5 неделю); только здесь подробнее изображаются страдания одного из бесноватых и яснее представляется власть Иисуса Христа над властью тьмы.
1. Власть тьмы весьма велика:
а) над телом бесноватого, что обнаруживается:
а. в его страшных телесных истязаниях (ст.27–29;
[657] ср. Мар. 5:5
[658]);
b. в его нечеловеческой силе, с которой он разрывает железные цепи и узы, и таким образом как бы посмеивается над всеми усилиями людей, желавших усмирить его (ст.29; ср. Мар. 5:3–4
[659]);
б)
еще более над душой бесноватого:
а. злые мучители обессилили саму личность несчастного человека до того, что представляются говорящими и действующими вместо него (ст.28);
b. распоряжаются орудиями его тела, как бы своей собственностью (вскричал, пал пред Ним, ст. 29);
с. лишают его смысла и разумения (ст.35
[660]).
2.
Власть Иисуса Христа могущественнее власти тьмы.
а) Легион злых духов, мучивших бесноватого, чувствует присутствие божественной силы в лице Спасителя и смиряется перед Ним (ст.28):
а. одного слова Иисуса Христа достаточно было для изгнания из человека целого легиона бесов (ст.29);
b. но и вышедши из человека легион чувствует себя связанным и сознает свое бессилие и погибель: “и они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну” (ст.31).
б)
Спаситель, хотя имел полную власть низвергнуть их в бездну, однако исполняет их просьбу войти в стадо свиное (ст.32
[661]), показывая этим, с одной стороны, как велика их злоба и ожидаемая мука, а с другой — как ограниченна их власть перед Иисусом. Христом.
3.
Иисус Христос — совершенный Победитель царства тьмы.
а)
Исцеленный бесноватый сидит теперь у ног Спасителя — одетый и в здравом уме; он готов теперь посвятить свою жизнь на служение Господу, и Господь считает его достойным такого подвига (ст.35,
[662] 38–39
[663]).
б) Так и обратившийся грешник повергается к стопам Спасителя и не желает уже более расстаться с Ним.
Единственные темы этого Евангелия для церковной проповеди, кроме указанных в неделю пятую, могут быть следующие.
О диаволе и его власти
“Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени” и проч. (ст.27).
Из нынешнего Евангелия мы убеждаемся:
1. Что диавол, вопреки учению неверующих, есть лицо действительно существующее и самое ужасное, враждебное и опасное для человека. Лютость его обнаруживается:
а) В страшных телесных истязаниях угнетаемой им жертвы.
Бесноватый в “в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах” (ст.27).
Бесноватого связывали цепями и узами, сберегая его, но он, “он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни” (ст.29).
То и другое, по изъяснению святого Кирилла Александрийского, показывает лютость демонов.
б) Еще более в угнетении души человека.
Одержимый нечистыми духами лишен был смысла и разумения (ст.35
[664]).
Злые мучители обессилили саму личность своей жертвы до того, что представляются говорящими и действующими за человека (ст.28
[665]).
Распоряжаются членами тела человека, как бы своей собственностью (
вскричал, пал и проч. ст. 28).
в) С такой яростью и ожесточением диавол властвовал над людьми до пришествия на землю Сына Божьего, а точнее, до Его крестной смерти.
Бесноватый, о котором повествует дневное Евангелие, был одной из бесчисленных жертв тогдашнего общего бедственного состояния человеческого рода.
Между иудеями, современными Иисусу Христу, число бесноватых было очень велико, как мы видим из Евангельской истории.
О мире языческом, находившемся под непосредственным влиянием
князя, господствующего в воздухе, свидетельствует апостол Павел (Ефес. 2:1–5
[666]).
Но из нынешнего Евангелия мы убеждаемся также и в том:
2. Что власть диавола над людьми разрушена Господом нашим Иисусом Христом.
а) Легион злых духов, мучивших бесноватого, чувствует присутствие Божественной силы в лице Спасителя и смиряется перед Ним; “умоляю Тебя, не мучь меня” (ст.28).
Иисус Христос, желал показать свою власть над всем полчищем диавола и вместе явить для других, со сколькими врагами боролся бесноватый, спрашивает его: “как тебе имя? Он сказал: легион” (ст 30; ср. Благовестник стр. 133).
Одного слова Спасителя достаточно было для изгнания из бесноватого целого легиона злых духов: “повелел нечистому духу выйти из сего человека” (ст.29).
Но и выйдя из человека, легион чувствует себя связанным, сознает свое бессилие и погибель: “просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну” (ст.31), т. е. чтобы не предал их вечным мукам прежде времени, как изъясняет святой Иоанн Златоуст (бес. 28 на Мат.).
б)
Иисус Христос, хотя имел полную власть тогда же низвергнуть их в бездну и предать их вечным мукам (что сознают они сами), однако исполняет их просьбу войти в свиное стадо (ст.32
[667]), “попускает им остаться на земле, дабы люди через борьбу с ними явились искуснейшими в добродетели” (ср. Бл. Феофил. in h. l.).
Этим Господь показал, с одной стороны, как велика их лютость и ожидающая их мука. Утратив силу над человеком, они молят Иисуса Христа, чтобы Он не лишил их возможности сделать вред и погубить хотя бы нечистых по закону Моисееву животных. Свойство, отличительно принадлежащее дьявольской природе! Когда гибну я, пусть же со мною гибнет все, — вот ужасная цель, которую избрал себе дух злобы!
A с другой стороны — как ограничена их власть перед Иисусом Христом. Без Его допущения они не могут войти даже в стадо животных, а тем более в человека.
в) Таким образом, мы видим из нынешнего Евангелия торжество Сына Божьего над диаволом и его полчищем.
Крестной смертью Господа нашего Иисуса Христа держава диавола окончательно разрушена.
Сам властелин ада изгнан вон из общества верующих и “
соблюдается … на суд великого дня” (Иуд. 1:6
[668]). Познай теперь, христианин, всю цену искупления, совершенного твоим Спасителем и Господом!
3.
Но хотя власть диавола и разрушена, однако не связана еще окончательно до последнего судного дня.
а) диавол и ныне еще, “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет.5:8).
Христианам и теперь предстоит постоянная борьба с начальниками, властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (Ефес. 6:12
[669]).
Значит, по допущению Божьему, им оставлена еще некоторая власть, хотя только “во тьме века сего.”
И если не всегда явно, то всегда тайно стараются они вредить человеку.
Из слов самого Иисуса Христа, сказанных при ином случае (Мф. 12:43–45
[670]), можно видеть, как сам человек может подвергать себя неприязненному влиянию злых духов.
б) Посему
слово Боже заповедует всем христианам быть всегда внимательными к себе и готовыми к отражению врага (Ефес. 6:11, 13, 17
[671]).
Враг для нас теперь не опасен, если мы противимся ему со “всеоружием Божиим.”
Он может действовать только “
в сынах противления” (Ефес. 2:2
[672]), т. е. отвергающих истины спасения и упорствующих в беспечной и растленной жизни.
Грешник уловленный в сети диавола и освобождающийся от них
“Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени” (ст.27).
Бесноватый в цепях изображает грешника, уловленного в сети диавола, из которых он не иначе может освободиться, как при помощи Божьей благодати (2 Тим. 2:26;
[673] Псал. 90:3
[674]).
1.
Как он уловляется в сети диавола.
Сюда принадлежат
а) все те,
которые предаются господству греха (Деян. 5:3;
[675] (Иуда); Лук. 22:3;
[676] 1 Иоан. 3:8
[677]);
б) те,
которые нераскаянно коснеют во грехе (Апок. 3:17;
[678] 2 Кор. 4:4
[679]);
в), те,
которые противятся действию благодати (Ефес. 2:2;
[680] Тов. 6:17–18
[681]);
г)
лицемеры, которые все свое благочестие поставляют в благовидных внешних поступках (Деян. 13:10
[682]).
2.
Как он освобождается из этих сетей?
Это производит вседействующая Божья благость (Деян. 10:38
[683]).
а)
Грешник приходит к сознанию своего бедственного положения (Ефес. 5:14;
[684] Деян. 26:18;
[685] Иер. 23:29
[686]), затем следует пробуждение совести (2 Цар. 22:7
[687]).
б)
Грешник обращается к Иисусу Христу (Быт. 3:15;
[688] 1 Иоан. 3:8;
[689] Ефес. 2:14
[690]) и Христос избавляет его от власти темной (Кол. 1:13
[691]).
в)
Грешник отрекается теперь сатаны и всех дел его (1 Пет. 5:8;
[692] 1 Фес. 5:6–8
[693]).
Обязанность благодарить Бога, благодеющего нам
“Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог” (ст.39).
Так заповедал Иисус Христос исцеленному бесноватому, — и облагодетельствованный не приминул исполнить заповедь своего Спасителя: “он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус” (ст.39).
Но не к одному бесноватому была простерта благодеющая Божья десница, не к нему одному относится и заповедь о благодарном прославлении Бога. Всех нас покрывает беспредельная Божья доброта (Псал 22:6
[694]), и потому на всех нас лежит непременная — обязанность благодарить Бога, благодеющего нам.
1.
Неблагодарность есть порок отвратительный и по отношению к людям, хотя люди не имеют еще полного права на нашу благодарность, ибо:
а)
все мы, будучи связаны узами братства и взаимных нужд, обязаны помогать друг другу, чем кто может (Рим. 15:1;
[695] Гал. 6:2
[696]), следовательно, если мы оказываем какое-либо добро другим, то делаем только то, что должны были делать.
б
) Все, что мы делаем доброго ближним, не наше, а Божье (1 Кор. 4:7
[697]), мы только временные приставники; однако при всем том мы считаем неблагодарность облагодетельствованных гнуснейшим пороком.
2.
Тем более неблагодарность к Богу достойна сугубейшего отвращения, ибо:
а) Бог подает нам все бескорыстно, по единой доброте своей, без всякого на то права и заслуг с нашей стороны;
б)
Его дары изливаются в изобилии (Деян. 17:28;
[698] Псал. 118:73;
[699] 138:1–2, 5;
[700] 21:7, 10;
[701] 103:20
[702]). Поэтому оставаться неблагодарным к Богу, значит, с одной стороны, не понимать и не ценить оказываемой нам милости, как дара ничем не заслуженного (Ис. 1:3–4
[703]); а, с другой стороны, отвращать от себя
щедродательную Божью десницу, которая от неблагодарности закрывается и может превратися в
десницу карающую (Иак. 4:3
[704]).
3.
Как нужно благодарить Бога?
Спроси твое сердце, и оно научит тебя этому, “
от избытка сердца говорят уста” (Мф. 12:34
[705]); и если сердце исполнено благодарных чувств то и “
все кости мои скажут: Господи! кто подобен Тебе?” (Псал. 34:10; 113:9
[706])! Итак, благодари и “
расскажи, что сотворил тебе Бог”:
а)
душой и сердцем, устремляя к Нему все мысли и желания;
б) словом, прославляя Его имя;
в) делом, всегда поступая по Его заповедям;
г)
всей жизнью, представляя ее в “
жертву живую, святую, благоугодную Богу” (Рим. 12:1;
[707] Мф. 5:16;
[708] — Фил. 4:6;
[709] Ефес. 5:20;
[710] Кол. 3:17
[711]).