II. Апостольское чтение. Зачало (220): к Ефесянам 2:4-10
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении этой недели предлагается учение
1) о Божьей любви к людям (ст.4–7) и
2) о благодати (ст.8-10).
1. В богатстве любви и Божьего милосердия к людям мы убеждаемся, если обратим внимание:
а)
на то глубоко униженное состояние, в котором находился весь род человеческий до пришествия Спасителя. Каждый человек от природы находится в состоянии духовной
смерти (ст.5
[712]); в этом удостоверяет нас слово Божье (Иезек. 37:4;
[713] 1 Иоан. 5:12; 11;
[714] 1 Кор. 2:14;
[715] Фил. 2:13
[716]) и опыт веков. Его жизнь поэтому есть жизнь
мертвеца, — он живет
по веку мира сего, по воле
князя тьмы, под рабством гибельного
противления и неверия,
в похотях плоти и греховных
помышлений (Еф. 2:2–3
[717]). Его оброк — смерть, телесная и духовная, которой он от природы подлежит, как чадо Божьего гнева и проклятия (ст.3).
б)
На то славное состояние, которого мы удостаиваемся по богатству любви Божией во Христе Иисусе. Бог, по своей безмерной милости, всех нас, бывших некогда мертвых по преступлениям,
оживотворил с Христом (ст.5
[718]), даровав нам оставление грехов (ср. 1 Кор. 2:13;
[719] Деян. 5:16
[720]),
воскресил с Ним, воздвигнув нас из глубины греховной, и
посадил нас
на небесах (εν τоϊς έπоυρανίоις), т. е. “сделал нас причастниками небесного царствия” (см. Толк. на Апост. Никиф.), которое предвкушается нами уже здесь (Иоан. 17:22;
[721] 14:23
[722]), но во всей славе своей откроется в грядущих веках (1 Кор. 13:12;
[723] Мф. 13:43
[724]), “имеющих быть по общем воскресении, когда не только верным, но и неверным видимо будет преизобильное богатство Божьей благодати, — когда и верные и неверные, увидев славу праведных, познают ясно величие дара, данного от Бога уверовавшим во Христа” (ст.5–7;
[725] ср. Толк. на Апост. Никиф.). За что же, спрашивается, Бог так возлюбил нас? Какие заслуги мы со своей стороны оказали, какие дела совершили, что Он удостоил нас такой милости? В ответ на этот вопрос апостол предлагает
2.
Учение о благодати (ст.8-10
[726]).
а) “
благодатью,” говорит он “
вы спасены через веру,” и “
сие” ваше спасение верой и благодатию — “
не от вас,” дается не за дела ваши, но есть дар Божий; ибо ни благодать не дается за дела, ни вера не происходит от дел: благодать не дается за дела, потому что она не была бы тогда благодать, но мзда (Рим. 11:6
[727]), и вера не происходит от дел, потому что никто не может уверовать, если не просветит и не наставит его Бог (Иоан. 6:44
[728]). A если ни вера, ни благодать, ни спасение не даются за дела, то никто не имеет права хвалиться тем, будто он получил спасение в награду за свои подвиги, а не по богатству Божьей милости (ст.9
[729]).
б) Если бы даже спасение давалось нам в возмездие за дела наши, то и тогда не было бы места нашему хвастовству, — почему? “Ибо мы — Его творение,” отвечает апостол, “созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (ст.10).
Вот три причины, по которым не следует нам хвалиться своими добрыми делами!
Во-первых, поскольку мы — Божье творение, то хвала, слава и честь за дела принадлежит не нам, а Творцу нашему, который создал нас способными к деланию благих дел.
Во-вторых, Бог не только в начале создал нас способными к добродетели, но и изнемогших грехом воссоздал во Христе Иисусе благодатью и укрепил дарами Святого Духа к деланию добрых дел, следовательно, Ему, а не нам подобает хвала за добродетель.
В-третьих, Бог и пророческой проповедью, и Евангельским учением, и многими святыми примерами научил и показал путь добродетели, и таким образом подготовил все к тому, чтобы мы имели возможность и способность знать добро и творить его, поэтому опять не нам подобает слава и честь за добрые дела, а нашему Всеблагому Творцу (ср. Толк. Никиф. на Апост. in h. l.).
Исправление грешника есть его духовная жизнь и воскресение
“И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, и воскресил с Ним” (ст.5, 6).
Апостол Павел сравнивает состояние грешников с состоянием людей
мертвых (ср. ст. 1); напротив, освобождение от греха и исправление называет жизнью (ср. Кол. 2:13;
[730] Рим. 12:2;
[731] Ефес. 4:23;
[732] Тит. 3:5;
[733] Иоан. 3:3
[734]) и воскресением (Рим. 6:4
[735] и др.).
Потому что грешник, который исправляется:
1. Оставляет заблуждения и приходит к надлежащему познанию истины.
Где господствует грех, там дух человека умерщвляется заблуждениями, суеверием и неверием. Его ум неспособен различать истины от лжи, добра от зла. Его представления и понятия — темны и сбивчивы; его мысли не простираются далее вещей видимых и осязаемых. Но где нет такого познания, там дух как бы мертв. В этом состоянии человек похож на такого больного, тело которого всецело проникнуто болезненным ядом и становится неминуемой жертвой смерти. Поэтому —
а) Исправление грешника есть духовное воскресение, новая жизнь его духа, освобождающегося от заблуждений и достигающего надлежащего познания истины. Этим должно начинаться исправление. Лишь только луч божественного слова проникает в помраченный ум грешника, пробуждается и дух его от мертвенного сна, оживляется силой Божьего слова, становится деятельным и чувствует потребность в надлежащем познании истины.
б) Конечно, грешник не может вдруг расстаться со всеми заблуждениями. Многие из них пустили слишком глубокие корни или кажутся ему еще справедливыми.
Но однако он далее и далее идет по пути исправления и с каждой познанной истиной оставляет невежество, каждое добытое познание более и более освобождает дух его от оков заблуждений и суеверий, укрепляет в нем потребность и способность к познанию истины.
в) Так все свободнее и сильнее возвышается дух человека к новой жизни в истине, к деятельному употреблению своих сил для достижения высшего назначения, указанного Иисусом Христом. Потому что Он есть свет мира и Его Евангелие распространяет просвещение и познание истины между людьми. Кто Ему следует, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
2. Умирает для греха и оживает для добродетели.
Важный шаг к исправлению и к духовной жизни полагается, конечно, уже тем, если мы оставили опасные заблуждения, расстались с состоянием невежества, достигли лучшего познания Бога, наших обязанностей и назначения.
Но эти познания тогда только могут привести к духовному воскресению, когда они благотворно действуют на чувство и волю.
а) В грешнике должно пробудиться и окрепнуть отвращение ко греху, живое чувство ко всему доброму и прекрасному, любовь к Богу и стремление уподобляться Ему. Он должен не только пробудиться от духовной смерти, сознать опасность своего состояния, но и действительно воскреснуть и начать новую жизнь.
Как печально состояние грешника! Сила ума и совести ослаблена в нем низкими пожеланиями и страстями, нравственное чувство притуплено, воля подавлена, — так что он делает зло, не смотря на укор совести и не чувствует в себе более никакой силы к совершению добра.
б) Но если он пробуждается от духовной смерти, то он мало по малу умирает для греха. Сила желаний и страстей делается слабее, так как ум и совесть становятся деятельнее. Он чувствует себя свободнее от влияния внешних вещей, которые прежде пленяли его чувства, — мужественнее и постояннее в исполнении своих обязанностей, в совершении Божьей воли, даже с пожертвованием земными благами и радостями.
в)
Сознание своего достоинства и назначения, пример Иисуса Христа, принесшего Самого Себя в жертву для искупления людей от власти греха, любовь Бога Отца, радость и блаженство, ожидающие покаявшихся грешников, — проникают все его существо и обновляют мало по малу его душу и жизнь так, что это состояние по справедливости может быть названо духовным воскресением. Потому что, как слабое тленное тело человека преобразится в будущем воскресении в тело новое и славное: так и исправившийся человек преобразуется в нового человека “и садится на небесах” (ст.6;
[736] Ефес. 4:22
[737]).
3.
Освобождается от бедствий греха и достигает счастливой жизни.
Как Иисус Христос воскрес и по воскресении увенчан был славой и честью, так и исправившийся грешник, по воскресении от духовной смерти, вступает в новую, счастливейшую жизнь. Конечно, он чувствует еще следы своих прежних грехов и преступлений; Сам Бог не может уничтожить этих естественных следствий греха, иначе Он должен бы был уничтожить порядок природы и творить чудеса за чудесами.
Празднолюбец, невоздержный, расточительный, легкомысленный, жестокосердый, прелюбодей ощущает следы греха на своем здоровье, чести, благосостоянии, довольстве, хотя бы он и исправился. Однако ж исправившийся человек достигает новой, счастливой жизни, если он неизменно остается в своем исправлении.
а)
Воспоминание о его прежних грехах хотя и возбуждает в нем печаль, но эта “
печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению” (2 Кор. 7:10
[738]). С ней соединяется твердая, непоколебимая вера в отеческую любовь и Божью благодать, которая наполняет сердце надеждой и утешением.
К нему взывает Спаситель “
дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои!” (Мф. 9:2) и с этими словами возвращается мир в сердце исправившегося грешника, — мир с Богом, ближними и самим собой.
б) Через покаяние и веру он чувствует себя вновь оживленным, возрожденным, — чувствует, как возрастает в нем любовь к Богу и добродетели, как укрепляется каждая сила к добру, как возвышается более и более дух и сердце над земными вещами.
в) Он видит, наконец, как с каждым шагом вперед, на пути нравственного исправления, возвращается к нему снова уважение и любовь ближних, как его даже внешние обстоятельства улучшаются; как он в своей должности и звании опять приобретает мужество, силу и способность к исполнению своих обязанностей; как он опять становится нежным мужем и благопопечительным отцом, добрым сыном, полезным гражданином, деятельным другом человечества.
г)
Это сознание, этот опыт не будет ли осчастливливать его? Жизнь, начатая в служении добродетели, не сделается ли для него истинно-счастливой и блаженной жизнью, духовным воскресением? Мысль, что мы исправились, примирились с Богом через Иисуса Христа, не будет ли успокаивать нас на счет нашей будущей участи? Потому что “
нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут” (Рим. 8:1
[739]).
Кто еще относится к “мертвым по преступлениям,” пусть “оживотворится со Христом” (ст.5)!
Почему не все христиане достигают даруемого Богом во Христе счастья и блаженства?
“Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас… дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар” и т. д. (ст.4–8).
Бог, по беспредельной любви Своей, призвал всех нас к счастью и блаженству. Для этого Он послал в мир единородного Сына Своего и с Ним оживил нас, умерщвленных грехами, совоскресил к новой духовной жизни и водрузил нас на небесах, сделав нас причастниками небесного блаженства.
От чего же не все люди достигают предназначенного Богом счастья и блаженства?
1. Потому, что недостаточно ознакомлены со Христом и с Его искуплением.
Действительное и полное участие в блаженстве необходимо предполагает надлежащее знакомство со Христом и с делом Его искупления. Потому что достижение такого блаженства поставляется в Новом Завете в зависимости от веры (Иоан. 3:16;
[740] Мар. 16:16;
[741] Рим. 5:1;
[742] Гал. 3:26;
[743] Ефес. 2:8
[744]), а истинное познание служит источником истинной веры. Поэтому говорит сам Спаситель: “
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Иоан. 17:3). Но познание Иисуса Христа и Его искупления состоит не в том только, чтобы знать, кто был Иисус Христос и иметь поверхностное знание о Его учении и делах. Нет, мы должны знать всю Его благотворную жизнь и дела на земле, как можно полнее ознакомиться с духом Его божественной религии, со святой целью Его смерти и с Его благодатными учреждениями.
Без такого знакомства с Ним невозможно достигнуть блаженства, обещанного Им всем верующим. Потому что мы не имеем тогда никакого понятия о блаженстве и решительно не понимаем, что Он имеет ввиду, если говорит: “
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру” (Иоан. 6:33). “
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:16).
В чем состоит эта жизнь, это блаженство, мы не можем понять без надлежащего познания Иисуса Христа. Можно ли стремиться к делу, которого не знают и достоинства которого не умеют ценить?
Здесь заключается главная причина, почему многие христиане не достигают даруемого Иисусом Христом блаженства. Им недостает надлежащего знакомства со Христом. Они не знают духовных и небесных сокровищ, какие хочет Бог дать всем людям через Иисуса Христа; они не имеют понятия о тех средствах, какие Он указал им для достижения блаженной жизни после смерти. При таком религиозном невежестве и недостатке духовного образования, они вовсе не способны принимать с участием учение Спасителя о сущности блаженства и о пути к его достижению. Сомнения колеблют их веру в Иисуса Христа, ослабляют их упование на Его обетования. A без веры и упования никто не может быть блаженным во Христе.
Испытайте, следовательно, не бывает ли и с вами так. Позаботьтесь об истинном познании Иисуса Христа и Его искупления! Пользуйтесь для этого каждым случаем, особенно при общественном Богослужении и слушании слова Божьего!
2. Потому, что равнодушны к благодеяниям Иисуса Христа.
Это равнодушие имеет основание в пристрастии к земному. Блаженство истинного христианина — не земное и чувственное. Оно находится не во внешнем положении человека, но во внутреннем настроении его души. Мир, которым наслаждается христианин, спокойствие и веселие, которое он сохраняет при всех обстоятельствах, внутреннее довольство, которого не в состоянии возмутить никакая неудача, радость о своих успехах в познании истины, в возрастании в добродетели, надежда на Бога, Который не оставляет его в величайших несчастьях, даже в самой смерти: — все это может ощущаться только душой.
Кто не видит, следовательно, что только религиозное, небесное чувство делает человека способным к такому блаженству? Кто не понимает, что душа, все мысли которой и стремления направлены только к преходящим земным благам, будет совершенно равнодушна к блаженству, которое не имеет в себе ничего земного? Этого не видит и не понимает человек чувственный, сердце которого жаждет только призрачно мерцающего земного счастья и заботится только об удовлетворении желаний, честолюбец, который ставит высочайшее благо в суетной чести и почести между людьми, невоздержанный, чревоугодник, сластолюбец — все они не имеют никакого стремления к высшим радостям и блаженству, которого мы должны достигать через Иисуса Христа, и остаются равнодушными к Его благодеяниям. Они не могут настроить своих чувств к ощущению такого блаженства. Они слишком развлечены, отвращаются всяких религиозных занятий, дух их пресмыкается по земле, сердце остается бесчувственным ко всем впечатлениям, какие производят истины, поучения и обетования слова Божьего.
Как много есть таких равнодушных, земнолюбивых людей, которые никогда не могут чувствовать себя блаженными через Иисуса Христа! Испытайте ваше состояние! Измените ваши помыслы и не будьте более плотскими, но станьте духовными! Подумайте серьезно, что мы в мире — только странники и пришельцы, живущие здесь не долго и ищущие небесного отечества. Будем же постоянно иметь ввиду нашу цель и стремиться к царству Божьему и Его правде.
3. Потому, что не поступают по заповедям Христовым.
Вера одна не спасает, а спасают благочестие и добродетель, происходящие от веры, от сердца, любящего Бога больше всего.
Может ли сластолюбец, прелюбодей, обманщик, немилосердый и немиролюбивый иметь мир с Богом и своей совестью, быть весел, спокоен и доволен при всех обстоятельствах? Нет. Только человек мудрый и добродетельный, честный и справедливый наслаждается таким миром, так как он отвергается мирских похотей, исполняет свои обязанности, избегает греха и неправды, пользуется каждым случаем к деланию добра, к оказанию блага людям. Ибо блаженство, которого мы, как христиане, должны достигать через Иисуса Христа, составляет плод и награду нашего собственного неутомимого стремления к добродетели, но на которое мы должны всегда смотреть, как на незаслуженный дар Божьей благодати (ст.8
[745]).
“Со страхом и трепетом содевайте ваше спасение,” взывает апостол к христианам! “
Блаженны,” говорит Спаситель, “
алчущии и жаждущие правды. Блаженны милостивиые… кроткие… миротворцы… чистые сердцем” (Мф. 5:6–9
[746])!
Мы должны готовится к будущему блаженству. Может ли это быть иначе, как не через усиленное стремление к мудрости и добродетели?
Если Бог правосуден и по своему правосудию определяет судьбу людей, то Он может давать и дает блаженство только истинным и достойным Христовым последователям.
Следовательно, благо тем, которые благоугождают Господу и преуспевают во всех “добрых делах,” на которые мы “созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (ст.10). Их труды не останутся без награды, ибо они творят волю Отца Небесного.
Необходимость дел христианского благочестия
“Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (ст.10).
Сказав, что мы созданы во Христе Иисусе “на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять,” апостол тем самым указывает на — необходимость дел христианского благочестия. Этого требует:
1. Наше достоинство, как людей и христиан.
Достоинство это состоит в обладании преимуществами и добродетелями, которые возвышают нас над всеми прочими тварями земными и уподобляют нас Богу, всесовершеннейшему Существу. Оно не терпит ничего, что унижает человека, лишает его преимуществ его духовной природы, — не терпит пороков и злых поступков. К этому достоинству преимущественно обязан стремиться христианин. Посему апостол говорит: мы созданы “на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.”
Христиане должны быть светом во Христе, должны знать Бога и Его волю, свои обязанности и назначение из наставлений Иисуса Христа, и, как чада света, всегда ходить, думать и поступать, сообразно с этими постановлениями.
Судите теперь сами, не требует ли ваше человеческое и христианское достоинство, чтобы вы творили “добрые дела,” вели христианскую жизнь? Ибо, есть ли какое-либо украшение высшее для человека, чем украшение невинности сердца, целомудрия, незлобия, кротости? Кто из нас заслуживает более почтения, как не тот, кто отличается добротой, справедливостью и искренностью? Все внешние преимущества не имеют никакого достоинства без благочестия, без благоговения и послушания Богу.
Сластолюбцы, прелюбодеи, неправедные и жестокосердые своими поступками лишают себя человеческого достоинства.
2. Наша деятельность для мира.
Украшаясь делами христианского благочестия, она будет благороднее и общеполезнее. Через отношения, в которых мы живем с другими людьми, мы оказываем влияние на их образ мыслей, нравы и благополучие. Наша деятельность поэтому должна простираться на все, содействовать всему, что может содействовать к вразумлению, к исправлению и осчастливливанию людей. Но это невозможно без дел христианского благочестия. Можно, конечно, быть полезным для мира познаниями, умом, способностями. Но как сильно уменьшается эта польза, если вы нецеломудренной и ветренной жизнью делаете людей сообщниками ваших пороков, легкомысленными и нескромными речами растлеваете невинность сердца, — если вы обманом, любостяжанием, неправдой угнетаете ближнего и делаете его несчастным! Как разрушаете вы всякое добро, которое могло бы быть плодом вашей деятельности, если вы неверием и презрением к религии смущаете людей и низвергаете их в безутешное состояние!
Но как благодетельна и плодотворна становится ваша деятельность, если вы с ревностью в вашем звании, с умом и познаниями соединяете благочестивую жизнь, — если ваши поступки отличаются справедливостью и добротой, украшаются благожеланием и дружелюбием, великодушием и бескорыстием! Не совершеннее ли становится тогда всякое добро, делаемое вами?
3. Наше земное благосостояние требует, чтобы мы творили дела благочестия и вели христианскую жизнь. Кто ищет своего счастья единственно в наслаждении чувственными радостями, и только тогда доволен, когда утопает в удовольствиях и может удовлетворять пожеланиям, тот, конечно, не понимает, почему христианская жизнь необходима для благосостояния.
Но какое ослепление! Нет для людей никакого благосостояния без здоровья, чести, и доброго имени, без спокойствия совести. Обладания этими благами мы достигаем только при исполнении дел благочестия, при христианском образе жизни. Потому что человек невоздержный и нецеломудренный, обманщик и неправедный, презритель веры и благочестия, лишает себя здоровья, почтения своих ближних, внутреннего мира, а радости которыми он наслаждается; блага, которыми он обладает, неверны и непостоянны.
Напротив, какое счастье уже в этой жизни соединено с делами христианского благочестия! Каким довольством и спокойствием наслаждается христианин, украшающийся добрыми делами! Какие радости ощущает его чистое и невинное сердце!
Всюду встречает его любовь и почтение людей, всегда находит он себе их доверие. Он может сказать с апостолом: “похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире” (2 Кор. 1:12). И этим он успокаивает себя, если подвергается клевете и осуждению. Не он ли, наконец, при всех превратностях судьбы остается непоколебим, мужественно побеждает все земные страдания и без страха идет на встречу окончания нынешней жизни?
4. Наше назначение для вечности.
Если есть будущая жизнь, то она должна находиться в теснейшей связи с жизнью настоящей. Все, чего мы там ожидаем, должно быть следствием того, что мы сделали на земле. Наше настоящее бытие, таким образом, не имеет никакой другой цели, кроме той, чтобы мы здесь готовились для неба. Поэтому наша земная жизнь должна быть такова, чтобы она действительно готовила нас к блаженной вечности.
Но можем ли мы ожидать себе небесного блаженства, если живем нецеломудренно и порочно, не имеем чистого сердца, попираем святой закон Божий? Те, которые желают узреть некогда Бога и быть в общении со святыми на небе, должны уже здесь стремиться к очищению себя от всякой скверны, плоти и духа, творить “добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.”
О добрых делах
“Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела”. (ст.10).
1. Бсе мы должны делать добро (ст.10).
2.
Все мы можем делать добро, каждый в своем звании (Втор. 30:11–15
[747]).
3. Свойства истинно-добрых дел.