II. Апостольское чтение. Зачало (221): к Ефесянам 2:14–22
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении недели предлагается учение о том, что
Иисус Христос есть наш Примиритель.
1. Он примирил людей между собой (ст.14–15), уничтожив стоявшую посредине ограду, разделявшую иудеев от язычников. Таким олицетворением ограды, такой как бы стеной, разделявшей один дом вселенной, один род человеческий, созданный от единого начала, на две духовные общности, — была вражда между иудеями и язычниками. Иудеи чуждались язычников, как неверных и нечистых, язычники отвращались иудеев, как суеверных и необщительных. Эту — вражду, это олицетворение ограды между иудеями и язычниками разрушил Христос и сделал из обоих одно.
а)
Каким образом? “
Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением” (ст.15), отвечает апостол. Главной преградой, отделявшей оба народа мира и посеявшей между ними вражду, был закон, — не тот нравственный закон, который должен быть вечен для всех времен и народов, и обязательность которого сознают сами язычники (Рим. 2:14–15
[816]), но закон обрядовый, имевший только временное значение, —
закон заповедей: плотское обрезание, жертвоприношение животных, подзаконное священство от известного колена и вообще все подзаконные обряды. Этот-то закон заповедей, который был неудобоисполним для всех народов (Деян. 15:10
[817]) и поддерживал разъединение и вражду между иудеями и язычниками,
упразднил Иисус Христос с пришествием своим
во плоти (εγ τη σαρχΐ αυτσϋ), заменив его
учением Евангельским: обрезание —
крещением, жертвоприношение животных —
бескровной жертвой, подзаконное священство —
священством по благодати, поклонение в Иерусалимском храме —
истинно духовными служением.
б)
Для чего же Иисус Христос разрушил вражду и соединил две отдельные общности воедино? “
Дабы из двух, говорит апостол,
создать в Себе Самом (έν εάυτψ)
одного нового человека, устрояя мир” (ст.15), дабы, примирив их таким образом создать из них в Самом Себе, в Своем человеческом естестве, одного нового человека, имеющего нового родоначальника-Адама — Христа, призванного к новой жизни по Богу, в правде и святости, — и чтобы вследствие такого духовного соединения все народы, без различия племен, полов и возрастов, могли составить единое тело во Христе, быть членами единой Церкви (Гал. 3:28;
[818] 1 Кор. 12:28
[819]).
2.
Он примирил людей с Богом (ст.16–22), уничтожив жертвоприношением пречистого Тела Своего на кресте вражду между Богом и людьми, происшедшую вследствие греха, — примирил всех без изъятия, дальних и ближних, иудеев и язычников (ст.16–17
[820]), — примирил совершенно, так что все мы, бывшие некогда чадами гнева (Ефес. 2:3
[821]) и Божьими врагами (Рим. 5:10
[822]), теперь мир имеем к Богу (Рим. 5:1
[823]), примирились с Богом смертью Сына Его (Рим. 5:10). Следствием такого всеобщего и совершенного примирения с Богом служит:
а) то, что
всем, удостоившимся во Христе единой и той же благодати Святого Духа, открыт ныне свободный доступ к небесному Отцу (ст.18;
[824] Иоан. 14:6
[825]), вместо прежнего отдаления от Бога (ст.13
[826]);
б) то, что
все уверовавшие во Христа, не только иудеи, но и язычники, становятся теперь уже не чужими Богу, но своими, не пришельцами, блуждающими во тьме идолопоклонства, чуждыми заветов обетования, не имеющими надежды (ст.12
[827]), но постоянными согражданами (συμπоλϊται) взыскуемого небесного града — Иерусалима и твердого земного града — Церкви Христовой, утвержденной на основании веры, возвещенной апостолами, предвозвещенной пророками и имеющей своим краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ст.19–20;
[828] ср. толк. на апост. Никиф. и бл. Фед. in h. l.);
в) то, наконец, что теперь каждый человек в отдельности, связуемый, как живой член, соответствующими суставами с единым телом — Церковью, растет, преуспевает в совершенстве при помощи благодати Господней и соделывается посредством веры и благих дел духовных (еν πνευματι) Божьим жилищем (ст.21–22;
[829] 2 Кор. 5:16
[830]).
Высокое достоинство мира, даруемого Иисусом Христом
“Он есть мир наш” (ст.14).
В высшей степени безотрадно состояние тех, которые не имеют никакого мира. Не об одних несчастных говорится, что они “не могут успокоиться” (Ис. 57:20–21
[831]), есть множество людей, которые не имеют мира ни с Богом, ни с самими собой, живут в постоянном треволнении и беспокойстве, жалуются, что на земле нет никакого покоя и мира.
Даже Сам Христос говорил некогда своим Ученикам: “
В мире будете иметь скорбь” (Иоан. 16:33). Но Он же взывает к ним: “
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает” (Иоан. 14:27
[832]). Следовательно, мир, даруемый нам Иисусом Христом, не такой, какой дает мир. “
Мир Мой даю вам” — в другом, высшем значении.
1. Приносит невозмутимое спокойствие в наши души.
Где мир, там и покой. Как внешний мир дает народам и людям спокойствие, заканчивает вражду, спор и войну — так и мир, даруемый Иисусом Христом, вселяет покой в сердца верующих, укрощая страсти и оканчивая борьбу между плотью и духом, которая всегда происходит у людей мужественных.
Ни искушения чувственной природы, ни соблазны обольстительного мира не нарушают святого покоя благочестивой души, потому что воля Божья служит для нее правилом всех намерений, стремлений и поступков, — пример Иисуса Христа поощряет ее к добродетели, в исполнении которой она находит свое высочайшее благо.
Конечно и в благочестивой душе происходит иногда борьба греховных чувств, но грех не может победить ее, потому что мир Божий царствует в ее глубине и дает ей перевес над чувственностью.
Как счастлив христианин, наслаждающийся таким внутренним спокойствием, по сравнению с рабом чувственности, который живет в непрестанной вражде с самим собой! Как сбывается тогда истина писания: “Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Псал. 118:165)!
Напротив, “нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь” (Ис. 57:20).
2. Услаждает радости и счастье земной жизни.
Как разнообразны блага и радости, даруемые людям вседобрейшим Богом, для их утешения на земле! Сколько средств находит даже бедняк для услаждения горьких дней своей жизни! Но благая цель Творца часто не достигается, потому что люди, ослепленные и увлеченные своими страстями, пренебрегают прекраснейшими благами и радостями и сами легкомысленно разрушают счастье жизни.
Но человек благочестивый, наслаждаясь миром с Богом, дарованным Иисусом Христом, всегда и везде умеет быть счастливым. Его спокойная душа восприимчива для всего доброго и прекрасного. Природа, общественные отношения, труды, семейный очаг, доставляют ему неистощимый запас невинных радостей, которые услаждают его земное странствование и которыми он всегда пользуется с глубокой благодарностью к Творцу.
Если настоящее пусто для него радостями, то он счастлив воспоминанием прошлых счастливых дней, — и никакой упрек совести, никакое раскаяние не возмущает его счастья. Следовательно, кто счастливее, кому жизнь приятнее, как не тому, кто имеет мир с Богом через Иисуса Христа?
3. Дает добродетели твердость и укрепляет к исполнению всех обязанностей.
Пока наше сердце, хотя бы отчасти, зависит от мира и его радостей, пока дух возмущен и ослаблен преизбыточной тягой к мирским благам, до тех пор никакая добродетель не может быть твердой и устойчивой. Тогда недостает нам упования на Бога, доверия к самим себе, предусмотрительности и бдительности, усердия и постоянства в исполнении добрых предприятий. Как мы можем тогда достигать добродетели и духовного совершенства, “возрастать в святый храм в Господе” (ст.21–22)?
Но если мы имеем мир с Богом, то мы не только положили доброе начало нашему нравственному исправлению, но и постоянно возрастаем в силе и совершенстве добродетели. Тогда наше сердце неуклонно стремится к исполнению Божьей воли. Мы хотим постоянно и непоколебимо пребывать в добродетели, потому что уповаем на Бога, который содействует всякому добру и сила которого совершается в нашей немощи.
Тогда, мы собственным опытом убеждаемся в истине слов Спасителя (Мф. 17:20
[833]). Как бы ни были трудны наши обязанности, какие бы ни встречались препятствия к исполнению добродетели, как бы ни преследовали нас люди, — мы тогда “
все можем в укрепляющем нас Иисусе Христе” (Фил. 4:13).
4. Примиряет нас со всеми обстоятельствами жизни и со всякой нашей земной участью.
Христианин, примиренный с Богом, знает, что он
не чужд Богу, но
свой (ст.19
[834]). При таком знании, в нем исчезает всякое сомнение во вседобрейшем и премудром Промысле. Не его слабый разум, не способный проникнуть в Божьи советы, судит о мироправлении, но вера в святое и благое Провидение, опыт благочестия, руководит его суждением о ходе мировых событий, о цели и исходе человеческой участи.
Проникнутый такой верой, христианин остается спокойным при всех бурях и невзгодах жизни, ибо он всегда имеет сыновний
доступ к небесному
Отцу (ст.13
[835]) и уверен что “
любящим Бога… все содействует ко благу” (Рим. 8:28).
Смело и безропотно идет он на встречу каждому явлению в его жизни. Без страха ожидает он смерти, переселяющей его в вечный мир с Богом!
О христианском миролюбии
“И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким” (ст.17).
Иисус Христос принес мир дальным и ближним, примирил всех с Богом (Кол. 1:20
[836]).
Не должны ли поэтому и мы иметь мир
между собою (Рим. 15:7;
[837] 12:18;
[838] Кол. 3: 13
[839])? “Кто не обладает именем человека миролюбивого, тот не может обладать и именем сына Божьего.”
[840]
1.
Свойства этой добродетели.
а) Вообще миролюбие есть постоянная наклонность сердца жить в мире и согласии со всеми людьми. При великом различии людей в отношении их мыслей, наклонностей и стремлений, при их часто противоположных намерениях и предприятиях, нередко возникают разногласия, которые легко переходят во вражду и кончаются ссорами, борьбой и преследованиями.
Но человек миролюбивый, при всех таких отношениях, умеет сохранять и подерживать добрый мир и согласие с ближними.
Он долготерпит и милосердствует (1 Кор. 13:4
[841]), имеет снисхождение и терпение к слабостям и недостаткам ближних, извиняет их, хотя даже сам терпит оскорбление.
Он “
не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла” (1 Кор. 13:4–5). Хотя он и чувствует негодование к несправедливостям других, но он не увлекается раздражительным гневом, не посягает на здоровье, имущество или честь своего оскорбителя, не воздает злом за зло, потому что его сердце свободно от ненависти, вражды и мщения.
б) В частности, в случае ссоры, человек миролюбивый всегда отличается искренней готовностью к примирению (Рим. 12:10–11;
[842] Кол. 4:6
[843]), — готовностью скорой (Еккл. 9:10,
[844] Ефес. 4:26;
[845] Иак. 4:13–14
[846]), — готовностью совершенной (Кол. 3:13;
[847] Мф. 18:21–22
[848]) и открытой (1 Цар. 26:12
[849]).
Такие свойства добродетельного миролюбца происходят не из слабости духа, трусости, беспечности, равнодушия к оскорблениям, — не из мирских расчетов, корысти или тщеславия, но из уважения и любви к людям, из убеждения, что его непременная обязанность требует содействовать счастью людей, уподобляться Христу и следовать его предписаниям (Мф. 6:14;
[850] Ефес. 4:2;
[851] Кол. 3:13
[852]).
2.
Kак достигается эта добродетель?
Если мы:
а) Укрепляем в себе чувство любви и уважениия к людям.
Миролюбие проистекает из любви к людям. Без любви и уважения к ближним не может быть и мира с ними.
Сердце, полное любви, имеет сострадание к погрешающим и заблуждающимся, снисхождение к их слабостям и недостаткам. Оно чувствует себя только тогда счастливым, когда может жить в мире и согласии с другими людьми.
Поэтому мы должны укреплять в себе естественное чувство человеческой любви, представляя себе любовь Божью и пример Иисуса Христа — оживлять это чувство размышлением о тесном отношении людей между собой, о взаимной их зависимости, о той помощи, какую они нам уже оказали и могут впредь оказывать.
Тогда мы, проникнутые любовью и уважением, будем избегать всего, что может нарушить мир с ближними.
б) Поступаем всегда с благоразумием и рассудительностью во всех сношениях с ближними. Кто говорит с раздражением или легкомыслием, тот всегда преступает долг справедливости и уважения к другим, никогда не будет иметь терпения и снисхождения, где это нужно, и, против воли, будет причинять оскорбление ближним.
Как легко нарушаются из-за этого наши мирные отношения к ним!
Только посредством обдуманности и рассудительности в речах и поступках можно избежать разногласия и вражды.
Будьте свободны от раздражительности и легкомыслия, если вы вступаете в какие-либо отношения с другим человеком — тогда ваш рассудок будет правильно судить как о ваших правах, так и о вашем долге по отношению к нему, тогда вы избегнете колебания и нерешительности, пристрастия и споров.
Добросовестно обдумывайте, что вы хотите говорить и делать, и вы не будете тогда опрометчивы в словах и поступках, оскорбительных для ближнего и вызывающих в нем вражду.
в) Обладаем самопознанием и знанием людей. Мы должны хорошо знать самих себя, наши недостатки, слабости и дурные привычки, чтобы их исправить, не подать примера другим своим поведением, не возбудить их негодования, порицания, недоверия, не подать повода к спорам и вражде.
Если ты знаешь, что ты чувствителен, задирист, раздражителен, то ты будешь внимателен к себе, постараешься владеть собой. Если ты сознаешь свою наклонность к насмешкам и порицаниям, свою страсть к унижению других — то ты будешь сдерживаться, молчать, коль скоро боишься оскорблять своего ближнего.
Ты должен замечать каждый недостаток, каждую слабость свою, чтобы не нарушать из-за добрых отношений с другими.
С самопознанием мы должны также соединять знание людей. Как есть различные люди в отношении их темперамента, их правил, наклонностей, расположений, образа жизни — так различно и мы должны поступать с ними.
Познание людей и опыт учат нас, как мы должны обращаться с различными людьми, чтобы сохранить мир с ними, не нарушая наших обязанностей.
г) Ценим выгоды, какие доставляют нам миролюбивые отношения к ближним. Эти выгоды весьма важны. Кто счастливее в своей жизни? Кто менее испытывает оскорблений и огорчений? Кто успешнее во всех своих отношениях с людьми? Кто увереннее в дружбе, в уважении и любви других, как не миролюбивый человек?
Так как он скромен, справедлив, дружелюбен в отношении к людям, то и они со своей стороны охотно признают его добрые качества, добродетели и заслуги.
Посредством этого ему открывается возможность извлечь для всех пользу из своих познаний, способностей и искусств.
Может ли кто ценить эти выгоды, не ценя и не любя добродетели миролюбия, и не стремясь к ее приобретению?
Поэтому восклицает Псалмопевец: “
как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Псал. 132:1; Прит. 18:19;
[853] Кол. 3:12–14
[854]).
Миролюбие есть необходимое условие счастья и довольства в жизни
“И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким” (ст.17).
Потому что оно:
1. Не допускает раздражительных и гневных чувств в сердце человека.
Довольство и счастье в жизни зависят больше от спокойного и благонастроенного состояния души, чем от внешних обстоятельств. “Если бы все вне нас наслаждалось миром и спокойствием, а внутри нас происходят волнение, буря, возмущение мыслей: то этот внешний мир ни к чему для нас не служит. В этом состоянии мы уподобляемся городу, который, будучи окружен внешними стенами таит в самом себе измену.”
[855]
Совершеннейшее, продолжительнейшее и вернейшее удовлетворение бывает тогда, когда оно зависит не от внешних случаев и обстоятельств, но есть дело нашего духа, который умеет властвовать над собой и старается удалять все, что может нарушить внутренний мир.
Но ничто так не нарушает довольства и счастья, как гневные расположения сердца. Может ли человек задорный, дышащий при каждом случае гневом и мщением, быть когда-либо, при каких бы то ни было внешних обстоятельствах, счастливым и довольным в жизни, когда он носит в самом себе причину к огорчениям, беспокойству и недовольству?
Поэтому миролюбие есть весьма важное условие счастливой жизни.
Ненависть, вражда, мщение, зависть, гордость чужды для человека миролюбивого.
Его душа всегда находится в таком настроении, что он легко может правильно обсудить все предметы своих желаний, все явления и события жизни, речи и поступки людей.
Посредством этого удаляются многие поводы к враждебным проявлениям.
Миролюбец умеет подавлять движения страстей.
Он научился отвергаться самого себя, научился слушаться внушений разума и соогласовываться во всех своих поступках и отношениях с Божьей волей.
2. Приобретает нам уважение и любовь ближних.
Мнения людей о нашем характере и поступках не должны быть для нас малозначущими (Прит. 15:31;
[856] Сир. 41:15–16
[857]).
Мы не можем обойтись без их участия, помощи и утешения.
Поэтому мы должны заботиться заслужить их любовь и уважение. Чем же? Внешними преимуществами? Но они не в нашей воле и не имеют сами по себе, без преимуществ сердца и души, никакого достоинства.
Любовь и уважение ближних вернее всего приобретаются кротостью и миролюбием. Этими качествами мы легко привлекаем на свою сторону сердца людей, возбуждаем доброжелательность, любовь и уважение к себе даже у людей мстительных и гневливых.
Кто в состоянии противиться дружелюбию, ласковости и снисходительности, которыми отличается человек миролюбивый?
Кто не подарит охотно своего доверия тем, у которых нет никаких злых замыслов, никакой фальши и лукавства?
Поэтому Спаситель называет миротворцев блаженными и требует от всех своих исповедников миролюбия, как такой добродетели, которая приобретает уважение и доверие людей.
Старайтесь только стремиться достигнуть этой добродетели, “солнце да не зайдет во гневе вашем” (Ефес. 4:26)! “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:18)! “Кротость ваша да будет известна всем человекам” (Фил.4:5).
Тогда вы собственным опытом убедитесь, как любовь и уважение людей будут сопутствовать вам всюду, как все напегонки друг перед другом будут оказывать вам свое доверие, как вы будете счастливы в ваших домашних и гражданских делах, между тем как человек раздражительный и сварливый подвергается всеобщей ненависти и отчуждению.
3. Делает нас достойными Божьей благодати.
Без надежды на Божью благодать, без упования на Божью любовь, наша жизнь не может быть счастливой и довольной.
Этой любви и благодати мы удостаиваемся посредством кротости и миролюбия.
Кого вседобрейший и всемилосердый Бог любит больше, как не тех, которые по Его примеру любят людей, “
пекутся о добром перед всеми человеками” (Рим. 12:17), изгоняют из сердца всякие движения ненависти и мщения, побеждают добром зло (Рим. 12:21
[858])?
На кого очи Господа взирают с большим благоволением и радостью, как не на кроткие души, которые противопоставляют ненависти и злобе любовь и терпение, из уст которых слышатся только молитва и благословение за врагов?
“Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими” (Мф. 5:9).
Вы, гневливые, мстительные, враждолюбивые, — вы не можете назваться сынами Божьими, вы не уподобляетесь небесному Отцу, — вы никогда не думаете и не чувствуете, подобно Спасителю, который на кресте молился за своих врагов.
Пока ваша душа не освободилась от этих нечеловеческих страстей, до тех пор вы не принадлежите Богу, но принадлежите греху.
Только вы, которые живете в мире и согласии с “дальними и ближними,” достойны милосердого Отца!
A какое счастье быть уверенным в Его любви, — утешаться Его благоволением?
Поистине блаженны миротворцы! Они нарекутся сынами Божьими!
Заключение. “Создал ли Бог одну рыбу из всех рыб, одну лошадь из всех лошадей, одного льва из всех львов? Не возникло ли в одно мгновение множество растений из недр земли? Но когда дело дошло до сотворения человека, то Он сотворил только одного человека, и от этого одного произошел весь род человеческий. Он не создал двух человеков, но взял жену от тела одного. Для чего? Для того, чтобы показать, что единство совершенно необходимо человеческому роду.”
[859] 1).
Христианин должен всегда стремиться к большему совершенству и возрастанию в добродетели
“На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом” (ст.21–22).
Апостол Павел представляет Божью Церковь в виде здания, стройно созидающегося на краеугольном камне — Христе, из разных частей и постепенно поднимающегося выше и выше. Что он сказал о всей церкви вообще, то он относит и к каждому верующему в частности. Как все здание церкви, составляемое из частей в одно стройное целое, растет при содействии Божьей благодати в церковь святую о Господе — так и каждый христианин, силой той же благодати, созидается, возрастает, восходит от совершенства к совершенству и становится духовным жилищем Божьим, храмом Святого Духа.
Отсюда мы видим, что — христианин должен всегда стремиться к большему совершенству и возрастанию в добродетели.
1. Потому, что он всегда живо сознает свое великое и высокое назначение.
Каждый человек знает уже из рассмотрения своей природы, и особенно из рассмотрения сил и преимуществ своего духа, как велико и высоко его назначение. Его разум требует от него подчинения святому закону добродетели.
Еще яснее говорит христианину о его назначении слово Божье.
“Приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевайте… Ибо воля Божия есть освящение ваше… Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости” (1 Фес. 4:1, 3, 7). Но святость есть стремление к непрестанному очищению себя от всяких недостатков и к дальнейшему преуспеванию в добродетели. Это — самая высшая степень нравственного совершенства, которого может достигать человек.
“Устрояться в жилище Божие Духом,” (ст.22) возрастать в познании Божественной истины, быть чистым сердцем, любить всякое добро и отвращаться зла, потому что оно зло, любить ближних и бескорыстно содействовать их благу, вести беспорочную жизнь перед Богом и миром, — вот назначение христианина!
A сознавая всегда живо это назначение, он непрестанно стремится быть лучше и совершеннее.
Он не считает безвредным ни одного заблуждения, с которым не желал бы расстаться; он будет избегать каждого, самого ничтожного греха, изгонять из своего сердца малейший зародыш к пороку, утверждаться во всех добродетелях, исполнять все, самые трудные обязанности, и мужественно бороться со всяким искушением. Даже под гнетом страданий и трудных обстоятельств он будет повиноваться Богу. К этому христианин стремится с ревностью и постоянством, на это он употребляет свое время и силы.
И никогда он не думает, что цель уже достигнута.
2. Он непрестанно имеет перед глазами Бога и Иисуса Христа и стремится к уподоблению Ему.
Истинный христианин всегда носит в себе мысль о Боге. Он почитает Бога, как существо святейшее и совершеннейшее, которое приемлет только добро и отвращается всякого зла. Он слышит голос Божий: “будьте святы, потому что Я свят” (Лев. 11:45). “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48).
Он видит во Христе, своем Спасителе и Искупителе, истинный образ Божий, — и Иисусу Христу, Который в своей жизни и поступках явил совершеннейший образец добродетели и высочайшего духовного совершенства, Который вменил в обязанность своим исповедникам стремиться к этому совершенству, — Ему старается он подражать и по Его учению и примеру усовершенствовать себя.
Сознавая свое назначение и ставя цель своих стремлений в уподоблении Богу, станет ли христианин пренебрегать усовершенствованием своего духа, оставлять исправление своего сердца, предаваться беспечности в делании добра, в исполнении своих обязанностей?
Будет ли тот, кто видит во Христе высочайший образец добродетели, довольствоваться самим собой, если он исполняет кое-какие обязанности, приобрел некоторые преимущества души и сердца, освободился от тех или других пороков?
Нет, он неослабно будет стремиться к большему и вящему совершенству. Он будет восходить к уподоблению Богу и Иисусу Христу.
И если даже он чувствует, что ему здесь невозможно достигнуть полного нравственного совершенства, то и тогда он не утомляется в своем стремлении, с несокрушимой ревностью трудится над совершенствованием своего духа посредством искоренения всяких порочных наклонностей и желаний, посредством бдительности и самообладания, посредством избежание всяких злых и неправедных поступков.
Сравнивая часто свою жизнь с примером Иисуса Христа, он находит всегда новые побуждения к большему возрастанию в добродетели, потому что —
3. Он не скрывает своих слабостей и недостатков.
Даже при свидетельстве своей совести, что он подвизался добрым подвигом для достижения совершенства, он смиряется перед Богом, исповедует свои немощи и говорит: “от тайных моих очисти меня” (Псал. 18:13)!
Это чистосердечное смирение и раскаяние есть признак истинного христианина и пробуждает в нем стремление к большему преуспеванию в благочестии.
При каждом самоиспытании он взирает не на одни только преимущества и добродетели, которые он приобрел, но больше всего на то, чего ему еще не хватает в христианском совершенстве. Но чем больше он узнает самого себя и через познание смиряется и кается перед Богом, тем ревностнее стремится он к усовершенствованию своей души, к возрастанию в добродетелях.
Искренний к самому себе, как и к Богу, он не извиняет своих недостатков, но употребляет все усилия к их искоренению.
Без самолюбия строг он к самому себе, в суждении о своем нравственном достоинстве, в преодолении своих чувственных желаний.
4. Он твердо убежден, что без неослабного стремления к добродетели, нет для него никакого истинного счастья, ни в этой жизни, ни в той.
Почему многие люди пренебрегают преуспеванием в нравственном совершенстве? Не от того ли, что при стремлении к добродетели и духовному совершенству, должны будут вести скучную жизнь, пожертвовать чрезмерными земными благами и радостями?
Истинный христианин не думает так. Он ищет счастья не в наслаждении земными благами и чувственными радостями, но в высших, духовных и нетленных благах, которые в вечности доставят совершеннейшее блаженство.
Но он убежден также, что это блаженство только в той мере дастся ему, в какой он старался заслужить его своим стремлением к добродетели и благочестию.
Не поступил ли бы он, следовательно, против своих убеждений, если бы он предпочитал земные блага небесным?
Не воспрепятствовал ли бы он своему довольству и счастью, если бы вздумал оставить свое исправление, пренебрегать добродетелью?
Ах, если бы мы все видели, как наше истинное счастье тесно соединено с нашим усердием и ревностью в нравственном исправлении!
Ибо что такое истинное счастье, как не мир с Богом и с самими собой, как не уважение и любовь добрых людей, надежда на вечную, блаженную жизнь?
Для достижения этого счастья будем стремиться к совершенству и Богоуподоблению, созидаясь и возрастая в жилище Божие Духом.
Как необходимо постоянное возрастание и усовершенствование в добродетели?
“На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом” (Ст. 21, 22).
1. Необходимо для всех, ибо
а)
всем без исключения сказано: “будьте совершенны” (Мф. 5:48), “
будьте святы” (Лев. 11:45), “да растете во благодати и разуме Господа нашего” (2 Пет. 3:18
[860]).
б)
Этого требует само свойство христианской жизни, которая есть жизнь в собственном смысле, следовательно,
возрастание (Иоан. 10:10;
[861] 1 Пет. 2:1–2;
[862] 1 Кор. 13:9-12
[863]) уподобляется
свету солнца, которое восходит и движется вперед (Притч. 4:18
[864]), — живому
источнику (Иоан. 4:13–14
[865]), —
беганию наперегонки (1 Кор. 9: 24–25;
[866] Фил. 3:12–14
[867]). Поэтому
в) “если ты не идешь вперед, то ты непременно возвращаешься назад.”
[868] Как птица не может летать по воздуху с одним крылом, так и тот, кто не силится приобрести всех добродетелей, не может возноситься к Богу.
“Кто полагает основание дома или желает вывести какую-либо стену, тот не построил еще всего дома; но только тот это сделал, кто уже соединил и завершил все части здания. Так точно нельзя назвать совершенным и того, кто, упражняясь с ревностью в добродетели, не достиг еще высоты истинного совершенства.”
[869]
2.
Возможно, при помощи благодати Божьей (Фил.4:13: “
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”). С нашей стороны требуется:
а) пламенное желание совершенства. Святые желания — это как бы крылья, которые поднимают нас над землей, ибо всякое желание святости, с одной стороны, дает силу к достижению совершенства, а с другой стороны, делает каждый шаг более легким и приятным.
“Блаженны, сказано, алчущие и жаждущие правды” (Мф. 5:6).
Кто чувствует в себе этот спасительный голод и жажду, тот не идет, а бежит по пути добродетели с быстротой пламени, охватившего сухой тростник (Прем. 3:7
[870]).
б)
Твердая решимость (Прем. 6:12–13
[871]). “Если я хочу быть другом Божиим, то довольно мне только захотеть теперь, и я делаюсь им.”
[872]
в)
Постоянная молитва (Прем. 7:7;
[873] Мф. 7:7
[874]).
Бог готов дать нам все блага, “тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13). “Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евр. 4:16).
Христос есть наш мир
“Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду” (Ст. 14).