Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю 24-ю по Троице
Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 535.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, 125.
Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. проповедей (90 г.), т. III, 563–576.
Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (69 г.), 501.
Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на евангелия (63 г.), ч. II, 73.
Его же.Беседы на чтения из апостола (67 г.), ч. II, 53.
Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи (79 г.), т. II, 201; т. III, 348.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 127.
Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.), 148.
Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 607–626.
Путятин Р., прот. Полн. собр. поучений (93 г.), 118–120.
Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г.), 166.
Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (92 г.), 484.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 387–391.
Дьяченко Г., свящ. Ежедневные поучения (97 г.), т. I, 378–392.
Бандаков В., свящ. Поучения (75 г.), вып. 1-й, 103–112.
[525] Для правильного уразумения этой притчи и для назидательнейшего ее приложения к слушателям не надо забывать, что притча эта направлена была Иисусом Христом против неверующих саддукеев, которые почитали чувственность высочайшим благом, отвергали бессмертие души, вечность мучений и праведное мздовоздаяние за гробом. Таким образом, под приточным богачем в тесном смысле нужно разуметь не просто человека богатого, по слабости злоупотребляющего богатством, но человека, который предается роскошной жизни по принципу — в полной уверенности, что со смертью окончится его бытие и что за гробом нет ни ада, ни рая. Некоторые из св. толкователей призвают этот приточный рассказ Спасителя за действительную историю и относят ее к семейству первосвященника Анны, к его пяти сыновьям (пять братьев в притче) и к его зятю Каиафе, которые были заражены саддукейским неверием в будущую жизнь и проводили епикурейский образ жизни
[526] Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно
[527] Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его
[528] Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его
[529] И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходя
[530] и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь
[531] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[532] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[533] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[534] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[535] и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие
[536] Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости
[537] но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света
[538] и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
[539] и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем
[540] За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их
[541] Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их
[542] которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
[543] которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
[544] ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения
[545] Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
[546] Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно
[547] Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего
[548] Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно
[549] Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его
[550] ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения
[551] Блаженный Феофилакт. in. h. 1. ср. Благовестник стр. 257 на обор
[552] Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили ег
[553] И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
[554] А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их
[555] Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь
[556] Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих
[557] И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними
[558] Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек
[559] Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его
[560] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[561] Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
[562] Нечестивый богач не назван в притче по имени, не был достоин именоваться от Бога, по слову пророка: “не помяну имен их устнама моима”; праведный же нищий именуется, потому что имена праведных записываются в книге живота, ibid
[563] Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере
[564] Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять
[565] И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними
[566] Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
[567] ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое
[568] слава их — в сраме, они мыслят о земном
[569] И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни
[570] Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя
[571] Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета
[572] А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их
[573] выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце
[574] Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
[575] Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия
[576] Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную
[577] Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина
[578] ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое
[579] Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его
[580] Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его
[581] Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей
[582] и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека
[583] И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
[584] дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
[585] Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни
[586] И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство
[587] Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами
[588] [И я сказал: ] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои
[589] и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире
[590] И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. [И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.
[591] Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
[592] напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его
[593] И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение
[594] Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется
[595] Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино <и елей> умножились
[596] О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение
[597] А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим
[598] Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием
[599] я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых
[600] И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство
[601] Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце
[602] И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих
[603] [И я сказал: ] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро
[604] Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов
[605] Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном
[606] И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем
[607] Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением
[608] Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе
[609] и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего
[610] Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
[611] Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью
[612] и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная
[613] Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех
[614] И [вскочил] Навал, [и] отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, [и вино мое] и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они
[615] Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю
[616] Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф
[617] Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу
[618] Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы
[619] и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
[620] Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит
[621] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил
[622] и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна
[623] И того, который незадолго перед тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить по причине невыносимого зловония. Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою
[624] О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях… для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу
[625] Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов
[626] проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю
[627] Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца
[628] Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем
[629] Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его
[630] Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того
[631] И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя
[632] Не говори: "я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: "милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих"; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения
[633] но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней
[634] Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
[635] ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней
[636] о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое
[637] Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада
[638] приносите жертвы правды и уповайте на Господа
[639] От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня
[640] Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас
[641] По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
[642] Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу
[643] Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их
[644] и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят
[645] Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
[646] Чтобы лучше уразуметь это место и понять характер этих лживых учителей, надобно заметить, что римские императоры, кесарь Август и Тиверий, позволяли иудеям, находившимся под их владычеством, беспрепятственно отправлять свое богослужение и исполнять свои обрядовые законы. Поэтому на тех из христиан, которые обрезывались, смотрели как на иудеев, и не подвергали их гонениям. Поэтому и лжеапостолы, обольщавшие галатов, желая избежать гонений, понуждали христиан обрезываться, ибо иудеи и язычники, видя, что они не только сами хранят обрезание, но и других заставляют обрезываться, нисколько не преследовали их. Блаженный Иероним, in h. 1. Тол. на апост. Никиф
[647] А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
[648] Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем
[649] Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь
[650] Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем
[651] явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем
[652] Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим
[653] Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают <все> помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его
[654] ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти
[655] Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь
[656] Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г.), стр. 158
[657] Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни
[658] всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни
[659] он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его
[660] И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись
[661] Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им
[662] И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись
[663] Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус
[664] И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись
[665] Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня
[666] И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасен
[667] Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им
[668] и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
[669] потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной
[670] Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом
[671] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие
[672] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
[673] чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю
[674] Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы
[675] Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли
[676] Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати
[677] Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола
[678] Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг
[679] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого
[680] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
[681] Ангел сказал ему: разве ты забыл слова, которые заповедал тебе отец твой, чтобы ты взял жену из рода твоего? Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою, а о демоне не беспокойся; в эту же ночь отдадут тебе ее в жену. Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури
[682] сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних
[683] как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним
[684] Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"
[685] открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными"
[686] Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу
[687] Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из [святого] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его
[688] и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
[689] Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола
[690] Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду
[691] избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего
[692] Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить
[693] Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасени
[694] Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни
[695] И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы
[696] Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
[697] Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? а если получил, что хвалишься, как будто не получил
[698] ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"
[699] Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим
[700] Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали… Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою
[701] Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе… Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей
[702] Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери
[703] Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад
[704] Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
[705] Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста
[706] Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей
[707] Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашег
[708] Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
[709] Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом
[710] благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа
[711] И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца
[712] и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены
[713] И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!
[714] Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни
[715] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно
[716] потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению
[717] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
[718] и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены
[719] что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным
[720] Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
[721] И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино
[722] Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим
[723] Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан
[724] тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит
[725] и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе
[726] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять
[727] Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. а если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело
[728] Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день
[729] не от дел, чтобы никто не хвалилс
[730] и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи
[731] и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная
[732] а обновиться духом ума вашего
[733] Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом
[734] Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия
[735] Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни
[736] 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе
[737] отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
[738] Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть
[739] Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу
[740] Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
[741] Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет
[742] Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа
[743] Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса
[744] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар
[745] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар
[746] Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
[747] Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло
[748] Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, стр. 120
[749] Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем
[750] как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
[751] Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива
[752] ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею
[753] Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя… И смеялись над Ним, зная, что она умерл
[754] Блаженный Августин, in ехhоrt. 5
[755] Святой Амвросий, dе bоn. mоrt. с. 4
[756] Блаженный Иероним, аd Неliо
[757] Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось
[758] и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем
[759] Блаженный Августин, dе disсiр. Сhristiаnа
[760] Святой Иоанн Златоуст, Том. IV. Ер. 5
[761] Святой Амвросий, dе bоn. mоrt
[762] Блаженный Августин, in. ехhоrt. 5
[763] Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими
[764] Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником
[765] Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христ
[766] и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего
[767] За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду
[768] Блаженный Августин, dе disсiр. Сhrist. Disсеs bепе mоri, si didiсеris bеnе vivеrе
[769] там будет плач и скрежет зубо
[770] Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо
[771] Блаженный Иероним, in. сар. ХVIII Is
[772] Святой Иоанн Златоуст, Lib. l оrd. 2
[773] Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим
[774] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает
[775] Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
[776] Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню
[777] Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня
[778] Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой
[779] Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его
[780] Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его
[781] и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше
[782] Из глубины взываю к Тебе, Господи
[783] Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас
[784] Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий
[785] взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия
[786] ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете
[787] Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
[788] О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах
[789] Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
[790] Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле
[791] И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все
[792] А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем
[793] Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя
[794] И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена
[795] Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня
[796] И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
[797] И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу
[798] и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе
[799] И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин
[800] И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить. вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои
[801] И этого не может понять сердце
[802] Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем
[803] Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его
[804] Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть ег
[805] О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его
[806] подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось
[807] и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись
[808] Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань
[809] И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь
[810] И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его
[811] Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время
[812] Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома
[813] И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих
[814] Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его
[815] Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа
[816] ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
[817] Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы
[818] Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
[819] И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во — вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки
[820] и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким
[821] между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочи
[822] Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его
[823] Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа
[824] потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе
[825] Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
[826] А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою
[827] что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире
[828] Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем
[829] на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом
[830] Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем
[831] А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой
[832] Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается
[833] Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас
[834] Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу
[835] А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою
[836] и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное
[837] А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться
[838] Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми
[839] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы
[840] Блаженный Августин, Sеrm. 169 dе tеmр
[841] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится
[842] будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите
[843] Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому
[844] Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости
[845] Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем
[846] Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий
[847] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы
[848] Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз
[849] И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула, и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них
[850] Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный
[851] со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью
[852] снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы
[853] Жребий прекращает споры и решает между сильными
[854] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства
[855] Святой Иоанн Златоуст, бес. 34 на Быт
[856] Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми
[857] Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек
[858] Не будь побежден злом, но побеждай зло добром
[859] Блаженный Августин, Sеrm. 20
[860] но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа
[861] Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком
[862] Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение
[863] Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан
[864] Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня
[865] Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную
[866] Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
[867] Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе
[868] Блаженный Августин, Ерist. 143
[869] Ориген Lib l in ерist. аd Rоm
[870] Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю
[871] Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; 13 она даже упреждает желающих познать ее
[872] Блаженный Августин, lib. 8
[873] Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости
[874] Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
[875] Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены
[876] Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа… тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его
[877] и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное
[878] потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения
[879] А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду… И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким
[880] Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем
[881] Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят
[882] разрушение и пагуба на путях их
[883] Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду
[884] Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
[885] Доколе Я в мире, Я свет миру
[886] По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
[887] Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас
[888] Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро
[889] Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
[890] Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих
[891] Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника
[892] посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них
[893] Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию
[894] Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.), стр. 148