II. Апостольское чтение. Зачало (224): к Ефесянам 4:1–6
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении этой недели говорится
о духовном единении христиан.
1. Чем оно поддерживается (ст.1–3)?
Своим увещаниям к духовному единению апостол предпосылает общие побуждения, которые должны привлечь сердца верующих к нему и расположить их к его наставлениям. Как трогательно начинает он свое увещание: “я, узник в Господе, умоляю вас” (ст.1)! Ради Евангелия, ради моей веры в Господа Иисуса Христа, я лежу здесь в узах и оковах, говорит апостол. Но его узы не связали его любви, его оковы не ослабили его веры, и теперь, как и всегда, у него одна только мысль, одно желание, одна молитва, — чтобы христиане поступали достойно Христа, чтобы свет их веры и благочестия сиял перед людьми: “умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Христиане имеют святое и славное звание, к которому они призваны и в котором должны постоянно пребывать: они чада Божьи, друзья Христовы, свет мира, соль земли, наследники вечной жизни и славы. Такое высокое звание не требует ли также и соответственно достойной жизни? Если бы могущественный земной царь усыновил себе дитя какого-либо бедняка, не должно ли оно вести себя так, чтобы быть честью и радостью своего отца? Всех нас Бог принял во Христе Иисусе в свои чада по благодати, поэтому мы обязаны ходить достойно своего небесного Отца — кто поступает иначе, тот теряет право на сыновство.
Как же мы должны поступать, чтобы быть достойными своего высокого звания и, таким образом, сохранять и поддерживать между собой духовное единство? В ответ на этот вопрос апостол указывает далее на разнообразные добродетели, без соблюдения которых невозможно духовное единение христиан.
а)
Живите “
со всяким смиреномудрием” (ст.2)! Смиренномудрый думает о себе не высоко и не превозносится перед другими. Все люди Божьи были смиренномудренны: Авраам, Моисей, Иоанн Креститель, Преблагословенная Дева Мария. Но самый высочайший образец смиренномудрия представляет нам Иисус Христос (Мф. 11:29
[1005]). Смиренномудрие противоположно всякой гордости, тщеславию, честолюбию и самопревозношению; эти пороки разъединяют сердца друг от друга, смиренномудрие, напротив, соединяет их; эти возбуждают сопротивление и вражду, смиренномудрие поселяет мир и согласие. Где каждый предупреждает и встречает другого взаимным уважением, там сохраняется
единение духа.
б)
Живите с кротостью! Храните ее при оскорблениях, подавляйте ею ваш гнев. Раздражительность несвойственна последователям Христа, ибо Он был кроток и нам завещал кротость. Вспыльчивая, необузданная горячность, когда нас огорчают или преследуют, есть признак невозрожденного благодатью сердца. Ходите
с долготерпением даже и тогда, когда ваша кротость не побеждает оскорбления, когда враг к прежним огорчениям прилагает новые. Мщение предоставьте Богу, Он воздаст; вы же ходите с
долготерпением и старайтесь всепрощающей любовью восстановить нарушенное противником единение духа: “
снисходя друг ко другу любовью” (ст.2). Вы сами имеете слабости, которыми оскорбляете других, равно как и другие оскорбляют вас своими слабостями. Если вы хотите иметь взаимное согласие, то старайтесь быть друг к другу снисходительными, без такой всепрощающей любви нельзя избежать распрей и раздора. Если каждый хочет быть только терпимым, а сам не терпит, то братский союз должен скоро рушиться, напротив,
любовь есть союз совершенства, она наикрепчайшими узами соединяет и скрепляет святое согласие и мир.
в) “Стараясь,” т. е. с особенным усердием и заботливостью старайтесь “сохранять единство духа в союзе мира” (ст.3). Духовное единение для своей прочности должно быть непременно скрепляемо сильнейшим союзом — союзом мира. Без миролюбия, взаимной снисходительности и уступчивости, единение духа не может быть продолжительно, ибо каждый носит в себе еще грех, располагающий к раздору. Но каждый из нас, сколько от него зависит, сохраняет мир, увещевает к миру, восстанавливает мир. Там взаимное единение духа будет все более и сильнее возрастать и укрепляться, как прекрасное украшение христиан.
2. Что же побуждает и обязывает нас к духовному единению (ст.4–6)? Апостол предлагает нам сильные побудительные мотивы и мы должны достойно оценить их, чтобы в соответствии с ними поступать. Вы хотите враждовать, жить в распрях и несогласии — но подумайте о той внутреннейшей связи, какая всех вас соединяет, о тех общих надеждах и сокровищах, какие вам принадлежат, — не должно ли все это побудить вас к единению духа и утвердить в нем?
а)
Вы есть “
Одно тело и один дух” (ст.4). Как тело есть одно великое целое, состоящее из многих частей, воедино связанных, так точно и христиане. Они — единое духовное тело, глава которого есть Иисус Христос (1 Кор. 12:28
[1006]); каждый из них — только член, а каждый член живет не сам по себе, но в связи со всем целым. Члены тела не враждуют друг против друга, их общая деятельность направлена ко благу всего тела. Все внешние различия почестей, званий, состояний, даров и деятельности, должны исчезнуть между христианами перед этим единством, по которому они — члены Тела Христова, сонаследники одного царства. Как тело имеет один дух и одним духом управляется, так и всех христиан должен оживлять один Дух, тот единый Святой Дух, которого они восприняли в таинстве крещения и дарами которого запечатлены в таинстве миропомазания. Этот Дух должен обитать во всех христианах, как в своем жилище, — а это исключает уже всякий раздор и предупреждает всякое несогласие.
б) “
Как вы и призваны к одной надежде вашего звания” (ст.4). Вы все, как христиане, имеете
единственное упование, вас ожидает то же блаженство та же вечная слава с Христом, вы все уповаете достигнуть небесного Иерусалима, обителей Небесного Отца, вы все ждете блаженного общения с Христом, вас всех одушевляет одна надежда славного воскресения. Если ненависть и вражда хотят теперь разлучить вас, то подумайте о том, что все ваши ожидания направлены к
одной цели, где все вы соединитесь вместе, — и единение духа сохранится между вами.
в) “
Один Господь, одна вера, одно крещение” (ст.5), — и это должно побуждать вас к духовному единению и поддерживать между вами мир.
Один Господь владычествует над всеми вами (Мар. 12:29
[1007]); Он всех вас возлюбил даже до смерти, всем вам приобрел блаженство своей бесценной кровью, — и этот Господь завещает вам мир и согласие. Некогда Он придет судить вас и воздать каждому по делам, — и вы ли, сонаследники того же царства, под владычеством того же Царя и
Господа, хотите взаимно враждовать?
Единую веру вы исповедуете, одни и те же спасительные убеждения в истинах Евангелия вы разделяете, твоя вера есть также и вера твоего брата, — не должны ли вы поэтому “
сохранять единство духа,” хотя в других житейских делах вы можете иметь различные взгляды, чувства и желания? Вы обязаны к такому единению, ибо
одно крещение связало вас с Христом, одна и та же благодать дана всем вам, одни и те же обязанности возложены на вас, каждый должен умереть для себя и жить для Христа.
г) “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (ст.6). У всех нас один Бог и Отец, который владычествует над всеми нами, действует через всех нас своим промышлением, живет во всех нас своим всеисполняющим Духом (ср. Тол. Феодорита, in h., l.), — этот единый Бог и Отец, Господь, Податель всякого блага — хочет, чтобы мы имели взаимное согласие, и посылает свою всесильную помощь для исполнения Его воли: — не должно ли все это побуждать нас к единению духа?
Предлагаем здесь на основании апостола несколько частных истин для гомилетической разработки:
Вожделенные плоды взаимного согласия между людьми
“Стараясь сохранять единство духа в союзе мира” (ст.3).
Апостол здесь увещает к взаимному согласию, — и мы убедимся в необходимости такой добродетели, если обратим внимание на её плоды (Сир. 25:1–2;
[1008] Псал. 132:1–3
[1009]).
1
. Оно способствует облагораживанию и довольству сердца.
Благотворное влияние братского согласия обнаруживается, прежде всего, на нашем сердце, которое посредством этой добродетели облагораживается и становится счастливым и довольным.
а) Сердце облагораживается. Взаимное согласие предполагает сердечную доброту, благожелание и любовь к ближним, уважение к долгу, готовность к исполнению того, что внушает долг и обязанности.
Кто живет дружелюбно, тот должен быть добрым человеком, должен обладать кротостью, смиренномудрием, снисходительностью, ревностью и верностью в исполнении своих обязанностей. Если эти добродетели являются плодами братского согласия, с которым они неразрывно соединены, то они должны весьма благотворно действовать на научение и облагораживание нашего сердца.
Для людей, которые еще имеют в себе недостатки (а кто их не имеет?), которые при обладании добрым сердцем склонны к раздражительности и опрометчивости, — эта добродетель весьма благодетельна в этом отношении. Потому что, если вы живете с вашими домашними, соседями, друзьями в христианском согласии, если вы постоянно радеете о поддержании с ними единения духа, то вы будете также предусмотрительны в ваших поступках, чтобы не подать кому-либо повода своим поведением. Вы будете часто испытывать себя, чтобы лучше узнать и исправлять свои недостатки, и тщательнее исполнять свои обязанности. Вы будете упражняться в самообладании, в терпеливом перенесении всяких оскорблений и неприятностей. A через все это как облагораживается сердце?
б) Сердце становится довольным и счастливым. Облагораживая сердце, братское согласие делает его в то же время счастливым и довольным. Кто наслаждается большим внутренним миром, как не тот, кто всегда желает того, что по его разумному убеждению честно и праведно и чего желают все добрые люди? Кто довольнее, как не тот, кто живет в согласии со своей совестью и с Божьей волей? Кто всегда счастливее и вкушает большие радости в жизни — гордый ли, сварливый, враждолюбивый, неуступчивый, мстительный, или — смиренномудренный, кроткий, терпеливый, снисходительный, благожелательный?
В глубине его души царствует покой и довольство, которые не нарушаются никакими упреками совести, никакой борьбой страстей и пожеланий, никакой враждой с людьми.
2. Оно содействует домашнему счастью, благосостоянию и довольству.
а) Семейное благосостояние основывается преимущественно на том, чтобы каждый член семьи делал свое дело, исполнял свой долг, исправлял возлагаемые на него труды и занятия с охотой, усердием и постоянством, и вообще привносил по возможности свое ко благу целого.
Как это возможно без братского согласия домочадцев? Не там ли только это и может быть, где каждый “поступает достойно звания, в которое призван,” и старается всячески сохранить “единство духа в союзе мира?” Потому что там господствует трудолюбие, достаток, бережливость. Там любовь, честность и верность соединяют силы отдельных членов для общего блага семьи. Там истинная ревность о процветании домашнего благосостояния воодушевляет всех домочадцев и направляет каждое дело и предприятие к благу целого. Там никто не страшится трудностей и препятствий, представляемых неблагоприятными обстоятельствами.
б) Но при таком согласии не будет ли также процветать и домашнее довольство? Потому что оно соединяет сердца супругов, родителей и детей, братьев и сестер, родственников и домочадцев союзом мира, любви и верности, искреннего уважения и взаимного доверия. Там каждая семейная радость удваивается, потому что все принимают в ней сердечное участие. Каждая забота, горе и неудача становится легче, потому что один утешает другого и помогает нести его бремя.
Там с успехом идет также трудное занятие воспитания детей, и добрые дети воздают любовью и благодарностью родителям за все их труды и заботы. Как точно сбываются здесь слова Писания: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки” (Псал. 132:1–3).
Напротив, за раздорами в домашней жизни следуют неизбежно неблагословение, несчастье и бедствия. Посмотрите вокруг себя на те дома и семейства, где домашнее благосостояние потрясено, домашнее довольство исчезло, пренебрежено воспитание детей, и узнайте, не раздор ли является главной причиной этого несчастья? Как много поэтому несчастных браков, сколько домов обратились в жилища плача, потому что супруги, родители и дети, братья и родственники своими распрями и враждой превращают жизнь в сущий ад!
3. Оно способствует также общественному благосостоянию.
Общественное благо состоит в совершенстве и благоденствии народа или общества.
а)
Каждый обязан по своим силам содействовать процветанию и поддержанию общественного блага. Потому что, как бы ни были различны обитатели страны или села по происхождению, сословию и имуществу, однако, все они — члены одного тела, по учению апостола, и если страдает один член, то с ним страдают все, и если радуется один, то вместе с ним радуются и все члены. Тело только тогда может чувствовать себя здоровым, если все члены соединены вместе и действуют для общей цели, для блага всего тела. “Отрубите руку или ногу, та и другая будут мертвы, потому что единство нарушено. То же самое и со всяким обществом”.
[1010]
б) Но не согласие ли соединяет всех членов общества, всех обитателей страны взаимным уважением, доверием и любовью, для достижения общей цели? Не согласие ли, с которым все подчиняются законам и повинуются властям, установленным от Бога, — с которым все охраняют порядок и права, поддерживают друг друга и удаляют все, что могло бы возбудить недоверие, недоразумение, спор и несогласие? Не оно ли возвышает счастье, благо и славу общества, целой страны и народа? Поистине счастлива та страна или селение, обитатели которых заботятся о единении духа в союзе мира, — говорят и действуют даже в гражданских отношениях с христианским единомыслием и, где нужно, приносят в жертву все, необходимое для общественного блага!
Но горе той стране, из которой исчезло всякое согласие, где всё друг с другом враждует и друг друга ненавидит, где всё разделено на партии; где все порядки и сословия действуют наперекор друг другу, где господствует одна только зависть, споры и раздоры! Как может устоять там общественное благосостояние? Только там, где царствует братское согласие, “заповедал Господь благословение и жизнь на веки” (Псал. 132:3).
Вера Христова предназначена для соединения людей теснейшим союзом между собой
“Одно тело и один дух; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех” (ст.4–6).
Из природы человека мы усматриваем, что он должен жить во взаимодействии и общении с подобными себе людьми. Только при таком условии он может развивать свои силы и способности, достигать своего счастья и назначения.
Нужда и потребность побуждают также людей искать подобных себе, дабы вступить с ними в сношения и добывать себе средства к своему существованию и благосостоянию. Одинаковость природы, потребность и назначение должны по воле Божьей соединять людей и связывать их союзом любви и согласия.
Но как много существует препятствий для такого соединения? Мнения и стремления одного разногласятся с мнениями и стремлениями другого. Страсть честолюбия, корыстолюбия, гордости, властолюбия попирает права.
Вследствие этого люди расходятся между собой, становятся равнодушными или враждебными друг к другу.
Иисус Христос дает нам средства к удалению таких препятствий и к соединению людей теснейшим союзом любви.
Наставления и увещания апостола в дневном послании показывают, что — вера Христова предназначена для соединения людей теснейшим союзом между собой.
Ибо она учит, что все люди имеют:
1. Единого Бога и Отца.
Апостол Павел представляет все общество христиан под образом тела Христова, рассматривает всех христиан, как членов этого тела, которые должны быть соединены общим союзом. Это значит не что другое, как то, что вера Христова должна соединять всех людей самой тесной связью. Потому что она учит, что “все люди имеют одного Бога и Отца.”
а) “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (ст.6). Один Бог господствует над всеми людьми и управляет ими, действует ко всякому благу. Прежде, хочет сказать апостол, вы, как язычники, почитали многих богов. При таком идолослужении не могло иметь места единение духа. Но теперь вы поклоняетесь одному Богу, не боитесь Его, как ваших идолов, но любите Его и повинуетесь Ему, как вашему Отцу. Теперь может быть между вами единение духа.
Кто не чувствует истины и важности этого учения? Бог есть Владыка, Правитель и Отец всех нас. Как отец одинаково любит своих детей, не отдает преимущества одному перед другим, печется о каждом с той же отеческой заботливостью, если они достойны его любви, так и Бог одинаково добр ко всем людям. Как дети одного отца соединены между собой союзом крови, так и все люди должны смотреть на себя, как на чад Божьих по благодати.
б) Как благодетельно должна действовать на нас такая вера, которая внушает нам такое понятие о Боге и о нашем отношении к Нему! Кто будет унижать и презирать собрата своего, если он знает, что внешние преимущества не имеют никакой цены перед Богом, что все люди перед Ним равны!
Кто станет беспокоить другого в обладании его собственностью, похищать ее, отнимать насилием и грабежом, если он верит, что Бог, как мудрый и правосудный Мироправитель, не оставит без наказания никакой неправды и беспорядка в своем царстве?
Кто не будет с готовностью спешить на помощь другому и служить ему по своим силам, если его Вера учит, что воля Божья требует оказывать всем помощь? Не будет ли заботиться о сохранении мира и согласия тот, кто научился знать Бога, как Бога любви и мира?
Так Вера Христова соединяет всех людей в великое семейство Отца небесного!
2. Единую веру. Иудеи и язычники не могли жить в единении духа, потому что их религиозные верования существенно различались между собой. Такое различие служило величайшим препятствием к соединению людей союзом любви, возбуждало нетерпимость, ненависть и преследование.
а) Христианство предназначено уничтожить такое различие веры. Оно проповедано и доказано, как Божественное учение, понятное и благотворное для всех людей и способное к принятию всеми народами мира, еллинами и иудеями, рабами и свободными. Оно требует и заповедует смиренномудрие и терпение к иномыслящим.
И хотя невежество, суеверие, предрассудки и страсти человеческие злоупотребляли этой религией любви, чтобы поселять раздоры и несогласия между людьми и подстрекать их к гонениям, войнам и кровопролитиям, однако, она все шире и шире распространялась под Божьим водительством, все более и более соединяла народ единой верой, и будет все благотворнее и победоноснее действовать для этой великой цели человечества.
Различие мнений о некоторых предметах Веры хотя и существует между людьми, но при этом различии может, однако, сохраняться единение духа.
б) Единая вера, единая религия может также привести людей и к одинаковому признанию и соблюдению обязанностей, какие они должны исполнять относительно друг друга, и благодаря этому еще теснее соединить их между собой. От чего, как не от незнакомства с объемом, важностью и святостью человеческих обязанностей, единение духа между людьми чаще нарушалось и скорее подавало поводы к распрям, ссорам и несогласию,? Вера Христова может и должна удалить эти треволнения. Она сообщает самое ясное и полное наставление о наших обязанностях, — показывает, что они основываются на воле Божьей, — поощряет к их исполнению чистейшими и сильнейшими побуждениями. Если бы теперь все люди пользовались этим наставлением и, побуждаемые примером Иисуса Христа, поощряемые славными обетованиями, исполняли с неутомимой ревностью свои обязанности — тогда правосудие и милость, честность и верность, правдолюбие и искренность тесно и крепко соединяли бы людей. В каких счастливых отношениях жили бы тогда все народы и люди между собой!
3.
Единую надежду. Апостол Павел из того заимствует побуждение к теснейшему взаимному единению всех христиан, что все люди по воле Божьей должны надеяться на блага и обетования Иисуса Христа, на бессмертие и вечное блаженство (ст.4
[1011]).
а) Все должны иметь единую, православную веру, и участвовать в благах и обетованиях, какие Спаситель завещал своим последователям, если они поступают достойно звания, в которое призваны (ст.1). Все должны обретать в Иисусе Христе просвещение разума, силу к исправлению и добродетели, искупление от греха и его бедствий, отпущение грехов и мир с Богом; всем должен быть открыт Его учением и Его смертью вход во святилище, путь к небу.
Во всех людях, как знатных, так и не знатных, живет бессмертный дух, который верой Христовой должен усовершенствоваться и готовиться к совершеннейшему и блаженнейшему состоянию в будущем мире.
б) Таково высокое и утешительное учение христианской веры о назначении всех людей к блаженству! Если мы запечатлеваем в себе это учение и поступаем в его духе и силе, то мы всегда будем стараться также и о том, чтобы сохранить единство духа в союзе мира. Мы не будем никого презирать из наших братий, ни над кем превозноситься, не будем присваивать себе больших премуществ и благ. Надежда, которой мы обязаны учению Иисуса Христа, побуждает нас почитать каждого человека, как существо разумное, предназначенное к блаженному бессмертию, и оказывать ему содействие к достижению его назначения, к наследию обетованных вечных благ. Люди, которые стремятся к таким благам и радуются упованием вечной, нетленной жизни, не могут питать ненависти и вражды друг к другу, но будут жить между собой в кротости, смиренномудрии и терпении, будут снисходить друг к другу любовью и сохранять единство духа в союзе мира.
Что мы должны делать, если желаем удобнее исполнять добродетель христианской снисходительности?
“Умоляю вас поступать со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью” (ст.2).
Апостол часто заповедует в своих посланиях миролюбивое настроение духа, снисходительность. И он имел на то веские причины. Между членами первенствующей церкви, состоявшей из бывших иудеев и язычников, возникала непримиримая ненависть друг к другу. Особенно религиозная гордость иудеев недружелюбно относилась к христианским братьям из язычников. Поэтому святой Павел увещевает к взаимной снисходительности (ст.2). Не имеем ли нужды и мы в таком апостольском наставлении?
Что мы должны делать, если желаем удобнее исполнять добродетель христианской снисходительности?
1. Мы должны уже с ранних лет привыкать к спокойной и обдуманной рассудительности во всех наших поступках.
Как бы ни были многоразличны поводы к разногласиям с нашими ближними, но самый обыкновенный из них есть та вспыльчивая горячность, которая нарушает мир, прежде чем рассудок успеет обсудить, нужно ли и полезно ли так поступать. Этой вспыльчивости мы никогда не подавим, если не имеем обыкновения поступать во всем с обдуманностью. Удержитесь хоть несколько минут вы, которые так охотно раздражаетесь от всего, окружающего вас, подавите только на мгновение слова ругательства, вырывающиеся из ваших уст, принудьте себя только на минуту удержать в вашей груди вспыхнувший гнев, — и вы успеете обсудить ваше положение и избегнете раздора.
Не говорите, что это невозможно. Не умеете ли вы сдерживать себя, если вы стоите перед кем-либо, кому вы обязаны почтением, если вы знаете, что ваш неосторожный поступок сделал бы вас несчастными? Такую власть над собой показывайте и в общественной жизни, одумайтесь хоть на мгновение, прежде чем выскажется ваше негодование. Коль скоро вы приучитесь к спасительной сдержанности, как часто вы будете находить тогда полезным и нужным сохранять мир, который вы только что хотели нарушить (ст.2)!
2. Мы должны также приучать себя к господству над впечатлениями мелочной чувствительности.
Если мы чувствительно принимаем каждую ошибку других, каждую неосторожность, каждое поддразнивание и ищем мщения, то не можем надолго сохранить добрые отношения к ближним. Из мелочей возникает великая вражда и жесточайшее озлобление и т. д. Оставим ребяческий предрассудок, будто месть за обиду есть знак великого и крепкого характера! Презренной мелочью, жалкой слабостью должно быть названо то, когда каждый поступок может вывести нас из нашего спокойствия. Величайшие мужи всех времен, мудрейшие и совершеннейшие христиане, не тем ли более всего и отличались, что они не обращали никакого внимания на тысячи жалких нападений?
Это благородное презрение мелких нападений мы будем удобнее питать, если с надлежащей ревностью исполняем дела нашего звания. Как мало тогда мы будем иметь времени, чтобы замечать все эти подстрекательства задорных людей, которыми они хотят раздражить нас! Как мало тогда мы будем обижаться самим оскорблением, которым стараются повредить нашей чести, если наша дневная деятельность служит лучшим опровержением наших врагов, а добросовестное исполнение наших обязанностей — вернейшей защитой нашего благополучия!
8. Мы должны твердо держаться убеждения, что, при всем неизбежном различии в людских мыслях и мнениях, возможно, однако, сохранить святое согласие и мир.
Нарушение согласия часто происходит от того ребяческого смысла, по которому мы видим для себя оскорбление во всем том, что прямо противоречит нашим представлениям, расположениям, убеждениям и правилам.
Но как несправедливо и неразумно такое требование? Названное различие не есть ли необходимое следствие свойств человеческой природы и внешнего устройства человеческой жизни? Не различная ли в высшей степени мера способностей и талантов, даруемых человеку, и не живут ли люди под совершенно разными обстоятельствами? Как поэтому безумно и самолюбиво требовать полного согласия в мнениях и понятиях от тех, с которыми мы должны обращаться! Или, неужели в самом деле так невозможно, чтобы мы, при столь различных взглядах ума, оказывали друг другу взаимное благожелание и любовь? Неужели мы должны преследовать других с раздражительной жестокостью ради того, что они думают иначе, чем мы? Нет, такое отношение противно долгу христианской любви. Одна только разница во взглядах и мнениях не должна озлоблять нас против других, мы никогда не должны ради этого переставать быть снисходительными, милосердными, великодушными к другим. Так заповедует апостол (ст.3
[1012])!
4. Мы должны ясно сознавать влияние добродетели снисходительности на облагорожение нашего сердца и на счастье нашей жизни.
Как каждая добродетель, так и снисходительность требует непременно известных жертв. Без некоторой степени благородного самоотречения никогда невозможно сохранить мира в наших житейских сношениях.
Но если мы теперь исполняем здесь то, чего требует от нас долг и совесть, тогда мы непременно облагораживаем наше сердце и преуспеваем в усовершенствовании себя самих.
И как тесно также с этой снисходительностью соединено наше счастье в жизни! Не говоря уже о том, что человек миролюбивый наслаждается внутренним, благородным самосознанием, он чувствует себя счастливым также вследствие благоволения и дружбы всех людей. Любовь и уважение сопутствуют ему на всех стезях жизни и не мало способствуют к ее услаждению и украшению.
Как, напротив, прискорбна жизнь человека мстительного и задорного!
Как мы должны поступать, чтобы достойно носить звание христиан?
“Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны” (ст.1).
1. Со всяким смиреномудрием (ст.2), — в противоположность высокомерию и гордости, свойственным чадам мира.
2. С кротостью при оскорблениях (ст.2), — в противоположность гневу и мщению чад мира.
3. С долготерпением и всепрощающей любовью (ст.2) — при виде слабостей и недостатков ближнего, — в противоположность раздражительности и немилосердым суждениям самолюбивых чад мира.
4. С особенной заботливостью о сохранении мира со всеми людьми (ст.3), — в противоположность раздорам немиролюбивых чад мира.
Ссоры и вражда непристойны для христиан
“Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира” (ст.3).
Ибо:
1.
Христиане составляют единое тело и един дух (ст.4
[1013]).
2.
Христиане предназначены к единой цели и надежде (ст.4).
3.
Христиане имеют единого Господа, едину веру, едино крещение (ст.5
[1014]).
4.
У христиан — един Бог и Отец всех (ст.6
[1015]).
Как возможно сохранить мир со всеми людьми
“Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира” (ст.3).
1.
Будьте смиренномудренны (ст.2
[1016]) и избегайте надменного самопревозношения в своих поступках!
“Человек смиренномудренный есть врач сердца,”
[1017] — в том отношении, что он внимательно следит за неправильными движениями своего сердца, подавляет вовремя вспышки гнева и таким образом
предупреждает ссору с ближними.
2. Не воздавайте злом за зло (ст.2), в случае обид и оскорблений!
“Человека злого побеждают молчанием, а не словами, потому что эти еще более воспламеняют его.”
[1018]
“Как вода гасит огонь, так кроткое слово укрощает гнев погрешающего против тебя брата.”
[1019]
Напротив: “нельзя тушить огня огнем, ни гнева гневом”
[1020] (Прит. 15:1
[1021]).
3.
Побеждайте добрым злое (Рим. 12:20
[1022])!
О семейном согласии
“Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира” (ст.3; ср. Сир. 25:1–2
[1023]).
1. Как вы можете сохранить его?
а) Снисходите друг к другу любовью (ст.2)!
б) Старайтесь всячески блюсти единение духа в союзе мира (ст.3)!
2. Что вас побуждает к оному?
а) Вы есть одно тело, один дух (ст.4).
б) Ваше семейное счастье и благосостояние зависят от вашего взаимного согласия.
Бог есть наш общий Отец
“Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (ст.6).
Эта истина должна:
1. Обязывать нас к взаимной братской любви.
2. Побуждать нас к жизни, достойной чад Божиих и угодной Отцу небесному.
3. Вселять в нас детское упование на Бога.
4. Подкреплять нашу надежду на будущую жизнь.
Чего требует единство веры от самих верующих?
“Один Господь, одна вера, одно крещение”(ст. 5)
1. Единства исповедания.
Все мы должны веровать так, как научил нас Иисус Христос и Его апостолы.
Разногласия и разномыслия в предметах верования не согласны с единством веры (Ефес. 4:14;
[1024] Евр. 13:9
[1025]).
2.
Единения в общественных молитвах и Богослужении церковном.
Кто не любит участвовать в общественных молитвах и Богослужениях, тот отделяется от единства веры.
3. Единения в любви.
Где нет единения в любви, там нет и действительного единства веры, ибо любовь есть необходимое выражение веры (Гал. 5:6;
[1026] Иоан 13:35
[1027]).