I. Евангельское чтение. Зачало (66): от Луки 12:16–21
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Практический очерк содержания рядового чтения
В притче дневного Евангелия о любостяжательном богаче подробно и наглядно раскрывается та истина, какую Иисус Христос высказал в простых словах, предшествовавших притче, — именно, что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества (ст.16). Обилие благ земных не доставляет человеку:
1. Временного счастья жизни, ибо оно:
а) наполняет его сердце заботами (ст.17);
б) причиняет множество тягостных трудов и беспокойств (ст.18), (и это препятствует ему спокойно и весело наслаждаться своими земными благами);
в) не обеспечивает никакого прочного обладания (ст.19): “душа! много добра лежит у тебя,” и в тоже время (ст.20): кому все достанется?
г) ослепляет надеждой долгой жизни (ст.19): (“многие годы: покойся, ешь, пей, веселись,” ст. 20: “в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил”).
2. Истинного счастья жизни, ибо богатство:
а) не может дать душе никакого истинного удовлетворения,
б) погружает душу в чувственность (ст.19: “ешь, пей”)!
в) закрывает сердце для деятельной заботы о спасении (ст.19: “веселись”)!
г) препятствует стяжанию небесных сокровищ (ст.21): “не в Бога богатеет” (εις θεδν), в отношении к Богу и божественным благам.
Таким образом, любостяжательность, пристрастие к земным благам, или богатство вообще, во всех его видах и злоупотреблениях, составляет главный и единственный предмет, предлагаемый проповеднику дневным Евангелием; все частные темы должны служить раскрытием той или другой стороны общей темы. Для примера укажем на следующие:
Берегитесь любостяжания!
“У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?” (ст.16–17 и т. д.)?
1. Как безумно быть любостяжательным!
а)
Любостяжательность есть любовь к земным благам ради их самих. Это —
идолослужение (Ефес. 5:5
[1029]), поклонение золотому тельцу, в жертву которому приносят все, даже людей.
“Любостяжательный подобен аду. Ад, поглотив все, никогда не скажет: довольно. То же самое и с любостяжательным человеком, хотя бы он приобрел все сокровища мира.”
[1030]
“Все грехи стареют с человеком; одна любостяжательность молодеет с каждым днем.”
[1031]
б)
Если бы кто-нибудь спросил любостяжательного человека: почему он так любит земные сокровища, то тот не в состоянии был бы дать разумного ответа. Это — бессмысленная страсть, которая влечет его и которой он не в состоянии противиться. “Почему вас так привлекает золото? Зачем вы так удивляетесь алмазам и другим, так называемым, драгоценным камням? Они — земля и ничего более.”
[1032] 3)!
“Вы не должны давать цены золоту более, чем грязи, ибо ценность их зависит не от внутреннего их достоинства, а от мнения людей. Подумавши на минуту, найдут, что железо имеет более достоинства, чем золото. Обыкновенные камни неоспоримо важнее и необходимее драгоценных камней; последние даже вредны, потому что вы, делая из них ожерелья, заставляете умирать с голоду тысячи наших братьев.”
[1033]
в)
Из-за своей жадности к земным приобретениям человек любостяжательный совершенно забывает, что богатства сами по себе не в состоянии никого сделать счастливым.
“Кого богатство спасло когда-либо от смерти? Кого золото искупило когда- либо от болезни?”
[1034]
“Любостяжательному не приносит покоя ни то, что он имеет, ни то, чего не имеет. Чего он не имеет, того желает; чем он обладает, то боится потерять. В несчастье он надеется на счастье, в счастьи страшится несчастья и таким образом постоянно обуревается волнами бурного моря.”
[1035]
2.
Как опасно быть любостяжательным!
Любостяжательность есть корень всякого зла (1 Тим. 6:9-10
[1036]), в особенности двоякого: от нее происходит:
а)
Слепая, но крепкая надежда на богатство, вследствие которой забывают Бога, погружаются в земные заботы и чувственность, воображая, что не имеют более нужды в Боге. Богач в тексте (ст: 16–19,
[1037] Иов. 31:24;
[1038] Апок. 3:17
[1039]).
б)
Слепая, но раздражительная ненависть ко всему, что напоминает человеку любостяжательному о тленности его сокровищ: страх к смерти, похищающей у него все, ненависть к самому Богу, в котором он видит жестокосердого мстителя и, наконец, отчаяние, когда он видит, что он со всеми своими сокровищами должен погибнуть (ст.20;
[1040] Прит. 11:4
[1041]).
Как безумно пристрастие к земным стяжаниям!
“Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (ст.20)?
1. Оно разрушает согласие между людьми, потому что:
а)
Бывает часто предметом ожесточенных распрей и тяжбы (ст.13
[1042]).
б)
Разрывает даже теснейший союз родства и дружбы. “Страсть к приобретениям заглушает часто у родителей голос природы; возбуждает ссору между братьями; наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками; порождает клеветников в городах.”
[1043]
“Любостяжательный не щадит ни отца, ни матери, ни братьев, ни друга.”
[1044]
в)
Примирение в таких раздорах почти невозможно, потому что в основании их лежит сребролюбие — корень всякого зла (1 Тим. 6:9-10
[1045]).
2.
Оно не дает никакого истинного удовлетворения, потому что:
а)
С каждым приобретением возрастает ненасытимая жажда больших и больших приобретений (ст.17–18
[1046]).
Сравнение людей любостяжательных с одержимыми водяной болезнью, которые чем более пьют, тем более жаждут, и от чего думают успокоиться, от того впадают в новые беспокойства.
б) Жаждущие сокровищ хотят быть счастливыми но предпринимают действия, которые делают их несомненно несчастными.
3. Оно служит великим препятствием ко спасению.
а)
Богатым вообще трудно войти в царство Божье (Мф. 19:23
[1047]), потому что “богатый подвержен тысяче опасностей, неизвестных бедным;”
[1048] а тем более это трудно — богатолюбцам, которые не имеют для этого ни времени, ни нравственного расположения (Мф. 6:21
[1049]).
“Звук металла, наполняющий его уши, делает его глухим к голосу благодати.”
[1050]
б)
Блаженный Августин, на основании слов Спасителя (Мф. 13:22
[1051]),
сравнивает богатства с терниями. Терния сухи — богатства бесплодны для вечной жизни. Терния уязвляют того, кто их касается — богатства уязвляют душу того, кто домогается их. Терния затрудняют путь странников — богатства замедляют наше стремление к совершенству. Терния легко воспламеняются — богатства легко возбуждают в сердце пламень страстей. Терния служат убежищем змей и скорпионов — богатства служат средством, при помощи которого диавол старается отравить нашу душу. Терния уязвляют оконечности членов — богатства более всего возмущают в конце жизни.
Заключение. “Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху; золото должно служить средством к спасению, а не к погибели души.”
[1052]
“К чему служит вам хранилище, полное золота, когда ваша совесть пуста? Вы желаете благ, а сами не хотите быть благими! Не должны ли вы стыдиться при виде добра и сокровищ, которыми полон весь ваш дом, между тем, как вы одни остаетесь злыми и никуда негодными? Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом, высочайшим благом?”
[1053]
“Самое великое богатство состоит в том, чтобы не иметь нужды в богатстве.”
[1054]
“Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? A маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем, одного камня достаточно будет для вашей стражи.”
[1055]
Обладание богатствами дает чувствовать свою суетность уже теми обязанностями, какие оно налагает на богатолюбцев
“И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое ” (ст.17–18).
Какие это обязанности:
1. Труды по удовлетворению тщеславия и гордости.
Жилище их отцов, где они родились и воспитались, кажется для них тесным, оно их унижает, бесчестит. Отец жил в скромном доме, для сына нужны великолепные палаты. Он думает заставить этим забыть посредственность своего прежнего состояния, скрыть незнатность своего происхождения, он воображает придать столько же блеска своему имени, сколько он придает своим палатам. Но он часто обманывается и, вместо почета, встречает презрение и насмешки.
2. Труды разрушительные и противоречивые.
Этот человек любит свои богатства и для их преувеличения их же тратит. Он хочет разрушать то, что уже построено, и воздвигать более обширные строения. Таким образом, то, что составляет страх богатого, т. е. потеря своих избытков, служит, между тем, к тому, чего он боится. Сколько было таких, которые, построив великолепные житницы, не могли ничего в них положить! Сколько таких, которые, воздвигнув великолепные палаты, не имели удовольствия жить в них, а вынуждены были отдать их своим заимодавцам!
3. Занятия рассеянные и нечестивые.
В то время, когда богач занят своими постройками, не трудитесь напоминать ему о молитве, о духовном чтении, об исповеди, о причастии — у него нет на это времени! Не говорите ему более о добрых делах, о благотворительности — у него для этого нет средств!
Кто поручится также, что он не причастен к противозаконным действиям, что он добросовестно уплачивает тем, кому должен, что он не удерживает мзды наемников и проч.?
О, суетные и обманчивые богатства! Долго ли еще мы будем ослепляться вашим ложным блеском?..
“Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.”
1.
Богач, о котором говорится в притче, не принадлежал к числу людей, наживающих себе состояние разными неправедными средствами.
Он разбогател от урожая своих полей (ст.16
[1056]).
Такие урожаи были у него не в первый раз, ибо житницы его были и прежде полны, но теперь, по случаю нового изобилия хлеба, он думает сломать старые, тесные житницы и построить новые, обширнейшие (ст.18
[1057]).
Тем не менее он назван безумным, — почему? Потому что он собирал богатство угодное себе, а не угодное Богу (ст.21
[1058]).
а)
Огромное богатство лившееся через край и нажитое им единственно от урожая полей, не должно ли было вызвать в его душе вопрос: кто это посылает мне обилие благ земных и для чего?
Неудивительно, если разбогатевший от лихоимства, грабежа или неправды не задает себе такого вопроса, но удивительно, если человек, очевидно, богатеющий Божьим благословением, не сознает этого, не думает об этом, — а таков именно и есть евангельский богач.
Сердце его не движется живейшей благодарностью Богу. Хлеб и богатство, полученное с полей, он называет своим собственным добром — хлеб мой и всё добро мое (ст.18).
Он не спешит поделиться своим избытком с неимущими, забывая, что “утробы нищих — житницы многовместительные для наших богатств” (Благовес. in h. l.).
Нажитое богатство возбуждает в нем гордую самонадеянность на долгую жизнь и подавляет все благороднейшие стремления: “ешь, пей, веселись”(ст. 19)!
б) Но как безумно такое употребление богатства! “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (ст.20)?
Среди полного довольства, когда оставалось только жить, ни о чем не горюя, является ангел смерти и насильственно исторгает богача из среды живых.
Душа праведного не терзается, а покоится в руке Божьей; напротив, душу безумного богача терзают, как немилосердые мытари, и истерзают, притом, преждевременно, сверх всяких человеческих расчетов: в сию ночь.
Ранняя смерть, как видно из многих мест Священного Писания, часто следует за безумным употреблением благ земных. “
Приобретающий богатство неправдою оставит его на половине дней своих” (Иер. 17:11;
[1059] Иов. 20:22;
[1060] Псал. 36:1–2;
[1061] Прит. 11:28
[1062]).
A после смерти
кому останутся нажитые им сокровища (Псал. 48:14,
[1063] 18;
[1064] Иез. 7:13
[1065])? Он “
собирает и не знает, кому достанется то” (Псал. 38:7
[1066]). “
Собирает сокровища для себя!”
Научимся же из притчи Спасителя:
2. Богатеть богатством, угодным Богу, т. е. употреблять богатство:
а)
Во славу Божью. “
Мудрость лучше жемчуга,” говорит Бог (Прит. 8:11, 17
[1067]), а что принадлежит Богу, то должно и воздавать Богу. Посему мы не должны забывать благодарить от сердца Бога за Его дары (Прит. 3:9
[1068]), — не следует располагать имуществом по прихотям своей греховной природы, но по воле Божьей.
б)
Для обогащения в добрых делах (1 Тим. 6:18–19
[1069]).
Если Божий Промысел сосредотачивает богатство в руках определенных лиц, то это для того, чтобы оно стройнее истекало отсюда в пользу других, ибо не все способны с равным благоразумием пользоваться Божьими дарами. Пойми эту цель ты, обладающий земными сокровищами, и будь в этом случае рачительным распорядителем дарованных тебе Богом богатств (Тов. 4:7, 8)!
Случаи для твоего обогащения в добрых делах представляются везде, и если еще будешь их искать, то каждый день найдешь их во множестве.
Не думай, что из-за этого твои сокровища оскудеют, напротив “рука дающего не оскудеет” (Псал. 33:11;
[1070] Прит. 11:24
[1071]).
Не нищим и бедным, которые ничем не могут тебе воздать, даешь ты, но Богу (Мф. 25:40
[1072]).
Как мы должны пользоваться материальными Божьими дарами?
“У одного богатого человека был хороший урожай в поле” (ст.16).
Богач из притчи злоупотреблял материальными дарами Божьей доброты и из-за этого погубил свою душу.
Пример этот да научит нас лучшему употреблению земных сокровищ!
Как мы должны пользоваться материальными Божьими дарами?
1. С чувством живейшей благодарности Богу.
а)
Материальные Божьи дары, служащие к счастью и удовлетворению нашего земного благосостояния: пищу, питье, одежду и имущество — мы можем и должны приобретать себе трудолюбием и усердием в нашем призвании. Таков мудрый порядок самого Бога, Который говорит в своем слове: “
кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3:10–11
[1073]). Усердно старайтесь “
делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам ” (1 Фес. 4:11–12
[1074]).
б) Но есть люди, которые так пользуются и наслаждаются этими дарами, как бы они находились в полном их распоряжении и как будто приобретение этих даров зависит от их собственного благоразумия, силы и деятельности.
Но не от Бога ли исходит всякое вещественное благо? Не Ему ли мы обязаны всем тем, что служит к питанию, одеванию и здоровью тела? Не он ли насыщает пищей и весельем все твари земные, охраняет наши нивы, посылает ранний и поздний дождь?
Не Он ли, по своей мудрости, различно раздает свои дары — одному много, другому мало — но не оставляет никого без куска хлеба?
Можем ли мы после этого забывать, чьими благодеяниями мы пользуемся? Станем ли отвергать благодарность, которая исходит от благочестивого сердца, — хвалу, которую мы обязаны возносить Ему, как нашему высочайшему благодетелю, за каждый благой дар, за каждый успех труда, за каждую радость и счастье, которыми украшается наша жизнь?
в) Нет, да не будет между нами ни одного, подобного тем бесчувственным и неблагодарным людям, которые легкомысленно и равнодушно принимают и пользуются каждым Божьим даром, не думая о Боге. Будем при наслаждении вещественными дарами помнить с живейшей благодарностью, смирением и радостью нашего добрейшего Благодетеля, сознавать перед Ним наше недостоинство и молиться Ему. Тогда мы почувствуем себя истинно осчастливленными Его дарами, уверенными в нашем благе и счастьи при Его премудрости и всемогуществе, и никогда не будем бояться терпеть нужду и лишения. Даже в трудные времена, когда другие предаются робости и отчаянию, благочестивый христианин крепко уповает на Божьи благодеяния, и его упование не посрамляется.
2. Как средством к достижению нашего истинного благосостояния.
а) Мы пользуемся вещественными Божьими дарами по-христиански, если стараемся посредством их содействовать нашему истинному материальному и духовному благосостоянию. Ибо чего иного может хотеть Бог, вседобрейший Отец человеков, если Он ущедряет нас пищей и питьем, дарует здоровье и имущество — как не того, чтобы радовать нас, содействовать нашему счастью и благосостоянию?
Но как сильно противоречат этому Божьему намерению люди невоздержанные, которые пресыщаются удовольствиями и из-за этого сокращают для себя на будущее время радости жизни, полагают основание многим телесным недугам и страданиям — пьяницы, которые разрушают свое здоровье, теряют честь и состояние и делают себя на веки несчастными; чревоугодники и расточительныее, которые из одного омута страстей бросаются в другой, и оканчивают погибелью; завистливые и любостяжательные, которые никогда не бывают довольны, и к своему несчастью обладают тем, что имеют, потому что их пожелания ненасытимы!
Все подобные люди не пользуются, как следует, материальными Божьими дарами.
б) Истинное употребление земных благ обнаруживается в умеренности и довольстве. “Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем” (см. 1 Тим. 6:6–8).
Такой образ мыслей есть действительно великое приобретение для нашего земного счастья и благополучия. Кто руководствуется мыслью о тленности всех земных благ, умерен при их обладании, бережлив в их употреблении — тот никогда не будет терпеть лишений, а будет довольствоваться тем, что имеет, будь это малое или многое.
Кто воздержен в пище и питье, в радостях и удовольствиях, кто постоянно имеет перед глазами намерение Божье, с которым они должны быть употребляемы, и старается во всем следовать ему, кто притом поступает всегда осмотрительно, “не якоже не мудрый, но якоже премудрый” — тот не будет ли чувствовать после каждого употребления пищи и питья крепости своих сил и способности к труду? Сколько ревности и силы к добру приобретает его дух! С какой благодарностью возносится сердце его к Подателю благ и радостей! Как он счастлив при ощущении избытка сил и здоровья, при обладании уважением и любовью своих собратий, при сознании верно исполненных обязанностей! С каким удовольствием вспоминает он в старости о прожитых им радостях!
Не должно ли, следовательно, христианское употребление вещественных Божьих даров содействовать нашему земному благосостоянию?
Но оно также весьма много содействует и совершенству духа, который будет упражняться в преодолении чувственных наклонностей и пожеланий, в исполнении важнейших обязанностей, во все большем познании того, что”есть воля Божья”. При греховном же употреблении вещественных даров мы к этому совершенно не способны.
3. Как средством к оказанию помощи и пользы другим.
а) Мы пользуемся вещественными Божьими дарами с христианским чувством, если употребляем их для оказания пользы и помощи другим.
Вера Христова учит, что Бог, Отец всех людей, не лишил никого участия в Своих благодеяниях, что мы должны служить друг другу тем даром, какой кто получил, как добрые распорядители многоразличных Божьих даров, чтобы излишек одного помогал недостатку другого.
Может ли поэтому называться христианином тот, кто распоряжается дарами Божьими по своей прихоти и своекорыстию, думает только о своих удовольствиях, заботится только о своих потребностях и наслаждениях, расточает избытки свои бесполезно и на греховные затеи, не помышляя о бедных и неимущих, требующих помощи и поддержки?
б) Бог отверзает щедрую руку свою и наполняет всякое животное своим благоволением. Кто может быть достоин Его благоволения, не подражая Его примеру? “Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу” (Евр. 13:16).
Кто имеет хотя малый излишек вещественных благ, по возможности да уделит от него неимущим, да поможет нуждающимся христианам!
В благотворении заключается особенная радость, которая осчастливливает нас несравненно более и продолжительнее, чем кратковременное удовольствие чувственности, оно делает нас подобными Богу и достойными Его благодати. “Блаженны милостивые, яко те помилованы будут” (Мф. 5:7)!
О воздержании
“И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (ст.19)!
Богач, обеспечив свое состояние, думает предаться самому беспечному и беспутному образу жизни: покойся, ешь, пей, веселись! Как много есть людей, подобных этому богачу! Но христианская вера требует, напротив, воздержания и предостерегает от всякого чрезмерного употребления пищи и удовольствий.
О воздержании:
1. Свойства его.
а) Воздержание состоит в разумном употреблении пищи и питья, одежды и удовольствий, используемых для поддержания здоровья и благосостояния нашей жизни. Природа наша имеет много потребностей, об удовлетворении которых мы должны заботиться, если желаем сохранить жизнь и здоровье. Мы принимаем пищу и питье, для поддержания и укрепления телесных сил, следовательно, употребляем и должны употреблять не более, чем сколько необходимо для укрепления сил, для сохранения здоровья. С употреблением пищи и питья соединено также некоторое удовольствие — как же много разнообразных средств дал Бог людям для их отдыха и наслаждения! Но это удовольствие не должно быть главным делом.
Поэтому кто употребляет всегда средства питания для укрепления телесных сил, для сохранения здоровья, и подавляет при этом всякое излишнее желание, тот умерен и воздержен. Воздержный не злоупотребляет ничем, что предлагает Бог людям для их насыщения, и тщательно избегает всякого излишества.
Но для невоздержного чрево — его бог, и удовольствие наслаждения — главная цель. Он старается удовлетворить каждой похоти, не смотрит на последствия, а только на минутное наслаждение.
б) То же самое должно сказать и об одежде. Как природа, так и благосостояние вменяют нам в обязанность заботиться об одежде. Кто одевается так, как требует того здоровье, позволяет имущество и состояние, тот воздержен.
Чего требует здоровье в отношении к одежде, это каждому известно. Но что позволяет имущество и состояние, действительная потребность и нравственность — того многие не замечают, становятся неумеренными, расточительными и любителями роскошных одеяний. Тщеславие, гордость и высокомерие людей нигде не проявляются с такой чрезмерностью, как в изысканной заботливости о пышности и украшении одежд.
Воздержание и предотвращает всякую бесполезную, тщеславную и расточительную роскошь в одежде.
в) Также и в отношении к чувственным удовольствиям истинный христианин должен быть воздержен, т. е. наслаждаться ими только в той мере, в какой они служат к отдохновению и укреплению его тела и духа, возвышают и поощряют его деятельность, — и, таким образом, могут быть для него благотворны. Удовольствие есть тоже своего рода потребность. Оно поддерживает здоровье и содействует благодушию. Каждая сила вследствие продолжительного напряжения ослабляется, поэтому необходим отдых и покой. То и другое должно доставлять некоторое удовольствие. Дух должен ободриться, успокоиться от забот, заняться легкими, приятными занятиями, сердце должно предаться живым чувствам и впечатлениям доброго и прекрасного.
Но чувственное удовольствие только тогда доставляет эти выгоды, если наслаждаются им умеренно. Поэтому нужно только тогда наслаждаться, когда есть действительная потребность, когда позволяют дела нашего звания и возложенные на нас обязанности.
Мы должны остерегаться, чтобы никакая излишняя наклонность к удовольствиям не овладела нашим сердцем, чтобы она не обратилась в страсть, но в то же время чтобы мы могли без борьбы с самим собой отказаться от удовольствия, если требует того долг.
2. Достоинство его.
а) Оно неизбежно необходимо для сохранения здоровья и телесного благосостояния. Невоздержание губит здоровье телесное, воздержание сохраняет его и содействует ему.
Хотя и не всегда бывают очевидны следствия неумеренного образа жизни, однако, рано или поздно они непременно обнаруживаются. Телесные силы могут укрепляться только известной мерой пищи и питья. За каждый излишек природа мстит часто ужасным образом. Расстройство здоровья, обнаружение множества болезней, тягостная жизнь среди продолжительных страданий и недугов служат наказанием невоздержания.
Не видим ли мы этого на многих людях, которые не отказывали себе ни в каких прихотях, спешили от одного удовольствия к другому, пока, наконец, не узнали собственным опытом горьких последствий невоздержания?
Не происходит ли отсюда при определенных обстоятельствах бедность и нищета?
Поэтому кто хочет сохранить драгоценное благо здоровья, кто хочет наслаждаться долгой и счастливой жизнью, не чувствовать под старость мучительных упреков совести, не быть собственным убийцей, тот пусть ограничивает свои пожелания и приучается к воздержанию.
б) С помощью него мы становимся более полезными для мира и более способными к исполнению обязанностей нашего звания и служения. Потому что вследствие невоздержания, ослабляются и расстраиваются силы, и поэтому люди становятся негодными ни к какому труду и занятию, требующему напряжения.
Невоздержный ленив и не деятелен, потому что он хочет только наслаждаться, а не трудиться, работа для него неприятна и тяжела. Но разум никогда не отличается сметливостью и обдуманностью.
Кто невоздержен в наслаждении удовольствиями, тот не имеет никакой охоты к серьезным занятиям, пренебрегает ими ради удовольствий.
Какую пользу принесет миру человек невоздержный? Каких плодов его деятельности могут ожидать от него люди? Он — излишнее бремя для мира, — творение, которое живет только для самого себя, не думая ни о ком (1 Пет.4:10
[1075]).
Но воздержный ревностен в своих трудах, деятелен в своем служении. Он наслаждается счастливым здоровьем, которое дает ему возможность с охотой и любовью исправлять свои дела, служить своим собратиям.
Воздержание предохраняет от расточительности. Поэтому воздержный в состоянии заботиться о благе своих и способствовать к смягчению нужд чужих.
в) Оно есть вспомогательное средство к истинной добродетели.
Апостол Петр увещевает: “покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие” (2 Пет. 1:5–6).
Невоздержание в употреблении пищи доводит до расточительности, обмана и воровства, обжорства, пьянства и разврата.
Невоздержный не владеет своими похотями. Он может обладать некоторыми добрыми качествами. Но быть добродетельным может только человек воздержный. Он упражняется в обуздании своих пожеланий, любит порядок и деятельность, неутомим в исполнении своих обязанностей и не опускает из виду своего назначения. A это — путь к истинной добродетели и христианскому совершенству.
Мудрый христианин не прилагает своего сердца к богатству
“У одного богатого человека был хороший урожай в поле” и т. д. (ст.16).
Как слепа, безрассудна привязанность к земным сокровищам!
Не богатство, но страсть к богатству есть корень всякого зла (1 Тим. 6:10
[1076]). Богатство само по себе — великое благо, если правильно им пользуются (Сир. 13:30
[1077]). Преимущества богатого (Прит. 13:8;
[1078] Сир. 10:33
[1079]). Богатство есть Божье благословение (Прит. 10:22
[1080]). Различают употребление и злоупотребление богатства (1 Кор. 7:31;
[1081] — Псал. 61:11
[1082]).
1.
Ни тогда, когда он ищет его. Ему дозволяется искать богатства, но христианская мудрость требует при этом:
а)
Чтобы оно не было постоянным стремлением его мыслей и забот (Прит. 28:20;
[1083] Псал. 48:12;
[1084] 126:2
[1085]). Работа в воскресные и праздничные дни.
б)
Чтобы оно приобреталось надлежащим образом (1 Тим. 6:9;
[1086] Прит. 21:6;
[1087] Сир. 11:11;
[1088] 34:4
[1089]). Питаться честными трудами (Псал. 36:3
[1090]).
в)
Чтобы быть довольным, если искомое богатство не достигается. Христианин, конечно, имеет власть делать то, что хочет (Мф. 20:15
[1091]), знает, что каждому полезно (Прит. 30:8;
[1092] 1 Тим. 6:6
[1093]).
2.
Ни тогда, когда он обладает им.
а)
Он смотрит на богатство, как на суетное и тленное благо. Конечно, оно — дар Божий (Сир. 11:14
[1094]), однако, дар обманчивый (1 Иоан. 2:17;
[1095] 1 Тим. 6:17;
[1096] Мф. 6:19
[1097]).
б)
Он охотно оставляет его опять, если это угодно Богу (Мф. 19:22
[1098]). Петр оставил все (Иов. 1:21
[1099]). Павел мог все (Фил. 4:11–12
[1100]).
в) На небе его величайшее сокровище, там также и его сердце (Мф. 6:21
[1101]). На земле он странник. Что поможет богатство золота без богатства в Боге (ст.21
[1102])? Поэтому христианин устремляет горе свои мысли и желания (1 Тим. 6:19;
[1103] Мф. 6:33
[1104]).
Заключение. Сребролюбец (Еккл. 4:8
[1105])! Расточительный (Прит. 23:21
[1106])!
Я не имею никакой привязанности к богатству, потому что вовсе его не имею, говорит иной бедняк. Он не знает своего сердца (Сир. 25:4
[1107]). Не привязывается ли сердце ребенка к своей игрушке?
Легче смерть, если сердце не пристрастилось к суетным сокровищам (Сир. 41:1–2
[1108]).
Как богатство оставляет тех, кто на него уповает
“Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?”(ст. 20).
1. Оно похищает у сердца любовь и, следовательно, у жизни истинную радость.
а) Страсть к приобретению делает сердце самолюбивым и бесчувственным, закрывая его для любви к ближним (ст.6-19).
б) Это самолюбие наполняет сердце сребролюбца никогда не прекращающимися заботами больших приобретений (ст.18
[1109]), — никогда не стихающими беспокойствами о сохранении и сбережении сокровищ, (ст.17–18
[1110]).
2.
Оно делает сердце бедным в вере и отнимает у него надежду вечной жизни.
а) Чем больше пристрастие сердца к приобретениям земных сокровищ, тем оно крепче привязывается к земной жизни.
б)
Мысль о вечности, которой не может подавить сребролюбец, приводит душу его в трепет, потому что он чувствует: “я должен некогда умереть и не могу, однако, отказаться от сокровищ. Я должен оставить земные блага и не смею, вместе с тем, надеяться на вознаграждение в вечной жизни” (ст.20
[1111])!
Страсть к богатству есть страсть всеобщая, ненасытимая и трудно исправимая
1.
Страсть всеобщая. Переберите все сословия, не исключая ни одного, вы везде почти найдете привязанность к богатству.
2. Страсть ненасытимая. Другие страсти слабеют с годами, а эта, напротив, усиливается.
Другие страсти имеют определенный круг деятельности, не много таких страстей, которые простираются на все виды зла: но эта страсть — корень всех зол.
3. Страсть самая неисправимая, потому что она ослепляет и ожесточает того, над кем господствует.
Предостережение людей, внушение совести, увещания слова Божьего более раздражают, чем исправляют корыстолюбца. Пример — Иуда. “Иуда всякий день находился при Том, Кто не имел, где главы подклонить; всякий день слышал он, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд, и однако не предохранил себя от любостяжательности. Как же вы без особенного усилия можете быть исключением от этой страсти?”
[1112]
Богатство души, богатеющей в Бога
“Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (ст.21).
1. В чем оно состоит?
2. Как оно достигается!
Руки нуждающихся — многовместительные и неветшающие житницы для наших богатств
“И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?”(ст. 17).
1. Многовместительные.
2. Неветшающие.