I. Евангельское чтение. Зачало (71): от Луки 13:10–17
10 В одной из синагог учил Он в субботу
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Практический очерк содержания рядового чтения
В Евангельском чтении этой недели, передающем историю чудесного исцеления недужной женщины в субботу, разъясняется вопрос
об истинном праздновании дней воскресных и праздничных.
1. Оно изображается и состоит в том:
а) чтобы мы в эти дни участвовали при общественном Богослужении (ст.10);
б) чтобы по своим средствам и возможности делали добро (ст.11–13);
в) чтобы прославляли Бога за Его благодеяния (ст.13: и стала славить Бога).
2. Оно оправдывается против немилосердых суждений:
а)
фарисейское благочестие часто порицает дела благотворения в дни воскресные (ст.146
[1144]);
б)
но такие дела угодны Богу (ст.15
[1145]) и не противны Его заповеди;
в)
они также спасительны для людей (ст.16
[1146]);
г)
поэтому будем сердечно прославлять Бога в эти дни и благотворить по примеру Иисуса Христа (ст.17
[1147]).
Частные истины, внушаемые дневным Евангелием, могут быть выражены так:
Ст. 10: О непременном долге христиан присутствовать в праздничные дни при общественном Богослужении. День Господень да будет свят! О высоком значении воскресных дней для нашей души и тела, или для чего Бог дал нам воскресенье? О благодетельном влиянии общественного Богослужения на общественную жизнь. О ложных извинениях людей, редко посещающих святой храм.
Ст. 11: Для чего Бог посылает болезни? О пользе продолжительных телесных недугов для здоровья души.
Ст. 13: О благодарении Бога, благодеющего нам.
Ст. 14: О грехе под видом добра. Почему самые лучшие из людей встречают часто многих врагов?
Ст. 15. 16: Оказывать добро ближнему позволительно во всякое время. Как христианин должен защищаться против несправедливых обвинений?
О надлежащем освящении воскресных дней
“В одной из синагог учил Он в субботу” (ст.10).
Бог строго заповедал через Моисея святить день субботный. Христос своим примером подтвердил эту заповедь для всех времен и народов, Он посещал Богослужение, учил в субботу и совершал преимущественно в этот день дела милосердия.
Но так ли исполняем заповедь Божию мы? Сколько пороков и преступлений совершается нами по преимуществу в дни воскресные и праздничные?
“Благочестие считается поводом к разврату.”
[1148]
Мы можем и должны позаботиться о надлежащем освящении воскресных дней.
1. Чем освящается день воскресный?
День воскресный освящается и должен освящаться:
а)
Покоем. Все занятия невозможно оставить, но нашим правилам должно быть: “что можно сделать в понедельник, того не следует делать в воскресенье.”
[1149] Труд для приобретения, без крайней нужды, не будет иметь никакого успеха и благословения (Лев. 26:14–16
[1150] и др.). Этот день принадлежит не телу, а Богу и душе: не следует похищать его у Бога и у души!
б)
Участием в общественном Богослужении. Все мы имеем нужду в поучении Евангелия, в бескровной жертве Сына Божьего, в общественных молитвословиях. Кто ты, который думаешь, что можно обойтись без всего этого? “
И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия” (Езек. 46:3)! “
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай” (Евр. 10:25
[1151]).
“Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь.”
[1152]
“Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один — и ты тратишь его на мирския занятия!”
[1153]
“Агнец Божий заклан для вас. Кровь Господня предлагается на жертвеннике; Серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога!”
[1154]
в)
Позволительными и невинными радостями. Какие это радости для различных классов людей, и почему ими не унижается и не оскверняется день воскресный?
г)
Домашним назиданием и благоговейными размышлениями. Употребление душеспасительных книг в доме! Воскресный вечер в христианском семействе! “Бог установил субботу для того, чтобы человек посвящал ее на служение Богу, на духовные размышления.”
[1155]
2.
Какую пользу доставляет надлежащее освящение воскресных дней?
а) Мир. Внутренний мир исчез из столь многих сердец, домов и обществ потому, что оставили Бога. A так как Его оставили, то не освящают более Его дней, не посещают более общественного Богослужения, и потому безмирие все более и более увеличивается. Через истинное празднование воскресных дней приблизились бы к Богу, и снова возвратили бы душевный мир.
б) Утешение и ободрение в скорбях. Как утешает и ободряет молитва, принятие Святых Таин, благоговейное участие при совершении бескровной Жертвы и слышание Слова Божьего? В церкви забывают страдания и приобретают мужество к их пренесению.
в) Нравственное укрепление. Дело искупления Христа Спасителя — своими обетованиями и угрозами, требованиями и благодатными средствами — укрепляет слабую волю человеческую, а освящение воскресных дней напоминает нам преимущественно о великом деле искупления.
г)
Божье Благословение. Работа по воскресеньям может доставить мгновенную выгоду, но никакого продолжительного успеха и благословения. Те семейства благоденствуют, где строго соблюдается день. Самые богатейшие страны — те, в которых самым строгим образом освящается
воскресный день. “Празднованием воскресных дней мы собираем себе сокровища таких благ, действие которых продолжительно и постоянно.”
[1156]
Что такое христианская суббота или воскресенье?
“В одной из синагог учил Он в субботу” (ст.10).
1. День молитвы.
а) Что христианин, главным образом, должен делать в воскресенье?
В день Господень христианин должен внутренне сосредоточится, размышлять о важности времени и вечности, служить Богу и почитать Его, запечатлевать в себе истины спасения, деятельно уподобляться Искупителю в делах благочестия, освящать себя Его Святым Духом. “Праздновать дни праздничные — значит ни что другое, как собирать себе сокровище таких вещей, которые остаются постоянными и неизмененными.”
[1157]
Почему? Шесть дней трудятся, в основном, для тела, — в основном, потому что и в эти дни не следует совсем забывать душу. Следовательно, от нас не слишком много требуется, если мы один день в неделю будем употреблять, главным образом, для души и ее вечного спасения. Душа более тела, поэтому забота о душе должна быть главной, а забота о теле — только второстепенной.
В молитве “Отче наш” указано шесть прошений для души, и только одно для тела, поэтому посвящать всецело для души только один день из семи дней недели — не составляет чрезмерного требования.
Истинный христианин чувствует потребность сначала приготовиться к общественному Богослужению, потом молиться в соединении с другими, слушать читаемое и проповедуемое Слово Божье, и за тем начатое довершать дома чтением и размышлением.
б) Что представляет из себя тот, кто вовсе ничего этого не делает? Кто посещает едва только половину Богослужения — тот полухристианин, тому слово Божье противно, или он не может и не смеет слышать его.
А кто вовсе не посещает общественного Богослужения, тот язычник и мытарь.
Работающий ради прибыли во время Богослужения есть раб любостяжания.
2. День покоя.
По воскресеньям следует трудиться для души, то есть молиться, читать, посещать Богослужение, благотворить, прославляя своими действиями Божью доброту и т. д. Какую же выгоду доставляет этот покой?
а) Ту, что когда после шести дней труда настает день покоя, происходит благодетельная перемена, удаляется однообразие и скука, и дается отдохновение человеческой жизни.
б) Слуги и домочадцы также радуются своей жизни.
в) Деловые люди, которые иначе могли бы сильно уставать и, быть может, готовить себе раннюю могилу, вновь подкрепляют силы.
г) Душа может почить от забот и обогащаться познаниями, наблюдениями и проч.
3. День радости.
Человеку можно и нужно радоваться. Бог создал радости и дал восприимчивость их и потребность в них. Воскресенье есть день радости.
а) Все празднества и все поступки, которыми мы служим Богу, доставляют радость. Чистое белье, лучший стол дают отраду жизни. Наслаждаются дружеской беседой. Разговоры, рассказы, песни и проч.! Изображение таких радостей!
б) Напротив, бесчинным препровождением воскресных дней не только не служат Богу и нарушают покой, но и превращают радости в позор, печаль и болезни. Изображение человека, пробудившегося после проведенного в грубых удовольствиях воскресного дня!
Праздничные и воскресные дни существуют для того, чтобы мы исцелялись в них
“Господь сказал ему в ответ: … не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” (ст.15–16)?
Фарисеи, держась буквы закона, полагали, что в субботу не следует исцелять больных (ст.14
[1158]). Но Иисус Христос примером вола и осла опроверг такое безумное толкование закона (ст.15
[1159]) и показал, что дни воскресные и праздничные преимущественно существуют для того, чтобы мы исцелялись в них от всяких тягостных уз (ст.16
[1160]).
От чего?
1. От чрезмерного и беспокойного стремления к земному.
Человек так охотно предается земному! Нужды телесные требуют, конечно, великих и напряженных трудов, но человек, положившийся только на себя, легко пришел бы к мысли, что ему следует более и более работать, более и более домогаться земных благ. Если бы людям не было дано запрещения удерживаться в известные дни от работ, то тысячи людей никогда не приходили бы в себя от напряженных трудов, рано и скоро истратили бы свои силы. Поэтому Бог постановил заповедь: “шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих” (Исх. 20: 9-10).
Как это необходимо, мы убеждаемся из следующих размышлений.
Заповедь о покое спасает наше здоровье и жизнь и исцеляет нас от гибельного стремления к земному.
а) Современные нам иудеи — народ весьма предприимчивый и суетливый. Большей части из них суббота не нравится, потому что препятствует их стремлениям к земным выгодам и приобретениям. Но, благодаря этому заповеданному, невольному покою в день субботний, они приходят в себя и достигают весьма часто глубокой старости.
б) В девяностых годах восемнадцатого столетия французская нация отвергла христианство и с ним христианское воскресение, как выражение Христианской Веры. Вместо седьмого дня покоя постановила праздновать десятый день. Но силы людей и рабочего скота не выдержали продолжительной, девятидневной работы, и потому скоро опять должны были возвратиться к седьмому дню, как дню покоя.
в) Нынешние американцы, несмотря на большую религиозность, стремятся к обогащению более, чем где-либо в мире. И, однако, воскресный день там строго соблюдается, и прекращаются все работы. Почему? Правительство настаивает на этом, потому что иначе народ и государство пришли бы в упадок.
Божественный закон приспособлен к силам человеческим, нарушение его наказывается неизбежно и страшно.
г) Крайние нужды могут быть исключениями и не оказывать вреда.
Люди, выполняющие необходимые работы по воскресеньям, работают с меньшим напряжением, чем в дни будничные. Земледельцы, ремесленники, рабочий скот и проч. должны отдыхать.
Будем исцеляться в эти дни от утомительного стремления к земному!
2. От мучительного унижения и забот.
Шесть дней в неделе проходят для большей части людей в жизни, исполненной бремени, изнуряющих забот и трудов. Многие, занятые работами с раннего утра и до позднего вечера, никогда не приходят в себя и к сознанию своего достоинства. Если бы не было воскресных дней, то сердце большей части людей ничем не отличалось бы от пыли, камня, дерева, сохи, металла, с которыми они работают. Но вот наступает день воскресный, — и прах, камень, дерево, металл тотчас спадают с сердца. Сердце опять становится человеческим, свободным от унижения, бремени и заботы, и чувствует свое достоинство.
а) Принадлежат семье. В воскресные дни рабочие люди принадлежат себе самим, родители — детям, дети — родителям. Становятся свободными членами семейства. Дольше сидят за трапезой и ведут дружеские разговоры между собой. Вечером все вместе собираются для бесед и проч.
б) Идут в общество. Подруги видятся с подругами, друзья посещают друзей. Достоинство дружбы для сердца! Взаимный обмен мыслей и чувств! Особенно мужья собираются вместе и чувствуют себя членами общества, государства, гражданства. Общественные радости дают бодрость к трудам следующей недели.
в) Любуются прекрасной природой. Совершая путешествие в церковь, проходят свои и чужие нивы, идут в соседние населенные пункты и лучше видят Божье творение. В будние дни чувствуют себя рабами природы, а по воскресеньям — ее владыками.
г) Посещают дом Божий. Тут забывают свои домашние заботы и печали. Чувствуют себя принадлежащими к небу, сознают свое высшее достоинство, как чад Божиих, как искупленных Христовой кровью, как Святого Духа, как членов возвышенного церковного общества, как сонаследников вечного царства. Здесь — бессмертие, там — тление!
д) Человек и христианин! Сними с себя грязную, будничную одежду по воскресным и праздничным дням, и ты почувствуешь себя возвышеннее. Соблюдай надлежащим образом праздники, облекись в другую, духовную одежду, и ты будешь радоваться своему христианскому достоинству. Язычники и христиане, подобные язычникам, не знающие никакого воскресенья, не имеют ни малейшего понятия о высшем достоинстве.
3. От заблуждений и греха.
Много грехов и заблуждений в мире, но без воскресных дней их было бы во сто крат больше. Праздничные и воскресные дни исцеляют от заблуждений и греха всех тех, которые истинно празднуют их.
а) В эти бывает проповедь. Истины христианской веры победоносно противопоставляются ложным понятиям мира и отвращают от греха. Доброе семя нередко падает на добрую почву. Где усердно посещается проповедь, там непременно улучшается нравственность. Что бы мир был без проповеди?
б) Тут бывает христианское обучение. Все, прежде выученное, в этот укрепляется, уясняется и расширяется. Что было бы из нашей юности без воскресных школ и христианского обучения?
Родители, не возбраняйте вашим детям посещать воскресных уроков!
в) Тут бывает домашнее обучение и чтение. Где в семействах читают добрые книги, говорят о проповеди и законе Божием: туда не проникает дух развращенного мира, там исчезает недовольство, вражда, неповиновение, вообще грех.
г) Тут бывает молитва. Кто истинно молится, тот получает озарение, укрепление, одобрение к добру, потому что общается с Богом, а с кем общаются, от тех всегда принимают и настроение.
д) В эти дни происходит приношение бескровной Жертвы. Размышляют о страданиях и смерти Богочеловека, а кто может после этого служить еще высокомерию, сластолюбию, любостяжанию, зависти и гневу, когда Сын Божий пролил кровь Свою за грехи?! Стремятся жить по примеру Иисуса Христа, следовательно, примиряются с Богом. A если еще исповедуются и причащаются?
Какие работы позволительны и какие непозволительны в воскресные и праздничные дни?
“Шесть дней, в которые должно делать… а не в день субботний” (ст.14).
Ответ на этот вопрос зависит от различных целей освящения дней воскресных. Какие же это различные цели?
1. В дни воскресные и праздничные должны служить Богу, присутствовать при общественном Богослужении, молиться.
а) Следовательно, не следует предпринимать таких работ, которые удерживают нас от общественного Богослужения, нарушают это Богослужение. Соха, жернов, извоз, орудия ремесленника должны оставаться без действия во время общественного Богослужения, улицы и ярмарки должны быть пусты, гостиницы заперты. Где же пристанет странствующий путник?
б) Но нужда не знает никакого закона. Больному следует приготовить пищу и лекарства, при наводнениях и пожарах, при враждебных нападениях нужно защищаться и т. д.
И вообще: где требует настоятельная нужда, там вполне допустимы работы и во время общественного Богослужения.
2. В дни воскресные и праздничные мы должны возвышаться от земного к небесному, — не работать для земной прибыли и награды, но заботиться о небесном.
а) Следовательно, земледелец, ремесленник, поденщик и проч. должны совершенно оставить свою работу. Приобретение в воскресные дни не будет иметь прочного успеха. Если Бог в Ветхом Завете обещал жизненные средства на три года тем, которые соблюдали год субботный, то тем более Он даст необходимое пропитание христианам, удерживающимся от работ в воскресные и праздничные дни.
б) Но где дело не терпит отлагательства, там могут трудиться для приобретения куска хлеба. Врач? Владелец гостиницы? Наемный возница и кормчий? Поселянин, если его поле может прийти в запустение?
Если заработок куска хлеба зависит от праздников, если дело не может быть отложено, если при этом нет любостяжания, если Богослужение и святой покой дня воскресного не нарушаются, то определенные категории людей могут предпринимать известные работы ради куска хлеба.
3. В дни воскресные и праздничные следует почивать от дел.
а) Пусть отдыхают работающие! Почему нужно отдыхать? Какую пользу доставляет покой воскресного дня?
б) Но предаваться совершенному бездействию невозможно. Что позволительно? Необходимые домашние работы должны быть сделаны, пища — приготовлена, домашние животные — напоены и накормлены. Записи торговых и деловых людей закончены и проч.
Таким образом, в воскресные и праздничные дни могут быть исполняемы дела тихие, занимающие дух, и урочные домашние работы.
Болезни попускаются от Бога
“Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться” (ст.11).
Женщина страдает недугом восемнадцать лет! Болезни и больных людей мы встречаем везде. Болезни сопровождаются страданиями, увечьями и страшными бедствиями. Главное утешение для больных и их родственников должно заключаться в том, что — болезни попускаются от Бога.
Они обнаруживаются:
1. Как действия Божьего всемогущества.
Божье Всемогущество дает крепость и силу, здоровье и жизнь. Но это же всемогущество потрясает человеческие силы, сокрушает крепость и здоровье. Болезни становятся тут действиями всемогущества Божьего. Особенно познаем мы всемогущество Божье:
а) Если юные и сильные люди повергаются на одр болезни. Как часто молодые люди, одаренные несокрушимой силой, хвалятся своим здоровьем?! И вот одно дуновение ветра, капля испорченной крови, стакан холодной воды повергает их одр болезни. Тут очевидно действует перст Божий!
б) Если могущественные и богатые люди подвергаются болезням. Бедняк, который всю жизнь свою борется с горькой нуждой и проч., остается часто здоров и достигает глубокой старости. A богач, который дал бы огромную сумму, чтобы купить здоровье, который так охотно желал бы наслаждаться своим избытком, страдает недугами и болезнями. Не явно ли здесь действие Божьего всемогущества?
в)
Если все врачебное искусство оказывается напрасным. Говорится: “почитай врача, ибо Господь созда его” (Сир. 38:1
[1161]). Но, однако, врачебная помощь часто не удается. Нередко болезнь смеется над всем врачебным искусством и над всеми врачебными средствами. Почему? Бог всемогущ! (Сир. 38:2
[1162]).
Поскольку в болезнях так ясно проявляется Божье всемогущество, то мы должны переносить их
с терпением. Без Его могущественной воли мы не были бы довольны и не могли бы быть здоровы. При недугах тела должен укрепляться дух в терпении. “Да будет воля Божия”. “Мы ничего не можем изменить!”
2. Как действия Божьего милосердия.
Болезни служат в руке Божьей могущественнейшим средством к исправлению людей, к обращению их на путь истины и добродетели. Временное счастье приводит часто к погибели души, болезни, напротив, ведут нередко к ее спасению. Тут, видимо, проявляется милосердие Божье. Поищем доказательств!
а) Иудеи в пустыне были недовольны и неблагодарны. Бог посылает им ядовитых змей и с ними болезни. Сокрушенные и усмиренные этим, они поклоняются истинному Богу.
Царь Езекия заболел. Получив опять здоровье от руки Господней, он укреплялся в уповании на Бога.
Болезнь сына капернаумского царедворца привела весь дом к вере в Спасителя (Иоан. 4:53
[1163]).
Женщина в нынешнем евангелии прославила Бога (ст.13
[1164]). Это —
библейские примеры.
б)
То же самое представляет и ежедневный опыт. Как вследствие болезни сильно изменяется иной некогда высокомерный муж или иная злая жена, иной некогда распутный сын, иная прежде тщеславная дочь?
Болезнь дает первый повод к покаянию и исправлению.
в) Также наш собственный опыт. Какие обещания давали все мы во время болезней? Многие, конечно, не сдержали потом своих обетов, но, однако, многие другие остаются верными им, исполняют их и ведут иную жизнь.
Так как в болезнях легко усматривается милосердие Божье, то будем действительно исправляться при посредстве их и благодарить за них. Всякое благодеяние требует благодарности!
3. Как действие Божьего правосудия.
Грех служит причиной большей большинства болезней. Болезнями Бог очень часто наказывает грех. Отсюда мы познаем наказующее правосудие Божье.
а) Так учит
Священное Писание: “аще не послушаете творити вся словеса закона, удивит Господь язвы твоя, и язвы семени твоего, и болезни злые” и т. д. (Втор. 28:58–60
[1165]).
б) Примеры подтверждают это. Почему Гиезий был поражен проказой, Антиох — отвратительной болезнью, Ирод наказан?
в) Опыт свидетельствует об этом. Невоздержание и скупость, тщеславие и изнеженность, ленность и непомерный труд, гнев и зависть, распутство и недовольство, огорчения и заботы сопровождаются толпой болезней. И если такой грешник не терпит болезней, то Бог только бережет его для другого наказания!
По указанным причинам христианин подвергается болезням с целью достижения раскаяния.
Состояние духовного нечувствия или безболезненности
“Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи” (ст.11).
Что значит выражение: имевшая духа немощи? Почему не сказано: “страждущая духом немощи, а имевшая духа немощи?” По изъяснению святых отцов, женщина эта служит образом грешной души, угнетаемой грехами, но не чувствующей угнетения, поэтому и выражение: “имевшая духа немощи,” сказанное о женщине, прилагается к грешнику, и изображает некоторое особенное его состояние, — состояние духовного нечувствия или безболезненности.
1. В чем оно состоит.
а) Духовное нечувствие есть окаменение сердца, утратившего всякое сознание своей греховности. Как камень не ощущает никакой боли, когда его бьют, так окаменелый грешник, недугуя душой, не чувствует этого, — имея злое сердце, не беспокоится об этом. При всей греховности не мучается совестью, как будто бы это так и должно быть.
В таком состоянии человек похож на чрезмерно упившегося вином, который говорит о себе: “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал” (Прит. 23:35).
б)
Для пробуждения грешника от душевного нечувствия милосердый Господь употребляет различные средства: посылает на него несчастья и болезни, вразумляет его поразительными примерами других людей, действует на него посредством живого слова: “слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу” (Иер. 23:29). Но сердце окаменелого грешника стоит “
жестко, как нижний жернов” перед любыми ударами Провидения (Иов. 41:15; Иер. 5:3
[1166]). Это — “
женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи,” но не страждущая недугом!
2.
От чего оно происходит?
От долговременной привычки ко греху.
а) “Нет тиранства, которое было бы так не выносимо, как привычка; недаром называют ее второю природою.”
[1167]
Если всякий грех омрачает духовное зрение, то привычка ко греху производит, можно сказать, в нашем глазе темную воду, против которой нет лекарства. “Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными и ничтожными.”
[1168]
Стыд, который бывает естественным следствием дурных поступков, через привычку ослабляется и уничтожается, — и тогда “
для глупого преступное деяние как бы забава” (Прит. 10:23; 18:3
[1169]).
б) “Когда часто обмакивают холст в краску, он принимает более и более твердости или тотчас делается неизгладимым. Точно так и привычки, долго сохраняемые, становятся почти неисправимыми.”
[1170]
“Хронические болезни излечиваются только при великом старании, постоянстве и усилии; то же самое нужно сказать и о греховных привычках.”
[1171] — (Псал. 94:7–8
[1172]).
О грехе под видом добра
“При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний ” и проч. (ст.14).
Под видом ревности к закону здесь скрывается внутренняя злоба к Спасителю, под личиной благочестия — лицемерие.
Наружность часто обманчива. Как много есть христиан, которые носят только одну видимость благочестия (2 Тим. 3:5
[1173]), один вид добродетели (Кол. 2:23
[1174]), прикрывая благовидными внешними поступками внутреннюю злобу сердца (1 Пет. 2:16;
[1175] 1 Тим. 4:2
[1176])! Не думают ли они обмануть Бога (Иов. 12:6)?
[1177]
1.
Грехом под видом добра могут иногда обмануться люди, но не Бог.
Фарисеи (Мф. 23:25
[1178]). Подобными благовидными поступками могут ослепляться люди, толпа народа, даже мудрейшие из людей (Мф. 27:24
[1179]).
Но для Бога они — мерзость. Бог испытует сердца и утробы (1 Цар. 16:7;
[1180] Иер. 2:22,
[1181] 13
[1182]). Слепой ревности Бог отвращается (Рим. 10:2;
[1183] Иоан. 16:2
[1184]). Делать зло, чтобы достигнуть добра — недостойно христианина (Рим. 3:8
[1185]). Что же от этого происходит? То, что такой человек большей частью обманывает самого себя. Рано или поздно мир познает, что такое наружное мерцание благочестия есть только мерцание святящегося гнилого дерева. Совесть осуждает такие поступки (Иер. 17:9
[1186]), ад — награда за них (Мф. 5:20
[1187]).
2.
Гораздо лучше добро под видом зла.
Христос разделял пищу и с фарисеями, и с грешниками: “
какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор. 6:14–15
[1188])? Он исцелял в субботу — что тут противного четвертой заповеди?
Такие поступки люди часто не хвалят. Многие не знают, что на самом деле истинно, праведно и благочестно (2 Пет. 2:12
[1189]).
Довольно уже того, что такие поступки угодны Богу, хотя и непоняты людьми. Он взирает на сердце (Иер. 5:3
[1190]). Женщина в доме Симона прокаженного (Мар. 14:6;
[1191] Апок. 2:9
[1192]).
За такие дела и добрая награда (Псал. 93:15
[1193]), хотя не всегда от мира, но всегда от Бога (1 Цар. 26:23
[1194]).
Заключение. Берегитесь лицемерия (Мф. 7:15;
[1195] 1 Фес. 5:22
[1196]). Истинный свет не имеет ложного блеска.
Дни воскресные и праздничные должны быть по преимуществу днями благотворения
“Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” (Ст. 16).
Потому что они:
1. Проповедуют о Божьей любви и милосердии к нам и
2. Увещевают нас к делам любви и милосердия по отношению к ближним.
Для чего Бог дал нам Воскресный день?
“В одной из синагог учил Он в субботу” (ст.10).
1. Для успокоения нашего тела.
2. Для назидания нашей души.