II. Апостольское чтение. Зачало (233): к Ефесянам 6:10–17
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Практический очерк содержания рядового чтения
Главная истина, проповедуемая апостолом в дневном чтении, заключается в том, что
жизнь христиан есть непрестанная борьба.
1. Враги, против которых они сражаются (ст.10–12).
Христиане в этом мире, как овцы среди волков, со всех сторон угрожают им опасности, гонения, преследования, посему: “братия мои, — взывает апостол, — укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его” (ст.10). Бог ваш крепок и силен помочь вам в преодолении врагов, только вы сами старайтесь укрепляться могуществом Его силы, а для этого “облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских” (ст.11).
а) Враг, с которым христиане ведут борьбу, есть диавол, — враг хитрый и коварный, который расставляет свои сети, тонко придуманные, глубоко сокрытые и поэтому с трудом избегаемые. Эти козни диавольские направлены к тому, чтобы отторгнуть от Бога, поколебать в нас повиновение Его заповедям и, таким образом, незвергнуть нас в погибель. Если бы даже нападения диавола и не сопровождались каким-либо существенным вредом для наших душ, то уже одна мысль, что это — козни князя тьмы, должны возбуждать в нас крайнее отвращение и презрение к таким козням, чтобы они не произвели на нас ни малейшего влияния.
Но в том-то особенно и обнаруживается коварство искусителя, что он обладает тысячами средств нападать на нас скрытно, не показывая, однако, что эти нападения исходят от него. То легкомысленные или зловредные издевательства неверующих, то исследования ученых, носящие видимость научности, то неразрешимые для вида сомнения и недоумения суетных мыслителей, то предвзятые понятия приверженцев мирских благ, с которыми они стараются нападать на слово Божие, поколебать его в основании и лишить его всякого доверия и значения, — все это орудия диавольских козней. Посредством безумных, но, однако, столь умно высказываемых речей мирских мудрецов, посредством тайного и явного глумления над небесными истинами, — посредством всего этого диавол делает свои коварные нападения. Злой враг всячески старается возбудить сомнение, пренебрежение и даже презрение к слову Божьему: если удается ему достигнуть этой цели, тогда победа им одержана, тогда он влечет предавшиеся ему сердца из одной бездны в другую, все глубже и глубже. Весьма часто также коварство искусителя улавливает души посредством грубых похотей и тонких чувственных вожделений. Страсть к плотским удовольствиям, обманчивая жажда мудрости, надменная самоуверенность в своих совершенствах, суетное стремление к изобретению более высшей мудрости, чем та, которая заключается в Божественном Откровении (2 Кор. 11:14
[1197]), — вот чем строит диавол свои
козни!
б)
Враги, против которых христиане сражаются, не только коварны, но и чрезвычайно
могущественны, а чем они сильнее, тем труднее становится борьба, и тем необходимее, следовательно, прибегать ко всеоружию Божьему. “
Наша брань не против крови и плоти” (ст.12): мы ведем борьбу не с обыкновенными людьми (Мф. 16:17
[1198]), не против человеческих сил, не против человеческой злобы и коварства, такая борьба была бы легка и под силу, потому что тогда равные сражались бы с равными; — нет, наша брань гораздо труднее, она ведется против высших сил, ибо мы должны сражаться против “
начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы (πρоς τо πνευματικά της πоνηρίας)
поднебесной” (Ст. 12).
Злые духи, полчища сатаны, враги всякого добра, завистники царства Божьего, противники каждой христианской души, называются
начальствами, властями и миродержителями, поскольку мир, все множество людей лукавых и противящихся истине, находится под их влиянием (Ефес. 2:2
[1199]); поскольку эти
сыны противления предоставляют себя в их распоряжение, как орудия для низложения царства Божьего и всякого добра на земле, и поскольку вся их жизнь есть ложь и соблазн для совращения других.
Они миродержители тьмы века сего: будучи сами тьмой, злом, пакостью, они распространяют свою деятельность и свое влияние на такие же, как и они, темные, безбожные души, которые любят зло и коснеют в греховной тьме. И эти враги, духи злобы —
поднебесные, они живут
под небом; не люди, не обитатели земли, как мы, они оказывают свое могущественное влияние сверху (по другому чтению: в
поднебесных εν τоις επερανίоιξ), тогда выходит тот смысл, что мы сражаемся против духов злобы “за небесное” или за небесные блага, за свое небесное блаженство см. (Святой Иоанн Златоуст, и Феоф. in h. 1.).
Таким образом, борьба наша — духовная, против духовных существ, за духовные интересы, поэтому она не иначе должна быть ведена, как духовными средствами.
2. Орудия, которыми они сражаются (ст.13–17).
Орудия, которыми сражаются христиане против злых духов, изображает нам апостол и заповедует прежде всего ими запастись. Поскольку нам предстоит такая жестокая борьба, против таких коварных и могущественных врагов, которых мы сами собственными силами не можем победить, то “для сего,” увещевает апостол, “приимите всеоружие Божие” (ст.13), все полное, небесное вооружение, данное Богом каждому воину Христову. Такое вооружение необходимо для одержания победы, “дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять” (ст.13).
Прежде, чем начнется борьба, воин Христов должен быть уже в полном Божьем вооружении, ибо внезапно и неожиданно может настать час, когда злой враг, как тать ночью, совершит свое коварное и сильное нападение. В ваших ученых исследованиях, во время ваших дружеских бесед, в удовольствиях счастья, в скорбях от бедствий, из уст ложного друга, посредством голоса лжеучителей, — диавол нападает на вас. Он старается поколебать вашу веру, ослабить ваши святые убеждения, возбудить в вас сомнения в любви и благодати Божьей; это для вас — злая минута, “
день злый,” ибо дух злобы, как лев, ищет поглотить вас, и не только одна эта минута, но и вся жизнь ваша есть как бы один “
день скорби” (Псал. 85:7
[1200]), в который постоянно нужно сражаться против лютых врагов. Если вы хотите теперь выдержать натиск и “
все преодолев, устоять”, “до конца жизни в состоянии победы” (Тол. Ник. in h. 1), то “
приимите всеоружие Божие”. A для этого постарайтесь узнать это победоносное вооружение.
а. Для защиты (ст.14–16) и
Б. Для нападения. — меч духовный, который есть слово Божье.
A. а) “станьте, препоясав чресла ваши” (ст.14). Как воин-ополченец древних времен завязывал на бедрах пояс, чтобы сберечь равновесие и, стянув одежду, удобнее действовать против врага, так воин Христов должен препоясать свои духовные чресла истиной (святой Иоанн Златоуст, in h. 1. бес. 23). Христианское учение, как вечная истина, должно опоясывать нашу душу и сообщать ей стойкость и твердость, ясное познание и непоколебимое убеждение в истинах спасения дает нам незыблемую устойчивость против нападений призрачной мудрости и не допускает нас увлекаться всяким ветром учения, раздуваемым мирской мудростью, чтобы отторгнуть нас от простоты во Христе. Если мы исповедуем слово Божие по разуму и изъяснению Церкви, как вечную истину, то нас не поколеблют никакие лжемудрствования, хотя бы сам ангел благоветствовал вам с неба.
б) И “облекшись в броню праведности” (ст.14). Как броня или латы защищают от поражения неприятельских стрел, так правда Христова, принесенная за нас на кресте и обретенная нами посредством веры и дел, служит сильной защитой против диавольских козней. Угрожает ли нам диавол проклятием закона и осуждением, возбуждает ли в нас отчаяние во грехах, — нас защищает броня правды, что никто из идущих Христовым путем не подвергнется осуждению, что мы имеем во Христе Первосвященника и Ходатая, что в Нем в мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол. 1:4).
в) И “и обув ноги в готовность благовествовать мир” (ст.15). Приготовленные, как странники, которые уже подвязали свои сандалии, чтобы отправиться в путь, христиане должны быть готовы к борьбе за дело Божье. Эта готовность происходит от благовествования мира. Евангелие, как благовествование или благая весть, говорит о нашем мире с Богом, который дарован нам во Христе, и которым мы наслаждаемся уже здесь на земле. Это благовествование, осчастливливая всех истинно верующих ему, делает нас готовыми к открытому и мужественнному исповеданию спасительного мира во Христе, и если нам говорят о другом мире и другом счастьи вне Христа, то мы, как добрые воины Христовы, должны вступать в борьбу против всех подобных заблуждений, мужественно и бесстрашно свидетельствуя, что только один Иисус Христос есть Царь мира, и что только в Нем одном благовествование мира.
г) “А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого” (ст.16). Как щит воина есть самое главное защитное его оружие, так щит христианина есть вера, его теснейшее общение со Христом. Я — собственность Христова. Он искупил меня в Святом Крещении, принял меня в свое царство, в Святом Миропомазании запечатлел меня печатью даров духовных, в Святом Причащении питал и питает меня своей Плотью и Кровью, в своем Слове открыл мне путь, истину и жизнь. Он не хочет меня оставить или забыть, ничто не может похитить из Его рук Его верных овец, — так говорит христианин, так верует и поступает. Такая вера служит для него щитом, отражающим и гасящим “все раскаленные стрелы лукавого,” все самые жгучие наваждения коварного духа.
д) “
И шлем спасения возьмите” (ст.17). Как шлем защищает голову воина, так
спасение служит для защитным
шлемом против искушений и нападений диавола, употребляющего все усилия, чтобы лишить нас спасения, которое мы приобретаем во Христе, и которого мы с живым упованием ожидаем на небе (1 Фес. 5:8
[1201]). К небу устремляет христианин свои взоры, где живет его Господь и Спаситель, и где он, как верный слуга, надеется быть; там в доме Отца, в небесном Иерусалиме, уготованы для него обители. Какое земное счастье, которым искушает нас диавол, может сравниться с этим небесным блаженством? И что значат все временные страдания в сравнении с ожидающей нас славой? Кто думает о венце славы и правды, кто постоянно украшает свою голову этим “
шлемом надежды спасения” (1 Фес. 5:8), тот может восторжествовать над диавольскими кознями.
Б. Но полную и решительную победу над диаволом может одержать тот, кто дерзнет использовать против него наступательное оружие — “
меч духовный, который есть Слово Божие” (ст.17). Как нападение неприятеля отражается мечом, и сам он мечом преследуется до окончательного истребления, так христианин во всякой борьбе с диаволом берется за меч духовный, слово живого Бога, которое острее всякого обоюдуострого меча (Евр. 4:12
[1202]), и “которым можно отсечь даже главу невидимого дракона” (Святой Иоанн Златоуст, in h. 1.). Посредством этого меча преодолевается и посекается всякое ложное учение, всякое суетное человеческое мудрование, обольщение ко греху, кичливость разума, беспорядочные влечения сердца, — побеждается все, что враждебно Богу и нашему спасению. Силой духовного меча и полного Божьего всеоружия должен облечься слабый человек для победы, “
чтобы вам можно было стать против козней диавольских.”
Частные истины, предлагаемые этим апостольским чтением, могут быть следующие:
Наша жизнь есть непрестанная борьба
“Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие” (ст.10–11)!
Напрасно некоторые из людей смотрят на жизнь человеческую, как на спектакль, как на пир или поле, усеянное непрерывными цветами и радостями. Напротив: укрепляйтесь, взывает апостол! Облекитесь во всеоружие Божие! и т. д.
Наша жизнь есть непрестанная борьба.
1. Что это за борьба?
Наша жизнь есть непрестанная борьба:
а)
С самими собой, с нашими чувственными наклонностями, пожеланиями и страстями. “
Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти” (Гал. 5:17), — так что мы не можем делать того, чего желаем; “наш враг живет в нас самих.”
[1203]
Если разум и совесть требуют, чтобы мы поступали справедливо, исполняли наши обязанности, творили добро, то чувственные наклонности и пожелания сопротивляются этому требованию и влекут нас к приятным ощущениям.
В каждую минуту нашей жизни происходит борьба между нашими желаниями и нашим долгом. Мы вынуждены бываем употребить усилие над собой, если желаем отказать одним и исполнить другие.
Если нам предстоит сделать трудный выбор, если разум внушает нам отказаться от известных поступков, если от нас требуется решительность, то мы приходим в разлад с самими собой, колеблемся. Дух и чувственность, долг и желание, мужество и малодушие, вера и неверие — непрестанно борются в нас.
Как часто в этой борьбе поражается благороднейшая часть нашего существа! Какое раскаяние, какое недовольство самими собой следует за таким поражением!
б)
С людьми. Как христиане мы составляем одно тело и один дух, и должны всячески стараться блюсти единение духа в союзе мира (Ефес. 4:3–4
[1204]). И если бы христианская любовь и доброжелательность управляли всеми людьми, если бы их намерениями, решениями и поступками руководила истинная мудрость, то между ними не было бы никакой борьбы.
Но люди сопротивляются друг другу в своих мнениях и суждениях, в своих желаниях, стремлениях и поступках.
Каждый из людей считает то только истинным и справедливым, что ему кажется таким, — то только полезным и добрым, что принято им за такое в отдельных случаях. Если нам кажется это иначе, если мы утверждаем наше мнение, то у нас с ними завязывается борьба.
Часто наши желания и намерения совершенно противоположны желаниям и намерениям других, так что согласие невозможно.
Часто люди действуют по страсти там, где они должны были бы слушаться долга, и поэтому мы обязаны сопротивляться им; часто они предпринимают намерение повредить нам и погубить нас; зависть, злоба, страсть к клевете угрожает нашей чести, здоровью и имуществу. Как можем мы избежать борьбы с такими людьми?
Не говорим уже о людях безбожных и нечестивых, которые, как воры, грабители и убийцы, намеренно вступают в страшную борьбу со своими братьями.
в) С судьбой или с трудными обстоятельствами жизни. Случаи, обстоятельства и участь, постигающие нас, не всегда зависят от нас. Пока они приятны и приносят нам счастье, мы к ним благоволим и прилагаем старание, чтобы они не изменялись.
Но не всегда бывает так, как мы желаем. Несчастные случаи, бедствия, страдания угрожают нам непрестанно и побуждают нас к упорной и трудной борьбе. Как иной напрягает свои силы, чтобы возвыситься из ничтожества! Сколько труда и забот стоит бедняку перенести свою незаслуженную долю и сохранить себя чистым среди крайней нищеты! С каким беспокойством взирает страдалец на будущее и чает конца своих страданий!
Кто может перечислить все случаи, с которыми иной несчастный вынужден бороться многие годы, будучи не в силах преодолеть их?
Кто перечтет затруднения и опасности, в которые мы непрестанно впадаем, и которые вызывают нас на ожесточеннейшую борьбу?
Наша жизнь, действительно, есть непрерывная борьба. Мы наслаждаемся покоем и отдыхом только для того, чтобы опять вступить в новую борьбу с самими собой, с людьми, со своей участью.
2. Что укрепляет нас в этой борьбе?
а) Пример Иисуса Христа и апостолов. Жизнь Иисуса Христа была непрестанной борьбой. Он был также искушаем, как и мы, хотя был без греха. С самим собой Он жил в мире.
Но на какую борьбу вынуждали Его пороки и заблуждения, ненависть и преследования Его современников?
Не иная была и жизнь апостолов. С той самой минуты, как они последовали за Господом, и еще более тогда, когда распространяли Евангелие во имя Его, они подвергались ожесточенной и опасной борьбе (2 Кор. 1:8
[1205]). Но каждый из них мог сказать со святым Павлом: “
подвигом добрым я подвизался… веру сохранил” (2 Тим. 4:7). Они все превозмогали во Господе, — и с готовностью возвещали благовествование мира. Как Иисус Христос неуклонно исполнял свои обязанности и дело своего Отца Небесного, как он оставался мужественным и неустрашимым в самой трудной борьбе, так пока себя и апостолы.
Поэтому будем взирать на Иисуса Христа, начальника и совершителя нашей веры, и на Его свидетелей, если возникает в нас борьба между духом и чувственностью. Их пример да вселяет в нас непоколебимое мужество, если мы вынуждены бываем бороться с бедностью, лишениями, нуждами и скорбями!
Тогда мы думаем: если Бог не оставил этих благочестивых страстотерпцев, то Он не оставит и нас. Если мы с полным усердием исполняем свой долг, то Он будет укреплять нас и даст нам победу над всяким искушением ко злу, над всей злобой и враждой людей, над всеми падениями судьбы.
б) Вера Христова. Она возвышает и укрепляет нашу душу во всякой борьбе. Возникает ли вражда плоти против духа, наклонностей и пожеланий против внушений разума и совести, — вера вооружает нас истиной и броней правды, научает и ободряет нас делать то, что согласно с законом Божьим, и своим учением и одобрением укрепляет голос совести.
Вступаем ли мы в борьбу с неверием и суеверием, со злобой, завистью, жестокосердием, ненавистью и неприязнью людей, — вера покрывает и защищает нас щитом своим, вселяет в нас терпение, кротость, снисхождение, предохраняет от самоунижения, человекоугодничества и страха перед людьми.
Постигает ли нас несчастная участь, страдания и бедствия, с которыми мы должны бороться — вера учит нас, что настоящая жизнь есть время испытания и приготовления, что наша добродетель укрепляется, очищается и усовершенствуется в борьбе.
Она ободряет нас к упованию на Бога и к усиленной молитве, возвышающий и укрепляющей дух страдальца. Она взывает к нам: верен Бог и не попустит нам искушения выше сил. Она дает нам шлем спасения, надежду бессмертия и будущей славы. Кто имеет эту надежду, тот с радостью идет навстречу всем превратностям судьбы.
Если мы укрепляемся, ободряемся и утверждаемся верой в борьбе с неверием и грехом, с бедствиями и стараниями, и если остаемся до конца непобедимыми в этой борьбе, то мы можем сказать с апостолом в конце своей жизни: “подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды” (2 Тим. 4:7–8).
Об испытаниях в нашей жизни
“Приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый” (ст.13).
Апостол говорит христианам, что их вера и благочестие должны выдержать тяжкие испытания, но он также учит их, как они должны поступать в постигающих их испытаниях.
При размышлении о нашей жизни мы часто задаем себе вопрос: почему случаи и обстоятельства, постигавшие нас, следовали и изменялись между собой именно так, а не иначе? В какой связи находятся они с нашим назначением? Неужели мы не в состоянии были бы достигать нашего призвания, если бы наша жизнь проходила тихо и однообразно? Не легче ли было бы тогда сохранить веру и добродетель, чем при столь многих искушениях ко греху?
Правильное решение этих вопросов весьма важно для нас. Ведь мы называем жизнь человеческую школой испытаний.
Но не все люди выходят из этой школы мудрыми, добродетельными, довольными и счастливыми. Испытания нередко остаются для них без пользы. Какая это потеря для них!
Поэтому постараемся запастись надлежащими понятиями — об испытаниях в нашей жизни.
1. Что такое испытание?
а) Испытание есть такое состояние, при котором мы обнаруживаем свойство нашей души и сердца, крепость нашей веры, чистоту и твердость нашей добродетели. Таким испытанием может служить каждый случай, счастье и несчастье, в особенности скорби, опасности, страдания и преследования.
Тут открывается, что в нас сильнее: наклонность к добру или наклонность к злу. И чему мы более привыкли следовать: чувственным пожеланиям, или внушениям совести и Божьей воле.
Тут ставится на пробу невинность и чистота нашего сердца, верность и добросовестность, честность и справедливость, упование на Бога и любовь к людям.
Не проходит почти ни одного дня без таких испытаний, потому что мы постоянно должны бороться не только с плотью и кровью, с самими собой, но и с другими людьми.
Припомните несчастья, скорби, бедствия и опасности, постигавшие вас, — искушения и прельщения к греху! Вы были поставлены тогда в нерешительность, как себе помочь, вы колебались тогда между правдой и неправдой, в вас происходила тогда борьба чувственных пожеланий с совестью, вы должны были тогда сделать решительный выбор между грехом и добродетелью. Это были испытания вашей веры, вашего благочестия.
б) Но для чего Бог посылает нам такие испытания?
а. Для того, чтобы научить нас самопознанию. Что случаи, где наша вера и добродетель подвергаются пробе, исходят от Бога или допускаются Им — это несомненно. Потому что никакая мелочь, имеющая влияние на нравственность и благополучие людей, не происходит без воли Божьей. Он испытывает нас не для того, чтобы узнать нас и видеть, как мы думаем и поступаем, достойны ли Его благодати и благодеяний или нет. Как всеведущий, Он знает все это без испытания.
Но мы сами должны ознакомиться с состоянием нашего сердца, с крепостью или слабостью нашей веры и добродетели. Как много есть людей, которым не достает этого необходимого самопознания! Они считают свое сердце чистым, свои побуждения добрыми, уверены в своих силах для победы над всяким искушением и соблазном к греху.
При такой самоуверенности они не достаточно бдительны и осторожны и находятся в опасности попасть в сети порока.
Тогда Бог посылает на них “
день злый,” допускает им подвергаться испытаниям, чтобы они собственным опытом уверились в состоянии своей души. “Мы не знаем часто, в чем мы виноваты, но испытание открывает нам, что мы на самом деле.”
[1206]
Не обязаны ли мы благодарностью за такие спасительные испытания, которым Бог подвергает нас?
Вы хвалитесь вашим терпением, мужеством, постоянством, честностью.
Но где обнаруживаются эти добродетели, как не в нужде и опасностях, постигающих вас? Вы учитесь знать, что вы слишком много надеялись на себя, считали себя слишком совершенными.
Вы убеждаетесь, как необходима для вас бдительность и осторожность, мудрая недоверчивость к вашим силам, особенно если ваша добродетель не была еще испытана.
Вы стараетесь избегать беспечности, самоуверенности, легкомыслия и рассеянности.
b. Для того преимущественно, чтобы мы упражнялись, укреплялись и утвержались в добродетели, и посредством этого оказывались достойными небесного блаженства. Совершенными по духу и добродетельными мы становимся мало-помалу. Понятия и познания должны быть исправлены и улучшены, расположения и намерения очищены от всякого зла, воля направлена к добру, силы укреплены к исполнению обязанностей, сердце устремлено к Богу и проникнуто любовью к Нему и Его закону. Но этого не может быть без многих испытаний.
“Пока мы не подвергаемся испытанию, мы покоимся как бы на руках Божьих; но теперь (в испытании) Он бросает нас в воду, чтобы мы научились плавать.”
[1207]
Как виноградная кисть не дает вина, пока прикреплена к лозе, а только тогда, когда кладется под пресс, так и христианин только тогда приносит плоды добродетели, когда посещается испытаниями.
Море очищается бурями, человек совершенствуется искушениями.
Еще не было ни одного добродетельного, который достиг бы совершенства без испытаний. “Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь” (Прит. 17:3).
2. Как мы должны поступать в испытаниях?
а) Мы должны тщательно примечать их. Если столь многие испытания в нашей жизни, часто опасны для нас, проходят без пользы, увлекают нас в погибель, то это происходит от того, что мы их не замечаем, и следовательно, не готовимся к ним.
Обычно то, чем Бог хочет нас испытать, приходит неожиданно. Обстоятельства, случаи, судьба, опасности, при которых должна обнаружиться крепость нашего духа, чистота сердца, ревность к обязанностям и добродетели, любовь к Богу — поражают нас вдруг, застигают врасплох и приводит нас в недоумение. Если мы теперь остаемся невнимательными к этому, опускаем из виду цель, с какой Бог посылает испытание, то мы поступаем без обдуманности и, увлекаемые обстоятельствами, решаемся на такие дела, которые несогласны с нашим долгом и назначением.
Можем ли мы тогда в минуты испытаний “укрепляться Господом и противостоять в день злый?”
Поэтому мы должны быть внимательны ко всему, что служит испытанием в нашей жизни, примечать все обстоятельства и перемены, наблюдать за их влиянием на наш образ мыслей и поступки, чтобы затем предпринимать надлежащия меры; — мы должны замечать опасности, какие каждое испытание может причинить нашей невинности и добродетели, и избегать лекомыслия и необдуманности, которые ни на что не обращают внимания.
б) Мы должны впоследствии использовать опыт каждого испытанием к нашему благу. Бог посылает нам испытания с доброй целью, чтобы мы познали самих себя, остерегались искушений, укреплялись в добродетели, поэтому мы должны всегда иметь перед глазами эту цель и, соответственно с ней, использовать опыт преодоления каждого испытания.
Если Бог попускает тебе страдания, то думай, что он хочет испытать тебя. “
Приготовь душу твою к искушению… прилепись к Богу
и не отступай, дабы возвеличиться тебе” в совершенстве (Сир. 2:1–6
[1208]).
Чувствуешь ли себя слишком слабым к преодолению испытания, “укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его,” (ст.10) думай о своем назначении для вечности, о своем отчете перед Богом, молись Отцу Небесному, чтобы Его сила совершилась в твоей немощи.
Не опускай без внимания ни одного испытания. Каждое потерянное испытание есть потеря для спасения души.
Но как будешь ты крепок в вере, богат в мудрости, тверд в добродетели, если ты сможешь “противостать в день злый и, все преодолев, устоять” (ст.13)!
в) Мы должны во всех испытаниях нашей жизни поддерживать друг друга взаимной помощью. Всем нам подобает многими скорбями войти в Царство Божье. Тяжки и жестоки часто бывают испытания, нередко они следуют одно за другим с такой быстротой, что мы теряем мужество и силы к сопротивлению им.
Какую помощь доставляет нам тогда участие, предостережение, ободрение мудрых и благочестивых людей!
Если мы поэтому видим кого-либо из наших братьев в тяжком испытании, в опасности для его веры и добродетели, то поспешим к нему с советом, напомним ему о Боге, о его назначении и долге, ободрим его к мужественной борьбе со грехом, к постоянству в добре, к упованию на Божью благодать!
Слово Божье есть наилучшая помощь во всех бедствиях и страданиях
“Возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие” (ст.17).
Очень естественно, если люди в нужде и горе ищут помощи.
Но где они ищут этой помощи? Одни — в могуществе людей, у которых, однако, нет спасения. Другие прибегают к суеверным, непозволительным, греховным средствам, которые приводят их только к большей погибели.
Но истинный христианин во время нужд и скорбей ищет помощи у Бога и в Его слове (ст.17).
1. Слово Божье укрепляет в деятельности, соответствующей назначению.
В страданиях и бедствиях человек предпринимает различные средства к исправлению своей участи и своих обстоятельств И благо страждущему, если он не падает духом и не отчаивается в помощи и избавлении! Потому что, кто отчаивается и теряет всякое присутствие духа, для того помощь потеряна.
Но если мы хотим помочь себе, то должны избирать правильные средства, поступать с мудростью и обдуманностью, исполнять наши обязанности и непоколебимо стоять в добре.
Этому помогает слово Божье. Оно “
поощряет и укрепляет к к деятельности, соответствующей назначению”. Часто увещевает Иисус Христос своих учеников не ослабевать в исполнении их обязанностей, несмотря на преследование и бедствия, быть добрыми и деятельными (Лук. 21:36
[1209]). Апостолы также ободряют христиан не унывать в скорбях, но представлять себя во всем Божьими слугами, не предпринимать никаких греховных средств к избавлению от нужды.
Слово Божье представляет нам, кроме того, примеры благочестивых мужей, которые спаслись от бед мудрой и соответствующей с долгом деятельностью. Иосиф в темничном заключении не предпринимает никаких непозволительных средств для своего избавления, но честностью и верностью прокладывает себе путь к счастью. Давид, преследуемый своим злейшим врагом Саулом, не падает духом, но поступает с предусмотрительностью, добросовестностью и благоразумием, и посредством этого не только избег опасностей, но и сделался счастливым.
Если мы пользуемся в страданиях поощрениями и примерами слова Божьего, то мы можем часто помочь сами себе и правильно выбирать надлежащие средства к исправлению нашей участи и обстоятельств.
2. Слово Божье дает утешение и терпение, если нет помощи.
При продолжительности бедствий, когда не видно конца нужде, мы часто находим помощь и успокоение в терпеливой преданности Божьей воле.
Потому что “все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду” (Рим. 15:4).
Что может внушить более терпения, утешения и покорности в бедствиях, как не учение Священного Писания: что “ни одна из них (птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего” (Мф. 10:29); что “у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:30); что “Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” (Амос. 3:6); что “верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10:13)?
Потому что Он налагает на нас бремя, но Он же помогает нам и нести его; и кого Он любит, того Он наказывает, как Отец сына.
Таковы слова утешения, которые во время скорбей укрепляют душу и побуждают к терпению и преданности воле Божией. Кто припоминает вовремя эти утешительные истины и укрепляется ими в любви Божьей, в пользе страданий, тому оказывается помощь, как бы ни был тяжел и продолжителен его крест. При этом он думает о примерах всех благочестивых страдальцев, которых слово Божье представляет страждущим для подражания, чтобы научить их терпению.
Ибо кто может представлять себе пример страждущего Спасителя, кто может слушать, каким скорбям подвергались апостолы — и не укрепляться их примером в терпении и покорности?
Поистине, если мы страждем по Божьей воле, то мы найдем обильный источник утешения и терпения в слове Божьем.
Потому что —
3. Слово Божье вселяет в нас твердое упование на Бога.
Слово Божье говорит нам, что Бог есть всемогущий и вседобрейший Творец и Промыслитель всех тварей, которые от Него зависят и от Него получают все, необходимое для их благополучия. В особенности же Он — вседобрейший и любвеобильный Отец людей.
Нет ни одной участи, которой бы Он не посылал, ни одного обстоятельства, которого бы Он не примечал, ни одного горя, в котором бы Он не мог помочь.
И Он сам в своем слове увещевает нас обращаться к Нему за помощью во время нужд и молиться Ему. “
Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя” (Псал. 49:15; 90:14–16
[1210]).
Можем ли мы не иметь твердого и несомненного упования на Бога, который так убеждает нас в своем слове? И это упование не укрепит ли нашей надежды во время бедствий на лучшие дни, на счастливейшую участь? Можем ли мы отчаиваться, когда знаем, что мы имеем Бога, — “Бог для нас — Бог во спасение” (Псал. 67:21)?
4. Слово Божье питает в нас несомненную надежду на будущую жизнь, где все страдания этого времени прекратятся и заменятся вечными радостями. Мы знаем, говорит апостол, что если наша земная хижина разрушится, мы имеем храмину нерукотворную, вечную на небесах, что Тот, кто воздвиг Иисуса, и нас совоздвигнет с Ним. Тогда Он воздаст каждому честь и награду по его делам. Поэтому воздыхания всех благочестивых страдальцев устремлялись туда, где Бог отрет всякую слезу с очей наших.
Не легко ли переносить каждую земную нужду и горе, если мы веруем этим обетованиям Божественного Слова, видим в смерти конец нашим страданиям и начало вечным радостям? Мы охотно претерпеваем тогда кратковременные нужды жизни, потому что страдания настоящего времени ничего не значат в сравнении со славой, ожидающей нас?
Они освобождают душу от греховного миролюбия и возвышают сердце к небу и небесному блаженству.
Итак, если только эти истины и обетования Слова Божьего находят доступ к нашему сердцу, то мы имеем обильное утешение и помощь в дни скорбей и нужд.
Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его
(ст. 10).
1. Что значит укрепляться Господом?
а) Черпать побуждения к действию в минуты искушений из учения Иисуса Христа;
б) живо представлять себе в этом случае Его пример;
в) с радостной уверенностью расчитывать на Божественную помощь.
2. Когда мы имеем нужду в этом апостольском воззвании?
а) Если нас окружают в высшей степени соблазнительные примеры пренебрежения и холодности к вере Христовой;
б) если мы вынуждены вступить в борьбу с особенно тяжкими искушениями ко злу;
в) если мы ради добродетели подвергаемся жестоким страданиям.
Укрепляйтесь Господом… дабы вы могли противостать в день злый
1.
Когда любят охотнее ложь, чем истину (ст.14
[1211]).
2.
Когда находят удобнее неправду, чем правду (ст.11, 14
[1212]).
3.
Когда считают выгоднее тьму, чем свет (ст.16, 17
[1213]).
4.
Когда следуют более злым духам, чем Богу (ст.12, 13
[1214]).
Злые дни в нашей жизни
“Приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый” (ст.13).
1. Какие это дни?
а) Дни, когда мы боремся с трудными искушениями ко злу;
б) дни, когда мы терпим тяжкие страдания ради добра;
в) дни, в которые не удаются лучшие наши желания и стремления;
г) дни, когда мы получаем горькие уроки от наших собственных глупостей и грехов.
2. Как мы можем счастливо перенести их?
а) Посредством постоянной, нравственной бдительности;
б) Посредством высокого уважения к нашим обязанностям, как бы они ни были трудны для нас;
в) Посредством радостного упования на Бога, относительно устройства нашей внешней участи;
г) Посредством святого отвращения от всех глупостей и грехов.
Христианин — во всеоружии Божием
Он:
а) препоясан истиной (ст.14
[1215]);
б) облечен броней правды (ст.14);
в) обут во уготование благовествования мира (ст.15
[1216]);
г) прикрыт щитом веры (ст.16
[1217]);
д) глава его защищена шлемом спасения (ст.17
[1218]);
е) в руках — меч духовный (ст.17).
Христианин — воин Христов
Ст. 10–11:
1. Дело, за которое он сражается:
а) не за свои земные выгоды и честь; но
б) за дело и честь Божью, за царство Христово, за свое спасение.
2. Враги, против которых он сражается:
а) прежде всего, сам человек, его собственная плоть и кровь, равно как и все противники Евангелия;
б) невидимые силы темного царства.
3. Оружие, которым он сражается:
а) оборонительное, которым он защищается от вражеских нападений, чтобы отстоять свою веру и свои небесные сокровища (ст.14–17);
б) наступательное, с которым он отражает врагов царства Божьего (ст.17: “меч духовный”).
Обязанность христианина, при самых трудных обстоятельствах жизни, быть верным истине
“Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности” (Ст. 14).
1. Чего требует от нас эта обязанность?
а) Чтобы мы во всех наших речах были прямодушны и честны;
б) чтобы все наши обещания исполняли добросовестно;
в) чтобы твердо держались убеждения в том, что истинно и справедливо.
2. Что к этому побуждает нас?
а) Страх перед Богом, всеведущим, всесвятым и истинным;
б) уважение к самим себе;
в) любовь к людям.
Сила слова Божьего
“И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие” (Ст. 17).
а) Слово Божье, правильно употребляемое, делает нас непреодолимыми против всех нападений неверия и лжеумствований;
б) помогает нам побеждать все искушения к греху;
в) дает нашей душе мир, надежду, радость и утешение.
Как мы можем устоять против искущений зла, постигающих нас в мире?
“Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять” (Ст. 13).
Этому научает нас апостол, который взывает к нам:
а) ст. 10, 11;
б) ст. 14;
в) ст. 14, 15;
г) ст. 16;
д) ст. 17.