Библиографический указатель слов, бесед и поучений на неделю 27-ю по Троице
Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 593–606.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, 133.
Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. проповедей (90 г.),т. III, 421–435.
Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (69 г.), 102.
Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на евангелия (63 г.). ч. II, 108.
Его же.Беседы на чтения из апостола (67 г.), ч. II, 88.
Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи (79 г.), т. II, 324.
Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г,), т. I, 333.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), ч. I, 140.
Виссарион, еп. Костромской. Поучения (99 г.), 306.
Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.), 160
Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 656–667.
Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г), 180.
Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (92 г.), вып. I, 258; вып. II, 515.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 409.
Дьяченко Г., свящ. Ежедневные поучения (97 г.), т. I, 425-442
[895] На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым
[896] и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе
[897] Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем
[898] На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым
[899] вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе
[900] Лактанций. Diо. Instit. v. 10
[901] Блаженный Августин, Соffеs
[902] Блаженный Августин, in. рs. 102
[903] Святой Злат. бес. 18 на Иоан
[904] Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит
[905] некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым
[906] Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет
[907] Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит
[908] Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня
[909] раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся
[910] итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
[911] Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя
[912] Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью
[913] Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною
[914] Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога
[915] связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их
[916] Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]
[917] Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий
[918] Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно
[919] У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая
[920] И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел
[921] Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного
[922] Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро
[923] Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца
[924] И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их
[925] Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих
[926] ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"
[927] Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его
[928] Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою
[929] дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это
[930] Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы
[931] Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа
[932] но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. а иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его
[933] А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен
[934] Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла
[935] И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду
[936] И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь
[937] Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно
[938] Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя
[939] Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим
[940] Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость
[941] и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево
[942] ибо ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих
[943] Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем
[944] Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои
[945] И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду
[946] и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]
[947] жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой
[948] Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть
[949] у вас же и волосы на голове все сочтены
[950] Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою
[951] Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним
[952] И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им: благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, [помазаннику Господню,] и погребли его [и Ионафана, сына его]
[953] много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями
[954] И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне
[955] Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня
[956] Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их
[957] чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость
[958] Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей
[959] И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней
[960] не дремлет и не спит хранящий Израиля
[961] Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему]
[962] Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему— и Он презрел его
[963] В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен
[964] но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих
[965] Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них
[966] Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной
[967] И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите
[968] уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему
[969] Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам
[970] для которого я поставлен проповедником и апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине
[971] Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас
[972] Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии
[973] Святой Исидор Пелусиот, с. III ер. 102
[974] Святой Григорий Назианзин о святом Василии Великом
[975] Блаженный Иероним, ерist. аd Неliоd
[976] И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших
[977] Святой Иоанн Златоуст, Sеrm. ХI suр. gеn
[978] взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия
[979] Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его
[980] Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам
[981] Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприщ
[982] Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
[983] критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит
[984] Святой Иоанн Златоуст, бес. 13 на Деян
[985] Святой Амвросий, Sеrm. 23 dеss
[986] и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме
[987] а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий
[988] и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания.
[989] Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их
[990] о вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь
[991] Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его
[992] Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья
[993] Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем
[994] Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом
[995] Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным
[996] Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе
[997] Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною
[998] будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте
[999] Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного
[1000] И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают
[1001] Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев
[1002] и милость Его в роды родов к боящимся Его
[1003] Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь
[1004] Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится
[1005] возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим
[1006] Но теперь членов много, а тело одно
[1007] Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый
[1008] Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою
[1009] Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки
[1010] Блаженный Августин, dе Сivit. Dеi
[1011] Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания
[1012] стараясь сохранять единство духа в союзе мира
[1013] Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания
[1014] один Господь, одна вера, одно крещение
[1015] один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас
[1016] со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью
[1017] Святой Амвросий, аd Vеrсеll
[1018] Святой Иоанн Златоуст, бес. 38 на Мат
[1019] Святой Иоанн Златоуст, бес. 98 на Быт
[1021] [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость
[1022] Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья
[1023] Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою
[1024] дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения
[1025] Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии
[1026] Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью
[1027] По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
[1028] Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (92 г.), в. I, стр. 248
[1029] ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога
[1030] Блаженный Августин, Ерist. аd Соnе
[1031] Святой Амвросий, dе Nаbоth
[1032] Святой Василий Великий, Ноrt. Fаst
[1033] Святой Иоанн Златоуст, бес. 2 к нар
[1034] Святой Василий Великий, Ноrt. Раst
[1035] Блаженный Иероним, in sеrm dе аvаг
[1036] А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям
[1037] И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись
[1038] Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя
[1039] Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг
[1040] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил
[1041] Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти
[1042] Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство
[1043] Святой Василий Великий, бес. 7 in Аvаrit
[1044] Блаженный Августин, dе Vеrb. Dоmin
[1045] А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям
[1046] и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое
[1047] Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное
[1048] Святой Иоанн Златоуст, бес. 13 на Деян
[1049] ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
[1050] Святой Иоанн Златоуст, бес. 27 на Мат
[1051] А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно
[1052] Святой Василий Великий, Ноrt. Раst
[1053] Блаженный Иероним, Sеrm. 10 dе Vеrb. Dоminо
[1054] Святой Иоанн Златоуст, бес. 27 на Мат
[1055] Святой Василий Великий, Ноrt. Раst
[1056] у одного богатого человека был хороший урожай в поле
[1057] И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое
[1058] Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет
[1059] Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем
[1060] В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него
[1061] Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут
[1062] Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть
[1063] Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их
[1064] ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его
[1065] Ибо продавший не возвратится к проданному, хотя бы и остались они в живых; ибо пророческое видение о всем множестве их не отменится, и никто своим беззаконием не укрепит своей жизни
[1066] Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то
[1067] Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею… Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня
[1068] Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих
[1069] тобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни
[1070] Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе
[1071] Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет
[1072] И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне
[1073] Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся
[1074] и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались
[1075] Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией
[1076] ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям
[1077] Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого
[1078] Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит
[1079] Бедного почитают за познания его, а богатого — за его богатство
[1080] Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит
[1081] и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего
[1082] Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца
[1083] Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным
[1084] В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами
[1085] Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон
[1086] А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу
[1087] Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти
[1088] Иной трудится, напрягает силы, поспешает, и тем более отстает
[1089] От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного
[1090] Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину
[1091] разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр
[1092] Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
[1093] Великое приобретение — быть благочестивым и довольным
[1094] Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа
[1095] И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек
[1096] Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения
[1097] Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут
[1098] Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение
[1099] и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно
[1100] Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке
[1101] ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
[1102] Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет
[1103] Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни
[1104] Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
[1105] человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это — суета и недоброе дело
[1106] потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище
[1107] надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке
[1108] О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу
[1109] И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое
[1110] и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих
[1111] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил
[1112] Святой Иоанн Златоуст, Бес. ХI на Мат
[1113] не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов… Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим
[1114] Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем
[1115] и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте
[1116] Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы
[1117] Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя
[1118] И, воспев, пошли на гору Елеонскую
[1119] Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их
[1120] Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море
[1121] И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых
[1122] Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие
[1123] Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их
[1124] Источник премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие ее — вечные заповеди
[1125] Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя
[1126] Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен
[1127] Святой Василий Великий, бес. dе еbriеt
[1129] Святой Иоанн Златоуст, бесед. 10 на Быт
[1130] Блаженный Иероним, dе Fur
[1131] Блаженный Иероним, ерist. 22 аd Еust
[1132] Святой Василий Великий, слово о пьянстве
[1133] Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. 9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют
[1134] Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно
[1135] Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь
[1136] Блаженный Августин, Sеrm. Х. dе sеrm. Dоm
[1137] Блаженный Иероним, in с. ХIV Ессl
[1138] Блаженный Августин, I. Соnff. с. 1
[1139] Святой Григорий Назианзин
[1140] Блаженный Августин, hоm. intr. 5
[1141] Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения
[1142] Испытывайте, что благоугодно Богу
[1143] Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полное собрание сочинений (94 г.), т. II, стр. 643
[1144] При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний
[1145] Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить
[1146] сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний
[1147] И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его
[1148] Тертуллиан, Оссаsiо luхuriае рiеtаs dерutаtur
[1149] Блаженный Августин, in рsаlm
[1150] Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их
[1151] Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
[1152] Святой Иоанн Златоуст, о Святой Евхаристии
[1156] Святой Григорий Назианзин
[1158] При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний
[1159] Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить
[1160] сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний
[1161] Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его
[1162] и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар
[1163] Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его
[1164] И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога
[1165] Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе
[1166] О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться
[1167] Святой Иоанн Златоуст, на Прит. 18, 3
[1168] Блаженный Августин, in еnсhr. 8
[1169] С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение
[1170] Святой Василий Великий, на 2 гл. Исаии
[1171] Святой Василий Великий, Воn. 55
[1172] ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне”
[1173] имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся
[1174] Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти
[1175] как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
[1176] через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей
[1177] Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих
[1178] Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды
[1179] Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы
[1180] Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце
[1181] Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог
[1182] Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды
[1183] Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению
[1184] Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу
[1185] И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых
[1186] Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его
[1187] Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
[1188] Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным
[1189] Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся
[1190] О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться
[1191] Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня
[1192] Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
[1193] Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем
[1194] и да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал тебя в руки мои, но я не захотел поднять руки моей на помазанника Господня
[1195] Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные
[1196] Удерживайтесь от всякого рода зла
[1197] И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света
[1198] Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небеса
[1199] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
[1200] В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня
[1201] Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
[1202] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные
[1203] Блаженный Августин, in рs. 61
[1204] стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания
[1205] Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живы
[1206] Подражание Иисусу Христу, кн. 1, гл. 13
[1207] Святой Иоанн Златоуст, I. 1. о Промыс
[1208] Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него
[1209] итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого
[1210] "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое"
[1211] Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности
[1212] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности
[1213] а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие
[1214] потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять
[1215] Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности
[1216] и обув ноги в готовность благовествовать мир
[1217] а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого
[1218] и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие
[1219] Путятина Р., прот. Поучения (93), стр. 121