I. Евангельское чтение. Зачало (76): от Луки 14:16–24
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Практический очерк содержания рядового чтения
В притче этого Евангелия о званных на великую вечерю высказывается та истина, что чрезмерная любовь к миру служит препятствием к спасению.
[1220]
1.
Причины, почему чрезмерная любовь к миру служит препятствием ко спасению.
а. Власть этой любви над сердцем человеческим (ст.16–17), которое, будучи связано такой любовью:
а) не помышляет о величии Божьей благодати (ст.16: большой ужин, участие в котором доставляет честь, радость и удовольствие);
б) не обращает внимания на средства, какие предлагаются, чтобы побудить грешника к участию в этой благодати (ст.16: и звал многих);
в) ожесточается против повторяющегося зова благодати Божьей (ст.17: и послал раба своего и т. д.);
г) пренебрегает Божьей благодатью, которая зовет к участию в ее благах без наших заслуг (ст.17: идите) и делает все для нашего спасения (ст.17: ибо уже всё готово).
Б. Свойства этой любви (ст.18–20):
а) она привязана к земному и тленному: к имуществу и удовольствиям (ст 18
[1221]), к чести, власти и тщеславию (ст.19
[1222]), к житейским связям и мирским обычаям (ст.20
[1223]);
б) она предпочитает земное и преходящее небесному и вечному (ст.18–19:
прошу тебя, извини меня);
в) тем не менее она не хочет высказывать себя тем, что она есть на самом деле (ст.18, 19: начали все, как бы сговорившись, извиняться), и, таким образом, проявляет свою неблагодарность, свое легкомыслие, свое жестокосердие и упрямство.
2. Доказательства, что любовь к миру служит препятствием ко спасению, открываются:
а) из ее следствий для тех, которые пренебрегают благодатью:
а. они навлекают на себя гнев Божий (ст.21: тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал);
b. лишаются предложенного им спасения и блаженства (ст.24
[1224]);
б) из дальнейших действий Божьих, проявляющихся в том, что Бог
а. призывает вновь к спасению (ст.21: пойди скорее);
b. призывает самых бедных и нищих (ст.21: приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых);
с. призывает убедительно всех без исключения (ст.22, 23: убеди придти, чтобы наполнился дом мой).
Углубляясь в каждый стих отдельно, проповедник может почерпнуть множество поучительных предметов для церковного собеседования, а именно:
Ст. 16–17: “Притча о великой, вечери — образ Божественной мудрости. О благости Божьей в призывании людей к спасению. Слуги Божьи, призывающие к спасению. Почему немногие люди следуют призванию к спасению.”
Ст. 18–20: “О пагубном влиянии излишних земных забот на наше истинное благо. От чего происходит, что многие люди из-за земных забот забывают важнейшие заботы о спасении? Как мы должны исполнять земное признание, чтобы оно не препятствовало благочестию и добродетели? Каждое звание, в общественной жизни имеет свои особенные, нравственные опасности. О нравственных опасностях, сопряженных преимущественно с торговым сословием. Как наши семейные обязательства служат иногда источником многих зол? Брачная жизнь, как поучительная школа благочестия. О ложных извинениях, которыми люди оправдываются в неисполнении своих христианских обязанностей (недостатком времени, нравственной слабостью, семейными и общественными занятиями, упованием на Божье милосердие). Извинения хуже самой вины.”
Ст. 21–24: “О строгости Божьего правосудия. О неверии в карающее Божье правосудие. О беспредельной доброте и вместе неподкупности Божьего правосудия в призывании людей ко спасению. В чем грешат, тем и наказываются” и т. п.
О различии между богатыми и бедными
“Один человек сделал большой ужин и звал многих” (ст.16).
В нынешнем Евангелии упоминаются богатые люди: один, который приготовил ужин, другой, который купил поле, третий который приобрел пять пар волов, и четвертый, который взял жену. Но тут указываются также и бедные: все те, которые последовали приглашению на ужин.
Это дает нам случай беседовать — о различии между богатыми и бедными.
1. Оно разумно и полезно для человеческого общества.
“Уже наш разум находит, что неравное раздаяние земных имуществ необходимо, потому что посредством этого наилучшим образом достигается благосостояние общества.”
[1225] Представим себе город, населенный одними богатыми или одними бедными: какое несчастье!
Нельзя было бы жить также и в том обществе, где каждый имел бы только насущное пропитание, ни больше, ни меньше. Помощь должна быть необходима, мы должны поддерживать друг друга, помогая взаимно. Плебеи, выселившиеся из Рима!
При равенстве состояния невозможно никакое усовершенствование — это мы видим на примере Индии при кастах.
2. Оно установлено Богом.
Те, которые родились, остались или сделались бедными, не должны роптать: Бог устроил это! “Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает” (1 Цар. 2:7). “Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” (Рим. 9:21) и т. д?
Бог любит всех одинаково. Он заботится о бедных даже больше, потому что они вообще довольнее, умереннее и, следовательно, счастливее, чем богатые. “Если мы думаем обо всем благоразумно, то и бедность не может причинить нам никакого вреда, напротив, принесет нам гораздо более пользы и сделает нас счастливее и богатее многих богатых.”
[1226]
3.
Оно весьма благодетельно для спасения души.
Бедный служит богатому, богатый помогает бедному. Есть различные добродетели, отличающие отдельных лиц, и ведущие к небу: смирение, благодарность, упование на Бога, терпение, с одной стороны; благотворительность, милосердие, сострадательность и т. д., с другой.
Бедный Лазарь взят в лоно Авраама — почему? “Бедность есть спутница на пути к небу.”
[1227] “Бедность при благочестии служит вернейшим средством к ограждению смирения.”
[1228] Блаженный Августин говорит, что богатые без бедных не могли бы даже спастись, и если только они отверзают руки для бедных, то Бог отверзает для них врата небесные.
Даниил сказал царю Навуходоносору: “искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным” (Дан. 4:24).
“Приобретайте себе друзей богатством неправедным” (Лук. 16:9).
Но что было бы тогда, если бы не было никаких бедных и неимущих?! Разные сословия помогают различно: богатые — бедным и бедные — богатым. Благо нам, если Господь не наделил нас одинаковым имуществом, потому что мы находимся теперь в счастливой необходимости всегда зависеть от Его божественного Промысла!
Какие обязанности мы имеем относительно веры
“Один человек сделал большой ужин и звал многих” (ст.16).
Господь приготовил нам в святейшем таинстве Евхаристии богатую вечерю и приглашает к ней многих, всех. Миролюбцы, горделюбцы, сластолюбцы и корыстолюбцы отказываются от такого приглашения, потому что они не веруют. Тайна пресуществления Святых Даров есть пробный камень для веры. Кто не принимает этой тайны и не приходит к Святой вечере, тот, значит, ничему не верит, потому что, как в Священном Писании, так и в Священном Предании, ясно говорится о действительном и истинном присутствии Иисуса Христа в таинстве Причащения, Но кто этому не верует, тот вообще — неверующий. Поэтому мы поговорим о вере и покажем — какие обязанности мы имеем относительно веры.
1. Умножать познания веры.
а) Это — необходимо. Многое из наших религиозных познаний уже забыто, во многое мы еще никогда достаточно не углублялись. Мы всегда заботимся о увеличении наших познаний в вещах временных, не тем ли более должны позаботиться об умножении познаний в деле спасения?
б) Это достигается посредством внимательного слушания Священного Писания и церковных поучений, через общение с людьми мудрыми и благочестивыми, через чтение, собственное размышление и т. д.
2. Укреплять убеждения веры.
а) Такое укрепление необходимо. Нужно так твердо стоять в вере, чтобы ни сомнения, ни нападения, ни насмешки и издевательства, ни несчастья не отторгали нас от нее. Нужно уметь защищать свою веру. Нужно иметь дух умереть за веру! Можем ли и могли ли мы решиться на это?
б) Основания для убеждения в истинности христианства следующие: Божье приготовление к искуплению рода человеческого, потребность людей в искуплении, чудеса, пророчества, учение и жизнь Иисуса Христа, вера в Распятого, победившего мир, распространение христианства, благочестивая и чистая жизнь христиан. В особенности действия веры в принятии Святых Тайн. Усердное посещение Божьих храмов.
3. Открыто исповедывать веру.
а) Спаситель требует исповедания: “кто исповедает Меня пред людьми” и т. д. “не хотите ли и вы отойти?” (Иоан. 6:67)?
б) Где мы публично заявляем свою веру? В необходимых случаях — между иноверцами, против грешников, между своими домашними, в церкви, перед обществом, в особенности через принятие Святых тайн.
в) Исповедание веры имеет высокое достоинство. Через это внешнее укрепляется вера внутри и назидает других.
О великом различии между благами земными или временными и вечными или духовными
“Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее” (ст.18).
Три человека, которые отказались под разными предлогами от участия в богатом ужине, были безумны. Они искали земных благ, тогда как им предложены были блага небесные. Мы говорим поэтому — о великом различии между благами земными или временными и вечными или духовными.
1. В отношении их сущности и свойства.
Земные блага для всех приятны но не всем полезны. Иной бедный сделался богатым, иной не знатный стал знатным, — и это для них послужило погибелью. Благосостояние уже многих приводило к разорению. Внешняя честь и довольство также были пагубны для многих.
Но духовные блага: истина, благодать и т. д. для всех благи и всем полезны.
2. В отношении верности их приобретения.
Красоты, благосостояния, здоровья и чести многие люди никогда не достигают. Иной бедный, например, должен всегда оставаться бедным, иной больной — больным.
Но высших благ, добродетели, участия в небесном царстве могут достигать все. Небо не заключено ни для кого, кто хочет в него войти. Будем же, следовательно, стремиться прежде всего к тому, чего мы можем достигнуть!
3. В отношении их продолжительности.
Земные блага продолжаются только короткое время. Долго ли продолжается, например, богатство, благосостояние, здоровье, почести?
Что Господь сказал о богатстве: “не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют” то относится и к прочим благам земным.
“Часто мы теряем временные блага именно для того, чтобы их непостоянство уврачевало любостяжательных безумцев от их безумия и показало им, что эти блага скоропреходящи, как тень.”
[1229]
Но духовные блага продолжаются вечно!
Еще место есть
“Еще место есть” (ст.22)
В нынешней притче Иисус Христос призывает нас ко спасению. Многие не приходят и извиняются. Но многие приходят и успокаиваются.
“И сказал раб,” Иисус Христос, принявший образ раба (см. Благовест. in h. 1.), Господину — Отцу своему:
Еще место есть.
Что значат эти слова? Это:
1. Слова любви.
а) Любовью проникнуты эти слова, потому что Иисус Христос, несмотря на извинения, отговорки и отказ вновь призывает к спасению, призывает всех, имеет место для всех и убедительно приносит занять это место.
б) Любовью дышат эти слова, потому что Он дает так много в небесной пище, что все могут насытиться для вечной жизни. Приходят ли тысячи людей, другие тысячи также имеют место и получают равную долю.
в) Любовь отражается в этих словах, потому что Иисус Христос имеет место для всех в своем Божественном сердце. Всех Он желал бы обнять и принять в свое сердце — врагов, заблуждающихся, грешников!
г) Любовь заключается в этих словах, потому что Иисус Христос имеет место для всех на небе. Все могут туда входить, места довольно, хотя бы кто и поздно пришел.
2. Слова гнева.
а) Домовладелец разгневался, что Его дружелюбное приглашение не было принято, и что раб мог сказать: “еще место есть!” Ничтожные извинения под предлогом покупки земли, волов, женитьбы должны были раздражить Его — земные заботы препятствуют заботам о единственно необходимом.
б) Иисуса Христа должно было огорчить то, что первые званные — иудеи — не хотели войти в царство Божье. Что сделал для них Отец? Что делал Сын?
в) Иисуса Христа должно было разгневать то, что неисчислимое множество язычников не вошло еще в царство благодати, что христиане недостаточно трудятся для обращения язычников.
г) Разгневать Иисуса Христа должно было и то, что многие из христиан неохотно слушают слово Божье, неусердно посещают храм, неблагоговейно приступают к Святому Таинству Причащения. Многие охотнее говорят о домашних делах, чем о спасении, радостнее идут в дом веселия, чем в дом Божий.
3. Слова радости.
Слова “еще место есть” показывают, что часть места уже занята, что многие приняли приглашение и пришли. Какие пришли?
а) Нищие, т. е. нищие духом противления, смиренные духом, которым проповедуется Евангелие, и которых есть царство Божье. Какую радость имеет смиренный в Господе, и Господь в смиренном?
б) Бедные, т. е. те, которые сознают, что они больные, несчастные и нуждаются во Враче. “От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места” (Ис. 1:6). Больные всегда рады врачу, и врач радуется, если к нему обращаются.
в) Слепые, которые с нетерпением желают света и истины. Радостно светит свет во Христе, и радует истина!
г) Хромые, которые имеют нужду в Руководителе, ищут опоры, благодати.
4. Слова правосудия.
Хотя “еще место есть,” однако, говорит Иисус Христос, никто из тех званных мужей, кто отказался из-за мирских забот, не вкусит Его вечери. Это — слова правосудия.
а) Кто всегда отказывается от дружеского приглашения Господа, того пустое место остается незанятым, для того вход в Царствие Божие на веки заключен. Как ужасно?!
б) Чем дольше откладывается исправление, тем труднее оно предпринимается, потому что тем слабее делаются силы, тем приземленнее становятся чувства, тем тяжелее — грехи и проч.
в) Как часто случается это с человеческой жизнью! Подумаем только о том богаче, который всякий день веселился, и о том, который хотел строить новые житницы.
г) Господь милосерд и долготерпелив. Но Его долготерпение и милосердие имеют пределы. Примеры!
Пагубное влияние чрезмерной привязанности к земным благам на наше истинное благо
“И начали все, как бы сговорившись, извиняться” (ст.18).
В нынешней притче Иисус Христос показал, что одна из важнейших причин, по которой большая часть людей отказывается от принятия и исполнения Евангельского учения, заключается в привязанности к земному и чувственному.
Но когда эта привязанность проявлялась с такой силой, как в наши дни? Наш век по преимуществу нуждается в научении, которое бы показало пагубное влияние чрезмерной привязанности к земным благам на наше истинное благо.
1. Эта привязанность ослабляет и заглушает благороднейшие и святейшие чувства в человеке.
Человек имеет много ощущений и влечений, общих с неразумными животными, но в глубине его духа скрывается столько возвышеннейших и благороднейших стремлений, которые ясно указывают на его высшую, Богоподобную природу. Таковы чувства доброжелательства, участия и бескорыстной любви, чувства благодарности, верности и упования, чувства благоговения и благочестия, предчувствия высшего невидимого мира. Если человек не хочет утратить этих прекраснейших сокровищ своей души, то он должен хранить их, как святыню, потому что с потерей их он теряет самое лучшее и драгоценнейшее из своей природы. Но что так пагубно действует на них, что так легко и скоро ослабляет и подавляет их, как не чрезмерная привязанность к земному, которое всегда направлено только к видимому миру, к чувственным тленным благам?
Примеры.
2. Она унижает его достоинство.
Человек создан по образу Божьему — какое великое и высокое его достоинство! Оно возвышает его над всеми прочими тварями земными, оно дает ему истинное благородство и достоинство, каким не обладает ни одно существо на земле, кроме него. Что был бы человек без этого достоинства? Тварь, не заслуживающая никакого уважения и любви. Он стоял бы на весьма низкой степени в ряду сотворенных существ, он был бы очень сметливым, пригодным животным, ограничивающимся, подобно последнему, низкими целями и кратковременной продолжительностью. Но что дает ему право на высшее место в видимом творении? Что ставит его в ряду Богоподобных существ? Конечно, ни золото и имущество, ни пригодность для земных целей, ни другие какие-либо телесные и тленные качества. Благородство его души, ощущение его духовных и нравственных сил, предчувствие его бессмертия, способность возноситься от земли к небу, стремление к нравственности и добродетели, к невидимому, сверхчувственному миру, — вот что дает ему достоинство, приближает его к великому Творцу!
Вот это сознание высоких достоинств нашего существа и ослабляется привязанностью к земному и чувственному?
3. Она доводит до величайших глупостей и преступлений.
Люди, преданные одним земным интересам, не имеют обыкновенно никаких твердых нравственных убеждений и поэтому часто способны на величайшие погрешности, на самые отвратительные пороки и преступления.
То они становятся рабами любостяжательности, для которой нет ничего святого.
То они смотрят на богатство, как только на средство к удовлетворению чувственности, и предаются всевозможным похотям.
То они овладеваются другими страстями и доходят часто до отвратительных преступлений.
Сказанное нами подтверждает история и ежедневный опыт.
Там, где взоры всех прикованы только к глыбе земли, и где все погружено только в земные заботы, стремления и развлечения, там неизбежно совершаются всякие пороки и преступления, низвергаются алтари добродетели, и забывается Бог.
4. Она оставляет в страданиях и смерти без утешения, ободрения и поддержки.
В минуты бедствий и неудач человек земнолюбивый представляется воистину самым жалким существом. Каждая потеря временных благ тем для него болезненнее, чем сильнее его привязанность к ним. Если внешнее счастье перестает улыбаться ему, то он считает себя совершенно погибшим, потому что он не имеет никакого понятия о высшем счастьи и не смеет искать утешения и успокоения в вере, в которой благочестивые страдальцы черпают новое мужество и силу в дни скорбей. Когда приближается минута, в которую он должен оставить все, что занимало его душу — о как тяжело тогда расставаться ему со своими привязанностями!
Человек благочестивый с утешением смотрит на другую жизнь и с радостным упованием оставляет землю, потому что он идет теперь в свое истинное отечество, где он узрит Бога лицом к лицу. Но для миролюбца смерть и гроб — ужасные слова, ибо они разлучают его со всеми дорогими для него сокровищами, и он идет в неведомую страну без утешения, без радости и надежды. Его смерть подобна его жизни и оканчивается часто борьбой отчаяния.
Как мы должны смотреть на наши земные дела и занятия, чтобы они не препятствовали благочестию и добродетели?
“И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю… Другой сказал: я купил пять пар волов… Третий сказал: я женился…” (ст.17–20).
Все званные отказываются от званого ужина под предлогом земных занятий.
Этим Иисус Христос ясно показал, что чрезмерная привязанность к земным делам служит главным препятствием к спасению.
Что же мы должны делать, чтобы при исполнении земных дел не терять спасения?
Как мы должны смотреть на наши земные дела и занятия, чтобы они не препятствовали благочестию и добродетели?
1. Как на Божье поручение, в котором мы должны некогда представить отчет.
Разум и вера несомненно убеждают нас в той истине, что все силы и способности, свойственные нашему существу, даны нам от Бога, и что мы должны их развивать и употреблять в соответствии с их назначением. Поэтому каждый обязан предпринимать себе полезные занятия и посвящать им большую часть своего времени и своих сил, или другими словами — каждый должен иметь известное, постоянное и полезное звание и ремесло.
Но вера Христова научает нас также иметь высшее понятие о каждом земном звании, смотреть на него, как на Божье поручение, как на талант, назначенный самим Богом.
Какая же польза для благочестия и добродетели, спросите вы, если мы будем смотреть на наше звание, как на поручение Божье? Ответ не труден. При таком взгляде на земные дела мы будем охотно исполнять наши обязанности, хотя бы никакой земной выгоды не предстояло нам, никакое одобрение мира не награждало нас.
Примеры.
2. Как на условие, посредством которого мы содействуем благу окружающих нас людей.
Что человек создан для общественной жизни, в этом уверяет нас, как его природа, так и опыт.
Но эта цель предполагает тысячи различных обязанностей и стремлений, и чем вернее и добросовестнее каждый отдельный член общества оказывает свое содействие общему благу, тем он полезнее для целого. Не удивляйтесь поэтому, если апостол сравнивает общественную гражданскую жизнь со свойством человеческого тела, и говорит: “глаз не может сказать руке” и проч.
Гражданское общество предполагает необозримое множество полезных и необходимых занятий, которые, как бы ни были различны относительно внешнего почета и вознаграждения, но, как потребность общества, одинаково важны.
Если ты, как христианин, смотришь теперь на твое звание с этой стороны, видишь в нем средство достижения общественного блага, долг, который ты обязан нести ради ближних, если ты поэтому добросовестно исполняешь обязанности своего земного призвания — тогда ты, вследствие такого взгляда на круг твоей деятельности, будешь обогащать твою жизнь благочестием и добродетелью.
3. Как на средства к благородному самообладанию и самоотвержению.
Каждая серьезная задача в нынешней жизни, если только мы стараемся добросовестно разрешить ее, требует непременно своих неизбежных жертв и имеет свои собственные, соблазнительные искушения. Чем мы склоннее и способнее к охотному принесению первых и к мужественной борьбе с последними, тем мы вернее превращаем наше поприще жизни в школу высшего самооблагораживания и самообладания.
Тебя Бог поставил высоко на земле, дал тебе важную должность, но так как ты не страшился трудного приготовления к ней, то ты не страшишься также и усиленного напряжения сил, которого требует от тебя обладание должностью. И если ты теперь исполняешь свою должность, как следует, и, стоя на высоте гражданских доблестей, сохраняешь чувство смирения, тогда не упражняешься ли ты в высоких нравственных качествах, в господстве над самим собой и в отвержении самого себя?
4. Как на подготовительное упражнение, где мы через верность в малом приобретаем способность к высшим занятиям в другом мире.
Если бы вера Христова не указала нам высшего взгляда на наше земное призвание, то многие роды наших земных занятий казались бы нам ничтожными, мелкими, убийственными для души и сердца.
Но евангельское учение устраняет такое опасение, внушая нам истину, что не наше имущественное или общественное звание имеет значение перед Богом, а то чистое намерение, та степень добросовестности, с которыми мы исполняем его. С каким утешением и успокоением взираем мы теперь на резкое различие внешних должностей и званий, которые в противном случае казались бы нам мрачным, прихотливым устройством судьбы! В верности, добросовестности и благородном намерении, которые проявляются при исполнении каждого рода звания, стоит на одной линии могущественнейший царь и ничтожнейший из его подданных, богатый и бедный, знатный и незнатный, старец и юноша.
Великое дело нашего обращения
“И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место” (ст.23).
1.
Как заботится об этом Бог — видно:
а)
из дела искупления (Иоан. 3:16;
[1235] 2 Пет. 1:3
[1236]). Что Бог мог больше сделать? Однако, Он делает еще больше.
б)
Из учреждения провозвестников евангелия (Ефес. 4:11–12;
[1237] 2 Кор. 5:10
[1238]). Толпы проповедников евангелия, путеводителей и стражей душ (Езек. 3:17–18
[1239]).
в)
Из особенной настойчивости, с какой Бог понуждает к обращению. “
Убеди придти” (ст.23). Не огнем и мечом. Провозвестники мира не должны быть палачами. Однако, они обязаны с огненной ревностью трудиться над обращением души, возвещать им явно и тайно (Ис. 65:2;
[1240] Иов. 33:29–30
[1241]).
2.
Что мы должны при этом делать.
а) Мы должны войти, как
нищие, бедные, слепые, и хромые (ст.21). Нищие духом противления (Мф. 5:3
[1242]). Отсечь ногу и руку (Мф. 18:8;
[1243] Мих. 4:6–7;
[1244] Иоан. 9:41
[1245]) Вырвать око (Мф. 5:29
[1246]).
б) Мы должны
войти (Ис. 55:1,
[1247] 7). Недостаточно, если мы ходим только в церковь. Наше сердце должно итти (Рим. 8:13;
[1248] Мф. 11:12
[1249]).
в) Мы должны
заставить себя войти. Собственным умом и силами мы не можем этого сделать (
приведи сюда — поручено было рабу, 2. Кор. 3:5
[1250]). Молиться с детским упованием (Иер. 31:18;
[1251] Ис. 19:22
[1252]).
3.
Это дело должно быть поистине главным делом всей нашей жизни.
а)
Поскольку оно касается спасения нашей души (Мар 8:25
[1253]; Фил. 3:8;
[1254] Лук 10:40–42
[1255]).
б)
Поскольку небрежениие не находит никакого извинения перед Богом (Иоан. 15:22
[1256]).
в)
Поскольку от него, наконец, зависит вечность (Псал. 7:13;
[1257] Мф. 18:3
[1258]).
Истинно-христианский купец
“Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня” (ст.18).
Торговые люди, как видно из притчи Спасителя, подвержены многим искушениям и опасностям на пути добродетеля (Лук. 19:45
[1259]).
Но, однако, и они могут достигать спасения, если исполняют свое ремесло в истино-христианском духе (1 Кор. 7:30
[1260]).
1.
Он не считает ничего своей неотъемлемой собственностью.
Я не имею ничего сам по себе (Псал. 126:2
[1261]). Все — по благословению Божьему (1 Кор. 4:7;
[1262] Лук. 5:5
[1263]). Поэтому он предоставляет на волю Господа — давать и отнимать, если это нужно для Его чести, для услуг и пользы моего ближнего. Бог предшествует во всех делах (1 Кор. 3:21–23
[1264]). Я — Его распорядитель (1 Пет. 4:10
[1265]): свет в Его руке, чтобы светить другим, дерево, которое приносит плоды свои не для себя, но для всего мира.
2.
Он смотрит на все, как на прах и тление.
Не привязывается сердцем к сокровищам (Псал. 61:11
[1266]). Они в его глазах — хрупкая трость, которая не держит, которая скоро ломается. Пристрастие к миру, в котором мы только странники и пришельцы, который, подобно ярмарке, продолжается только несколько дней, — он считает безумием (Мф. 6:19–20;
[1267] Лук. 12:20–21;
[1268] Псал. 89:10
[1269]).
3.
Он ищет поэтому преимущественно высочайшего блага.
Одно только нужно (Лук. 10:42
[1270]). Без этого одного все суммы обращаются в нули. Как ужасно для богатого человека незвергнуться в ад (Мф. 16:26
[1271])?
Поэтому он не забывает души, дорогой души (1 Кор. 6:20
[1272]). Старается прежде всего купить истину (Прит. 23:23
[1273]). Для неба не нужно никакого серебра и золота (Ис. 55:2
[1274]). Купец ищущий добрых жемчужин (Мф. 13:45;
[1275] Фил. 3:7–8
[1276]), остерегающийся упреков совести.
Заключение. О, если бы все подающие и покупающие так смотрели на свои занятия! Вы, разбогатевшие через торговлю, боитесь ли вы Бога? Горе надменным (Псал. 16:14
[1277]), обманщикам (Ос. 12:8
[1278]).
Ах, если бы правда и неправда не находились так близко друг к другу (Сир. 27:4,
[1279] 6–7
[1280])! Пусть совесть всегда будет весами при твоей торговле (Сир. 42:5;
[1281] 19:18
[1282])!
Царство небесное в образе званого ужина
“Один человек сделал большой ужин и звал многих” Ст. 16.
Потому что:
1. Велик Господь, приглашающий нас к себе посредством Евангелия.
2. Велика трапеза, которую Он приготовил для своих гостей.
3. Велики дары, которыми Он кормит и поит своих гостей за Своей благодатной трапезой.
Уже всё готово!
“И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово” (Ст. 17).
Чего вы хотите? Чего желаете?
1. Пищи и питья?
Здесь все уже готово, — готова пища и питье для тех, которые алчут и жаждут истины.
2. Ободрения и укрепления?
Здесь готово ободрение и укрепление для тех, которые изнемогают в своих немощах.
3. Мира и радости?
Здесь мир и радость для тех, которые жаждут утешения.
4. Жизни и блаженства?
Здесь готова жизнь и блаженство для тех, которые хотят жить и блаженствовать.
О если бы миролюбцы обладали тем же для неба, чем они обладают для земли!
“И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю… Другой сказал: я купил пять пар волов… Третий сказал: я женился”)Ст. 18–20).
1. Для земли они имеют глаза, чтобы все осмотреть (ст.18).
Но для неба они слепы!
2. Для земли они имеют руки, чтобы все сделать (ст.19).
Для неба они ленивы!
3. Для земли они имеют сердце, чтобы все любить (ст.20).
Для неба они холодны!
4. Для земли они имеют уста чтобы все говорить (ст.18–20).
Но для неба они немы!
Чем грешники извиняют свои грехи?
“И начали все, как бы сговорившись, извиняться” (Ст. 18).
1. Своим неведением (воспитанием).
2. Своей слабостью.
3. Чрезмерностей Божьих установлений.
Религиозное равнодушие
“И начали все, как бы сговорившись, извиняться” (Ст. 18).
1. В высшей степени безрассудно.
2. В высшей степени пагубно.
3. В высшей степени дерзко.
Почему люди так мало ценят христианство?
“Прошу тебя, извини меня” (ст.18).
Причины:
1. Легкомыслие и самообольщение.
2. Чрезмерная любовь к мирским благам.
3. Глубокое закоснение во грехе.
Приидите! еще есть место
“И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место” (ст.22).
1. В царстве природы.
2. В царстве благодати.
Строгое повеление домохозяина к рабу своему — убеди придти — весьма серьезное предупреждение
“Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой” (Ст. 23).
1. Для проповедников и
2. Для слушателей.
“Сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина.”
1. Бог в призвании ко спасению — бесконечно добр;
2. К пренебрегшим Его призванием — бесконечно правосуден.