I. Евангельское чтение. Зачало (85): от Луки 17:12–19
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Практический очерк содержания рядового чтения
Евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных, предлагаемое в эту неделю, положено также Святой Церковью читать и в дни благодарственных молений, приносимых Господу за избавление нас от нужд, болезней, и проч. Поэтому не погрешим, если скажем, что главная истина, внушаемая нынешним евангелием, это — наставление
о благодарности Богу.
1. Побудительная причина благодарности заключается в помощи, которой мы удостоились от Бога и которой мы
а) ищем у Него с верой и молитвой (ст.12–13);
б) получаем от Его всемогущества и любви (ст.14).
2. Выражение благодарности состоит:
а) в хвалебном прославлении Бога, благодеющего нам (ст.15. 16);
б) этого требует честь Божия (ст.17. 18) и
в) этого требует наше собственное благо, чтобы сделаться нам достойными к получению бóльших даров и высшей благодати (ст.12).
Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным евангелием, могут быть следующие:
(Ст. 12): “Как болезнь телесная может явится выздоровлением для души. Как мы должны смотреть на непонятные часто недуги добрых людей? Почему люди часто избегают несчастных” (остановились вдали)? (ст.13): “Условия, при исполнении которых оказывается божественная помощь (молитва, вера, благодарность). “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Псал. 49:15). Нужда учит молитве, а молитва облегчает нужду. “О поощрении к молитве в общих бедствиях.”
(Ст. 14): “Об уважении Иисуса Христа к церковным и гражданским постановлениям своего отечества. В болезнях тела нужно прежде всего заботиться об исцелении души. На исповеди следует открыто показывать священнику, кто мы.”
(Ст. 15. 16): “О благодарном и открытом прославлении Бога за избавление от болезней и бедствий. Благодарность чаще встречается у людей необразованных, чем образованных (это был Самарянин). Добрые и прекрасные качества нередко находятся у таких людей, от которых мы их менее всего ожидали. Об обязанностях христианина, выздоравливающего от тяжкой болезни.”
(Ст. 17. 18): “О пороке неблагодарности. Христианин, нерадиво благодарящий Бога (Ос. 7:15
[1314]). Бог по праву требует от нас благодарности за Свои благодеяния (1 Фес. 5:18
[1315]). О правах благодетелей на благодарность облагодетельствованных.”
(Ст. 19): “Вера спасающая” (1. Как она возникает в нас и 2. В чем проявляется)? и т. п.
О послушании церковным уставам
“Пойдите, покажитесь священникам” (ст.14).
Вместе с полученными от Бога законами Моисей дал своему народу еще другие, различные постановления, например, о посте, о жертвах, омовениях и очищениях. Ветхозаветные священники и пророки расширяли и умножали такие предписания. Сам Спаситель подчинялся этим, так сказать, церковным постановлениям: “пойдите, покажитесь священникам.”
Таким образом, и Православная Церковь, искони верно хранящая христианские обычаи, дает нам разные нравственные постановления — например, о посте, о посещении богослужения, о говении и т. д. Наш долг — свято соблюдать эти постановления.
1. Почему мы обязаны соблюдать их?
а) Потому что этого хочет Иисус Христос. Христос точно соблюдал левитские узаконения своего народа, хотя Он и отступал иногда в выполнении их от фарисеев. Очищенные прокаженные должны были показаться священникам. Он сказал: “если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.”
Он завещал апостолам и вместе и ними всем пастырям: “
что вы свяжете на земле, то будет связано на небе” (Мф. 18:18). “Истинная церковь не может существовать без законодательной власти, в силу которой она имеет право предписывать чадам своим, что она найдет нужным для их спасения, и чему все должны подчиняться.”
[1316]
Нужно повиноваться не только царю, но и его уполномоченным, не только домовладыке, но и посланным от него. Церковные постановления суть на самом деле только последовательное развитие евангельского учения. По заповеди Спасителя мы должны, например, причащаться тела и крови Его: теперь церковь по праву установила, чтобы мы делали это, по крайней мере, однажды в год и проч.
б) Потому что соблюдение церковных постановлений освобождает нас от многих пересудов. Есть много правды в том, когда другие люди говорят: “плохи должны быть те христиане, которые не посещают по воскресеньям общественного богослужения, не исповедуются и не причащаются Святых Таин, — не соблюдают постов и т. д.”
„По соблюдению церковных постановлений судят о нас.”
в) Потому что благодаря соблюдению церковных постановлений заметно улучшается наша нравственность. Постись правильно, приступай к исповеди и Святому причастию, посещай воскресное и праздничное богослужение, — и ты умножишь в себе веру, любовь и надежду, ты сделаешься лучше и добродетельнее.
2. Как мы должны соблюдать их?
Церковь есть наша мать, следовательно, мы должны слушать ее, как добрые дети. Наше послушание церковным уставам поэтому должно быть:
а)
Точное и добросовестное. “Без малейшей отговорки ты должен подчиняться заповедям, которые основываются на столь высокой власти и авторитете Церкви.”
[1317] Кто не соблюдает с точностью и добросовестностью церковных предписаний, тот обнаруживает свое высокомерие, потому что он хочет искать своего спасения на другом пути, а не на том, какой искони определил Святой Дух через отцов Церкви. Он хочет быть мудрее всех богопросвещенных пастырей прежних времен. “
Знаете, какие мы дали вам заповеди… непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго” (1 Фес. 4:2, 8).
Этот человек подает большой соблазн — он не следует учению Иисуса Христа. “Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.”
б) Но ни в коем случае не вынужденное и рабское. Вынужденное послушание было бы фарисейским.
В случае несостоятельных семейных нужд — позволительно оставаться дома, когда другие идут в церковь.
На смертном одре можно причащаться, хотя бы и не натощак и т. п.
в) Духовное. Буква убивает, а дух животворит. Плохо, если в положенные Церковью времена не бывает никакой обедни
В дни поста нужно размышлять о своих грехах и о страданиях Господа, поститься не только телесно, но и духовно.
Святить день воскресный не только в церкви посещением богослужения, но и дома благочестивыми занятиями.
Необходимость устного исповедания грехов перед священником
“Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились” (ст.14).
Иисус Христос посылает исцеленных от проказы к священникам, чтобы эти признали их чистыми.
Грех есть также проказа, а грешники — нечистые, прокаженные. Духовно прокаженных Иисус Христос отсылает также к священникам, чтобы те исповедали перед ними грехи и получили от них объявление об очищении. Исповедание грешника перед священником и разрешение грехов от священника — необходимы для очищения. Покажем это исторически.
1. Исповедь была необходимым условием для отпущения грехов до Иисуса Христа и при Иисусе Христе.
а) Бог требует Адама на исповедь вопросом: “кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?” (Быт. 3:11)? Бог знал уже об этом, но, однако, требовал от Адама признания, исповедания. Следствием такого признания было бы то, что наш праотец был бы милостивее судим. Но Адам употребил оговорки, ложный стыд препятствовал открытому исповеданию. Гибельность ложного стыда!
Подобным образом Бог хотел привести и Каина к сознанию вины, когда спрашивал его: “где Авель, брат твой” (Быт. 4:9)? Признание облегчило бы и успокоило братоубийцу.
Так Бог требовал исповедания грехов перед Собой, когда Он сам непосредственно обращался с людьми. Позже Он требовал исповеди через Своих избранных мужей.
б
) Во времена Моисея заповедь Божия гласила так: “
если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека…
пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали” (Числ. 5:6–7). Это исповедание надлежало произнести перед иудейскими священниками (Лев. 5:5
[1318]), и кающийся держал руку свою между рогами закалаемого в жертву животного.
в)
Вопреки запрещению Иисуса Навина некто Ахан, при взятии Иерихона,
утаил часть добычи. Иисус Навин, как судья народа, поставленный Богом, требовал публичного признания, которое и было дано (Нав. 7:19
[1319]), хотя ему все было известно.
Так и наши мирские судьи, даже такие, которые вовсе не хотят знать о Святой исповеди, и которым совершенно известна сущность дела, требуют признания от преступника, дабы облегчить вину кающегося.
г) Давид, образец всех кающихся, исповедал свое прегрешение. Ему стало легче на сердце, и он мог плакать. Затем Нафан возвестил ему прощение. Только нужно было понести временное наказание.
Так между израильтянами во все времена приносилась исповедь!
д)
К Иоанну, проповеднику покаяния в пустыне, приходил народ и исповедывал грехи свои (Мф. 3:6
[1320]). Следовательно, уже при Иоанновом покаянии требовалась исповедь. Впрочем, многое относительно исповедания и силы разрешения было тут неясно и неопределенно. Прощение могло иметь силу только в отношении к Иисусу Христу и Его голгофской жертве.
е)
После страданий и смерти Спаситель сказал апостолам и их преемникам, епископам и пресвитерам: “
примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Иоан. 20:22–23).
Так как апостолы, епископы и пресвитеры не были и не могут быть всеведущими, то следует исповедовать перед ними грехи, чтобы они могли разрешать их или удерживать.
ж) Все дело домостроительства Иисус Христос передал Своей Церкви.
На Свою Церковь Господь указывал верующим относительно учения, крещения, евхаристии и т. д. Точно также и относительно отпущения грехов.
A если предстоятели Церкви обязаны прощать грехи, то необходимо исповедовать перед ними грехи.
Духовно прокаженные должны, таким образом, “показаться священникам!”
Но теперь мы имеем исповедь тайную (на духу) — нельзя ли указанные изречения Спасителя растолковать иначе?
История христианской Церкви — лучшая истолковательница!
2. Исповедь устная (на духу) всегда существовала в истинной Церкви Христовой.
а) Христиане, называемые Фомитами, Яковитами, Маронитами, Коптами, имеют до сих пор исповедь, а они отделились от Церкви уже в пятом и шестом столетии.
б) Римская Церковь, как до отпадения, так и после отпадения от вселенской Церкви, всегда хранила и хранит тайную исповедь.
в) Послушаем свидетельств св. отцов и учителей Церкви. “Недостаточно, говорит блаженный Августин († 430),
исповедоваться перед Богом, надобно исповедоваться также и перед теми, которые получили от Бога власть исповедовать… Нет никакого стыда в том, чтобы исповедоваться, но в том стыд, чтобы
грешить.”
[1321] О святом Амвросие говорит Павлин, что когда кто-либо у него исповедоваться, то он так плакал, что приводил в слезы самих исповедников.
Святой Григорий Назианзин: “покажи священнику явно то, что сокровенно, открой тайну души врачу.”
[1322]
Святой Василий Великий: “необходимо исповедовать грехи тем, коим вверены тайны Божии; потому что так поступали кающиеся в древности, как об этом говорится в Священных Писаниях.”
[1323]
Святой Киприан: “пусть каждый исповедует свои грехи, пока его исповедь может быть принята, пока полученное им от священника отпущение приятно Господу.”
[1324]
Тертуллиан во 2 веке: “многие страшатся исповеди или откладывают ее от одного дня к другому, думая более о своем стыде, чем о своем спасении.”
[1325]
Святой Климент Римский, ученик апостола Павла, увещевает к немедленному покаянию “потому что в другом мире мы не можем более
исповедоваться или принести покаяние.”
[1326]
г) Апостол Иаков говорит: “признавайтесь друг пред другом в проступках” (Иак. 5:16). Он требует, следовательно, исповедания грехов, а самое лучшее будет, если исповедуют их священнику.
д) Апостол Иоанн говорит: “если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Иоан. 1:9). В Деяниях апостолов сказано: “многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои” (Деян. 19:18).
Таким образом, апостолам исповедовались. Исповедь существовала в церкви во все времена.
Как мы выражаем благодарность Богу за Его различные благодеяния?
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин” (ст.16).
Неблагодарность девяти исцеленных прокаженных возбуждает в нас негодование. Столь великое благодеяние и — никакой благодарности!
Не похожи ли часто и мы на этих неблагодарных, и имеем ли мы полное право негодовать на них?
Но как поучительна для нас благодарность самарянина? Будем подражать ему!
Как мы выражаем благодарность Богу за Его различные благодеяния?
1. За благодеяния естественные или физические.
Перечисление Божьих благодеяний, которые мы называем естественными.
Бог дал нам жизнь, сделал нас людьми, тогда как Он, по выражению блаженного Августина, мог бы создать нас подобно камням или животным. Быть человеком — какое достоинство!
Дал духовные способности: разум, волю, чувства и проч. Телесные преимущества: зрение, слух, язык и проч. Многие телесные блага: пищу, питье, сон и проч. Многие радости и проч.
Бог в отношении к нам несравненно более добр, чем мы можем себе вообразить. Как же теперь благодарить Его?
а) Мы должны постоянно сознавать, что Бог дарует нам всякое благо.
б) Правильно употреблять Божьи дары. Здоровье, телесные силы, ум, свободную волю.
в) Выражать благодарность. После всякого успеха в делах, после жатвы и выздоровления от болезни, утренней и вечерней молитвой и т. д.
г) Оказывать со своей стороны благодеяния. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40) и т. д.
2. За благодеяния благодати.
Гораздо важнее и выше благодеяния благодати. Бог дал закон, открыл Свою волю. Он послал Своего Единородного Сына, хотя мы этого не просили и не заслужили, предал Его на смерть. Христос указал истинный путь к небу и дал сильнейшие побуждения, установил таинства и основал церковь. Святой Дух дает нам благодать и все божественные силы, к жизни и благочестию. Как теперь благодарить за это второе, высшее творение?
а) Терпеливо переносить скорби, даже благодарить за них. Через страдания мы приобщаемся к крестным страданиям Спасителя и Его бесконечным заслугам.
б) Воспринимать благодатные дары. Освобождаться от греха посредством веры и покаяния. Слушать и принимать слово Божье.
в) Соответственно с этим вести жизнь. Кто исполняет все вышесказанное, тот будет бороться со страстями, избегать греха, творить добро.
г) Делиться с другими своим счастьем и благодатью. Посредством поучения, вразумления, одобрения, примера. Апостолы хранили благодать не для себя только самих. Счастьем нужно делиться.
3. За обетования и надежду будущей славы.
Еще более и возвышеннее будущие дары и блага, которые обещаны нам Богом, и которых мы ожидаем с несомненной надеждой. “Не видел того глаз, не слышало ухо!” (1 Кор.2:9). Уже обещание есть благодеяние. Там не будет более никакой печали. Общение с одними праведными людьми. Лицезрение Бога. Никакого конца блаженству. Как теперь благодарить?
Есть только один ответ “благодарят, если к этим благам стремятся!” Как же к ним стремиться?
а) Посредством непреодолимого влечения. Кто в земной обители плача не будет вздыхать о таких благах?
б) Посредством борьбы и победы. Кто ради таких благ не будет дерзать, не захочет употребить напряжения сил?
в) Посредством молитвы. Истинная молитва открывает небо, прокладывает путь к небу!
г) Посредством подготовки к будущему блаженству. Там радость, любовь и мир. Таким образом, там только те годны, которые здесь радовались добру, искренне и бескорыстно любили, искали мира, давали и насаждали мир.
Три степени благодарности
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин” (ст.16).
Иисус Христос, хотя не требовал Себе никакой благодарности и не искал для Себя никакой чести, однако, вменял девяти исцеленным в преступление их неблагодарность и радовался искренней благодарности самарянина (ст.17–18
[1327]). Этим Он предостерегает нас от порока неблагодарности и учит быть благодарными.
Такое предостережение и наставление Иисуса Христа весьма необходимо, потому что между нами не много таких, которые подражают самарянину, большая же часть людей поступают, подобно девяти неблагодарным прокаженным.
Чтобы настроить себя к истинно благодарным чувствам, представим — три степени благодарности.
Есть:
1. Благодарность животных.
а) Домашние животные — благодарны. Они воздают за доставляемый им присмотр работой, шерстью, молоком, медом (пчелы), защитой и т. д. Они не только принимают, но и дают. Они посвящают человеку свои силы.
Так и мы должны за получаемые от Бога благодеяния отдавать Ему наше сердце, наши силы: посвящать Ему язык, очи, уши и проч. Так должны мы служить и нашим благодетелям среди людей, особенно родителям.
б) Самое благодарное из домашних животных, это — собака. Она ласкается к своему господину, следует за ним, любит его, хотя он даже наказывает ее. Часто она не хочет разлучаться с гробом благодетеля. Ее благодарность продолжается и после времени благодеяний.
Так должны и мы в бедствиях благодарить Бога за прежнее счастье, в болезнях — за прежнее здоровье, в бессонных ночах — за прежний покой, в голоде и жажде — за прежний избыток. Наша благодарность должна продолжаться до гроба, огорчения должны записывать на песке, а благодеяния на меди.
в) Благодарны птицы небесные. Настанет ли утро, зайдет ли солнце, они воспевают хвалебную песнь Богу. Выражаем ли мы так нашу благодарность Творцу утром и вечером?
Что делает для нас Бог днем и ночью, и что мы, напротив, делаем для Него? Не престыждает, не укоряет ли нас жаворонок?
“Кто имеет хотя искру человеческого чувства, тот не должен ли стыдиться заканчивать день без хвалебной, благодарственной молитвы, когда он видит, что даже малейшая птичка воспевает хвалебную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под крылья для покоя?”
[1328]
г) Даже
дикие животные иногда благодарны. Святой Герасим вынул однажды из уязвленной ноги льва занозу. Благодарное животное после этого всюду сопровождало его и служило ему. Так даже дикие животные уподобляются человеку, а человек часто в своих отношениях к Богу, родителям и учителям бывает хуже диких животных.
Бог дает животным один только инстинкт, а не ясное сознание, и, однако, они благодарны. Научимся от них благодарности! Неблагодарный человек стоит ниже животного, его сердце — камень.
2. Благодарность человеческая.
Выше стоит благодарность человеческая, но только человеческая. Если человек не закоснел во грехе, если он не одичал, то он благодарен. Посмотрим на человека без отношения к христианству и искуплению, и мы убедимся, что он должен быть благодарен.
а) Человек имеет разум. Он видит, что Бог делает и что дарует нам по доброте и любви, а если он этого не видит, то его ум слеп, и о нем можно сказать то же, на что жалуется Исаия: “вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего” (Ис. 1:3).
Он понимает, что сделали для него родители, учителя и благодетели, что он получает от общества, в котором живет. Он не может не быть благодарным, он должен быть благодарным.
б) Человек имеет сердце. Это сердце только тогда истинно наслаждается благом, когда оно благодарно. Разве имеет удовольствие тот, кто не знает никакой благодарности?
Это сердце есть огонь благородных чувств и, следовательно, благодарности. В нем должно пылать пламя благодарения.
Некогда Моисей по Божьему повелению устроил алтарь, на котором днем и ночью должен был гореть огонь. На это один из мудрых сказал: “пламя огня напоминает нам о благодеяниях Божиих, которые никогда не прекращаются, но изливаются на нас днем и ночью, и требуют от нас такой же непрестанной благодарности Богу.”
[1329]
в) Человек имеет потребности. Благодарному всегда и охотно дают взаймы. Бог оказывает свои благодеяния и неблагородным, но охотнее благодарным. Так точно поступают и люди. Как безумны бедные, если они не благодарят?
Римляне-язычники ежегодно выходили к колодцам, ручьям и рекам, чтобы поблагодарить мнимых богов и рек, и источников, и получить от них за это новые благодеяния.
г) Человек имеет язык (дар слова). Он дан ему по истине не для того, чтобы изрыгать гневные, недовольные и богохульные слова. Он обладает им для того, чтобы не только тихо, но и громко возвещать благодарность Богу, величайшему благодетелю, и людям.
3. Благодарность христианская.
Несравненно выше, чище, бескорыстнее благодарность христиан. За что благодарит христианин?
а) За испытания. Иной воздыхает под гнетом испытаний, постигающих еего, и желает избавиться от них, чтобы невозмутимее можно было служить Богу. Но испытания — необходимы. Они дают христианину случай отражать их и побеждать. Без испытаний наша добродетель не имела бы никакого достоинства, не была бы борьбой и победой.
б) За страдания. Как Иисус Христос сказал, что следует любить не только друзей, но и врагов, также можно сказать, что следует благодарить не только за радости, но и за скорби. И как любовь к врагам есть высочайшая любовь, так и благодарность за бедствия есть высочайшая благодарность. Почему скорби благодетельны для нас?
в) За искупление. Бог явил нам свою величайшую любовь тем, что послал Своего Сына для нашего искупления, следовательно, христиане должны быть по преимуществу благодарны за искупление. Что значат все даруемые Богом блага в сравнении с искуплением, в сравнении с освобождением разума от заблуждений, сердца от жестокосердия, воли от бессилия, души от вины и наказания, от вечной смерти?! Так как блага духовные выше материальных благ, то самая величайшая благодарность должна быть возносима Богу за благо искупления от греха.
г) За надежду вечной жизни. Настоящая жизнь кратковременна и имеет ничтожное достоинство, однако, мы должны и за нее благодарить Бога. Бесконечно выше — вечная жизнь, которую Бог хочет нам дать, и за которую христианин особенно благодарит. Бессмертие и вечное блаженство — высочайшие блага. Христианин, который уже на земле живет в небе, благодарит за будущие, небесные блага.
Заключение. Не допустим же, чтобы животные могли стыдить нас за неблагодарность! Будем людьми! Будем христианами! Будем благодарить!
В чем обнаруживается благодарность в отношении к Богу и людям
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его” (ст.16).
В девяти облагодетельствованных прокаженных мы видим отталкивающий пример неблагодарности. Так много получили и — не благодарят! Но весьма часто в жизни и мы не благодарим так, как следует, а совершенно неблагодарных людей неисчислимое множество. Порицая по справедливости девять неблагодарных, мы порицаем самих себя.
Но в самарянине мы видим истинно привлекательный пример благодарности. Он “и пал ниц к ногам Его, благодаря Его”. Благородный поступок самарянина радует нас. Чтобы подражать этому примеру, мы поговорим сейчас о благодарности и покажем, в чем она состоит.
Она обнаруживается:
1. В надлежащем употреблении и в добром применении их даров.
Только тот может назваться благодарным, кто полученные дары и благодеяния правильно употребляет и плодотворно использует. В противном случае тут выражается величайшая неблагодарность.
а) Если бедные получают что-либо от благодетелей и полученное ими проматывают, расточают или употребляют на плохое, то они в высшей степени неблагодарны. Часто слышатся жалобы, что то, чем думали утолить голод и прикрыть наготу, употребляется на лакомство, хорошую жизнь, или дает повод к спеси и т. д. Благодетели должны удовлетворять только необходимым потребностям.
Пышная одежда дочери, когда мать нищенствует! Роскошь сына, когда отец находится в богадельне!
б) От учителей и людей опытных мы приобретаем знания — смеем ли мы пользоваться ими для дурных целей? От родителей многие получают имущество и состояние, многие даже почет и громкое имя — дерзнем ли мы проматывать, расточать, уменьшать полученное? Нет, мы должны это сохранять.
в) От Бога мы получаем неисчислимые блага. Злоупотребление ими было бы неблагодарностью, а доброе употребление— благодарностью.
а. От Него мы получаем пищу и питье. Невоздержание — невозможно, если имеют благодарное сердце.
b. От Него приходят здоровье, благосостояние, крепкие мышцы. Как можно злоупотреблять этими благами и быть, таким образом, неблагодарным?
с. Глаза, уши и язык суть драгоценные Божьи дары. Как часто ими злоупотребляют, особенно даром слова?
d. Ум, чувства и свободная воля возвышают нас над всеми земными тварями. Не будем же злоупотреблять разумом для сомнений, умствований и коварства! Пусть чувство наше возвышается к Богу, служит источником любви! Пусть воля направляется к добру!
е. От Бога мы получили богослужение для нашего утешения, поучения и назидания. Так присутствуем же на нем с благоговением! Не будем подобны бесстыдному нищему, который бросает хлеб, или умалишенному, который лишает себя зрения.
2. В содействии тому, что для нас делают.
Благодарность свою мы обнаруживаем также в том, если сами делаем что- нибудь и не допускаем все только нам давать и делать; если мы полученное не только сохраняем, но и умножаем, если мы содействуем тому, что нам дано.
а) Получают образование и наставление дома, в школе, в церкви. Но следует не только получать и принимать в себя, но и самому также напрягать свои силы и обдумывать наставления и уроки других.
Благодеяния со стороны отдельных людей и общества бывают часто необходимы только для определенного времени и обстоятельств: надо стараться, если только это возможно, чтобы не иметь в них больше нужды, а используя их исправлять свою жизнь
б) От родителей получают очень многое. Но, делаясь год от году взрослее и способнее к труду, надо стараться, чтобы и для них зарабатывать столько же, сколько от них получали. Мы должны честным приобретением умножать полученное наследство.
в) Бесконечно многое, самое большее, даже все получаем мы от Бога. Будем содействовать Его дарам и благодати!
Он дал и дает небесное учение. Будем принимать его всем сердцем, вести по нем жизнь и приносить плоды для вечной жизни!
Он установил дни воскресные и богослужение. Пользуйся этим случаем для спасения своего и для назидания других!
Он дарует отпущение грехов в таинстве покаяния. Какая благодать! Будь свободен от греха и благодари исправлением жизни!
3. В доброжелании, словах и делах.
Надо не только правильно употреблять даруемые блага и содействовать им, но и отплачивать за них благодарностью, выражаемой в доброжелании, словах и делах.
а) Благодарность, выражаемая в доброжелании. Не будем забывать, чем мы обязаны родителям, учителям, пастырям и прочим благодетелям! Наша признательность к ним делает нам честь, потому что этим мы доказываем, что имеем память, ум и доброе сердце. Мы не всегда думаем о том, сколько мы обязаны заплатить обществу, государству и церкви: мы гораздо более помним то, что мы от них имеем и получаем.
Что касается Бога, то Он вполне удовлетворен уже и благодарной памятью о дарованных благах, следовательно, малым за великое, хотя, впрочем, и язычники приносили богам богатейшие жертвы.
Эту благодарность имеют даже благороднейшие животные!
б) Благодарность на словах. Благодарное слово, конечно, достойно того блага, какое мы получаем от людей. В образованных обществах благодарят за малейшую услугу, тем более за оказанное добро. Мы приветствуем при встрече всех знакомых, не тем ли более — своих благодетелей? A Богу за Его неисчислимые благодеяния не должны ли мы принести в дар хотя слабую благодарность на словах? Если бы мы имели от одного человека все, чем обладаем, и если бы он мог взять у нас все назад, не должны ли мы все-таки благодарить его? Следовательно! “Принеси в жертву Богу хвалу” (Псал. 49:14). Утренняя и вечерняя молитва, — перед едой, после еды! “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол. 4:2). Чем более солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они к солнцу благоуханий. Наше солнце — Бог, будем благодарны Ему, подобно цветам.
в) Благодарность на деле или через взаимное благодеяние.
а. За особенные труды нужно давать работникам более условленной оплаты.
b. Взаимная услужливость соседям.
с. Как нужно поддерживать родителей в болезни, бедности и старости? Иосиф в Египте, Иисус на кресте!
d. Но что нужно делать для Бога? “Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?” (Псал. 115:3). Иисус Христос отвечает: “так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:40). Таким образом, благотворением мы оказываем истинно-деятельную благодарность в отношении к Богу.
О неблагодарности и благодарности
“Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” (ст.18)?
Исцеленный самарянин благодарил, и его благодарность была угодна Иисусу Христу, Который, впрочем, никак не рассчитывал на благодарность и честь, но хотел, чтобы все люди воздавали славу Богу. Прочие девять прокаженных не благодарили Бога, и их неблагодарность огорчила Спасителя. Это дает нам повод говорить — о неблагодарности и благодарности
1. Неблагодарность ненавистна даже миру.
Как ни неблагодарны большей частью бывают люди, однако, и они ненавидят неблагодарность в других. Что ж такое тогда неблагодарность?
а) Неразумное легкомыслие. Многие и неисчислимые блага и благодеяния получаем мы от гражданского, государственного и церковного общения. Какие? Только люди неразумные и легкомысленные не могут этого видеть.
Кто теперь не хочет ничего делать для блага церкви, кто не старается быть полезным членом общества, не содействует общественным целям, не помогает нести тяготы государства — тот неразумен, легкомыслен. И другие члены общества не должны терпеть возле себя такого неразумия и легкомыслия. Они должны делать больше, если кто-либо из них не делает своего.
б)
Бесчувственная грубость. Только низшие виды животных не благодарят, высшие виды их оказывают благодарность благодетелям своей привязанностью. Кто забывает своих благодетелей, проходит равнодушно мимо прежних учителей, не радит о родителях — тот стоит ниже лучших животных. И лучшие из людей не охотно обращаются с такими грубыми, неблагодарными. “Позна вол стяжавшого и осел ясли господина своего” (Ис. 1:3
[1330]). “Не срам ли быть неблагодарным за полученные благодеяния? Даже животные стыдятся неблагодарности. Они с благодарностью помнят о доставляемом им корме.”
[1331]
в)
Отвратительное высокомерие. Бесконечно многое, в конце концов даже всякое благо мы получаем от Бога. Кто этого не признает и за это всегда не благодарит, тот, значит, полагает, что он всем обязан самому себе, а это — высокомерие. Но высокомерие даже в глазах мира кажется несносным, с высокомерными неохотно вступают в какие-либо сношения.
“Ты должен знать, что
сам по себе ты не имеешь ничего, дабы ты не был неблагодарным.”
[1332]
2. Благодарность, напротив, угодна всем.
Сердечно радуешься, если встречаешь благодарные души. Почему благодарность так угодна Богу и людям? Потому что в ней выказывается:
а) Взаимная любовь. Любящий и дающий хочет быть взаимно любимым. Мы имеем врожденную потребность в любви. Благодарный дает вместо дара сердце, и потребность любви удовлетворяется.
б) Память о Боге. Что выражается в словах: “воздай славу Богу?” Насколько эти слова лучше, чем обыкновенное: “благодарю?”
В истинно-благодарном человеке неизгладимо живет сознание о Боге. За каждое благодеяние он благодарит не только благодетеля, но и Бога. Такая благодарность возвышенна и благотворна.
в) Господство доброго духа. Кто открыто сознается, как много он обязан учителям, благодетелям, родителям и Богу, тот отвергается самого себя, а самоотвержение есть господство духа: с такими людьми мы охотно общаемся.
Как восхищают нас рассказы, где облагодетельствованное лицо приносит глубочайшую благодарность своему прежнему, бедному благодетелю.
Самая высокая степень нравственности проявляется там, где благодарят Бога даже за страдания, потому что они благодетельны, — благодарят за добро, полученное другими, даже врагами.
Как преступно и опасно помнить о Боге только в горе, но забывать его в радости!
“Как они не возвратились воздать славу Богу” (ст.18)?
Потому что здесь проявляется:
1. Богохульное легкомыслие.
Если по справедливости называют легкомысленным и достойным презрения того человека, который, возвысившись из ничтожества, забывает и унижает прежних своих благодетелей, то что сказать о том, кто в счастье забывает своего высочайшего Благодетеля, в то время когда “мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28).
A как часто это бывает с людьми? Вспомни свои скорбные обстоятельства жизни, как ты взывал тогда к Богу, и как Он помог тебе в горе, осушил твои слезы, успокоил твое сердце!
Но теперь все забыто тобой, ты перестал думать о твоей всецелой зависимости от Божьей воли, твои молитвы слабы и холодны, твое присутствие в храме развлекается житейскими заботами.
Не богохульное ли это легкомыслие?
2. Самая постыдная неблагодарность.
Во время бедствий и скорбей какие пламенные молитвы воссылаем мы к Богу, какие обещания исходят из уст наших, лишь бы только Он помог нам в горе, облегчил наши нужды? И вот Господь внемлет воплю несчастного, и посылает ему всесильную помощь.
Но как человек благодарит за это своего Благодетеля? Бог даровал ему счастье, но как редко он пользуется им для славы Божьей и блага ближних, а наоборот?
Бог наградил его силами, но как часто он злоупотребляет ими?
Бог послал ему утешение и помощь, но он принимает их без благодарности, пользуется ими без признательности, погружается опять в земные заботы, не думая вовсе о потребностях своей души.
Не постыдная ли это неблагодарность (Втор. 32:6
[1333])?
3.
Сопровождается тяжкой ответственностью.
Бог поругаем не бывает. Как легкомысленный, который забывает в радости свою зависимость от Бога, так и неблагодарный, который пренебрегает в счастье своими обязательствами к высочайшему Благодетелю, — должны будут некогда получить возмездие.
Земное счастье без Бога — не прочно. Скоро ты опять воззовешь к Богу в нужде: но какой помощи ты можешь тогда ожидать от Него? “Если мы забываем благодеяния, полученные от Бога; то мы лишаемся их, как люди неблагодарные и недостойные.”
[1334]
Кто утешит тебя, когда твоя радость опять улетит?
Кто поможет тебе, когда ты снова подвергнешься нуждам и бедствиям?
К тебе придет на встречу смерть, представит тебя перед нелицеприятным Судьей: кто тогда спасет тебя?
“Чем значительнее благодеяния, полученные людьми, тем строже будет суд над неблагодарными.”
[1335]
Заключение. Не будем никогда забывать, ни в счастье, ни в несчастье нашей всецелой зависимости от Бога, Которым мы живем и движемся, и существующем. Мало таких, которые в минуты скорбей не обращались бы к Богу, но много ли таких, которые и в счастье помнят о Боге? не десять ли очистились? И, однако, нашелся только один, который “громким голосом прославляя Бога” (ст.15)!
Десять прокаженных
“И громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас”(ст. 13).
1. Их молитва.
2. Их вера.
3. Их благодарность.
Три прекрасные добродетели, проповедуемые Евангелием о десяти прокаженных
(Ст. 12–18).
А именно:
1. Чтобы мы имели твердую веру и постоянное упование на Бога.
2. Чтобы от сердца благодарили за всякое полученное благо.
3. Чтобы в состоянии были также переносить неблагодарность людей.
Как болезни телесные служат здоровьем для души
“И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали” (ст.12).
1. Они отвращают душу от мира, напоминая ей о непостоянстве всего земного.
2. Они влекут душу к Богу, возбуждая в ней смиренное чувство человеческого бессилия.
3. Они очищают душу от греховной язвы, пробуждая искреннее раскаяние.
4. Они побуждают душу к глубокой благодарности за Божью благодать.
Благодарность христианина
“И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин”(ст. 16).
1. В дни здоровья.
2. В дни болезни.
3. После выздоровления.
Неблагодарность к Богу
“Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?” (ст.17).
1. Постыдна.
2. Безумна.