II. Апостольское чтение. Зачало (257): к Колоссянам 3:4-11
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении этой недели предлагаются разные нравственные направления о совлечении ветхого человека и облечении в нового, или вообще
об обновлении людей, вступивших в общение со Христом, ставших
христианами.
1. Что побуждает нас к духовному обновлению (ст.4).
Сильнейшие побуждения к новой, святой жизни предлагает апостол, когда говорит: “когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе” (ст.4).
а)
Христос есть наша жизнь. До Его страдания и воскресения мы были мертвы, вследствие прародительского греха (Ефес. 2:1, 5
[1336]), лишены божественной благодати и, следовательно, не имели ни сил, ни средств восстать от греховной смерти и начать новую жизнь, быть новой тварью, облекаться в нового человека, созданного по образу Божьему в правде и святости. Но Иисус Христос, восстав от мертвых, воскресил нас духовно и телесно (Ефес. 2:5), оживотворил наши души, даровав им “
от Божественной силы все потребное для жизни и благочестия,” оживил и наши тела, дав им силу и благодать воскресения (ср. толк. Ник. in h. 1.). Он есть наше “
воскресение и жизнь” (Иоан. 11:25). A если Христос есть наша жизнь, то не должны ли и мы, как соединенные с Христом, ходить в обновлении жизни, умереть для греха и жить для Бога, сбросить с себя ветхого человека и облечься в нового? Жить во грехе было бы теперь непристойно, когда “
жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” (ст.3), и невозможно, если Христос есть действительно наша жизнь, и если мы так тесно соединены с Ним, как ветви с лозой.
б) Христос, который есть жизнь наша, некогда опять
явится, говорит апостол, “и вы с Ним явитеся во славе”. Вот второе побуждение к обновленной, святой жизни! Как премудрый архитектор, святой Павел полагает твердое основание духовному зданию своих нравственных наставлений об обновлении христиан, — именно, истину и верность второго пришествия Спасителя, когда все люди предстанут перед Его Божественной славой. Кто дерзает предстать перед лицом земного царя в грязной одежде? Не одевается ли сначала в чистые одежды, не украшается ли, сколько возможно, лучше, и потом уже идет к нему? Как же мы дерзнем явиться перед лицом Царя царствующих, не омыв прежде греховной нечистоты и не облекшись в нового человека, в чистое и брачное одеяние добродетели? Не должны ли мы поэтому позаботиться об обновлении жизни, — тем более, что мы явимся перед Ним не на мгновение только, а чтобы всегда быть в общении с Ним, возлежать на Его великой вечери и наслаждаться Его божественной
славой?
2. В чем же состоит это обновление (ст.5-11)?
а) В оставлении грубых, плотских грехов. “Умертвите земные члены ваши,” (Кол. 3:5) взывает апостол! Хотя христиане и умерли для грехов мира, быв погребены с Христом в крещении (Кол. 2:12), однако, в них осталась еще склонность к ним. И так умертвите, истребите саму наклонность к злу, от которой рождается блуд и все прочие плотские грехи, о которых стыдно и говорить (Ефес, 5:12), и которые вообще можно назвать нечистотой, потому что они оскверняют душу и тело, — страстью, потому что разжигаемый ими по истине страдает и мучится. Умертвите не только эти грехи плоти, но и всякую злую похоть, похоть всякого греха, особенно “любостяжание, которое есть идолослужение” (ст.5), потому что, как идолослужители полагают всю свою надежду на идолов и приносят им в жертву все, даже людей, так и лихоимец служит золоту, как Богу, и для достижения его не щадит никаких жертв, ни совести, ни родства и дружбы.
Все эти грехи называются “земными членами,” поскольку они совершаются посредством членов нашего земного тела, и поскольку они пригодны только для земли, для жизни плотской, а наша жизнь — духовная, сокрытая с Христом, в Боге (ст.3), нам нужно о духовном помышлять, а не о земном (ст.2), мы являемся членами Христова тела. Поэтому “
умертвите земные члены ваши!” Это умерщвление тем более необходимо, что за такие грехи мы не только не удостоимся явиться с Христом в славе, но и навлечем на себя
гнев Божий, который постигает и наказывает всех
сынов противления (ст.6
[1337]), не повинующихся повелениям Божьим, — наказывает уже здесь на земле, посылая на них страшные казни (Псал. 77:31;
[1338] 105:14;
[1339] 3 Цар. 20). Похотливые грешники знают по собственному опыту, как жестоко наказываются грехи плотские: “
в которых, — продолжает апостол, —
и вы некогда (πоτέ некогда)
обращались, когда жили между ними” (ст.7), следовательно, сами на себе испытали наказания гнева Божьего, постигающие сынов противления. Если же кто из грешников не наказывается в настоящей жизни, то он собирает себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божьего (Рим. 2:5;
[1340] Прит. 16:4
[1341]). Поэтому “
умертвите земные члены ваши!”
б)
В удалении от таких грехов, которых люди иногда не считают грехами.
“
А теперь, — продолжает апостол, —
вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” (ст.8). Тоньше эти грехи плотских грехов, но, однако, — грехи, недостойные христиан, поступающих достойно своего звания, в которое они призваны и в котором должны ходить со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь всячески сохранить единство духа в союзе мира (Ефес. 4:1–3
[1342]). Ни продолжительный
гнев, ни вспыльчивая
ярость, ни затаенная
злоба, ни всепорицающее
злоречие, ни
сквернословие, оскверняющее
уста, — непристойны для христиан.
Между всеми, так называемыми, мелкими грехами апостол обращает, по-видимому, особенное внимание на грехи лжи: “не говорите лжи друг другу,” заповедует он (ст.9). Грех этот считается столь обыкновенным и столь часто повторяется в жизни, а между тем, он более всего уподобляет нас чадам отца лжи. Итак, отложите все, свергните с себя все эти и другие тонкие грехи, называемые малыми, вырвите с корнем всякое греховное влечение, всякое ничтожное, на первый взгляд, зло, “совлекшись” совершенно “ветхого человека с делами его” (ст.9). Но это только одна отрицательная сторона нашего обновления. В чем же состоит полное обновление?
в) В украшении добродетелями. “Совлекшись ветхого человека,” “оставив всякое произволение к злым делам, как расслабленное и расстроенное, подобно людям, достигшим глубокой старости, христиане должны облечься в человека нового или юного — обрести склонность к делам добродетельным, сильную и крепкую, какими бывают и люди в цветущем возрасте силы и юности” (ср. Толк. Никиф. Феоф. и святой Иоанн Златоуст in h. 1.), Об этом новом человеке апостол изображает, что тот “обновляется в познании по образу Создавшего его” (ст.10), т. е. “премудро и разумно делающегося точным образом и подобием Божьим” (ibid.).
Первые люди в раю имели это Божье подобие, были святы и блаженны, но завистью и хитростью диавола вошел грех в мир и помрачил образ Божий в человеке. Но с пришествием Иисуса Христа мы можем опять разумно “обновляться по образу Создавшего нас,” представлять Его божественные черты, украшаться всеми богоподобными добродетелями, мыслями и желаниями, потому что в Иисусе Христе мы составляем новую тварь. В этого нового человека, созданного в правде и святости, должны теперь христиане облечься, обновиться, как бы в чистые и светлые одежды, чтобы, “когда же явится Христос жизнь” их и они “с Ним явились во славе” (ст.4). Такое обновление возможно для всех, тут не нужны ни премудрость, искомая еллинами, ни чудеса, требуемые иудеями, ни обрезание иудейское, ни не обрезание язычников, ни невежество варвара, ни дикость скифа, ни рабство раба, ни свобода свободного, потому что для такого обновления Иисус Христос разрушает все препятствия и подает всякую помощь всем верующим в Него: “где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (ст.11).
Человек — образ Божий
“Облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его” (ст.10).
Такова заповедь апостола!
Но слышатся иногда возгласы, представляющие человека до того ничтожным существом, что будто бы он не способен ни к какому добру.
Такие мнения и суждения не только неразумны и ошибочны, но и опасны. Они противоречат совершенству Творца, не согласны ни с разумом, ни с опытом, ни со Священным Писанием.
Библия, напротив, говорит нам, что человек есть образ Божий (Быт. 1:26–27;
[1343] Прем. 9:2;
[1344] Кол. 3:10
[1345]).
1.
В каком смысле можно о нем сказать это?
Выражением: образ Божий (Быт. 1:26–27), означается подобие человека с Богом. Он состоит:
а)
В господстве над землей и всеми тварями земными, ибо сказано, что Бог благословил человека и сказал: “
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” и проч. (Быт. 1:28;
[1346] ср. Псал. 8).
Таким образом, как Бог есть Господь и Владыка всего мира и людей, от Которого все зависит, Которого все должно слушаться и Которому следует подчиняться, так и человек подобен Высочайшему Существу, обладая землей, господствуя над всеми животными и подчиняя себе все твари. Самых диких животных он умеет укрощать и употреблять для своей помощи. Он преодолевает стихии природы и может ослаблять их силу. Подобно Богу, владычествует он над землей, обновляет и украшает ее вид, делает перемены, приводит в порядок и управляет ей от одного конца до другого.
Но он господствует не силой телесной.
Тело его гораздо дряхлее тела многих животных, равно как и другие чувства его слабее, чем чувства многих пород животных. Человек владычествует над землей единственно своим разумом. В нем находит он средства подчинять земные твари и употреблять их для своей пользы. В его мысли, наблюдениях, остроумии и изобретательности духа скрывается то могущество, с которым он полагает пределы силе огня и воды. Как велик и славен, как подобен Владыке и Мироправителю человек уже через свое господство над землей!
б) В мудрости и истине. Отложите ветхого человека, тлеющего в похотях и заблуждении, говорит апостол. Человек должен быть свободен от заблуждений, стремиться к познанию истины и мудрости, и посредством этого делаться образом Божьим. Бог обладает совершенным разумом, совершенным познанием всех вещей и высочайшей мудростью.
Он дал человеку в разуме способность к познанию истины и усовершенствованию себя в этом познании. Кто надлежащим образом образовывает свой ум, укрепляет и употребляет его, тот может дойти до высокого развития ума.
Он старается узнать каждый предмет, исследовать причины и действия, пользу и вред всех вещей, связь всех явлений мира.
Недовольный познаниями настоящего и прошлого, он стремится отгадать будущее и устроить все так в своей жизни, чтобы можно было избежать неблагоприятных обстоятельств.
Сама воля, цели и советы Божьи ему неизвестны.
Конечно, самый мудрейший из людей не свободен от заблуждений и ошибок, его ум только — ум ограниченный. Но если мы посмотрим на силу человеческого духа, на крепость ума, на бездну правильных познаний и на непреодолимое стремление к совершеннейшим знаниям, то мы по праву можем сказать: человек есть образ Божий, он может, подобно Богу, стремиться к истине и знать истину.
в)
В назначении и стремлении к святости и добродетели. Мы можем и должны не только познавать истину, но и любить и делать добро, и достигать в этом совершенства. Поэтому апостол требует от христиан, чтобы они “
облеклись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,” (ст.10 сн. Ефес. 4:24;
[1347] 1 Пет. 1:15
[1348]). Добродетель и святость уподобляют нас Богу, превращают в истинный образ Божий.
Кто обладает собой, своими склонностями и пожеланиями, чтобы делать то, что истинно и благочестно, чтобы поступать во всем согласно со своим богопросвещенным разумом и волей Божией, кто стремится к чистоте сердца и к верному исполнению своих обязанностей, кто любит людей, как чад Божиих, смягчает их скорби, споспешествует их благу — тот не уподобляется ли Богу в добродетели и любви, не есть ли в своей жизни и делах видимый образ Божества?
Не чувствует ли он себя в сознании добродетели достойным бессмертия, предназначенным к вечной жизни?
Мудрый, добродетельный, истинный друг человечества, следующий примеру Христа — есть образ Божий, беден ли он или богат, знатен или не знатен.
2. Какия увещания заключаются для нас в этой истине?
б) Если человек есть образ Божий, то мы должны почитать каждого человека и выражать это почтение к его высокому достоинству во всех наших отношениях к нему.
Каждый человек получил от Бога назначение быть мудрым, добродетельным и совершенным во всяком добре. Каждый получил для этого силы и способности, каждому Христос должен быть Вождем к его совершенству.
Как тогда осмеливаешься ты уничтожать своего брата, отказывать ему в почтении, на которое он, как человек, имеет полное право?
Как дерзаешь ты гордиться перед ним, употреблять его в орудие для выполнения твоих самолюбивых намерений, для удовлетворения твоих низких желаний?
Как осмеливаешься ты похищать у него средства к его образованию и совершенствованию, к достижению его временного и вечного благополучия, оскорблять его, делать его несчастным, оставлять без помощи и попечения? — его, который носит в себе образ Божий, которого любит Отец Небесный и хочет осчастливить через Своего Сына?
Такое отношение к ближнему, — величайший грех, доказывающий, что в нас не хватает христианского чувства.
Нет, мы никогда не должны забывать, что каждый человек есть образ Божий, предназначенный к мудрости и добродетели. Во всех сношениях с людьми мы обязаны давать им искреннее доказательство уважения. Наши поступки и жизнь да не будут для них преткновением в вере и соблазном, но будут поощрением и побуждением к нравственному совершенству.
Какое в свете этого строгое обязательство для родителей воспитывать детей своих так, чтобы они были действительно образом Божьим!
б) Если человек есть образ Божий, то и мы также. Поэтому мы должны уважать самих себя, остерегаться всего, унижающего нас, и стремиться к тому, что соответствует нашему достоинству и назначению.
Как унижают себя многие люди безнравственными, порочными склонностями и поступками, живут только для удовлетворения своих чувственных пожеланий, предаются постыдным порокам, обжорству, пьянству, распутству, корыстолюбию и любостяжательности!
Они не имеют никакого чувства к высокому достоинству и совершенству, которое заключается в уподоблении Богу, пренебрегают надлежащими познаниями религии, образованием духа, мудростью, добродетелью.
Где в вас тогда образ Божий? Где достоинство, к которому вы должны возвышаться, когда ваша свобода, разум, совесть принесены в жертву низшим чувственным удовольствиям? Живите “совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового,” взывает апостол ко всем без исключения! Пусть каждый считает себя существом, предназначенным к мудрости и добродетели, к бессмертию и уподоблению Богу. Пусть каждый стремится избегать всего унижающего, оскверняющего и разрушающего его богоподобную природу.
Мысль, что мы созданы по образу Божьему, да будет нашим ангелом хранителем, если приблизятся к нам искушения, если дух бодр, но плоть немощна.
Тогда сознание, что мы образ Божий, будет награждать нас за все труды и борьбу, возвышать нас над землей и вселять в нас предчувствие небесного блаженства.
Пагубные следствия лжи
“Не говорите лжи друг другу” (ст.9).
“Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда” (Сир. 20:24).
Нет ни одной греховной привычки, более общей между людьми, чем привычка лжи. Как трудно найти рыбу без костей, так трудно встретить человека, который бы не лгал.
1. Для нас самих.
Привычка лгать причиняет величайший вред нам самим, потому что она:
а) Извращает наше духовное настроение. Чтобы настроение нашего духа могло быть добрым и согласным с Божьей волей, для этого необходимо, чтобы оно было истинным и искренним. Без истины в мыслях, без искренности и честности в поступках, наше настроение не может быть угодным святому Богу.
Привычка лжи портит благонастроенность души, потому что она ставит нас в противоречие с разумом и совестью, побуждает нас говорить и действовать против убеждения.
Она предполагает уже недостатки характера, как, например, легкомыслие, коварство, хвастовство, и еще более их поддерживает и увеличивает.
Уважение к истине и добродетели, благоговение к Богу и Его святому закону, любовь к ближним исчезают в лжеце по мере того, как овладевает им привычка лгать. Нравственное чувство ослабляется и подавляется.
Взамен этого в нем возникает пагубное равнодушие к Божьим заповедям, сомнение в их важности, в достоинстве искренней добродетели и правдивости. Как сильно должно из-за этого портиться наше духовное благонастроение, как легко каждый порок входит тогда в душу и находит в ней защиту и убежище!
б) Приводит ко многим грехам и злодеяниям. Лжец знает, что люди требуют от него истины, и выдает поэтому свою ложь за истину.
Чтобы обмануть других, он притворяется, лицемерит, ложно обвиняет ближнего.
Привычка лгать приводит к клевете, к вероломству, к извращению дела во вред ближнему, к преувеличению его слабостей и недостатков.
Если лжец попадает, вследствие своей фальши и нечестности, в затруднительные обстоятельства, то он старается выпутаться из них посредством новой лжи, обмана и неправды. Несправедливость, злодеяние, клятвопреступление ничего не значат для лжеца, потому что он надеется, не краснея, отречься от всего этого и поставить себя посредством лжи в безопасность от всякого подозрения или открытия его злых поступков. Таким образом, жизнь лжеца становится непрерывным рядом грехов. Как истинно сказал Соломон (Прем. 1:11): “клевещущие уста убивают душу.”
Какого наказания достоин лжец перед Богом! (Псал. 5:6–7
[1349]).
в)
Бесчестит и позорит нас самих. Наше достоинство перед Богом, наша честь и уважение перед миром основываются на истинном свидетельстве совести о нашей невинности, о нашей искренней любви к добродетели и справедливости.
Ложь, фальшь, нечестность бесчестят человека, приводят его в явное противоречие с самим собой.
Кто говорит и поступает вопреки своим убеждениям так часто, что это обращается для него в привычку, тот показывает величайшее легкомыслие, неразумие и бессовестность.
Кто может при такой привычке уважать самого себя? Кто из лжецов осмелится выдавать себя за честного друга истины?
Каждый взгляд на его жизнь показывает ему множество заблуждений, каждое внимательное размышление о ее содержании вселяет в нем презрение и отвращение к самому себе. (Прит. 13:5
[1350]).
г)
Вследствие лжи человек теряет всякое доверие между людьми. Каждый, кто сам любит правду, ищет истины, откровенности и честности в наших словах и выражениях. Только человек подозрительный и недоверчивый не доверяет никакой откровенности, часто потому, что сам никогда не был откровенным.
Кто, таким образом, живет ложью, обманывает людей по привычке, корыстолюбию, злости, тот недостоин их доверия и теряет его, коль скоро лживость его становится известной.
Ему не верят, как бы он громко ни уверял. При каждом слове, каждом обещании, какое оно дает, он должен опасаться, что в его честности сомневаются.
Но как жалко такое состояние! Можно ли чувствовать себя счастливым в отношениях с людьми, не имея их доверия!
Как всеобще презрение, бичующее лжеца! Как сильно он, таким образом, вредит себе, своему счастью и благу!
2. Для других людей.
Привычка лгать вредит также в высшей степени другим людям, потому что:
а) Она ослабляет уважение и любовь к истине и препятствует ее распространению. Ограниченность нашего разума, несовершенство наших познаний, многие трудности и препятствия, которые мы должны преодолеть при стремлении к познанию истины, приводят к тому, что мы подвергаемся многим заблуждениям и обольщениям.
Где наш отдельный опыт и сведения не достаточны для убеждения, там мы верим другим, которых считаем более сведущими.
Но это доверие к другим ослабляется, уважение к истине уменьшается, если мы были обмануты, увлечены, проведены нечестными людьми.
С потерей доверия к их честности, теряется даже вера в то, что другие выдали нам за истину.
Лжец своим примером побуждает также и других к неверности в своих речах, так что по его вине истина всегда находит меньше друзей.
б) Она часто нарушает спокойствие и довольство людей. Мы чувствуем себя счастливыми в общении с людьми, на честность и доверие которых мы можем положиться, не опасаясь быть обманутыми ими. Мы считаем тогда себя безопасными в обладании нашей чести и нашего имущества.
Но совершенно иное происходит, когда мы обращаемся с людьми лживыми и коварными, живем всегда в опасении быть ими обманутыми. Кто может при этом жить спокойно и довольно? То они передают наши речи другим в превратном виде, то искажают выражения других и тем обманывают нас (Псал. 40:7
[1351]).
Вследствие этого возникают недоразумения, споры, оскорбления, распри, вражда. Лжец всегда также и клеветник.
“Говорите истину каждый ближнему своему” (ср. Ефес. 4:25).
в) Она вредит также счастью наших ближних. Нельзя поверить, чтобы легкомысленный, бесчестный и бессовестный лжец думал хорошо о других и заботился об их благополучии.
Если даже он только из легкомыслия нарушает истину, то и тогда он, посредством ложных, искаженных сведений и клеветы, может причинить большой вред их чести, их доброму имени, благосостоянию, успеху их занятий и предприятий.
Но еще большего вреда надобно опасаться, если он лжет из лукавства и злобы. Он имеет тогда явное намерение обмануть и провести других, обогатиться к их вреду или стяжать неправедную прибыль, низвергнуть ближних, чтобы возвысить себя. Как вреден тогда лжец! Какую погибель готовит он себе! Как истинно то, что говорит Премудрый (Сир. 20:25–26
[1352]): “
лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь”
Что обязывает и побуждает нас говорить всегда правду?
“
Не говорите лжи друг другу” (ст.8), ибо “
злой порок в человеке — ложь” (Сир. 20:24)
Посему “отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему” (Ефес. 4: 25).
1. Страх перед Богом.
Прямота и правдивость вживлены нам Самим Творцом. Что делают неиспорченные дети? Что делает диавол?
Лжец насмехается над волей Творца.
а) Бог дал нам в языке прекраснейший дар! Лжец злоупотребляет этим даром. Какая неблагодарность к Богу?!
“Бог дал нам язык для того, чтобы мы передавали свои мысли другим, а не для того, чтобы люди проводили им друг друга. Слово, употребляемое для лжи и обмана, есть грех.”
[1353]
б)
Даже язычники сознавали низость лжи, некоторые из них (Эпаминонд) не позволяли себе лгать даже в шутку. И почему мы должны менее сознавать то, что вложено в нас самих Богом?
в) Бог дал прямую заповедь: “не произноси ложного свидетельства” (Исх. 20:16). Он сказал: “мерзость пред Господом — уста лживые” (Прит. 12:22)! Не должны ли мы говорить всегда правду из одного уже страха перед Богом, для Которого ложь — мерзость, и Который не оставит без наказания преступления против Его заповеди?!
2. Любовь к ближним.
а) Можно иногда скрывать истину: при детях, при злонамеренных людях и т. д., но никогда не следует лгать.
б)
Мы обязаны ближним любовью, ложь противоречит этой любви, а правдивость дополняет другие выражения любви. “
Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга” (Сир. 7:12–13
[1354]).
в)
Без правдивости исчезла бы всякая вера и всякое доверие вообще, — и гражданское общество не могло бы существовать. “
Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь” (Сир. 20:26).
г) Каждая ложь приносит вред ближнему. Ложь, употребляемая в шутку, также находит иногда веру. Ложь промышляющая причиняет бездну вреда. Ложь, вынужденная, так называемыми, затруднительными обстоятельствами, препятствует справедливости. Ложь злонамеренная достойно носит название язвы. Может ли быть любовь к ближнему там, где все основано на лжи?
“Есть ложь шуточная, которая употребляется для забавы; это грех еще
простительный. Услужливая ложь, которая не вредит, а приносит пользу ближнему, также простительна. Но злонамеренная ложь, распространяемая к вреду других, есть по существу своему величайший грех.”
[1355]
3.
Наше собственное благо и счастье.
а)
Лжец должен стыдиться самого себя. Он теряет честь и уважение перед людьми, лишается их доверия. “Кто находит радость во лжи, тот теряет всякое почтение, всякую веру, потому что он становится ненавистным, как перед Богом, так и перед людьми. Лживый человек подвергается от всех выталкиванию и поруганию!”
[1356]
б) Лжецы впадают во многие другие грехи, потому что они дерзко грешат, надеясь выпутаться ложью.
в) Грех ведет ко лжи, а ложь защищает грех и покровительствует греху.
Не говорите лжи друг другу
“Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его” (ст.9).
Потому что ложь:
1. Тягостна и обременительна.
Ложь есть очень тяжелое ремесло и весьма постыдная вещь. Человек всегда отвращается от того, что служит для него тяжестью и бременем: почему же он не отвращается от лжи? Разве она не тягостна? Посмотрим!
а) Первая ложь стоит человеку больших усилий. Если дитя в первый раз сделает погрешность и хочет скрыть какое-либо зло, оно начинает говорить против истины. В начале оно запинается и дрожит. Язык отказывает в услуге. Кровь разжигается, лицо краснеет или бледнеет. Тягчайшего наказания едва ли можно придумать. Достойно удивления, что за первой ложью следует вторая и третья. Родители, не допускайте детям лгать!
б) Лжецу не верят. Он употребляет все усилия, чтобы ему верили, потому что он живет и обращается среди людей. Он вынужден бывает тогда оправдываться, клясться, приводить доказательства, ссылаться на свидетелей и т. д.
Добрый христианин говорит правду, и если ему не верят, то он много об этом и не хлопочет.
Изображение таких дел, в которых принимают участие два лжеца, и таких, в которых участвуют два друга правды!
в) Лжец должен иметь хорошую память и быть весьма внимательным к своим словам. Ты рассказываешь что-нибудь в обществе, и после опять повторяешь свой рассказ: что теперь, если ты солжешь?
Ты хочешь удачно выпутаться из допросов родителей или учителей: но если ты лжешь? Не должен ли ты подготовить ответы на всевозможные вопросы и всегда помнить, что ты сказал? Как бывает тогда, если ты имеешь какого-либо соучастника в своей вине, как ты должен его наставлять?
Лжец в допросе перед судьею! Какого бремени стоит ложь!
2. Зловредна для человеческой жизни.
Если бы наше слово было: “да, да” или “нет, нет,” тогда жизнь наша была бы счастлива. Но ложь людей во многих отношениях отравляет ее.
а) Неопытный и добродушный человек верит каждому слову. Он не лжет и думает, что и другие также не могут и не будут лгать. Как иной жестоко бывает обманут в торговле, в общении, и должен испытать сильнейшее огорчение? Как иной по доверчивости вступил в дружеские отношения, которые послужили к его вреду? Как иные люди заключили брак по обману и приготовили себе несчастье на всю жизнь?
Невозможно перечислить плачущих, окровавленных, бедных, несчастных, которые пали жертвой лжи!
б) Жизнь человеческая есть большей частью жизнь продавца или покупателя, обмена и договора, даяния и обещания. Так как теперь многие люди неверны на словах, так как иной уже обманывал и был обманут, то понадобилось утверждать взаимные условия письменными договорами, квитанциями, свидетельствами и тому подобным. Впрочем, мы не говорим здесь о том, что письменные документы предохраняют также от невинных погрешностей памяти, — но о том, как посредством подобных договоров отравляется человеческая жизнь, какое стеснение и боязнь должны испытывать перед и после каждого дела, утверждаемого законным актом! Если бы все христиане были правдивы — как прекрасна и легка была бы жизнь?
Изображение мучительных ночей, прожитых многими! С каким стеснением идет иной на суд, хотя он совершенно прав?
в) Ложь раздувает вражду. Враждой воздают тому, кто оклеветал и оболгал другого. Иногда третий негодует на нас, и мы не знаем за что. Его оболгали, ему ложно передали несправедливые и обидные речи. И вот сердца супругов уже расторгнуты, друзья разошлись между собой, добрые соседи рассорились, общества враждуют друг против друга, и народы ополчаются уже на войну, только ради — лжи!..
3. Мерзость перед Богом. Священное Писание говорит: “мерзость пред Господом — уста лживые” (Прит. 12:22). Почему мерзость?
а) Бог всеведущ. Он слышит ложь и знает ее, как ложь. Он взирает на сердце и видит сердечную злобу того, кто лжет. Ложью хотят прикрыть злое намерение, избежать достойного наказания, обмануть и повредить ближним. Злоба заключается во лжи, и Бог ненавидит ее и отвращается от этой злобы. В день суда все будет раскрыто и строго наказано.
б) Он есть любящий Бог. Он хочет, чтобы мы любили друг друга. Но к любви ближнего относится также и правдивость. Во лжи скрывается ненависть к ближнему. А кто лжет, следовательно, ненавидит и не любит ближнего, тот не войдет в царствие Божье, которое есть царство любви. Но лжец также ненавидит и самого себя, потому что ложь заграждает путь к исправлению!
в) Бог добр. Один из прекраснейших Его даров, данных человеку, есть дар слова. Он дарован для того, чтобы мы говорили правду. Из-за лжи этот прекраснейший дар Божий оскверняется. Чего таким образом заслуживает лжец?
“Умертвите земные члены ваши” (ст.5)
1.
Разъяснение этого апостольского наставления (ст.5–9).
а) Какие члены (мирские деяния) должны быть умерщвлены:
а. всякая нечистая похоть, греховный образ мыслей и поступков;
b. грехи языка.
б) Что понимает апостол под умерщвлением этих членов:
а. в каком смысле указанные грехи могут быть названы членами;
b. как нужно их умерщвлять (ср. Мф. 18:8
[1357]).
2. Исполнение этого апостольского наставления (ст.9-10) бывает тогда:
а) Когда совлекаются ветхого человека:
а. что такое ветхий человек;
b. как происходит совлечение ветхого человека.
б) Когда облекаются в нового человека:
а. значение нового человека,
b. как происходит облечение в нового человека.
Любостяжание есть идолопоклонство
“Умертвите… любостяжание, которое есть идолослужение” ст. 5.
1. Любостяжательный смотрит на золото, как на высочайшее благо, он не служит истинному Богу, или если и служит, то только ради золота.
2. Любостяжательные — рабы золота, как идолослужители — рабы идолов.
3. В жертву любостяжательности приносят все, даже людей.
Сквернословие
“А теперь вы отложите все… сквернословие уст ваших” (ст.8).
1.
Само по себе грех постыдный, недостойный человека, тем более христианина (Ефес. 4:29
[1358]).