Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю 29-ю по Троице
Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 631.
Димитрий, арх. Херсонский. Сочинения (90 г.), т. III, 436.
Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (69 г.), 87, 120.
Его же. Слова к Тамбовской пастве (61 г.), 301.
Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на евангелия (63 г.), ч. II, 267
Его же. Беседы на чтения из апостола (67 г.), ч. II, 198.
Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи (89 г.), 481.
Николай, еп. Алеутский. Проповеди (97 г.), 336.
Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I. 345.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 149.
Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 685–699.
Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г.), 186.
Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (94 г.), вып. I, 268; вып. II, 538.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 419.
Бандаков В., свящ. Поучения (75 г.), вып. III, 157.
Дьяченко Г., свящ. Ежедневные поучения (97 г.), т I, 458.
[1220] Некоторые из толкователей считают эту притчу за одну и ту же с притчей, находящейся у Матфея (гл. 22:1-14; ср. Неделя 14 по Троице.), только с немногими несущественными изменениями. Но, не смотря на некоторое незначительное сходство, обе эти притчи заключают в себе такие большие разночтения, которые побуждают нас принимать их за две совершенно отдельные и независимые одна от другой притчи. Не только время, место и слушатели не одинаковы, но, что всего важнее, сама цель этих притчей, как видно из внимательного рассмотрения всех обстоятельств, оказывается совершенно различной. Притча о званных на брак (Мф. 22:1-14) сказана была Иисусом Христом в Иерусалимском храме (21:23), вероятно, во вторник перед Своими страданиями (ст.18), и перед архиереями и старцами народными (ст.23). Ближайшая цель ее состояла в том, чтобы показать исторически, как иудейский народ встречал дотоле пророков (Мф. 22:3–6), и каким преследованиям будут подвергаться Его апостолы при распространении Евангелия между язычниками. Между тем, настоящая притча о званных на вечерю сказана Спасителем прежде своего последнего путешествия во Иерусалим, когда Он был приглашен на обед к князю Фарисейскому, в субботу (Лук. 14:1). Здесь Иисус Христос исцелил сначала человека, одержимого водяной болезнью, и защитил это дело любви (ст.5), к великому соблазну фарисеев, которые, не смотря на свое внешнее согласие с законом, были вовсе чужды духа любви, составляющего жизнь закона, и теперь, со стыдом, по крайней мере, в сердцах своих, должны были признать законность Его поступка и не осмелились возражать Ему (ст.6). Затем Он обличил тщеславие и надменность гостей, которые теснились вперед для занятия почетных мест за столом, и этим показал, как они домогались пустых почестей (ст.7- 11). Наконец, Он обнаружил корыстолюбивое сердце домохозяина, приглашавшего к себе только таких гостей, которые, в свою очередь, могли пригласить его и воздать тем же (ст.12), в противоположность этому Он внушал благотворительную любовь к бедным и указывал на мздовоздаяние Божие (ст.13. 14). Таким образом, лица, перед которыми и которым предлагалась эта притча, были люди лицемерные, высокомерные, честолюбивые, своекорыстные, немилосердые, — и обличительное слово Господа по истине не могло им нравиться. Поэтому, когда Спаситель указал на воскресение праведных, то один из гостей воспользовался этим словом, как благоприятным предлогом, чтобы переменить разговор и вместе показать вид, будто он сильно желает участия в этом блаженном воскресении, хотя сердце его было вовсе чуждо такого желания. Что возглас его: “блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!” (ст.15), происходил из худого источника, а не от движения благочестивых чувств, в этом мы убеждаемся, как из общего настроения всех гостей, так еще более из самого хода притчи, где первые званные обнаруживают, как оземленное чувство и любовь к настоящему миру удерживает многих от блаженного участия в великой вечери, и что те только приходят, у которых нет этих препятствий. Таким образом, связь между возгласом (ст.15) и самой притчей следующая: ты называешь блаженными тех, кто вкусит хлеба в царствии Божием, а Я говорю тебе, что это блаженство приготовлено и предложено для всех, хотя немногие вкушают его, и все те, которые питают чувства, подобные тебе, лишаются по собственной вине предлагаемого им блаженства. Земнолюбивое настроение служит препятствием ко спасению, а духовная нищета (Мф. 5:3), необходимым условием спасения, — вот главная сущность этой притчи
[1221] И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня
[1222] Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня
[1223] Третий сказал: я женился и потому не могу придти
[1224] Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных
[1225] Святой Иоанн Златоуст, бес. 13 на Деян
[1226] Святой Иоанн Златоуст, бес. 18 на посл. к Евр
[1227] Святой Иоанн Златоуст, бес. 22 к Кор
[1228] Святой Григорий Назианзин
[1229] Святой Иоанн Златоуст, бес. 22 к народ
[1230] И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея
[1231] Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион
[1232] Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им
[1233] Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой
[1234] Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой
[1235] Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
[1236] Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию
[1237] И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова
[1238] ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое
[1239] сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих
[1240] Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям
[1241] Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых
[1242] Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
[1243] Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный
[1244] В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века
[1245] Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас
[1246] Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
[1247] Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко
[1248] ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете
[1249] От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
[1250] не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога
[1251] Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой
[1252] И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их
[1253] Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно
[1254] Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
[1255] Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё
[1256] Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем
[1257] если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его
[1258] и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
[1259] И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих
[1260] и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие
[1261] Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон
[1262] Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? а если получил, что хвалишься, как будто не получил
[1263] Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть
[1264] Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий
[1265] Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией
[1266] Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца
[1267] Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут
[1268] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет
[1269] Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим
[1270] а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё
[1271] какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
[1272] Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии
[1273] Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума
[1274] Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком
[1275] Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин
[1276] Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
[1277] от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим
[1278] и Ефрем говорит: "однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом"
[1279] При трясении решета остается сор: так нечистота человека — при рассуждении его
[1280] Уход за деревом открывается в плоде его: так в слове — помышления сердца человеческого. Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей
[1281] беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и — окровавить ребро худому рабу
[1282] Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость — страх Господень, и во всякой мудрости — исполнение закона
[1283] Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем
[1284] И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому
[1285] Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте
[1286] Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам
[1287] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
[1288] Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями
[1289] Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое
[1290] ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит
[1291] Апостол для краткости упоминает здесь не о всех девяти степенях ангельских, а только о четырех, потому что о трех других: ангелах, силах и архангелах, он говорил уже прежде (Рим. 3:38; 1 Сол. 4:16); а об остальных двух: херувимах и серафимах говорили еще пророки (Псал. 17, Иезек. 10:1: Ис. 6:2)
[1292] И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
[1293] но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное
[1294] Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога
[1295] Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте… Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия
[1296] Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением
[1297] делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы
[1298] Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
[1299] чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его
[1300] Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем
[1301] Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак
[1302] Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились
[1303] Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым дела
[1304] в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов
[1305] потому что все согрешили и лишены славы Божией
[1306] Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками
[1307] Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни
[1308] Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие
[1309] Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем
[1310] Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), стр. 411
[1311] Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранны
[1312] Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем
[1313] Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя
[1314] Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня
[1315] За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
[1316] Блаженный Августин, dе Сivit. Dеi
[1317] Блаженный Августин, dе Сivit. Dеi
[1318] Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил
[1319] Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня
[1320] и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои
[1321] Блаженный Августин, in рs 54
[1322] Святой Григорий Назианзин, Disс 15. п. 8
[1323] Святой Василий Великий, к Амфил
[1324] Святой Киприан о падших
[1326] Святой Климент, в пос. к Корин
[1327] Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника
[1328] Святой Амвросий, 1, 6 Нех. с.
[1330] Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего
[1331] Святой Амвросий, 1ib. Нех. с. 4
[1332] Блаженный Августин, с. 18. Sоlilоq
[1333] Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя
[1335] Святой Иоанн Златоуст, на Мат
[1336] И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены
[1337] за которые гнев Божий грядет на сынов противления
[1338] гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил
[1339] увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой
[1340] Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога
[1341] Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия
[1342] Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира
[1343] И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
[1344] и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями
[1345] и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его
[1346] И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
[1347] и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины
[1348] но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках
[1349] нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь
[1350] Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя
[1351] И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует
[1352] Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним
[1353] Блаженный Августин, in Еnсhirid. аd Lаurеnt
[1354] Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение ее не послужит ко благу
[1355] Блаженный Августин, dо dосt. сhrist
[1356] Святой Ефрем Сириянин, lib. dе virt. еt vit
[1357] Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный
[1358] Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим
[1359] Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
[1360] А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной
[1361] Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду
[1362] Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды
[1363] Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова
[1364] так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда
[1365] время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить
[1366] Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих
[1367] Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих
[1368] и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор
[1369] Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 631
[1370] вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику… и если священник увидит, что прокаженный исцелился … то … прикажет взять … двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и прикажет … заколоть одну … а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле
[1371] народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет
[1372] Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое
[1373] И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало